Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Речевые построения, выдающие ложь

Вслучае разногласия между словами и жестами вашего собеседника больше доверяйтесвоему зрению, чем слуху. Скрыть правду или истинное отношение к вам легчепосредством слов, мимики, голоса и труднее при помощи других средств общения:жестов, движений, позы.
Дмитрий Викторович Аксенов
Наверное,каждый человек хоть раз в жизни задавал себе вопрос о том, как поймать лжецаили соврать так, чтобы не быть пойманным. О сложности и многогранности феноменалжи свидетельствует тот факт, что за тысячелетия существования человеческойцивилизации люди изобрели тысячи способов обмана и придумали ему десятки имен.Стоит только раскрыть словари, и можно поразиться количеству синонимов глагола«обмануть»: ввести в заблуждение, перехитрить, одурачить, провести, обойти,обхитрить, надуть, оставить в дураках, оставить с носом, обвести вокруг пальца,втереть очки, наставить нос, обморочить, одурачить, обдурить, околпачить,облапошить, обставить, объегорить, оболванить, обжулить, обвести, обмишурить,обштопать, обуть, нагреть, взять на пушку, заморочить или задурить голову,замазать глаза, охмурить, навешать лапши на уши и т.д. Вечная проблемачеловеческой искренности не раз становилась предметом обсуждений вхудожественной и научной литературе, которая рассматривала проблему лжи с двухосновных позиций: морали и собственно психологии. В обществе, как известно,человеку приходится скрывать свое истинное Я, что неизбежно приводит ко лжи. Человеклжет, чтобы соблюсти элементарные правила вежливости, или прибегает ко лжи,когда это для него выгодно. Известный психолог Ж. Дюпре дает следующееопределение лжи: «Ложь — это психосоциологический словесный, или нет, актвнушения, при помощи которого стараются, более или менее умышленно, посеять вуме другого какое-либо положительное или отрицательное верование, которое самвнушающий считает противным истине». Введение в заблуждение другого человека,внушение ему ложных «верований», согласно точке зрения Ж. Дюпре, может бытьсознательное (продуманное, намеренное) и бессознательное. Эти же два вида лживыделяют и другие авторы.
Наблюдая,анализируя, обобщая информацию, делая выводы о честности человека, решая,принимать его информацию за истинную или ложную в данной ситуации, людиосновываются на собственных эталонах правды и лжи, искреннего и неискреннегоповедения. Однако не все характеристики поведения лгущего человека одинаковопоказательны, и поэтому разные люди с различной долей успешности распознаютложь среди той информации, которую передает им собеседник.
Нанеискренность собеседника могут указывать следующие его слова, фразы, ответы иособенности речи (но ни в коем случае не являются однозначными доказательствамиэтого):
настойчивоеубеждение в собственной искренности, при котором он чрезмерно подчеркивает своючестность, неизменно настаивая на том, что говорит только правду — в случаях,когда никак не выражается недоверия к его словам. Например: «честноеслово, я не знаю»; «клянусь здоровьем»; " даю руку наотсечение"; " честное слово, дело было так".
увиливаниеот обсуждения определенных тем, вопросов (когда они затрагивают какие-либонеприятные для человека моменты). Например: «я не буду этообсуждать»; «не могу вспомнить»; «я этого не говорил(а)»;" не вижу здесь никакой связи";
необоснованнопренебрежительный, вызывающий или враждебный тон, — когда вас явно провоцируютна грубость. Например: «я не обязан(а) отвечать на ваши вопросы»;«я не знаю, о чем идет речь»; «я вообще не желаю с вами говорить»;
стремлениевызвать ваши симпатию, доверие, чувство жалости, в случае если предшествующиеотношения не привели к такому сближению. Например: «у меня семья,дети»; " я такой же, как и вы"; «у меня точно такие жепроблемы»;
непродолжительноеотрицание или равнодушные, уклончивые ответы на прямые вопросы. Простыеповторяющиеся ответы или повторение простого отрицания. Уклонение отиспользования слов «да» или «нет». Например: «я об этом ничего незнаю»; " вы же сами это говорили"; " я не уверен(а)";«вы меня уважаете?»; «вы, несомненно, человек серьезный»;
Честныйчеловек старается говорить больше и отстаивает свою искренность при выражениисомнений в ней, тогда как равнодушные, уклончивые ответы на прямые вопросы невписываются в понятие этичного поведения. Это:
проявлениенерешительности в высказываниях; отвлечение собеседника несмолкаемым разговоромлибо многочисленными вопросами;
нежеланиеили утрата способности отвечать на задаваемые вопросы;
длительныепаузы перед ответами; слишком медленные или запутанные ответы;
ответвопросом на вопрос;
повторениезадаваемых вопросов вслух или просьбы о пояснении вопроса;
маскировкасути вопроса лишней, не относящейся к делу информацией.
Подобноеповедение вызвано тем, что в ходе беседы человеку становится все труднее итруднее лгать. Если при этом вы выясняете какие-либо обстоятельства, полезноиметь в виду, что невиновный человек:
можетвыражать подозрительность, недоверие к вам, не оказывая при этомпротиводействия в выяснении обстоятельств по делу;
нередкодает исчерпывающую информацию со всеми подробностями, даже не имеющими прямогоотношения к делу;
многословен;
постоянностарается перебить вас своими объяснениями;
начинаетактивно защищаться до того, как его в чем-то обвинят или заподозрят.
Вто же время виновный человек:
избегаетподробных объяснений, немногословен;
сдерживаетсебя при ответах на вопросы;
оказываетпротиводействие при выяснении фактов;
можетотказаться от объяснений без всяких видимых причин;
указываетна точность мелких деталей;
выражаетжелание помочь вам при выяснении тех или иных обстоятельств.
Изучениеупомянутых признаков речевого поведения собеседника даст вам возможностьразвить свою наблюдательность, позволит отработать разумный стиль собственногоповедения.
Приэтом одна из важнейших практических рекомендаций заключается в том, чтобы вслучае разногласия между словами и жестами вашего собеседника больше доверятьсвоему зрению, чем слуху. Истине будут соответствовать больше все-такиневольные жесты, движения человека, его мимика, а не произносимые фразы.
Необходимоучитывать, что надежность признаков, передающих подлинное отношение вашегопартнера по общению, убывает в следующем порядке: пространственноерасположение, поза, голосовые сигналы, мимика, непосредственно высказывания.Иначе говоря, скрыть правду или истинное отношение к вам легче всегопосредством слов, мимики, голоса и труднее всего — при помощи других средствобщения (жестов, движений, позы).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :