Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Развитие личности в трудных жизненных ситуациях и экстремальных условиях

Склярова Т. В.
Повседневнаяжизнь человека характеризуется таким признаком, как «порядок жизни». Порядокжизни рассматривается в психологии в связи с понятиями «адаптация», «гомеостаз»,«стабильность», «относительная устойчивость». В ходе адаптации к жизни учеловека складывается определенный образ мира и себя в нем. Как правило, реальныймир «вовне» и сложившийся у человека субъективный образ мира уравновешены.Реальность повседневной жизни представляет собой череду типичных, привычныхситуаций в хорошо освоенном внешнем пространстве, что воспринимается личностьюкак само собой разумеющееся. Обычная повседневная жизнь складывается, такимобразом, из ситуаций, не нарушающих привычный порядок жизни.
Выходыза пределы ситуаций повседневной жизни связаны с тремя уровнями нарушенийпривычного порядка жизни.
Первыйуровень – «повседневные неприятности», которые личность интегрирует в освоенныйпорядок своей жизнедеятельности. Термин — daily hissless (повседневныенеприятности) ввел в 70-х годах ХХ века Р. Лазарус для обозначения возникающиху человека серьезных жизненных затруднений, не прерывающих, однако, привычныйраспорядок жизни.
Второйуровень – трудные жизненные ситуации, в которых «в результате внешнихвоздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека кжизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основныежизненные потребности посредством моделей и способов деятельности (поведения), выработанныхв предыдущие периоды жизни»(64, с.29). Все трудные жизненные ситуациихарактеризуются нарушением устойчивости привычного образа жизни ивозникновением необходимости изменений, независимо от того, воспринимаются оничеловеком негативно или позитивно. Трудные жизненные ситуации весьма разнородны,различаются они как субъективными, так и объективными характеристиками. Этомогут быть ситуации, вынуждающие человека менять свою профессиональнуюдеятельность, место жительства, привычное окружение. Непредвиденные несчастья игорести, опасные болезни, трагические потери, равно как и долгожданные изменения,связанные с приятными событиями жизни – завершением обучения, супружеством, рождениемдетей, все эти события можно отнести к разряду жизненных ситуаций, требующихизменения привычного распорядка жизни человека. В каждом из названных примеровнеобходимо выявлять как объективные, так и субъективные аспекты труднойжизненной ситуации.
Третийуровень – экстремальные ситуации или условия жизни человека, связанные сприродными бедствиями, эпидемиями, техногенными авариями или катастрофами, военнымидействиями, террористическими актами, глобальными или локальными социальнымипотрясениями. По мнению психологов, все названные обстоятельства приводят кразрыву жизненного пути личности и провоцируют жизненный кризис.
Понятия«экстремальная ситуация» и «чрезвычайная ситуация» часто употребляются вспециальной литературе, как синонимичные. Н.Г.Осухова различает эти понятия покритерию источника травматизации (64, с.69). Чрезвычайные ситуации, такие какприродные бедствия, эпидемии, техногенные катастрофы, в результате которыхпогибает или травмируется большое количество людей, имеют обезличенный источникугрозы. Экстремальные ситуации могут быть антропогенного или социальногохарактера, они выводят человека за пределы нормального человеческого опыта иимеют своим источником травмирующее действие другого человека или группы людей.
«Исследованияпсихиатров (Александровский Ю.А., Щукин Б.П., 1991) и психологов (ТарабринаН.В., 2001) показали, что наиболее длительной, интенсивной и разрушительнойоказывается реакция пострадавшего на человеческий стрессор (пытки, теракты, изнасилование),т.е. угрозу, исходящую от других людей. Неслучайно чрезвычайные происшествияприродного происхождения люди обычно переживают гораздо легче, чемантропогенные. Землетрясения и наводнения пострадавшие от них расценивают какБожью волю или действие безликой природы, — тут ничего нельзя изменить. А вотэкстремальные ситуации антропогенного характера, подобные бесланской трагедии, настолькоразрушительно действуют на личность, что не только дезорганизуют поведениечеловека, но и «взрывают» базовые структуры всей его личностной организации –образ мира. У человека разрушается привычная картина мира, а вместе с ней – всясистема жизненных координат».
Чрезвычайныеситуации нарушают механизмы саморегуляции личности. Как правило, выделяют трипериода развития чрезвычайной ситуации, в каждом из которых наблюдаются своиособенности отклонений в психических состояниях и поведении людей. Первыйпериод — фаза «шока и оцепенения» следует непосредственно после стрессовоговоздействия. Автоматически включаются инстинкты самосохранения, которые не даютчеловеку полностью осознать разрушительную действительность. В «отключившемся»от реальности сознании появляется ощущение нереальности происходящего, оцепенение,оглушённость. Реакция пострадавшего может быть бесчувственной, напоминающейповедение парализованного человека, а может быть (особенно у детей) активной –с криком, произнесением бессмысленных фраз, монотонными движениями. Второйпериод — фаза эйфории продолжается от нескольких минут до нескольких часов. Упострадавших, не получивших физических травм, наблюдается «подъем настроения».Они активны, многоречивы. Постепенно эйфория сменяется вялостью, безразличием.На этом этапе действительность уже «просачивается в сознание», начинаетсяинтеллектуальная переработка случившегося, предпринимаются попыткиадаптироваться к новым условиям жизни. Третий период — фаза реакции, наиболеедраматический период. В это время переживается стресс осознания, человек пытаетсяпонять, что произошло и найти хоть какой-то смысл случившегося. В сознаниисталкиваются ранее сложившаяся структура образа мира и самого себя с новойситуацией внезапных утрат и дискомфорта, что подвергает тяжелым испытаниямцелостность личности. Специалисты по экстремальным и чрезвычайным ситуациямубеждены в том, что настоящее бедствие наступает тогда, когда заканчиваетсякатастрофическое действие и начинается оказание помощи пострадавшим.
Значительнуюроль в направленности и интенсивности развития травматического стресса имеетпредставление человека о своей возможности влиять на экстремальный фактор.Наиболее тяжелые реакции возникают при восприятии пострадавшим «концептабезвыходности» из ситуации и беспомощности перед стрессом. Эмпирические исследованиясвидетельствуют о том, что «индивидуальная выраженность неблагоприятныхпроявлений стресса в большей степени зависит от осознания человеком своейответственности за себя, за окружающих, за все, происходящее в экстремальныхусловиях».
Л.А.Китаев-Смык выделяет три типа отношений человека к самому себе, которыеобуславливают различное воздействие на него экстремальной ситуации. Восприятиечеловеком себя жертвой ситуации увеличивает разрушительность воздействиятравматического стресса на личность. Отношение к себе, как «ценности, довереннойсебе же», обеспечивает наибольшую сохранность личностных структур и проявлениеосознанной волевой активности. «Такая позиция чаще всего встречается средиопытных летчиков-испытателей, спасателей… однако она встречается и у людей, которыене получили специальной подготовки, но обладают развитым чувством собственногодостоинства. Именно чувство собственного достоинства помогает им в критическихусловиях совладать с ситуацией и сохранить свою личность от распада». Отношениек себе, как к одному из ряда людей возникает у лиц, обладающих ответственностьюи хорошо знакомых с особенностями стресса. Духовные установки личности, осознаниечеловеком смысла жизненного испытания, выпавшего на его долю, зачастуюпозволяют не только избежать распада личности, но и пережить «эволюцию вморальном и религиозном отношениях» (В.Франкл). Об особенностях переживанияличностью экстремальных ситуаций пребывания в концлагере подробно написано вкнигах психологов В.Франкла, А.Коэна и Б.Беттельхейма, лично пережившихзаключение в концлагерях в годы Второй мировой войны.
Такимобразом, способствуют сохранению психических структур в экстремальных ситуацияхтакие установки личности, как осознание собственного достоинства, смысла своейжизни и смысла переживаемых стрессов и утрат.
Препятствуютформированию защиты от стресса такие установки личности как:
— оправданность страданий достижением некоей конкретной или мистической цели;
— недостижимость освобождения (обреченность);
— отсутствие сведений о пути выхода (дезориентация);
— формирование установки на уникальность своих переживаний и страданий вчрезвычайной ситуации;
— приписывание себе чувства вины;
— формирование установки на безвыходность ситуации.
Использованыматериалы учебного пособия Осуховой Н.Г. Психологическая помощь в трудных иэкстремальных ситуациях. М., Академия, 2005
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.