Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Развитие ребенка в возрасте - 7 – 8 месяцев

Мещерякова С. Ю.
Ввозрасте 7 — 8 мес. ребенок подрастает примерно на 2 см и прибавляет в весе550-600 г в месяц. В физическом развитии малыша происходят два важных события.В течение этих двух месяцев он научается сидеть без поддержки и ползать.Благодаря этим приобретениям расширяются возможности ребенка в ознакомлении сокружающей действительностью. Малышу уже не нужно тратить усилия на сохранениеравновесия в позе сидя, поэтому он может с большей легкостью действовать сигрушками. Передвигаясь ползком, ребенок значительно расширяет свое жизненноепространство, может достать интересующий предмет.
Некоторыеродители, беспокоясь о безопасности малыша и не имея времени постоянно следитьза ним, на длительное время помещают ребенка в манеж. С точки зрения детскогоразвития это не самый лучший выход. Ограничение жизненного пространства ребенкасковывает его личностную активность, препятствует развитию любознательности.Родители должны поощрять стремление малыша познавать новое: давать дляознакомления разнообразные предметы, время от времени спускать младенца наутепленный пол, предварительно убрав из зоны досягаемости, все, что можетнанести ущерб здоровью ребенка. Ползание очень полезно для физического развитияребенка. Оно укрепляет мускулатуру, развивает длинные мышцы спины, брюшнойпресс, усиливает легочную вентиляцию, при этом улучшается кровоснабжение мышц ивнутренних органов. Ползание является прекрасной профилактикой нарушенияосанки. Если Вы все же не можете отказаться от манежа, то постарайтесь избавитьмалыша от скуки, поставьте коробку с игрушками и интересными для негопредметами, которые он будет вынимать и рассматривать.
Малышстарательно изучает все признаки любого попавшего в его руки предмета. Онперебирает множество действий: подносит предмет ко рту, чтобы обследовать его спомощью языка и губ, переворачивает и разглядывает под разными углами зрения,ощупывает, трогает пальчиком детали поверхности. Ребенок стремится узнать, чтопроизойдет в результате разнообразных действий, которые он научился выполнять.Малыш то ставит предмет, то опрокидывает его, размахивает, постукивает, бросаетна пол и прослеживает падение. Восьмимесячный ребенок проявляет особенныйинтерес к маленьким предметам и мелким деталям. Он подолгу внимательнорассматривает царапину на кубике, крошечное отверстие в резиновой игрушке,хлебные крошки и пятнышки на клеенке. Однако помните, что совсем мелкиепредметы нельзя давать ребенку, если Вы не сидите рядом с ним. Он может взятьмелкую игрушку в рот и нечаянно подавиться, засунуть ее в нос или в ухо.
Совершаясамостоятельно разнообразные действия с предметами, ребенок знакомится с ихразличными свойствами, постигает причинно-следственные связи между своимидействиями и их последствиями (ударяет по столу кубиком — слышит звук,выпускает из рук ложку — она падает и звенит, мнет или рвет бумагу — она шуршити изменяет форму). Этот опыт очень важен для ребенка: он не только знакомится сразнообразными свойствами вещей, но и познает свои собственные возможности,формирует представление о себе.
Сравнитеповедение малыша в том случае, когда он сумел дотянуться до игрушки, разобратьее на части или вытащить из коробочки, с теми случаями, когда ему ничего неудается. Очевидно, что в первой ситуации ребенок почувствует себя болееуверенным, способным что-то совершить и это поможет ему быть настойчивее припоследующих затруднениях. Если неудачи повторяются из раза в раз, то малышбудет ощущать себя неумелым, неуверенным и любые попытки в затруднительныхситуациях прекратит гораздо быстрее. Опыт самостоятельных действий с предметамипорождает переживание младенцем себя как субъекта деятельности. Это отражаетсяв появлении уверенности в действиях, настойчивости в достижении желаемой цели(завладеть игрушкой, почеркать карандашом, покрутить ручку радиоприемника,вынуть из ботинка шнурок и пр.) в отстаивании права на выбор желаемогодействия. Самоощущение ребенка во многом зависит от отношения к нему близкихлюдей. Если Вы любите ребенка, заботитесь о его эмоциональном благополучии,поддерживаете радостное настроение, предоставляете ему свободу в действиях,поощряете все его успехи, тогда у него складывается положительный образ себя.
Отом, как малыш относится к себе, Вы можете узнать, поднеся его к зеркалу. Впервые месяцы второго полугодия жизни дети охотно соотносят свои реальносовершаемые движения с наблюдаемыми в зеркале. Они шевелят пальчиками,размахивают ручками, глядя в зеркало и прослеживая взглядом отражение своихдвижений, а иногда переводят взгляд с руки на ее отражение в зеркале. Еслималыш рассматривает свое отражение, смотрит в глаза, улыбается, — значит, унего развивается положительное отношение к себе. Если же он смущается, отводитвзгляд от своего отражения, не проявляет к нему интереса – задумайтесь, все лиВы делаете правильно.
Вашеотношение к ребенку он воспринимает в процессе общения с Вами. Для целейобщения малыш использует уже не только выразительные мимику и звуки, как этобыло ранее, но и разнообразные позы, жесты, приближение или отдаление, аглавное — предметные действия. Желая привлечь взрослого к совместной игре, онвручает или протягивает ему игрушку, изображает желаемое действие, катая,например, машинку, предлагая завести волчок, подудеть в дудочку. Часто детивыбрасывают игрушки и жестами, требовательными звуками просят взрослого поднятьих. Это типичный пример привлечения взрослого к «деловому» общению.Экспрессивно-мимические средства общения дополняются проявлением негативныхэмоций. Малыш уже выражает недовольство предложенным взаимодействием(уклоняется от ласки, сердится), обиду (если взрослый не дает ему желаемуювещь), огорчение (если не удается совершить какое-то действие). Постепенномалыш начинает понимать речь взрослых и использовать для общения лепет. В 7 — 8мес. он уже понимает простые вопросы «Где мама?», «Гдепапа?», «Где киска?» смотрит на названного человека, предмет, попросьбе взрослого выполняет простые действия «Дай»,«Положи», «Возьми».
Частородители совершают большую ошибку, стремясь «приучить ребенка ксамостоятельности» и ругая его, если он начинает капризничать, оставшисьнадолго наедине с игрушками. Почему ребенок так настойчиво стремится привлечьвзрослого к совместной игре? Дело в том, что малыш быстро исчерпывает интерес кигрушкам, так как его самостоятельные действия с ними весьма ограничены. ЗдесьВаша помощь незаменима. Только взрослый может продемонстрировать ребенку новыедействия с предметами, которые не вытекают из их физических свойств, нообусловлены культурными способами употребления. Образец действий, который Выдадите ребенку, поможет ему гораздо разнообразнее использовать предметы.Например, он узнает, что мячик можно катать, кубики ставить один на другой, сжиматьигрушку-пищалку, кольца пирамидки нанизывать на стержень. Чтобы ребенок усвоилобразцы новых действий, полезны совместно-разделенные действия со взрослым: мячкатать друг другу, поочередно надевать кольца пирамиды и т.п. К 7 — 8 месяцаммалыш научается приурочивать свои действия к действиям взрослого (подаватькубик, катать поочередно со взрослым друг другу мячик, выполнять простыедействия по просьбе взрослого).
ЕслиВы хотите, чтобы Ваш малыш успешно развивался, необходимо организовывать с нимне только игры с использованием предметов, но и другие занятия. В этомвозрасте, также как и раньше, полезно почаще играть с ребенком в игры-потешки.(«Ладушки», прятки, «Сороку-ворону», «Баба сеялагорох» и др.) Все эти игры радуют ребенка, углубляют привязанность ковзрослому, способствуют развитию внимания, подражания, речи.
Дляпознавательного развития очень полезно рассматривание картинок, иллюстраций вкнижках. Начинайте показывать ребенку книжки уже с семи-восьми месяцев. Сначаламалыш будет стремиться не столько к рассматриванию, сколько хватать и мятькартинки. Со временем он заинтересуется иллюстрациями, но для этого взрослыйдолжен показать рисунок и назвать его: «Это птичка, это зайчик, а вотдомик, девочка...» и т.п. Вскоре совместное рассматривание картинок станетлюбимым занятием малыша. Не требуйте от него, чтобы он показывал сам, где рыбкаили зайчик, ребенок в один прекрасный момент сам покажет на картинку. Непоправляйте его сразу, поощряйте всякую попытку показать что-то в книге. Неговорите: «Нет, это не зайчик, это птичка», а скажите «Молодец,ты показал птичку, а я покажу тебе зайчика».
Вэтом возрасте ребенок ярко проявляет потребность в сопереживании: показываетлюбимому человеку радующие его игрушки, смеется, глядя в глаза взрослому,наблюдая за заводным волчком или услышав веселую музыку. Малыш ищетсопереживания у близкого взрослого и при негативных эмоциях. Например,испугавшись или ударившись, он адресует свои переживания маме, плача, смотритей в глаза, стремится ощутить ее любовь — обнять, прижаться в поисках защиты,после чего испуг быстро проходит.
Еслиотношение детей этого возраста к родным окрашено яркими положительнымиэмоциями, то отношение малыша к незнакомым людям выражается прежде всего вповышенном внимании, а иногда и в настороженности, которая может перейти всмущение и робость. У ребенка в возрасте 8 месяцев незнакомые люди могутвызывать и яркие отрицательные эмоции. Однако на руках у близкого взрослого«страх незнакомца» быстро проходит, малыш выглядывая из-за маминогоплеча и снова прячась, постепенно начинает улыбаться, «кокетничать»,выражая свое расположение постороннему человеку.
Коснемсяеще оной важной проблемы данного возраста. Многих родителей волнует вопрос:когда нужно и нужно ли приучать ребенка пользоваться горшком? Одни родителичуть ли не до трех лет используют памперсы и сталкиваются с проблемой приученияребенка к опрятности позже. Другие пытаются использовать горшок еще в первомполугодии жизни. Это иногда удается, если у ребенка регулярный стул, но в болеестаршем возрасте при изменении питания регулярность стула может нарушиться ипроблема встает во втором полугодии. Приучение к опрятности — важный момент вжизни малыша и его родителей. Если родители допускают ошибку (начинают приучатьребенка к горшку слишком рано или слишком поздно, прибегают к принуждению,наказаниям или порицаниям), то у малыша может появиться страх или отвращение кгоршку. Это может затянуться надолго и осложниться другими проблемами. Родителидолжны научиться проявлять терпение и деликатность в этом вопросе.
8месяцев – вполне подходящий возраст для приучения малыша к горшку, если у негорегулярный стул и он умеет самостоятельно сидеть. Внимательно понаблюдайте замалышом и подгадайте момент, когда он соберется отправлять нужду. Проследите,чтобы малышу было удобно сидеть на горшке. Можно использовать специальныйстульчик с отверстием, положив на него поролоновую подстилку или поставитьгоршок на маленькую скамеечку и придерживать ребенка. Если Вы не пользуетесьстульчиком, проследите, чтобы горшок не был холодным и мокрым, согрейте егопредварительно горячей водой и насухо вытрите. В первое время, чтобы ребенок неиспугался, посидите с ним рядом, ласково приободрите; если малыш протестует, непринуждайте его, не закрепляйте негативные эмоции. Не выдерживайте малыша нагоршке длительное время.
Похвалитеребенка, если он посидел на горшке, даже если ничего не сделал. Обязательнопохвалите и порадуйтесь вместе с малышом, если у него все получилось. Когдамалыш освоится сидеть на горшке, предлагайте ему горшок регулярно в течениедня, перед сном и после сна. Ни в коем случае не ругайте и не стыдите ребенка,если он замочил или испачкал штанишки!
ЕслиВы все будете делать правильно, к концу года малыш может научиться иногдапользоваться горшком. Однако помните, что умение проситься на горшок исамостоятельно опорожнять мочевой пузырь и кишечник приходится на возраст между2 и 2,5 годами.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.