Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Развитие представлений о смысловых образованиях личности в деятельностном подходе

Реферат по курсу «Методологические основыпсихологии» студентки Палт Е.А., 55 гр.
Московский государственный университетимени М.В. Ломоносова.
Факультет психологии.
Кафедра педагогики и педагогическойпсихологии.
Москва, 2001 год.
Человек в мире и мир в человеке.
Этаформула, представленная в книге Д.А.Леонтьева, является для нашего изложенияпрограммной: в ней заключено несколько пластов, которые мы постараемся осветитьв нашем реферате.
Вэтой фразе отражены некоторые закономерные этапы в истории психологии, накоторые мы будем опираться в своем изложении. По нашему мнению, в историипсихологии можно выделить два этапа: изучение того, как человек функционирует вмире и как мир отражается в сознании человека. Во многом, весь реферат будетпостроен с позиций задач истории психологии: мы попробуем пройти через основныеэтапы развития представлений о смысловых образованиях личности (преимущественнов деятельностном подходе), чтобы найти закономерности такого развития; описатьосновные идеи, пронесенные через множество различных подходов; наметитьперспективы изучения (то есть некоторые нерешенные вопросы, новые области)смысловых образований личности.
Выполнениеэтой задачи поможет нам выделить теоретические основы нашего дипломногоисследования, которое также направлено на изучение смысловых образований ОбразаЯ ребенка.
Второйпласт формулы «Человек в мире и мир в человеке» отражает теоретическое,смысловое содержание представлений о смысле, который присутствует во многихпредставлениях о природе личностного смысла и который в первом приближенииможно определить как «субъективное значение данного объективного значения» (9,стр. 258).
Психология: наука о душе, о психике, одухе.
Учениео душе является первой формой психологической мысли, и, по словам Л.С.Выготского идея души как объяснительного принципа сущности человека явилась«…первой научной гипотезой древнего человека, огромным завоеванием мысли…»(цит. по А.Н.Ждан). Это «событие», произошедшее еще в VI-V веках до нашей эры, является по сути делареволюционным моментом в истории наук. Человек наконец-то отважился перевестисвой научный взгляд с окружающего мира на себя самого. Огромными завоеваниямиэтого периода психологии можно назвать потрясающие метафоры и образыпсихической жизни людей.
Нов XIV веке произошло новое революционноесобытие: одновременно с появлением термина «психология» происходит отказ отдуши как предмета исследования и объяснительного принципа. И связано это сизменением научного мышления человека: анатомо-физиологические знания и великиеоткрытия во всех науках не позволяли изучать нечто непонятное и неведомое, чтонельзя увидеть и потрогать руками. Другими словами, наука требовала болееобъективного изучения человеческого бытия. Предметом психологии стал внутреннийопыт, явления сознания, психика, и главной метафорой психологии стала метафорачеловека как машины. Главный вопрос психологии стоял так: «Как происходитфункционирование человека?». Как раз эту парадигму и можно назвать «человек вмире».
Новыйвиток психологии задает и новый вопрос: «Ради чего человек функционирует в этоммире? Как мир представлен в сознании человека? Как связано то, что вокруг меня,и то, что во мне?». Таким образом, на рубеже XX века психология обратилась к изучению или осмыслению внутреннегомира личности, ее внутреннего стержня, нравственных и этических проблемличности и мотивационно-смысловых образований.
Понятиесмысла и смысловых образований личности в различных современных теорияхпризвано интегрировать психологическое знание, и «может претендовать на рольцентрального понятия в новой, неклассической или постмодернистской психологии,психологии «изменяющейся личности в изменяющемся мире» (9, стр.300).
Понятие смысла в зарубежной психологии.
Понятиесмысла (и связанных с ним нравственных этических проблем существованиячеловека) пришло в психологию из философии, в первую очередь, изэкзистенционализма, из работ Камю и Сартра, а также из наук о языке. Занявглавенствующее положение в экзистенциальной психологии и лингвистике, понятиесмысла обогатило и многие другие теоретические и методологические подходы впсихологии.
Понятиесмысла появилось, как пишет Д.А.Леонтьев (9, стр. 300), в начале XX века в работах В.Дильтея, Э.Шпрангера,З.Фрейда и А.Адлера, К.Левина, а в начале 40-х годов в работах В.Франкла иА.Н.Леонтьева. Значительное повышение интереса к проблематике смысла в западнойпсихологии приходится на 50-60-е годы и связано, прежде всего, с феноменомсмыслоутраты в послевоенные десятилетия (7, стр. 36).
Обзорразличных западных теорий, посвященных проблематике смысла, представлен вработах Д.А.Леонтьева (7), мы же упомянем только некоторые теории и остановимсяпоподробнее на деятельностном подходе.
Встатье «Смысл как интегрирующий фактор» Э.Вайсконф-Джолсон (7, стр. 36)выделяет три основных определения смысла и соответствующих им психологическихподходов (вокруг которых концентрируются остальные теоретическиепредставления): 1) смысл как интеграция личной и социальной действительности(Г.Ф.Феникс), 2) смысл как объяснение и интерпретация жизни (Дж.Ройс) и 3)смысл как жизненная цель и задача (В.Франкл).
Вэтих представлениях важно выделить две основные характеристики смысла: 1) смыслпонимается как взаимодействие индивидуального и социального, общественного вчеловеке, 2) смысл является некоторой вершиной личности, ее интеграцией.
Истоки понятия смысла в отечественнойпсихологии.
Представленияо смысловых образованиях начинают формироваться в отечественной психологии вработах Л.С.Выготского в работе «Мышление и речь» при анализе взаимодействияаффекта и интеллекта. Таким образом, во всякой идее, согласно Выготскому,содержится в преобразованном виде аффективное отношение к действительности,представленное в этой идее. Позднее, в концепции А.Н.Леонтьева в понятииличностный смысл будет отражаться связь объективного и субъективного вчеловеческом сознании.
Считается,что понятие смысла у Выготского, введенное в контексте изучения понятий,«сохраняет семантическую трактовку, используется применительно лишь квербальным, словесным смыслам» (7, стр. 78.). По мнению же А.А.Леонтьева (9,стр. 120), Выготский использует понятие смысла и вне пространства семантики. Всвоем конспекте об игре (опубликованном в книге Д.Б.Эльконина «Психологияигры», 1978), Выготский в игре дошкольника выделяет понятие смыслового поля какпротивопоставление видимому полю, и понятие смысла действия, не совпадающего среальным действием. В данной статье понятие смысла у Выготского, по словамА.А.Леонтьева, близко к «леонтьевскому» пониманию личностного смысла (9, стр.120).
Понятие личностного смысла А.Н.Леонтьева.
Понятиесмысла появилось у А.Н.Леонтьева в 1940 году в контексте зоопсихологии иэволюционной психологии. Различая смысловые механизмы у животных и человека,Леонтьев говорит о «биологическом смысле» у животных и «сознательном смысле» учеловека. «Возникновение в ходе развития общественных отношений сознания «Я» иесть возникновение сознательного смысла. Первичное значение раздваивается:появляется отношение смысл- значение. Смысл и есть «для меня значение»!», –пишет Леонтьев (7, стр. 84).
Введениепонятия личностного смысла относится к 1947 году. Говоря о значении как обобобщенном «отражении действительности независимо от индивидуального, личногоотношения к ней человека» (7, стр., 285), Леонтьев говорит о личностном смыслекак субъективном значении данного объективного значения. Такое пониманиесмысла, с одной стороны, очень близко идее Выготского о взаимодействии аффектаи интеллекта и об аффективном отношении к действительности как специфическойдля человека способности. С другой стороны, это определение Леонтьеваличностного смысла перекликается с особенностями понимания смысла в зарубежнойпсихологии, где смысл понимается как взаимодействие индивидуального иобщественного в человеке.
Развитиепсихики в филогенезе и онтогенезе как смена биологического смысла животныхсознательным (личностным) смыслом человека –– это развитие отношений человека кмиру, развитие диалога человека и мира. Здесь Леонтьев проводит идею, близкуюидее «моего не-алиби в мире» М.Бахтина. По Бахтину, существуют двевзаимосвязанные человеческие теории мира, которые можно также назвать «человекв мире» и «мир в человеке» и которые не противопоставляются друг другу, нонаходятся в постоянном диалоге. Эта идея, близкая также Б.Спинозе иЛ.С.Выготскому, показывает, что внешний мир не противостоит человеку, нопроявляется в его внутреннем мире в виде особых смысловых образований, где миримеет «для меня значение». Тогда внешний мир не представляется человекузастывшей скалой, но превращается в некоторую динамичную и смысловую модельмира, конструируемой самим человеком. Таким образом, не существует дляпсихологии и человека какой-то одной «истинной» или «объективной» реальности,человек и психолог всегда имеют дело с множеством, веером субъективныхреальностей, существование которых и есть отличительная черта именно человека.
Такимобразом, человек сам строит свою картину мира, и картины других миров(например, идеального мира), тем самым, связывая себя как личность и окружающиймир, преодолевая биологическую логику жизни животных и выходя на уровень смысловойрегуляции, исходя из собственных смыслов своей жизни или даже находясь выше(вне) них. Внутренний мир человека не набор субъективных реальностей, неимеющих ничего общего с действительностью, и не совокупность безликих значениймира. Внутренний мир человека есть «своеобразным образом преломленная иобобщенная внешняя реальность, окрашенная тем смыслом, который она имеет длячеловека… Основными составляющими внутреннего мира человека являются присущиетолько ему и вытекающие из его уникального личностного опыта устойчивые смыслызначимых объектов и явлений, отражающие его отношение к ним … » (6, стр. 37).
Вработах А.Н.Леонтьева Д.А.Леонтьев выделяет три аспекта рассмотрения смысла (7,стр. 85): структурный, генетический и функциональный. Структурный аспектподразумевает изучение места личностного смысла в структуре деятельности,сознания и личности. Генетический анализ показывает представления о порождении,формировании и изменении смысла. Функциональный аспект отражает представления оместе и роли смысла в деятельности и среди других психических процессов.
Рассмотримгенетический аспект личностного смысла. По А.Н.Леонтьеву, «развитие смыслов –это продукт развития мотивов деятельности, развитие же мотивов деятельностиопределяется развитием реальных отношений человека к миру, обусловленныхобъективно-историческими условиями его жизни» (7, стр.86). Дальнейшее развитиепредставлений о смыслообразовании касается больше мотивов, чем смыслов.Вводится понятие смыслообразующей роли мотива наряду с побудительной функций.
Врусле функционального анализа личностного смысла было проведено множествоэкспериментальных исследований, описанных в работах А.Н.Леонтьева,А.В.Запорожца. Эти исследования демонстрируют зависимость эффективностиразличных действий от деятельности, от отношений между мотивом деятельности ицелью деятельности, то есть от личностного смысла.
Структурнаялиния развития представлений о личностном смысле представлена наиболее полно уА.Н.Леонтьева в монографии «Деятельность. Сознание. Личность». Здесь личностныйсмысл выступает уже не как продукт структуры деятельности, но как существенныйэлемент, детерминант сознания. Личностный смысл описывается как одна изсоставляющих сознания, наряду со значением и чувственной тканью. Наиболеесущественным в этой работе является рассмотрение смысла в контексте развитияличности. Для А.Н.Леонтьева развитие личности есть становление «связной системыличностных смыслов». «Для обозначения специфической связи базовой единицыличности, «ядра» личности и вводится термин «смысловое образование», центромкоторого является связная система личностных смыслов» (1, стр. 35).
Теоретическоезначение понятия личностного смысла, выделенного А.Н.Леонтьевым, для всейотечественной психологии огромно. Как пишет Б.С.Братусь, теория деятельностисформировала специфический образ человека. Это человек, прежде всего,усваивающий, осваивающий и присваивающий в ходе своей жизни мир культуры.Условно говоря, это образ человека, функционирующего в окружающем его мире.Обращение же Леонтьева к проблемам личности, открывает новую ось теориидеятельности –– вертикальную ось. «В движении индивидуального сознания,описанном раньше как процесс взаимопереходов непосредственно-чувственныхсодержаний и значений… открывается движение еще в одном измерении… Онозаключается в соотнесении мотивов друг с другом: некоторые занимают местоподчиняющих себе другие и как бы возвышаются над ними, некоторые, наоборот,опускаются до положения подчиненных или даже вовсе утрачивают своюсмыслообразующую функцию. Становление этого и выражает собой становлениесвязной системы личностных смыслов – становление личности» (9, стр. 285).
Этапроблема вертикали сознания опирается на некоторый образ или метафору личности,которую на наш взгляд можно описать как пирамиду. Этот образ не соотноситсянапрямую с пирамидой потребностей А.Маслоу, и не означает того, что личностьпонимается как слоеный пирог. Эта метафора показывает некоторую иерархичностьличности ли, сознания ли, и некоторую главенствующую функцию именно смысловыхобразований личности, каких-то предельных смыслов. Недаром, обращение именно ктаким проблемам личности Выготский и затем А.Н.Леонтьев назвали вершиннойпсихологии, в противовес, например, глубинной психологии З.Фрейда. Интересноздесь и обсуждение проблемы осознанности и неосознанности смысловых образованийличности. Еще А.Н.Леонтьев говорил, что работа человека по осознанию своихмотивов является наиболее значительной в психологии зрелого человека, и некаждая личность способна на это.
Итак,разработка А.Н.Леонтьевым проблем личности привела к исследованию в руслеотечественной психологии проблем нравственно-духовной, ценностной сферыличности, то есть к сфере обращения к предельным вопросам, вопросам выходящимза грань конкретной деятельности, конкретной жизни. Именно в этих проблемахклассическая теория деятельности находит точки соприкосновения сгуманистической и экзистенциальной психологией.
Теоретическоеизучение личностных смыслов, простраивание модели личности А.Н.Леонтьевымпродолжалось с 30-тых до 70-тых годов. При этом теоретическое значение данногоконструкта почти не менялось. Концепция личностного смысла обогащаласьпредставлениями о соотношении смысла, мотива, сознания и деятельности. Это былпервый этап изучения смыслов в деятельностном подходе. Дальнейшее изучениесмыслов происходило по линии дифференциации данного понятия.
Д.А.Леонтьеввыделяет (7, стр. 103) несколько этапов в изучении личностного смысла,смысловых образований и смысловой сферы личности в отечественной психологии.
Первыйэтап (который мы уже описали) – 1930-е – 1970-е годы – введение А.Н.Леонтьевымпонятия смысла как объяснительного понятия и его теоретическая разработка.
Второйэтап – с середины до конца 1970-х годов – введение рядом авторов родственныхпонятий: смысловое образование, смысловая установка, смысловой конструкт,операциональный смысл и др..
Третийэтап – с начала 1980-х годов – этап интеграции этих представлений,возникновение классификации смысловых образований; синтетических понятий, такихкак «динамическая смысловая система», «смысловая сфера личности», концепцийсмысловой саморегуляции и смысловой динамики.
Развитие представлений о смысловыхобразованиях личности.
Теоретическаянагруженность и обобщенность понятия личностного смысла привели к необходимостидифференциации данного понятия. Таким образом, на протяжении десятилетия (70-егоды) возникают новые представления о смысловых образованиях личности в руследеятельностного подхода.
Вэто время А.Г.Асмолов вводит понятие смысловой установки. Проанализировав спозиции деятельностного подхода теорию установки отечественного психологаД.Н.Узнадзе, А.Г.Асмолов сформулировал положение о существовании различных формустановок и о связи этих форм с объективными факторами действительности,обусловливающими отдельные структурные моменты деятельности и вызывающиеотдельные по своей природе установки. Асмолов предложил гипотезу об уровневойприроде установки как механизма стабилизации деятельности. В соответствии сосновными единицами строения деятельности выделяются установки смыслового,целевого, операционального уровней и уровня психофизологических реализаторовустановки. Содержание установок каждого уровня зависит от того, какое местозанимает обусловливающий эти установки объективный фактор в структуре деятельности
Ведущимуровнем установочной регуляции является уровень смысловой установки. При этомсмысловая установка выполняет функцию фильтрации по отношению к нижележащимуровням. Смысловая установка актуализируется мотивом деятельности ипредставляет собой форму выражения личностного смысла в виде готовности ксовершению определенной деятельности в целом. Если личностный смысл, поАсмолову, функционирует в плане сознания, то смысловая установка являетсявыражением личностного смысла в плане деятельности. При этом смысловаяустановка может быть как неосознаваемая так и осознаваемая.
Е.В.Субботскийдает следующее определение смыслового образования: «… это составляющаясознания, которая непосредственно связывает человека с действительностью иявляется дериватом объективных функций этой действительности в жизни идеятельности субъекта» (7, стр. 92). Субботский указывает на многомерностьсмысловых образований, выражающуюся в различной степени их влияния на поведениеи в различной степени их осознанности, задача на смысл возникает лишь поотношению к «непрозрачным», скрытым мотивам.
Группойавторов (Асмолов, Братусь и др.) были выделены основные свойства смысловогообразования личности как специфической базовой единицы личности:
производностьот реального бытия субъекта, его объективной позиции в обществе,
предметность(ориентированность на предмет деятельности, смысл есть всегда смысл чего-то),
независимостьот осознания (то есть недостаточность осознания личностного смысла для егоизменения),
некодифицируемость(невозможность прямого воплощения в системе значений).
Далееразвитие представлений о смысловых образованиях личности шло по пути развитияструткурной линии анализа смысловых образований.
СогласноЕ.Е.Насиновской, смысловое образование – «это психическое образование(презентированное или непредставленное сознанию), характеризующее собственноличностное развитие человека и определяющее личностно-смысловую сферумотивации. Смысловые образования формируются в индивидуальной жизни субъекта,несут в себе субъективное отношение индивида к разнообразным объектам, являютсяодновременно и эмоционально-оценочными, и действенными образованиями. Основнойпризнак смыслового образования –– слитность с областью «Я».
Насиновскойвыделяются несколько видов смысловых образований: смыслоообразующие мотивы,смысловые установки и личностно-значимые эмоциональные переживания.Смыслообразующие мотивы представляют собой относительно стабильные смысловыеобразования, характеризующие структуру личности, то смысловые установки ипереживания есть динамические, ситуационные смысловые образования,складывающиеся в конкретных условиях деятельности. При этом личностно-значимыепереживания являются формой субъективной презентации личностного смысла, асмысловая установка представляет собой объективную форму его существования.Подобная классификация смысловых образований является попыткой интегрирования исоотнесения различных смысловых структур в единую теоретическую систему.
Б.С.Братусембыло введено новое понятие – «смысловая сфера личности», а понятию «смысловоеобразование личности» он дает более узкое определение: «это не есть личностныйсмысл как отношение мотива к цели, но есть отношение мотива к более общего исвязанным с ним мотивам менее общим и соответственно деятельности более общей кдеятельностям менее общим. Смысловое образование это целостная динамическаясистема, отражающая взаимоотношения внутри пучка мотивов, реализующих то илииное смысловое отношение к миру» (4). Это определение акцентирует системныйхарактер смыслового образования за счет связи различных уровней отношений.Таким образом, смысловое образование рассматривается как частный случайсмысловой структуры и смыслообразования.
Братусьрассматривает процесс порождения смыслов как одну из важнейших сторончеловеческого бытия. В структуре сознания он выделяет особый высший уровень,отвечающий за производство смысловых ориентаций, определение общего смысла иназначения своей жизни, отношений к другим людям и себе. С этим уровнем Братусьсвязывает ядро личности, задаваемое системой общих смысловых образований.
Совокупностьосновных отношений к миру, людям и себе образует в своем единстве свойственнуючеловеку нравственную позицию. Такая позиция особенно прочна, когда онастановится сознательной, осознанной. Причем, чем выше в системе находитсясмысловое образование, тем сложнее идет работа по осознанию, поскольку все ширеи неопределеннее становится область смыслопорождающей действительности, всесложнее и опосредованное становятся связи и отношения внутри личности.Осознанные смысловые образования, носящие предельно общий характер, называютсяличностными ценностями. Исповедание этих ценностей закрепляет единство исамотождество личности в значимых отрезках жизни, надолго определяя моральный инравственный дух личности.
Такимобразом, развитие личности можно описать так. Человек стремится занятьопределенную жизненную, прежде всего межлюдскую, нравственную позицию; затемэта позиция должна быть осознанна, тогда человек несет ответственность за нее,он утверждает ее своими поступками, делами, всей своей жизнью. И хотя этапозиция выработана и принадлежит субъекту, а поэтому глубоко пристрастна, посвоему объективному значению она есть принадлежность человеческого общества,продукт и одновременно причина движения межлюдских связей. Высший уровеньразвития личности можно определить известной формулой: «На том стою и не могуиначе», где показано не только существование определенной нравственной позициии ее осознание, но и осознание предельного переживания этой формулы дляличности.
Братусьдает двойное определение личности. В узком смысле личность это не способосуществления позиции, но сама позиция человека в этом мире, которая задаетсясистемой общих смысловых образований. В более широком понимании –– этодинамическая система смысловых образований и опосредствующих ее главныхмотивов.
Братусьдве функции смысловых образований. Во-первых, это создание образа, эскизабудущего, той перспективы развития, которая не вытекает прямо из наличнойситуации. Эта жизненная перспектива есть главное опосредствующее звено движенияличности. Во-вторых, это функция нравственной оценки действий. Нравственнаяоценка, в отличие от ситуативной, подразумевает иную надситуативную опору,особый психологический план. Этой опорой и становится для каждого человекасистема смысловых образований и ее осознание.
Братусьвыделяет в смысловой сфере личности ряд качественно своеобразных уровней.Низший, нулевой уровень –– это прагматические, ситуативные смыслы, определяемыепредметной логикой достижения цели в данных условиях. Следующий уровень ––эгоцентрический, определяемый личной выгодой, удобством и т.д… Второй уровень–– группоцентрический, в нем смысловое отношение к действительностиопределяется референтной малой группой. Третий уровень –– просоциальный, он включаетв себя общественную и общечеловеческую, то есть собственно нравственнуюсмысловую ориентацию. На высшим уровне смысловое отношение вытекает из ощущениясвязи с Богом. На этом уровне определяются субъективные отношения человека сбеспредельным, устанавливается его личная религия, то есть отношение к конечнымвопросам и смыслам жизни. Эта религия может быть атеистической, но она всегдапродукт новой веры, поскольку эта область метафизических построений, а неопытного знания.
Концепциясмысловых образований личности Б.С.Братуся показывает важную связь психологииличности с основными проблемами этики, аксеологии, философии.
Воплощениемидеи многомерной системной организации смысловых образований стало введениеА.Г.Асмоловым понятие динамической смысловой системы, как единицу анализаличности. Эта система характеризуется не только производностью от деятельностисубъекта и от занимаемой им позиции, но и обладает и собственным внутреннимдвижением, своей динамикой, определяемой сложными иерархическими отношениямимежду составляющими динамической смысловой системы.
Личностныйсмысл есть составляющая динамической смысловой системы, индивидуализированноеотражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, радикоторых развертывается ее деятельность. Главной особенностьюмотивационно-смысловых отношений является их производность от места человека,его социальной позиции в обществе и набора возможных мотивов деятельности,задаваемых этой социальной позицией.
Большоезначение А.Г.Асмолов придает процессу развития личности, то есть процессуосознания динамических смысловых систем. Процесс осознания начинается с вопроса«Ради чего я живу?», это есть процесс решения «задачи на смысл», результатомкоторого является осознание личностного смысла. В ходе решения задачи на смысл,происходит внутренняя работа личноти по соотнесению проявлений мотива внескольких плоскостях: в отношении мотива к преодолеваемым личностью ради егодостижения внешним и внутренним преградам, по сопоставлению мотива с другимивыступающими в сознании субъекта возможным мотивами той же деятельности, пооцениванию мотива в его отношении к принятым личностью нормам и идеалам, посоотнесению мотива с реальными возможностями личности (образ Я), по сравнениюсобственного мотива с предполагаемыми мотивами других субъектов.
Итак,мы представили некоторый обзор теоретических представлений о смысловой сфереличности в русле деятельностного похода. Несмотря на некоторые принципиальныеразличия в концепциях различных авторов, можно выделить некоторые общиетеоретические положения деятельностного подхода к проблеме смысла.
Смыслпорождается реальными отношениями, связывающими субъекта с объективнойдействительностью. В этом принципе проявляется исходное определение личностногосмысла (А.Н.Леонтьев) как субъективного значения данного объективного значения.Другими словами, личностный смысл принадлежит субъекту, он пристрастен, ноодновременно он соотнесен с реальной действительностью.
Непосредственнымиисточниками смыслоообразования являются потребности и мотивы личности. Такимобразом, смысла являются неотъемлемой частью деятельности.
Смыслобладает действенностью. Он характеризуется не только особенностью понимания,осознания и концептуализации субъектом действительности, но и выполняет функциирегуляции практической деятельности. Именно поэтому исследование (выделение)личностных смыслов возможно только в конкретных актах деятельности.
Смысловыеобразования не существуют изолированно, а образуют единую систему. По мнениюмногих авторов, начиная с А.Н.Леонтьева, иерархизованная система смысловпредставляет собой ядро личности.
Смыслыпорождаются и изменяются в деятельности, в которой только и реализуютсяреальные жизненные отношения субъекта.
Итак,за понятием смысла скрывается не конкретная психологическая структура, асложная и многогранная смысловая реальность, принимающая различные формы ипроявляющаяся в различных психологических эффектах.
Методы исследования смысловой сферыличности.
Проблемаизучения различных психологических образований имеет большое теоретическое ипрактическое значение. Адекватные методы выделения и фиксированияпсихологического образования позволяют экспериментальным путем проверитьадекватность теоретических построений, отделить данное явление от смежных. Сточки зрения практического результата диагностика, например, смысловыхобразований, также играет важную роль в психологической практике. Это решениемногих патопсихологических, педагогических, юридических и других проблемчеловеческой практики.
Какотмечает Б.С.Братусь, в исследовании смысловых образований личности существуютограничения. С одной стороны, смысловые образования могут существовать нетолько в осознаваемой, но часто и в неосознаваемой форме, они не поддаютсянепосредственному произвольному контролю и чисто вербальным стимулам. С другойстороны, смысловые образования всегда отражают некоторые отношения междумотивами разных деятельностей и, следовательно, не могут быть исследованы внеих деятельностного, жизненного контекста. Таким образом, методики изучениясмысловых образований должны воспроизводить целостные ситуации, поведенческиеакты.
Приизучении динамики смысловых образований в зрелом возрасте используется методсбора клинического материала, который состоит из нескольких этапов: сбораклинических данных, составление типичных историй развития, квалификацияполученных данных в психологических терминах. С помощью этого подхода быливыявлены, например, определенные периоды жизни, для которых характернынормативные кризисы, связанные с развитием смысловой сферы личности. В ходеэтих кризисов происходит либо изменение самих смысловых образований, либоизменение системы опосредствующих их мотивов.
Влияниеличностных смыслов в какой-либо конкретной деятельности изучается с помощьюэкспериментов, созданных школой К.Левина (эксперименты на уровень притязаний,исследования замещения, самооценки (метод Дембо-Рубинштейн)), а также приемискусственного прерывания, сбоя деятельности (1).
Неосознаваемостьсубъектом многих смысловых образований делает ценным для их исследованияразного рода проективные методы, такие как ТАТ, тест Роршаха, методикинезаконченных предложений. В них в ситуации множественности выбора цели идействий проявляются личностные особенности человека.
 Другимметодом, позволяющим выделять и контролировать смысловые образования являетсяметод изменения позиции ребенка в социальной ситуации, используемый висследованиях Е.В.Субботского. Он описывает методический прием, который долженлежать в основе формирующего эксперимента, а именно изменение позиции ребенка вситуации, в системе его взаимоотношений с другими людьми, что влечет дляребенка изменение смысла ситуации.
Исследованиединамики смысловых систем личности реализовано в методике предельных смыслов,разработанной Д.А.Леонтьевым. Это прием изучения динамических смысловых системчерез их отражение в индивидуальном сознании (8).
Список литературы
А.Г.Асмолов,Б.С.Братусь, Б.В.Зейгарник, В.А.Петровский, Е.В.Субботский, А.У.Хараш,Л.С.Цветкова. О некоторых перспективах исследования смысловых образованийличности. // Вопросы психологии, 1979, №4.
А.Г.Асмолов..//Вестник МГУ, серия 14, психология, 1977, №1.
А.Г.Асмолов.Психология личности. М., МГУ, 1990.
Б.С.Братусь.К изучению смысловой сферы личности. // Вестник МГУ, серия 14, психология,1981, №2.
А.Н.Ждан.История психологии. М.,1999.
Д.А.Леонтьев.Очерк психологии личности. М., 1997.
Д.А.Леонтьев.Психология смысла. М.1998.
Д.А.Леонтьев,М.А.Филатова. Психодиагностические возможности методики предельных смыслов. //Вестник МГУ, серия 14, психология, 1999, №2.
Традициии перспективы деятельностного подхода в психологии. Под ред. А.Е.Войскунского,А.Н.Ждан, О.К.Тихомирова. М., 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.