Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Проблемы социальной адаптации инвалидов

ВетроваИрина Юрьевна – соискатель кафедры социального управления, социальный педагогпо работе с молодыми инвалидами Центра социального обслуживания инвалидовЗаволжского р-на
Проблемасоциально-психологической адаптации инвалидов к условиям жизни в обществеявляется одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнеевремя этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи сбольшими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами. Несмотряна это, процесс адаптации этой категории граждан к основам жизнедеятельностиобщества остаётся практически неизученным, а именно он решающим образомопределяет всю эффективность тех коррекционных мероприятий, которыепредпринимают специалисты, работающие с инвалидами.
Насталмомент представить инвалидность не как проблему определённого круга“неполноценных людей”, а как проблему всего общества в целом. Её сущностьопределена правовыми, экономическими, производственными, коммуникативными,психологическими особенностями взаимодействия инвалидов с окружающейдействительностью. Самые серьёзные аспекты проблемы инвалидности связаны свозникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам илицам с хроническими заболеваниями, а также многодетным семьям, пожилым людям,детям-сиротам, детям с нарушениями социального поведения активно включиться вжизнь общества. Данная ситуация-следствие неверной социальной политики, котораяориентирована только на часть “здорового” населения и выражает интересы этойкатегории граждан. Именно поэтому структура производства и быта, культуры идосуга, социальных услуг остаётся неприспособленной к нуждам больных людей.
Потребностиинвалидов можно условно подразделить на две группы: – общие, т.е. аналогичныенуждам остальных граждан и-особые, т.е. потребности, вызванные той или инойболезнью.
Наиболеетипичными из “особых” потребностей инвалидов являются следующие:
ввосстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видамдеятельности;
впередвижении;
вобщении;
всвободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы;
ввозможности получать знания;
втрудоустройстве;
вкомфортных бытовых условиях;
всоциально-психологической адаптации;
вматериальной поддержке.
Удовлетворениеперечисленных потребностей – непременное условие успешности всех интеграционныхмероприятий в отношении инвалидов. В социально-психологическом планеинвалидность ставит перед человеком множество проблем, поэтому необходимо особовыделить социально-психологические аспекты лиц с ограниченными возможностями.
Инвалидность– это специфическая особенность развития и состояния личности, частосопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных еёсферах.
Вследствииэтого инвалиды становятся особой социально-демографической группой. У нихнизкий уровень дохода, невысока возможность получения образования (постатистике, среди молодых инвалидов много лиц с неполным средним и мало-сосредним общим и высшим образованием). Нарастают трудности участия этих людей впроизводственной деятельности, немногое число инвалидов занято трудом. Своисемьи имеют единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни ижелания заниматься общественной деятельностью. На наш взгляд, важнейшимусловием достижения целей социальной адаптации является внедрение вобщественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Социальнаяадаптация не будет достигнута, пока общество не осознает правильность этойидеи. Нужен переход от сигрегированных видов помощи инвалидам (в видеспециальных медико-учебных и производственных учреждений) к более качественнымметодам, позволяющим людям находиться в “струе” общественной жизни.
Взаимоотношениеинвалидов и здоровых-мощнейший фактор адаптационного процесса. Как показываетзарубежный и отечественный опыт, инвалиды нередко даже имея все потенциальныевозможности активно участвовать в жизни общества, не могут их реализоватьпотому, что остальные сограждане не хотят общаться с ними, предпринимателиопасаются принимать на работу инвалида зачастую просто в силу устоявшихсянегативных стереотипов. Поэтому организационные меры по социальной адаптации,не подготовленные в психологическом плане, могут оказаться неэффективными.Немногочисленные исследования, посвящённые этому вопросу, выявили следующее:представители различных слоёв населения в принципе признают (97%), чтосуществуют слабые и малозащищённые группы, нуждающиеся в помощи общества и только3% опрошенных говорили, что при оказании социальной помощи никому не должноотдаваться предпочтение. По вопросу приоритетности помощи некоторым группамлюдей мнения распределились следующим образом: более 50% граждан считают, что вней наиболее нуждаются дети-инвалиды, за ними пожилые люди, живущие в домах дляпрестарелых (47,3% опрошенных), дети-сироты (46,4%), взрослые инвалиды (26,3%),Чернобыльцы (20,9%), матери-одиночки (18,2%), многодетные семьи (15,5%),беженцы, алкоголики, бомжи, наркоманы (по 10%), ветераны ВОВ (6,4%).
Идеюсоциальной адаптации инвалидов на словах поддерживают большинство, однакоуглублённые изучения выявили сложность и неоднозначность отношения здоровых кбольным. Это отношение можно назвать амбивалентным: с одной стороны инвалидывоспринимаются как отличающиеся в худшую сторону, с другой-как лишённые многихвозможностей. Это порождает как неприятие нездоровых сограждан остальнымичленами общества, так и сочувствие по отношению к ним, но в целом отмечаетсянеготовность многих здоровых к тесному контакту с инвалидами и к ситуациям,позволяющим инвалидам реализовать свои возможности наравне со всеми.Взаимоотношения инвалидов и здоровых подразумевают ответственность за этивзаимоотношения обеих сторон. Поэтому следует отметить, что инвалиды в этихвзаимоотношениях занимают не совсем приемлемую позицию. У многих из них нехватает социальных навыков, умения выразить себя в общении с коллегами,знакомыми, администрацией, работодателями. Инвалиды далеко не всегда могутуловить нюансы человеческих отношений, воспринимают других людей несколькообщо, оценивая их на основании лишь некоторых моральных качеств-доброты,отзывчивости и т.п. Не вполне гармонично складываются и взаимоотношения междуинвалидами. Принадлежность к группе людей с ограниченными возможностями вовсене означает, что другие члены этой группы будут настроены к немусоответствующим образом. Опыт работы общественных организаций инвалидовпоказывает, что инвалиды предпочитают объединяться с людьми, имеющимиидентичные заболевания, и негативно относятся к другим. Одним из главныхпоказателей социально-психологической адаптации лиц с ограниченнымивозможностями является их отношение к собственной жизни. Практически половинаинвалидов (по результатам специальных социологических исследований) оцениваюткачество своей жизни как неудовлетворительное (в основном, это инвалиды 1группы).
Околотрети инвалидов (в основном 2-ой и 3-ей групп) характеризуют свою жизнь каквполне приемлемую.
Причёмпонятие “удовлетворённость-неудовлетворённость жизнью” зачастую сводится кплохому или стабильному материальному положению инвалида. Чем ниже доходыинвалида, тем пессимистичнее его взгляды на своё существование. Одним изфакторов отношения к жизни является самооценка инвалидом состояния своегоздоровья. По результатам исследований, среди лиц определяющих качество своегосуществования как низкое, только 3,8 % оценили своё самочувствие как хорошее.
Немаловажнымэлементом психологического самочувствия и социальной адаптации лиц сограниченными возможностями является их самовосприятие. Опросы, проведённые вг.г. Москве, Вологде и Ярославле показали, что только каждый десятый инвалидсчитает себя счастливым. Треть инвалидов считала себя пассивными. Каждый шестойв Москве, каждый третий в Вологде, каждый второй в Ярославле признавал себямалообщительным. Четверть инвалидов в Москве и треть в Ярославле и Вологдесчитают себя грустными. Данные психологических характеристик инвалидовсущественно разнятся в группах, имеющих разные доходы. Количество “счастливых”,“добрых”, “активных”, “общительных” больше среди тех, чей бюджет устойчив, ачисло “несчастных”, “злых”, “пассивных”, “необщительных” было больше средипостоянно нуждающихся. Аналогичны психологические самооценки в разных потяжести группах инвалидов. Наиболее благоприятна самооценка у инвалидов 1группы. Среди них больше “добрых”, “общительных”, “весёлых”. Хуже положение уинвалидов 2 группы. Обращает на себя внимание то, что среди инвалидов 3 группыменьше “несчастных” и “грустных”, но значительно больше “злых”, чтохарактеризует неблагополучие в социально-психологическом плане. Этоподтверждается и рядом более глубоких индивидуально-психологическихэкспериментов, выявляющих психологическую дезадаптацию, чувство ущербности,большие трудности в межличностных контактах у инвалидов 3 группы. Такжеотмечена разница в самооценке у мужчин и женщин: “удачливыми” себя считают 7,4%мужчин и 14,3% женщин, “добрыми” соответственно 38,4% и 62,8%, “весёлыми” –18,8% и 21,2%, что указывает на высокие адаптационные возможности женщин.
Замеченоотличие в самооценке работающих и безработных инвалидов: у последних оназначительно ниже. Отчасти это обусловлено материальным положением работающих,большей их социальной адаптацией, по сравнению с неработающими. Последниевыведены из этой сферы социальных отношений, что и служит одной из причинкрайне неблагоприятной личностной самооценки. Наименее адаптированными являютсяодинокие инвалиды. Несмотря на то, что их материальное положение не отличаетсяпринципиально в худшую сторону, представляют собой в плане социальной адаптациигруппу риска. Так, они чаще других негативно оценивают своё финансовоеположение (31,4% а в среднем у инвалидов 26,4%). Они считают себя более“несчастными” (62,5%, а в среднем у инвалидов 44,1%), “пассивными”(соответственно 57,2% и 28,5%), “грустными” (40,9% и 29%), среди этих людеймало лиц, довольных жизнью. Черты социально-психологической дезадаптацииодиноких инвалидов имеют место несмотря на то, что в мерах по социальной защитеони имеют определённый приоритет. Но, видимо, в первую очередь необходимапсихолого-педагогическая помощь этим людям. Ухудшение морально-психологическогосостояния лиц с ограниченными возможностями объясняется также сложнымиэкономическими и политическими условиями в стране. Как и все люди, инвалидыиспытывают страх перед будущим, тревогу и неуверенность в завтрашнем дне,чувство напряжённости и дискомфорта. Общая обеспокоенность принимает формы,характерные для сегодняшних политико-экономических и социально-психологическихусловий. Наряду с материальным неблагополучием это приводит к тому, чтомалейшие затруднения вызывают у инвалидов панику и сильный стресс.
Итак,можно констатировать, что в настоящее время процесс социальной адаптацииинвалидов затруднён, поскольку:
удовлетворённостьжизнью у инвалидов низка (причём, по результатам наблюдений московских иярославских специалистов, этот показатель имеет отрицательную динамику);
самооценкатакже имеет отрицательную динамику;
существенныепроблемы встают перед инвалидами в области взаимоотношений с окружающими;
эмоциональноесостояние инвалидов характеризуется тревожностью и неуверенностью в будущем,пессимизмом.
Наиболеенеблагополучна в социально-психологическом смысле группа, где наблюдаетсясочетание разных неблагоприятных показателей (низкой самооценки,настороженности к окружающим, неудовлетворённости жизнью и т.п.). В эту группувходят люди с плохим финансовым положением и жилищными условиями, одинокиеинвалиды, инвалиды 3 группы, особенно безработные, инвалиды с детства (вчастности, больные ДЦП).
Улюдей с церебральным параличём наряду с нарушением двигательных функцийнаблюдаются отклонения в эмоционально-волевой сфере, поведении, интеллекте.Эмоционально-волевые нарушения выявляются в повышенной возбудимости, чрезмернойчувствительности, беспокойстве (или вялости), суетливости (или пассивности),излишней расторможенности (или безинициативности). Больные ДЦП-инвалиды сдетства, а это означает, что они не имели возможности для полноценногосоциального развития, поскольку их контакты с окружающим миром крайнеограничены.
Обычноребёнок с детским параличом не имеет возможности пройти все циклы социализации,взросление его задерживается. Всё это происходит от того, что взрослые необеспечивают должной социально-психологической адаптации такому ребёнку.Вследствие этого на всю жизнь он остаётся инфантильным, зависимым от других,пассивным, комфортно чувствующим себя лишь с близкими людьми. Социальныепоследствия данной ситуации проявляются в том, что эти инвалиды становятсяособой, отделяемой от общества социально-демографической группой. Исследования,проведённые в 1997 г. Ярославским центром социально-психологической, трудовой итворческой реабилитации инвалидов при поддержке центра профориентации “Ресурс”обнаружили, что более всего испытывают чувство неуверенности в своих силах иосознают ненужность обществу лица, страдающие ДЦП. Уровень дохода у них ниже,чем у людей с другими заболеваниями, ниже у них и возможности полученияобразования. Малое число этих людей занято трудом, среди больных детскимпараличом значительно меньше лиц, имеющих свою семью, у большинства отсутствуетжелание заниматься какой-либо полезной деятельностью. Как показывает небогатыйпока отечественный опыт, инвалиды с ДЦП даже имея желание и возможностьучаствовать в жизни общества, не могут их реализовать из-за негативногоотношения к ним окружающих, при этом наиболее отрицательно настроена молодёжь(для этой категории молодых инвалидов, имеющих видимый дефект, контакт создоровыми сверстниками особенно затруднён). Нельзя не сказать о том, как самимолодые инвалиды, страдающие детским параличём, относятся к возможности личногоактивного участия в общественной жизни. На вопрос анкеты “Как по-вашему, должныли инвалиды жить, учиться и работать среди здоровых или же они должны житьотдельно, в специальных учреждениях?” ответили все опрошенные, что говорит оего актуальности. Среди противников интеграции (43%) те молодые люди, которыечасто встречались с пренебрежением окружающих. Их мнение таково: “Здоровые людивсё равно инвалидов не поймут”. В результате наших исследований такжевыяснилось, что инвалиды проживающие в сельской местности Ярославской области(с.Пречистое, Вятское, Некрасовский р-н и пр.) чаще оказываются сторонникамиинтеграции, чем молодёжь, живущая в Ярославле и других крупных городах области.Интересен тот факт, что инвалиды постарше (25-30 лет) положительно относятся кактивно-личностному участию в окружающей жизни. Среди молодёжи 14-24 лет такихлиц значительно меньше. Чем больше степень поражения у больных ДЦП, тем менееони социально активны. Нами также замечено, что молодые инвалиды, в чьих семьяхневысокий материальный уровень и плохие жилищно-бытовые условия, такжеоказались в числе противников идеи интеграции. Вероятно это связано с тем, чтолюди, уже в чём-то потерпевшие неудачу, не надеются, что жизнь в другихусловиях будет лучше. Зачастую у молодёжи с ДЦП не всегда стабильныевзаимоотношения с близкими. Многие предпочитают общению со сверстниками сидение“в четырёх стенах” под родительской опекой. Примерно 30% из числа опрошенныхмолодых инвалидов с ДЦП г.Ярославля вообще отказываются от контактов с кем быто ни было (в основном, это девушки в возрасте 18-28 лет с тяжёлой формойдетского паралича). В процессе наших наблюдений замечено, что в семьях этихмолодых людей крайне остро встают психологические проблемы такого плана: убольшинства родителей возникают различные негативные чувства, они начинаютощущать неловкость и стыд перед окружающими за ребёнка-инвалида и поэтому сужаюткруг его социальных контактов. На причине возникновения подобных ситуаций важноостановиться более подробно. Когда в семье появляется ребёнок с ограниченнымивозможностями, она переживает как бы два кризиса: само по себе рождение ребёнкаявляется кризисом в жизненном цикле семьи, поскольку ведёт к переосмыслениюсоциальных ролей и функций, иногда при этом возникают конфликтные моменты.Когда же ребёнок имеет признаки инвалидности, то этот кризис протекает судвоенной остротой. Это чрезвычайно резко меняет социально-экономический статуссемьи, нарушает социальные связи. Крайне обостряются морально-психологическиепроблемы. У подавляющего большинства родителей возникает чувство вины, котороесопровождается ощущением собственной неполноценности. Жизнь семьи начинаетпротекать в условиях психотравмирующей ситуации, когда родители не толькопрячут от окружающих больного ребёнка, но и сами стараются отгородиться отмира. Нередко эти семьи распадаются, а ребёнок, как правило, остаётся сматерью. Семья, являющаяся одним из основных гарантов социальной адаптацииребёнка, далеко не всегда сохраняет способность выполнять эту функцию. Близкиенередко теряют уверенность в себе, неспособны правильно организовать общение ивоспитание ребёнка, не замечают его действительных потребностей, не могутправильно оценить его возможностей. Поэтому вполне обосновано, что многиемолодые инвалиды с ДЦП жалуются на родительскую гиперопеку, подавляющую любуюсамостоятельность. Это резко снижает возможность адаптации таких инвалидов. Вустранении конфликтных ситуаций в семье нуждаются большинство из опрошенныхнами молодых инвалидов – “опорников” (56,7%). Однако существующаясоциально-экономическая ситуация постепенно вынуждает некоторых молодыхинвалидов к изменению собственной жизни. В данный момент их количество ещёневелико, но можно ожидать дальнейшего роста числа таких людей, аследовательно, существует необходимость продумать заранее пути реализации ихвозможностей в социальной интеграции, стремления к самостоятельному улучшениюжизни.
Собственныенаблюдения и анализ социально-психологических особенностей молодых людей,больных ДЦП, позволили выделить четыре основных типа адаптации этих инвалидов кобществу:
Активно-позитивныйтип характеризуется стремлением к поиску самостоятельного выхода из негативныхжизненных ситуаций. У молодых инвалидов, относящихся к этому типу,благоприятный внутренний настрой, достаточно высокая самооценка, оптимизм,заражающий других, энергичность и самостоятельность суждений и поступков.
Пассивно-позитивныйтип характеризуется наличием у молодых инвалидов низкой самооценки. Припассивно-позитивном типе адаптации существующее на данный момент положение, вкотором находится инвалид (например, постоянная опёка близких), его устраивает,поэтому наблюдается отсутствие стремления к переменам.
Пассивно-негативныйтип. У молодых людей присутствует неудовлетворённость своим положением и вместес тем отсутствует желание самостоятельно улучшить его. Всё это сопровождаетсязаниженной самооценкой, психологическим дискомфортом, настороженным отношениемк окружающим, ожиданием глобальных катастрофических последствий даже отнезначительных бытовых неурядиц.
Активно-негативныйтип. Присутствующие здесь психологический дискомфорт и неудовлетворённостьсобственной жизнью не отрицают желания изменить ситуацию к лучшему, но реальныхпрактических последствий это не имеет в силу влияния различных объективных исубъективных факторов.
Ксожалению среди молодых людей с последствиями детского паралича крайне редковстречаются лица с активно-позитивной жизненной позицией. Их единицы, но ониявляются наиболее социально-активными (в том числе и в плане созданияобщественных организаций инвалидов). Большинство молодых инвалидов с ДЦП либоне испытывают стремления как-то менять свою жизнь, либо считают себянеспособными на столь важный шаг. Как правило, они находятся во власти тех илииных обстоятельств. Поэтому эти лица особо нуждаются в чётко спланированной инаучно-обоснованной системе социально-педагогических и психологических мер,направленных на формирование у них самостоятельности суждений и действий,навыков труда и культуры поведения, достойного духовно-нравственного облика,умения жить в обществе.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Градиентный метод с дроблением шага и метод наискорейшего спуска
Реферат Святой Паисий Величковский
Реферат Business And Christian Ethics Essay Research Paper
Реферат Синтез цифрового конечного автомата Мили
Реферат Бух Облік товарних надбавок і валового доходу в роздрібній торгівлі
Реферат Педагогическое общение как средство позитивного взаимоотношения
Реферат Товарные характеристики товаров
Реферат Заповедники России и их роль в сохранении биоразнообразия
Реферат Nineteen EightyFour An Examination Of Totalitarian Rule
Реферат Алгоритм DES
Реферат От «Барышни-крестьянки» к «Дубровскому»
Реферат Оценка показателей безопасности промышленных регионов
Реферат Восприятие внимание и память у детей дошкольного возраста
Реферат Йога как средство адаптации детей младшего школьного возраста к учебному процессу
Реферат Выбор оптимального бюджета