Реферат по предмету "Прочее"


Библиотека как социально-культурный институт

Министерство образования Российской Федерации Хабаровский государственный институт искусств и культуры Кафедра книговедения и библиотечно-информационной деятельности Библиотека как социально-культурный институт Выполнила: Осетрова Юлия . Факультет СКиИД . 246 группа . Руководитель Орлова Е.Н Хабаровск 2004 СОДЕРЖАНИЕ Введение… 3 Глава


I Библиотека и общество….5 § 1 Связь библиотековедения и социологии….5 § 2 Библиотека в информационном обществе. Проблемы и перспективы развития………8 Глава II Библиотека как социально-культурный институт… 12 § 1 Понятие библиотеки как учреждения культуры… 12 § 2 Социо-культурный подход к библиотеке как феномену культуры…15


Заключение…18 Список литературы… 20 Введение Социально-культурные институты – это один из объектов исследования социологии. Одним из них является библиотека, так как это учреждение, в котором осуществляется определенный вид деятельности. В современной теоретической социологии широко используются понятия «культурная форма», «социально-культурный институт» и им подобные. Социальные институты — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить надежность, регулярность удовлетворения


потребностей личности, различных социальных групп, общества в целом. Образование, воспитание, просвещение, художественная жизнь, научная практика и множество других культурных процессов являются видами деятельности и культурными формами с соответствующими им социальными хозяйственными и иными механизмами, учреждениями, организациями. К настоящему времени этот подход к культуре нельзя признать вполне реализованным. Исходя из возможного, в работе представлен опыт исследования библиотеки


как такой культурной формы в социальной сфере. Библиотека как культурный институт, привлекает к себе исследовательское внимание фактически с того времени, с какого она была осознана как специфический элемент жизни культурного человека (практически с античных времен (у античных (греческих и римских) авторов, например, у Страбона) и до Нового времени, где библиотека становится предметом систематического исследования). Предлагаемое к защите исследование представляет собой опыт исследования библиотеки как социо-культурного


феномена, опирающийся на широкую источниковедческую и теоретическую базу, представляемую современными науками о книге, библиотеке и социологии. На основе этого возможно выработать целостное представление о данной культурной форме. Актуальность данной темы подчеркивает одна сторона дела, на которую следует обратить наше внимание. В каждом обществе создаются свои условия существования политических, общественных и культурных организаций, способствующие их развитию, подъему или упадку.


Кризис того или иного явления по существу проявляется в том, что новые ценности и новые формы организации жизни сменяют старые. Но при этом не всегда происходит их переосмысление. Сегодня существует мнение о том, что традиционная библиотека изживает себя, что она отчасти утратила свое истинное предназначение, и уже не удовлетворяет тем требованиям, которые к ней предъявляет современное общество и поэтому ее вскоре вытеснит «виртуальная библиотека».


В данной работе предпринимается попытка осмысления и оценки изменений, происходящих с современными библиотеками. Они становятся более демократичными, оснащаются электронными носителями информации, связываются во всемирную сеть. Вместе с тем уже просматриваются и опасные последствия. В современных информационных системах различие автора и читателя кажется вообще исчезают. Остаются тот, кто посылает, и тот, кто воспринимает информацию.


Отсутствие пространства свободы и соответствующей ему системы контроля в коммутационных системах, в которые включена современная библиотека, вызывает серьезные опасения. Поэтому целями данной работы являются: 1) определение места библиотеки как социального института (учреждения культуры); 2) рассмотрение социально-культурного подхода к библиотеке как феномену культуры; 3) выявление проблем и перспектив развития библиотеки в информационном обществе;


4) рассмотрение библиотеки как системы каналов удовлетворения личностных потребностей читателей. Предмет изучения: развитие и формирование библиотек, их общественной значимости. Объект: библиотеки как учреждения культуры. Структура: работа состоит из введения; двух глав, в каждую из которых входит по два параграфа; и заключения. Глава 1 раскрывает взаимосвязь библиотеки со сложившимся на данный момент формированием общества (информационное общество), возникнувшие проблемы и изменение


библиотек по этой причине. А также выявление связи между такими двумя науками как библиотековедение и социология. Во второй главе рассматривается библиотека как один из важных/необходимых социально-культурных институтов в современном обществе и значимость библиотеки как феномена культуры. Гипотеза: на данном этапе развития современного общества библиотека теряет свою значимость как социо-культурное учреждение, возникает ряд проблем по данному поводу, которые рассматриваются многими исследователями


и специалистами в области библиотековедения, и происходит поиск путей решения этих проблем. В связи с выдвинутой гипотезой возникают следующие вопросы, помогающие доказать или опровергнуть ее достоверность: насколько важна библиотека в современном обществе? Прогрессивно ли происходит изменение библиотек с развитием социальной сферы (общества) и науки? Методы исследования: анализ документации, статистики, изучение литературных источников и социологических


исследований по данному вопросу. Было использовано более 15 источников литературы: учебных, справочных, официальных и других изданий по социологии, социально-культурной, информационной и библиографической деятельности. Можно выделить Материалы Всероссийской конференции: «Библиотека как элемент социальной реальности»; труды VI Всероссийской объединенной конференции Майстровича Т.В. по основам координации формирования электронных библиотек; взгляды


Ванеев А.Н. на библиотеку как социальный институт и проблем ее комплексного изучения; Ершова Т.В. Информационное общество и библиотека, т.к. в них наиболее полно рассмотрены проблемы, затронутые в данной работе по социальной значимости библиотек. Глава 1 Библиотека и общество § 1 Связь библиотековедения и социологии Одна из важнейших задач библиотековедения — определение места и роли библиотек в социальной структуре


общества, в которую библиотека входит как один из институтов, призванных удовлетворять потребности различных общественных групп. Из этого вытекает необходимость тесной связи двух общественных наук — библиотковедения и социологии. Социология изучает общество в целом, его структуру, генезис и функционирование его подсистем. Можно выделить три основных уровня социологии. Высший — это общесоциологическая теория, положения исторического материализма, которые являются основополагающими в любом социологическом анализе.


Мы ограничимся рассмотрением двух других уровней — частных социологических теорий и конкретно-эмпирических исследований. На основе социологической теории проводятся исследования отдельных социальных групп различных человеческих общностей и реальных взаимоотношений между ними. Понятие «социальная группа», возникшее в недрах социологии, широко используется в библиотековедческих исследованиях, особенно при изучении читательских потребностей и самого процесса чтения.


Понятие «читатель» не является абстрактным: любой читатель принадлежит к той или иной группе, занимающей определенное место в структуре общества и объединяемой общими для данной группы интересами и потребностями. Классификация читательских групп и создание на этой основе оптимальной типологии читателей представляют насущный интерес для библиотековедения. Социологи выяснили, что наиболее важными характеристиками социального положения группы должны быть: характер и содержание трудовой деятельности, жизненный уровень, определенный


способ распределения рабочего и внерабочего времени, уровень образования и отношение к духовным ценностям [9, c. 13-18]. Вряд ли следует безоговорочно принимать социологические характеристики в качестве основы для создания типологии читателей в библиотековедении. Однако выводы социологов, подобные приведенному, представляют несомненную ценность. Анализ читательских интересов и потребностей, обусловленных, принадлежностью к устойчивым социально-


демографическим группам, является весьма перспективным в плане создания типологии читателей. Пристального внимания заслуживают разработки социологов в области малых групп, в том числе и неформальных (т. е. не обладающих официально зарегистрированным статусом). Именно в малой группе, в процессе взаимодействия лицом к лицу, в значительной мере определяется предпочитаемый круг чтения, формируются читательские интересы и т. д.


Но человек входит одно временно не в одну, а сразу в множество групп. Например, он является членом определенного производственного коллектива, в то же время входит в группу, объединенную на основе чисто эмоциональных связей, участвует в работе общественных организаций и т. п. Каждая группа обладает своими особенностями, в той или иной степени влияет на поведение и духовный мир субъекта. Социологи (наряду с психологами) вскрывают закономерности существования и развития малых


групп, а также определяют влияние группы на каждого из её членов. Полученные выводы могут быть продуктивно использованы библиотековедами. Например, выяснилось, что в группе вырабатываются общегрупповые нормы и ценности, что из всей совокупности малых групп можно выделить те, на которые преимущественно ориентируется данный человек (так называемые референтные группы). Правильная постановка руководства чтением, оптимизация удовлетворения читательских


интересов и потребностей требуют учета и анализа таких социальных факторов, как малые группы. Большой интерес для библиотековедов представляют разработки того направления, которое получило название теории лидерства. Как выяснилось, в любой малой группе выделяется один или несколько лидеров, которые оказывают большое влияние на функционирование группы в целом, равно как и на деятельность каждого (или почти каждого) члена группы. Социологи и библиотековеды экспериментально доказали существование культурных


лидеров. Через них в первую очередь распространяется информация о литературе (правда, эксперименты проводились лишь с художественной литературой). Если дать лидеру интересную книгу, с ней ознакомятся почти все члены группы, поскольку литературные вкусы и предпочтения лидера служат ориентиром для остальных. Еще не известно, вследствие каких причин выделяются лидеры (на этот счет существует несколько различных теорий), но одно несомненно — сам феномен лидерства заслуживает внимания.


Осуществляя целенаправленное воздействие на лидеров, работники библиотек получат возможность руководить чтением целых групп читателей. Важны для библиотековедов и разработки других социологических направлений — социологии труда, быта, семьи, бюджетов времени, средств массовой информации и т. п. Так, социологи, изучающие бюджеты свободного времени, выявили ряд закономерностей, важных в плане определения интенсивности обращения читателя к книге. Например, общий рост культурного уровня советского человека,


влияние научно-технической революции стимулируют повышение интересов к книге. Но с другой стороны, увеличение времени, проводимого у телевизора, затрачиваемого на занятие спортом, хобби и т. д обусловливает сокращение времени, отводимого на чтение. Сложно и противоречиво воздействие аудиовизуальных средств информации на чтение. Так, телевидение, занявшее прочное и видное место в системе досуга, может и отрывать от книги, и способствовать


обращению к ней, но неоспоримо, что выбор литера туры и читательский спрос находятся под заметным влиянием телевидения. Очевидно, для раскрытия проблемы следует максимально учитывать факторы, присущие всем звеньям процесса коммуникации. Другая важнейшая библиотековедческая проблема, весьма тесно связанная с предыдущей,— определение места библиотеки в системе каналов удовлетворения потребностей в литературе. Читатели обычно наряду с посещением библиотеки используют и другие формы пользования книгой и периодикой


(подписка, книжный магазин и т. д.), которые взаимно дополняют друг друга. Особую роль играют исследования места и задач библиотеки в обеспечении читателей научной информацией. Как известно, существует мнение (особенно оно распространённо среди зарубежных исследователей), что в современном мире наблюдается процесс ослабления информационной функции библиотек и превращения их в склады книг и периодики. Но это мнение опровергается результатами многих исследований, посвященных


проблемам отношения «библиотека - научная информация», показавших, что библиотеки являются одним из центральных звеньев системы обеспечения населения научной информа¬цией [1, c. 42-44]. Еще ряд моментов сближает библиотековедение и социологию. Определение проблемной ситуации, выдвижение гипотез, построение выборки и т. д. — необходимые стадии библиотековедческого исследования, но всеми этими вопросами уже давно занимались социологи, решавшие


их на достаточно высоком уровне. То же касается важной проблемы сбора эмпирической информации. Один из популярных методов получения первичных данных — анкетный опрос — наиболее разработан именно в социологии. И, наконец, трудности, с которыми сталкивается библиотековед, зачастую идентичны затруднениям социолога. Например, уровень квалификации читателей не измеряется непосредственно, о нем судят лишь по полученным ответам, а проверить их правильность исследователь часто не может.


Точно так же фиксируется обычно не сам интерес к книге, а лишь высказывание о нем. Поэтому необходимо предусмотреть различные возможности искажения: во-первых, изучаемое явление отразится во мнении лишь с большей или меньшей степенью точности, во-вторых, высказанное мнение не всегда будет соответствовать мнению реальному. Чтобы свести к минимуму влияние подобных искажений на ре¬зультаты исследования, библиотековедению целесообразно взять на вооружение соответствующие приемы социологии.


Использование социологических методов в библиотековедении приводит к получению обобщенных характеристик социальных, процессов и социальных групп. При изучении читателей, например, исследователь анализирует не индивидуальные интересы, потребности, установки и т. д а то, что является общим для всей читательской совокупности, т. е. анализ проводится на уровне некоего, среднего читателя [17, c. 67-72]. Социологические исследования, проводимые в сфере библиотековедения, уже сейчас дают конкретные


положительные результаты, которые могут быть использованы для выявления роли библиотеки в системе культурно-воспитательных учреждений, создания типологии читателей, выработки новых форм воздействия на круг чтения и т. д. В свою очередь крупные библиотековедческие исследования обогатили общую социологию знанием об отношении читателей к книге, библиотеке, различным средствам массовой коммуникации, духовной жизни советского общества. Связи между обеими отраслями знания необходимо укреплять.


Методы и разработки социологии помогают познать объективные закономерности важнейших библиотечных процессов и служат важным средством для разработки теории библиотечного дела и выработки практических рекомендаций [3, c. 18]. § 2 Библиотека в информационном обществе Нынешнее столетие ещё пару десятков лет назад стали громко именовать эрой информации. В современном мире идет процесс перехода к новой социально-экономической формации, которую условно


называют информационным обществом. Одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование и становление информационного общества, является состояние информационных ресурсов, старейшую и ценнейшую часть которых составляют библиотеки, представляющие собой также одно из фундаментальных звеньев в системе информационных коммуникаций. После продолжительных споров и сомнений по поводу судьбы библиотек подавляющее большинство отечественных и зарубежных ученых и практиков к настоящему времени пришли к выводу, что библиотечные


учреждения не только не будут вытеснены с исторической сцены, но и их роль в удовлетворении информационных потребностей общества возрастет при условии внедрения достижений высоких технологий в библиотечную практику, которые открывают неограниченные возможности для её дальнейшего развития [8, с. 265-274]. Библиотеки, входя в информационное общество, в то же время содействуют его скорейшему превращению в таковое – это одна из главных тенденций библиотечного дела сегодня.


Но чтобы сохранить свои позиции в меняющемся мире, библиотеки должны во многом измениться в соответствии с предъявляемыми к ним требованиям. В первую очередь должна быть преобразована система библиотечного обслуживания, напрямую зависящая от потребностей пользователей. Современные пользователи библиотек хотели бы иметь свободный доступ к информации, они выдвигают новые параметры оценки качества предоставляемых им услуг.


Большое значение для членов информационного общества имеет оперативность выполнения их запросов, полнота и личностная ориентация услуги, комфортность работы. Кроме того, сегодня наблюдается тенденция увеличения категорий удаленных пользователей библиотек, следовательно, необходимо расширение поля доступа к библиотечной информации. Библиотеки, пока ещё не в состоянии конкурировать с коммерческими компаниями ни по полноте документов,


ни по оперативности обновления данных, ни по уровню сервиса. Потенциальная способность пользователя получать любые сведения где и когда это необходимо, изменила существующую систему отношений, в результате чего наиболее информационные сферы деятельности (бизнес, управление, юриспруденция, область высоких технологий) стали переориентироваться на получение сведений непосредственно через Интернет из удаленных источников, минуя библиотеки [13, c.


24-28]. Происходящие в мире процессы побуждают библиотечные учреждения постоянно модифицироваться, чтобы сохранить свои позиции в системе информационных коммуникаций. В зависимости от того, произойдет или нет адаптация библиотек к условиям информационного общества, можно будет говорить об их будущем месте и роли в социуме. Таким образом, формирование информационного общества таит вполне реальную угрозу для библиотек, которые


объективно вытесняются на периферию информационных коммуникаций, утрачивая роль руководителей информационных обменов. Для решения вышеуказанных задач библиотека должна находиться в центре внедрения современных технологий, генерации и использования электронной информации. На рубеже ХХ и ХХI веков в связи с поиском оптимальных путей вхождения в информационное общество начали активно дискутироваться вопросы о пересмотре концептуальных основ развития библиотечного дела.


Решение такой сложной проблемы требует использования методологии системного анализа, что предполагает исследование предметной области не только как самостоятельной структуры, но и как составляющей большей системы. Для библиотечной сферы структурой более высокого уровня является система документальных коммуникаций, которая ныне включает следующие компоненты "автор — типография — распространение документов — библиотека и/или информационный центр — пользователь" [7, c.


2]. Кроме выполнения чисто библиотечных и информационных функций библиотека информационного общества будет проводить научные исследования в области информационных наук. Их основная направленность — изучение структуры и общих свойств документальной информации, анализ закономерностей информационных коммуникаций и разработка теоретических основ куммуляции, аналитико-синтетической обработки, хранения, использования данных и знаний для удовлетворения информационных потребностей общества.


Решение этого комплекса проблем позволит создать интеллектуальные технологии продуцирования новых знаний непосредственно в библиотеке [12, c. 23]. Учитывая доминирующее значение информации и знаний среди продуктов информационного общества и их ключевую роль для функционирования и развития производственных, управленческих, научных, образовательных и культурологических структур, роль библиотеки как института, который обеспечивает куммуляцию, обработку, хранение и использование этих знаний, существенно повысится.


Из посредника между производителями и пользователями информационных ресурсов она трансформируется в системообразующее звено информационной сферы, станет катализатором информационных процессов. Интеграционные процессы, которые будут усиливаться с развитием компьютерных сетей, приведут к объединению библиотек и других институтов, которые принимают участие в создании информационных ресурсов в инфополисы [4, c. 25-29]. В них будут осуществляться не только традиционные для библиотек процессы куммуляции,


обработки и использования научной, технической, экономической и другой информации, но и продуцирование новых знаний на основе этой информации. Объединение региональных инфополисов скоростными каналами связи будет способствовать интеграции информации и знаний, созданных обществом, и формированию национальных инфополисов как сегментов мирового информационного простора. Система документальных коммуникаций "автор — типография — распространение документов — библиотека


и/или информационный центр — пользователь" в условиях доминирования информации на электронных носителях трансформируется в систему "автор — библиотека — пользователь". Библиотека дополнительно возьмет на себя функции тиражирования упорядоченных собраний электронных публикаций (типографии), распространения документов на компакт-дисках и компьютерными сетями и аналитико-синтетической обработки потоков документальной информации с созданием широкого спектра научно-информационной продукции


(информцентра). В информационном обществе технологически обусловленным станет выделение в библиотечной сфере центров-генераторов информации. Кроме формирования текущих и ретроспективных коллекций электронных изданий они будут выполнять также функции глубокой аналитико-синтетической обработки документальных потоков с формированием широкого спектра взаимосвязанных научно-информационных продуктов. Их создание будет осуществляться с использованием конвейерной информационной технологии.


Первый этап этой технологии предусматривает регистрацию всего потока электронных документов с созданием библиографических баз данных универсального профиля, а также тематических и проблемно-ориентированных библиографических продуктов. Следующий этап - выделение из упомянутых баз данных записей о научных публикациях и их дополнение реферативной информацией с формированием реферативных баз данных. На ее основе будут создаваться научно-аналитические обзоры, которые в свою очередь станут источником


для подготовки прогностических материалов. Библиотечно-библиографическое обслуживание в центрах-генераторах информации будет осуществляться преимущественно в онлайновом режиме. При этом электронные каталоги и значительная часть реферативных баз данных будут общедоступными. Порядок пользования полными текстами документов следует определять с учетом законодательных актов об авторском и смежных правах. Электронные публикации будут установлены на


Веб-серверах, если интеллектуальный собственник не возражает против их представления в Интернет. При отсутствии согласия автора полный текст документа будет выдаваться только в библиотеке. Копирование таких публикаций требует внедрения, например, биллинговой схемы расчетов, когда стоимость электронного документа определяется установленной автором ценой и определенным процентом на компенсацию затрат библиотеки. Такого порядка доступа к полным текстам публикаций будут придерживаться и библиотеки


низового звена. Таким образом в будущем библиотека дополнительно возьмет на себя и функцию книжного магазина. Традиционное обслуживание пользователей через систему читальных залов существенно изменится [11, c. 55-57]. Этому в значительной степени будет способствовать возможность формирования на новом поколении компакт-дисков значительных по объему личных библиотек граждан, которые будут учитывать их персональные научные, учебные и культурологические информационные потребности.


Кроме того для всех членов общества будет обеспечен онлайновый доступ к информационным хранилищам библиотек в любое время и из любого региона. В целом, библиотека информационного общества будет не только важным, но и определяющим структурным элементом этого общества, от развития которого в значительной степени будет зависеть прогресс цивилизации. Достижению данной цели способствует информатизация библиотечной деятельности. Наличие в библиотеке современных технологий – несомненное свидетельство того, что она


выходит на уровень требуемой информатизации, благодаря которой появляются реальные предпосылки для повышения эффективности предоставления традиционных услуг, формирования новых и создания собственной уникальной информационной продукции. Глава 2 Библиотека как социально-культурный институт § 1 Понятие библиотеки как учреждения культуры В любой культуре происходят события, характерные на определенных стадиях развития для всех стран. К этим явлениям можно отнести расцвет и упадок культуры, появление


городов, возникновение письменности, книги, библиотек, школ, университетов, организация производства и торговли. Новые институциональные формы, которые зависят от характера данного общества, степени его развития и организации, обладают общими чертами (предназначение (цели и задачи), пространственные координаты, временная преемственность и последовательность возникновения этих форм) [10, c. 67-73] Библиотека как культурный феномен существовала на протяжении многих веков, изменяясь и преобразуясь


внутренне и внешне. Библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации (федеральный закон о библиотечном деле от 29.12.1994, гл.1, ст.1, №78-ФЗ). Ее главной функцией было и есть сохранение, систематизация и распространение знаний.


Что обусловило появление библиотеки как социального и культурного института? Конечно, ее история связана с возникновением письменности и книги. Но само их появление еще не означало создание специальных социокультурных учреждений для хранения знаний [2, c. 3]. Появление круга грамотных и образованных людей, становление книги как объекта торговли, части производства и вследствие этого доступность книги всем слоям общества привели к необходимости упорядочивания


знания и систематизации книг, появления особых мест хранения и распространения этого знания, использования книг и библиотек в образовательных целях. Проблема хранения и представления знания приобретает сегодня особую актуальность. Является ли библиотека только местом хранения книг, или она есть еще форма представления знания? Этот вопрос возник сравнительно недавно, когда кризис библиотеки и книги настолько углубился, что стало очевидным, он кроется в кризисе знания, выраженным в противоречии увеличивающегося объема


информационного потока устаревшим технологиям его переработки. Первые библиотеки создавались в целях сохранения и упорядочения суммы накопленных знаний. Количественное увеличение информации привело к необходимости создания особых центров ее хранения, в которых существовали бы специальные правила и нормы получения знания. Знание само по себе упорядочено людьми, историей, архивами, библиотеками.


Знания классифицируются в библиотеке с помощью текстовых, математических или графических знаков. Вследствие этого информация может быть отражена в книгах, альбомах репродукций, геометрических фигурах и извлекается читателем путем просмотра, разбора и анализа текста, картины, математических алгоритмов. Таким образом, классификация книг видится как классификация представленного в них знания, как классификация системы наук, истории, культуры. Библиотека также как и наука оперирует понятиями, знаками, символами,


с помощью которых знание приобретает устойчивую упорядоченную и в то же время гибкую форму. Знание содержится в книгах, которые пишутся автором для общества и которые люди могут приобрести либо на прилавках магазина, либо в библиотеке. Таким образом, как и на рынке происходит обращение товара, так и в библиотеке книга совершает путь от автора в библиотеку, из библиотеки к читателю. Сегодня традиционная библиотека как закрытое книгохранилище, откуда книги выносятся с предварительного


разрешения, осмысляется как пространство власти, в котором пересекаются и взаимодействуют права как личности, так и общества, как читателя, так и библиотечного сотрудника. Формой власти или тем, за чем приходят в библиотеку, является знание. Мы видим две противоборствующие стороны: с одной стороны, читателя, обладающего собственными культурными и информационными потребностями, ему необходим для этого доступ к книге; с другой стороны, библиотекаря,


который тщательно отбирает книги для хранения их в библиотеке. Библиотекарь сам решает, куда поместить сведения о книге в каталоге, куда поставить саму книгу и сколько экземпляров иметь; кому выдавать и для кого она предназначена. И проблема стоит в следующем: каким образом общество в лице государства подчиняет себе знание и заставляет его служить собственных целям, и как библиотека в качестве особого социального института осуществляет


власть над знанием. Библиотека сохраняет знание всех и каждого в отдельности и тоже проводит отбор, устанавливая при этом общие границы распределения и циркуляции знания, возможности удовлетворения потребностей людей в информации. Интернет, электронные библиотеки, базы данных наряду с библиотекой представляют собой новые способы хранения, обработки и распространения информации. Это иная среда обитания текста [14, c. 22-24]. Если напечатанный текст существовал, если его читали


и обсуждали, то экранная культура предполагает только циркуляцию информации. Электронная библиотека представляет собой более облегченную форму или способ хранения, поиска и предоставления знания. Этот тип пока реально ограничивается наличием электронного каталога, специальных программ по комплектованию, систематизации и каталогизации документов, открытым доступом. К особенностям новой модели библиотеки можно отнести:


1. появление новых понятий (наименований), относящиеся как к библиотеке, так и к читателю — «Медиатека», «Информатека», «Потребитель», «Пользователь», возникновение которых связано с все более растущим влиянием и быстрым распространением информационных технологий и массмедиа; 2. автоматизация библиотечно-библиографических процессов; 3. появление новых способов хранения, обработки и представления информации (электронные каталоги и


картотеки, программы поиска информации); 4. изменение внешнего и внутреннего облика библиотечных залов (архитектура библиотечного здания). В нашей стране уже функционирует достаточно большое число электронных библиотек. Каждая электронная библиотека формируется достаточно изолированно, без взаимодействия и координации в комплектовании и методических решениях. При этом надо признать, что большинство электронных библиотек имеют достаточно много общих свойств, среди которых можно выделить такие, как: единство назначения —


обеспечить определенными электронными ресурсами определенные (часто пересекающиеся) группы пользователей; единство целей и задач — иметь такой фонд электронных документов, который необходим и достаточен для выполнения своего назначения; единство функций, принципов организации и критериев отбора электронных документов; единый объект — электронный документ примерно в одинаковых представлениях и часто являющийся одним из вариантов копии печатного издания; сходство основных технологических процессов.


Электронная библиотека своим информационным ресурсам позволяет отыскивать информацию на расстоянии и тем самым вести диалог с книгой и ее автором, а также другим читателем. В Интернет представлены разные web-странички — тематические, персональные, содержащие сведения о людях, об их увлечениях и интересах, о событиях в мире политике, культуры, науки, индустрии. В сетевой литературе стирается грань меду реальным и вымышленным, все, что туда попадает, приобретает


символический смысл. Общение книги и читателя, автора и читателя становится интерактивным, не только вневременным но и внепространственным. Однако понимание библиотеки как культурного пространства не ограничивается физической субстанцией, поскольку оно предполагает наличие партнеров по диалогу, наличие темы для осмысления и обсуждения прочитанного текста. Тем самым библиотечный дискурс, мультикультурная среда электронной библиотеки и гипертекстовая среда Интернет будет способствовать привлечению гораздо большего числа собеседников


и участников разговора, для которых чтение классических книг на бумаге заменяется созданием коллективных текстов посредством сшивания разных идентичных литературных произведений, при котором происходит деконструкция авторского текста. Электронные библиотеки часто называются медиатеками, что обусловлено доминирующей ролью в информационном обществе массмедиа, мультимедиа и других аудиовизуальных средств коммуникации. Заметим однако, что в корне изменилась лишь первая часть слова «библиотека» — «библос», что с греческого


означало книга, бумага, папирус. Вторая часть «teca» как помещение, место осталось. Таким образом, следует говорить не об исчезновении библиотеки как места хранения и предоставления знания и книги, как ее составляющей, а об изменении тенденции развития и функций библиотек. Библиотеки устанавливают свои нормы и предписания, наподобие церковных списков Средневековья. Эти предписания содержат запрет или разрешение на доступ к книгам.


Одни книги читатель может взять сам, другие находятся под рукой у библиотекаря, а третьи нужно заказывать в книгохранилище и ждать определенное библиотекой время. Библиотекарь властвует над читателем, равным себе субъектом, и тем самым, обладает кусочком культурного пространства, в котором он находится. Подводя итог, следует сказать, что библиотека является и формой представления знания, и местом, где это знание становится доступным читателям, где происходит его распределение


и потребление. Таким образом, можно охарактеризовать библиотеку как культурное и информационное пространство, в котором знание приобретает свою целостность, новое осмысление и представляется обществу через книгу. Координация формирования и функционирования электронных библиотек страны должны решить проблему оптимального состава и полноты национального фонда электронных документов на основе принципов неконкурентности и неконфликтности взаимных интересов [11, c. 55-57]. § 2


Социо-культурный подход к библиотеке как феномену культуры В последнее время много говорится о новой библиотечной теории и реализации её на практике. На различных семинарах и круглых столах обсуждались проблемы формирования новой методологии библиотечного дела и разработки новой модели современной библиотеки, которая бы отвечала требованиям общества. Единой теории библиотеки пока нет, существовали и существуют разные концепции идеальной библиотеки


— просветительские, формальные, системные. Сегодня ученые все больше обращаются к содержанию и структуре библиотечного фонда и по нему изучают такие функции как систематизация, хранение и распространение культурного наследия. Проблема соотношения и соответствия библиотечной системы каталогов и представления читателя о том, где может находиться данная книга является очень важной и значимой. Книгу бывает сложно найти, поскольку принцип отбора литературы для библиотеки и принцип расстановки


книг в фонде опираются на субъективные факторы. Читатель в первую очередь ориентируется на название темы, по которой интересуют его книги. Он ищет литературу в систематическом каталоге по рубрике, идентичной в его понимании его проблематике. Тут и появляются спорные моменты, куда ставить книгу, если по содержанию она относится и к одной, и к другой сфере. Каким образом в библиотеке происходит изменение форм классификации и что является определяющим фактором при распределении литературы в каталоге?


Сегодняшняя библиотечно-библиографическая классификация (ББК) уже не отражает в полной мере систему научного знания и структуру культуры. Многие ее элементы требуют замены или новой интерпретации. Можно конечно, добавить в существующую классификацию новые разделы и дифференцировать прежние, что сделает ее еще более сложной и трудной для восприятия и понимания. Становится ощутимой потребность в новой классификации литературы в библиотеках, которая предполагает


создание другой структурно-тематической модели каталога. С точки зрения культурологического подхода организация информационного потока должна осуществляться на основе системного понимания культуры. В качестве примера такого рода классификации можно привести систему культуры философа Э. Кассирера [18, c. 206-209]. Он предлагал систематизировать знание и другие виды человеческой деятельности на основе принципа многообразия


культурных форм, среди которых выделял, прежде всего, миф, познание, язык. По его мнению, мир символичен изначально в сознании людей. Они воспринимают реальную действительность, преобразовывая ее в знаки, понятные всем или только специалистам. Книга, состоящая из букв, слов, предложений в своей совокупности также отражает действительность прошлого, настоящего, будущего такой, какой ее видят и хотят видеть люди.


Символы, которые мы находим в исторических и культурных памятниках, служат в качестве носителей информации, вербальной и невербальной, посредством которой мы пытаемся себе представить картину происходящих событий во времени и пространстве. Заслуга Кассирера состоит в том, что он предложил содержательно-типологический подход к строению культуры, в котором наряду с научным знанием самостоятельное значение получили миф, религия, искусство и иные формы мировоззрения [18, c.


206-209]. Речь идет не о рубрикации культуры на самостоятельные типы, а о поиске органической связи между ними. В идеале библиотека должна представлять собой не просто набор книг по разным областям знания, а целостность культуры. Очевидно, что ее каталог самым тесным образом связан не столько с познанием (если использовать это слово как синоним точной информации), сколько с образованием (если понимать его изначально, как «культурность»). Конечно, непосредственно сама типология символических форм


Кассирера не может служить основой библиотечного каталога, однако принцип многообразного единства имеет непреходящее значение. При анализе принципов представления информационного потока в библиотеке можно использовать известный тезис французского мыслителя М. Фуко: «Знание является властью». Ораторское искусство, письменная культура, божье слово, современные системы трансляции знания и массовые коммуникации, так или иначе, представляют форму власти в истории


культуры. Библиотека является местом, где сосредоточено знание, где оно подчинено порядку, контролю, группировке. Говоря о возникновении идеи библиотек, следует предположить, что они создавались в целях упорядочения суммы накопленных знаний. Тогда проблема состоит в том, каким образом власть подчиняет себе знание и заставляет его служить собственных целям и как библиотека контролирует власть над знанием. Знание само по себе уже формализовано, архивировано, стратифицировано.


Библиотека осуществляет дополнительную селекцию, устанавливая при этом общие границы знания, его возможности для удовлетворения познавательных или эстетических потребностей людей. В каждой библиотеке, независимо от ее предназначения, существовали определенные цели, задачи, обязанности, правила и нормы. Обычно идеологические, ценностные ориентации библиотеки оказываются встроенными в ее технологию и это заставляет более пристально проанализировать разного рода, как внешние инструкции


государственных институтов, так и внутренние правила порядка. Библиотека, кроме того, что она является книгохранилищем, культурным центром, средоточием духовного наследия, выступает как сцена политических, социальных, экономических, культурных преобразований. Государство диктует ей условия существования, дает право на приобретение и выдачу книг, которые нужны в целях образования и просвещения. В библиотеке хранились книги официальные и запрещенные и это различие


было частью стратегии власти. Одни книги нужно и можно было читать, другие нельзя было читать, зато надо было хранить. Система открытого доступа, абонемента, специального хранения и списания показывает, как меняется структура потребностей общества и его ценности. В советское время в открытом доступе лежали произведения классиков марксизма-ленинизма, в эпоху застоя — партийных и государственных деятелей. Их нужно было читать.


Неопределенность идеологической и ценностной системы в государстве напрямую отражается в неопределенности ранжирования книжного потока в библиотеке. Библиотека как культурный и информационный центр города в наибольшей степени выполняет свою культуросозидающую миссию через обеспечение читателей литературой, необходимой для учебных, образовательных целей [5, c. 4]. В отношении всего книжного потока она в большей степени оказывается простым книгохранилищем, чем


в предыдущие десятилетия. Таким образом, идеи Кассирера и Фуко встречаются в библиотеке. Классификация книг должна отвечать принципу целостности символических культурных форм, а деятельность библиотеки отражать ценностные ориентации власти современного общества. Заключение Итак, на основе изученного материала мы пришли к решениям проблем на поставленные нами цели. Определили место библиотеки как социального института в социологии.


Рассмотрели социально-культурный подход к библиотеке как феномену культуры и библиотеки, как каналу удовлетворения личностных потребностей. Выявили проблемы и перспективы развития библиотеки в информационном обществе. А также попытались найти ответы на выдвинутую нами гипотезу. И можно утверждать, что она была подтверждена проведенным анализом на поставленные перед нами вопросы. К чему же мы пришли? На данный момент времени возникает ряд проблем в библиотечном деле: -


Библиотеки являются неконкурентоспособными по отношению к коммерческим и иным объединениям по обновлению и быстрому поиску необходимых документов/материалов. Она теряет свое место как «источник» информационного обмена в обществе; - Библиотека не отражает ценностные ориентации современного общества (в отличие от прошлых десятилетий). Она становиться простым книгохранилищем, к которому люди обращаются для удовлетворения своих читательских


потребностей в учебных и образовательных целях; - Сегодняшняя библиотечно-библиографическая классификация (ББК) требует замены или новой интерпретации; - Возникает кризис знания, который выражается в противоречии увеличивающегося объема информационного потока устаревшим технологиям его переработки и т.д. Поэтому, как учреждению культуры, библиотеке требуются коренные изменения, связанные с развитием информационного общества. Сейчас существует большое количество предложений по «перестройке» библиотек, и многие из них


уже реализуются (появление электронных библиотек; электронных каталогов; поисковых систем, которые очень необходимы современному обществу, стремящемуся к быстрому и качественному поиску; внедрение высоких технологий и т.д.). Разрабатываемые или уже производимые изменения несут в себе свои определенные плюсы и минусы. Вследствие чего, по данному вопросу возникают различные точки зрения по поводу: принесут ли эти изменения пользу или библиотека потеряет большую часть своего начального назначения.


Ведь она должна, в первую очередь, оставаться книгохранилищем, культурным центром, средоточием духовного наследия, источником получения знаний, выступать как сцена политических, социальных, экономических, культурных преобразований. Таким образом, на данном этапе развития библиотека потеряла многие свои позиции с точки зрения социологии (как в отношении проблем чтения, читательском обслуживании, так и в социокультурных аспектах развития). Появление электронных ресурсов (Интернета) в каждом доме, учреждении,


СМИ (радио, телевидение как источники информации) поспособствовало тому, что все меньшее количество людей обращаются в библиотеки. Это связано и с многими другими факторами, главный из которых – неэффективность работы и поиска в большинстве существующих сейчас библиотек. Но это не значит, что общество перестало нуждаться в подобного рода учреждениях, наоборот, они не только не будут вытеснены с исторической сцены, но и их роль в удовлетворении информационных потребностей общества


возрастет, об этом свидетельствуют проводимые изменения в области библиотечного дела с внедрением современных технологий. Библиотека остается одним из главных учреждений, обеспечивающих читателей литературой, необходимой для учебных, образовательных, научных и других целей и останется им еще на долгое время. И будущее библиотек, как учреждений культуры, источника получения знаний обществом, зависит только от нас, наших действий. Список литературы 1. Бабенко


В.Н. Отечественная научная информация в области исторических наук во второй половине ХХ века: итоги и перспективы. – М.: ИНИОН, 1999 2. Библиотека как место распределения знания // Третья Санкт-петербургская ассамблея молодых ученых и специалистов: Сборник докладов. 4-11 декабря 1998 г. СПб, 1998. 3.


Библиотека как социальное и информационное пространство // Новации в современном научном познании: Тезисы докладов научной конференции. 3-4 февраля 1997 г. СПб, 1997 4. Библиотека как элемент социальной реальности // Социальная реальность и социальные теории: Материалы Всероссийской конференции. 28-29 мая 1998 г. СПб, 1998. 5.


Библиотека. Население. Информация. Опыт публ. б-к США. – СПб.: Б. и 1998 6. Ванеев А.Н. Библиотека как социальный институт и проблемы ее комплексного изучения // Вестник Госуд. университета культуры и искусств. 2003, №1, с. 44 – 52 7. Гордукалова Г. Библиотека в условиях социальной реальности // Библиотечное дело, 2003, №1. – с. 2 8. Ершова Т.В.


Информационное общество и библиотека // Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета. – М 2001. – с. 265-274 9. Комплексное взаимодействие библиотеки с общественностью. (Метод. пособие). – СПб.: Б. и 2001 10. Кравченко А.И. Общая социология. Учеб. пособие для студентов вузов - М 2001 11. Майстрович


Т.В. Основы координации формирования электронных библиотек // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды VI Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 3 - 6 ноября 2003 г СПб.: Изд-во Филологического ф-та СПбГУ, 2003. С. 55-57. 12. Михнова И.Б. Библиотека как информационный центр для населения: проблемы


и их решение. Практ. пособие. – М.: Либерея, 2000 13. Образцова И. В Чубукова Т. С. Внедрение автоматизации в технологические процессы обслуживания читателей // Науч. и техн. Б-ки. – 1996 № 2. – с. 24-28 14. Сборник докладов «Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции», 26-28 сент. 2000 г. – СПб.: Б. и 2000 15. Столяров Ю.Н. Место библиотековедения в системе наук наконец-то установлено


// НТБ, 2003, №3. – с. 37-40 16. Справочник библиотекаря. – М.: профессия, 2001 17. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд. – М.: Прометей, 1998 18. Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, вып. 23 СПб.: Санкт-Петербургское философское общество,


2002. С.206-209



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.