Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Представление о личности в общей и дифференциальной психологии

Понятие личностных черт
Общаяпсихология – занимается анализом психических процессов абстрактного человека.General – корневая.
Дифференциальнаяпсихология – изучает индивидуальные различия, конкретные особенности,психологию отдельного человека.
Основныеподходы к изучению индивидуальности (личности):
Структурный,диагностико-коррекционный. Принят в дифференциальной психологии.
1)Единицы изучения – наличные свойства субъекта. Свойство есть, проявляется вспособах поведения. Индивидуальное свойство, черта характера, воспринимаетсякак факт.
Индивидуальность(личность) понимается как целостная структура свойств, неразложимая далее.Синоним – характер.
Субъект – обладатель свойств.
Соответствуетпонятию личности в широком смысле, природный и социальный индивид. Феофраст,Гиппократ – изучение индивидуальных особенностей. Способности, темперамент,характер. Типологии индивидуальности.
Крайнийвариант – субъект с жестким характером, неизменной структурой свойств. Всеситуации считает типовыми, живет в стереотипном мире, который не долженменяться.
2)Происхождение свойств и способов поведения. Соотношение наследственного иприобретенного, природы и среды. Подход не работает при изучениииндивидуального поведения – субъект еще не личность (в точном смысле), организмневинен.
3)Способы работы психолога. Психодиагностика – установление наличия и степенивыраженности свойств. Коррекция способов поведения, индивидуальных свойств.Коррекция не касается личности, это изменение либо природы, либо среды (близкок бихевиоризму).
Функциональный,личностный. Принят в общей психологии.
1)Единицы изучения – свойства как артефакт, искусственно созданные, являющиесясредством решения проблем.
Субъект– создатель свойств. Личность – личность в точном смысле слова, культурныйиндивид.
Такиесвойства являются функциональными образованиями, необходимыми в какой-либоситуации. Меняется ситуация – меняются свойства.
Крайнийвариант «человек без свойств». Для субъекта каждая ситуация является в пределенеопределенной, нерешенной до конца.
2)Происхождение свойств и способов поведения. Свойства созданы личностью. Уличности нет права ссылки на природу или среду, личность ответственна. Еехарактеризует готовность к решению собственных проблем.
3)Способы работы психолога. Существуют 2 формы работы с личностью:
еслиготовность к решению проблем есть, но умения нет. Есть вопрос, на который человекне может найти ответ. Форма работы – психологическая помощь в решении проблем(но не решение проблем вместо пациента). Постепенное уточнение вопроса ипостепенное приближение к причине симптома. Психоанализ.
Еслиесть и готовность и умение решать свои проблемы. Форма работы – психологическоеконсультирование (Роджерс). Это не помощь в решении проблем, это попытка поискапроблем, до поры незамеченных, раскрытие проблем. Конструктивная психология,гуманистическая, некоторые направления психоанализа.
Основныеразличия в подходах:
Анализсвойств индивида: как фактов (С) и артефактов (Ф), как наличных или созданных,поверхностных или глубинных.
Позицияпсихолога: (С) позиция исследователя, человека, который не вторгается в жизньизучаемого субъекта, и (Ф) позиция организатора, который принимает на себя рольтерапевта, консультанта, активно участвует в жизни своего клиента.
Описаниеструктуры. (С) личность изучается как составная структура, выделяются единицы иэлементы. (Ф) функциональный подход, изучаются причины возникновения свойств.
Проблемаусловий развития личности. (С) рассматривает результат развития, а не причину.(Ф) Условия развития личности: природные предпосылки, социальные условиясуществования становления личности, культурные принципы решения личностныхпроблем.
Обаподхода не противопоставляются друг другу, а используются в зависимости отситуации.
Проблема адекватности единиц строения личности
Единицаанализа личности должна быть адекватна целому.
Личностькак совокупность черт. Черта – единица строения личности. Черта как постоянная– субъективно воспринятый гештальт. Черта как переменная – измеримый аспектповедения. Черта как генерализованная реакция на похожие стимулы.
Выделениеприродного, социального и культурного субъекта и анализ этих составляющихличности.
Личностькак совокупность психологических качеств. Черты личности.
Личность- это уникальный комплекс (созвездие) личностных черт.
Чертыличности – в дифференциальном психологическом подходе – совокупность чертличности.
Понятиечерты имеет 3 смысла:
чертакак обобщенная поведенческая реакция: характеристика поведения человека(активность, эмоциональность); но не обязательно внешнее поведение можетсоотноситься с внутренней чертой;
характеристикаличности, подразделяются по способу их выявления:
какпервичная черта (выявляется на основе наблюдения и беседы с человеком);описание человека с житейской точки зрения;
какпеременная черта (выявляется с помощью измерительных инструментов –опросников); описание человека с точки зрения научной психологии.
Кеттел,Айзенк, Гилфорд. Структура личности – набор черт. Диагностируя структуруличности с помощью таких процедур, получаем представление о модальных формахличности, т.е. о созвездии черт, характерной для той или иной популяции людей вопределенной культуре.
Кеттел.Категории черт личности.
А)Поверхностные черты – исходные черты.
Поверхностные:совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают внеразрывном единстве (неспособность сосредоточится + нерешительность +беспокойство = невротизм).
Исходные:основополагающие структуры, определяющие постоянство, которое наблюдается вповедении человека. Это более глубокий уровень личности.
Б)Конституциональные черты – черты, сформированные окружающей средой (это два подтипаисходных черт).
Конституциональные– развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума (наркомания– раздражительность).
Средовые– обусловлены влияниями социального и физического окружений (результатнаучения).
В)Способность, темперамент и динамические черты. Это модальности исходных черт.Способности – умения человека, темперамент – эмоциональные и стилистическиекачества поведения, динамические – мотивационные элементы поведения.
Г)Общие и уникальные черты.
Общая– присутствует в различной степени у всех представителей данной культуры (ноорганизация общих черт в личности всегда уникальна).
Уникальная– у одного или нескольких.
Чертыличности представляют собой относительно постоянные тенденции реагироватьопределенным образом в разных ситуациях.
Айзенк.Интроверсия-экстроверсия * нейротизм-стабильность. Это суперчерты (типы). Этисуперчерты построены из составных черт. Черты состоят из многочисленныхпривычных реакций, которые в свою очередь формируются из специфических реакций(улыбается и протягивает руку – если всякий раз, то это привычная реакцияприветствовать другое лицо – общительность – экстраверсия).
Дляфакторных концепций характерна позиция двойной детерминации развития личности,признание изменения базовых врожденных предрасположенностей под влияниемнаучения, т.е. среды.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта psy.piter.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.