Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Первые понятия о Боге. О православном воспитании дошкольников

Кравцова М. В.
Оправославном воспитании ребенка написано уже достаточно много, и вряд ли мысможем прибавить к этому что-нибудь существенное. Следует, однако, обратитьвнимание на одно обстоятельство: закладывая в ребенка те или иные нравственныепонятия и формируя христианскую реакцию на происходящее, необходимо делать этов соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, в осознании неповторимостиего личности. Только тогда делу воспитания будет сопутствовать успех.
Ккаждому человеку необходим свой подход – это правило далеко не всегдаприменяется и по отношению к взрослым людям, тем более – по отношению к детям,к которым, как иногда кажется, достаточно применить уже проверенный наборпедагогических методов воздействия – и положительный результат гарантирован. Ноэто не так, и это – к счастью, потому что, если бы характеры, нравы и интересынаших чад мы могли бы лепить, словно булки из теста, мы не понимали бы всейкрасоты великого дара свободы, отражающего в нас одно из качеств, делающих нас,людей, образом и подобием Бога.
Сдругой стороны, конечно, родители должны прекрасно осознавать, какиенравственные качества они хотят видеть развитыми в своем ребенке, – в первуюочередь для того, чтобы собственным примером способствовать в нем развитию этихкачеств. Особенно это касается детей дошкольного возраста. Как писал святительВасилий Великий: «Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобновоску, уступчива, удобно напечатлевает в себе налагаемые образы, надобнонемедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре,чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение сположенных первоначально оснований и преподанных образов благочестия, между темкак разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние».
Маленькийребенок, дошкольник, наиболее подвержен влиянию со стороны всего, что егоокружает. Он впитывает как губка семейную атмосферу – любви или ненависти,благочестия или цинизма, радости или уныния. Он растет таким, каким делают егородители, и тем сложнее добрым задаткам пробиться наружу, чем больше злого ипорочного видел ребенок в детстве. Конечно же, это в очень большой степени относитсяи к духовной жизни.
Ребенок,привыкший с младенчества видеть иконы, каждый день слышащий молитвы, которыечитают родители, ощущающий на себе нательный крест, в атмосфере благочестивой,воцерковленной жизни ощущает себя как рыба в воде.
«Мнекажется, что первые шаги на пути открытия веры в Бога в жизни младенца связаныс его восприятием жизни органами чувств – зрением, слухом, вкусом, обонянием,осязанием, — читаем мы в замечательной книге Софьи Куломзиной „Семья –малая церковь. Записки православной матери и бабушки“. – Если младенецвидит, как родители молятся, крестятся, крестят его, слышит слова»Бог", «Господь», «Христос с тобой», принимаетСвятое Причастие, ощущает капли святой воды, трогает и целует икону, крестик, вего сознание понемногу входит понятие, что «Бог есть».
ДалееСофья Куломзина пишет о том, что в младенце нет ни веры, ни неверия, но уверующих родителей он растет, воспринимая всем своим существом реальность ихверы, «так же как ему понемногу делается понятным, что огонь жжется, чтовода – мокрая, а пол – твердый». Малыш мало что понимает о Боге умом. Ноиз того, что он видит и слышит от окружающих, он узнает, что Бог есть, ипринимает это...
Однаковнешних впечатлений мало, как бы ни были важны, сильны и глубоки этивпечатления. Необходимо учить ребенка внутреннему восприятию всего, чтопочитается добром в христианской жизни – любви, милосердию к окружающим,терпеливому отношению ко всякого рода неприятностям. С ранних лет преподавребенку посильные для его возраста понятия о Боге, необходимо также дать понятьему, что именно Господь – источник всего лучшего и светлого.
«Чемранее внушаются детям понятия о Божественном, тем тверже укореняются в них, иследовательно, тем более можно ожидать от них добрых плодов. Особенно если этоделается с верою в благодать Божию, вразумляющую младенцев», — писалсвятитель Иннокентий, Митрополит Московский.
Впрочем,жизнь в православной вере характеризуется именно тем, что внешнее здесь тесноувязано с внутренним. Поговорим об этом подробнее.
Начнемс того, что младенцев необходимо крестить по возможности как можно раньше, необращая внимания на протестантские разговоры о том, что человек, лишь многоеосознав и обретя способность к собственному выбору, может приступить к ТаинствуСвятого Крещения. Это не так, и дело здесь вовсе не в том, что православныехристиане, как иногда говорят, считают воздействие Крещения на ребенка чем-томагическим, что совершают над ним обряд едва ли не из-за суеверий. Нет, однакотого, что в Таинстве Крещения человеку от Господа подается благодать, не будетотрицать никто, и младенец не менее взрослого способен эту благодатьвоспринять. Человек трисоставен, у него есть тело, душа и дух. И если тело идуша новорожденного еще младенческие, то дух – то, что незримо соединяет человекас Богом, позволяет ему омывать свою душу принимаемой в Таинствах благодатью.Да, даже самый маленький ребенок способен мистически принимать Творца, которыйбудет освящать и душу его, и тело. Тому мы можем привести множество примеров,понаблюдав за младенцами, которых крестят, которых подносят к Чаше в ТаинствеСвятого Причащения. Один священник рассказывал автору этой статьи, как двоеслепых малышей, которых он причащал в Доме ребенка, сами открывали ротики,когда их подносили к священнику. Да и многие родители делились своиминаблюдениями: едва несмышленое дитя начинали носить в храм и причащать, ономенялось, становилось более тихим, улыбчивым, спокойным.
Присовершении Таинства Крещения на ребенка надевают православный крест, которыйотныне должен быть всегда при нем. Некоторые родители боятся, что крестик можетпринести малышу вред, едва ли не удушить его. На это священник Алексей Грачев вкниге «Когда болеют дети» отвечал, что за всю историю такого случаяне было ни разу, что, напротив, крест – это наша главная защита от всех бед.«Если уж на то пошло, ребенок рефлекторно изменяет положение тела прилюбом неудобстве. И он всегда тесемку, на которой висит крестик, поправит, дажево сне». Крест – не амулет, крест – это символ нашего спасения, который СамГосподь освещает для того, чтобы подавать в нем христианину и защиту, иблагодать, и духовную силу.
Повозможности ребенка после Таинства Крещения надо приносить в храм как можночаще и приобщать его Святых Христовых Таин. Некоторые священники рекомендуют,кроме непременного причащения, читать младенцу дома вслух молитвы и Евангелие,не смущаясь тем, что он еще не воспринимает слова, давать ему употреблятьКрещенскую святую воду и просфору натощак, окроплять самого ребенка и его вещисвятой водой. В храме малыша нужно подносить под благословение священника. И вхраме, и дома прикладывать к кресту, к иконам. Надо создать вокруг дитяестественную атмосферу религиозности, чтобы он возрастал в ней, как рыба вводе.
Влитературе, рассказывающей об уходе за ребенком, можно найти рекомендацииустраивать малышу вегетарианские дни два раза в неделю, начиная примерно с двухс половиной лет. И это хорошо согласуется с советами святых, которые говорят,что не вредно, начиная уже с двух лет, в среду и пятницу налагать на ребенкапосильный пост. По словам старца Алексия Зосимовского дети уже в три годадолжны знать, что такое среда и пятница.
Этои есть та самая внешняя атмосфера церковной жизни, что определяет ее внутреннююсущность и не может не воздействовать на ребенка благоприятным образом, если онпогружен в нее с самого младенчества. Однако, как мы уже сказали, этого мало.Когда ребенок начнет, наконец, делать первые шаги к познанию мира, необходимовложить не только в его душу, но и в сознание первоначальные понятия оБоге-Творце, о невидимом Промыслителе, любящим все живые существа в этом мире.К этому времени слова «Бог», «Богородица»,«ангел» у ребенка, выросшего в верующей семье, входят в обиходподобно словам «мама» и «папа», и сейчас ему нужно помочьнаполнить их доступным его пониманию содержанием. Ребенку вполне доступнопонимание Божьего вездеприсутствия, он понимает, что «Боженька» можетвидеть его всегда, даже если сам Он невидим.
СофьяКуломзина писала, что первое понятие о Боге заключается для ребенка в осознаниитого, что Бог есть, как есть тепло и холод, ощущение голода или сытости. Апервая сознательная мысль о Боге приходит, когда ребенок способен понять, чтозначит сделать что-нибудь – сложить, слепить, построить, склеить, нарисовать…«За каждым предметом есть кто-то, этот предмет сделавший, и ребенкудовольно рано становится доступным понятие о Боге как о Творце. Вот в этовремя, мне кажется, — пишет С. Куломзина, — возможны первые разговоры оБоге». Ребенок, понявший, что что-то творится из чего-то, рано или поздноначнет задавать вопрос – откуда взялся он сам, откуда взялись мама и папа, каквообще было положено начало всему, что он видит вокруг, – всему такому богатомупо разнообразию, краскам, звучанию видимому внешнему миру. Что мы ответим, какобъясним ему, Кто сотворил всю эту красоту, если представления о Господе уребенка будут самые смутные, не подкрепленные не только сердечным чувством, нои посильным знанием?
Давноуже подмечено, что именно подавая эти самые первоначальные представления,родители нередко допускают ошибку. Они формируют во впечатлительной душеребенка такой образ Господа, который вполне может помочь держать чадо в уздедисциплины, воспитать то, что родители вполне могут ошибочно считать«страхом Божьим», но никак не доверительную любовь детей к Отцу,созданий – к своему Создателю.
«Спервых шагов они начинают ребенка стращать „грозным, мстительным“Богом, превращая таким образом имя Божие в орудие авторитарного воспитания. Какчасто в храме можно слышать от старушек обращенные к резвым детишкам угрозы:»Вот Он – Бог (показывают на икону), вот Он сердится… Он тебе ужо!"Конечно, малыш должен приучаться к мысли, что любой дурной поступок есть грех,который должен быть раскаян, но не лучше ли при этом постараться разъяснить ребенкусуть Отцовско-сыновних отношений Творца и Его созданий, дать понять, чтоплохими поступками мы не просто прогневляем, а безконечно огорчаемвсемилостивого Создателя? А иначе от подобного воспитания он, повзрослев, можетлегко убежать к сектантам, которые будут сладко петь ему под гитару о том, какИисус нас любит". (В. Зоберн, М. Кравцова, «Здоровье ребенка»,изд-во «Русская миссия», 2000).
«Душадитяти обращена к Богу, но… взрослые прячут того Бога, который так нуженнежной душе».
Какоепредставление о Боге вселяют в нее? С какими свойствами знакомят?.. Строгимхозяином над всем и всеми рисуют Его детям. Страх перед Ним воспитывают преждевсего: «Бог накажет». И ребенок глубоко в это верит: ведь Бог всеможет, а Он – строгий...
«Недай Бог – ушибешься; не дай Бог – захвораешь»… И, бывает, действительно– ушибся, захворал. Значит, Бог дает всевозможные бедствия, болезни, ушибы,различные наказания – это лет с трех детям внушают. И перед этим грознымдалеким Владыкой трепещет детская душа...
Итяжелая драма зарождается порою в детской душе – тоска по Боге Кротком,Любящем, Близком… И поселяется первое разочарование, первая, пожалуй,безысходная грусть. И дальше, в зрелом возрасте – речи о «мрачномхристианстве». Богочеловека боятся показать детям. Приблизьте ребенка коХристу – и начинаются страхи каких-то соблазнов, кощунства. Это – вечноеопасение со стороны особых ревнителей страха перед Богом: ребенок вдругвздумает молиться за нежно любимого котеночка, за птичку с больным крылом, чтобона полетела; ребенку хочется думать, что Христос радуется, как расцвел еголюбимый цветок, как удался первый рисунок. А в минуту горькой обиды 3 — 4-летний христианин вдруг в слезах бросит угрозу какой-нибудь строгой старойбабушке, что он расскажет все Христу, что Христос его знает и поверит, что онне виноват.
Всеэто наводит ужас, а мне кажется, что именно это – трогательные проявленияистинно христианской близости ко Христу, которой можно только радоваться. Адело взрослых тут осторожно, бережно направлять по настоящему пути, но никак неотпугивать" (Ольга Прохаско, «Приведите ребенка ко Христу»,1914).
Невозможноне согласиться с этими рассуждениями, и, исходя из вышесказанного, можносделать вывод, что, рассказывая маленьким детям о Боге, необходимо сформироватьв их сознании Его образ именно как Образ Христа, Самого Господа и в то же время– близкого каждой душе Человека. У той же Ольги Прохаско можно прочитать, какона огорчилась, когда на ее вопрос: «Это Бог?» (девочка указывала наикону Спасителя) — ответили: «Нет, это Сын Божий». Сознание ребенкане восприняло тогда Сына Божия как Создателя и Творца, и своего Защитника.Только повзрослевший ребенок, способный уже к абстрактному мышлению, можетвынести для себя какие-то понятия о Пресвятой Троице. Однако же вряд ли навопросе о трех Божественных ипостасях следует заострять внимание ребенкадошкольного возраста.
Иуж совершенно недопустимо то, что в приведенной выше цитате именуется«мрачным христианством». Святая Государыня Мученица АлександраФедоровна писала в дневнике: «Просто преступление – подавлять детскуюрадость и заставлять детей быть мрачными и важными… Их детство нужно, по меревозможности, наполнить радостью, светом, веселыми играми. Родителям не следуетстыдиться того, что они играют и шалят вместе с детьми. Может, именно тогда ониближе к Богу, чем когда выполняют самую важную, по их мнению, работу».«Радость и счастье нужны детям не меньше, чем растениям нужен воздух исолнечный свет». А между тем как стараются иные родители, чтобы заставитьребенка слушаться, воспитать в нем «страх Божий», запугивают нечистойсилой, поминая ее к месту и не к месту, стращают адскими муками, а то идодумываются до прямого «цитирования» Бога – «Господь гневаетсяна тебя!» Как будто бы мы можем знать доподлинно про Божий гнев намаленького непоседу или даже хулигана.
Оченьпростыми, доходчивыми словами говорится о подобном воспитании в одном изстаринных рассказов, опубликованных в сборнике «Райские цветы с Русскойземли». Рассказ называется «Дед Лука», в нем старый дед ведетразговор о Господе и благочестивой жизни со своим юным пятнадцатилетним другом:
«Помнюсебя с трех лет. Меня учили вежливости: кланяться и подавать руку. Училинаряжаться, т. е. хвалили на мне все новое и модное, даже заставляли глядетьсяв зеркало, учили плясать, петь песни, чтобы похвастаться моим искусством передгостями. Учили и молиться Богу, но как?.. За вежливость платили ласками ипоцелуями, за щегольство похвалой, за песни и пляску аплодисментами, а замолитву только выговорами, что не так складываю пальцы, не так кланяюсь. Мнечасто рассказывали сказки, занимательные сказки; я их помню и до сих пор, такоесильное впечатление производили они на меня в детстве. Но почему-то ничего нерассказывали о Боге, о Его безграничной любви к людям, в особенности к детям,ничего такого, что бы заставило так восторженно трепетать детское сердце, какот сказки. Когда заставляли молиться Богу, то говорили так: „молисьхорошенько, а то Бог убьет камешком“. Такое наставление представлялоребенку Бога, как существо в высшей степени строгое, которого нужно бояться,потому что почти каждый ребенок знает, что такое камешек, если им побьют. Нотак как Бог камешком ни разу никого не побил, то и ложный страх прекратился современем. Потом, учили и закону Божию, но как? В зубрячку. Хорошо вызубрилурок, получай хорошую отметку и беги, гуляй. Любить Бога не учили. А ведь мытолько того и не оскорбляем, кого любим. Только тому и повинуемся охотно, коголюбим. Результат такого воспитания: холодность к Богу и всему святому истремление ко всему суетному, что не только бесполезно для человека, но ивредно».
Конечноже, никто не говорит о том, что малышей надо воспитывать в том убеждении, чтовсе их проступки будут всегда сходить им с рук из-за Божьей милости. Конечноже, еще до семи лет надо открывать перед ребенком, что такое покаяние, вдоступной форме, и не только в связи со случаями из жизни самого ребенка. Детидолжны знать, что мы всегда стремимся к Божьему прощению, когда впадаем в тотили иной грех. И все-таки не зря, наверное, Церковью установлен возрастхристианина, с которого он может приступать к исповеди, – семь лет. Именноприблизительно с этого возраста можно говорить о формирование самосознанияребенка. До этого он познает скорее внешний мир, чем самого себя. И он долженпонимать, что значит этот мир для сотворившего его Бога – и что Бог значит длямира.
Огромнойосторожности требуют разговоры об аде, о нечистой силе. И даже о мучении святыхи Самого Иисуса Христа. Именно у детей до семи лет на этой почве могутразвиться устойчивые страхи, которые вполне могут привести к неврозам. И нетолько душевному здоровью ребенка, но и духовному может быть нанесеннепоправимый вред. Супруга священника Георгия Митрофанова рассказывала в беседес автором программы «Семья» Людмилой Зотовой: «В четыре года япрочитала ей – (дочери Маше – М. К.) житие Веры, Надежды, Любови и матери ихСофии. Ребенок заплакал и сказал, что не хочет быть христианином. Мне пришлосьочень долго говорить, что каждому Бог дает по силам и что раз у тебя силенокмало, тебе никто такое испытание не пошлет».
Идействительно, жития святых, особенно святых мучеников, необходимо адаптироватьдля детского понимания и возрастного восприятия.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.