Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Особенности применение методов и методик в специальной психологии

Реферат по спецальной психологии Студентки 5 курсаВечерней формы обучения  Специальности 7.04101-психология Миркотан НатальиВалерьевны
Открытый международный университет развития личности «Украина»
Киев – 2011
Введение.
Специа́льнаяпсихоло́гия (Коррекцио́нная психоло́гия) — область психологииразвития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском иподростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической илифункциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразиипсихосоциального развития ребёнка, затрудняющих его социально-психологическуюадаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшеепрофессиональное самоопределение.
ПоЕ. Л. Гончаровой специальная психология — это «область психологии развития, котораяизучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющимипотребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребностьвзрослых — в особых формах психологического сопровождения.»
Специальнаяпсихология исследует различные формы и стороны развития психики внеблагоприятных условиях.
Иначеговоря, её может интересовать то, как протекает процесс:
психическогоразвития в самых патогенных ситуациях;
каки каким образом могут изменяться в зависимости от многообразных параметров этихусловий различные характеристики психогенеза.
изучениезапаса прочности процесса развития.
Исследуякаким образом психике, даже в осложнённых, стеснённых условиях, удаётсясохранять свою целостность, реализуя основные функции по адекватному отражениюокружающего мира и регуляции поведения?
Приэтом неблагоприятные ситуации сами по себе не всегда способны вызватьотклонения в развитии. Сочетанием разнообразных характеристик индивида, опосредующихих воздействие. Поэтому одни и те же условия для разных людей могут иметьразличные последствия. Неблагоприятная ситуация признаётся патогенной, способнойспровоцировать те или иные отклонения в развитии, если сила её воздействияпревышает компенсаторные возможности индивида и относительно устойчиво изменяетхарактеристики актуального функционирования психики в параметрах точности, полнотыи скорости отражательных и регуляторных функций и в результате изменяет темп еёвозрастного развития.
Осложнённымиусловиями могут быть:
нарушенияв деятельности анализаторов,
опорно-двигательногоаппарата,
разнообразныецеребральные,
речевыерасстройства, то есть факторы внутреннего порядка.
Существуюти внешние неблагоприятные факторы, которые формируются при серьёзных идлительных деформациях социальной ситуации развития:
тяжелыепсихотравмирующие обстоятельства жизни,
воспитаниеза пределами семьи,
несоответствующиевозрасту ребёнка образ жизни,
видыдеятельности,
требованияи ожидания со стороны взрослых.
Последнееможет касаться, в частности, детей, рано и ярко проявивших какое-то дарование ив связи с этим начинавшим раннюю профессиональную подготовку, а то ипрофессиональную деятельность.
Дажесама по себе нестандартность одарённых детей может существенно менять системуотношений к ним, что способно выступить в качестве осложнённой ситуацииразвития.
Вкачестве отдельных направлений в специальную психологию входят:
1.психология умственно отсталых (олигофренопсихология),
2.психологияслепых и слабовидящих (тифлопсихология),
3.психология детей с недостатками речи,
4.психология детей с задержкой психического развития,
5.психологияслепоглухих
6.психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата.
1.Задачи в специальной психологии.
Взадачи специальной психологии входит:
изучениезакономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых сразличными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и преждевсего в условиях коррекционного обучения;
созданиеметодов и средств психологической диагностики нарушений развития;
разработкасредств психологической коррекции недостатков развития;
психологическоеобоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальныхобразовательных учреждений;
психологическаяоценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостаткамиразвития в разных условиях;
психологическоеизучение социальной адаптации лиц с недостатками;
психологическаякоррекция дезадаптации.
Внастоящее время наиболее актуальной задачей является разработка диагностическихметодик.
2.Диагностические методики в специальной психологии.
Вспециальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методыисследования.
Вней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются:Индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент — этоактивное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с цельюсоздания условий, которые выявляют какой-либо психологический факт.
Наблюдение— целенаправленное восприятие объекта изучения, заключающийся в фиксациипроявления поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях.
Изучениепродуктов деятельности(например, анализ письменных работ детей, изучение ихрисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения и др.)
Анкетирование— группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросовили утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого.
Проективныеметодики (предназначены для диагностики личности):
Методикиструктурирования — формирование стимулов, придание им некоторого смысла.
Методикиконструирования — создание из деталей осмысленного целого.
Методикиинтерпретации — это истолковывание каких-либо событий, ситуаций.
Методикидополнения — например: незаконченное предложение.
Методикиэкспрессии — рисование.
Методикикатарсиса — игровая деятельность в особо организованных условиях.
Методикиимпрессии — предпочтение одних стимулов другим.
Обучающийэксперимент — форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, чтоизучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленномформировании. При этом с помощью данного метода выявляется не столько наличноесостояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления.
Условно-рефлекторныеметодики
Каждаяиз методик применяется в определённых целях и с учётом индивидуальныхособенностей объекта изучения.
3.Оссобенностиметодик в специальной психологии.
3.1.Эксперементально психологические методики.
Так,экспериментально-психологические методики, используемые в индивидуальном илигрупповом лабораторном психологическом эксперименте, представляющие собойразличные задания, выполнение которых требует применение обследуемымопределённых операций и действий, позволяют выявить наличие и особенности этихдействий, позволяют выявить наличие и особенности этих действий у обследуемогоребёнка, свойства его личности.
Практическивсякое задание, независимо от его основной направленности при обследованииребёнка, в большей или меньшей мере позволяет видеть его интеллектуальныевозможности, так как, для того чтобы выполнить задание, необходимо понятьинструкцию и на основе её понимания осуществить определённые действия.
Чемсложнее инструкция, тем большим должно быть участие мыслительных процессов в еёпонимании (независимо от степени сложности самого задания).
Этодолжно учитываться при проведении экспериментов с детьми, имеющими недостаткиразвития.
Изэтого следует, что каждая экспериментально-психологическая методика имеетограничения, связанные с особенностями конкретного недостатка развития, а такжеопределённые возрастные границы своего применения.
3.2.Анкетирование.
Анкетированиеможно применять при изучении детей с недостатками развития более старшеговозраста, хотя в экспериментах с нормально развивающимися это возможно раньше.
Требуетспециальной разработки метод анкетирования родителей, воспитателей, педагоговдля оценки уровня и особенностей развития ребёнка в раннем возрасте.
Приэтом наиболее значимые данные могут быть получены не исследователем в короткиепериоды специально организованных наблюдений, а теми, кто видит ребёнкаежедневно на протяжении многих часов, кто наблюдает динамику его развитие втечение длительного периода времени.
3.3.Наблюдение.
Особоезначение при изучении детей с недостатками развития приобретает наблюдение.Из-за ряда особенностей этих детей применение экспериментальных методик враннем и дошкольном возрасте часто не даёт значимых результатов.
Тщательноенаблюдение за поведением ребёнка должно осуществляться и в экспериментальныхситуациях. Такое наблюдение может дать очень многое для понимания характератрудностей ребёнка при выполнении им различных заданий.
3.4.Невербальные психологические методики.
Важнуюметодологическую проблему специальной психологии составляет разработка иприменение невербальных психологических методик.
Посколькуу нескольких категорий детей с отклонениями развития имеются значительныенедостатки словесной речи, затрудняющие понимание ими словесных инструкций иответы на задания в словесной форме, трудно, а то и невозможно выявить уровеньумственного развития этих детей, используя словесные задания.
Невербальныезадания, решение которых может быть выражено в форме практических действий, позволяютобойти эти трудности и получить представление, например, об интеллектуальныхвозможностях ребёнка или об особенностях восприятия.
Прямопротивоположная ситуация имеет место при изучении детей с глубокиминедостатками зрения. Применение зрительно воспринимаемых заданий становитсяневозможным. Часть заданий наглядного характера может быть представлена врельефной форме, воспринимаемой осязательно. Однако не все методики могут бытьпреобразованы таким путём.
Поэтомунамного большее значение, чем при исследовании лиц с нормальным зрением, приобретаютвербальные задания и особый их подбор с учётом своеобразия речи незрячих.
Всеэкспериментальные исследования обычно строятся как сравнительные. Чтобырезультаты психологического эксперимента или исследования были полноценными иплодотворными, данные, полученные при изучении какой-то определённой группыдетей с недостатками развития, обязательно должны сопоставляться с результатамивыполнения точно таких же заданий группой нормально развивающихся сверстников.
Другимисловами, в исследованиях специальной психологии для сравнения всегдаорганизуются контрольные группы.
Список литературы
Основыспециальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л.В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой.- — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — — 480 с.
ВыготскийЛ. С. Собр. соч.: В б т. — — М., 1983. — — Т. 5.
ГодфруаЖ. Что такое психология. — — М., 1992. — — Т. 2.
ЛебединскийВ. В. Нарушения психического развития у детей. — — М., 1985.
ЛурияА. Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. — — М., 1973."
ПожарЛ. Психология аномальных детей и подростков — — патопсихоло-гия. — — М., 1996.
УсановаО.Н. Дети с проблемами психического развития. — — М., 1995.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.referat.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Беспроводная территориально-распределенная компьютерная сеть строительной компании ООО "Спецтехмонтаж"
Реферат Ветеринарно-санитарная экспертиза молока
Реферат Системы автоматической посадки самолетов для XXI века
Реферат Контрольная работа по Маркетингу 12
Реферат Зарубежная Европа и Азия
Реферат Обогащение словарного запаса учащихся при подготовке к сочинению в седьмом классе
Реферат Body Image
Реферат American Transcendentalism Essay Research Paper TranscendentalismHenry David
Реферат Manifest Destiny Essay Research Paper MANIFEST DESTINYManifest
Реферат Аннотации к образовательным программам по приоритетным направлениям деятельности профсоюзных организаций Учебно-методического центра фппк для обучения и повышения квалификации профсоюзных кадров и актива: Профессиональные союзы в системе социально-тр
Реферат Edgar Allan Poe
Реферат Цветок под ногою
Реферат Теория криминологии
Реферат «Съёмка подземных коммуникаций».
Реферат Н.Г.Чернышевский: "Что делать?"