Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Особенности психологической готовности учащихся к безопасной жизнедеятельности

Мошкин Владимир Николаевич, ААЭП, г. Барнаул ЕлизаровАлександр Николаевич, ААЭП, г. Барнаул Лапаева Анна Ивановна, БГПУ, г. Барнаул
Встатье на основе анализа эмпирических данных о состоянии массовойпедагогической практики изложены выводы об особенностях психологическойготовности младших школьников, подростков и старшеклассников к профилактике иустранению опасностей в повседневной жизни. На основе анкетирования выявленынекоторые особенности готовности мальчиков и девочек разного возраста кнаиболее распространенным факторам риска.
Изложимосновные результаты диагностики особенностей культуры безопасности школьников.Проанализируем динамику психологической готовности школьников к профилактике ипреодолению опасных и вредных факторов жизнедеятельности. Сравним отличиявзглядов на проблемы безопасности младших школьников, подростков истаршеклассников, проанализируем гендерные особенности психологическойсоставляющей культуры безопасности школьников разного возраста.
Внашем исследовании использовалась анкета, отвечая на вопросы которой школьникивыражали свое согласие или несогласие с теми или иными утверждениями.Ознакомившись с утверждением, они давали свой ответ: согласен (да), не согласен(нет), затрудняюсь ответить (?). Проанализируем основные результатыанкетирования в школе № 108 г. Барнаула. На вопросы анкеты ответил 561 учащийся1-11 классов. Из них мальчиков — 271, девочек — 290.
Проанализируемрезультаты анкетирования учащихся. При обработке полученных данных все классыразделены на группы: 1-4 классы (младшие школьники), 5-8 классы (подростки) и9-11 классы (старшеклассники).
Результатыанкетирования обрабатывались при помощи статистических программ сиспользованием персонального компьютера.
Основупсихологической готовности школьников к безопасной жизнедеятельности составляетспособность к успешной деятельности в опасных и экстремальных ситуациях(готовность к смелым, решительным действиям, разумному риску, проявлениюосмотрительности и осторожности), включает мотивационную, коммуникативную иинтеллектуальную готовность к прогнозированию, предупреждению и преодолениювредных и опасных факторов жизнедеятельности. Согласие или несогласие с даннымиутверждениями свидетельствует об уровне мотивации школьников к безопасностижизнедеятельности и дает возможность определить уровень осторожности школьниковпо отношению к различным опасным факторам: транспорту (утверждение 1), скользкимдорогам и ямам (утверждение 2), собакам (утверждение 3), хулиганам и грабителям(утверждение 4).
Утверждение1: Прежде чем переходить через дорогу, я выбираю безопасное место и слежу заприближением автомобилей, чтобы избежать беды.
Доляучащихся, которые согласны с этим утверждением, несколько увеличивается в подростковыхклассах по сравнению с младшими классами и затем уменьшается в старших классах(94, 4% — младшие школьники, 94, 9% -  подростки, 90, 7% — старшеклассники).Процент школьников, несогласных с этим утверждением, увеличивается вподростковых классах по сравнению с младшими классами в 1, 6 раза и в 3, 5 разав старших классах по сравнению с младшими классами. Причем девочки ведут себя надорогах более осторожно, чем мальчики, и доля осторожных девочек возрастает от младшихклассов к старшим. Если среди младших школьников мальчики также осторожны, каки девочки (отрицают меры предосторожности на дорогах 2, 44% мальчиков и 2, 55% девочек),то девочки-подростки значительно осторожнее мальчиков-подростков (отрицают мерыпредосторожности на дорогах 6, 8% мальчиков и 1, 75% девочек). Средистаршеклассников юноши также на дорогах менее осторожны, чем девушки (отрицаютмеры предосторожности на дорогах 12, 8% юношей и 5, 15% девушек).
Утверждение2: На улице я стараюсь обходить места, где можно поскользнуться, упасть втраншею или яму.
Доляучащихся, которые согласны с этим утверждением, несколько увеличивается вподростковых классах по сравнению с младшими классами и затем уменьшается встарших классах (77, 0% — младшие школьники, 86, 6% — подростки, 76, 5% — старшеклассники).Причем девочки ведут себя на дорогах более осторожно, чем мальчики, и доляосторожных девочек возрастает от младших классов к старшим. Если среди младшихшкольников девочки немного осторожнее мальчиков (отрицают меры предосторожностина дорогах 22, 0% мальчиков и 17, 7% девочек), то и девочки-подростки такжеосторожнее мальчиков-подростков (отрицают меры предосторожности на дорогах 12, 8%мальчиков и 11, 4% девочек). Среди старшеклассников юноши также на улицах менееосторожны, чем девушки (отрицают меры предосторожности на улицах 32, 8% юношейи 11, 3% девушек).
Утверждение3: Я замечаю приближение опасных собак и стараюсь держаться от них подальше.
Осторожностьпо отношению к собакам несколько падает от младших классов к старшим. Согласныс утверждением 85, 1% младших школьников, 78, 1% подростков и 69, 4%старшеклассников. Причем девочки более осторожны, чем мальчики, по отношению ксобакам во всех возрастных группах. Согласны с утверждением 80, 5% мальчиков и89, 9% девочек младших классов, 69, 9 мальчиков и 86, 0% девочек подростковыхклассов, 61, 73% мальчиков и 76, 3% девочек старших классов. Доля школьников, отрицающихданное утверждение, увеличивается с 8, 07% в младших классах до 18, 4% вподростковых классах и достигает 27, 9% в старших классах.
Утверждение4: Я знаю, где и когда можно столкнуться с хулиганами, грабителями, и стараюсьизбегать этих мест.
Тенденцияпадения осторожности (от младших классах к старшим) по отношению к хулиганам играбителям проявляется еще более рельефно. Согласны с утверждением 82, 6%младших школьников, 74, 7% подростков и 48, 6% старшеклассников. Долянесогласных с этим утверждением возрастает с 11, 8% среди младших школьников до15, 7% среди подростков и достигает 41, 5% среди старшеклассников. Причем количествостаршеклассников, отрицающих меры предосторожности по отношению к хулиганам играбителям, почти равна количеству тех, кто признает необходимость таких мер.
Уровеньосторожности школьников по отношению к транспорту (утверждение 1), ямам итраншеям (утверждение 2), собакам (утверждение 3) и криминальным элементам(утверждение 4) понижается в направлении от первого опасного фактора кпоследнему. Это падение менее всего заметно в младших классах и наиболее явноев старших классах. Среди младших школьников согласны с первым утверждением 94, 4%,вторым — 77, 0%, третьим — 85, 1%, четвертым — 82%. Эта же тенденцияпрослеживается среди подростков. Среди них согласны с первым утверждением 94, 9,%, вторым — 86, 6%, третьим — 78, 3%, четвертым — 74, 7%. Еще более значительнопадение осторожности к различным факторам риска у старшеклассников. Среди нихсогласны с первым утверждением 90, 7, %, вторым — 76, 5%, третьим — 69, 4%, четвертым- 49, 6%. Таким образом, процент старшеклассников, проявляющих осторожность поотношению к траншеям и ямам, уменьшается на 14%, по отношению к собакам — на21% и по отношению к криминальным элементам — на 42% (по сравнению состорожностью на дороге).
Утверждение10: Если на меня нападет преступник, я позову на помощь.
Вмладших, средних и старших классах согласны с этим утверждением 82, 6%, 78, 3%и 65, 6% соответственно. Таким образом, по мере взросления школьниковнаблюдается падение готовности обратиться за помощью в 4 криминогенныхситуациях. Девочки всех возрастных групп более, чем мальчики, склонныобратиться за помощью. Процент девочек, которые готовы обратиться за помощью:1-4 классы 87, 3% (мальчики — 78, 0%), 5-8 классы 86, 0% (мальчики — 69, 9%), 8-11классы — 83, 5% (юноши — 45, 3%). Девочки 1-4 классов наиболее готовы обращатьсяза помощью при нападении преступника.
Утверждение11: Если я получу серьезную травму, то я обращусь за помощью.
Вмладших, средних и старших классах согласны с этим утверждением 93, 2%, 92, 6%и 91, 8% соответственно. Таким образом, по мере взросления школьниковнаблюдается незначительное падение готовности обратиться за помощью в случаесерьезной травмы. Причем мальчики и девочки как младших, так и средних классовпримерно одинаково оценивают свою готовность к такому действию: 1-4 классы — 91,5% и 94, 9%, 5-8 классы — 93, 2 и 92, 1% соответственно. Отличие есть лишь в8-11 классах: обратиться за помощь готовы 86, 0% юношей и 96, 9% девушек. Иначеговоря, именно девушки-старшеклассницы наиболее готовы обращаться за помощьюпри травме.
Сопоставлениемнений школьников по поводу утверждений 10 и 11 показывает, что школьники вбольшей степени склонны обратиться за помощью при травме (утверждение 11), чемпри нападении преступника (утверждение 10). Причем, если все три возрастныегруппы примерно одинаково оценили свою готовность позвать на помощь при травме,то готовность звать на помощь в криминальной ситуации снижается от младшихклассов к старшим.
Утверждение12: Я не впускаю в квартиру посторонних и незнакомых людей.
Процентшкольников, согласных с утверждением, увеличивается от 1-4 к 5-8 классам с 88, 8%до 95, 4%. Старшеклассники менее осторожны, чем подростки: согласны сутверждением 88, 0%. Девочки всех трех возрастных групп более осторожны (1-4классы — 91, 1%, 4-8 классы — 97, 4%, 5-11 классы — 89, 7%), чем мальчики (86, 6%,93, 2% и 86, 0% соответственно).
Утверждение13: Я впускаю людей в квартиру, не спрашивая, кто пришел.
Доляшкольников, готовых впустить в квартиру незнакомцев без выяснения, кто это, составилав 1-4, 5-8, 9-11 классах 9, 32%, 6, 91% и 9, 29% соответственно. Средимальчиков в 1-4, 5-8, 9-11 классах наблюдается следующая динамика: 7, 32%, 10, 7%и 14, 0% соответственно. То есть, доля мальчиков, готовых впустить незнакомца вквартиру, возрастает почти в два раза. Среди девочек в 1-4, 5-8, 9-11 классахнаблюдается следующая динамика: 11, 4%, 3, 51% и 5, 15% соответственно. Иначеговоря, наиболее беспечны младшие, наиболее предусмотрительны средние, ипромежуточный уровень склонности к рискованному поведению у старшеклассниц.
Сопоставимответы по поводу взаимосвязанных утверждений 12 и 13. Почти все школьникивыбрали один из двух взаимоисключающих ответов. Девять школьников из десятидверь незнакомцу не откроют. Один из десяти сделает это. Ответы на данныеутверждения свидетельствуют о высоком уровне достоверности полученных данных, посколькупризнавшие правильность утверждения 12 отрицают утверждение 13 (противоположноепо смыслу). Лишь немногие затрудняются в выборе варианта ответа.
Утверждение22: Если на меня набросится злобный пес, то я буду действовать смело ирешительно.
Выявленатенденция падения от младших классов к старшим уверенности в своих силах пристолкновении с собакой. Согласны с мнением в 1-4 классах 74, 5% школьников (79,3% мальчиков и 69, 6% девочек), в 5-8 классах — 73, 3% (81, 6% мальчиков и 65, 8%девочек), в 9-11 классах — 61, 2% (74, 4% юношей и 49, 5% девушек). Во всехвозрастных группах мальчики в большей степени, чем девочки, надеются проявить смелостьи решительность. От младших классов к старшим несколько возрастает доля школьников,затрудняющихся в ответе: 1-4 классы — сомневаются 6, 83%, 5-8  классы — 6, 91%,9-11 классы — 12%. Доля затрудняющихся в ответе несколько выше среди девочек посравнению с мальчиками во всех возрастных группах.
Присоотнесении мнений по поводу готовности к самозащите от собаки (утверждение 22)с отношением к мнению о готовности замечать и избегать собак (мнение 3)обнаруживается, что готовность замечать и избегать собак оцениваетсяопрошенными значительно выше, чем готовность к самозащите.
Утверждение23: Если в незнакомой части города на меня нападут местные хулиганы, то я будудействовать смело и решительно.
Доляшкольников, согласных с утверждением примерно одинакова во всех возрастныхгруппах: 1-4 классы — 63, 4%, 5-8 классы — 67, 3%, 9-11 классы — 63, 9%. Вовсех возрастных группах свои возможности самозащиты от хулиганов выше оцениваютмальчики: в 1-4 классах согласны с утверждением 65, 9% мальчиков (60, 8%девочек), в 5-8 классах таких мальчиков 73, 8% (девочек — 61, 4%), в 9-11классах уверенных юношей — 72, 1% (девушек — 56, 7%). Таким образом, пристолкновении с хулиганами уверенность мальчиков-подростков и старшеклассниковнесколько возрастает по сравнению с младшими школьниками, уверенность девушек, наоборот,незначительно падает. Наибольший разрыв между девочками и мальчиками всамооценке своих возможностей при столкновении с хулиганами наблюдается в 9-11классах.
Присопоставлении оценок школьников мнения 23 (готовность к отражению нападенияхулиганов) с оценками мнения 4 (стремление избегать столкновений с хулиганами играбителями) обнаруживаются следующие тенденции. В 1-4 классах значительнобольше (на 19, 2%) школьников, склонных к избеганию криминогенных мест (82, 6%),по сравнению с числом готовых к смелым и решительным действиям (63, 4%) при ихнападении. В 58 классах стремятся избегать криминогенные ситуации 74, 7%школьников, готовы к смелым действиям 67, 3%. В 9-11 классах стремятся избегатьопасных людей 48, 6% школьников, считают себя готовыми к смелым действиям привстрече с ними 63, 9% старшеклассников. Таким образом,  динамика (от младших кстаршим классам) мнений школьников по вопросу о стремлении избегатькриминогенные ситуации сочетается с относительной стабильностью доли школьников,заявивших о готовности к столкновению с хулиганами.
Утверждение24: Я перебегу по узкой доске через глубокую траншею, чтобы спастись отнападения крупной собаки.
Вмладших, средних и старших классах согласны с этим утверждением 62, 1%, 44, 7%и 62, 3% опрошенных соответственно. Это означает, что готовность к оправданномуфизическому риску младшие школьники и старшеклассники оценивают примерноодинаково. У подростков самая низкая самооценка своей готовности к такимдействиям (отрицательную оценку мнения дали 48, 8% опрошенных подростков). Вовсех возрастных группах доля мальчиков, склонных к оправданному риску, выше, чемдоля девочек. Менее всего к смелому действию склонны девочки 5-8 классов — 39, 5%(мальчики — 50, 5%). Девочки больше затрудняются в ответе, чем мальчики. Большевсех сомневаются старшеклассницы (12, 4%). Меньше всего сомнений у мальчиков1-4 классов (2, 44%).
Утверждение25: Чтобы спастись от вооруженного грабителя, я остановлю автомобиль и уеду снезнакомым мужчиной.
Доляготовых к оправданному риску в криминогенных ситуациях возрастает от младшихклассов к старшим: согласны с мнением 11, 2% в 1-4 классах, 12% — в 5-8 классах,26, 8% — в 9-11 классах. Данная тенденция проявляется и в ответах мальчиков идевочек. Причем мальчики более склонны к оправданному риску по сравнению сдевочками. Согласны с мнением мальчики: 1-4 классы — 13, 4% (девочки — 8, 86%),5-8 классы — 13, 6% (девочки — 10, 5%), 9-11 классы — 32, 6% (девушки — 21, 6%).Меньше всего сомневаются в ответе подростки (2, 76%), более — младшие школьники(6, 21%), больше всего сомневаются старшеклассники (9, 29%).
Утверждение26: Я не буду перебегать через дорогу вместе с товарищами, если это опасно(близко мчится автомобиль и т.д.).
Вмладших, средних и старших классах согласны с этим утверждением соответственно56, 5%, 72, 4% и 61, 2% опрошенных. Это означает, что склонность к повторениюопасных действий товарищей выше всего у младших школьников, ниже всего уподростков. Среди девочек и мальчиков имеются некоторые различия: в 1-4 классах58, 5% мальчиков согласились с мнением (девочек — 54, 4%), в 5-6 классах оценкипримерно одинаковые (мальчики — 70, 9%, девочки — 73, 7%), в 9-11 классах юношисчитают себя более независимыми от опасного примера сверстников (68, 6%) посравнению с девушками (54, 6%).
Утверждение27: Если укротитель скажет, что заходить в клетку со львами безопасно, то явойду в нее вместе с ним.
Склонностьк неоправданному риску (поверить на слово укротителю) возрастает от начальных кстаршим классам. В младших, средних и старших классах согласны с этимутверждением 33, 5%, 34, 6% и 49, 7% опрошенных соответственно. Причем мальчикиболее склонны к неоправданному риску по сравнению с девочками. Согласны смнением мальчики: 1-4 классы — 43, 9% (девочки — 22, 8%), 5-8 классы — 35, 9%(девочки — 33, 3%), 9-11 классы — 57% (девушки — 43, 3%).
Утверждение34: При опасности я могу растеряться, испугаться, не могу действоватьправильно.
Процентшкольников согласных с утверждением понижается от младших классов (согласны 63,4% школьников) к подростковым классам (согласны 41, 9%) и затем повышается встарших классах (согласны 51, 4%). Доля девочек, которые согласны сутверждением, больше, чем доля мальчиков, во всех трех возрастных группах: егоправомерность признают 64, 6% девочек 1-4 классов (62, 2% мальчиков), 47, 4%девочек 5-8 классов (35, 9% мальчиков) и 58, 8% девушек 9-1 классов (43%юношей).
Выводы.Наиболее высоко оценивают свои возможности при опасности подростки, наиболеенизко — младшие школьники. Девочки менее уверены в  своем хладнокровии и болеечем мальчики склонны считать себя неготовыми действовать правильно приопасности.
Ответышкольников по поводу мнений 22-27, 34 касаются проблемы готовности к риску, ксмелым и решительным действиям. На основе сопоставления данных о самооценкешкольников своей готовности к смелым действиям при нападении собаки(утверждение 22), при защите от хулиганов (23), к оправданному риску приспасении от собаки (24), к оправданному риску при нападении вооруженногограбителя (25), к неоправданному риску войти в клетку со львом (27) ссамооценкой (не конкретно, но вообще, отвлеченно) склонности испугаться инеправильно действовать при опасности (34) сформулируем выводы о соотношенииготовности школьников к смелым и рискованным действиям в различных условиях.
Сравнениеоценок утверждений 22 и 23 показывает, что младшие школьники и подросткинесколько выше оценивают свои возможности при столкновении с собакой, чем принападении хулиганов. Причем при стабильности во всех трех возрастных группахсамооценки возможностей справиться с хулиганами происходит падение оценки своейготовности справиться с собакой.
Сравнениеоценок утверждений 24 и 25 показывает, что школьники значительно выше оцениваютсвою готовность рисковать при самозащите от собаки, чем при самоспасении отвооруженного грабителя. Причем при относительной стабильности (в подростковыхклассах даже происходит падение) готовности рисковать при бегстве от собакипроисходит значительный рост (от младших классов к старшим) готовностирисковать при спасении от преступника.
Сопоставлениеоценок утверждений 26 (готовность к повышенному риску на дороге вслед затоварищами) и 27 (готовность последовать примеру укротителя и войти в клетку сольвом) показывает, что подростки (63, 6%) и старшеклассники (48, 1%) менее склонныотказаться последовать за укротителем в клетку, чем отказаться выбежать надорогу вслед за  товарищами (72, 4% и 68, 6% соответственно). Иное соотношениемнений младших школьников, они в большей степени настроены к отказу следовать вклетку (60, 9%), чем отказаться перебегать дорогу вслед за товарищами (к этомуготовы 56, 5%). Имеются отличия в динамике (от младших классов к старшим)оценок по поводу утверждений 26, 27. Готовность отказаться выбегать на дорогувслед за товарищами повышается у подростков (по сравнению с младшимишкольниками) и достигает в этом возрасте максимума, затем несколько понижаетсяв 9-11 классах (оставаясь выше, чем в младших классах). Склонность отказаться(несогласие с утверждением 27) войти в клетку возрастает от младших к подростковымклассам, затем сокращается в старших классах (60, 9%, 63, 6% и 48, 1%соответственно). Однако ответы школьников, проявивших готовность последоватьпримеру товарищей на дороге (отрицание утверждения 26) и готовых последовать заукротителем (признание правильным утверждения 27), свидетельствуют о другойтенденции. Готовность войти в клетку возрастает от младших классов кподростковым и затем достигает максимума в старших классах. Готовностьпоследовать за товарищами на опасную дорогу сокращается от младших классов (40,4%) к старшим (36, 1%), причем о минимальном конформизме заявляют подростки (25,8%). Выходит, что среди опрошенных из каждых двадцати школьников войти в клеткуготовы 7 младших школьников, 7 подростков и 10 старшеклассников. На дорогу затоварищами выбегут из каждых двадцати 8 младших школьников, 5 подростков и 7старшеклассников.
Сопоставлениеоценок школьниками готовности к отвлеченной, неконкретной опасности (отрицаниеутверждения 34) с положительной оценкой готовности противостоять четыремконкретным опасностям (просто собака, хулиганы, собака рядом с траншеей, вооруженныйпреступник — утверждения 22-25) приводит к следующим выводам. Школьникизначительно ниже оценивают свои возможности к самозащите при отвлеченном и абстрактномих рассмотрении (доля несогласных с  утверждением 34), чем при оценке своихвозможностей в конкретных ситуациях физического риска (согласие с утверждениями22-24). В то же время школьники ниже оценивают свою готовность действовать принападении преступника (когда можно попытаться спастись на машине незнакомца, чтотребует правильной оценки степени риска при таком способе спасения), чем приотвлеченной оценке своей готовности правильно действовать при опасности.
Подводяитоги анализа результатов анкетирования, отметим следующее. Исследованиевыявило некоторые возрастные особенности культуры безопасности школьников, обнаружилоналичие специфических черт психологической готовности девочек и мальчиков кбезопасной жизнедеятельности. Вместе с тем, еще предстоит выяснить причинывыявленных различий психологической готовности школьников разного возраста ипола к обеспечению безопасности.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.uni-altai.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль личности в истории России Суворов А.В.
Реферат Механізми удосконалення регіонального управління інвестиційною діяльністю
Реферат Науковий та життєвий шлях М І Вавілова 2
Реферат Ситуация гощения в русской языковой картине мира
Реферат Граждане как субъекты международного права
Реферат Комплексны аналіз публіцыстычных твораў С. Буднага
Реферат Основные проблемы использования ассимиляционного потенциала (как ресурса) в хозяйственной деятельности
Реферат Проблема определения национального характера
Реферат Модернизация и глобализация
Реферат Сертификация пожароопасной продукции и информирование населения. Общие положения и порядок надзо
Реферат 1 способен находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готов нести ответственность за их результаты
Реферат Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Дневник провинциала в Петербурге
Реферат Символ и символическая реальность как основа поэтического мира Ф.И. Тютчева
Реферат Корреспонденция счетов бухучета Республики Беларусь
Реферат The Comparison Between Booker T. Washington And