Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Особенности процесса формирования идентичности и реального самоопределения молодежи в кризисные периоды развития общества

Красило Д.А.
Актуальностьтемы нашего исследования продиктована в первую очередь глобальнымиметаморфозами в социуме. Современный молодой человек оказался в ситуациипредельной нестабильности в общественном сознании, смятения и неуверенности в завтрашнемдне, когда нет приемлемых идеалов в прошлом, но в то же время еще не найденыновые, адекватные происходящим в мире переменам, ориентиры для предстоящегоразвития, профессионального, личностного, национального самоопределения.Поэтому современной молодежи очень трудно выделить и усвоить нормы взрослойжизни.
Спецификанашего исследования заключается в том, что изучается особый период в жизнимолодого человека: когда после школы он включается во взрослую жизнь с неизвестнымидо этого проблемами и трудностями, которые создают фрустрирующий момент на путивоплощения в реальную жизнь сформированного в юности образа себя в идеале.Процесс самоопределения, обретения зрелости затягивается из-за того, чтоюношеские мечты в реальности наталкиваются на множество проблем и трудностейвзрослой жизни. Проблема дискриминации и пренебрежения человеческими правамиявляется одной из таких реалий существования во взрослом мире.
Цельисследования состоит в изучении особенностей процесса реального самоопределениясовременной молодежи в период вхождения во взрослость.
Изучениевопроса реального самоопределения современной молодежи, того, как онасправляется с задачами периода вхождения во взрослость, становится сегодняактуальным для психологии развития. Выделение факторов, способствующихличностному росту в данный период, возможно, в дальнейшем будет полезным в целяхоказания психологической поддержки и помощи молодым людям, испытывающимтрудности в адаптации во взрослом мире. В частности, это касается тех, кто не можетсамостоятельно справиться с проблемой дискриминации.
Входе исследования проверялась гипотеза о том, что молодые люди, успешнорешающие задачи своего возраста, в наибольшей степени используют копинговуюстратегию, направленную на разрешение проблемы, а к стратегиям «избегания» и поискасоциальной поддержки обращаются значительно реже.
Периодомвхождения во взрослость (переход к ранней зрелости) мы считаем переходныйпериод между юношеским возрастом и ранней зрелостью, который условно можноограничить временными рамками от 18–19 до 24–25 лет, когда изживаются последниедетские и подростковые связи и осуществляется сложный процесс самоопределения вреальном взрослом мире путем переориентации на ценности саморазвития.
Саморазвитие— это качественно отличающийся от детского и подросткового тип личностногоразвития, когда человек берет на себя полную ответственность за постановкуцелей собственного развития, выбор и выработку средств по их достижению.
Самоопределение— это решение возрастных задач в период перехода к ранней зрелости.
Реальноесамоопределение — это процесс выработки и выбора копинговых стратегий,направленных на совладание с фрустрирующими факторами на пути решения задачсаморазвития.
Копинг-стратегии— это выработанные сознательные средства совладания с реальностью взрослогомира (средства, помогающие увязать Я-идеальное и Я-реальное в конкретныхжизненных отношениях, реализующихся через деятельность во всех сферах: любимомзанятии, семье, работе, учебе, межличностном общении и т.д.).
Существуеткачественное отличие копинговых стратегий от защитных реакций — возможностьобучения совладанию. Этот последний факт имеет особенную ценность в связи с помощьюмолодым людям, составляющим группу риска по решению задач своего возраста, то естьне сумевшим самостоятельно выработать сознательные стратегии совладания.
Показателемэффективности выработанной копинг-стратегии в данном возрасте будет успешноерешение основных возрастных задач. Они представляют собой определенные шаги на путисаморазвития, а также пересекающиеся и накладывающиеся друг на друга этапы,составляющие индивидуальную картину гетерохронного развития: I) принятиеответственности за собственное развитие на себя; 2) изживание или радикальноеизменение связей, оставшихся от детства и подросткового возраста, ярче всегопроявляющееся в преобразовании детско-родительских отношений; 3) согласованиеюношеской мечты с реальностью взрослой жизни; 4) формирование предварительногооснования для жизни во взрослом мире (получение высшего образования,приобретение профессии, служба в армии и т.п.); 5) обретение наставника(выполняющего двойную функцию: помогает совместно выстроить первые шаги в карьере,а также способствует процессу психологического отделения от родителей); 6)актуальной остается задача поиска идентичности; 7) установление близкихинтимных отношений.
Исследованиепроводилось по двум основным направлениям:
1.Исследование особенностей реального решения задач развития 28 испытуемыми —молодыми людьми в возрасте от 17 до 25 лет (главная часть работы).
2.Изучение основных копинговых стратегий, выработанных испытуемыми для болееэффективного совладания с трудностями, стоящими на пути самоопределения во взросломмире.
Входе эмпирического исследования были выделены две группы, относительноблагоприятно проходящие процесс реального самоопределения, и группа риска, у которойне сформирована готовность к решению задач саморазвития. Подтвердилась гипотезао том, что молодые люди, успешно решающие задачи своего возраста, используют в наибольшейстепени копинг-стратегию, направленную на разрешение проблемы. В то же времямолодые люди, менее эффективно справляющиеся с реальным самоопределением,помимо стратегии разрешения проблемы, выраженность которой значительно ниже,используют в равной степени стратегию поиска социальной поддержки либо — чтохарактерно для группы риска — используют ее в большей степени.
Уровеньстратегии «разрешение проблемы» наиболее выражен в первой группе, эффективносправляющейся с задачами саморазвития, и составляет в среднем по этой группе90,6%. Стратегии «поиск социальной поддержки» и «избегание проблемы» в большейстепени выражены во второй группе, которая имеет больше факторов риска в личностномразвитии и реальном самоопределении (усредненный процент выраженности равен74,6%). Уровень выраженности стратегии «избегания» в самой отстающей, третьейгруппе приближается по своему значению ко второй группе и составляет 67,8%.Разрыв между выраженностью одних и тех же типов coping в группах снижается от стратегии«разрешение проблемы» до стратегии «избегание», то есть самые незначительныеразличия наблюдаются в наименее популярном coping — «избегание проблемы». Самыезаметные различия наблюдаются по первым двум стратегиям.
Анализкартины реального решения задач периода вхождения во взрослость показал, что в целомсовременная молодежь лишь наполовину справляется с ними (то есть находится в процессерешения). При этом наиболее эффективно проходит процесс формирования идентичностии увязывания юношеской мечты с конкретными жизненными ситуациями взрослогомира. Наименее эффективно осуществляется процесс психологического отделения от родителейи поиска наставника. В успешной группе задача обретения наставника решаетсязначительно легче. Возможно, этот факт объясняется их более высокимидостижениями в реальном самоопределении.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.fpo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.