Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Особенности обучения профессионально-направленному диалогическому общению

О.П. Пронина
Важнейшимнаправлением подготовки военных специалистов при обучении иностранному языку ввоенных вузах является формирование навыков и умений профессиональнонаправленного диалогического общения, то есть такого общения, которое можетвозникнуть при непосредственном контакте с военнослужащими других стран.Специфика нашего военного вуза состоит в том, что мы готовим военныхспециалистов в области управления воздушным движением. Помимо ряда специальныхдисциплин, курсанты обучаются ведению радиообмена на внутренних авиалиниях.
Цель,стоящая перед преподавателем иностранного языка, – обучить курсантов осуществлятьрадиообмен на английском языке между экипажем воздушного судна и органами УВД.
Итак,итогом обучения курсантов иностранному языку можно считать овладение иминавыками ведения радиообмена, который представляет собой не что иное, какдиалог между диспетчером и пилотом. Поэтому задача обучения диалогической речиприсутствует на каждом занятии, начиная с вводного курса.
Обратимсяк некоторым основополагающим элементам применяемых методик для обучениядиалогу. В методической литературе отражены три разных подхода к определениюроли и места диалога в обучении иностранному языку.
Во-первых,диалог рассматривается как средство усвоения иностранного языка (языковогоматериала). Во-вторых, он может считаться формой организации всего учебногопроцесса при обучении иностранному языку. В-третьих, – это один из видовречевой деятельности, которым надо овладеть в процессе обучения. Из-занедостатка часов, выделенных на обучение иностранному языку в военном вузе, мыне можем принять диалог в качестве формы организации всех занятий по даннойдисциплине. Роль диалога в усвоении языкового материала велика, и это нужноучитывать при организации и планировании занятий. Однако в военном вузе удобнеерассматривать диалог как один из видов речевой деятельности, которым нужноовладеть в процессе изучения иностранного языка. Мы обучаем курсантов всемвидам речевой деятельности: говорению, чтению, аудированию, в немного меньшейстепени – письму.
Когдамы ставим цель обучить иностранному языку как средству общения, что являетсяодной из основных целей коммуникативной методики, то непременно имеем в видуобучение порождению иноязычных высказываний как в диалогической, так и вмонологической формах. Общим для диалогической и монологической речи является,прежде всего, то, что обе формы имеют функцию общения, обмена мыслями ичувствами между людьми. Различия же состоят в том, что диалогическая речьпредназначена для непосредственного, контактирующего обмена информацией между двумяили несколькими собеседниками.
Онарешает такие задачи, как развитие умения спросить, удовлетворить запрос, сообщитьинформацию по своей инициативе, выразить личное отношение к воспроизводимымсообщениям. Монологическая речь носит преимущественно однонаправленныйхарактер. Она выполняет несколько иные функции: информативную (сообщение новойинформации), воздействующую (убеждение кого-либо в правоте илинесостоятельности тех или иных суждений), оценочную (оценка, выражениесобственного отношения к фактам, событиям, поступкам действующих лиц).
Диалогическаяречь значительно менее развёрнута, чем монологическая,  поскольку в условияхобщения она восполняется общностью ситуации и совместным опытом говорящих. Этиобстоятельства усугубляют трудности понимания партнёра в процессе диалога наиностранном языке.
Диалог-общениепри ведении радиообмена имеет ряд отличительных черт по сравнению с обычныместественным диалогом на бытовую тему. Вопервых, диалогическая речь радиообменапредсказуема, то есть диалогическое речевое действие осуществляется в условияхобщей для обоих участников ситуации. Эта ситуация представляет собой совокупностьследующих факторов: место диалогического речевого действия в деятельностномакте, вытекающие отсюда мотивы и цели; условия, в которых совершается речевоедействие; характер ролей, в которых выступают участники диалога;коммуникативные психологические установки, из которых исходят говорящие;предмет обмена информацией; уровень информированности партнёров по диалогу.Вовторых, диалог радиообмена тесно взаимосвязан с деятельным актом, имеет общуюс ним мотивацию. Фоном для него служит ситуация, объединяющая обоих участников.Занятые совместной деятельностью партнёры обмениваются репликами типа: запрос информации– сообщение информации, переспрос – повтор информации, приказ – подтверждениеприказа, сообщение информации – подтверждение получения информации и т. д.Своеобразие такого рода диалога в том, что он содержит короткие предложения,эллиптические конструкции, однословные ответы или вопросы. В-третьих, влияние языковыхсредств на функционирование диалога радиообмена ограничивается тем, чтоотсутствует визуальный контакт между партнёрами, а значит, при сообщении илиполучении информации нет субъективных факторов (мимика, жесты), влияющих напонимание. Кроме этого, специальная авиационная терминология и фразеологиярадиообмена значительно затрудняют понимание диалога радиообмена.
Итак,важнейшими компонентами профессионально направленного диалогического общенияявляется запрос, получение информации или приказа, доклад о его выполнении, таккак именно от того, в какой степени специалист владеет умением сообщить нужнуюинформацию, запросить её, отреагировать на получение информации, зависитдостижение цели общения. Но все компоненты профессионально направленного диалогафункционируют не изолированно, а в связи с другими элементами языка.
Общейосновой ведения любого диалога, в том числе и диалога радиообмена, являетсяпредложение, на котором строится также и монологическая речь.
Выделенныев традиционной лингвистике виды предложений (повествовательные, вопросительные,побудительные) являются предельно общими коммуникативными единицами, на которыхстроится как диалог, так и монолог. Однако для диалогической речи вообщехарактерно использование вопросительных предложений, а для диалога радиообмена– ещё и побудительных или императивных.
Сочетаниеразличных видов предложений образует диалогические единства. Так, вдиалогической речи вопросы и ответы создают вопросительные (вопросно-ответные)единства; сочетание повествовательного предложения и реплики-ответа –повествовательные; побудительного предложения и ответной реплики –побудительные. Все эти диалогические единства присутствуют в диалогерадиообмена. Кроме этого, чаще всего употребляются единства, построенные накомбинациях вопросительных, побудительных и повествовательных предложений.
Чтокасается подходов к обучению диалогической речи, то при обучении радиообменуцелесообразно использовать как дедуктивный, так и индуктивный пути. Так, придедуктивном подходе обучение нужно начинать с целого диалогического образца,рассматриваемого в качестве структурно-интонационного эталона для построенияему подобных. Диалогобразец является диалогическим комплексом, он состоит изнескольких диалогических единств. К таким образцам можно отнести так называемыесистематические диалоги, в которых основная фраза может дополняться указаниями места,времени, условными предложениями и т. п. Обучение такому диалогу начинается стого, что он прослушивается целиком, заучивается наизусть, затем происходитварьирование его лексического наполнения, отработка элементов и, наконец,ведение диалога. Усваивание диалога происходит «сверху вниз»: от интонационно-синтаксическихблоков к их элементам. Путь от целого диалога к усвоению его элементов приводитк тому, что наступает автоматизация элементов в той взаимосвязи, в которой они употребленыв целом диалоге.
Второйподход – индуктивный – предполагает путь от усвоения элементов диалога ксамостоятельному его ведению на почве учебно-речевой ситуации. Такой подход спервых шагов направляет на обучение взаимодействию, лежащему в основедиалогической речи, а также на становление навыков и умений общения.
Опорана аналогию играет большую роль на нижнем уровне развития первичных умений.Эталонный диалог может сыграть свою роль как образец для подражания. Всоответствии с индуктивным путём обучения подготовка к ведению диалогарадиообмена включает: 1) совершенствование психических механизмов диалогическойречи; 2) формирование навыков использования языкового материала, типичного длярадиообмена; 3) овладение умением взаимодействовать с партнёрами в условияхвнутренней и внешней речевой ситуации. Навыки и умения диалогического общенияформируются на основе определённого речевого материала, характерного дляданного вида деятельности, что предполагает предварительное ознакомление сматериальной стороной её функционирования.
Поэтомуметодические приёмы работы над лексикой радиообмена должны органично вплетатьсяв обучение диалогической речи.
Вконечном же итоге в диалоге проблематичны абсолютно все моменты, начиная с егоопределения и кончая стратегиями достижения понимания между партнёрами.
Список литературы
1.Комков И.Ф. Задачи и упражнения по методике преподавания иностранных языков.Минск, 1986.
2.Богатикова Л.И. Методика обучения профессиональному афферентному диалогу внеязыковом вузе,: Автореф. дис… канд. пед. наук. Киев, 1989.
3.Мельниченко С. Учиться и учиться // Новости аэронавигации. Февраль. 2003.
4.Демьянков В.З. Загадки диалога и культуры понимания. М.: Институт языкознанияАН СССР, 1991. С.109-116.
5.Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Е.М. Практическая методика обученияиностранному языку. М., 2000.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.