Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Основополагающие принципы ситуационного управления

Николай Абрамович Бyдaгьянeц, доктор технических наук,профессор, академик Академии инженерных наук Украины.
Несуществует какого-либо универсального подхода к управлению. Разные проблемныеситуации требуют различных подходов к их разрешению, а результаты одних и техже управленческих решений могут существенно отличаться друг от друга.Существует более одного пути достижения цели. Управление — это прежде всегоискусство менеджера правильно оценить ситуацию и выбрать наиболее эффективныедля нее методы управления. Ситуационные факторы учитываются в стратегиях, структурахи процессах, благодаря чему достигается эффективное принятие решений.
Многообразиеразличных концепций ситуационного управления следует рассматривать не простокак обзор, а как структурирование некоторого многообразия, позволяющее выявитьосновной стержень, на который можно нанизать взаимодополняющие положения.
Ситуационныетеории, не отрицая правильности концепций предыдущих школ и подходов и вомногом опираясь на их достижения, пытаются интегрировать различные частныеподходы к управлению. В результате их развития возникла возможностьсформулировать концепцию ситуационного управления, основные положения которойсводятся к следующему.
Несуществует какого-либо универсального подхода к управлению. Разные проблемныеситуации требуют различных подходов к их разрешению.
Ситуационныевероятностные факторы учитываются в стратегиях, структурах и процессах, благодарячему достигается эффективное принятие решений.
Существуетболее одного пути достижения цели.
Результатыодних и тех же управленческих решений могут существенно отличаться друг отдруга.
Всякаяуправленческая проблема должна рассматриваться только в тесной связи с другимипроблемами.
Менеджерымогут приспосабливать свои организации к ситуации или изменять ситуациюсогласно требованию организации.
Управление— это прежде всего искусство менеджера правильно определить и оценить ситуациюи выбрать наиболее эффективные методы управления, наилучшим образом отвечающиевозникшей ситуации.
Ситуационныетеории управления дают рекомендации о том, как следует управлять в конкретныхситуациях. При этом процесс управления должен состоять из следующихобязательных шагов, которые должны быть осуществлены менеджером для достиженияэффективного управления в каждой конкретной ситуации:
получениеруководителем необходимых знаний;
идентификацияи анализ ситуации;
выборподхода и методов управления в сложившейся ситуации;
оценкавероятных последствий ситуационного управления;
созданиенеобходимых условий для проведения изменений;
проведениеизменений.
Применениеситуационных теорий в управлении при выработке и принятии решений предполагаетучет ограничивающих или сдерживающих факторов, существующих в самойорганизации. В рамках этих теорий выделяют три основных типа ограничений:
технологические,которые определяются типом и гибкостью организационных средств производстватоваров и услуг;
человеческие,отражающие уровни компетентности персонала организации, факторы мотивациитрудовой деятельности, степень восприятия работниками происходящих ворганизации изменений;
ограниченияв постановке задачи, обусловленные фактическим характером выполняемых работ.
Центральныммоментом и объектом ситуационного управления является управленческая ситуация.Само слово «ситуация» часто используется в самых разнообразных аспектах и поройнеотделимо от таких понятий как состояние, событие, процесс, положение и т.д.Многие специалисты в области менеджмента склонны рассматривать ситуацию какнабор обстоятельств, приближаясь тем самым к позиции ранних работ Д. Поспелова.Например, М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури под ситуацией понимают «конкретныйнабор обстоятельств, оказывающих существенное влияние на работу организации вданный момент». Такой подход является весьма спорным и противоречивым, однаковыделяет основные элементы, которые могут быть использованы для определенияситуации.
ПозднееД. Поспелов расширяет понятие ситуации, добавляя в него информацию о связяхмежду объектами: «текущая ситуация — совокупность всех сведений о структуреобъекта и его функционировании в данный момент времени». Все сведенияподразумевают также причинно-следственные связи, которые могут выражатьсямножеством последовательных событий или процессов. В этом смысле ситуациякардинально отличается от состояния и события, которые могут соответствоватьтолько одному моменту времени. Некоторые авторы, пытаясь отделить ситуацию отсостояния, рассматривают ее как синоним слова взаимосвязь.
Резюмируявышесказанное и учитывая эволюцию развития методологии ситуационного управления,управленческую ситуацию можно определить как субъективную оценку конкретныххарактеристик предприятия и внешней среды (ситуационных переменных) и связеймежду ними, имеющих место в настоящее время, но зависящих от произошедшихсобытий и развивающихся во времени и пространстве.
Изприведенного определения следует, что правильное определение управленческойситуации предполагает соблюдение следующих четырех необходимых условий:
Управленческаяситуация должна содержать конечное количество факторов и описывать их состояниеи взаимосвязь.
Управленческаяситуация должна содержать только те факторы, которые существенным образомвлияют на предприятие, поскольку учесть влияние абсолютно всех факторов припринятии решения невозможно.
Управленческаяситуация должна включать в себя только те факторы, которые влияют наорганизацию в настоящий момент времени (а не в прошлом или будущем).
Приописании управленческой ситуации необходимо учитывать причины и последствия еевозникновения.
Необходимостьклассификации управленческих ситуаций обусловлена тем, что их распознаваниесоставляет первый этап процесса разрешения ситуационных задач управления. Кнастоящему времени наработано большое количество классификаций управленческихситуаций, отличающихся классификационными признаками и глубиной декомпозиции. Вкачестве базовой для анализа и разрешения управленческих ситуаций может бытьиспользована модель, основанная на учете ряда источников управленческихситуаций во внешней и внутренней среде предприятия, рассмотрении ихсодержательных характеристик и использовании нескольких стратегий разрешенияситуаций.
Многообразиеклассификаций управленческих ситуаций свидетельствует о том, что в зависимостиот целей ситуационного анализа могут быть выделены различные классификационныепризнаки. При этом приведенный выше перечень возможных классификаций не можетсчитаться исчерпывающим, поскольку каждая управленческая проблема вызываетнеобходимость создания самостоятельной классификации. Управление по ситуацииосновывается на учете и анализе множества факторов, так или иначе влияющих наорганизацию. Сложность ее внутренней и тем более внешней среды требует отруководства не только знания теории управления, но и наилучшего применения напрактике собственного и прошлого опыта. Поэтому, чтобы принять максимальноэффективное решение в данной конкретной ситуации и провести изменения ворганизации наилучшим образом, руководитель должен придерживаться определенныхпринципов или правил, основополагающих требований к эффективному управлению, важнейшимииз которых являются следующие.
Принципкомпетентности руководства. Недостаточно иметь только хорошую теоретическуюподготовку и владеть информацией о нынешнем состоянии организации — нужно ещеобладать хорошей управленческой интуицией и способностью приниматьнестандартные, а иногда и парадоксальные решения.
Принципотсутствия прецедентов. Ни одна управленческая ситуация, какой бы стандартнойона ни казалась, не может быть абсолютно похожей ни на одну ситуацию, котораяимела место в прошлом.
Принципвзаимосвязи ситуационных переменных. Все факторы ситуации составляют единоецелое, некую систему и поэтому так или иначе влияют друг на друга.
Принципдвойственного влияния факторов. Ситуационные факторы обладают разными, поройдаже противоречивыми характеристиками.
Принципнепрерывности изменений. Изменения в организации и ее внешнем окружении, такили иначе, происходят постоянно.
Принципнеобратимости изменений. Всякое изменение ставит организацию на новую (болеевысокую или более низкую) ступень развития.
Принципбыстрой реакции. Постоянное изменение ситуационных переменных требуетнепрерывной выработки управленческих решений, направленных на адаптациюорганизации к этим изменениям.
Принципналичия предпосылок к изменениям. Наряду с постоянным мониторингом происходящихизменений необходимо непрерывно контролировать наличие предпосылок и условий, необходимыхдля приведения параметров организации в соответствие с изменившейся ситуацией.
Принципприоритетности человеческого фактора. Принимая решение, руководитель преждевсего должен учитывать его влияние на трудовой коллектив.
Принципоптимального соотношения результатов и затрат. Критерием оптимальности в данномслучае является наибольшее приближение организации к поставленным целям.
Принципаприорного решения. Хороший руководитель должен уметь не только правильнооценивать ситуацию и своевременно реагировать на ее изменение, но и предвидетьвозможные изменения этой ситуации.
Принципформирования изменений. Вершиной управленческого искусства можно считатьпринятие таких решений, которые не только позволяют организации приспособитьсяк изменениям ситуации, но и адаптировать сами изменения к организации.
Всепринципы ситуационного управления реализуются во взаимодействии. Их сочетаниезависит от конкретных условий деятельности организации, состояния внешней ивнутренней среды, личных качеств руководителя и некоторых других факторов.
Дляреализации этих принципов выработаны определенные методы (инструментарий)ситуационного управления, то есть совокупность приемов и способов воздействияна управляемый объект для достижения поставленных целей организации.
Чащевсего в ситуационном управлении применяют методы системного и ситуационногоанализа, факторного и кросс-факторного анализа, генетического анализа, методдиагностики, экспертно-аналитический метод, методы аналогий, морфологическогоанализа и декомпозиции, методы имитационного моделирования, теории игр и т.д.
Однаконаибольший эффект и качество управления достигаются в том случае, когдаприменяется система методов в комплексе, что позволяет увидеть объектуправления со всех сторон и избежать просчетов.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.