Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Одиночество ребенка в семье

Игорь Малин
Православныйвзгляд на проблему и пути ее преодоления
 «Еслиты в миру не смог ужиться с людьми, то потом ты не сможешь справиться содиночеством »
преп.Антоний Великий (250-356), коптский раннехристианский подвижник, основательмонашества
Радимногого мы отказываемся от главного. А главное это наш близкий человек. Однимиз самых близких для нас является наш ребенок…
Мыне специально обделяем вниманием своих детей. Большую часть времени каждый изнас проживает на работе, и, оказываясь в пространстве собственной семьи, чащевсего попросту не способен перестроиться. Отсюда и одна из самыхраспространенных ошибок в диалоге с ребенком – мы начинаем разговор о том, чтосоздает проблемы для нас, как родителей: оценки, учебный процесс и успеваемость,здоровье ребенка, его поведение и даже целостность одежды и обуви.
Стандартныевопросы родителей: «ну как там, в школе? спрашивали?», «чем кормили на обед?», «урокисделал?», «устал?» — предполагают подобные же ответы ребенка: «нормально», «нет»,«как обычно».
Обозначенноемеханистичное коммуникативное поле, создаваемое нами, способствует формированиючувства одиночества у ребенка: «родителям до меня просто нет дела».
Причемнередко это может проявлять себя в уже ставших анекдотичными ситуациях.«Мальчик семи лет – «Мама, я писать хочу». Мама машинально «А ты уроки сделал?»…
Посправедливому замечанию французского психоаналитика и педиатра Франсуазы Дольто(1908-1988), «о ребенке говорят много, но с ним не говорят». К сожалению, этоправда. Мы говорит с ребенком о многом, говорим о внешнем: друзьях, учителях, оценках.
Однакосам ребенок, его ощущения, переживания, мечты, радости и страхи остаются внеполя зрения родителей. Тем самым все самое главное ребенок осмысливаетсамостоятельно, один на один, с самим собою.
Хорошоесли родители воцерковленные люди, и сызмальства научили свое чадушко молиться.В таком случае у ребенка появляется реальный шанс пройдя через опытоставленности и заброшенности самыми близкими, обрести молитвенный навыкустойчивости в Боге.
ПротоиерейАндрей Ткачев справедливо пишет: «Личность зреет в одиночестве, в холоднойпустоте, в которой человеку ясно: и рождаться, и умирать ему приходится одному.В этой пустоте человек взыскует тепла и начинает молиться. И тогда пустотанаполняется Богом, прошлая жизнь осмысливается, вечность становится очевидной.Вне одиночества, в толкотне эти вещи недоступны, и мы рискуем остаться на всюжизнь пустоцветом» [1].
Играя,общаясь и уча ребенка, мы готовим его к взрослению. «Детство, — замечаетпрофессор МГУ, Дмитрий Леонтьев, — должно быть детством, но именно в нем должнапостепенно вызревать взрослость». А вызревает взрослость благодаря усвоеннымсветлым детским воспоминаниям: «Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, издоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, иособенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорятпро воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание,сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть» [7].
Лишенныйдиалога и совместной деятельности с родителями, ребенок с детства усваиваетсостояние апатии и начинает скучать. Названные проявления как разсвидетельствуют о крепнувшем экзистенциальном вакууме. А данный вакуум естьсостояние внутренней опустошенности и бегство от реальности. Апатия, согласноавстрийскому психиатру и психологу Виктору Франклу (1905-1997) — неспособностьпроявить инициативу. А скука есть ничто иное как неспособность проявлятьинтерес. Казалось бы, кому, а ребенку должно быть многое интересно и он поопределению должен быть инициативен. Но в современных семьях все чаще детиобслуживают заявленный интерес своих родителей, не обнаруживая свойсобственный. Да и откуда ему взяться, если его не помогли нащупать самыеблизкие…
Стоитли после этого удивляться безынициативным молодым людям, которые «ничего нехотят» и им уже «ничего не нужно»?
Мысами опустошаем своего ребенка, делая его беззащитным перед злом. На первыйвзгляд мы заботимся о ребёнке: его поведении, оценках, внешнем виде ифизическом здоровье. И это правильно. Но с церковной точки зрения недостаточно.
Положаруку на сердце, скажите честно, разве не о своем имидже мы заботимся в первуюочередь? Ведь по нашему ребенку нередко судят о нас. Вероятно по этой причинемы часто бросаем в сердцах ребенку допустившему очередную ошибку: «как я будулюдям в глаза смотреть?!»; «что теперь обо мне подумают?!».
Мызаботимся о внешнем, игнорируя внутренний мир своего ребенка. Святитель ФеофанЗатворник (1815-1894) пишет: «Приличие внешнего поведения и внешних отношений — это покров самого густого мрака… внешнее не ценно без внутреннего» [4]. И отсебя добавлю, — не безопасно с духовной точки зрения. Злой силе как раз нуженпустой дом [3].
Ребеноквоспитывается сердцем. А это как? Наш ребенок нуждается в том, чтобы мы вместес ним проживали важные моменты его жизни. «Способность вступать с ребенком всо-бытие и составляет суть родительского отношения», — замечает проф. ВикторСлободчиков [5]. А еще лаконичнее и глубже об этом сказал св. апостол Павел:«Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» [6]. Иными словами намнеобходимо находиться рядом с ребенком в его переживании печального илирадостного события.
Этопо-христиански – быть рядом и в горести и в радости. Иногда молчать, иногдакричать, порою плакать или молиться. Но главное быть вместе с ним, быть рядом снашим ребенком.
Родительскоесострадание и сорадование, сопереживание и соучастие важные элементы какобучения так и воспитания. Нам как родителям, опираясь на церковную традициюважно обозначить верные духовные ориентиры и передать опыт общежития. Передатьте навыки, с помощью которых ребенок сможет не только противостоять злу, нодуховно возрастать через ежедневное усилие в добре. Таким образом, приобретая всемье навыки молитвенной жизни и бытовой аскетики ребенок не окажетсязастигнутым врасплох тем, «кто не дверью входит во двор овчий, но перелазитинде» [8].
Этоважно. Поскольку детский сад, школа, техникум, армия и институт дают знаниянеобходимые для профессиональной деятельности. Однако духовная жизнь инравственные запросы личности оказываются на периферии процесса обучения. Исемья, равно как и Церквовь в этом смысле являются местом передачи жизненногоопыта.
Так,постепенно внутренний мир ребенка будет обогащаться содержанием и смыслом. Аценности церковной традиции носителями, которой являются родители, будутзакрепляться в отработанных действиях (навыках) детей, что впоследствиинепременно поможет им в преодолении состояние заброшенности и чувстваодиночества уже у собственных детей.
Никогдане поздно начать слушать и научится слышать своего ребенка. Для воцерковленногочеловека нет категории упущенное время. Нельзя, слышите, ни в коем случаенельзя отказываться ради многого от главного. Нельзя отказываться от своегоребенка. Начнем действовать: начнем молиться о своем ребенке, приучим себяходить в Церковь, преодолеем ложный стыд и обратимся за советом к священнику.Да, и вот еще что, начнем общаться со своим ребенком…
СБогом у нас обязательно все получится — «начни и делай; Господь будет с тобою»[9].
Список литературы
1.Ткачев А., прот. Лаборатория одиночества // Отрок.ua. Православный журнал длямолодежи. № 5(29), 2007.
2. См.: Книга Второзаконие 4, 9.
3. См.: Евангелие от Луки 11, 23-28.
4.Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. – М.: Благо, 1996. С.125-126.
5.Слободчиков В.И. Антропологические перспективы отечественного образования. –Екатеренбург: Издательский отдел Екатеренбурской епархии, 2009. С. 231.
6. См.: Послание к Римлянам 12, 15.
7.Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Собрание сочинений в 15-ти томах. — Л.:«Наука», 1991. Том 9-10.
8. См.: Евангелие от Иоанна 10, 1.
9. См.: 1-я Книга Паралипоменон 22, 16.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.