Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Образные методы запоминания текстовой и речевой информации

Мызнакомы с трудностями, которые возникают при запоминании текстовой (речевой)информации. Речь идет о том, что мы запоминаем тексты механически, безактивного осмысления. А осмыслить текст, значит, понять позицию автора, т.е.воссоздать в воображении те мысли, образы, чувства, эмоции, которые испытывалавтор при написании этого материала, обогатив их своим жизненным опытом изнаниями. Далее мы говорили о трудностях понимания автора, связанных с линейнойзаписью текста (что «рассредоточивает» внимание и приводит к«выхватыванию» из текста не всегда важной информации), с трудностьювыбора ключевых слов, с неумением рассуждать логично, полноценно и быстро.После чего рассказали о путях преодоления этих трудностей с помощью логическихметодов запоминания текстов.
Номы перечислили не всё. Другой трудностью понимания и запоминания текстаявляется неумение воссоздать в воображении образы, чувства и эмоции, которыеиспытывал автор. Этому можно научиться, используя образные методы запоминаниятекстов.
Образныеметоды запоминания текстовой и речевой информации применяют для запоминанияразного рода описательных текстов научно-популярного и художественногохарактера, где ставится цель — запомнить близко к тексту или дословно. Кобразным методам запоминания текстовой (речевой) информации относятся методы:«Картинка», «Путешествие» и «Пластилин». Этиметоды объединяет
1)область применения — конкретные описательные тексты (т.е. тексты, в которыхописываются объекты или субъекты, имеющие конкретный образ);
2)цель запоминания — очень близко к тексту или дословно;
1)выполнение операции укрупнения ОЕП на образном уровне;
2)вовлечение в этот процесс чувств и эмоций;
3)выделение опорных слов;
4)формирование «ключа» к информации;
5)контрольное припоминание.
Атеперь подробнее познакомимся с каждым из перечисленных методов.
Метод «Картинка»
Метод«Картинка» — это образный метод запоминания текстовой (речевой)информации, который применим к описательным текстам разного объема,запоминаемым с целью дословного или близкого к тексту воспроизведения. Этотметод будет полезен для младших, средних и старших школьников, а так же для студентови взрослых. Метод «Картинка» развивает воображение, ускоряет процессзапоминания, способствует точности воспроизведения и формирует уверенность всебе и своих способностях (наличие «ключа» к информации).
Последовательностьэтапов выполнения
1этап — текст делится на блоки информации, объединенные одной мыслью, однимсюжетом. Причем эти блоки могут не совпадать (что чаще всего и происходит) сделением текста на абзацы;
2этап — каждый блок представляется в виде «сюжетной картинки» с«подключением» эмоций и различных чувств;
3этап — выписываются опорные слова, которые могут быть либо обобщением, либоначалом смыслового блока (выбор зависит от текста и ваших предпочтений);
4этап — периодичность 1, 2 и 3 пунктов;
5этап — формирование «ключа» к информации (тексту), т.е. составлениемнемической фразы (слова) или запоминание последовательности образов любым изизвестных методов запоминания последовательностей (см. Запоминание точнойинформации);
6этап — последовательное представление «сюжетных картинок» по«ключу» с «озвучиванием», т.е. контрольное припоминание.
Полезныезамечания
1.Не стремитесь сформировать сразу крупные блоки информации, лучше соблюдатьпостепенность.
2.Вовлекайте в процесс запоминания как можно больше чувств и эмоций.
3.Важным пунктом является одновременность образа и его словесной формы, иначе этобудет просто «мелькание образов».
4.Опорные слова выбирайте в зависимости от ваших предпочтений. Главное, чтобы ониимели конкретный образ.
5.Для формирования «ключа» можно использовать любые методымнемотехники, которые вы хорошо усвоили.
6.Обязательно выполнять контрольное припоминание, чтобы проверить себя и«озвучить картинки».
Пример запоминания текста с помощью метода«Картинка».
Кенгуру,но какие!
Первыеевропейцы, которые встретились с удивительным миром австралийской природы, былиизумлены, увидев каких-то странных животных, быстро убегавших от них огромнымискачками.
Конечноже, ими оказались кенгуру. Давно это было — в начале 17 века. Но, увидевкенгуру на дереве, многие удивляются и сейчас. Уж очень непривычно. Аудивляться, собственно, нечему. Из множества видов этих сумчатых примерно пятаячасть умеет лазать по деревьям. Они так и называются: древесными кенгуру. Самыемаленькие из всех кенгуру достигают в длину, включая хвост, 45 см, а самыебольшие — гигантские — почти трех метров. Древесных же по размерам можноотнести к средним — до 60 см. Населяют они Новую Гвинею и северо-восток штатаКвинсленд, причем в Австралии водятся всего два вида, и те сравнительно недавнопроникли туда из Новой Гвинеи.
Всекенгуру — животные растительноядные. Древесные питаются почками и листьямирастений, лианами, любят папоротники, ягоды и плоды. По земле бегают так жехорошо, как и обычные кенгуру, — скачками, не менее ловко передвигаются и поветвям, причем с деревьев спускаются только хвостом вниз. В процессе эволюциизадние ноги у них укоротились и стали лишь немного длиннее передних. На всехпальцах имеются длинные, крючковатые когти, хорошо помогающие им цепляться засучки и ветви. Древесные кенгуру довольно быстро лазают по деревьям, а иногдадаже скачут, как обезьяны. При необходимости могут совершать прыжки с большойвысоты.
Живутзверьки небольшими группами, точнее, семьями: взрослый самец, несколько самок идетенышей. Большую часть дня проводят на вершинах деревьев, погрузившись в сон,а вечером спускаются на землю, чтобы утолить голод и жажду.
Самкиприносят ежегодно только по одному детенышу. Природа и здесь позаботилась оних: с двумя, как это часто бывает у наземных кенгуру, им на деревьях было быпросто не справиться. К сожалению, до сих пор на древесных кенгуру охотятсяиз-за вкусного мяса. Ценен и мех этих животных. В зоопарках они встречаютсяочень редко.
Е.Солдаткин
«Юныйнатуралист», ¦8, 1984 г.
Разделимтекст на блоки, объединенные одной мыслью или одним сюжетом. Вот чтополучилось:
1.«Первые европейцы, которые встретились с удивительным миром австралийскойприроды, были изумлены, увидев каких-то странных животных, быстро убегавших отних огромными скачками. Конечно же, ими оказались кенгуру. Давно это было — вначале 17 века».
выходимна образный уровень, представляя следующую картину: " Европейцы встаринных камзолах 17 века высаживаются на берег Австралии. Вдруг они увиделистранных животных — кенгуру, которые убежали от них огромными скачками. Людииздают звуки изумления". Желательно не только «увидеть сюжетнуюкартинку», но и «услышать» грохот убегающих кенгуру и возгласыудивленных людей, почувствовать запах травы и ощутить палящие лучи солнца.Одним словом — подключить как можно больше ощущений и чувств. Вспомните своеудивление, создайте эту эмоцию!
Теперьзаписываем опорное слово-образ — первые европейцы или встреча и приступаем кформированию следующей «сюжетной картинки».
2.«Но, увидев кенгуру на дереве, многие удивляются и сейчас. Уж оченьнепривычно. А удивляться, собственно, нечему. Из множества видов этих сумчатыхпримерно пятая часть умеет лазать по деревьям. Они так и называются: древеснымикенгуру».
Представляем:«Вдруг один из европейцев замечает кенгуру — на дереве (!). Он оченьсильно удивляется, и видит, что пятая часть убегающей стаи (это может быть однаиз пяти кенгуру) начинает лазать по деревьям. Человек медленно и выразительнопроизносит их название — древесные кенгуру».
Записываемслово — дерево или древесные кенгуру.
Далеечитаем:
3.«Самые маленькие из всех кенгуру достигают в длину, включая хвост, 45 см,а самые большие — гигантские — почти трех метров. Древесных же по размерамможно отнести к средним — до 60 см».
Представляем:«Неожиданно среди деревьев европейцы видят маленьких кенгуру длиной 45 см,тут же из-за дерева выглядывают самые большие — гигантские кенгуру длиной почтитри метра. На дереве расположились древесные кенгуру, длиной до 60 см».Следует отметить, что в этом тексте не так много цифр, и они хорошозапоминаются сами собой, а вот если в тексте будет много цифровой информации,то без мнемотехники и эйдетики не обойтись. В таком случае нужно будет образыцифр «включить» в «сюжетную картинку».
Записываемслово — самые маленькие или размеры.
Атеперь попробуйте сами сформировать «картинки» и записать опорныеслова-образы, не заглядывая вперед. Сравните, так ли у вас получилось…
«Ключ»к тексту составляется из слов: первые европейцы (встреча), дерево (древесныекенгуру), самые маленькие (размеры), населяют (места обитания),растительноядные (питание), бегают (передвигаются), задние ноги(приспособления), обезьяны (прыжки с высоты), семья (образ жизни), самка(детеныш), охота (истребление).
Например,можно составить мнемические фразы из слов так: «Встреча древесных кенгурус размерами в местах обитания. Питание передвигается с помощью приспособлениядля прыжков с высоты. Образ жизни с детенышем приводит к истреблению». Какправило, такие фразы легко запоминаются, т.к. отличаются своей необычностью.Можно для формирования ключа использовать методы мнемотехники, но подробнее обэтом мы поговорим ниже.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.omenus.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.