Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Некоторые факторы негативного развития культуры безопасности студентов

Мошкин Владимир Николаевич, Калачев ГеннадийАнатольевич, Лапаева Анна Ивановна,  Барнаульский государственныйпедагогический университет, г. Барнаул
Встатье на основе изучения состояния массовой педагогической практики изложенывыводы о деструктивном влиянии некоторых факторов на подготовку студентов кбезопасной жизнедеятельности.
Кнегативным факторам подготовки к напряженным ситуациям М.И. Дьяченко, Л. А.Кандыбович, В. А. Пономаренко относят выполнение однотипных задач, крайнееразнообразие задач. В первом случае в новой ситуации у учащихся не хватаетгибкости, во втором — твердой последовательности, четкости в действиях(Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А., 1985, с. 165). Сочетаниеразнообразия и повторения сложных задач и условий их выполнения эффективновырабатывает готовность, устойчивые психофизиологические структуры, обобщенныеспособы действий. Важно обеспечить постепенность в наращивании трудностей.Преодоление отрицательных психических состояний, подготовку к действиям вусловиях риска и опасности надо вести постепенно, учитывая личные качества, опытобучаемых (там же, с. 166). Бывает, что у обучаемого обнаруживается устойчиваябоязнь воды, высоты,
Исследованиевыполнено при финансовой поддержке РГНФ и КГНИУ АНОК в рамках совместногонаучно-исследовательского проекта РГНФ и КГНИУ АНОК «Воспитание культурыбезопасности студентов», проект № 06-06-60602а/Т. темноты или какой-то ситуации,которую другие легко преодолевают. Здесь нужна целая система мер: одобрениеуспешных действий и т.д. (там же).
Признаваяправомерность и значимость сформулированных выше положений, отметим, чтоназванные условия эффективности подготовки к опасным ситуациям (разнообразие, однообразиезадач, постепенность в наращивании трудностей, учет личных качеств, опытавоспитанников, применение системы мер) являются общепедагогическими условиямиэффективности воспитания и не отражают специфики процесса воспитания культурыбезопасности. В связи с этим очевидна необходимость продолжения исследованияусловий воспитания готовности к опасным ситуациям.
Итак,в педагогическом процессе реализуются позитивные и негативные тенденции ввоспитании культуры безопасности. При различных характеристиках целей, содержания,средств воспитания, соотношения различных элементов педагогического процесса ивоспитания с социализацией формируется как готовность к безопаснойжизнедеятельности, так и склонность к деструктивному, виктимному поведению.Сформулируем условия формирования черт виктимного, деструктивного вариантажизнедеятельности. В ходе изучения реальной педагогической практики мыобнаружили факты включения в педагогический процесс вузов как незначительныхэлементов, так и крупных блоков контркультуры деструктивности (социальныеявления, способствующие формированию склонности к саморазрушению) в различныхсочетаниях. Однако контркультура деструктивности действует не автоматически, самапо себе. Такой эффект возникает лишь при определенных характеристикахконтркультуры деструктивности, соотношении ее элементов и содержаниядеятельности студентов. Негативному (в направлении возрастания виктимности идеструктивности) влиянию на сознание, подсознание, деятельность и личностьстудентов способствуют определенные факторы, в том числе разнообразные явления,возникающие в процессе социализации.
Сведенияо деструктивном поведении людей (преступников, наркоманов и т.д.), имеющихдружеские отношения или деловые связи с авторитетными для студентов людьми(певцами, музыкантами, спортсменами и т.д.).
Информацияо деструктивном поведении студентов со ссылкой на то, что это поведение описанов авторитетном источнике (художественном произведении, газетном репортаже, научномисследовании, докладе ученого и т.д.), без указания на разрушительный характервлияния на человека такого поведения.
Описаниедеструктивного поведения, содержащее информацию о положительных чертах людей, осуществляющихтакое поведение (красивая проститутка, добрый наркоман, верный своим друзьямвор и т.д.).
Сведенияо широком распространении деструктивной формы поведения («Эти сигаретыпопулярны в ста странах мира!»).
Информацияо том, что деструктивное поведение человека имеет аналоги в животном мире(алкоголь любят не только люди, но и насекомые, животные; гомосексуализм присущне только человеку, но и животным и т. п.).
Призывык использованию средств безопасности, которые на деле являются средствамидеструктивного поведения («Если ты употребляешь наркотики, то обязательноиспользуй собственные одноразовые шприцы, которыми ни с кем не делись!»).
Информацияв виде слоеного пирога: нейтрально выраженные сведения о средствах безопасностисочетаются с эмоциональным призывом к поведению, от которого данное средствозащищает (призыв «Не бойся своих желаний!» на фоне сведений о презервативах) нестолько способствует использованию этих средств (в данном случае — контрацепции),сколько попаданию в ситуации, когда эти средства не были бы лишними.
Названныеусловия в виде фрагментов информации (видеофильмов, музыки, песен, фрагментоврекламы и т. д.) влияют не только на процесс социализации студентов, но и нанаправленность учебного процесса. Для учебного процесса также характерновлияние на студентов негативных факторов, в том числе следующих условий:
Ложные,но правдоподобные сведения о положительном влиянии деструктивных формжизнедеятельности на человека (курение как средство борьбы со скукой, наркоманиякак способ приобщения к группе сверстников и т. д.).
Информацияо деструктивном прошлом (или настоящем) популярного и известного в молодежнойсреде человека (популярный певец говорит, что в молодости баловался наркотикамии т.д.).
Идеидеструктивного поведения, сообщаемые из уст внешне привлекательного молодогочеловека, девушки (о приверженности к алкоголю, курению и т. д. говорит молодойчеловек в современной одежде, использующий модную молодежную лексику и т.д.).
Информацияо деструктивном поведении человека, известного своими положительными качествамиили достижениями, вкладом в развитие общества (художественным творчеством, научнымиоткрытиями, вкладом в развитие промышленности и т. д.).
Информацияо деструктивных вариантах поведения сообщается одновременно со сведениями оприятных и желаемых студенту явлениях, событиях, чувствах (герой молодежнойпесни является наркоманом, но именно в него влюбляется красивая девушка, котораяидет с ним на сексуальную близость).
Информацияо деструктивности включает в себя сведения о незначительных негативныхпоследствиях, но при этом сообщается о том, что позитивные последствия болеезначительны, долговременны, более значимы для молодого человека и т.д. Например,внушается мысль: проституция сопряжена с риском, но таким способом девушкаможет разбогатеть или выйти замуж за богатого красавца.
Информацияо деструктивном поведении сочетается с ложными сведениями о возможностичеловека легко и быстро прекратить такое поведение (о возможности легкоосвободиться от наркотиков, прекратить заниматься проституцией и т.д.).
Информацияо негативном влиянии на человека позитивных форм поведения, о невыгодномположении человека, воздерживающегося от деструктивного поведения, по сравнениюс теми, кто «приобщился» к деструктивности (примеры, показывающие, что те, ктоне курит, не выпивает, не употребляет наркотики и т.д. выглядят «белой вороной»среди сверстников и т.д.).
Информацияо самоубийствах, совершенных конкретными людьми, героями художественныхпроизведений, историческими персонажами, которые в учебном процессехарактеризуются как наделенные привлекательными для студентов чертами иличем-то подобны молодым людям.
Сведенияо реальных и мифических событиях, в которых смерть положительных героев рассматриваетсякак проявление высшей благодати, как достойное избавление от земных проблем.
Информацияо деструктивных вариантах поведения сочетается с мнением (авторитетного, известногоили просто внешне привлекательного человека) о том, что такого рода поведение — частное дело каждого, что каждый сам вправе делать свой выбор, что каждый имеетправо на собственную судьбу и т.д.
Информацияо средствах безопасности создает видимость безопасности деструктивных формповедения или значительного снижения их вреда (утверждения о гарантированнойбезопасности секса с использованием презерватива и т.д.).
Информацияо деструктивном поведении молодых людей подается как сведения о молодежнойсубкультуре, которая противостоит аморальному обществу (буржуазному, жестокому,потребительскому и т.д.) и является нормальным этапом (вариантом) социализации,естественным вариантом реакции молодого человека на дисгармонию общества и т.д.
Мнениео том, что деструктивность молодежи — естественный и неизбежный результатвлияния несовершенного социального устройства, объективных тенденцийобщественного развития, в которых нет места решению и воле самих молодых людей.
Сведенияо том, что деструктивное поведение имело место в прошлых исторических эпохах ивысоко оценивалось в те времена (проституция являлась почетной, наркотики — частьсвященных ритуалов, гомосексуализм воспринимался как обычное, нормальноеявление и т.д.).
Сведенияо том, что деструктивные формы поведения человека имеют биологическиепредпосылки объективного характера (образование этилового спирта в процессеброжения продуктов в кишечнике как предпосылка естественного и безопасногоупотребления алкоголя и т.д.).
Информация,основанная на неопределенности, многозначности слов, символов, образов, которыемогут провоцировать виктимные или деструктивные формы поведения молодых людей, например,ранние сексуальные связи (сведения о том, что раньше юноши и девушки в своихотношениях были регламентированы, свидания заканчивались прощанием у порогадома, что теперь подростки на свиданиях во всех отношениях более свободны ит.д.).
Сведенияо привлекательных сторонах (реальных или мнимых) тех форм поведения, ущерб откоторых не обязателен или не очевиден, но которые могут провоцировать иливовлекать студентов в опасные формы поведения (мнение о том, что поцелуи налюдях — часть дружбы и свиданий современных молодых людей, ориентируетстудентов на ранние сексуальные контакты, которые являются факторомраспространения инфекционных заболеваний, алкоголизации и вовлечения внаркоманию и т.д.).
Информацияо формах поведения (преподносимые как достойные, предпочтительные для молодежи),которые сами по себе не являются деструктивными, но являются шагом на пути кформам саморазрушающего поведения (приобщение к внешним атрибутам поведения — прически,одежда и т. д. — некоторых молодежных групп при некоторых условиях являетсяшагом к наркотикам, беспорядочным половым связям, которые эти группыпроповедуют; увлечение музыкой определенного направления или конкретной группы- шаг к формам деструктивного поведения, присущих музыкантам и ихпоследователям).
Организациядействий студентов, направленных на приобщение к источникам деструктивнойинформации (внушение молодым людям положительного отношения к телевидению безкритического обсуждения проблем выбора передач, кинофильмов, проблемнегативного и позитивного влияния телевидения на психику и т. д.).
Организациядействий студентов, способствующих некритическому осуществлению видовдеятельности, содержащих действия, направленные на формирование деструктивныхформ поведения (обсуждение предпочтительности компьютерных игр без осмысленияпроблемы соотношения положительного и негативного их влияния на человека ит.д.).
Информацияо способах поведения, которые не являются формами саморазрушения, но затрудняютконтакты молодежи со взрослыми, принятие конструктивных ценностей современногообщества, в том числе и культуры безопасности (информация о привлекательных — реальныхи мнимых — сторонах самостоятельности подростков в форме нетерпимости ктребованиям взрослых, принятым в обществе нормам поведения).
Информация,выстроенная так, что деструктивные проявления человека и общества оказываются водном ряду с позитивными явлениями и ценностями (в сообщении содержится фраза:«Во время отдыха многие молодые люди говорят о смешном, обсуждают вопросыискусства, политики, абортов, секса»). При этом отношение к нейтральным ипозитивным явлениям распространяется и на деструктивные явления: аборты, ранниеполовые отношения и т. д.
Сведенияоб угрозе катастрофического перенаселения планеты в сочетании с положительнойоценкой тенденции сокращения населения в отдельных государствах. При этомумалчивается факт сокращения населения России, которое, по мнению многих, большепохоже на вымирание или даже на целенаправленное уничтожение населения(суррогатным алкоголем, наркотиками, абортами и т.д.).
Информацияо деструктивном поведении студентов того же возраста и социального положения (вдругих вузах, городах, странах и т.д.). Студенты делают выводы о том, чтотакого рода деструктивное поведение является распространенным, естественным и, значит,приемлемым для них самих.
Информацияо деструктивном поведении студентов с аналогичными проблемами (подобными тем, чтоимеются у студентов данной группы), способствующая стремлению молодых людей крешению своих проблем таким же образом.
Сведенияо деструктивных проявлениях, элементах в составе позитивных форм поведения(спорт — допинги, аборты; религия — безнравственность конкретного священника ит. д.), направленные на формирование негативного отношения к этим формамконструктивного поведения (или на развитие позитивного отношения кдеструктивным проявлениям в данных формах или видах поведения).
Юмористическоеосвещение проблем деструктивного поведения, способствующее преодолениюнегативного отношения студентов к конкретным проявлениям деструктивности, формированиюнейтрального или положительного отношения к деструктивному поведению.
Организациядеятельности студентов по теоретической трансформации элементов контркультурыдеструктивности, созданию идеальной модели социального явления, лишенногонедостатков (которые имеются в реальной жизни в виде конкретных формсуществования контркультуры деструктивности). Например, в ходе изученияразличных форм деструктивной молодежной субкультуры предлагается задание — скомбинироватьвсе положительные характеристики различных проявлений субкультуры для созданиямодели идеальной субкультуры.
Применениеразличных шрифтов, форм предъявления мнений о социальных явлениях, включающихэлементы контркультуры деструктивности, способствующих положительному илиотрицательному эмоциональному восприятию этих мнений. Например, студентам назанятии предлагается ознакомиться и определить свое отношение к положительным иотрицательным оценкам молодежной субкультуры деструктивного содержания. Приэтом одобрительные мнения сформулированы на нейтральном белом фоне, нейтральныеоценки — на зеленом, осуждение — на мрачном черном фоне.
Подводяитоги рассмотрения проблемы негативного развития культуры безопасностистудентов, отметим, что сформулированные факторы негативного влияния (внаправлении виктимности) педагогического процесса на студентов отражаютзакономерности воспитания культуры безопасности, которые могут бытьиспользованы как для негативного (при внедрении деструктивных идей), так и дляпозитивного воздействия на сознание, поведение и личность студентов.
Список литературы
1.Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности внапряженных ситуациях: Психол. аспект. Мн.: Университетское, 1985. 206 с.
2.Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: монография. Барнаул:Изд-во БГПУ, 2002. 318 с.
3.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990. 796 с.
4.Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательныхучреждений / Под ред. П.И. Пидкасистого. Ростов на Дону: Феникс, 1998. 544 с.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.uni-altai.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Література сентименталізму. Творчість Стерна
Реферат Рента и пожизненное содержание с иждивением
Реферат Плата за земли сельскохозяйственного назначения земли городов и иных населенных пунктов
Реферат Поэма без героя АА Ахматовой Попытка интерпретации
Реферат Філософські традиції німецького містицизму XIV XVI століть
Реферат Paddy Clarke Essay Research Paper 2
Реферат Рекламні агенції розробка та виготовлення рекламних звернень планування рекламних кампаній
Реферат Государственное устройство Азербайджана
Реферат Home Computer Network Essay Research Paper Have
Реферат Клініко патогенетичні особливості перебігу хронічного гастриту на тлі уоденогастрального рефлюксу
Реферат Электронные датчики для полиграфических машин
Реферат Формування людини як особистості в умовах цілеспрямованого впливу
Реферат «Классификация ресурсов»
Реферат Влияние учреждений культуры на уровень и качество жизни населения
Реферат Синергетика и принципы самоорганизации. Эволюция материи.