Реферат по предмету "Прочее"


аграрный капитал

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ Кафедра «Экономика» КУРСОВАЯ РАБОТА по курсу «Основы экономической теории» на тему: «Аграрный капитал» Выполнила: студентка I курса специальности «Менеджмент непроизводственной сферы» группы МНС-04-2 Прокопенко Елена Николаевна (дата, подпись)


Преподаватель: к.е.н доцент кафедры «Экономика» Барышникова Л.П. Донецк 2005 РЕФЕРАТ Курсовая работа 33с 3 табл 20 источников Цель курсовой работы «Аграрный капитал» - рассмотреть виды собственности на землю, рассмотреть некоторые аспекты Земельного кодекса, определить сущность и расчёт земельной ренты. При написании курсовой работы были использованы такие методы исследования, как комплексный подход,


обработка литературных источников и др. В ходе выполнения курсовой работы был изучен Земельный кодекс Украины, другие документы, касающиеся земельной реформы; описан расчёт земельной ренты. В результате проведенных теоретических исследований были сделаны следующие выводы: существует 3 вида собственности – индивидуальная, коллективная, государственная, которые и определяют форму хозяйствования на земле; Земельный кодекс не полностью отвечает за те вопросы и проблемы, которые возникают в аграрном


секторе. Агропромышленный комплекс характеризуется неудовлетворительным состоянием материально-технической базы. Остается низкой обеспеченность производства основными и вспомогательными зданиями и сооружениями. Производственные фонды агропромышленного производства не отвечают требованиям высокоэффективного хозяйствования. В настоящее время богатые природные ресурсы, высокоплодородные земли и имеющиеся огромные возможности производственного потенциала используются недостаточно, а опыт передовых хозяйств не находит широко


применения. АПК, КАПИТАЛ, ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС, РЕФОРМА, РЕНТА, РЕНТООБРАЗОВАНИЕ, ЦЕНОВОЕ ПОКРЫТИЕ Содержание Введение… 4 Раздел 1. Земля и земельная реформа… …1. Земли Украины, формы собственности на них……… 2. Земельный кодекс… 3. Трудности аграрной реформы…17


Раздел 2. Земельная рента, её сущность….1. Понятие земельной ренты….2. Рентная политика…21 Раздел 3. Государство и рентообразование….1. Теория поиска ренты….……….….2. Структура ценового покрытия… 25 Заключение… ………30 Литература… ….32 Введение Тема курсовой работы - «Аграрный капитал» весьма актуальна. Ведь АПК поставляет населению продукты питания, удовлетворяет потребности промышленности в сырье.


Поэтому все изменения, происходящие в АПК, непосредственно или косвенно влияют на всю экономику Украины, оказывают влияние на уровень жизни украинского народа. Цель курсовой работы: определить место АПК в экономике Украины, охарактеризовать АПК, как с экономической, так и с географической стороны, рассмотреть понятие земельной ренты. Успешное проведение аграрной реформы имеет для реформирования экономики


Украины особое, стратегическое значение. От нее в значительной степени зависит и решение проблем стабильного обеспечения населения продовольствием, экономической безопасности страны, ее эффективной интеграции в мировые экономические структуры. Пробелы в нормативно-правовой базе создают предпосылки для распространения теневой экономики и криминализации экономической деятельности. Качество некоторых видов украинской сельскохозяйственной продукции остается ниже мировых стандартов,


вследствие чего для них практически закрыты наиболее емкие рынки агропродукции. Аграрной реформе необходимо придать комплексный характер, обеспечив весомую поддержку государства. Раздел 1. Земля и земельная реформа 1. Земли Украины, формы собственности на них По состоянию на 1 января 1999 г. Единый земельный фонд Украины достигал 600354,8 млн. га, что равняется около 0,4% от площади суши


Земли. В соответствии с Земельным кодексом Украины все земли подразделяются на семь категорий целевого назначения: • сельскохозяйственного; • населенных пунктов; • промышленности, транспорта, связи, обороны и др.; • природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; • лесного фонда; • водного фонда; • земли запаса. В соответствии с основным целевым назначением единого земельного фонда законодательством определяется правовой режим использования и порядок учёта земель.


Согласно установленному порядку государственной отчётности земельный фонд Украины характеризуется по видам основных земельных угодий и экономической деятельности, по формам собственности и землепользования. Основную часть земельного фонда Украины составляют сельскохозяйственные угодья – 41826,5 тыс. га (от общей территории Украины). По площади сельскохозяйственных угодий Украина относится к первым 12 странам мира.


Высокая природная продуктивность почвенного покрова определяет ведущую роль земельного фонда как одного из важнейших видов ресурсов экономического развития и наиболее ценной части национального богатства Украины. Таблица 1. Земельный фонд Украины по состоянию на 1 января 1999 г.* Виды основных земельных угодий Площадь земель Изменения за период с 1 января1996г. По 1 января 1999г. (+ тыс.га) всего(тыс.га) % к общей площади


Украины(территории) Сельскохозяйственные земли 43067,4 71,4 -61,9 в том числе сельскохозяйственные угодья 41826,5 69,3 -26,4 из них пашня 32857,5 54,4 -428,7 многолетние насаждения 963 1,6 -79,9 сенокосы 2295,8 3,8 75,2 пастбища 5493,7 9,1 190,5 перелоги 216,5 0,4 216,5 другие сельскохозяйственные земли 1240,9 2,1 -35,5 Леса и другие покрытые лесом площади 10397,6 17,2 39,8 Застроенные земли** 2442 4 128,9 Открытые заболоченные земли 944,1 1,6 9,2


Сухие открытые земли с особым растительным покровом 17,5 - 5,1 Открытые земли без растительного покрова или с незначительным растительным покровом (каменистые места, пески,овраги и др.) 1058,1 1,8 -130,6 Всего земель (суша) 57926,7 96 -9,5 Воды( территори покрытые поверхностными водами) 2428,1 4 9,5 Вместе (территория) 60354,8 100 - Леса и покрытые лесами площади занимают 17,2% территории


Украины, другие виды земельных угодий (застроенные земли, открытые заболоченные, сухие открытые земли с особым растительным покровом, открытые земли без растительного покрова) — 7,4%. Общая площадь земель с особым природоохранным режимом использования достигает 304 тыс. га. В настоящее время в Украине имеет место тенденция уменьшения площади сельскохозяйственных земель и увеличения площадей других категорий: земель промышленности, транспорта, связи, населенных пунктов,


лесного фонда. Управление земельным фондом (земельными ресурсами) в Украине осуществляется путем регулирования земельных отношений согласно действующим нормативным актам, обеспечения соблюдения требований земельного законодательства, систематического контроля за использованием и охраной земель, применения средств воздействия на нарушителей этого законодательства. Таким образом, функции государственного регулирования земельных отношений и являются функциями государственного


управления земельными ресурсами. Успешное выполнение государственного управления и регулирования земельных отношений требует объективного анализа характеристики земельного фонда и тенденций изменений в его использовании. Центральное место в системе государственного управления земельным фондом принадлежит внутрихозяйственному управлению — относительно сбалансированного распределения и перераспределения земель между субъектами разных форм собственности и хозяйствования. На современном этапе экономического реформирования произошли


существенные изменения в землепользовании субъектов различных форм хозяйствования. Таблица 1.2. Распределение земельного фонда Украины по основным собственникам земли и земле пользователям по состоянию на 1 января 1999 г.* Основные собственники земли и землепользователи Общая площадь земель тыс.га % Негосударственные сельскохозяйственные предприятия, всего 36348,9 60,2 в том числе: коллективные сельскохозяйственные предприятия 31542,9 52,3 сельскохозяйственные кооперативы 265 0,4


сельскохозяйственные общества 4156,3 6,9 Государственные сельскохозяйственные предприятия, всего 2568,1 4,3 в том числе совхозы всех систем 1403,2 2,3 Межхозяйственные предприятия 39,2 0,1 Граждане,которым предоставлены земли в собственность и пользование ,всего 7440,9 12,3 в том числе: крестьянские (фермерские) хозяйства 1129,2 1,9 участки для ведения товарного сельскохозяйственного производства 180,5 0,3 Заведения,учреждения,организации (культуры,науки, образования,здравоохранения и др 567,4 0,9 в том числе


жилищно-эксплуатационные организации 98,8 0,2 Промышленные и другие предприятия 550,7 0,9 Предприятия и организации транспорта,связи 657 1,1 Части,предприятия,организации,учреждения ,учебные заведения обороны 463,2 0,8 Организации,предприятия и учреждения природоохранного, оздоровительного,рекреационного и историко-культурного назначения 328,4 0,6 Лесохозяйственные предприятия 7259,9 12


Водохозяйственные предприятия 545,3 0,9 Совместные предприятия,международные объединения и организации с участием украинских,иностранных юридических и физических лиц 7 0 Предприятия,полностью принадлежащие иностранным инвесторам 10,3 0 Земли запаса и земли,не предоставленные в собственность и постоянное пользование в пределах населённых пунктов(которые не предоставлены во временное пользование) 3568,5 5,9


Всего земель 60354,8 100 По характеру управления, объёму его функций, как это видно из данных о распределении земельного фонда по категориям, собственникам земли и землепользователям, в Украине сложилось общее и отраслевое (межотраслевое) государственное управление земельным фондом. Причём общее государственное управление имеет территориальный характер, то есть охватывает определённые территории в границах административно-территориальных образований.


Отраслевое (межотраслевое) управление распространяется на земли только отдельных отраслей или групп отраслей народного хозяйства (земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности, транспорта, энергетики и т.д.). Общее и отраслевое (межотраслевое) управление взаимосвязаны — как по общности задач (обеспечение рационального использования и охраны земель), содержанию функций управления (распорядительные, контрольные, правоохранные и др.), так и по методу регулирования земельных отношений (как правило,


он имеет императивный властный характер). Земельная реформа в Украине значительно повлияла на перераспределение земель по их собственникам, на трансформацию земельных отношений, обострила экологические проблемы землепользования. В соответствии с Законом Украины «О формах собственности на землю» от 30 января 1992 г. и Земельным кодексом Украины в редакции от 13 марта 1992 г. в


Украине действуют три формы собственности на землю: государственная, коллективная и частная. Конституцией Украины, принятой Верховной Радой Украины в 1996 г предусматриваются частная, государственная и коммунальная собственность, то есть коллективная форма собственности отсутствует. Такая неурегулированность форм собственности на землю обусловливает правовые осложнения в осуществлении земельного регулирования на государственном уровне.


В последние годы в обращение все чаще вводится понятие коммунальной собственности на землю в качестве разновидности формы государственной собственности. В частности, в ст. 41 Конституции Украины указывается, что граждане для удовлетворения своих потребностей могут пользоваться объектами права государственной и коммунальной собственности в соответствии с законом. Отсюда вытекает, что право коммунальной собственности не входит в государственную собственность, а


стоит рядом с ней. Отсутствие распределения земель как объектов коммунальной и государственной собственности требует законодательного разграничения компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления. Четкая регламентация форм собственности на землю и создание соответствующей экономико-правовой инфраструктуры их функционирования обеспечат эффективность государственного управления земельным фондом. Динамика перераспределения собственности на земельный фонд в 1990— 1999 гг количественные сдвиги


в целом отражают основные тенденции в изменении земельных отношений, сформированных на основе введения различных форм собственности. Таблица 1.3. Изменение распределения земельного фонда Украины по формам собственности Годы (по Государственная Собственность Частная состоянию собственность негосударственных собственность на I января) сельхозпредприятий тыс. га % тыс. га % тыс. га % 199I 60354,8 100


_ _ _ _ 1992 60354,8 100 — _ — — 1993 60199,2 99,74 141,8 0.24 13,8 0,02 1994 57822,6 95,8 1621,6 2,7 910,6 1,5 1995 55148,5 91,4 3717,7 6,2 1488,6 2,4 1996 36310,5 60,2 22118,9 36,6 1925,4 3.2 1997 33141,6 54,9 24766,6 41,0 2446,6 4,1 1998 30701,2 50,9 26563,3 44,0 3090,3 5.1 1999 30097,0 49,9 26864,0 44,5 3393,8 5,6 Анализ структуры распределения земельного фонда по формам собственности свидетельствует, что в последние годы произошли резкие изменения в пользу негосударственного сектора. Введение частного землевладения имеет свои положительные и отрицательные стороны. Если частная собственность на приусадебные участки, земли под жилыми домами, садами, огородами, земли


личных подсобных хозяйств не вызывает возражения, то с передачей земель в собственность коммерческих и других частных предприятий возникает много вопросов. Безусловная передача земельных участков в собственность частных предприятий может создать проблемы в отношении территориального развития городов, формирования инфраструктуры, дальнейшего развития системы охраны земель, организации рекреационных зон. Введение новых форм собственности, увеличение субъектов


хозяйствования обостряет актуальность вопроса относительно охраны земель. Улучшение их экологического состояния зависит прежде всего не столько от формы собственности на землю, навыков и умения землепользователей, сколько от эффективности государственного управления охраной земель. Реформирование земельных отношений неразрывно связано с необходимостью совершенствования содержания и структуры государственного регулирования землепользования, перераспределением и изменением полномочий


и ответственностью органов государственного управления различных уровней. Особенности реформирования земельных отношений в регионах требуют создания эффективных региональных организационных структур управления землепользованием, которые сочетали бы в себе централизованную государственную (вертикальную) и региональную (горизонтальную) системы. При этом за центральными органами управления закрепляется ответственность за выработку и реализацию


государственной земельной политики, финансирование и развитие фундаментальных исследований и внедрение их результатов, координацию и организационно-методическое содействие региональным управленческим структурам и научным центрам. Горизонтальная управленческая структура, реализуя государственную земельную политику, должна конкретизировать ее содержание и условия внедрения в зависимости от природных, исторических, социально-экономических факторов и зональных особенностей земельных отношений.


Таким образом, государственное управление земельным фондом — обязательное условие нормального функционирования экономики. По нашему мнению, важным моментом управления земельным фондом является комплексный учет возможных отрицательных экономических, социальных и экологических последствий реформирования земельных отношений. Очевидно, что если государство решило идти путем радикальных преобразований в хозяйственном секторе, оно должно быть готовым предотвращать их отрицательные проявления.


Для этого необходимо разработать пакет экономико-правовых актов, которые включали бы рекомендации по определению норм рационального землепользования, дифференцированных по зонам, специализации хозяйств, организационно-правовым формам. Проведенный анализ структуры земельного фонда в Украине и характеристика использования сельскохозяйственных угодий в отдельных странах дают основания для вывода о необходимости осуществления на государственном уровне следующих мер:


1. Сокращения площади сельскохозяйственных угодий прежде всего за счет изъятия из оборота и консервации деградированных и радиоактивно загрязненных земель, установление удельного веса сельскохозяйственных угодий на уров¬не 60—65% от общей площади земель. 2. Увеличения площади земель, предназначенных для обеспечения нормального функционирования природных экосистем, рекреации. В соответствии с мировыми стандартами площади таких земель должны составлять около 10% общей


территории. 3. Совершенствования нормативно-правового регулирования и законодательной защиты права собственности на землю, внедрения механизма разграничения земель государственной и коммунальной собственности. 4. Усиления роли государственных органов в разработке и выполнении мероприятий по охране земель. Такой подход к осуществлению государственного управления земельным фондом страны улучшит экологическое состояние земли, создаст условия для осуществления рационального землепользования.[1] 1.2.


Земельный кодекс Ранее земля у нас была только собственностью государства, а потому предоставлялась лишь в пользование. Этой собственностью большей частью распоряжался аппарат или руководители предприятий и организаций - землепользователей. Изменения, необходимость которых созрела давно, начались из декабря 1990 г когда Верховная Рада Украины утвердила новый Земельный кодекс Украины как независимого государства и приняла "


Постановление "О земельной реформе", в соответствии с которой 15 марта 1991 г. начаты реформирования земельных отношений. Суть земельной реформы 90-х лет состоит в том, чтобы возвратить землю крестьянам, изменить форму права на землю, земельные отношения в целом. Это может обеспечить развитие многоукладной сельской экономики на основе добровольного выбора форм собственности и хозяйствование с целью увеличения объемов производства продовольствия, а также обеспечения


рационального использования охраны земель. Новый Земельный кодекс Украины принципиально отличается от предыдущего, принятого в октябре 1922 г согласно которому все земли были объявлены государственной собственностью. Новый кодекс, родившийся в бескомпромиссной борьбе депутатов не только на сессии Верховной Рады Украины, но и на заседаниях постоянных депутатских комиссий, потом - комитетов, содержит совокупность правовых норм, которая есть следствием общей работы ученых, специалистов


и народных избранников. В статье первой Земельного кодекса отмечается, что соответственно Декларации о государственном суверенитете Украины земля в республике есть собственностью народа. Каждый гражданин Украины имеет право на земельный участок, условия и порядок предоставления которой регулируются законом. Земельный кодекс предусматривает реформирования существующей в начале 90-х лет единой формы права на землю - пользования землей в трех формах: для сельскохозяйственных и лесохозяйственных


предприятий и организаций; пользования (постоянное, временное, в том числе на правах аренды) для несельскохозяйственных и других предприятий, учреждений, организаций и граждан. Рассмотрим статьи кодекса, которые определяют землепользования с сельскохозяйственной целью. Глава 7 раздела ІІ "Использования земель" посвящена землям сельскохозяйственного назначения. Сначала определяется круг лиц, предприятий и организаций, которым могут предоставляться земли сельскохозяйственного


назначения в собственность и пользование. Ими могут быть: • граждане, которым предоставляются земли для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального садоводства и виноградарства; • кооперативы граждан - для коллективного садоводства, городничества. Кроме того, земли предоставляются: • гражданам, колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям и организациям - для ведения товарного сельского хозяйства;


• сельскохозяйственным научно-исследовательским учреждениям, учебным и другим учреждениям, сельским производственно-техническим училищам и общеобразовательным школам - для опытничества, пропаганды передового опыта и для ведения сельского хозяйства; • несельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным организациям - для ведения подсобного сельского хозяйства. Гражданам Украины, которые изъявили желание вести сельское (фермерское) хозяйство, которое базируется


преимущественно на личной работе и работе членов их семей, предоставляются по их желанию в собственность или аренду земельные участки, в т.ч. и приусадебный надел. Кроме того, земельные участки могут передаваться в собственность ли предоставляться в пользование членам колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов, работникам сельскохозяйственных предприятий (кроме исследовательских хозяйств), если в них появилось желания выйти из их состава и лично вести крестьянское


(фермерское) хозяйство. Им предоставляются участки, которые изымаются из земель указанных колхозов, кооперативов и предприятий. Другим гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства земельные участки предоставляются из земель запаса. Земельные участки выделяются гражданам, как правило, единым массивом с расположенными на нем водными источниками и лесными угодьями. Размеры участков, выделенных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, не должны превышать 50


гектаров сельскохозяйственных угодий и 100 гектаров всех земель. Также гражданам Украины земля предоставляется в пожизненное унаследованное владение для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, для строительства и обслуживание жилого дома и хозяйственных сооружений, садоводства, дачного и гаражного строительства, для традиционных народных промыслов, в случае получения в наследство или приобретение жилого дома, а также в пользование для индивидуального


или коллективного городничества, сенокоса, выпаса скота, для ведения сельского хозяйства или других потребностей - на условиях аренды. Итак, право владения землей прямо обеспечивает самостоятельность производителя, необходимую свободу для эффективного хозяйствования, постоянство землевладения и ряд функций относительно распоряжения землей (право наследования, передачи во временное пользование и т.п.). Относительно купли-продажи, дарения и залога земли, то они


Кодексом запрещены. Тем не менее анализ прав землевладельца (статья 39) показывает, что ему гарантируется в случае добровольного отказа от земельного участка компенсация за повышение плодородия земли. Но и продажу участка можно рассматривать как добровольный отказ от нее в пользу другого лица, которое осуществляется на основе компенсации испытанных потерь. И все-таки аналогия здесь существует. Дело лишь в том, насколько объективно будет определяться размер


указанной компенсации на основании сопоставления денежных оценок участка к повышению плодородия и на время отказа от нее. Указанное обуславливается качеством данных земельного кадастра, их достоверностью и объективностью. Земельный кодекс запрещает также и дарения земли. Тем не менее, если внимательно рассмотреть положение статьи 29, то можно приходить к выводу, что дарения косвенно все же существует. "При переходе права собственности на здание и сооружение подчеркивается


в указанной статье вместе с этими объектами переходит и право владения лишь бы пользования земельным участком без изменения его целевого назначения'". Объектами своей собственности, как известно, собственник имеет право распоряжаться по своему усмотрению продавать, завещать, дарить, предоставлять в аренду и т.п При дарении, например жилого дома, таким образом фактически имеет место передача в дар права владения


земельным участком. Итак, Земельный кодекс предоставляет землевладельцам довольно широкие права. Введения права владения землей разрешает возвратить ее хозяину, существенным образом изменить отношение к использованию и охране основного средства сельскохозяйственного производства. Принятый 3 декабря 1999 года указ Президента Украины «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики» радикально изменил скорость процесса трансформации отношений собственности


на селе. Он вызвал ожесточенные споры и в ходе состоявшегося заседания за «круглым столом»: в выступлениях отдельных участников прозвучали обвинения в «неконституционности этого указа» (А.Ткаченко), «сознательном разрушении (обескровливании) сельского хозяйства» (Н. Витренко), «отбрасывании села на 40—50 лет назад» (председатель Крестьянского союза Украины И. Мозговой). С другой стороны, заместитель министра аграрной политики


Р.Шмидт возразил, что все указы Президента по вопросам аграрной реформы издавались во исполнение действующих в Украине законов и что все мероприятия по аграрной реформе как раз и направлены на активизацию частной инициативы, призванной преодолеть глубокий кризис в аграрном производстве. Следует прямо признать, что защищать свои позиции реформаторам сегодня очень даже не просто. Даже беглый анализ результатов развития АПК за десятилетие дает многие аргументы противникам нынешней


реформы.[8],[9]. 1.3. Трудности аграрной реформы Трудности в достижении целей аграрной реформы объясняются тремя главными причинами: • высокой степенью сложности задач, направленных на решение комплексных и застарелых структурных проблем, которые охватывают материально-технические, технологические, технико-экономические, социально-экономические, экономико-правовые и социально-психологические факторы; • наличием мощных инерционных процессов, которые опираются на неформальные ориентации крестьян (в т.ч. их представления,


сформированные бывшей директивно-плановой системой) и с большим трудом поддаются регулированию со стороны государства; • допущенными просчетами в стратегии и тактике реформы, прежде всего переоценкой значения частной собственности по сравнению с другими факторами эффективного сельскохозяйственного производства, недооценкой значения социальных факторов ее проведения, роли современной инфраструктуры и экологии землепользования. Формирование нормативно-правовой базы на сегодняшний день значительно отстает от потребностей


регулирования новых отношений на селе. В отсутствие основополагающих законодательных актов, прежде всего новых редакций Земельного и Гражданского кодексов, процесс реформирования неизбежно приобретает хаотические, бессистемные и даже асоциальные черты. Формирование на цивилизованных основах рынка земли невозможно из-за отсутствия и ряда законов Украины — «О государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество», «О государственном земельном кадастре», «Об оценке земель», «Об ипотеке», «Об охране земель»


и других. Пробелы в нормативно-правовой базе создают предпосылки для распространения теневой экономики и криминализации экономической деятельности на селе. Сейчас в «тени» АПК оборачивается свыше 8 млрд. грн.[13]. Одним из следствий социально-психологической неготовности значительной части сельского населения воспринимать возможности аграрной реформы, отсутствия у него характерного для западных демократий уровня общественной


самоорганизации является быстрое формирование новой аграрной элиты, в которую трансформируется бывшая аграрная бюрократия. Именно она в нынешних условиях становится реальным проводником преобразований в АПК больше всего выигрывает от реформы. Развитие аграрной реформы сопровождается значительными структурными перекосами.[17] В целом нужно констатировать, что бессистемное внедрение в процессе аграрной реформы не согласованных между собой мероприятий на одном направлении нередко «нейтрализует» положительные достижения


на другом. В результате темпы реформирования замедляются, результативность реформы снижается.[14] Исходя из этого, аграрной реформе необходимо придать комплексный характер, обеспечив приоритеты социализации и экологизации.[18]. Раздел 2. Земельная рента, её сущность 2.1. Понятие земельной ренты Одним из первых, кто начал исследовать земельную собственность, доход с земли – был Давид Риккардо. Анализ земельной ренты был одним из серьёзных достижений


Рикардо. Он пришел к выводу, что фермеры на средних и лучших землях получают добавочный доход, который представляет собой разницу в издержках производства на худших (регулирующих цены) и данных (средних и лучших) участках. Но так как прибыль должна усредняться, арендаторы вынуждены отдавать этот излишек землевладельцам в виде ренты. Этот вывод Рикардо подтверждает анализом как дифференциальной ренты I (добавочная прибыль, возникающая как разница в производительности труда при равновеликих затратах


на средних и лучших (по местоположению или плодородию) землях), так и дифференциальной ренты II (добавочная прибыль при добавочных вложениях капитала на одном и том же земельном участке). Таким образом Рикардо доказал, что источник ренты не земля, а труд наёмных рабочих в сельском хозяйстве. Рента у Рикардо выступает не как естественное явление, а как социальный феномен, возникновение которого связано с появлением частной собственности на землю.[11].


Рента как экономическая категория, отражающая разницу в качестве и значимости природных ресурсов, а также их абсолютную ограниченность, является определяющей при осуществлении экономических оценок.[19] Если говорить о двух основных формах ренты – абсолютной и дифференциальной, то в наиболее общем аспекте первая из них идентифицируется с количественной ограниченностью, незаменимостью или уникальностью тех или иных видов и групп природных ресурсов, а вторая –с неодинаковой качественной характеристикой отдельных


ресурсных источников (участков леса, месторождений ископаемых, участков земли и т.п.) и их местонахождением. Рентная система платежей служит выравниванию экономических условий хозяйствования и не позволяет природопользователям получать неоправданно высокую прибыль за счет использования природных ресурсов, лучших по качеству и потребительной стоимости. Рентные платежи являются также одним из важнейших инструментов финансового обеспечения охраны и воспроизводства природных ресурсов.


К этой категории понятий относятся горная, лесная, земельная, водная и др. ренты. Государству как собственнику природных ресурсов должны принадлежать прерогативы в распоряжении рентой как той частью прибыли, которая не зависит от предпринимательской деятельности. На государство же возлагаются обязанности по предупреждению незаконного присвоения ренты, а также ее использованию в интересах всего общества.[7]. К основным объектам природноресурсного рентообразования


в Украине можно отнести: • земельные ресурсы с их высокой экономической ценностью и естественной продуктивностью (плодородием) и, соответственно, продукцию сельского хозяйства; • минеральные ресурсы (фонд месторождений полезных ископаемых), а особенно - наиболее уникальные и географически благоприятно расположен¬ные объекты; • другие (кроме полезных ископаемых) ресурсы недр, а прежде всего - под¬земное пространство (для создания подземных хранилищ газа и др.); • лесные ресурсы; • водные ресурсы (в условиях дефицитности и неравномерного


распределения); • природно-рекреационная сфера как комплекс природных условий и факторов, благоприятных для отдыха и оздоровления людей; • морское природопользование и соответствующую море-хозяйственную деятельность; • ассимиляционный потенциал окружающей природной среды (по сути, платежи за выбросы, сбросы и размещение отходов являются экологическим налогом на использование этого потенциала. Следовательно, воспроизводственная способность окружающей природной среды, ухудшение качества природных


ресурсов и т. п влияя на определение их полной цены, становятся сферой интересов рентной политики).[8]. Оценивая ренту и ее формирование как эффективный механизм регулирования экономической системы природоэксплуатирующих отраслей народнохозяйственного комплекса в целом, резонно поставить вопрос: существует ли осознанная рентная политика в Украине? Положительный ответ на него можно дать лишь частично. 2.2.Рентная политика Начало становления рентной политики государства достаточно очевидно.


В наиболее явной форме это касается сферы первичного использования при¬родных ресурсов, где такая политика нашла воплощение в создании системы платного природопользования. Плата за использование природных ресурсов стала важной составляющей эколого-экономического механизма, который начал создаваться в Украине с 90-х годов прошлого столетия. Соответствующие платежи формировались на базе рентной методологии и по содержанию рассматривались,


прежде всего, как воспроизводственные и природоохранные По состоянию на 2003 г созданный в Украине экономический механизм в сфере природопользования включает такие платежи (сборы): • за землю; • за пользование недрами для добычи полезных ископаемых; • за пользование недрами с целью, не связанной с добычей полезных иско¬паемых; • за специальное использование водных ресурсов; • за специальное использование лесных ресурсов и пользование земельны¬ми участками лесного


фонда; • за специальное использование диких животных; • за специальное использование рыбных и других живых водных ресурсов. Таким образом, формально практически все сферы использования природных ресурсов в Украине сопровождаются внесением в бюджет соответствующих сборов и обязательных платежей. Как правило, расчет платежей за использование природных ресурсов исходит из базовых нормативов (ставок) платы, которые, согласно действующему законодательству, устанавливаются


Кабинетом Министров Украины. Такие нормативы определяются на основе данных государственного учета ресурсов, кадастровых и других экономических оценок. При отсутствии необходимых показателей ставки устанавливаются с учетом качественных и количественных отличий природных ресурсов, их распространенности, а также возможностей воспроизводства, местонахождения и условий использования каждого из них. Кроме того, предполагается, что ставки могут определяться на договорной основе и путем проведения аукционов


или торгов. Как правило, в пределах Украины нормативы (ставки) платы за использование природных ресурсов дифференцируются по физико-географическим признакам, по природно-экономическим зонам и административно-территориальным образованиям, по категориям природопользователей (в частности, водопользователей) и т. д. Разработана и введена система распределения платежей между бюджетами разных уровней, направленная на согласование интересов государства с интересами регионов.


Введение платежей за природные ресурсы в целом не было согласовано в рамках системы налогообложения, то есть увеличение поступлении рентных платежей на все уровни бюджета происходило в условиях сохранения ставок по другим видам налогообложения. В большинстве добывающих отраслей не введены прогрессивное налогообложение сверхприбыли и другие специальные механизмы извлечения рентного дохода. Раздел 3. Государство и рентообразование 3.1.Теория поиска ренты


Теория поиска ренты - основа экономической стратегии развития АПК. Региональная экономика АПК, в отличие от экономики его отраслей, исходит из понятий совокупного продукта и ВВП, в то время как отраслевая экономика - из понятий себестоимости, затрат на оплату труда, прибыли на капитал. Для региональной экономики определяющими являются показатели вновь созданной стоимости, которая распадается по факторам на прибыль, оплату труда, ренту и амортизационные отчисления.


Структурное экономическое развитие АПК - это такой процесс, который направлен на поиск дополнительных источников финансирования инвестиций и инноваций в производство, повышение благосостояния и уровня жизни населения. Это задача сложная и многоуровневая, а потому постулаты теории поиска природной сельскохозяйственной ренты, ренты продуктивности, в частности, плодородия сельскохозяйственных ресурсов, ренты расстояния и рыбодобычи рассматриваются по упрощенной схеме. Основным элементом динамики экономического процесса


служит цена (Р), которая изменяется в пределах от монопольного уровня (рт) по векторам. Другой важный параметр экономического процесса - физический объем товарной продукции (Q), отличающийся как во времени из-за погодных условий, так и в пространстве природно-климатического районирования. Гипотеза заключается в том, что ВВП имеет структуру, элементами которой являются авансированные средства за процент (с), оплата труда на уровне (v), прибыль на капитал по норме (т) и рента (г).


Монопольная цена (рт) корреспондирует с меньшим количеством (Q2) продукции и образует плоскость рыночного пространства, которая может быть тождественна плоскости при сравнительно низких ценах продаж (р). Игроки на рынке пытаются реализовать стратегию минимальной прибыли, а потому выберут первый вариант. Очевидно, что у общества другие потребности, а потому рынок не решает проблемы развития района. Объем рынка [pQ=(c+v)-Q1], являющийся необходимым, может быть заменен на альтернативный [pQ=(c+v+m+r)-


Q2]. Стратегия развития АПК опирается на поиск источников финансирования необходимых инвестиций и инноваций для региона, а потому актуализируется проблема поиска лучших природно-климатических районов. Характерный признак размещения сельскохозяйствен¬ного производства - превышение объема ВВП за счет количества продукции, получаемого с единицы ресурсов. Искомыми являются параметры всей системы, но наибольший интерес представляет рента.


Исследуем этот вопрос с точки зрения экономической теории и хозяйственной практики. Расходы - капитал, авансируемый на формирование средств производства и оплату наемного труда, а рыночная ценность ВВП - это авансируемый капитал и остаточный доход (рента). С учетом того, что (c+v+m) являются экзогенными (внешними) факторными доходами, реальным источником финансирования развития сельского административного района (САР) служит рента (г).


Искомыми в моделях развития АПК могут быть признаки рентабельности и нормы прибыли относительно ВВП района. Поиск ренты на уровне регионального АПК является новым направлением исследования региональной экономики, позитивы которого связаны с возможностями повышения эффективности АПК; данное направление принципиально расходится с теорией оценки потерь общества вследствие монополии частной собственности; эта теория известна из трудов


А. Харбергера, в 1954 г. первым оценившего убыток от монополии в промышленном секторе экономики США. Будучи наукой позитивистской и нормативной, региональная экономика должна предложить новую теорию поиска ренты как альтернативное направление поиска эффективности АПК, базирующееся на региональных интересах. Критерием эффективности кj региональной экономической системы АПК является региональный мультипликатор (кj): Кj=Хj/Yj=1/ (1+сj+vj+mj+rj).


Стоимость регионального продукта (Хj) так относится к его рыночной ценности (Yj), как рента к элементам его структуры, в частности, амортизационным отчислениям (сj), уровню оплаты труда (vj), проценту на капитал (mj), норме накопления (rj). Мультипликатор может отражать ретроспективную структуру, социальные и политические нормативы развития региональной системы АПК на перспективу. Впервые мультипликатор экономического роста был предложен в экспортоориентированных


моделях Г. Ричардсоном, а потому этот показатель назван его именем. Концепция рентной политики должна учитывать не только абсолютный, но и относительный уровень рентабельности ВВП, зависящий от природно-климатических условий и территориальной организации производства в АПК. Исследования, проведенные в СОПС НАН Украины, показали, что теория поиска ренты имеет много векторов развития. В социально-экономических построениях рассматривается общественный аспект теории ренты, связанный


с монополией землепользования (монопольный собственник) или доступностью (расположение относительно потенциального рынка). Региональная экономика не отклоняет, а уточняет альтернативный анализ ренты, который можно связать с развитием и размещением производительных сил сельскохозяйственного производства. Постулатами теории региональной экономики являются естественное и экономическое плодородие по¬чвы, такие факторы сельскохозяйственного производства, как количество плюсовых температур, рельеф, обеспеченность


влагой и т. д. Региональная экономика исходит из того, что цена является функцией и зависит не от плодородия почвы или дальности перевозок, а от предельного спроса на продовольствие и доходов населения. Спрос на продукты питания относительно постоянен, а потому рыночная цена - это экзогенный фактор производства, который не содержит признаков капитала, авансированного в отдельные участки земли. Рыночная ценность сельскохозяйственной продукции считается одинаковой для одинаковых по качеству товаров.


Цена формируется не общественными или необходимыми затратами, а платежеспособным спросом. Например, три одинаковых по площади участка различаются не качеством продукции, а, что весьма существенно, ее количеством из-за неодинакового естествен¬ного плодородия почвы. В таком случае переменными остаются только урожайность, продуктивность сельскохозяйственных животных при постоянных прочих факторах. 3.2. Структура ценового покрытия


Доказано, что даже идеальная структура цены для худших участков земли приносит определенную ренту и не является результатом качественной оценки лучших участков. Эмпирические расчеты показывают, что на лучших землях хозяйства имеют двойной мультипликативный эффект: 1) от увеличения суммы ренты путем умножения рентабельности на урожайность; 2) от экономии авансируемых средств (c+v+m) в расчете на 1 т произведенной продукции.


Мультипликативный эффект имеет урожайность (j) на среднем и на лучшем поле. Если для отдельных районов капитал, авансируемый на средства производства и оплату труда, относительно постоянен на единицу площади, то рента корреспондирует с фактором продуктивности сельского хозяйства. Из этого вытекает важный практический вывод: рентная политика не может быть общей, для каждого региона она должна быть особой, что здесь наглядно показано.


Иначе выглядит ситуация для отдаленных от рынка хозяйств. Причина возникновения ренты - благоприятное расположение хозяйств (в пригородной зоне или в зоне рынка), отдаленные хозяйства ее не получают. С. Мочерный [12] причиной возникновения такой ренты считает общественные потребности в повышении цен, которое позволяет привлекать на рынок продукцию отдаленных от него земель. Но доходы отдельных фермеров не могут влиять на рыночную цену, которая является функцией платежеспособного


(а не общественного) спроса. Производительной силой сельскохозяйственных угодий является плодородие, которое дает возможность выращивать культурные растения, собирать фрукты и ягоды, получать корм для скота. Но плодородие земли не исчерпывает понятия производительных сил природы. Производительная сила сельского хозяйства - это также продуктивность скота и прочих биологических объектов, способность некоторых животных выполнять работу, удовлетворять другие потребности человека.


Факторами производительности сельского хозяйства выступают природно-климатические ресурсы районов, ландшафтные, водные ресурсы и т. д. То есть производительные силы сельского хозяйства - это не просто земля, а скорее, производительные силы природы. Структурный анализ производительных сил приводит к важному научному выводу: ограниченность земельных ресурсов не есть причина ренты. Рента образуется не потому, что ресурсы ограничены в пространстве, а потому, что природа имеет производительные


силы, которые рождают продукт, имеющий цену и ценность для людей. В отличие от политической экономии, считающей ренту результатом произ¬водственных отношений, в региональной экономике - это часть продукта земли, ко¬торую рождают ее производительные силы. Рента - это чистый продукт природы, единственный доход, реально получа¬емый обществом. Понятие "производительные силы" может включать способность людей к труду, человеческий и


овеществленный капитал, который является продуктом труда и природных ресурсов. Но нужно признать, что модель капитализации природы непродуктивна, а сведение всех видов ресурсов к труду и капиталу непра¬вомерно. Природа в широком понимании - это не только земля и люди, но и создан¬ный людьми капитал. Плодородие, продуктивность, способность к труду - это исключительно природные производительные силы сельскохозяйственного производства. Материальными носителями их являются земля и люди.


К ним присоединяется животный мир. Почвенные, климатические, гидрологические характеристики земель¬ных участков, их местоположение - это качественные признаки дифференциации продуктивной силы земли, которые порождают дифференциальную ренту. Количественными признаками производительных сил служат тепловая, биохимическая и биологическая энергия. Продуктивность, плодородие, способность выполнять работу - это измерители производительных сил и генетического потенциала животных. Селекция и семеноводство, генная инженерия и разведение животных,


территориальная организация и технологии - все это факторы развития производительных сил сельского хозяйства. Интеллектуальный потенциал, информатизация и регулиро¬вание механизма взаимодействия элементов общественной организации воспроиз¬водственного процесса суть также факторы преумножения производительных сил. Важно сделать научный вывод, имеющий практическое значение: источником ренты служит также продуктивность сельскохозяйственных ресурсов (потенциала) в широком понимании.


Только соединение производительного капитала с овеществленным дает возможность получить необходимую региону продукцию. Рента как остаток цены спроса является переменной ее частью также в динамике, когда на урожай влияют не только природно-климатические ресурсы, но и погодные условия текущего года. В засушливые годы урожай и сумма ренты могут сокращаться на треть. Заморозки и вымокание отнимают четвертую часть урожая.


Концепция рентной политики должна строиться на постулатах этой теории. Рента - объективно существующий признак, который не зависит от других факторов стоимости. Поэтому проблема заключается не в том, чтобы доказать существование Ренты, а в том, чтобы найти механизм государственного регулирования доходов сельского хозяйства и АПК, стимулирования его отраслей, контроля действий пользова¬телей природных ресурсов, формирования


средств местного бюджета. Теория поиска ренты показывает, что государство может осуществить ряд мер, которые обеспечат сельское хозяйство необходимыми средствами через механизм перераспределения ренты. Для этого необходимо политику государственной поддержки отрасли заменить политикой единого сельскохозяйственного рынка, типизации районов и предприятий по признакам специализации, определения предельных уровней потенциальной эффективности АПК и внедрения на этой основе усовершенствованной налоговой системы.


Но на этом пути есть существенные угрозы. В частности, монополия собственности на землю снимает с землесобственников всякую ответственность за ситуацию в государстве. Поскольку рента имеет форму предпринимательской прибыли, в монопольных структурах земельных собственников и торговли возникает неприемлемое для общества "чувство наживы", которое, в отличие от "чувства собственности", не является продуктивным. Землесобственник не создает стоимости, а получает ее как подарок, и тот факт, что он не играет никакой


роли в формировании ренты, оправдывает его в условиях инфляции и роста цен. Абсолютная рента продолжает поступать в бюджет через НДС. Частично это компенсируется с помощью действующих акцизов, которые по технике изъятия очень близки к налогу с оборота. Заметная часть абсолютной ренты изымается также с помощью специальных платежей за пользование природными ресурсами. Идея единого налога на землю непродуктивна, если учесть дифференциальную


сельскохозяйственную ренту. Очевидно, научное решение проблемы государственного регулирования развития АПК в рыночных условиях еще впереди. Заключение. Таким образом, АПК является базой всего народного хозяйства, поскольку обеспечивает удовлетворение первейшей потребности человека – потребности в пище. Поэтому в условиях экономических кризисов АПК остается тем последним бастионом, который не допускает окончательного развала экономики.


Если Украина потеряет продовольственную независимость, то это, вероятно, будет самой тяжелой потерей для ее экономики. В конечном счете, она, как правило, приводит к потере политической независимости. АПК Украины - важный для экономики комплекс, находится в глубоком кризисном состоянии. Агропромышленный комплекс характеризуется неудовлетворительным состоянием материально-технической базы. Остается низкой обеспеченность производства основными и вспомогательными зданиями и сооружениями.


Производственные фонды агропромышленного производства не отвечают требованиям высокоэффективного хозяйствования. В настоящее время богатые природные ресурсы, высокоплодородные земли и имеющиеся огромные возможности производственного потенциала используются недостаточно, а опыт передовых хозяйств не находит широко применения. Я думаю, что нужно уделять больше внимания восстановлению АПК Украины. Нужно уделить большее внимание ликвидации монополии на землю; формировать частную и коллективные


формы собственности; индивидуализировать коллективную собственность колхозов благодаря паеванию, приватизации государственных сельскохозяйственных, агросервисных и перерабатывающих предприятий; оказывать дифференцируемую государственную поддержку всем аграрным товаропроизводителям; выровнять материальные условия аграрных и промышленных работников, обеспечить социальное равновесие между городом и селом. Земельная реформа является составной экономической реформы, которая осуществляется в


Украине в связи с ее переходом к рыночному отношению. Задача этой реформы - перераспределение земель с одновременным предоставлением их в собственность гражданам, колхозам, совхозам и другим предприятиям, учреждениям и организациям, а также в пользование с целью создания условий для равноправного развития разных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального осуществления охраны земель.


Основные положения реформы определяются Земельным кодексом Украины. ЛИТЕРАТУРА 1. О. Кучер. Земельный фонд как объект государственного управления// Экономика Украины 2001 №1 С.60-64. 2. Гриценко А. Совместно-разделённые отношения: труд, собственность и власть// Экономика Украины 2003 №3 С.50-58. 3. Онищенко А. Завершение начального этапа формирования новой организационной структуры аграрного сектора//


Экономика Украины 2001 №7 С.48-60. 4. Москаленко А. Эволюция арендного землепользования: зарубежный и отечественный опыт// Экономика Украины 2001 №9 С.88-94. 5. Новиков Ю Логвина Е. К вопросу о создании национального земельного банка Украины// Экономика Украины 2003 №1 С.17-22. 6. Жерновой


И.А.Особенности и состояние аграрного сектора Донецкой области на переходном этапе // Менеджер 2000 №1 С.36-45. 7. Лисецкий А. Сельскохозяйственная рента в АПК: теория и практика// Экономика Украины 2003 №10 С.37-46. 8. Мищенко В Данилишин Б. Природноресурсная рента и рентная политика в Украине// Экономика Украины 2003 №12 С.4-14. 9. Современное земельное законодательство


Украины: Сборник нормативно-правовых актов Х.: ТОВ «Одиссей»,2004 С.65-75, 451-461. 10. Учебное пособие под ред. проф. Чепурина М.И проф. Киселёвой Е.А. Курс экономической теории Киров, 1994 С.215-217. 11. Экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под общей ред.акад. В.И.Видянина акад. Г.П.


Журавлёвой М: ИНФРА-М,1997 С.260-262. 12. Основы экономической теории:Учебник/ С.В.Мочерный, В.К.Симоненко, В.В.Секретарюк, А.А.Устенко; Под общей ред.С.В.Мочерного К.: О-во «Знания», НОО,2000 С.320-335. 13. Селезнёв, Владимир. Основы рыночной экономики Украины/ Учеб.пособие 2-е изд доп. и перераб К: Издательство


А.С.К 2003 С.286,287,292. 14. Заблоцкий Ф.Б. (руководитель группы), Кокошко М.Ф Смовженко Т.С. Экономика Украины Львов: Львовский банковский колледж Национального банка Украины,1997 С.333,339-342. 15. Семёнов В.Ф Сиваченко И.Ю Федорина В.П. Общий курс агробизнеса: Учеб.пособие/ под. ред.


В.Ф.Семёнова И.Ю. Сиваченко- К.: О-во «Знания»,КОО,2000 С.95-103. 16. Панченко П.П Шмарчук В.А. Аграрная история Украины: Учебник 2-е изд доп. и перераб К.: О-во «Знания»,КОО,2000 С.300-322. 17. Бабич А.О. Мировые земельные, продовольственные и кормовые ресурсы. К «Аграрная наука» 1996 №4 С.66. 18. Дорогунцев С.


И Новоротов О.С Николаенко Т.С. Оценка земельно-ресурсного потенциала Украины и проблемы обеспечения его эффективного использования. К НАН Украины, РВПС Украины 1999 С.10. 19. Райзберг Б.А Лозовский Л.Ш Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь 4-е изд перераб и доп Мю:-ИНФРА-М,2004 С.13,131,164,343,344. 20. Борисов


Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений – М.: Юрайт, Центральный институт непрерывного образования общества «Знание» России,1998 С.292-302.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.