Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Методы психодиагностики и их классификация

/>
В настоящее время созданы и практически используются множествопсиходиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке былипризнаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современнымнаукам, например физике. Это требования операционализации и верификации.
Операционализация – предполагает указания на практическиедействия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобыубедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно темисвойствами, которые ему приписываются.
Верификация – т. е. всякое новое понятие, вводимое в научныйоборот и претендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту, т.е. на реальность существования явления, определяемого этим понятием.
Краткиехарактеристики психодиагностических методик
Бланковые методики – составляют большинство из них. Вних испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответамсудят о психологии испытуемого.
Эти методики просты для разработки, использования и обработкирезультатов.
Опросные методики – занимают второе место по частотеприменения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатываютего ответы.
Недостатки:
субъективность, которая проявляется как в выборе самихвопросов, так и в интерпретации ответов на них;
эти методики трудно стандартизировать, а следовательно,добиться высокой надежности и сравнимости результатов.
Рисуночные психодиагностические методики – используютсозданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанныйхарактер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовыхизображений.
Проективные методики – в свою очередь могут бытьбланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этойгруппы наиболее валидные и информативные.
Объективно-манипуляционные методики – в которых решаемыеиспытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которымипредстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.
Более развернутую классификацию психодиагностических методикможно представить, выделив другие критерии (см. табл. 1)
Таблица 1. Классификация психодиагностических методикКритерий Наменование методики Краткая характеристика По типу применяемых тестовых задач Опросные Используются вопросы, адресуемые испытуемым утверждающие Используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться Продуктивные Применяют собственную творч. продукцию испытуемых – вербальную, образную, материальную Действенные Задание выполнить нек-рый комплекс практических действий Физиологические П/диагностика на основе анализа непроизвольных физических или физиологических р-ций организма По адресату используемого тестового материала сознательные Апеллирующие к сознанию испытуемого бессознательные Направленные на неосознаваемые реакции человека По форме представления тестового материала испытуемым бланковые Тестовый материал в письменной или иной знаковой форме (рисунок, схема и т. п.) технические Тестовый материал в аудио-, видео-или киноформе, или ч/з иные технические устройства сенсорные Тестовый материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств По характеру данных, используемых для выводов о результатах п/диагностики объективные Используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора субъективные Используются показатели, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого (пример — интроспекция По наличию в методике тестовых норм Имеющие тестовые нормы Не имеющие тестовых норм По внутренней структуре методики мономерные В них диагностируется и оценивается единственное качество Многомерные Предназначены для п/диагностики или оценки сразу нескольких одно- или разнотипных психологических качеств человека По типу анализа экспериментальных данных качественный Диагностируемое св-во описывается ч/з известные научные понятия количественный Диагностируемое св-во описывается ч/з относительную степень развития его у данного человека по сравнению с другими людьми
Тестыи тестирование
Тесты – стандартизированные методики психодиагностики,позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показателистепени развитости изучаемых свойств.
Стандартизированность методики – т. е. она должна применятьсявсегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретациирезультатов.
Сопоставимость – т. е. оценки, получаемые при помощи тестаможно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они былиполучены.
Классификация разновидностей тестов приведена в табл. 2
Таблица 2. Классификация тестовПризнак группы Название вида теста Краткая характеристика вида теста
По предмету тестирования
(какое качество оценивается) интеллектуальные Предназначены д/оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и отдельных когнитивных процессов – восприятие, внимание, воображение, память, речь. личностные Связаны с п/диагностикой устойчивых инд. особенностей чел., определяющих его поступки – темперамент, характер, мотивации, эмоции, способности. Межличностные Оценивают чел. отношения в различных социальных группах По особенностям используемых задач Практические тестовые задания З-чи и упражнения, кот. испытуемый должен выполнить, практически манипулируя реальными предметами или их заменителями. Образные задания Упражнения с образами, картинками, рисунками, схемами, представлениями.предполагают активное использование воображения. Вербальные тесты Задания на оперирование словами.определение понятий, умозаключений, сравнение объема и содержания разл. слов, и т. п. По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым Бланковые Используется тестовый материал в виде бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т. п. Аппаратурные С применением различной аппаратуры для предъявления и обработки результатов тестирования – аудио- и ТV техника, ЭВМ. По объекту оценки Процессуальные Исследуют какой-либо психологический или поведенческий процесс, напр. процесс запоминания, процесс межличностного взаимодействия в группе. Тесты достижений Оцениваются успехи человека в различных видах деятельности, или сферах познания – продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания и др. Тесты состояний и свойств Диагностика более-менее стабильных психологических качеств человека – черты личности, свойства темперамента, способности и др. Особая группа Проективные тесты Основаны на косвенной оценке психологических качеств человека. Оценка – результат анализа восприятия и интерпретации человеком некоторых многознвчных объектов, напр. бесформенных пятен, незавершенных предложений и т. д.
Требования,предъявляемые к тестам
К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляетсяряд особых требований. Это:
Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовыхзаданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тестиспользуется, будучи заимствованным в другой стране.
Простота формулировок и однозначность тестовых заданий – всловесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могутпо-разному восприниматься и пониматься людьми.
Ограниченное время выполнения тестовых заданий – полное времявыполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов,т. к. сверх этого времени человекцу трудно сохранить свою работоспособность надостаточно высоком уровне.
Наличие тестовых норм для данного теста –репрезентативныесредние показатели по данному тесту, -  т. е. показатели, представляющиебольшую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данногоиндивида, оценивая уровень его психологического развития.
Норма теста – средний уровень развития большой совокупностилюдей, похожих на данного испытуемого по ряду социально – демографическиххарактеристик.
Особыетребования, предъявляемые к психодиагностическим методикам
Для уверенности в достоверности результатовпсиходиагностических исследований необходимо, чтобы используемыепсиходиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали рядутребований.
Такими требованиями являются
Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”.Есть несколько разновидностей валидности.
Валидность теоретическая – определяется по соответствиюпоказателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики,показателям, получаемым с помощью других методик. Теоретическую валидностьпроверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым припомощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.
Валидность эмпирическая – проверяется по соответствиюдиагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям иреакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяютпутем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.
Валидность внутренняя — означает соответствие содержащихся вметодике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики вцелом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов,заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.
Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическаявалидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболееважными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.
Валидность методики проверяется и уточняется в процессе еедостаточно длительного использования.
Критерии валидностьи:
Поведенческие показатели – реакции, действия  и поступкииспытуемого в разных жизненных ситуациях.
Достижения испытуемого в различных видах деятельности:учебной, трудовой, творческой и др.
Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.
Данные, полученные от других методик, валидность которых илисвязь с данной методикой считаются достоверно установленными.
Надежность – характеризует возможность получения с помощьюданной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностическойметодики можно установить двумя способами:
путем сравнения результатов, получаемых по этой методикеразными людьми
путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.
Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степениполучаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только тогосвойства, для оценки которого данная методика применяется.
Точность – отражает способность методики тонко реагировать намалейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходепсиходиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика,тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемогокачества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется оченьвысокая степень точности оценок.
Правилапроведения тестирования, обработки и интерпретации результатов
В этом вопросе существуют определенные строгие правила
Наболее важные из них:
Прежде, чем применять тест, психологу необходимо попробоватьего на себе или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из-занедостаточного знания его нюансов.
Важно заранее позаботиться о том, чтобы до начала работыиспытуемые хорошо поняли задания и инструкцию к тесту.
Во время тестирования все испытуемые должны работатьсамостоятельно, не оказывая влияния друг на друга.
Для каждого теста должна быть обоснованная и вывереннаяпроцедура обработки и интерпретации результатов. Это позволяет избежать ошибок,возникающих на этом этапе тестирования.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Современные воспитательные системы
Реферат Літературне редагування у сучасній редакції
Реферат Система макроэкономических показателей
Реферат Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева
Реферат Технические характеристики автокранов
Реферат Дарачабанди
Реферат Лесные ресурсы России
Реферат Комплекс наземного слежения 1К119. Модернизация блока обработки сейсмосигнала
Реферат Экономическое и социальное развитие Алтайского края
Реферат Сюрреализм как направление в искусстве и литературе
Реферат Налог на добавленную стоимость при строительно–монтажных работах
Реферат Разработка технического предложения легкой щебнеочистительной машины для подъездных путей промышленного транспорта
Реферат Реформа жилищно-коммунального хозяйства проблемы и перспективы
Реферат Утопические идеи Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы
Реферат Софья в комедии Грибоедова "Горе от ума"