Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Межличностные отношения в различных группах и коллективах. Сравнительный анализ

Контрольная  работа по социальнойпсихологии
Выполнила Ткачева Ольга Юрьевна, курс II
Институт последипломного образованияОдесского национального университета им. И.И.Мечникова
Одесса – 2003 г.
Вступление.
Человек –социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействияс людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуютдруг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и какотносятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведениелюдей.
Дляструктурирования многочисленных результатов исследований по  межличностномувзаимодействию используется системный подход, элементами которого являются субъект,объект и процесс межличностного взаимодействия.
В содержательномплане рассматриваются три основные задачи межличностного взаимодействия:межличностное восприятие и понимание человека, формирование межличностныхотношений и оказание психологического воздействия.
Эффективностьвосприятия связана с социально-психологической наблюдательностью – свойствомличности, позволяющем ей улавливать в поведении человека малозаметные, носущественные для его понимания особенности.
Особенностивоспринимающего зависят от пола, возраста, национальности, темперамента,состояния здоровья, установок, опыта общения, профессиональных и личностныхособенностей и др. Женщины, по сравнению с мужчинами, точнее идентифицируютэмоциональные состояния и межличностные отношения людей. С возрастом легчедифференцируются эмоциональные состояния. Человек воспринимает окружающий егомир через призму своего национального образа жизни. Успешнее определяютразличные психические состояния и межличностные отношения те люди, которыеимеют более высокий уровень социального интеллекта.
Объектом познанияявляется как физический, так и социальный облик человека. При восприятиификсируется первоначально физический облик, к которому  относятся анатомические,физиологические, функциональные и паралингвистические  характеристики. Однозначныеэмоции несложно дифференцировать, а смешанные и слабовыраженные психическиесостояния распознаются гораздо труднее.
Социальный обликпредполагает социальное оформление внешности, речевые, экстралингвистические,проксемические и деятельностные характеристики. Социальное оформление внешностивключает одежду человека, его обувь, украшения и другие аксессуары. Проксемическиеособенности общения относятся к расстоянию между общающимися и их взаимномурасположению. Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразиеголоса, тембр, высоту и т.д. при восприятии человека социальные особенности, посравнению с физическим обликом, наиболее информативны.
Процесс познаниячеловека включает механизмы, искажающие представления о воспринимаемом,механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта и условия, вкоторых происходит восприятие. Механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого,ограничивают возможность объективного познания людей. Наиболее значимыми из нихявляются: механизм первичности, или новизны; механизм проекции; механизмстереотипизации; механизм этноцентризма.
Для восприятиячеловека и его понимания субъект неосознанно выбирает различные механизмымежличностного познания. Основным является механизм интерпретации (соотнесения)личностного опыта познания людей вообще с восприятием данного человека. Механизмидентификации в межличностном познании представляет отождествление себя с другимчеловеком. Субъект также использует механизм каузальной атрибуции (приписываниевоспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки идругие особенности). Механизм рефлексии другого человека в межличностномпознании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. Примежличностном восприятии и понимании объекта существует достаточно строгийпорядок функционирования механизмов  межличностного познания.
В ходемежличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по различнымсенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении состояния партнерапо общению. Обратная связь от объекта восприятия выполняет для субъекта осведомительнуюи корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.
К условиямвосприятия человека человеком относятся ситуации, время и место общения.Сокращение времени при восприятии объекта снижает возможность  воспринимающегополучить достаточную информацию о нем. При длительном и тесном контакте уоценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм.
Функции и структура общения.
Общение –специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членамиобщества; в общении реализуются социальные отношения людей.
В общении выделяюттри взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обменеинформацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организациивзаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределитьфункции или повлиять на  настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивнаясторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению иустановление на этой основе взаимопонимания.
В процедуреобщения выделяют следующие этапы :
1. Потребность вобщении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника ит.п.) – побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка вцелях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка вличности собеседника.
4. Планированиесодержания своего сообщения – человек представляет себе (обычнобессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно(иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которымибудет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
6. Восприятие иоценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основеустановления обратной связи.
7. Корректировканаправления, стиля, методов общения.
Если какое-либо иззвеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемыхрезультатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют«социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативнойкомпетентностью», «коммуникабельностью».
Коммуникация –процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Чтобыубедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, каклюди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
Коммуникативнаякомпетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контактыс другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижениевзаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения.Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов,необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном кругеситуаций межличностного взаимодействия.
Психология взаимодействия людей.
В качествеклеточки анализа социальной психологии рассматривают ситуацию взаимодействиядвух и более людей.
Взаимодействие –это действие индивидов, направленных друг к другу. Такое действие может бытьрассмотрено как совокупность способов, применяемых человеком для достиженияопределенных целей – решения практических задач или реализации ценностей.
Социальная жизньвозникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создаетпредпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают вовзаимодействие, так как зависят друг от друга. Социальная связь – этозависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое сориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действияпартнера. В социальной связи можно выделить:
— субъекты связи(два человека или тысячи людей);
— предмет связи(по поводу чего осуществляется связь);
— механизмрегулирования взаимоотношений.
Прекращение связиможет происходить при изменении или утрате предмета связи, либо при несогласииучастников связи с принципами ее регулирования. Социальная связь можетвыступать в виде социального контакта (связь между людьми поверхностна,мимолетна, партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком) и ввиде взаимодействия (систематические, регулярные действия партнеров,направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответнуюреакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакциювоздействующего). Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействиямежду партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер.
Межличностныеотношения.
Пожизненнаязависимость людей друг от друга помещает проблему человеческих взаимоотношенийв самую сердцевину существования человека. Люди имеют сильнейшую потребность вприсоединенности: входить с другими людьми в продолжительные тесныевзаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.
Эта потребность,будучи обусловлена биологически-социальными причинами, способствует выживаниючеловека:
— наши предки былисвязаны круговой порукой, обеспечивавшей групповое выживание (и на охоте, и привозведении жилищ десять рук лучше одной);
— социальнаясвязанность детей и воспитывающих их взрослых обоюдно повышает ихжизнеспособность;
— найдяродственную душу – человека, который поддерживает нас и  которому мы можемдовериться, мы чувствуем себя счастливыми, защищенными, жизнестойкими;
— потерявродственную душу, взрослые чувствуют ревность, одиночество, отчаяние, боль,гнев, замкнутость в себе, обездоленность.
Человек – в самомделе общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия иобщения с людьми.
Можно выделитьразнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба,любовь, соревнование, уход, времяпровождение, операция, игра, социальноевлияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и др. Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями.
Ритуальноевзаимодействие – одна из распространенных форм взаимодействия, которое строитсяпо определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения истатус человека в группе и обществе. Ритуал выступает как специальная форма взаимодействия,придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании. Ритуальноевзаимодействие идет с позиции «родитель-Родитель». Ритуал обнаруживает ценностигруппы, люди выражают ритуалом то, что более всего трогает их, что составляетих социальные ценностные ориентации.
Ритуальныедействия важны для осуществления преемственности между различными поколениями втой или иной организации, для поддержания традиций и передачи накопленногоопыта через символы. Ритуальное взаимодействие – это и своеобразный праздник,оказывающий глубокое эмоциональное воздействие на людей, и мощное средствоподдержания стабильности, прочности, преемственности социальных связей,механизм сплочения людей, повышения их солидарности. Ритуалы, обряды, обычаиспособны запечатлеваться на подсознательном уровне людей, обеспечивая глубокоепроникновение определенных ценностей в групповое и индивидуальное сознание, вродовую и личную память.
Ритуал – этожестко фиксированная последовательность трансакций, причем трансакции производятсяс Родительской позиции и обращены к Родительской позиции, позволяя людямпочувствовать себя признанными. Если потребность человека не реализуется, тоначинает развиваться агрессивное поведение. Ритуал как раз и призван снять этуагрессию, удовлетворить потребность в признании хотя бы на минимальном уровне.
В следующем видевзаимодействия – операциях – трансакция осуществляется с позиций«Взрослый-Взрослый». С операциями мы встречаемся ежедневно: это прежде всеговзаимодействия на работе, учебе, а также приготовление пищи, ремонт квартиры ипр. Успешно проведя операцию, человек подтверждает свою компетентность иполучает подтверждение окружающих.
Трудовоевзаимодействие, распределение и выполнение профессиональных, семейных функций,умелое и эффективное осуществление этих обязанностей – вот те операции, которыезаполняют жизнь.
Соревнование –форма социального взаимодействия, при которой имеется четко определенная цель,которая должна быть достигнута, все действия различных людей соотнесены друг сдругом с учетом этой цели таким образом, что они не вступают в конфликт; приэтом и сам человек не вступает в конфликт с самим собой, придерживаясьустановки другого игрока команды, но тем не менее человеку присуще желаниедобиться лучших результатов, чем другие члены команды. Поскольку человекпринимает установки других людей и позволяет этой установке других определять,что он совершит в следующий момент, с учетом какой-то общей цели, поскольку онстановится  органическим членом своей группы, общества, принимая мораль этогообщества и становясь значимым его членом.
В ряде случаевчеловек, находясь с другими людьми в одном помещении и выполняя вроде бысовместную деятельность, мысленно пребывает в совершенно ином месте, мысленнобеседует с воображаемым собеседниками, мечтает о своем- такое специфическоевзаимодействие называют уходом. Уход – довольно обычная и естественная формавзаимодействия, но все же чаще к ней прибегают люди с проблемами в областимежличностных потребностей. Если у человека не остается других формвзаимодействия, кроме ухода, то это уже патология-психоз.
Следующий типодобряемых фиксированных взаимодействий — времяпрепровождение, обеспечивающиехотя бы минимум приятных ощущений, знаков внимания, «поглаживания» междувзаимодействующими людьми. Времяпрепровождение – фиксированная форматрансакций, Призванная удовлетворять потребность людей в признании. Во времяподобных времяпрепровождений происходит оценивание партнеров и перспективразвития отношений с ними.
Устойчивоевзаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии –аттракции. Тесные взаимоотношения, обеспечивающие дружескую поддержку ичувство, связаны с ощущением счастья. Исследования показали, что тесныеположительные взаимоотношения улучшают здоровье, уменьшают вероятностьпреждевременной смерти.
Если двух и болеелюдей многое связывает, формируется фактор близости, если их связи улучшаются,они делают друг для друга приятное — формируется симпатия; если они видят другв друге достоинства, признают право за собой и другими быть такими, какие ониесть, — формируется уважение. Такие формы взаимодействия, как дружба и любовь,удовлетворяют потребность людей в приятии. Дружба и любовь внешне похожи навремяпровождение, однако здесь всегда присутствует четко фиксированный партнер,по отношению к которому испытывается симпатия. Дружба включает фактор симпатиии уважения, любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом.
Игра – этоискаженный способ взаимодействия, потому что все межличностные потребностичеловека преобразуются в одну – в потребность контроля, и тогда человекприбегает к силе, если хочет признания, прибегает к силе, если хочет приятия.Независимо от вида потребности и жизненной ситуации игра предлагает толькосиловой вариант решения. Игры – это стереотипизированная серия взаимодействий,приводящих к заранее предсказуемому предопределенному результату, это серияманипуляций, которые призваны изменить поведение другого человека в нужную дляинициатора трансакций сторону без учета желаний этого другого. Игры, в отличиеот всех других видов взаимодействий – нечестные взаимодействия, посколькувключают ловушки, подначки, расплаты.
Игры отличаются отдругих способов структурирования времени двумя параметрами: 1) скрытымимотивами, 2) наличием выигрыша.
Социальное влияниеимеет место в том случае, если в результате взаимодействия повторный ответчеловека на некую проблему более сближается с ответом другого человека, чем ссобственным первоначальным ответом, т.е. поведение одного человека становитсяподобно поведению других людей.
В связи спроблемой социального влияния следует различать конформность и внушаемость.Конформность – подверженность человека групповому давлению, изменение егоповедения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнениюбольшинства группы для избежания конфликта с ней. Внушаемость, или суггестия, — непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы.
Распространеннаяформа социального влияния – повиновение, подчинение авторитету, подверженностьчеловека влиянию лица с более высоким социальным статусом. Такая внутренняяпозиция человека приводит к некритическому, безоговорочному подчинениюавторитету лиц, имеющих более высокий социальный статус, даже указания этих«высокопоставленных лиц» противоречат требованиям закона, нравственности, да исамим взглядам, установкам конкретного человека.
Взаимодействие в группе.
Одной из общихформ социального взаимодействия выступает социальная группа, в которойповедение и социальный статус каждого члена в ощутимой степени обусловленыдеятельностью и существованием других членов.
Взаимозависимостьсторон в процессе взаимодействия может быть равной или одна из сторон можетсильнее влиять на другую – следовательно, можно выделить одно- и двустороннююинтеракцию. Интеракция может охватывать как все сферы человеческойжизнедеятельности (тотальная интеракция), так и только какую-то однуспецифическую форму или «сектор» деятельности. В независимых секторах людимогут не оказывать никакого влияния друг на друга.
Интенсивностьвзаимодействия характеризует степень зависимости жизнедеятельности отвзаимоотношений: она может колебаться от максимальной до минимальной величины.Чем больше экстенсивны или интенсивны секторы интеракции, тем больше зависимыжизнь, поведение, психология взаимодействующих сторон.
Началом любойинтеракции является возникновение влияния одной стороны на поведение ипсихологию другой. Интеракция продолжается до тех пор, пока это влияниесуществует, при этом неважно – встречаются индивиды или нет. Только когда самапамять или мысль о существовании одной стороны перестает оказывать влияние наповедение или психологию другой, только когда процесс можно считатьзаконченным.
Направлениевзаимоотношений может быть солидарным, антагонистичным или смешанным. При солидарнойинтеракции стремления и усилия сторон совпадают. Если желания и усилия стороннаходятся в конфликте, то это – антагонистическая форма интеракции, если онисовпадают только отчасти – это смешанный тип направления взаимодействия.
Можно выделитьорганизованные и неорганизованные взаимодействия: интеракция организована, еслиотношения сторон, их действия сложились в определенную структуру прав,обязанностей, функций и опираются на некую систему ценностей.
Неорганизованныеинтеракции – когда отношения и ценности находятся в аморфном состоянии, поэтомуправа, обязанности, функции, социальные позиции не определены.
Выделяют следующиетипы социального взаимодействия: организованно-антагонистическая системаинтеракции, основанная на принуждении; организованно-солидарная системаинтеракции, основанная на добровольном членстве; организованно-смешанная,солидарно-антагонистическая система. Которая частично управляется принуждением,а частично – добровольной поддержкой устоявшейся системы взаимоотношений иценностей. большинство организованных социально-интерактивных систем от семьидо церкви и государства принадлежит к типу организованно-смешанных. Также могутбыть неорганизованно-антагонистический; неорганизованно-солидарный;неорганизованно-смешанный тип интеракций.
В длительносуществующих организованных группах выделяют три типа взаимоотношений: семейныйтип (интеракции тотальны, экстенсивны, интенсивны, солидарны по направлению ипродолжительны, характерно внутреннее единство членов группы), договорный тип(ограниченность по времени действия сторон, взаимодействующих в рамкахдоговорного сектора, солидарность отношений эгоистична и направлена наполучение взаимной выгоды, удовольствия или даже на получение «как можнобольшего за меньшее», при этом другая сторона рассматривается не как союзник, акак некий «инструмент», который может оказать услугу, принести прибыль и т.п.);принудительный тип (антагонизм отношений, различные формы принуждения:психологическое принуждение, экономическое, физическое, идеологическое,военное).
Переход от одноготипа к другому может происходить плавно и непредсказуемо. Часто наблюдаютсясмешанные типы социальных взаимодействий – частично договорные, семейные,принудительные.
Социальныевзаимодействия выступают как социокультурные: одновременно протекают трипроцесса: взаимодействие норм, ценностей, стандартов, содержащихся в сознаниичеловека и группы; взаимодействие конкретных людей и групп; взаимодействиематериализованных ценностей общественной жизни.
В зависимости отобъединяющих ценностей можно выделить следующие группы6
-«односторонние»группы, построенные на одном ряде основных ценностей;
— «многосторонние»группы, построенные вокруг комбинации нескольких рядов ценностей: семья,община, нация, социальный класс.
Итак, группа представленакак совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг сдругом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются еечленами с точки зрения других людей. Группа имеет свою идентичность с точкизрения посторонних.
Первичные группысостоят из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются устойчивыеэмоциональные отношения, личные взаимосвязи, основанные на их индивидуальныхособенностях. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почтиотсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлениемк достижению определенных целей, их социальные роли, деловые отношения испособы коммуникации четко определены. В критических и аварийных ситуациях людиотдают предпочтение первичной группе, проявляют преданность членам первичнойгруппы.
Люди вступают вгруппы по ряду причин:
группа выступаеткак средство биологического выживания;
как средствосоциализации и формирования психики человека;
как способвыполнения определенной работы, которую невозможно выполнить одному человеку;
как средство удовлетворения потребности человека в общении, в ласковом и доброжелательномотношении к себе, в получении социального одобрения, уважения, признания,доверия;
как средствоослабления неприятных чувств страха, тревоги;
как средствоинформационного, материального и прочего обмена.
Общение,взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимаетсясовокупность элементов, имеющих нечто общее.
Выделяют несколькоразновидностей групп: 1) условные и реальные; 2) постоянные и временные; 3)большие и малые. Условные группы людей объединяются по определенному признаку(пол, возраст, профессия и т.п.). реальные личности, включенные в такую группу,не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге,даже никогда не встречаться друг с другом.
Реальные группылюдей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени,характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективнымивзаимоотношениями. Реальные человеческие различаются по величине, внешней ивнутренней организации, назначению и общественному значению. Контактная группаобъединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни идеятельности. Малая группа – это достаточно устойчивое объединение людей,связанных взаимными контактами.
Малая группа –немногочисленная группа людей (от трех до пятнадцати человек), которыеобъединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственномобщении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработкигрупповых норм и развитию групповых процессов.
При большомколичестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительныепризнаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей. Этосоприсутствие людей дает возможность контактов, которые включают интерактивные,информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивныеаспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей вгруппе; и только в этом случае можно говорить о малой группе.
I – Взаимодействие – активность каждого, это одновременностимул и реакция на всех остальных.
II – Наличие постоянной цели совместной деятельности.
Реализация общейцели как некоего предвосхищаемого результата какой-либо деятельностиспособствует в некотором смысле реализации потребностей каждого и в то же времясоответствует общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальныймомент совместной деятельности определяет динамику функционирования малойгруппы. Можно выделить три рода целей:
ближниеперспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребностиэто группы;
вторичные цели –более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива(интересы предприятия или школы в целом);
дальниеперспективы объединяют первичную группу с проблемами функционированиясоциального целого. Общественно ценное содержание совместной деятельностидолжно стать личностно значимым для каждого члена группы. Важна не столькообъективная цель группы, сколько ее образ, т.е. то, как она воспринимаетсячленами группы. Цели, характеристики совместной деятельности цементируют группув одно целое, определяют внешнюю формально-целевую структуру группы.
III. Наличие в группе организующего начала. Оно может быть персонифицированов каком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может и нет, но этоне означает, что нет организующего начала. Просто в это случае функцияруководства распределена между членами группы и лидерство носитситуативно-специфический характер (в определенной ситуации человек, болеепродвинутый в данной сфере, нежели другие, принимает на себя функции лидера).
IV. разделение и дифференциация персональных ролей(разделение и кооперация труда, властное разделение, т.е. активность членовгруппы не является однородной, они вносят свой разный вклад в совместнуюдеятельность, играют разные роли).
V. наличие эмоциональных отношений между членами группы,которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы наподгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.
VI. выработка специфической групповой культуры – нормы,правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы поотношению друг к другу и обуславливающие групповую динамику. Эти нормы –важнейший признак групповой целостности. О сформировавшейся норме можноговорить, если она детерминирует поведение большинства членов группы – несмотряна все различия членов группы.
Группа имеетследующие психологические характеристики: групповые интересы, групповыепотребности, групповые мнения, групповые ценности, групповые нормы, групповыецели.
Группе присущиследующие общие закономерности: 1) группа неизбежно будет структурироваться; 2)группа развивается; 3) флуктуация, изменение места человека в группе можетпроисходить неоднократно.
По психологическимхарактеристикам различают группы членства и референтные группы (эталонные).
Референтные группымогут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могутсовпадать или не совпадать с членством, но они выполняют функции: 1)социального сравнения; 2) нормативную функцию.
По характеру иформам организации деятельности выделяют:
— неорганизованныеили случайно организованные группы, которые характеризуются добровольнымвременным объединением людей на основе сходства интересов или общностипространства;
— ассоциация –группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимымицелями;
— кооперация –группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой; межличностныеотношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результатав выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности;
— корпорация – этогруппа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки,стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счетдругих групп;
— коллектив –устойчивое во времени организационная группа взаимодействующих людей соспецифическими органами управления, объединенных целями совместной общественнополезной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальныхвзаимоотношений между членами группы.
Таким образом,реальные человеческие группы отличаются по величине, внешней и внутреннейорганизации, назначению и общественному значению. По мере увеличения размерагруппы возрастает роль ее лидера. В группах распределение власти тесно связанос характером коммуникаций, обмена информацией и идеями.
Заключение
Таким образом,главная задача, которая стоит перед социальной психологией, — раскрытьконкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности.Это необходимо, если мы хотим понять, каков результат воздействия социальныхусловий на деятельность личности. Но вся сложность заключается в том, что этотрезультат не может быть интерпретирован так, что сначала существует какое-то«несоциальное» поведение, а затем на него накладывается нечто «социальное».Нельзя сначала изучить личность, а лишь потом вписать ее в систему социальныхсвязей. Сама личность, с одной стороны, уже «продукт» этих социальных связей, ас другой – их созидатель, активный творец. Взаимодействие личности и системысоциальных связей (как макроструктуры — общества в целом, так и микроструктуры- непосредственного окружения) не есть взаимодействие двух изолированныхсамостоятельных сущностей, находящихся одна вне другой. Исследование личностиесть всегда другая сторона исследования общества.
Практическая часть
Составление социально-психологическогопортрета личности.
Было обследованотрое взрослых людей – участник А, 20 лет, студент морской академии; участник В,29 лет, бизнесмен; участник С, 37 лет, врач.
Тест «Дерево» — всем участникам был предложен бланк с изображением дерева, на которомрасположены фигурки людей с номерами. Тестируемым предложили сначала рассадитьна дереве окружающих их людей, а затем отметить свое месторасположение наданном рисунке. Были получены следующие результаты:
— участник Апредстал как личность с установкой на преодоление препятствий, а в будущемхотел бы занимать позицию 20, что соответствует завышенной самооценке иустановке на лидерство;
— участник Впредстал как личность с установкой на устойчивость занимаемого им положения,вместе с тем желание добиваться успехов не подразумевает самостоятельногопреодоления трудностей, в будущем хочет занимать позицию 5, что соответствуетличности с повышенной утомляемостью, общей слабостью, небольшому запасу сил,астеничности;
— участник Спредстал как личность общительная, настроенная на дружескую поддержку, знающаяк чему стремиться, так как в обоих случаях на рисунке занимает позиции 11 и 18.
Следующий тест,который был проведен с этими же участниками, назывался «Несуществующееживотное». Всем участникам был предложен лист бумаги и черно-белый карандаш спредложением нарисовать несуществующее животное с их точки зрения. Былиполучены следующие результаты:
Участник А –личность с высокой самооценкой; с тенденцией к самоутверждению; вербальнойагрессией, в большинстве случаев защитной; заинтересованной в полученииинформации; обладает основательностью и рациональностью в принятии решений;самостоятельна; энергична; имеет положительное отношение к собственнымдействиям;
Участник В –личность заинтересованная в получении информации; самостоятельная; имеетсвоеобразие установок и суждений, положительное отношение к собственнымдействиям; уверенная в себе; астеничная; рациональная;
Участник С –личность с истероидно-демонстративными манерами; заинтересованная в восхищенииокружающих ее внешней красотой и манерой одеваться, чему придается большоезначение; болтлива; заинтересована в получении информации; обладает защитой,спонтанной агрессией, эмоциональной незрелостью, проявляет замкнутость своеговнутреннего мира, а также склонна к демонстративности и фантазированию.ъ
Списоклитературы
Агеев В.С.Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
Андреева Г.М.Социальная психология. М., 1988.
Кричевский Р.Л.Психология малой группы. М., 1981.
Столяренко Л.Д.Основы психологии. Феникс, 2002.
С. Мадди. Теорииличности: сравнительный анализ, Питер, 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.