Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Личностное самоопределение в ранней юности

Основой,с позиции которой автор подходит к решению проблемы самоопределения являетсяпредставление о ценностно-смысловой природе личностного самоопределения.
Длятакого понимания проблемы личностного самоопределения следует отметитьчрезвычайно существенное положение: уровень личности — это уровеньценностно-смысловой детерминации, уровень существования в мире смыслов иценностей. Как указывают Б.В.Зейгарник и Б.С.Братусь, для личности “основнаяплоскость движения — нравственно-ценностная. Подчеркнем еще несколько положенийэтих авторов (см. также Б.С.Братусь, П.И.Сидоров ), которые близки к пониманиюэтих проблем М.Р.Гинзбургом и позволяют лучше понять его подход есамоопределению. Итак, первый момент — это, что существование в мире смысловесть существование на собственно личностном уровне (на это указывал ещеЛ.С.Выготский); область смыслов и ценностей есть та область, в которой ипроисходит взаимодействие личности и общества; ценности и смыслы есть,собственно говоря, язык этого взаимодействия. Второй момент — ведущая рольценностей для формирования личности: Исповедание ценностей закрепляет единствои самотождество личности, надолго определяя собой главные характеристикиличности, ее стержень, ее мораль, ее нравственность. Ценность обретаетсяличностью, поскольку “… иного способа обращаться с ценностью, кроме еецелостно-личностного переживания, не существует. Таким образом, обретение ценностиесть обретение личностью самой себя. И третий — выделяемые Б.В.Зейгарник иБ.С.Братусем функции смысловых образовании: создание эталона, образа будущего иоценка деятельности с ее нравственной, смысловой стороны.
Ценностныеориентации — это элементы структуры личности, которые характеризуютсодержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций врезультате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное длячеловека. Ценностные ориентации — это устойчивые, инвариантные образования(“единицы”) морального сознания — основные его идеи, понятия, “ценностныеблоки”, смысловые компоненты мировоззрения, выражающие суть нравственностичеловека, а значит, и общие культурно-исторические условия и перспективы.Содержание их изменчиво и подвижно. Система ценностных ориентаций выступает“свернутой” программой жизнедеятельности и служит основанием для реализацииопределенной модели личности. Той сферой, где социальное переходит в личностноеи личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальнымиценностно-мировоззренческими различиями является общение.
Ценностьпредставляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности иобщества, личности и культуры. Это положение является центральным для такназываемого гуманистически-аксиологического подхода к культуре, согласнокоторому культура понимается как мир воплощенных ценностей; “область примененияпонятия ценности — человеческий мир культуры и социальной действительности”.Ценности — это обобщенные представления людей о целях и нормах своегоповедения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смыслкультуры эпохи, определенного общества в целом, всего человечества. этосуществующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальныегруппы соотносят свои действия. В рамках этого подхода, как нам представляется,адекватно решается вопрос о соотношении ценностей и целей: “Ценность в первуюочередь является тем, что дает идеальной (т.е. реально еще не осуществленной)цели силу воздействия на способ и характер человеческой деятельности,побудительную силу”. Таким образом, ценности, ценностное сознание лежит воснове целеполагания. “… целевая детерминация человеческой деятельности — этоценностная детерминация. Цели могут воздействовать на человеческую деятельностьне реально-каузально, но как идеальные ценности, реализацию которых человексчитает своей насущной потребностью или долгом”
П.Герстманнуказывает на принципиальное различие в природе элементов представления человекао своем будущем, из которого следует и различие в их функции. Он различает всоставе жизненного плана два типа целей: конечные (идеальные) и вспомогательные(реальные, конкретные). Конечные цели представляют собой идеалы, понимаемые какценности; эти цели стабильны. Реальные же цели характеризуются конкретностью идосягаемостью, они могут изменяться в зависимости от успехов или неудач(Gerstmann P. по М.Р.Гинзбургу ). Таким образом, Герстманн прямо указывает насвязь жизненного плана с ценностями.
Какмы видим, представление о собственном будущем связано с ценностями. Ценности,будучи по своей природе социально-историческими, являются средством приобщенияиндивида к роду (родовым человеческим способностям), тем самым позволяяпреодолеть конечность (временность) человеческого существования. Ценности, всвою очередь, тесно связаны с представлением о смысле жизни ( см., например, ), которое является одновременно и основание развития личности, и егорезультатом.
Итак,мы отметили, что самоопределение связано с ценностями, с потребностьюформирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблемасмысла жизни, с ориентацией на будущее, Теперь мы можем сформулировать этисвязи более конкретно, Определение человеком себя в обществе как личности естьопределение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительносоциокультурных ценностей, и тем самым — определение смысла своегосуществования, Определение себя как личности — личностное самоопределение — имеет ценностно-смысловую природу. Ценности же задают ориентацию на будущее (обэтом несколько подробнее — ниже). Такое понимание личностного самоопределениясогласуется с предлагаемым М.М.Шибаевой пониманием “самоопределения личности вкультуре”. Так, М.М.Шибаева отмечает “… важность процесса самоопределенияличности в культуре с целью выделения и обоснования для себяценностно-смысловых оснований собственной жизненной концепции, а также выбораспособов и форм ее реализации”.
Представлениео ценностно-смысловой природе личностного самоопределения является той основой,с позиции которой М.Р.Гинзбург подходит к решению этой проблемы в возрастномаспекте. А теперь рассмотрим те характеристики подросткового и юношескоговозрастов, которые дают основание для такого подхода.
Неттакого исследования старшего подросткового возраста, в котором неподчеркивалось бы, что основной потребностью подростка является стремлениезанять определенное место в обществе. Однако само по себе стремление занятьопределенное место в обществе вовсе не является специфической особенностьюподросткового возраста. Как явствует из работ Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина,Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейна, стремление занять новую социальную позициюхарактерно для всех межвозрастных переходов и представляет собой, собственно,один из механизмов этих переходов. Специфику следует искать не в самомстремлении к обретению место в обществе (социальной позиции), но вкачественных особенностях той системы отношений, которая складывается в данномвозрасте между ребенком и обществом. Специфика эта, помимо всего прочего,заключается также и в том, что, как справедливо отмечал еще П.П.Блонский, скаждым последующим возрастным этапом расширяется круг общения ребенка; этоозначает, что расширяется адресат этого общения, представленность в этом общенииобщества как целого. Кроме того, меняются также его содержание и средства. Встаршем раннем юношеском возрасте таким адресатом становится общество в целом;юноша выходит на общение с обществом (шире — с миром человеческой культуры)напрямую.
Так,в работах Д.И.Фельдштейна показано, что подростковый возраст являетсясензитивным для формирования мотивации общественно полезной деятельности, т.е.деятельности, направленной на пользу всего общества. “Узловым рубежом” всоциальном развитии личности является занятие подростком позиции “Я иобщество”. Содержательно это означает, что на этом уровне подростком решаетсяпроблема взаимоотношений себя и общества, определение себя в обществе и черезобщество. А это, как мы показали, возможно только в области ценностей исмыслов. Таким образом, на этом уровне задача решается как задача личностногосамоопределения.
Самфакт обобщенного характера юношеских устремлений, их связь с судьбами обществаи человечества в целом отмечались исследователями неоднократно. Заинтересованностьглобальными проблемами смысла жизни вообще и собственного существования вчастности — заинтересованность “последними вопросами” (Ф.М.Достоевский)является существенной характеристикой формирующегося самоопределения. Помимотого, что эти проблемы волнуют юношей и девушек, они еще широко ими обсуждаются- со сверстниками и теми взрослыми, которых они считают заслуживающими ихдоверия. Наличие интереса к смыслу жизни и его активное обсуждение, по мнениюМ.Р.Гинзбурга, свидетельствует об активно идущем процессе самоопределения; ихотсутствие — об его искажении.
Впоисках смысла своего существования, в наиболее общей форме проявляетсяценностно-смысловая природа личностного самоопределения. Потребность в смыслежизни характеризует взрослые формы поведения и потому не может быть обойдена,когда мы имеем дело с процессом взросления личности, становлением человеческого“я”. Виктор Франкл рассматривает стремление к поиску и реализации человекомсмысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людями являющуюся основным двигателем поведения и развития взрослого человека.Потребность в смысле жизни, считает К.Обуховский, образует тот “узел”, которыйпозволяет человеку, во-первых, интегрировать многочисленные требования, идущиеиз разных сфер его жизнедеятельности, строя жизнь не как последовательностьразрозненных случайностей, а как целостный процесс, имеющий цели ипреемственность, и, во-вторых, помогает человеку интегрировать все егоспособности, максимально их мобилизовать, следуя тем задачам, которые ставятсяим в соответствии с выработанной Я-концепцией и концепцией жизни.
Совершающеесяв ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его какценности. Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связанос открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношескаярефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного “я” ( “Кто я?”, “Какойя?” “Каковы мои способности?”, “За что я могу себя уважать?”), а с другой — осознание своего положения в мире ( “Каков мой жизненный идеал?” ,“Кто моидрузья и враги?”, “Кем я хочу стать?”, “Что я должен сделать, чтобы и я сам, иокружающий мир стали лучше?”). Первые, обращенные к себе вопросы ставит, невсегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоззренческиевопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементомсоциально-нравственного самоопределения
Трудностьзаключается в том, что ранняя юность, создавая внутренние условия,благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться для чего он живет, недает средств, достаточных для ее решения. Хорошо известно, что проблема смыслажизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая.Ответ на неесодержится как внутри человека, так и вне его — в мире, где раскрываются егоспособности, в его деятельности, в чувстве социальной ответственности. А ведьэто как раз и образует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущаетсяв юности. Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как быобречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создаетреальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у юношей счертами невротизма или предрасположенного к нему в связи с особенностямипредшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты).
Однако,несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокийпозитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение,расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, которыйпомогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучшепонимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самимсобой.
Итак,в основе самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрасте лежитличностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активноеопределение своей позиции относительно общественно выработанной системыценностей, определение на той основе смысла своего собственного существования.М.Р.Гинзбург полагает, что в раннем юношеском возрасте личностноесамоопределение (т.е. ценностно-смысловое, самоопределение относительноценностей) является генетически исходным, определяющим развитие всех другихвидом самоопределения (о которых — ниже). Сознание старшего подростка вовсе непредставляет собой “ценностного хаоса”. Конечно, ценностно-смысловая ориентацияподростка очень сильно отличается от ценностно-смысловой ориентации взрослого.Личностное самоопределение отнюдь не завершается в подростковом и раннем юношескомвозрасте, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностномусамоопределению (переопределению). Но диалектика здесь такова, что личностноесамоопределение выступает основание собственного развития.
Такоепонимание позволяет нам выстроить целостную картину самоопределения вподростковом и юношеском возрастах, в рамках которой обретает смысл пестраямозаика различных “самоопределений”, встречающихся в литературе. Личностноесамоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижениеопределенного уровня в системе социальных отношений, требования, предъявляемыек нему, т.е. задает социальное самоопределение. На основе социальногосамоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональнойобласти, осуществляется (естественно, не без влияния многих других факторов)профессиональное самоопределения.
Наоснове изложенных позиций можно объяснить и двойственный характерсамоопределения, на который указывала Л.И.Божович, и “переход от романтическойнаправленности к реальному выбору”, отмечаемый С.П.Крягжде. “Лишенныеконкретности искания”, “романтический характер”, отсутствие какой бы то ни быловременной привязанности представлений о будущем старших подростков и младшихюношей объясняется тем, что мы имеем дело с личностным самоопределением,происходящем на уровне ценностей. Ценность же принципиально вневременна;задавая человеку представление о будущем, она не соотносит его с временнойосью, с хронологией, ибо та иная размерность — размерность “смысловогобудущего” (М.М.Бахтин). Временное будущее, т.е. более или менее точноепланирование своей жизни во времени (жизненный план, понимаемый как системацелей), по-видимому, возникает на уровне социального самоопределения. Вдальнейшем эти два вида представления о своем будущем сосуществуют, выполняяразличные функции: смысловое будущее — функцию смыслообразования, временное — регулятивную функцию. Отсюда та двойственность жизненных планов, жизненныхперспектив, которая отмечается многими исследователями.
Итак,резюмируем основные положения по проблеме личностного самоопределения, которыенашли отражение в нашей работе:
1)личностное самоопределение как психологическое явление возникает на границестаршего подросткового и раннего юношеского возраста;
2)потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность вформировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;
3)личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу. активноеопределение своей позиции относительно общественно выработанной системыценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования;обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация естьопределение себя в мире — самоопределение;
4)существенной особенностью личностного самоопределения является егоориентированность в будущее, причем различаются два вида будущего: смысловое ивременное будущее;
5)личностное самоопределение лежит в основе процесса самоопределения в старшемподростковом и юношеском возрастах, оно определяет развитие всех других видовсамоопределения (социального и профессионального).
Наоснове всего вышеизложенного мы можем определить соотношение понятий“Я-концепция” и “личностное самоопределение”. Так как наиболее емкимопределением личностного самоопределения будет процесс формирования единойсмысловой системы в которой слиты обобщенные представления о себе и обобщенныепредставления о мире, то мы можем говорить о том, что Я-концепция ( какдинамическая система представлений о самом себе, сопряженная с их оценкой)является фактором процесса личностного самоопределения.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.troek.net/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.