Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Индивидуальность как способ духовного бытия человека

Слободчиков В. И.
Спсихологической точки зрения индивидуальность человека — явление многогранное.Для его описания используют определенный ряд терминов, каждый из которыхподчеркивает специфическую особенность индивидуальности.
Любаяиндивидуальность выступает, прежде всего, как нечто единичное. Но она несводимак единичности. Единичность указывает лишь на факт существования индивидуальности,на ее наличность, но качественная определенность индивидуального бытия здесьотсутствует. Поэтому определение индивидуальности через единичность являетсяформальной ее характеристикой, не связанной с ее подлинным содержанием.
Индивидуальностьхарактеризуется и неповторимостью, которая обусловливает ее собственное«лицо». Но сама по себе неповторимость, как и единичность, неявляется сущностным свойством индивидуальности. Индивидуальность не возникаетпрямо из различий индивидов, не тождественна своеобразию личности.
Гегельотмечал, что представление об индивидуальности как о неповторимости являетсяформальным и оказывается за пределами науки. Он писал, что отдельные души,конечно же, отличаются друг от друга бесконечным множеством случайных модификаций.Но эта бесконечность представляет собой род дурной бесконечности. Своеобразиючеловека не следует, поэтому придавать чрезмерно большого значения. Указания наединичность и неповторимость человека выделяют лишь частные и внешниеособенности индивидуальности.
Сущностьиндивидуальности связана с целостным представлением о человеке, взятом вединстве всех его свойств и особенностей. По словам Л.Фейербаха,индивидуальность — это неделимость, единство, целостность, бесконечность; сголовы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду яиндивидуальное существо. Иными словами, именно такие понятия — как«целостность», «единство», «неделимость»,«самобытность», «авторство», «укорененность вмире», «собственный способ жизни» и др. — входят в сущностноеопределение человеческой индивидуальности.
Б.Г.Ананьевполагал, что индивидуальность возможно раскрыть через интеграцию всех свойствчеловека как индивида, как субъекта деятельности и как личности. Аналогичнойпозиции придерживается и философ И.И.Резвицкий, понимая целостностьиндивидуальности как взаимосвязь общего, особенного и единичного в человеке. Поего словам, индивидуальность включает в себя: общие черты, свойственныеиндивиду как представителю биологического вида и человеческого общества;особенные признаки, которые присущи ему как члену определеннойобщественно-экономической формации; единичные признаки, обусловленные специфичностьюего биологической организации и социальной микросреды. Эти черты и свойства,взятые в их внутренней взаимосвязи и целостности, образуют индивидуальностьчеловека, характеризуют его как конкретное существо.
Сформальной точки зрения, высказанные положения может быть и не вызовут особыхвозражений, однако пока не выявлен и не утвержден сам принцип интеграции многообразиясвойств индивидуальности, задающий самобытную «самость» человека, егоспособности быть самим собой, выступать самостоятельным существом, все суждениятакого рода остаются предельно абстрактными.
Индивидуальностьчеловека состоит в том, что это отдельный, самобытный мир, относительнонезависимый, суверенный, самостоятельный. Благодаря индивидуальности, человекобособляется, конвергирует в особую «точку бытия», творческипроявляет себя, становится субъектом исторической, гражданской, личной жизни, потенциальновоплощая в себе все характеристики рода человеческого, обнаруживая себя какиндиви-дуализированный род (единственный в своем роде).
Индивидуальность- это авторство собственной жизни: в миропонимании, в способах деятельности, всоциальном поведении.
Виндивидуальном бытии человек несет ответственность не только за отдельные словаи поступки, но и за жизнь в целом, даже за ту, в которой он фактически неучаствовал — за историю. Уникальным, единственным, неповторимым виндивидуальности выступают не внешние особенности индивида, не его облик, неего манеры обращения с другими, а способ жизни, самобытные формыжизнедеятельности, бытия в обществе. Индивидуальность — это человек какраспорядитель своих сущностных сил, как автор своей собственной жизни во всейее полноте. Индивидуальность есть неповторимое выражение родовой сущностичеловека.
Какэто не покажется парадоксальным, но в психологии используется понятие «типиндивидуальности». Но индивидуальность по определению, по самому существусвоему в принципе не типологизируема. Потенциально — сколько людей, столькоиндивидуальностей. «Тип индивидуальности» поэтому — лишьколичественная совокупность своеобразных черт и свойств субъективнойреальности, но не ее целостный образ, не специфический уровень бытия человека.
Индивидуализациячеловеком собственной жизненной реальности – с философско-психологической точкизрения – есть высшая форма его самоопределения в мире. Это не стольковключенность человека в систему личностно значимых отношений с миром, другимилюдьми, с самим собой, сколько его выделенность из этих отношений. Понятиеиндивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия связей иотношений с миром выделяет свое, собственное; делает их абсолютно ценнымсодержанием, неотторжимым достоянием своего подлинного Я.
Индивидуализациясвоего бытия — это встреча с собой, с собой как Другим, несовпадающим теперьуже не только с другими, но и с самим собой по основному содержанию былойжизни. Поэтому индивидуальность предполагает тотальную рефлексию всей своейжизни, трансцендирование ее пределов, и в тоже время — обращение, инверсиювглубь себя, выработку критического отношения к основному способу своей жизни.Индивидуальность — это всегда внутренний диалог человека с самим собой, этопрорыв за границы собственной самости — выход на границы вечного, вселенского,универсального и одновременно вход в уникальную подлинность самого себя.
Сформулируемглавное – понятие индивидуальности относится к духовным измерениям человеческойреальности, а не к наличным психологическим ее особенностям.
Различениев составе человеческого существа трех реалий — тела, души, духа — принадлежитрелигиозной (христианской) антропологии. Именно религиозная точ¬ка зрения на«собственно человеческое в человеке» по преимуществу настаивает нанеобходимости и возможности целостного виденья человеческой природы — вединстве его телесной, душевной и духовной форм жизни.
Нетак обстоит дело в современной психологии. Долгое время психологическая наукапыталась изучать психическое как таковое, замкнутое в самом себе, как особыйобъект, имеющий вполне определенное и неизменное строение. В разное время вразных психологических школах при изучении психического делался акцент либо наего качество, либо на функции, либо на структуру, либо на предметноесодержание, либо на все это вместе взятое. Но всегда психическоерассматривалось все-таки как таковое, в своих достаточно жестких границах.
Постепеннообласть поиска и исследований природы психического все более расширялась:предметом изучения становились многообразные явления, возникающие, так сказать,на стыках «души» и «тела»; появились и стали интенсивноразвиваться новые науки и целые отрасли психологии: психофизика,психофизиология, нейропсихология, психосоматика и др. Произошел прорыв запределы замкнутого, феноменального мира психического как такового.
Казалосьбы, вполне оправдана экспансия психологии и к другому полюсу чело-веческойреальности — к формам его духовного бытия. Только в этом объемлющем интервале(телесное существование — духовное бытие) можно было выявить и саму природу, ижизненный статус психического. Однако и по сей день собственно научнаяпсихология (в своей исследовательской, теоретической части) лишь осторожнопримеривается к духовной реальности; к той реальности, само существованиекоторой в отечественной психологии из идеологических соображений вообщеотрицалось. А если и допускалось, то лишь в виде продуктов культуры, формискусства, норм общежития. Психология искусства, психология религии были скорее«психологической археологией», которая по вещественным останкампыталась восстановить духовное творчество коллективных субъектов, но недуховную ипостась конкретного человека.
Надосказать, что и в западной психологии — при всей ее, казалось бы, идеологическойраскрепощенности — духовная реальность как реальность человеческая такжеисключалась из научного рассмотрения, за исключением, может быть специальногоанализа ценностных ориентаций индивида в социуме. И хотя существовала традицияотносить психологию к наукам о духе, но собственно психологии духовности так ине было построено. Духовность человека, сам его индивидуальный (субъективный)дух шел, можно сказать, по «ведомству» идеалистической философии,религии, художественного творчества и т.п.
Сегодняситуация постепенно меняется. Психология человека начинает интен-сивноосваивать наследие (и мировое, и отечест¬венное) религиозной философии,ду-ховного опыта исповедников веры, подвижников духа; расширять опыт работы ссубъективным миром человека, его сознанием, а главное — строить новый взгляд,«стерео-скопическое» виденье человеческой реальности в еесубъективной проекции. В отечественной психологии работами Б.С.Братуся,В.П.Зинченко, Б.В.Ничипорова, Ф.Е.Василюка и др. предпринимаются попыткизаложить основы подлинно духовной психологии как особой формы рациональногознания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальнойжизни.
Сжитейской (светской) точки зрения различие душевной и духовной жизни в ихкачественном своеобразии отражается уже на уровне языка. Когда мы говорим«душевный человек», то тем самым указываем на присущие ему качествасердечности, открытости, способности сопереживать другому, способности пониматьи учитывать другого в его самоценности. Говоря о духовности человека, мы имеемв виду, прежде всего, его нравственный строй, способность руководствоваться всвоем поведении высшими ценностями общественной жизни, следование идеаламистины, добра и красоты.
Вфилософско-психологической литературе духовное начало человека связывают собщественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, свключенностью человека в мир культуры. Именно поэтому ограниченным являетсятолько узко психологический взгляд на человека, где он предстает, прежде всего,как отдельность и выделенность из рода, со стороны своих индивидно-своеобразныхсвойств и качеств, как внутренняя взаимосвязь множества психологическихспособностей и механизмов. В действительности же внутренний мир человека имеетмногообразные связи и отношения со всем универсумом человеческой культуры; иименно здесь он обретает свой смысл и духовное измерение.
Духовнаяжизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому, кБогу. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшимнравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать всоответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека.
Духовностьчеловека проявляется в его потребности и способности познавать мир, самого себяи свое место в мире, в стремлении создавать новые формы общественной жизни всоответствии с познанными законами человеческой природы. Духовные исканиячеловека фиксируются в продуктах его художественно-эстетической деятельности — произведениях литературы, изобразительного искусства, музыки, драматургии.
Духовностьотносится к родовым определениям человеческого способа жизни. Дух есть то, чтосвязывает отдельного индивида, субъекта психической деятельности, личностьчеловека со всем человеческим родом во всей развертке его культурного иисторического бытия. Духовность придает смысл жизни отдельному человеку, в немчеловек ищет и находит ответы на вопросы: зачем он живет, каково его назначениев жизни, что есть добро и зло, истина и заблуждение, красивое и безобразное ит.п.
Духовноевстраивается в царство предметного мира как транссубъективное, как историческоевзаимодействие и суммирование деятельности бесчисленных исторических субъектов;оно представляет собой в высшей степени сложную совокупность духовных норм иценностей. С общекультурной точки зрения духовность представляет собойидеальный комплекс норм, которые противостоят субъекту и обществу не какданность, а как заданность и требование.
Однаконеправильно было бы мыслить духовность человека, как только содержание высшихобразцов человеческой культуры (в виде общественно-исторических норм иценностей). Несомненно, что усвоение этого содержания придаст и придаеткачественное своеобразие и определенность человеческой субъективности,расширяет ее пределы, и, тем не менее — загадка самого индивидуального,неповторимо-уникального духа конкретного человека остается. Через предметноесодержание даже высших образцов культуры, имеющих общеродовой характер,индивидуальный дух не улавливается. У нас появляется уверенность, что он есть,но что он есть и как он возможен — остается неизвестным.
Неправильнобыло бы понимать духовность также и как новую ступень усложнения индивидуальныхпсихических функций и способностей, «как средоточие всех функций сознания,сконцентрированных в единой индивидуальности», как более высокий уровеньразвития всех свойств психического, как вершина и предельная утонченностьдушевности. По остроумному замечанию М.Шелера, с точки зрения интеллектаразличие между Эдисоном (как только механиком) и умным шимпанзе необычайновелико, но — лишь в степени. И даже если все субъективные способности человекапроизвольно возрастут до бесконечности, все равно это еще не есть духовность, этовсе еще степень, а не существо различий, не другой способ бытия.
Новыйпринцип, делающий человека человеком, считает М.Шелер, вообще лежит вне всеготого, что и с внутренне-психической, и с внешне-витальной стороны мы можемназвать жизнью. То, что делает человека человеком, есть принцип,противоположный всей наличной жизни; как таковой, он вообще не сводим к«естественной эволюции жизни», а если его к чему-то и можно возвести,то только к высшей основе самих вещей, к той основе, где и сама жизнь являетсялишь частной ее манифестацией. Этот принцип, который включает в себя и понятиеразума, и мышление в идеях, и созерцание, и такие эмоционально-волевые акты,как доброта, любовь, раскаяние, М.Шелер и обозначает словом (понятием,категорией) дух.
Ночто же это такое — «дух», этот новый и столь кардинальный принципбытия человеческой реальности? Редко с каким другим словом обходились таквольно и путано. Если главным в понятии духа сделать особый род знания, особыйспособ существования, которые может дать только он, то тогда основнымопределением «духовного существа» оказывается личная независимостьчеловека от всего органического (телесного), свобода от принуждения и давлениявсего, что относится к «жизни», в том числе и от «душевныхструктур», ее влечений, пристрастий и прельщений. И это есть подлиннаявнутренняя, духовная свобода, т.е. свобода именно духа, который «веет, гдехочет», а не души и не тела.
Замечательныйрусский философ И.А.Ильин писал: «Тело человека несвободно. Оно находитсяв пространстве и во времени, среди множества других тел и вещей… Все этоделает тело человека несвободным в движении, смертным..., всегда подчиненнымвсем законам и причинам вещественной природы.
Несвободнаи душа человека. Прежде всего, она связана таинственным образом с телом иобусловлена его здоровой жизнью… Она связана своим внутренним устройством,которого она сама не создает и нарушить не может: законами сознания ибессознательного, силою инстинкта и влечений, законами мышления, воображения,чувства и воли… Душа не творит сама этих законов, а подчиняется им и не можетизменять их по произволению.
Нодуху человека доступна свобода, и ему подобает свобода. Ибо дух есть силасамоопределения к лучшему. Он имеет дар — вывести себя внутренне из любогожизненного содержания, противопоставить его себе, оценить его, избрать его илиотвергнуть… Дух есть сила, которая имеет дар усилить себя и преодолеть в себето, что отвергается; дух имеет силу и власть создавать формы и законы своегобытия, творить себя и способы своей жизни» (т.1, с.95).
Духовноебытие, таким образом, начинается и существует там, где начинается освобождениечеловека от чужой и, главное, своей собственной самости. Свобода есть модальное(фактически инструментальное), а не предметно-содержательное определениедуховного бытия человека; она есть сила, энергия порыва в самоопределении клучшему и высшему. Дух есть любовь к качеству и воля к совершенству во всехобластях жизни. И потому само духовное бытие определимо и описываемо лишь в егозначении для нас и в его действии на нас, но не в том или ином содержаниичеловеческой культуры самой по себе.
Какспособ, как образ бытия в целом духовность открывает человеку доступ к любви,совести и чувству долга; к праву, правосознанию и государственности; кискусству и художественной красоте, к очевидности и науке, к молитве и религии.Только она может указать человеку, что есть подлинно главное и ценнейшее в егожизни; дать ему нечто такое, чем стоит жить, за что стоит нести жертвы. Ведь«жить стоит только тем и верить стоит в то, за что стоит бороться иумереть, ибо смерть есть истинный и высший критерий для всех жизненныхсодержаний» (там же, с.52). А то, что не стоит смерти, то — с духовнойточки зрения — не стоит и жизни. Именно поэтому духовность обнаруживает себя внаивысшей степени и становится способом жизни человека, когда для негооткрываются его личные отношения с Богом — поистине высшей Основы всего бытиячеловека и всего сущего.
Итак,человеку даны от Бога и от собственной его природы определенный способтелесного существования, особая форма душевной жизни и интегрирующийчеловеческую реальность принцип духовного бытия, которые могут быть удержаныодновременно в едином представлении об индивидуальном духе. Всякая теория ивсякая педагогика, которые с ним не считаются, пытаются игнорировать личнуюопределенность и индивидуальность, самодеятельность и самоценностьчеловеческого существа, вступают на ложный и обреченный путь.
Ложностьэтого пути обнаруживается в наступающем очень быстро снижении качества жизни,как отдельного человека, так и сообщества в целом: снижается уровеньвнешне-телесного существования (вплоть до органических заболеваний), снижаетсяуровень душевной дифференцированности (вплоть до «первобытной»упрощенности душевного строя), падает качество всей жизни (труда, творчества,нравственности). И это верно на всех этапах жизненного пути человека — и вмладенчестве, и в старости. Именно с культивированием индивидуального, личногодуха связано творение и возрастание качества жизни.
Какуже отмечалось, духовность субъекта, индивидуальный дух представляет собойестественное принятие и следование высшим образцам совокупной человеческойкультуры, переживание нравственных норм общежития как внутреннего«категорического императива», принятие высших ценностей родовогобытия человека как своих собственных. Можно сказать, что человек духовен в тоймере, в какой, говоря словами Гегеля, объективный и абсолютный дух стали егосубъективным (индивидуальным) духом.
Индивидуальныйдух человека предстает в различных обликах, раскрывающих не только различныестороны, но и уровни человеческой реальности. Необходимо говорить о такихобликах субъективного духа, как личностное (целостное), индивидуальное(единично-уникальное) и универсальное (родовое) бытие человека. Они являются иступенями становления духовного мира человека, мерой освоения и принятия имдуховного опыта человечества, мерой его духовности в целом. Их предпосылкой,основой является душевная жизнь человека, его субъективность. Многообразныедушевные способности, механизмы душевной жизни выступают функциональнымиорганами станов-ления и способами реализации духовности человека, где и самиэти способности продолжают совершенствоваться и утончаться.
Инымисловами, становление человека субъектом собственной жизнедеятельности — освоение норм и способов человеческой деятельности, правил и максим общежития,основных смыслов и ценностей совместной жизни людей — есть предпосылка ипредистория становления индивидуального духа человека. Это та основа, площадьопоры, на которой начинает осуществляться конвергенция (сворачивание в точку)всей предшествующей психологической организации человека. И понятно почему.
Душевнаяжизнь (во всем ее богатстве и многообразии) в качестве субъективногонепосредственного самобытия (бытия самости) есть целый особый мир и в этомсмысле — непосредственно очевидная реальность. Однако в этой своейнепосредственности и очевидности душевная жизнь все же не есть окончательная, всамой себе завершенная, полноценная реальность.
Иллюстрациейздесь могут быть знаменитые переживания подросткового, а впоследствии июношеского кризисов, которые связаны с обнаружением того, что в собственном«Я» ничего собственного нет, а есть только присвоенное из внешнейкультуры, что в пределах собственной жизни собственного смысла нет (есть лишьокружающие чужые смыслы). Кризис идентичности, аутотентичности и есть симптомбезосновности, незавершенности, своеобразной призрачности собственной самости.Этот кризис настоятельно, остро требует выхода (трансцендирования) души за своисобственные пределы, в иное, укореняющее ее.
Такойвыход — это вопрос о цели и смысле. Понять свою самость в истинном, полномзначении этого слова — значит не просто констатировать ее фактическое наличие(«Я есмь такой-то и такой-то») и не просто волевым напором утвердитьее в мире людей и вещей («Я-сам!»), а, прежде всего, усмотреть ееидеальную, самоценную, очевидно осмысленную необходимость бытия.Трансцендирование к этому смыслу, его откровение нам — это и есть то, что мыпереживаем как «дух» или «духовную реальность», без чего посуществу не может обойтись наше субъективное непосредственное самобытие — нашасамость.
Самость(субъективность) человека стоит, таким образом, всегда на пороге между душевными духовным бытием. Это — место, где духовное (значимое в самом себе бытие)проникает в душу. На этом основана таинственная способность человека –единственный, по словам С.Л. Франка, подлинный признак, отличающий его отживотного, — соблюдать дистанцию в отношении самого себя, привлекать своюнепосредственную самость на суд высшей инстанции, оценивать и судить ее и всеее цели".
Наэтой способности – рефлексии самости — конституируется та реальность, которуюможно назвать в точном смысле этого слова личностью. Личность — пишет С.Л.Франк — есть самость, как она стоит перед лицом высших, духовных,объективно-значимых сил и вместе с тем проникнута ими и их представляет, — начало сверхприродного, сверхестественного бытия, как оно обнаруживается всамом непосредственном самобытии.
Этувысшую инстанцию самости (все еще — самости!) — личность — имеет каждый человеки во всяком своем духовном состоянии. На этой ступени духовного развитияформулой бытия для самого человека, а главное — для Другого, становится «Я- лично!», ибо личность — это прежде всего персонализированная,самоопределившаяся самость среди других, для других и тем самым — для себя.Именно личность есть то, что составляет подлинное единство нашей душевнойжизни, ее субстанциональную и вполне определенную форму. Поскольку духовноебытие человека конституирует личность, к его существу принадлежит ииндивидуальность.
Тайначеловека как личность, делающая его потенциально бесконечно богатым и в тожевремя актуально незавершенным, заключается в той главной (выше отмеченной)способности личности рефлектировать саму себя, возвышаться над собой, быть поту сторону самой себя, по ту сторону всякого фактического своего состояния,даже своей фактической общей природы. Работа и культивирование этой способностикак раз и поднимает, вводит человека на следующую ступень духовного бытия — наступень индивидуальности.
Человеккак индивидуальность раскрывается в самобытном авторском «прочтении»социальных норм жизни, в выработке собственного, сугубо индивидуального(уникального и неповторимого) способа жизни, своего мировоззрения, собственного(«необщего выражения») лица, в следовании голосу собственной совести.
Индивидуализациядушевной жизни есть кардинальная и глубочайшая инверсия индивидуального духа,пристрастное и неустанное рассекречивание собственной самости, которая зачастуюскладывалась не на воле, а по неведению самого человека. В свете высших смыслови высших ценностей (убеждений, верований, жизненных принципов) любой фрагментсвоей самости, любая душевная способность проходят испытание на подлинность,истинность и неотторжимость их в составе истинного, внутреннего «Я»человека. В этом — суть, смысл, ценность и назначение человеческойиндивидуальности.
Индивидуализациябытия человека, трансцендирование внутрь себя, в глубины субъективности,человеческой самости и высвечивание ее — есть условие встречи с бесконечностьюдуховного царства, с бесконечностью Божественной Реальности, в которой впервыеконституируется подлинное «Я», образуется действительно полное,сво-бодное «бытие-у-самого-себя». Здесь речь уже идет не о свободечистой непосредственности (фактически известной и животным), которая на самомделе захватывает и оккупирует нашу самость. И не о свободе самоопределения,которое всегда предполагает борьбу и преодоление в личности (а значит инесвободу – от борьбы). А об истинном, окончательном освобождении, где дажепредельная индивидуальность «жертвует» своею уникальной единичностьюи, тем самым, становится причастной к бесконечному универсальному бытию. Именноздесь впервые открывается потенциальная эквивалентность человека Миру, всяполнота человеческой реальности как духовного микрокосма.
Тайначеловека как личности и индивидуальности, таким образом, окончательнораскрывается в его универсальности. Ибо вселенское и бесконечное с максимальнойадекватностью получает свое выражение в точке — с ее единственностью иабсолютным своеобразием; как и наоборот: лишь то, что может быть признаноистинно личным «бытием-для-себя», может воспринять и выразитьбесконечное.
Сущностьвсеединства как духа, пишет С.Л. Франк, как реальности самооценного исамозначимого бытия обретает последнюю определенность лишь в конкретнойиндивидуальности. Подлинно конкретная всеобщность совпадает с подлиннойконкретностью индивидуального, подлинная общая правда совпадает с жизнью.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Власть и общество в эпоху Николая I 1825 1855
Реферат Дыялектызмы ў творах І. Пташнікава (Беларус)
Реферат Методы обучения изодеятельности
Реферат Ментальные характеристики культуры
Реферат А. С. Пушкина «Зимнее утро» Цель урок
Реферат Правовые основы создания и деятельности Евразийского экономического сообщества, перспективы развития
Реферат Групова соціальна робота: терапевтичний ефект групи
Реферат Международная деятельность СССР в 1939-1941годы
Реферат Нотариат, его задачи и место в системе государственных органов
Реферат Elixirs For Your Memory Essay Research Paper
Реферат Совершенствования регулирования межрегиональных экономических связей
Реферат Синтез слабосшитого полиэлектролита ацетоуксусный эфиракриловая кислота и взаимодействие его с ионами переходных металлов
Реферат Уравнение Дирака
Реферат Система Інтернет 2
Реферат Анализ эффективности участия в выставке