Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Из истории педагогики. Московский этап русского воспитания и образования

Меньшиков В. М.
XIVвек – драматичное, но вместе с тем и уникально благоприятное время в историиРоссии, потому что с XIV в. начинается духовный подъем Руси. Духовноевозрождение русского народа позволило сделать успехи во всех остальных сферах:культуре, экономике, политике и т.д. Духовное возрождение позволиловосстановить душу русского человека, укрепить и поднять дух народа, упрочитьнравственные основы общества, преобразить семью. «В XIV – XV вв. постепенноскладывается семейный быт русского народа с сильной властью отца, с высокимнравственным авторитетом матери, о котором много пишут в посланиях и грамотахXIV и XV вв.». С XIV начинают появляться первые русские поучения о семье, ставшиеосновой для создания в XVI веке «Домостроя».
Совторой половины XIV в. происходит культурный подъем Руси. Создаются творения, многиеиз которых представляют выдающееся явление. Поэтому не случайно, что это времяполучило название «русского Предвозрождения». Крайне важно отметить и то, что вкачестве основы своего делания творцы «русского Предвозрождения» выбирают своюнациональную культуру, культуру первых веков христианства на Руси, культуруКиевской Руси, а не древнюю культуру Греции и Рима, как это имело место в эпохуВозрождения в Западной Европе. Д.С. Лихачев пишет: «Знаменательно, что в поискахопоры для своего культурного возрождения русские, как и другие наиболеепередовые народы Европы, обращаются к древности, но к древности не классической(Греция, Рим), а к своей, национальной. К концу XIV – началу XV в., в связи сборьбой Руси за свою национальную самостоятельность, во всех областях русскойкультуры возникает интерес к эпохе былой независимости. Этот повышенный интереск «своей античности» – к старому Киеву, к старому Владимиру, к старомуНовгороду отразился в усиленной работе исторической мысли, и составлениимногочисленных и обширных летописных сводов, исторических сочинений, вобъективном внимании к произведениям XI – начала ХIII вв.: к «Слову о Законе иБлагодати» киевского митрополита Илариона, «Повести временных лет», к «Слову ополку Игореве», к «Киево-Печерскому патерику» и т.д. Идеи обращения к временинациональной независимости, сказавшиеся и в письменности, и в архитектуре, и вживописи, и в политике, имели глубоко народный характер. В этом убеждаетрусский былевой эпос, где эти идеи сказались в главной мере».
Расширяетсякнижное дело, растут библиотеки. Славятся библиотеки князей, особенномосковских. Как центры книжности известны многие монастыри, особенно на Севере.
Постепенноидет собирание русских земель вокруг Москвы, растут города, укрепляетсяполитическая мощь государства.
Олицетворениемвсех этих перемен стала победа русского народа в Куликовской битве.
Своимдуховным возрождением русский народ обязан Русской православной церкви. Этотпериод связан с именами многих выдающихся деятелей православной церкви. Ноцентральной фигурой по праву считается Сергий Радонежский, ставшийолицетворением русской святости.
Всеэти перемены прямо сказались на русском педагогическом сознании, образовании ивоспитании.
Педагогическоесознание России XIV – XVII вв.
Ведущимтипом сознания в этот период является нормативное педагогическое сознание.
СергийРадонежский. Воплотил в себе лучшие качества русского человека. Практическиосуществил важнейшие идеи и принципы русского воспитания и утвердил их впедагогическом сознании: православие и православная жизнь как основа воспитания,приоритет духовного и нравственного начала в образовании; постоянноесамовоспитание и самосовершенствование; личный пример как основа всеговоспитания; индивидуальный подход к каждому в совместной и согласованнойсоборной жизни и деятельности.
Досих пор педагогически не осмысленным остается громадное наследие Максима Грека(ок. 1475–1556). Он известен своей переводческой и просветительскойдеятельностью, содействовал совершенствованию учебных пособий. В его трудах, особеннонравоучительных поучениях, содержатся наставления, множество педагогическихидей и мыслей, которые остаются актуальными и до наших дней.
Неосмысленными даже закрытым остается педагогическое содержание «Домостроя». Это книга о том,как «имети попечение отцу и матери о чадах своих, снадбевати и воспитывати вдобром наказании и страху Божию и вежеству и всякому благочинию». В этой книгедается не только свод правил и норм отношения родителей к детям, их воспитанияи формирования, но здесь дается образ идеальной семьи и концепция ее сохраненияи воспитания.
ВХVII в. в России творят многие деятели, оставившие заметный след в историирусского воспитания и педагогики. И среди них Ф. Ртищев (1626–1673), государственныйдеятель, один из добродетельнейших людей России, много сделавший для развитияее образования, воспитания и педагогического сознания.
ЕпифанийСлавинецкий (?–1675) занимался литературной и переводческой деятельностью. Вроссийской педагогике наибольшую известность получил переводом книги«Гражданство обычаев детских».
СимеонПолоцкий (1629–1680). Один из выдающихся деятелей культуры XVII в. Выступал заширокое развитие образования в России. Занимался воспитанием детей, в том числеи будущего царя Алексея Михайловича. Писал философские и богословские работы, стихи,которые носят дидактический характер, подготовил несколько букварей.
Вцелом же в развитии педагогического сознания этого периода мы видим глубокуюпреемственность с Киевским, особенно в XIV – XVI вв.
Возрождениерусской земли в XIV веке приводит к укреплению воспитания и заметномурасширению образования. Самым важным достижением этого периода по праву можносчитать восстановление полноты духовно-нравственной жизни и духовно-нравственноговоспитания (эпоха Сергия Радонежского). Они становятся приоритетными во всемпроцессе формирования человека. Воспитание благочестия и нравственностиявляется подлинной целью воспитания, а образование, обучение грамоте – этосредство, позволяющее читать Священное Писание, духовные книги для обретенияподлинного благочестия.
Такимобразом, в этот же период происходит упрочение сложившегося еще в периодстановления древнерусского образования убеждения, что духовно-нравственноевоспитание является основой и целью образования, и даже обучение элементарнойграмоте должно служить целям воспитания: православного, духовного, нравственного.
Вместес развитием всех сторон социальной жизни, возникает потребность и в болеешироком образовании населения, и более высоком его уровне. Поэтому в этотпериод начинает увеличиваться число грамотных, растет число образованных ивысокообразованных людей – имена некоторых из них сохранились в русской историии поныне: книжник Дорофей, Павел Высоцкий, Митрополит Алексий, преподобныйСергий Радонежский. Д.С. Лихачев в этой связи замечает: «Лишь во второйполовине XIV в., когда русские города постепенно оправляются от ударов кочевыхорд, начинается необычно быстрый рост русской образованности».
Содержаниеобразования в ХІV в. не претерпело значительных перемен. В начальной школеобучали чтению, читали Часослов, Псалтырь, Апостол, другие религиозные книги. Внекоторых школах преподавали основы грамматики и некоторые другие предметы.
Самоеже важное, что произошло в этот период в содержании образования, – выдвижениена первое место духовно-нравственных ценностей, которые можно выразить такимипонятиями, как боголюбие, человеколюбие, родинолюбие и др.
Такимобразом, во второй половине XIV – первой половине XV вв., благодаря деятельностимногих выдающихся людей Руси, развивается образование, строившееся нафундаменте православия, духовности, нравственности.
ВXVI в. потребности в развитии образования значительно возрастают. В этот периодбыстрыми темпами развивается первоначальное обучение, которое дают монастырскиеи церковные школы. В деле распространения элементарной грамотности средипосадского и крестьянского населения большое значение имела деятельностьмастеров грамоты. По подсчетам А.И. Соболевского, в XVI – начале XVII вв.грамотными были почти все представители белого духовенства, среди дворян былоболее 50 % грамотных, «между московскими торговыми людьми XV – XVII вековграмотность была обычным явлением», «среди посадского населения – не менее 20, средикрестьян не менее 15».
Огромноезначение для дальнейшего развития грамотности и образования в России имелокнигопечатание, появление первых печатных книг и создание печатных азбук.
Потребностьсоздания образовательных учреждений более высокого уровня осознается многимигосударственными и церковными деятелями. Так, известно послание архиепископаНовгородского Геннадия митрополиту Симону.
Решениеоб открытии училищ в Русском государстве было принято Стоглавым собором, чтосвидетельствует о понимании государством важности образования.
Громадноезначение для просвещения и образования имело книгопечатание, которое позволилоиздавать учебную литературу, что способствовало упрощению и облегчению процессаобучения.
БорисГодунов намеревался открыть в Москве университет. Однако организовать высшееобразование на Руси в этот период не удалось. Вместе с тем некоторые люди вэтот период получают широкое образование. Известно, что ряд деятелей, в томчисле и царствующие особы: Иван Грозный, Борис Годунов, – быливысокообразованными, и даже всесторонне образованными людьми.
Существенныеперемены в образование внес XVII век. В этот период существенно возрослипотребности страны в образовании и образованных людях. Особенно остро вобразованных людях нуждались государство и церковь. И в то же время образованиеи грамота требовались многим людям. Поэтому в XVII веке быстро росло числограмотных людей. Наряду с элементарным развивалось и более высокое образование,поэтому в это же время открываются школы, дающие достаточно высокое образование.
Вэтот период, во-первых, достаточно быстро шло развитие грамотности.Элементарные школы открывались как в городах, так и в селах. К концу века нетолько большинство духовенства и дворянства, но и многие горожане былиграмотны. К примеру, в Мещанской слободе Москвы в 70-е гг. было 40 % грамотных,а в 90-е – более 50 %. Возрастает грамотность среди свободных крестьян, однакопадает среди крепостных. Поэтому в этот период быстро развиваетсякнигопечатание, растет спрос на учебную книгу. Во второй половине века толькоМосковский печатный двор выпустил 300 тыс. букварей, а он был меньше печатныхдворов Вильно и Львова. Известны буквари К. Истомина, Ф. Бурцева, С. Полоцкого.
Особонадо отметить семейное обучение. Видимо, в этот период в семьях шло не толькообучение грамоте, в состоятельных семьях давалось более серьезное образование.Иначе не объяснить, откуда брались высокообразованные люди XVII в. и кудадевалась печатающаяся в большом количестве учебная литература.
Важнымсобытием стало открытие государственных школ, дающих профессиональноеобразование. Они создаются при приказах: Посольском, Аптекарском, Разрядном, Поместном,Пушкарском, Оружейной палате. В 1632 г. открывается правительственная школа, в 1649 г. на государственном дворе – греко-латинская школа, в ней преподавал Арсений Грек. В 1679 г. создается школа в Спасском монастыре.
В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия – фактически первоевысшее учебное заведение России — (ее открытие и функционирование описаны вработах. 3начительная роль в ее создании принадлежит С. Медведеву. Основнымипреподавателями в ней стали Ионикий и Софроний Лихуды.
Вэтот период значительно расширилось содержание образования. Стали преподаватьсятакие предметы, как древнегреческий, латинский, польский языки, грамматика, риторикаи диалектика, богословие, история, география, математика.
Значительноулучшились средства обучения – в образование прочно входят учебники. В XVII в.появляются широко известные и достаточно совершенные в дидактическом отношениибуквари Василия Бурцева, Федора Поликарпова, Симеона Полоцкого, КарионаИстомина. Отличительной чертой их было то, что они не только учили читать, но исодержали нравственные наставления.
Появляютсяучебные пособия и для школ, дающих более высокое образование. Среди них – пограмматике, риторике, истории, географии, иностранным языкам, в частности, латинскому.Особой известностью пользовалась грамматика Мелентия Смотрицкого, напечатаннаяв 1648 г. «В XVI – XVII вв. появились учебные пособия по математике – «Цифирнаясчетная мудрость», «Считание удобное», «Геометрия» Альбертуса Долмоцкого».
Такимобразом, XVII в. стал временем устойчивого роста и распространения грамотностив России, временем создания школ, дающих более высокое общее и профессиональноеобразование. Хотя в работе школ не было преемственности, но сама устойчиваятенденция их открытия свидетельствовала о настоятельной потребности России вболее высоком образовании. Большой вклад в развитие образования вносили русскиецари, особенно Алексей Михайлович, государственные деятели и деятелиобразования: Ф. Ртищев, Е. Славинецкий,  С. Полоцкий, С. Медведев, К. Истомин идр.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.