Реферат по предмету "Хозяйственное право"


регулирование рекламной деятельности

1. Правовое регулирование рекламной деятельности Основным законодательным актом, который регулирует отноше¬ния, возникающие в процессе производства, размещения и распрост¬ранения рекламы, является Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе». До введения в дей¬ствие этого Закона нормы, регулирующие рекламные отношения, были рассредоточены в различных законодательных и подзаконных актах, которые зачастую противоречили друг другу.


Фрагментарность, отсут¬ствие системы в правовом регулировании данного вида отношений, множество пробелов, в первую очередь по вопросам ответственности, все это отрицательно влияло на этот вид предпринимательской дея¬тельности и требовало принятия специального законодательного акта. Действующий Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе». ставит перед собой цели защитить субъектов от недобросовестной конкуренции в области рекла¬мы, предотвратить появление ненадлежащей рекламы


или предотв¬ратить негативные последствия, которые могут быть ею вызваны. Данный акт является комплексным, поскольку регулирует сово¬купность отношений, связанных с рекламной деятельностью. Так, Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе». определяет само понятие рекламы; понятие, права и обязанности субъектов рекламных отношений; требования, предъ¬являемые к рекламе, и ряд других вопросов. Комплексность Закона о рекламе проявляется и в том, что он ре¬гулирует отношения,


возникающие на товарном и финансовом рын¬ках, а также при оказании таких специфических услуг, как банков¬ские, страховые и т. п. Действие рассматриваемого Закона о рекламе не распространя¬ется на политическую рекламу. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» , законодательство РФ о рекламе состоит из данного Федерального закона и принятых в соот¬ветствии с ним иных федеральных законов. Отношения, возникаю¬щие в процессе производства, размещения и распространения рек¬ламы, могут


регулироваться также указами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ и норматив¬ными правовыми актами федеральных органов исполнительной вла¬сти, издаваемыми в соответствии с данным Федеральным законом. Помимо Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» правила производства, размещения, распространения рекламы отдельных видов товаров и услуг закреп¬лены в соответствующих специальных законодательных актах.


В ка¬честве примера приведем Федеральные законы «О лекарственных средствах», «О государственном регулировании производства и обо¬рота этилового спирта и алкогольной продукции», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «О рынке ценных бумаг» и др. Среди подзаконных актов нужно отметить Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1183 «О защите потребителей от недобросове¬стной рекламы»1.


Данный акт содержит требования к рекламе фи¬нансовых организаций, привлекающих средства граждан и юриди¬ческих лиц (банков, страховых и инвестиционных организаций). Определенную роль в регулировании рекламных отношений играют акты федеральных органов исполнительной власти. В качестве приме¬ра назовем Приказ Министерства путей сообщения РФ от 15 мая 1999 г. № 26Ц2, которым установлены требования к наружной рекламе, раз¬мещаемой на объектах


федерального железнодорожного транспорта. Следует отметить, что содержащееся в ст. 3 Закона о рекламе положение о федеральном уровне регулирования отношений в сфере рек¬ламы рассматривалось в Конституционном Суде РФ. Поводом к рас¬смотрению дела явились запросы Законодательного Собрания Омской области и Московской городской Думы. В своих запросах стороны исходили из того, что законодательство о рекламе не упомянуто ни в ст.


71 Конституции РФ (предметы ведения РФ), ни в ст. 72 (предметы совме¬стного ведения РФ и ее субъектов) и, следовательно, рекламная дея¬тельность может регулироваться нормативными актами субъектов РФ, а это не предусмотрено ст. 3 Закона о рекламе. В Постановлении от 4 марта 1997 г. № 4-П1 Конституционный Суд РФ указал, что рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования.


Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рын¬ка, т. е. не являются предметом ведения Российской Федерации, субъек¬ты РФ могут осуществлять их законодательное регулирование в рам¬ках, определенных Конституцией РФ, в том числе ее статьями 72, 73, 76 (части 2, 4-6). В силу положений ст. 130,132 и 133 Конституции РФ ор¬ганы местного самоуправления вправе самостоятельно


решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения на¬ружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью. Следует отметить, что нормативными правовыми актами субъек¬тов РФ в основном регулируются вопросы наружной рекламы и рек¬ламы на транспортных средствах. Приведем некоторые из этих актов: - Постановление


Правительства Москвы от 22 января 2002 г. № 41-ПП2 «О перспективах развития и правилах размещения средств наружной рекламы, информации и оформления города», которым утверждены Пра¬вила размещения средств наружной рекламы и информации в Москве; - Постановление Правительства Москвы от 21 мая 2002 г. № 378-ПП «О проведении конкурсов на право размещения средств рекламы в Московском метрополитене»3, которым утверждено


Положение о по¬рядке подготовки конкурсов на право размещения средств рекламы в Московском метрополитене. Международной торговой палатой в 1937 г. был принят Междуна¬родный кодекс рекламной практики. Он пересматривался в 1949,1955, 1966 и 1973 гг. Последняя редакция принята 2 декабря 1986 г. 47-й сес¬сией Исполнительного совета Международной торговой палаты4.


В соответствии с положениями, указанными во введении Кодекса, он является в первую очередь средством самодисциплины, однако он также предназначен для использования судами в качестве справоч¬ного документа в рамках соответствующего законодательства. 2. Понятие и виды субъектов рекламных отношений В первую очередь к субъектам рекламных отношений необходи¬мо отнести непосредственных участников рекламной деятельности.


По осуществляемым функциям выделяют следующих субъектов: Рекламодатель — лицо, юридическое или физическое, являющееся ис¬точником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы. Рекламопроизводитель — лицо, юридическое или физическое, осуще¬ствляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме.


Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставле¬ния и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени, и иными способами. (Ст. 2 Федерального закона «О рекламе») Отношения, возникающие между субъектами при производстве, размещении и распространении рекламы, регулируются Федеральным законом от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе».


(в частности, гл. 3 содержит права и обязанности рекламо¬дателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей) и договором. Функции одного или нескольких участников рекламной деятельности могут совпадать в одном лице. Впрочем, целесообразность такого совпадения в условиях жесткой конкуренции реклам¬ного бизнеса представляется весьма сомнительной. Среди обозначенных в Федеральном законе от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе». прав и обязанностей участников рекламного


процесса назовем следующие. Рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспростра-нитель обязаны хранить материалы или их копии, содержащие рекламу, в течение одного года со дня последнего распространения рекламы. Данные субъекты обязаны предоставлять органам испол¬нительной власти, на которые возложен контроль за соблюдением законодательства о рекламе, информацию, необходимую для осуще¬ствления предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» полномочий.


Рекламопроизводитель и рекламораспространитель вправе тре¬бовать, а рекламодатель в этом случае обязан предоставить доку¬ментальные подтверждения достоверности рекламной информации; лицензию или ее копию, если деятельность рекламодателя подле¬жит лицензированию. Рекламопроизводитель обязан своевременно информировать рекламодателя о том, что соблюдение требований последнего может привести к нарушению законодательства


РФ о рекламе. Если рекла¬модатель не изменит свое требование к рекламе, рекламопроизводи¬тель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если договором не предусмотрено иное. В роли рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламо-распространителей могут выступать юридические лица и физические лица - индивидуальные предприниматели, поскольку на объяв¬ления физических лиц, не связанные с осуществлением предпри¬нимательской деятельности действие указанного в


Федеральном законе от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе».не распространяется. Субъектами, производящими, размещающими или распространяющими рекламу на территории Российской Феде¬рации, могут быть и иностранные юридические лица; иностранные граждане, лица без гражданства, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Особым образом Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе». регулирует вопросы спонсорст¬ва


и связанное с этим правовое положение субъектов. В соответствии со ст. 19 Закона о рекламе, под спонсорством понимается осуществ¬ление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в ви¬де предоставления имущества, результатов интеллектуальной дея¬тельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.


Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно рекламодателем и рекламораспространителем. При этом установлено, что спонсор не вправе вмеши¬ваться в деятельность спонсируемого. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе».называет еще одного субъекта данной сферы отношений, роль которого чаще всего является пассивной. Речь идет о потребителях рекламы, т. е. о юридических или физических лицах, до сведения которых доводится


или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответст¬вующее воздействие рекламы на них. Пассивное поведение данных субъектов может превратиться в активное при нарушении их прав распространением ненадлежащей рекламы. Лица, права и интере¬сы которых нарушены в таких случаях, могут обратиться с соответ¬ствующими исковыми требованиями в суд. В качестве субъектов рассматриваемых рекламных отношений выступают создаваемые в субъектах


РФ государственные унитарные предприятия, наделяемые специальными полномочиями в рассмат¬риваемой сфере. Так, в Москве действуют государственные унитар¬ные предприятия «Городская реклама и информация»1 и «Реклама и информация на транспорте». Данные предприятия выполняют по¬среднические и управленческие функции в рассматриваемой сфере. Так, ГУП «Реклама и информация на транспорте»: - участвует в проведении инвентаризации, ведении реестра средств рекламы на транспорте; - участвует в разработке правил размещения


рекламы на транс¬порте, тарифов за использование рекламного пространства и разме¬щение средств рекламы; - содействует в оформлении разрешительной документации на размещение средств рекламы и информации на транспорте, а также в оформлении всех необходимых согласований с городскими службами; - выступает участником трехстороннего договора (наряду с рекламодателем и Комитетом рекламы, информации и оформления горо¬да


Москвы), оказывающим от имени транспортного предприятия - балансодержателя транспортного средства услугу по распространению рекламы и информации в течение срока действия договора и услугу по производству , размещению и демонтажу по окончании срока про¬ката рекламы на транспортном средстве городского пассажирского наземного транспорта. Участниками рекламных отношений являются также специально создаваемые государственные органы и государственные органы, наделенные функциями регулирования и контроля за осуществле¬нием рекламной


деятельности. 3. Государственное регулирование рекламной деятельности Государственное регулирование рекламной деятельности можно подразделить на нормативное и организационное. Нормативное регулирование реализуется посредством установ¬ления в актах компетентных государственных органов правил осу¬ществления рекламной деятельности и ответственности за наруше¬ние этих правил. Организационное регулирование осуществляется компетентными государственными органами.


Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных право¬вых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере рекламы (в части установленных законодательством полномо¬чий антимонопольного органа). Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №331. Полномочия антимонопольного органа в данной сфере определе¬ны


ст. 26 Федерального закона от 18 июля 1995 г № 108-ФЗ «О рекламе». В частности, антимонопольный орган: - предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы; - направляет субъектам рекламной деятельности предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, об осуществ¬лении контррекламы; - предъявляет иски в суды, арбитражные суды в связи с наруше¬нием законодательства РФ о рекламе, о признании недействительны¬ми сделок, связанных с ненадлежащей рекламой.


В субъектах Российской Федерации создаются и действуют спе¬циальные органы, в функции которых входит управление реклам¬ной деятельностью. В Москве создан Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы1. К функциям этого Комитета относятся: - разработка нормативных актов, направленных на регулирова¬ние деятельности в области наружной рекламы; - формирование единого городского рекламно-информационного


пространства, разработка и ведение общегородского реестра рекламы; - анализ состояния и потребностей рынка рекламы; - разработка и представление на утверждение экономически обоснованных тарифов оплаты за использование рекламного прост¬ранства в Москве; - контроль за соблюдением правил размещения рекламы; - руководство деятельностью ГУП «Городская реклама и инфор¬мация», ГУП «Территориальные агентства по рекламному и инфор¬мационно-художественному оформлению», координация


деятельно¬сти коммерческих организаций в области рекламы; - контроль за состоянием средств рекламы, их инвентаризация; - проведение конкурсов на право размещение рекламы и др. Постановлением Правительства Москвы от 21 декабря 2004 г. № 895-ПП «О мерах по развитию рекламы и информации в городе Москве» Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы предоставлено право: - заключать с рекламораспространителями, имеющими кратко¬срочные договоры


на размещение средств наружной рекламы и ин¬формации, долгосрочные договоры сроком до 31.12.2006; - заключать с рекламораспространителями по истечении срока долгосрочных договоров на размещение средств наружной рекламы и информации долгосрочные договоры сроком до 7 лет. В целях организации работы по оценке деятельности рекламораспространителей и вопросам, связанным с заключением долгосрочных договоров, данным Постановлением создана


Комиссию при Прави¬тельстве Москвы по развитию рекламы и информации и утверждено Положение о ней1. В субъектах РФ создаются и действуют консультативно-сове¬щательные коллегиальные органы, задачами которых являются выработка предложений по определению политики в области рек¬ламы; разработка концепций развития индустрии рекламы; коор¬динация деятельности органов власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов в сфере рекламы. В числе таких органов можно назвать


Координационный Совет по делам наружной рекла¬мы, информации и оформления территории Московской области при Правительстве Московской области2. В составе единого бюджета г. Москвы формируется Целевой бюд¬жетный фонд рекламы и городской информации. Источниками его об¬разования, в частности, являются: - плата за пользование рекламным пространством и за размеще¬ние средств наружной рекламы и информации в зонах особого город¬ского значения за минусом


средств, подлежащих перечислению в це¬левые бюджетные фонды развития территорий города Москвы по нормативам, утвержденным законом города о бюджете города Моск¬вы на соответствующий финансовый год; - плата за пользование рекламным пространством и за размеще¬ние средств наружной рекламы и информации в зонах общего город¬ского значения за минусом средств, подлежащих перечислению в це¬левые бюджетные фонды развития территорий города


Москвы по нормативам, утвержденным законом города о бюджете города Моск¬вы на соответствующий финансовый год; - доходы от проведения конкурсов и торгов на право размещения средств наружной рекламы и информации; - доходы от использования городских средств наружной рекламы и информации; - доходы от предоставления права долгосрочного размещения средств наружной рекламы и информации. Главным распорядителем средств Фонда является Комитет рек¬ламы, информации и оформления города


Москвы. Положение о Фон-де утверждено Постановлением Правительства Москвы от 3 августа 2004 г. № 539-ШГ. Для предприятий московской промышленности установлена еди¬ная льгота по оплате за право размещения средств наружной рекла¬мы в Москве в размере 50 процентов тарифной ставки. Кроме того, для них определена квота ежемесячного льготного размещения рек¬ламной поддержки2.


Расходы на рекламу включаются в расходы, связанные с произ¬водством и реализацией. Согласно с п. 4 ст. 264 НК РФ, расходы нало¬гоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массо¬вых рекламных кампаний, а также на прочие виды рекламы, осуще¬ствленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем одного процента выручки, определяемой в соответствии со ст.


249 НК РФ. Разработаны и утверждены тарифы за использование рекламного пространства в Москве; а также порядок распределения полученных по ним средств. 4. Ответственность за ненадлежащую рекламу Законом о рекламе предусмотрены санкции и меры ответствен¬ности за различные нарушения при осуществлении рекламной дея¬тельности. При этом рекламодатель отвечает за нарушения в части содержания рекламной информации, если не доказано,


что наруше¬ние произошло не по его вине. Рекламопроизводитель отвечает за оформление, производство и подготовку рекламы. Рекламораспро-странитель несет ответственность за нарушения законодательства в части, касающейся времени, места и средства размещения рекламы. Например, недостоверная реклама чаще является виной рекламода¬теля, скрытая реклама с использованием технических средств рекламопроизводителя; нарушение правил размещения наружной рекламы виной рекламораспространителя.


Государственным органом, контролирующим рекламную дея¬тельность, является ФАС России (и его территориальные подразде¬ления). В Москве контроль за соблюдением Правил размещения средств наружной рекламы осуществляет Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы. При установлении факта нарушения законодательства о реклам нарушитель обязан по требованию антимонопольного


органа и в установленные им сроки произвести контррекламу. Контрреклама — опровержение ненадлежащей рекламы, распро^роняемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. Ст. 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе». Контрреклама осуществляется за счет нарушителя и, как правило, с использованием тех же средств распространения, характерно тик продолжительности, пространства, места и порядка, что и не надлежащая реклама.


За нарушение законодательства о рекламе предусмотрена гране данскоправовая и административная ответственность. Следует иметь в виду, что лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, могут в судебном поряд¬ке потребовать возмещения убытков, включая упущенную выгоду • компенсацию морального вреда, а также публичного опровержен ненадлежащей рекламы. Административная ответственность в данной сфере установлен рядом статьей


Кодекса РФ об административных правонарушениях. В соответствии со ст.14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законода¬тельства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррек¬ламы) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров опла¬ты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минималь¬ных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот


до! пятисот минимальных размеров оплаты труда. В силу ст. 6.13 КоАП РФ, пропаганда либо незаконная реклама нар¬котических средств, психотропных веществ вле¬чет наложение административного штрафа на граждан в размере а двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на должностных лиц - от со¬рока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на


лиц, осу¬ществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от сорока до пятидесяти минимальных размера оплаты труда с конфискацией рекламной продукции и оборудования использованного для ее изготовления, или без таковой либо админист¬ративное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на юридических лиц - от че¬тырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с


конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для её изготовления, или без таковой либо административное приостановле¬ние деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией реклам¬ной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой. При этом следует иметь в виду, что не является административным правонарушением распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, све¬дений о разрешенных к применению


в медицинских целях наркотиче¬ских средствах, психотропных веществах и их прекурсорах. Согласно ст. 15.24 КоАП РФ, публичное размещение, реклама или предложение в любой иной форме под видом ценных бумаг докумен¬тов, удостоверяющих денежные и иные обязательства и не являющих¬ся в соответствии с законом ценными бумагами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение админист¬ративного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пяти¬десяти минимальных размеров


оплаты труда; на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. Порядок/рассмотрения дел по признакам нарушения законода¬тельства РФ о рекламе был утвержден приказом ГКАП РФ от 13 но¬ября 1995 г. № 147. Этим актом, действующим в части, не противоре¬чащей положениям КоАП РФ, установлены процедура и сроки рассмотрения дел антимонопольным органом, порядок вынесения ре¬шения


и выдачи предписания о прекращении нарушения законода¬тельства о рекламе.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Benjamin Franklin And His Views On Religion
Реферат Сравнительный анализ местного самоуправления в России и Германии
Реферат 18. 07. 2011 – 24. 07. 2011, №29 (112) дискуссия амортизация основных средств: поиск решения в нестандартной ситуации
Реферат Сравнение грамматических времен иностранных языков
Реферат Срочные трудовые договоры
Реферат Маркетинговые исследования рынка на предприятии
Реферат Сравнительный анализ Госдумы в царской и современной России
Реферат Стадии гражданского процесса
Реферат Сравнительный анализ конституций России, Молдовы, Нидерландов, Швеции и Испании
Реферат Революция обнаруживает и высоту человеческой природы, и истребление духовных ценностей
Реферат Теория благосостояния. Критерии оценки благосостояния В. Парето, Н. Калдор, Дж. Хикс, Т. Ситовс
Реферат Стадии совершения умышленных реступлений
Реферат Страховой случай. Причинение вреда правомерным действием
Реферат Стили государственного управления
Реферат The Lost Art Of Typography Essay Research