Реферат по предмету "Психология, педагогика"


"Ревизор"

""
Уникальностьположения комедии Ревизор и в творческом наследии Гоголя, и в истории русской имировой драматургии заставляет учителя подходить к ее изучению с большойответственностью. Прежде всего, следует четко уяснить самому себе, ради чего мыобращаемся к пьесе, что ставим в центр разговора, в какой литературный иисторический контекст вписываем комедию. От выбора угла зрения фактическизависит вся система уроков по произведению. У каждого учителя она своя, но,думается, некоторые общие, сущностные моменты должны быть так или иначепредставлены в каждой такой системе. Собственно, анализу этих моментов ипосвящена предлагаемая вниманию коллег-словесников статья.
Обращениек комедии Ревизор происходит, как правило, после того, как прочитаны иосмыслены основные гоголевские повести, поэтому ученики имеют уже достаточныепредставления об особенностях художественного мира писателя. Думается, чтосистему уроков по пьесе следует планировать с учетом этого факта: рассмотрениекомедии в контексте всего творчества писателя, именно как произведения Гоголя,позволит приоткрыть в ней некоторые весьма важные стороны. Кроме того,интересными оказываются также внутрижанровые сопоставления с известными ребятамкомедиями (такими, как, например, Тартюф Мольера или Недоросль Фонвизина),выводящие на разговор о переосмыслении Гоголем многих традиционных элементовкомического произведения. Именно на пересечении этих двух проблем Ревизор вряду гоголевских произведений и Ревизор в ряду комедий и строим систему уроков.
Начинаемс повторения известного о Гоголе. В центр такого повторения обязательно должнобыть поставлено понятие фантастики, составляющее, по мнению многихисследователей, конституирующую особенность художественного мира писателя. Причтении повестей мы сталкивались с постепенным, от цикла к циклу, изменениемтипа гоголевской фантастики (проблемы эволюции фантастики в творчестве Гоголядетально рассматриваются в работах известного литературоведа Ю.Манна, к книгамкоторого отсылаем читателя, желающего более полно в них разобраться). Напомним,что, по мысли ученого, прямая, явная фантастика Вечеров…, продолжающаяся внекоторых повестях Миргорода ( Вий ) и даже отчасти в петербургских повестях (Портрет ), сменяется постепенно фантастикой неявной, переключащейся в планизображения странно-необычного, алогичного. Этот фантастический элементприсутствует в даже на первый взгляд сугубо бытовых, реалистических повестях,таких, например, как Повесть о том, как поссорились… .(Вспомним вместе сребятами, как, читая эту повесть, мы отмечали способность и умение Гоголяфантастически подавать, описывать самую обычную вещь.) Есть ли означенныйфантастический элемент в комедии Могут ли ребята с ходу опознать ее именно какгоголевское произведение эти вопросы стоит задать ученикам на самом первомуроке. И не обязательно для получения немедленного и однозначного ответа, нодля самой постановки проблемы.
Мысльо том, что в Ревизоре мы сталкиваемся с особой формой гоголевской фантастики,реализующейся прежде всего в особом построении сюжета, как правило, редкопонимается учениками сразу. Для более полного описания такого построения должнобыть введено понятие миражной интриги (Ю.Манн), носителем которой являетсяХлестаков. Однако введение этого понятия окажется невозможным безпредварительного разговора о ситуации, предшествующей появлению этого героя насцене. Иными словами, на первых уроках следует выявить и обрисовать ту почву,которая дала возможность развернуться миражной интриге. Как это сделать
Начатьможно с детального рассмотрения первой фразы Городничего. Уже современниковписателя поразила чрезвычайная стремительность и емкость этой фразы, являющейсяфактически полноправной завязкой комедии и заменяющей собой по меньшей меренесколько вводящих в суть дела явлений, без которых не могли обойтиськомедиографы. Что же делает фразу Городничего такой волшебной Следуетпоговорить с ребятами о знакомой практически всем ситуации ревизора, введеннойэтой фразой. Суть этой ситуации состоит в особого роде игре, построенной наобоюдном обмане двух ее участников ревизора и ревизуемого. Задача ревизораможет быть кратко сформулирована как найти и наказать, задача ревизуемогоскрыть и уйти от ответственности. При этом ни для одной из сторон не являютсясекретом цели и тактика противника, однако правила игры таковы, что это знаниене показывается. Возникновение страха обусловлено тем, что в подобной ситуации,как в любой игре, возможны всякого рода неожиданности, а поскольку обязательнымрезультатом ревизии практически всегда оказывается нахождение крайнего, тофактически любой ревизуемый может понести наказание. Таким образом, ревизия этоопасный в своей непредсказуемости процесс, могущий повлечь печальныепоследствия даже для благополучных его участников (вот почему, скажем, боятсядаже не служащие Бобчинский и Добчинский).
Всяэта информация знакома читателю и зрителю еще до встречи с комедией из жизни.Гениальность Гоголя-драматурга состоит в том, что он сумел найти такую фразу,которая мгновенно выносит эту информацию на поверхность, является в полномсмысле ключевой, запускающей.
Какуюже реакцию вызывает эта фраза у всех слышащих ее героев Чувство страха, испуга.Почему Возникновение именно этого чувства, как узнает читатель из последующихреплик персонажей, совершенно естественно потому, что дела в городе, гдепроисходит действие, идут из рук вон плохо. Попросите ребят объяснить, какиепричины для страха имеет каждый чиновник. Можно даже составить небольшуютабличку, где в первой графе помещаем имя чиновника, во второй сферу городскойжизни, которой он призван руководить, в третьей всю информацию о положении делв этой сфере. Например, в ведении Городничего (1 колонка) находятся общееуправление, полиция, обеспечение порядка в городе, его благоустройство (2колонка). Постепенно читатель узнает, что Городничий берет взятки сам ипопустительствует в этом другим чиновникам, полицейские бьют и правых, ивиноватых, город не благоустроен, а деньги, выделяемые государством, например,на строительство, расхищаются (3 колонка). Не лучше обстоят дела и в суде(Ляпкин-Тяпкин): заседатель вечно пьян, сам судья занимается больше охотой,нежели судопроизводством, а если иногда и заглянет в какую бумагу, тонемедленно ее закрывает: Сам Соломон не разрешит, что в ней правда и чтонеправда. В богоугодном заведении (Земляника) больные как мухи выздоравливают, поскольку кормят их вместо положенной пищи прокисшей капустой, а лекарствдорогих не употребляют. И так далее.
Постепенно,из мелких деталей и черточек возникает перед читателем образ Города. Сведенныйнами в таблицу материал дает возможность сделать некоторые выводы обособенностях этого города. Во-первых, гоголевский город это модель Городавообще, поскольку представленными на сцене оказываются практически все основныестороны жизни любой административно-территориальной единицы, в том числе чточрезвычайно важно и государства (этот вывод без труда делается самими учащимисяиз наблюдений над колонками 1 и 2, где представлен список чиновников).Во-вторых, совершенно очевидно, что дела во всех сферах городской жизни обстоятнеблагополучно. Причем самым страшным является вовсе не перечень различногорода правонарушений, выведенный нами в колонке 3, гораздо страшнее то, чтолюди, живущие в этом городе, вовсе и не подозревают, что в принципе возможнакакая-то иная жизнь, основанная на каких-то других началах. Остановимся на этоймысли подробнее.
Почемучиновники гоголевского города, находящегося в глухой провинции хоть три годаскачи, так уверены в том, что ревизор, столичная штучка, будет брать взяткиЭто убеждение покоится на твердой, бессознательной вере в то, что везде живуттак же, как и в этом городе, что жизнь везде одинакова. Давно уже подмечено,что в пьесе нет положительного героя, того самого образца, без которогосовершенно немыслима комедия классицизма. Образец этот самим фактом своегосуществования говорит о наличии некоего другого мира, внеположенногоизображаемому на сцене. Вспомним комедию Фонвизина Недоросль: именно из этогомира справедливости и закона являются Правдин, Милон и Стародум, с тем, чтобыраспространить этот самый закон и на дом Простаковых. Вспомним мольеровскогоТартюфа: неожиданно возникающий в финале пьесы офицер несет весть овосстановлении справедливости, исходящую от всевидящего государя. Ничегоподобного нет в Ревизоре, и в этом смысле мнимость ревизора дополнительноусиливает теперь уже у читателя ощущение гомогенности мира сценического ивнесценического.
Жизньв этом мире это жизнь без света (важно высказать эту мысль уже сейчас, тогдапри обращении к первому тому Мертвых душ можно будет проводить многие важныепараллели). О существовании таких понятий, как свобода, достоинство, личность, обитатели этого мира и не подозревают. Городничий борется не со взятками, а стем, чтобы брали по чину; купцы, в свою очередь, жалуются Хлестакову не на то,что Городничий берет взятки, а на то, что берет слишком много:… мы ужпорядок всегда исполняем,… мы против этого не стоим. Нет, вишь ты, ему всегоэтого мало!.. Именины его бывают на Антона, и уж, кажется, всего нанесешь, ни вчем не нуждается; нет, ему еще подавай: говорит, и на Онуфрия его именины. Чтоделать и на Онуфрия несешь. Иными словами, и берущие, и дающие строят своеповедение на твердой внутренней убежденности, что взятка это нормально, что этоестественный принцип жизни, а все попытки усовершенствования касаются вконечном итоге лишь формы и размера взятки. Это ли не искаженные, изуродованныепредставления о жизни, прочно въевшиеся в кровь и плоть обитателей гоголевскогомира Это ли не доказательство бесконечного удаления такой жизни от идеала Акак, например, воспринять просьбу Городничего к почтмейстеру о распечатывании ипрочтении писем Напомним, она завершается рассуждением о том, что если ничегокасающегося ревизора в письме обнаружено не будет, то… можно опятьзапечатать; впрочем, можно даже и так отдать письмо, распечатанное. Спроситеребят, что, с их точки зрения, является более тяжелым преступлением: прочитатьчужое письмо, а потом послать его дальше вновь запечатанным, или же отослатьего прямо так. Скорее всего, они выберут второе и будут бесконечно правы: ведьв этом случае прочитавший чужое письмо даже не предполагает, что совершилчто-то недопустимое, что фактически оскорбил другого человека, нарушил какое-тонеотъемлемое его право, ибо ему даже не приходит в голову скрыть следысодеянного.
Всеэти мелкие штрихи и детали изображаемой писателем жизни складываются в единуюкартину, мрачную и тягостно-беспросветную. Это один из важнейших художественныхпринципов Гоголя видеть сквозь смех печаль и тоску мира. Вспомним с ребятами вэтой связи знаменитый финал Повести о том, как поссорились…, на первыйвзгляд звучащий несколько диссонансно по отношению ко всему тексту ( Скучно на этомсвете, господа! ), расскажем им о реакции Пушкина на первые наброски Мертвыхдуш, которые ему читал сам Гоголь ( Боже, как грустна наша Россия! ), с тем,чтобы проследить за этим принципом в ключевых точках творческого пути писателяи понять его неслучайность, всеобщность.
Новозвратимся к нашей таблице. Очевидно, что разговор о гоголевском Городе будетнеполным, если мы оставим без внимания тем меры, которые пытаются принятьчиновники перед приездом ревизора. Отведем этим мерам 4-ю колонку таблицы. В неепопадут и чистые колпаки для больных, и ломка забора на главной площади, иподметание улицы, по которой поедет ревизор. Ребята без труда увидят, что всеусилия чиновников направляются не на реальное исправление недостатков иупущений, которыми полна жизнь города, а на своего рода лакировкудействительности.
Таковфон для развертывания интриги комедии. Напомним, что запускается она первойфразой Городничего. С этой секунды полноправным участником пьесы становитсястрах, который, возрастая от действия к действию, найдет свое максимальноевыражение в немой сцене. По меткому выражению Ю. Манна, Ревизор это целое морестраха. Попросите ребят подтвердить эти слова текстом: пусть они найдут какможно больше разного рода проявлений страха и в репликах героев, и в авторскихремарках. Сюжетообразующая роль страха в комедии очевидна: именно он и позволилсостояться обману, именно он залепил всем глаза и всех сбил с толку, именно оннаделил Хлестакова качествами, которыми он не обладал, и сделал его центромситуации. Страх появляется в комедии до Хлестакова и остается в ней послеотбытия последнего к богатому дяде; в известном смысле именно страх и являетсяесли не главным действующим лицом пьесы, то уж, по крайней мере, внутреннимдвигателем ее сюжета.
Попробуемпроследить это на первом действии комедии, в рамках которого мы все ещеостаемся. Один из учеников весьма образно сравнил устройство этого действия сфрагментом симфонической картины Э.Грига Пер Гюнт, широко известным подназванием В пещере горного короля. Музыка передает пляску гномов, которая,начавшись в достаточно спокойном темпе, постепенно становится все неистовее инеистовее. Внезапно слышны мощные удары, напоминающие удары посоха горногокороля, гномы на секунду застывают, но тут же их пляска возобновляется в ещеболее безудержном ритме. Разгневанный король опять ударяет посохом в пол,повергая гномов в ужас и оцепенение. Попытки вновь начать лихорадочную пляскувызывают страшную ярость горного короля; удары его посоха буквально сотрясаютвсе подземное королевство, и наступает тишина. Ревизор начинается с такогоудара фразы Городничего; после минутного окаменения все приходит в какое-тосудорожное и лихорадочное движение. Страх ускоряет это движение, удесятеряетсилы: Успеть, успеть, успеть! но тут же следующий удар: сообщение Бобчинского иДобчинского о том, что ревизор уже здесь! Опять минутное оцепенение изамешательство и опять энергия действия, невиданная по силе. Успеть уже ничегонельзя и одновременно успеть нужно многое. Только теперь точка приложения силизменилась: не приводить в порядок город, а брать ревизора. Забегая вперед,скажем, что симметричное построение найдем в последнем действии комедии, гдепервым ударом станет сообщение почтмейстера о перехваченном им письмеХлестакова, а вторым, заключительным, фраза опять фактически одна! жандарма,после которой наступит уже окончательное окаменение.
Такойразбор первого действия и движения сюжета в нем позволит вплотную подойти кпонятию миражной интриги. Но перед этим необходимо поговорить о ее носителеХлестакове.
Дляначала попросите ребят составить сводку биографических данных об этом герое.Пусть они догадаются, что помимо рассказа Осипа о барине эти данные можнопочерпнуть из оговорок самого Хлестакова в знаменитой сцене вранья (действие 3,явление 6); кроме того, и сами фантазии Хлестакова расскажут нам о егодействительной жизни, ибо они строятся прежде всего по принципу от противногочего лишен, о том и мечтаю. Однако вслед за выяснением всех биографическихподробностей следует перейти к осмыслению роли Хлестакова в общем конфликтекомедии. Роль эта весьма необычна. Гоголь неоднократно настаивал на том, чтоХлестаков главный герой. Постановка этого персонажа в центр комедии и придаетвсей пьесе фантастический, даже фантасмагорический характер. Почему этопроисходит
Преждевсего, попросим ребят записать в тетради следующее утверждение, принадлежащееИ.Кронебергу (цитируется по книге Ю.В. Манна Поэтика Гоголя ): Главное лицодраматического творения есть центр пьесы. Около него обращаются все прочиелица, как планеты около Солнца. Применимо ли оно к Хлестакову как главномудействующему лицу Можно ли сказать, что интересы большинства других героевнаправлены именно к нему Да целиком и полностью. Пусть учащиеся докажут этотекстом. Городничий связывает с Хлестаковым все надежды на удачный исходревизии, т.е. в конечном итоге на сохранение в неприкосновенности всего образаего жизни, которому так внезапно возникает угроза; в дальнейшем черезХлестакова же Городничий как и его жена и дочь надеется войти в высший свет,стать сильным мира сего, неожиданно, в один миг совершить головокружительнуюкарьеру. Практически все чиновники также видят в Хлестакове лицо, от которогозависит их дальнейшая судьба. Особенно отличается здесь Земляника, успевающийза небольшое время приема заложить множество своих приятелей и родственников сцелью продвижения по службе. Именно к Хлестакову идут с самыми сокровеннейшимипросьбами Добчинский и Бобчинский: один просит присвоить незаконнорожденномусыну его фамилию (современные дети часто не понимают, в чем смысл и остротаситуации, в таком случае расскажите им о судьбе А.Фета и его многолетней борьбеза право носить фамилию Шеншина), другой рассказать о своем существовании вПетербурге всем там вельможам разным или даже государю ( и это отнюдь не пустаяи смешная просьба; скорее всего, это своего рода попытка придать своей жизнинекоторый высший смысл, неосознанное стремление оставить после себя какой-тослед). В Хлестакове видят своего заступника купцы, пришедшие жаловаться наГородничего и прекрасно понимающие, что это уже последняя надежда или ихпросьбам внемлют, или пропадать совсем; к нему идут со своими бедами слесарша,у которой незаконно забрали в солдаты мужа, высеченная по ошибкеунтер-офицерская жена и еще целый ряд безымянных и даже не появившихся на сценефигур, показывающихся в перспективе открытой двери, пытающихся подать своипросьбы через окно… Иными словами, к Хлестакову устремился весь гоголевскийГород, от Городничего до простолюдина, причем с ним связывается исполнениесамых заветных, сокровенных надежд. В его руки оказываются вложенными судьбыпрактически всех людей этого города. И вся острота и необычность изображаемойситуации состоит в том, что Хлестаков ничего этого не понял… Да, он центрвселенной но ненастоящий, иллюзорный, мнимый. Он пустота, принятая за центр.Причем, как скажет впоследствии Городничий, в нем не было ни на полмизинцачего-либо похожего на ревизора. Он весь от начала до конца выдуман, сочиненсамими чиновниками.
Вспомним,при первой встрече с Городничим Хлестаков говорит правду о своем бедственномположении, о тюрьме, куда не хочет идти только эту правду никак не желаетвоспринимать сам Городничий. В дальнейшем Хлестаков никогда сознательно испециально не разыгрывает из себя ревизора все делают за него, даже центральнуюсцену вранья ведет совсем не он, как может показаться вначале. Собственно, ивраньем все произносимое Хлестаковым как-то не очень хочется называть,поскольку за враньем всегда ощущается присутствие некоей цели, которой оченьхочется достигнуть. Этой цели как раз нет у Хлестакова. Нельзя также в полномсмысле называть подношения денежные и натуральные, которые берет Хлестаков в 4действии, взятками. Хлестаков просто не понимает, что это взятки, поскольку ужон-то точно знает свое положение и не может даже представить, что все вручаемоеему дается с определенной целью. Происходящее воспринимается им как очередноепроявление милых нравов этого чудесного города, населенного чрезвычайноприятными и учтивыми людьми. Характерно, что и сам Гоголь настойчивоподчеркивал, что не следует воспринимать Хлестакова как традиционногокомедийного плута, пройдоху, поскольку в его поведении нет заведомого умысла;неслучайно он также сравнивал Хлестакова со щепкой, попавшей в водоворот.
Итак,в центре комедии оказывается человек, который менее всего способен вестиактивную игру. За всем действием, всей интригой ощущается этот большой нуль,поставленный в привычную для героев и зрителей позицию единицы. В этойпостановке и проявляется та самая миражная интрига, с которой мы и началиразговор. Вспомним, что интригой в драматическом произведении называют системудействий персонажа для достижения какой-то конкретной цели, включающую разногорода хитрости, тайные уловки и т.п.; что интрига это прерогатива активногоперсонажа; что существует фразеологизм с этим активным значением вести интригу. Типичный интриган это известный нам уже Тартюф. Он сознательно разыгрывает изсебя святошу, втирается в доверие к главе дома Оргону, выведывает у него весьмасекретные сведения, позволяющие в дальнейшем прибегнуть к шантажу, искусноссорит все семейство и получает обманным путем право на владение домом и т. п.Ничего этого нет у Гоголя. Он специально ставит в центр пьесы героя, недогадывающегося о положении, в которое он попал, и не пытающегося извлечь изэтого положения выгоду. Не герой ведет действие, а действие ведет героя таквесьма условно, но емко можно обозначить главную особенность построениякомедии. В этом состоит и своеобразие разработки Гоголем ходячего сюжета омнимом ревизоре, сразу же снимающее вопрос о разного рода заимствованиях, исуть понятия миражная интрига.
Какуже было сказано, именно такое построение интриги придает всей пьесефантастический характер. Без него комедия превратилась бы в обычную бытовуюисторию об обманутых вкладчиках. В этой связи интересно завершить знакомство скомедией разговором о различных ее интерпретациях и постановках. Это интереснотем более, что пьеса притягивает к себе деятелей театра и кино до сих пор,свидетельством чему является, к примеру, вышедший на экраны в прошлом годуфильм С.Газарова с целой плеядой знаменитейших актеров (в фильме заняты Н.Михалков, Е. Миронов, М. Неелова, З. Гердт, О. Янковский, А. Леонтьев и др.).Если позволяют технические возможности, можно целиком или частично показатьфильм в классе, с тем чтобы потом поставить чрезвычайно важную и спорнуюпроблему современной интерпретации классических произведений. Вопрос можносформулировать очень общо: сохранилось ли, на ваш взгляд, в этой киноверсиигоголевское начало комедии При всей любви к актерам и их подчас блестящей игреследует признать, что в фильме как раз отсутствует фантастичность в том самомпонимании, в каком мы вели о ней разговор на уроках. Произошло же это потому,что желая каким-то образом отойти от принятых канонов, дать оригинальнуютрактовку известному произведению, авторы фильма совершенно убрали из негоощущение того самого страха, которое и создает всю интригу, придавая миражамкажущуюся реальность (вспомним хотя бы начальную сцену, когда ГородничийН.Михалков паря ноги в тазу, неторопливо, спокойно сообщает чиновникам оприезде ревизора). Без этого ощущения, скрепляющего все действие в единоецелое, история о ревизоре распадается на ряд интересно ( или неинтересно)решенных сцен, не имеющих однако в своем решении практически ничего близкого кавторскому замыслу.
Послезавершения работы над комедией уместно провести сочинение. При подборе темрекомендуем наряду с традиционными, уже привычными дать несколько тем, которыепозволили бы прежде всего вам понять, насколько предложенный вами путь впроизведение оказался понятым и принятым ребятами. Вот примерные формулировки:Комедия Ревизор как гоголевское произведение; Фантастическое и его роль вповестях Гоголя и комедии Ревизор; Миражная интрига и способы ее создания;Хлестаков и Тартюф. Последующий анализ сочинений позволит еще раз вернуться коказавшимся трудными моментам и в целом уточнить всю систему уроков по комедии.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.sch57.msk.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :