Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Психологические отклонения у детей и подростков

Министерство  общего и профессионального образования
                                 Свердловскойобласти.
                  Реферат
         по биологии на тему:
     ''Психические отклонения
        у детей и подростков''.                                                       
                                                                                     Исполнитель:Таран Ю.А.
                                                                                        МОУ СОШ №48    
                                                                                                      9Б класс                                                                 Руководитель: Мезенцева Н.В.
                                                                              учитель биологии Iкатегории.
                                                                    
 
                           
                                Екатеринбург1999-2000
  
 
    СОДЕРЖАНИЕ.
I.                  
II.               
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ…………………………………………4
1.1 Понятие ''личность''………………………………………………….…4
1.2 Соотношение биологического и социального в личности…………..5
1.3 Теория личности………………………………………………………..7
1.4 Психологическая защита личности………………………………….12
2. ПСИХОПАТИЯ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА…………………… 16
2.1 Психопатоподобные состояния………………………………………16
3. Задержка психического развития у детей              (пограничная умственнаотсталость)……………………. 19
3.1 Психический инфантилизм……………………………………………20
3.2 Врожденная субдебильность………………………………………….22
3.3 Задержкаразвития в связи с ранним органическим повреждениеммозга………………………………………………………………………...23
3.4 Психогенно обусловленные задержки развития……………………..23
3.5 Задержка развития при сенсорной депривации……………………...24
4.Расстройства психическогоразвития у детей………….25
4.1 Расстройства развития речи…………………………………………...25
4.2 Расстройства экспрессивной речи…………………………………….25
4.3 Расстройство рецептивной речи………………………………………26
4.4 Расстройство речевой артикуляции…………………………………..26
4.5 Расстройство развития учебных навыков……………………………27
4.6 Расстройства чтения…………………………………………………...27
4.7 Расстройства развития экспрессивного письма……………………...29
4.8 Расстройство способности к арифметическому счету………………30
5.Олигофрения (умственнаяотсталость)……………………..31
5.1 Дебильность…………………………………………………………….35
5.2 Имбецильность…………………………………………………………36
5.3 Идиотия…………………………………………………………………37
6. Нарушения поведения уподростков………………………..39
6.1 Реакция отказа…………………………………………………………..40
6.2 Реакция протеста (оппозиции)…………………………………………40
6.3 Реакция имитация………………………………………………………42
6.4 Реакция группирования со сверстниками…………………………….43
6.5 Делинвентное поведение………………………………………………43
6.6 Реакция эмансипация…………………………………………………..43
6.7 Побеги из дома…..         ……………          ……………       ………………………….44
6.8 Дромомания…………………………..        ……..          ………………………….45
6.9 Реакция увлечения……………………………………………………...45
6.10 Реакция компенсации и гиперкомпенсации…………………………46
6.11 Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.46
6.12 Малолетняя проституция……………………………………………..47
III.     Вывод…………………………………………………………………….49
Список литературы…………………………………………………………….50
Приложение…………………………………………………………………….51
ВВЕДЕНИЕ.
Интерес человека к себе, к своему «Я», издавна был предметом особоговнимания. Поведение человека всегда,  такили иначе, сочетается с его представлением о себе и с тем, каким он хотел бы быть. Изучение свойствсамосознания адекватности самооценок, структуры и функций «образа ”Я”»представляет не только теоретический, но и практический интерес в связи с  формированием жизненной позиции личности.
 Человек, как известно,становится личностью в результате совместной деятельности и общения с другимиличностями.    
Круг общения старшеклассника составляет в основном учителя, родители,сверстники.
Взаимоотношения с учителями, родителями не могут быть проанализированыв полном объеме, так как подросток не обладает тем жизненным опытом, которымобладают взрослые. Следовательно, подросток не может адекватно оценить поступкии поведение учителя или родителей.
Совсем другая картина складывается во взаимоотношениях со сверстниками,с которыми ему приходится общаться в большей степени, и не только в школе.Например, мне бывает понятно то или иное поведение моих сверстников, их реакцияна различные ситуации. Иногда я бываю согласна с ними, иногда – нет, но почтивсегда понимаю, почему они поступили именно так. И все же, среди подростковвстречаются такие ребята, которых можно назвать ''белыми воронами''. Ониотличаются от всех либо своим поведением, либо своей внешностью. Я всегдахотела понять, почему? Что или кто ''заставляет'' подростков вызывающе себявести или иметь ''кричащий'' внешний вид. Поэтому цель моей работы – выяснить,какие бывают нарушения поведения у подростков, каковы их причины? А так какмногие нарушения поведения у подростков связаны еще и с детским возрастом, мнойрассмотрены вопросы задержки и расстройства психического развития у детей.
Многие могут сказать, что данные вопросы входят в компетенциюспециалистов: врачей, учителей, воспитателей и т.д. Но в моей работеиспользована только популярная литература, написанная профессионалами, но дляширокого круга читателей.
Выбирая эту тему и приступая к этой работе, я преследовала еще однуцель: мне хотелось бы серьезней прикоснуться к той информации, с которой я,возможно, свяжу свою дальнейшую профессию. 
          
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕЛИЧНОСТИ.
Понятие ''личность''.
Напротяжении веков человек  являетсяпредметом изучения многих и многих поколений ученых. Человечество познаетсобственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и вэтом познании психологии принадлежит особое место. Еще древний мудрец сказал,что нет для человека интересней объекта, чем другой человек, и он не ошибся. Воснове развития психологии лежит постоянно усиливающийся интерес к природечеловеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческомобществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми.
Само название предмета в переводе с древнегреческого означает, чтопсихология – наука о душе (психе – «душа», логос – «наука»). Область явлений,изучаемых психологией, огромна.
Необыкновенно сложна и многообразна психическая жизнь человека. Психологияизучает ее закономерности – восприятие человеком окружающего мира, мышление,чувства, формирование его психических свойств – потребностей, интересов,навыков, привычек, способностей, характера.
Важнейшая задача психологической науки – обнаружение техпсихологических свойств, которые характеризуют индивида и личность. Человек ужерождается на свет человеком. Строение тела появившегося на свет младенцапозволяет ему в дальнейшем овладеть прямохождением, структура мозга – развитьинтеллект,  строение руки обеспечиваетперспективу использования орудий труда т. д. Всеми этими возможностями младенец отличается от детенышаживотного. Тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческомуроду. Это отношение зафиксировано в понятии «индивид» – в отличие от детенышаживотного, от рождения и до конца жизни называемого особью.
В понятии «индивид» выражена родовая принадлежность человека, т. е.любой человек – это индивид. Но, являясь на свет, как индивид, человекприобретает особое социальное качество, он становиться личностью. Понять, чтотакое личность, можно только через изучение реальных общественных связей иотношений, в которые вступает человек. Закономерности психической деятельностичеловека и свойства его личности определяются конкретно-историческими условиямиего жизни. Личностные особенности  такжене даны человеку от рождения. Все люди принимают определенные психическиечерты, взгляды, обычаи и чувства в том обществе, в котором живут. Иногда личностьпонимается как замкнутая, независимая от мира духовная сущность, недоступнаянаучным методам исследования. Однако личность не может быть сведена только к совокупности произвольновыделенных внутренних психических свойств и качеств,  не может находиться в изоляции от объективныхусловий, связей и отношений с окружающим миром.
Наряду с понятием «личность» нередко употребляют понятие«индивидуальность». Что же такое индивидуальность человека? Личность каждогоЧеловека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующихее индивидуальность. Таким образом, индивидуальность – это сочетаниепсихологических особенностей человека, которые определяют его уникальность,своеобразие, отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в тех илииных чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, вкачествах познавательных процессов, в способностях, в индивидуальном стиледеятельности. Подобно тому, как понятия «индивид» и «личность» не тождественны,личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но нетождество. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностныхотношений, они оказываются несущественными для оценки личности  и не получают условия для развития. Поэтомуиндивидуальные особенности человека никак не проявляются до тех пор, пока нестановятся необходимыми в системе межличностных отношений. Итак,индивидуальность – лишь одна из сторон личности человека.
Соотношение биологического исоциального в личности.
Центральное место в психологической науке занимает проблема соотношенияв развитии  индивида биологического исоциального.
Каждое поколение людей застает общество на определенной ступени егоразвития и включается в ту систему общественных отношений, которая существует.Ему не нужно повторять в каком бы то ни было свернутом виде всю предшествующуюисторию человечества. Кроме того, включаясь в систему сложившихся общественныхотношений, каждый индивид приобретает и усваивает в этой системе определенныеправа и обязанности, общественную позицию, которые не похожи на функции ипозиции других людей. Культурное развитие индивида начинается с овладениякультурой того времени и той общности, к которым он принадлежит. Все развитиеиндивида подчиняется особому порядку законов.
Вместе с тем очевиден тот факт, что человек рождается как биологическоесущество. Его организм – это человеческий организм, а его мозг – эточеловеческий мозг. При этом индивид рождается биологически, а тем более,социально незрелым, беспомощным. Созревание и развитие организма человека ссамого начала протекает в   социальныхусловиях, которые неизбежно накладывают сильный отпечаток на эти процессы.Законы созревания и развития человеческого организма проявляются специфическимобразом, не так как у животных. Задачапсихологии состоит в том, чтобы раскрыть законы биологического развитиячеловеческого индивида и особенности их действий в условиях его жизни вобществе. Для психологии особенно важно выяснить взаимоотношения этих законов с законами психического развития индивида.Биологическое развитие индивида являетсяоснованием, исходной предпосылкой его психического развития. Но этипредпосылки реализуются в определенном обществе, в социальных действияхиндивида.  Развитие индивида начинаетсяне с нуля, не на пустом месте.  Стараяидея об исходной его основе как «tabularaza» (чистый лист, на котором жизнь пишет свои письмена) наукойне подтверждается. Человек рождается с определенным набором  биологических свойств и физиологическихмеханизмов, которые и выступают в роли такой основы.  Вся закрепленная система свойств и механизмовявляется общей исходной предпосылкой дальнейшего развития индивида,обеспечивающей универсальную его готовность к развитию, в том числе и кразвитию психическому.
Было бы слишком просто представлять дело так, что биологическиесвойства и механизмы выполняют какие-то функции лишь на начальной стадиипсихического развития, а потом исчезают. Развитие организма – процесспостоянный, и эти свойства и механизмы всегда играют роль общейпредпосылки  психического развития.  Таким образом, биологическая детерминантадействует в течение всей жизни индивида, хотя и по разному в различные периоды.
В психологии сейчас накоплено немало данных, раскрывающих особенностиощущений, восприятия, памяти, мышления и других процессов в разные  периоды развития человека. Ученые доказали,что психические процессы развиваются только в деятельности человека и в ходеего общения с другими людьми. Для того чтобы выявить законы, управляющиепсихическим развитием человека, необходимо знать, как изменяется биологическое  обеспечение развивающихся психическихпроцессов. Не изучив биологическое развитие организма, трудно понять идействительные законы психики речь идет о развитии той самойвысокоорганизованной материи, свойством которой является психика. Понятно, чтомозг как основа психики развивается не сам по себе, а в реальнойжизнедеятельности человека.  Важнейшиестороны развития – это овладение исторически сложившимися способамидеятельности и способами общения, освоение знаний и навыков и др.
Из всего сказанного выше сделать вывод: развитие индивида имеет сложный, системный характер и отличается  высокой динамичностью.  Попытки представить личность как сумму двухпараллельных или взаимосвязанных рядов – очень грубое упрощение, искажающеесуть дела.  Относительно связейбиологического и психического вряд ли целесообразно пытаться сформулироватьнекоторый универсальный принцип, справедливый для всех случаев.  Эти связи многоплановы и многогранны. Приодних обстоятельствах биологическое выступает по отношению к психическому какего механизм, при других – как его предпосылка. При некоторых условиях играетроль содержания психического отражения, при некоторых – роль фактора, влияющегона психическое развитие, или причины отдельных актов поведения. Биологическоеможет быть и условием для возникновения психических явлений т. д.
Еще более многообразны и многоплановы связи между психическим  и социальным. Это затрудняет изучение  тройственной структуры «биологическое –психическое – социальное». Соотношение социального и биологического в психикечеловека многомерно и многоуровнево. Оно определяется конкретнымиобстоятельствами психического развития индивида и по-разному складывается наразличных ступенях этого процесса.
Вернемся теперь к вопросу о психологической сущности личности.Охарактеризовать, что такое личность именно в ее содержательном психологическомплане, оказалось непростой для науки задачей. Решение этого вопроса имеет свою историю.
Теории личности.
Одним из самых популярных подходов к рассмотрению личности является типологический.  Еще с античных времен люди пытались связатькакие-то аспекты личности с физическими особенностями человека. Таким образом,выделялись различные типы личности и совокупности личностных черт, которыедолжны быть присущи этим типам.
Среди типологических классификаций, разработанных в XX в., следует отметить типологииКречмера (1925) и Шелдона(1954). Эти психологи предприняли попытку связатьповедение человека с его физической конструкцией. Согласно представлениямКречмера и Шелдона, высокие и худые люди (эктоморфный тип) чаще  всего бывают робкими, заторможенными,склонными к одиночеству и умственной деятельности. Сильные, мускулистые люди(мезоморфный тип) должны, как правило, отличаться динамичностью и стремлением кдоминированию. Среди невысоких людей с признаками тучности (эндоморфный тип)преобладают общительные, веселые и спокойные.
Оригинален подход к проблеме швейцарского психолога конца XIX-XX в К. Юнга. Он пытался истолковатьособенности поведения людей на основе аналогии со сложившимися  типами приспособления в природе. В живойприроде можно выделить два основных типа приспособления:
1.             
2.              плодовитости (млекопитающие).
   Точно также для одних людейнаибольшее значение имеют внешние предметы и события. Они как бы обращенывовне, живут так, как это соответствует объективно сложившимсяобстоятельствам.  Это люди, как правило,открыты, обходительны, часто веселы, доступны для окружающих, контактны.Представители другой категории, углублены в свою внутреннюю жизнь. Такогочеловека интересуют не столько внешние события, сколько собственныепереживания, собственная личность. Эти люди часто замкнуты, застенчивы, ихтрудно понять окружающим. Первых К. Юнг назвал экстравертами, вторых – интровертами.Каждый из нас обладает обоими механизмами – экстраверсией и интроверсией, итолько относительный перевес того или другого определяет тип. Исследованияпоказали, что экстра — и интроверсия очень ярко проявляются прежде всего вобщении, поэтому здесь легче всего определить, к какому типу вы относитесь.
 На первый взгляд подобные типологическиесхемы кажутся убедительными. Однако они не способны охватить все многообразие исложность человеческого поведения.
Что же касается типологии Кречмера и Шелдона, то возникает естественныйвопрос: может быть, реакции человека обусловлены не столько биологическимифакторами, сколько тем, как он воспринимает себя сам или тем, как онвоспринимается другими людьми? Например, разве мы не вправе ожидать, чтоиндивидуум атлетического сложения будет проявлять большую склонность к  доминированию и большую подвижность, чемневысокий упитанный человек?
Если авторы типологических классификаций рассматривали личность каккомплекс особенностей, свойственных определенной категории людей, то другиеисследователи пытались установить те черты личности, которые заставляют однихлюдей вести себя более или менее сходным образом в различных ситуациях и такимобразом делают их непохожими на других индивидуумов.
Согласно Олпорту (1956), человек может иметь от двух до десяти главныхчерт (трудолюбие, честность, деловые качества, любовь к музыке и др.), которыехарактеризуют его образ жизни. Кроме того, у него могут быть и многочисленныевторостепенные черты, которые соответствуют его установкам в различныхконкретных ситуациях.
Кэттелл (1956) определил шестнадцать параметров, по которым можнооценивать личность (замкнутость – открытость, серьезность – легкомысленность,застенчивость – дерзость, сообразительность – бестолковость и др.). ПоКеттеллу, ответы человека на вопросы анкеты позволяют построить профиль еголичности в соответствии со свойствами, которые он проявил.
Айзенк (1963) пытался определить личностные черты человека по двумосновным осям: интроверсия – экстраверсия (замкнутость или открытость) истабильность – нестабильность (уровень тревожности).
Таким образом, авторы данных психологических концепций считают, что дляраскрытия существа личности достаточно описать структуру качеств человека. Они разработали специальные опросники,с помощью которых можно описать индивидуальность человека, но никак не всюличность. Предсказать по ним дальнейшее поведение трудно, так как в реальнойжизни реакции людей далеко не постоянны и чаще всего зависят от техобстоятельств, с которыми человек столкнулся в определенный момент времени.
Отдельно от других подходов стоят теориисамоактуальности. Так, согласно Роджесу, всякий живой организм наделенстремлением заботиться о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать. Онобладает всей необходимой компетенцией, чтобы решать возникающие проблемы инаправлять должным образом свое поведение. Представление человека о самом себе,т. е. концепция собственного «Я», будет развиваться в соответствии соскладывающимися перед ним ситуациями и его собственными действиями.  Роджерс называет подобную системупредставлений реальным «Я».
Человек также склонен представлять себя и в идеальном образе, т. е. видеть себя тем, чем ему хотелось бы статьв результате реализации своих возможностей (идеальное«Я»). К этому идеальному «Я» и стремится «Я» реальное.
В каждом из нас, кроме того, существует и сильная потребность в самоуважении,заставляющая  человека требоватьположительного отношения к себе или к тому, что он делает. Если же, как эточасто бывает, другие одобряют наши эмоции, чувства, мысли и поведение лишьтогда, когда они соответствуют их собственным эмоциям, чувствам, мыслям иповедению, то очень вероятно, что мы станем скрывать свои истинные мысли ичувства и демонстрировать вместо них те, которые получат одобрение окружающих.В результате мы будем все меньше оставаться самими собою. Возникает разладмежду реальным «Я», формируемым средой, и той частью психики, от которой мыотказываемся. Это станет для нас источником тревоги. Напротив, если человекчувствует, что его принимают таким, каков он есть, то он раскрывает своиподлинные эмоции, чувства и мысли. Таким образом, личность уравновешена темлучше, чем больше согласия  междуреальным «Я» человека и его чувствами, мыслями и поведением. Это позволяет емуприблизится к своему идеальному «Я», а именно здесь суть актуализации.
Эриксон разработал теориюпсихосоциального развития личности.  По его мнению, человек на протяжении жизнипереживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста.Благоприятный или неблагоприятный исход каждого кризиса определяет возможностьпоследующего расцвета личности.
Начальный кризис человекпереживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нетосновные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. Вположительном случае у малыша развивается чувство глубокого доверия к окружающемуего миру, в отрицательном возникает недоверие к нему.
   Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно сформированием привычки к чистоплотности. Если родители понимают ребенка ипомогают ему контролировать естественные отправления, малыш приобретает опыт автономии. Напротив, чрезмернострогий или непоследовательный внешний контроль вызывает у ребенка стыд или сомнения, связанные главным образомсо страхом потерять способность управлять собственным организмом.
Третий кризис соответствуетвторому детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы,которые подрастающий человек постоянно строит и которые уму позволяютосуществить, способствуют развитию чувства инициативы. Наоборот, повторяющеесяпереживание неудач и безответственность могут привести к возникновениюпокорности и чувства вины.
Четвертый кризис происходит вшкольном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнениюбудущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методоввоспитания у ребенка развивается или вкус к работе, или чувствонеполноценности. Это относится и к использованию средств и возможностей, и кего статусу в среде сверстников.
Пятый кризис переживаютподростки обоего пола. Он связан с поиском образцов поведения. Этот процесспредполагает объединение прошлого опыта подростка с его потенциальнымивозможностями и выбором, который он должен сделать. Неспособность к выборуобразцов или связанные с этим трудности могут привести к «распылению» роли,которую подросток играет или будет играть в социальной и профессиональнойсферах, либо к путанице ролей.
Шестой кризис свойственмолодым взрослым людям. Этот кризис связан с поиском близости с любимымчеловеком, вместе с которым юноше (девушке) предстоит совершить цикл «работа –рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие.Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию насамом себе.
Седьмой кризис человекпереживает в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранениярода, которое выражается главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию».  Этот период жизни отличается высокойпродуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Однако, еслиэволюция  супружеской жизни идет нежелательнымпутем, она может застыть в состоянии псевдоблизости, что обрекает супругов насуществование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.
Восьмой кризис переживает вовремя старения. Он знаменует собой окончание жизненного пути. Человек подводититоги своей жизни и осознает ее как единое целое, в котором уже ничего нельзяизменить. 
Как полагает Пекк,  чтобы  чувство полноценности могло развиватьсясвободно, человеку необходимо преодолеть триподкризиса. Первый подкризис заключается в переоценке человекомсобственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих вплоть доухода на отдых остается главной. Второй подкризис связан с осознанием фактаухудшения здоровья и старения тела, что требует от человека выработки у себя вэтом плане необходимого равнодушия. Наконец, в результате третьего подкризиса у человека исчезаетсамоозабоченность и формируется готовность без ужаса принять мысль о смерти.
Свой подход к пониманию проблемы нашел А. В. Петровский. Ученый дает следующее определение личности: « Личностью в психологии обозначаетсясистемное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметнойдеятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленностиобщественных отношений в индивиде».
О личности Петровский говорит также как о «сверхчувственном» качествеиндивида. «Сверхчувственным» данное качество называют потому, что его нельзяощутить, хотя его носителем является индивид со всеми его врожденными иприобретенными свойствами. Очевидно, что человек обладает вполне чувственными,т. е. доступными восприятию  с помощьюорганов чувств, свойствами – телесностью, индивидуальными особенностямиповедения, речи мимики и др.
Рассматривая личность как «сверхчувственное» системное качество, А. В.Перовский дает новое толкование ее структуры. Он выделяет три уровнярассмотрения и проявления личности:
1-й уровень рассмотрения – интраиндивидный: личностьрассматривается как индивидуальность, как то, что отличает ее от другогочеловека. Здесь представлены качества личности, которые даны человеку отрождения. Таким образом, личность выступает как свойство, присущее самомусубъекту. К этим качествам можно отнести скорость реакции, темперамент,чувствительность, умственные способности личности, которые проявляются в любыхситуациях, в которые попадает индивид.
2-й уровень – интериндивидный. Здесь сферой  определения и существования личностистановится «пространство межиндивидных связей». Это те качества личности,которые могут проявиться  только привзаимодействии человека с другими людьми. Например, наблюдая человека водиночестве, не скажешь, добрый он или нет. Для этого надо узнать, как он ведетсебя с другими людьми: знакомыми, незнакомыми, родственниками, коллегами.  Или такое качество, как грубость. Представьтесебе человека, который попал на необитаемый остров. Можем ли мы сказать о нем,что он грубый? Очевидно, нет, так как грубым человек может быть только поотношению к другому, но не к себе самому. То же относится к таким чертамличности, как общительность, внушаемость, стремление к лидерству или подчинениюи др.
3-й уровень – метаиндивидный. Он определяет тевоздействия, которые вольно или невольно, личность оказывает своейдеятельностью (индивидуальной и совместной) на других людей. На данном уровнеличность воспринимается уже под новым углом зрения: ее важнейшиехарактеристики  предлагается искать нетолько в ней самой, но и в окружающих.
Из сказанного следует что, навыки и знания не усваиваются сами по себе– они воспитываются только в комплексе с личностью того человека, которыйвыступает в качестве учителя. Например, школьные предметы. Они нравятся не самипо себе, привлекают не своим содержанием. Интерес к учебным предметам зависитот того, какой педагог их преподает. Ученик не раскладывает знания у себя в головепо полочкам, но персонализирует их как принадлежность идеального образаучителя.
Каждая личность ощущает в той или иной мере потребность вперсонализации – желание продолжить себя в других, стремление «быть настоящейличностью».
Объективная потребность в персонализации – потребность в полагании себяв других, воздействии на другого путем создания у него долговременных образовсебя, стремление вкладывать себя в других – может переживаться человекомсубъективно, как потребность в славе, дружбе, уважении, лидерстве, внимании ит. п.  Эта потребность выступает восновном неосознанно.
Человек персонализируется в конкретной деятельности и общении, когдадемонстрирует другому различные стороны своей личности. В некоторых случаях учеловека отсутствуют средства персонализации, т. е. у него нет оригинальныхмыслей, остроумия, доброты, воли и др. – того, что называют богатством души.Тогда некоторые используют кажущийся эффектным, но, по сути, тупиковый путьалкогольного опьянения.  Не случайноглавный вопрос алкоголика – «Ты меня уважаешь?» (это означает: «Есть личто-нибудь от меня к тебе?»).
Такие люди во что бы то ни стало хотят быть персонализированными вком-то. Однако у окружающих отсутствует готовность принять этот «дар». Как тутбыть?  Алкоголик, для которого спиртноеравноценно жизни, необычайно легко делится им с собутыльником и беспокоится,если в компании оказывается трезвый. Алкоголику необходимо снизить барьер,препятствующий персонализации, а  этоможно сделать, только напоив другого и уравнять его с собой на началах взаимнойквазиперсонализации. Почему «квази»? Потому что никакого изменения в личностипьяница не производит, так как не располагает соответствующими средствами.
Вывод: личность может быть характеризуема только в единстве всех трехпредложенных аспектов рассмотрения.
Психологическая защита личности.
В повседневной жизни  человекачасто встречаются ситуации, при которых та или иная потребность по каким-либо причинам не может  быть удовлетворена. Например, ученикуочень  хочется в день рождения мамыполучить пятерку за контрольную, но учитель ставит оценку «три». Или жестаршеклассник приходит на дискотеку, чтобы потанцевать с девочкой, которая емунравится, а та уже танцует с более красивым и сильным юношей.  В таких случаях поведение регулируется спомощью механизма психологическойзащиты. Психологическая защита определяется как нормальный механизм,направленный на предупреждение расстройств поведения. Психологическаядеятельность такого рода проявляется в форме специфических приемов переработкиинформации, которые позволяют сохранить достаточный уровень самоуважения вусловиях эмоционального конфликта.  Так,если кто-то, освоив работу на компьютере, станет чувствовать себя грамотнымчеловеком, то те, кому это не дается, вряд ли будут сильно расстроены. Скореевсего, они станут презирать «ненормальных компьютерщиков» и говорить о вредепроизводимого компьютером излучения.
Механизм психологической защиты связан с пересмотром системы ценностейличности, изменением ее иерархии. Благодаря этому личность может снижатьуровень  значимости переживания и сводитьк минимуму психологически травмирующие моменты. Р. М. Грановская считает,что  функции психологической защиты посвоей сути противоречивы: с одной стороны, они способствуют лучшему приспособлениючеловека к собственному внутреннему миру, а с другой – могут ухудшить егоотношения с внешней социальной средой. Мы охотно защищаем свой образ «Я», приписывая неудачи влиянию внешнихфакторов («Я себя плохо чувствовал»; «Я слишком поздно засиделся и не отдохнулкак следует»),  а не дефициту умений илиспособностей. Это позволяет сохранить самооценку и имидж.
В психологии давно известен феноменнезавершенного действия. Он проявляется в том, что всякое препятствие ведетк прекращению действия до тех пор, пока оно не будет преодолено или человек неоткажется от преодоления. В работах многих исследователей установлено, чтонезавершенные действия как бы заставляют человека стремиться их закончить.  Если же непосредственно завершить действиеневозможно, человек начинает предпринимать так называемые замещающие действия.Можно полагать, что механизмы психологической защиты – это и есть некоторыеспециализированные формы замещающих действий.
Защитные механизмы начинают действовать, когда достижение цели нормальнымспособом невозможно или когда человек полагает, что оно невозможно. Людипо-разному реагируют на трудности. Одни собираются с силами, удваивают энергиюи преодолевают препятствия. Другие отрицают их существование и отвергают своижелания, как если бы тех не существовало. Третьи находят выход в самооправданиии снисхождении к себе, и даже в самообмане. Все это можно рассматривать каксвоеобразную защиту, которая оберегает внутренний мир личности, не допускает ксознанию то, что его может обеспокоить.
Среди механизмов психологической защиты чаще всего упоминают агрессию, отрицание, вытеснение, проекцию,идентификацию, рационализацию, замещение, отчуждение др.  Рассмотрим характеристики некоторых изназванных способов психологической защиты.
Под агрессией обычно понимаютповедение, направленное на причинение вреда кому-либо.  Нетрудно представить поведение человека,пытающегося срочно позвонить по телефону-автомату, когда тот «проглотил»последний жетон. Скорее всего, человек ударит по аппарату, желая вызволитьжетон. Тем самым он проявит агрессию, которая снизит его внутреннююнеудовлетворенность. Агрессия может проявиться и позже, когда человек вернетсядомой, а его сынишк


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Русский язык в условиях формирования российской нации
Реферат Особенности памяти у подростков
Реферат Формы и методы развития познавательного интереса у старших школьников
Реферат Влияние физического воспитания в семье на общую физическую подготовку учащихся младшего школьного
Реферат Анализ использования потенциала предприятия
Реферат Синонимия русского языка
Реферат Анализ годового плана экономического развития предприятия на примере ООО "Пансионат "Югра"
Реферат Hinduism Essay Research Paper The word Hindu
Реферат Чикано
Реферат История Венесуэлы
Реферат Agrarian Discontent In The Late 1800s Essay
Реферат Нестор Літописець про Золоті ворота
Реферат Native American Gender Roles Essay Research Paper
Реферат Прикладное ПО Пользовательские интерфейсы и классы ПО
Реферат Организация работы испытательной лаборатории на примере Товарищества с ограниченной ответственно