Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Предмет формальной логики

МосковскаяГосударственнаяАкадемия Приборостроения и Информатики                                                                                                           Кафедра философии.                          Реферат                                   тема:«Предметформальнойлогики»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Выполнила:Бадяутдинова Г.Р.
                                                                                                    ЭФ-41 курс 0605                                                                                             Проверил:БлажкоН.И.                                                                              Москва                                               2004                                                     План
              Введение       1. Логикаформальная и диалектическая.2. Основныеэтапы развития логической науки3. Логика иформирование культуры мышления    4. Заключение       5. Списокиспользованной литературы                                                                                                                 Введение
 
 
            Каждый человек обладаетопределенной логической культурой, уровень которой характеризуется тойсовокупностью логических приемов и способов рассуждения, которыечеловек понимает.Атакже совокупностью логических средств, которые ониспользует в процессе познания и практической деятельности.
            Логическая культура приобретается входе общения, учебы в школе и ВУЗе, в процессе чтения литературы.
            Логика систематизирует правильныеспособы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляетлогические средства для точного выражения мыслей, без которого оказываетсямалоэффективной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и кончаянаучно-исследовательской работой.
            Знание логики является  неотъемлемой частью юридического образования.Оно позволяет правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкиепланы расследования преступлений, не допускать ошибок при составленииофициальных документов, протоколов, обвинительных заключений, решений ипостановлений.
            Знаменитые юристы всегда использовализнание логики. В суде они обычно не ограничивались простым несогласием,например с доводами обвинения, если видели в них логическую ошибку. Ониобъясняли, какая ошибка допущена, говорили, что эта ошибка специальнорассматривается в логике и имеет особое название. Такой довод оказывалвоздействие на всех присутствующих, даже если присутствующие никогда не изучалилогики.
            Знание правил и законов логики неявляется конечной целью ее изучения. Конечная цель изучения логики — умениеприменять ее правила и законы в процессе мышления.
            Истина и логика взаимосвязаны,поэтому значение логики невозможно переоценить. Логика помогает доказыватьистинные сужения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично,правильно. Логика нужна всем людям, работникам самых различных профессий.
            Итак, логика  — это философская наука о формах, в которыхпротекает человеческое мышление, и о законах, которым она подчиняется.
              Логикаформальная и диалектическая.
      Слово “ логика ”происходит от древнегреческого слова “ логос ”, которое можно перевести как “понятие ”,  “ разум ”,  “ рассуждение ”..  Внастоящее время оно употребляется в следующих основных значениях.
·       Во-первых,этим словом обозначают закономерности в изменении и развитии вещей и явленийобъективного мира. Закономерности в изменении и развитии вещей и явленийобъективного мира называют объективной логикой.
·       Во-вторых,словом “логика” обозначают особые закономерности в связях и развитии мыслей.Эти закономерности называют субъективной логикой. Закономерности в связях иразвитии мыслей являются отражением объективных закономерностей.
      Логикой называют также науку озакономерностях в связях и развитии мыслей.
Логика- сложный, многогранный феномен духовной жизни человечества. В настоящее времясуществует великое множество самых разных отраслей научного знания. Взависимости от объекта исследования они делятся на науки о природе — естественные науки и науки об обществе — общественные науки. В сравнении с нимисвоеобразие логики заключается в том, что ее объектом выступает мышление.                    Основные этапы развития логическойнауки
 
 
      Современная логика как наука о законах иформах человеческого мышления включает в себя две относительно самостоятельныенауки: логику формальную и логику диалектическую.
     Формальнаялогика — это наука о формах мышления, о формально-логических законах и другихсвязях между мыслями по их логическим формам.Формальнаялогика является наукой о правильном мышлении, исследует и систематизирует такжетипичные ошибки, совершаемые в процессе мышления, то есть типичные алогизмы.При применении средств, вырабатываемых формальной логикой, можно отвлекаться отразвития знания. Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структуру общуюдля различных по содержанию мыслей. Рассматривая понятия, она изучает неконкретное содержание различных понятий, а понятия как форму мышления. Изучаясуждения, логика выявляет общую структуру для различных по содержанию суждений.Формальная логика изучает законы, обуславливающие логическую правильностьмышления, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующимдействительности, познать истину. Мышление, не подчиняющееся требованиямформальной логики, не способно правильно отражать действительность. Поэтомуизучение мышления, его законов  и формнужно начинать с формальной логики.
      Формальная логика -одна издревнейших наук.Отдельные фрагменты логическойнауки начинают  разрабатываться с 6 в. до н. э.в    
Древней Греции и Индии.Индейскаялогическая традиция распространилась позднее в Китае, Японии. Тибете,Монголии, на Цейлоне и в Индонезии, агреческая — в Европе ина Ближнем Восток.
      Первоначальнологикаразрабатывалась в связи с запросами развития ораторского искусства как частьриторики.Это связьпрослеживается в Древней Индии, древней Греции и Риме. Так, вобщественной жизни Древней Индии в период, когда проявился интереск логике, дискуссиибылипостоянным явлением.Об этом пишет известный русскийвостоковед академик В.Васильев:
«….Как видно,право красноречия и логических доказательствбылодо такойстепени неоспоримо в Индии, что никто не смел уклонится от вызова на спор.(Васильев В.Буддизм, его догматы, история и литература.СПб.,1857-1869.Ч.1, стр.67-68)
      Дискуссии были распространеныи в ДревнейГреции. Выдающиеся ораторы пользовались большим уважением,их избирали на почетные государственные должности, отправлялипослами в другие страны.
       Иногдапри определениипобедителя дискуссии мненияприсутствующих разделялось.Это выдвинуло на повестку днязадачу разработать правила логики, которые позволяли бы избежать такихразногласий и приходить к единому мнению.
      Другимстимулом развития логики были запросыматематики.
      ВДревней Греции проблемы логики исследовали Демокрит(ок. 460- ок.370 дон.э.), Сократ(469-399 до н. э.), Платон(427-347до н. э.). Однако основателем науки логики по праву считается величайший мыслительдревности,ученик Платона- Аристотель(384- 322 до н. э.). Аристотель впервыеобстоятельно систематизировал логические формы и правила мышления. Он написалряд сочинений по логике, которые впоследствии были объединены под общимназванием «Органон».
      Логика, основаннаяна учении Аристотеля, существовала до начала 20 в..Она носит названиетрадиционной формальной логики.
Формальнаялогика в своем развитии прошла два основных этапа.       Первый этап — это связь с работами Аристотеля, вкоторых дано систематическое изложение логики. Основнымсодержанием логики Аристотеляявляется теория дедукции, также содержаться элементы математической логики.Аристотель сформулировал основные законы мышления: тождества, противоречия иисключенного третьего, описал важнейшие логические операции, разработал теориюпонятия и суждения, обстоятельно исследовал дедуктивное умозаключение. Учение осиллогизме составило основу одного из направлений современной математическойлогики — логике предикатов. Дополнением к этому учению была логика античныхстоиков (Зенон, Хрисипп и других). Логика стоиков — основа другого направленияматематической логики  — логикивысказываний.          Следующими, кто развил учениеАристотеля, следует назвать Галена; Порфирия, который разработал схему,отображающую отношения между понятиями; Боэция, сочинения которого были логическимипособиями. Логика развивалась и в средние века, однако схоластика исказилаучение Аристотеля, приспособив его для обоснования религиозной догматики.                                                                                                          Значительны успехи логической наукив Новое время. Важнейшим этапом в ее развитии явилась теория индукции,разработанная Ф. Беконом. Он подверг критике дедуктивную логику, которая неможет служить методом научных открытий. Методом должна быть индукция.Разработка индуктивного метода — огромная заслуга Бекона. Методы дедукции ииндукции не исключают друг друга, а дополняют. Дж. С.Милль систематизировалметоды научной  индукции. Дедуктивнаялогика Аристотеля и индуктивная логика Бекона — Милля составили основуобщеобразовательной дисциплины и составляют основу логического образования внастоящее время.
       Начало 20 в. знаменует своеобразная научнаяреволюция в логике, связанная с широким применением методов так называемойсимволической, или математической, логики.Идеи ее высказаны немецкимученым Г.В. Лейбницем(1646-1716):
«….Единственноесредство улучшитьнаши умозаключения- сделать их,как  и у математиков, наглядными, так,чтобы свои ошибки находить глазами, и, ели среди людей возникнет спор, нужносказать:«Посчитаем!»,логдабез особых формальностей можно будет увидеть, кто прав.(Цит. по:Стяжкин Н.И.Формирование математической логики.М.,1967.стр.217.)»
      Второй этап — этопоявление математической логики. Философ Г. В.Лейбниц считается основоположником. Он пытался построить универсальный язык, спомощью которого споры между людьми можно было разрешить посредствомвычисления. Математическая логика изучает логические связи и отношения, лежащиев основе дедуктивного вывода. Для выявления структуры вывода строят различныематематические исчисления.                                                                                                 
      Другимоснованием деления логики служит различие применяемых в ней принципов, накоторых базируются исследования. В результате такого деления имеем классическуюлогику и неклассические логики. В.С. Меськов выделяет принципы классическойлогики:               
·       областьисследования составляют обыденные рассуждения


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :