Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Медитация как метод изменения сознания

МГУ
                 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ.
                 Кафедра общей психологии.






          МЕДИТАЦИЯ КАК МЕТОД ИЗМЕНЕНИЯСОЗНАНИЯ.






                                       Курсоваяработа
                                       студента 1курса
                                      Константинова А.В.



                                      Научный  руководитель
                                      Кучеренко В.В.



                        Москва 1995.


.

                           — 2 -


                        ОГЛАВЛЕНИЕ.




                                                       Стр.

Введение                                                3

Сознание в светенекоторых концепций психологии          4

Обычное сознаниекак иллюзорное состояние               10

Измененныесостояния сознания                          13

Медитация какметод изменения сознания                 18

Библиорафия                                             27





.

                           — 3 -


 ш2
     " Никакая оценка Вселенной в ееполноте не  может  быть
окончательной,  если она  оставляет  в стороне другие формы
сознания. Вопросо том как их оценить-ведь они столь отличны
от нашегообычного сознания.  Тем не менее онимогут опреде-
литьпозиции,  хотя и не могут датьформул,  и могут открыть
некую  область, хотя  и не могут предоставить еекарту.  Во
всяком случае,они запрещают нам преждевременно ставить точ-
ки над i в нашейоценке реальности."
                         В. Джемс«Многообразие религиозного
                                                    опыта".


                         ВВЕДЕНИЕ.


     Приход медитации  на запад  ознаменовался  быстротой и
размахом. Нарядус другими психотехниками, расширяющими соз-
нание, позволяющими  выйти за границы обычных представлений о
себе и мире,  многие формы медитации предлагают то,  в  чем,
очевидно,  нуждается наша культура и чего ей недостает.Нес-
мотря нанастороженное отношение многих исследователей (нап-
ример,  Юнг считал, что путем имитации методов, взращенных
совсем инымипсихологическими условиями,  ничего недобьешь-
ся«современем Запад изобретет собственную йогу») все больше
людей привлекаетвозможость обнаружения и  развития  скрытых
возможностей,  выходящих за рамки наличных культурных норм.
Однако отсутствиенаучного осмысления  этих  возможностей в


                           — 4 -

результате  игнорирования их  большей частью научного сооб-
щества превращаетиспользование таких психотехник в игру со
многиминеизвестными,  подчас опасную. Необходимы«картогра-
фиивнутреннего  пространства",  опирающиеся на  дальнейшую
разработкуфундаментальных для психологии вопросов о природе
сознания.


      СОЗНАНИЕ В СВЕТЕ НЕКОТОРЫХ КОНЦЕПЦИЙПСИХОЛОГИИ.

     Сознание как категория отличная от«психики»,  была вы-
делена  уже в  философской концепции,  созданной Декартом и
Локком.«Сознание есть восприятие того, что происходит у че-
ловека в егособственном уме,"-писал Локк, тем самым отделяя
его отнепосредственного восприятия внешних объектов и расс-
матривая как однуиз функций психического. Сознательная пси-
хика человекастала противопоставляться бессознательной пси-
хике животных.
     Развитие психологии поставило вопрос офакторах,  опре-
деляющихсознание,  рамках в которых происходитосознание. В
XVII веке этотвопрос ставился как проблема выделения «алфа-
вита человеческихмыслей",  у Канта появились«априорные ка-
тегорииразума",  такие как  время, пространство,  причина,
субстанция,  выйти за рамки которых,  по Канту, человеческий
разум не всостоянии. Гегель говорил о фиксации сознательно-
го отражения взнаковой форме, подходя к проблеме о структу-
рировании,категоризации реальности в сознательном отражении


                           — 5 -

посредствомзнаков.  Наконец, уже в начале нашеговека Дюрк-
геймпоказывает,  что эти категории,«костяк разума», как он
их называет,обусловлены социально; даже такие фундаменталь-
ные явления каквремя и пространство могут по-разному струк-
турироваться  и тем  самым по-разному осознаватьсяв разных
обществах.
     Все эти положения  были подытоженыВыготским на основе
его теориикультурно-исторического происхождения высших пси-
хическихфункций.  Развитие психики человека, поВыготскому,
обусловлено восновном не законами биологической эволюции, а
законамиисторического развития общества. Высшие психические
функции,сформированные в результате интериоризации-преобра-
зования  внешних средств  управления поведением(знаков) во
внутренние.Благодаря связи и соотношению этих функций, соз-
нание  имеет системное строение.  Знак (преждевсего слово)
своим значениемопосредует процесс непосредственного  внут-
реннегочувственного отражения мира. Значение, как позже пи-
сал Леонтьев,-это«обобщение, известная система связей и от-
ношений,идеальная, духовная форма кристаллизации обществен-
ного опыта.Индивидуальное сознание по своей природе общест-
венно, так как впроцессе общения усваивает уже выработанные
в обществезначения, причем усваивает не сразу в готовом ви-
де.
     На основе своих исследований Выготскийвыделил три  ос-
новные  ступени развития  обобщений,  системы значений при
взрослениичеловека.  В онтогенезе сознания ребенокпроходит
через стадиюсинкретов — непосредственно-чувственных, не за-
висимых отреальных отношений обобщений. Затем обобщения ре-


                           — 6 -

бенка  приобретают характер комплексов — наглядно-ситуацион-
ных обобщенийна  основе  действительных  связей конкретных
предметов. Высшиепроявления комплексного мышления — псевдо-
понятия,  уже очень трудно отличить от  понятий -  наиболее
развитых  форм обобщения,  построенных на основелогических
связей междуабстрактным содержанием других обобщений. Осоз-
нанность дляВыготского — возможность выражения одних значе-
ний через другиена основе системности организации значений.
Если  применить грубую аналогию с компьютером,  сознание для
Выготского — некое информационное содержание, программа, уп-
равляющая  перекодировкой поступающих сигналов наязык,  по-
нятныйкомпьютеру; такая перекодировка и есть осознание.
     Леонтьев, продолжая линию Выготского,подчеркивает роль
деятельности какв онтогенезе сознания,  так и в егоистори-
ческом  развитии. «Специфически  человеческиеспособности и
функции,- писалЛеонтьев,- складываются в процессе овладения
индивидом миромчеловеческих предметов и явлений... Процесс
овладенияосуществляется в ходе развития реальных отношений
субъекта к миру.Отношения же эти зависят не от субъекта, не
от егосознания,  а определяютсяконкретно-историческими ус-
ловиями,  в которых он живет,  и тем как складывается в этих
условиях егожизнь."
     В основе сознания,  по Леонтьеву, лежит индивидуальная
системазначений,  данных в единстве с  чувственной тканью,
связывающей  через перцепцию сознание с предметныммиром,  и
личностнымисмыслами, определяющими пристрастность сознания,
его  связь с мотивационно-потребностнойсферой,  отделяющими
сознаваемоеобъективное значение от значения для  субъекта.


                           — 7 -

Зазначениями,  по Леонтьеву, скрываютсяобщественно вырабо-
танные способыдействия.  Язык в такой трактовке — идеальная
формасуществования предметного мира.  Лишьязык как система
значенийокончательно отделяет (эмансипирует по Гегелю) мир
объектов  от субъекта за счет устойчивости содержаниязначе-
ний.  На более ранних стадиях развития психикиотражение го-
раздо  более субъективно.  Для животных с сенсорной психикой
раздражителилишены предметных (объектных) качеств, «объект
репрезентирован  субъекту в форме его переживаниясубъектом"
(Петренко).  Появление предметного  образа на  перцептивной
стадии  психики позволяет воспринимать объект какобладающую
формой,  удаленностью и другими параметрамицелостность. Но,
поЛеонтьеву,  эти параметры воспринимаютсяв зависимости от
их наличного биологическогосмысла. Репрезентация объектов в
форме  образов зависит от мотивационно-потребностнойсферы и
эмоциональногосостояния субъекта.  Лишь структуры  сознания
позволяютдобиться определенной объективности отражения. Но
в то же времяотражение в знаковой форме не просто фиксирует
поступающуюинформацию,  а изменяет ее,  дополняя, обобщая и
вводя новые связии отношения.
     Изучение генезиса,  строения и функционирования индиви-
дуальной системызначений как основной  образующей  сознания
было продолжено врамках психосемантики. Значение в психосе-
мантике — это«обобщенная идеальная модель объекта в созна-
ние  субъекта, в  которой фиксированысущественные свойства
объекта,  выделенные в совокупной общественнойдеятельности"
(Петренко).Значения могут фиксироваться не только с помощью
слов,  но и в форме умений,  ритуалов, визуальных символов,


                           — 8 -

жестов  и т.д.  Как  показали исследования школы грузинских
психологов,созданной Д.Н.Узнадзе, в ходе процессов восприя-
тия формируютсятакие системы отношений,  которые неосозна-
ются  воспринимающим  субъектом, но  детерменирует  процесс
восприятия.  Эти принципиальные схемы познавательнойсаморе-
гуляции — установки,  можно также рассматриватькак  системы
значений.
     Психосемантический подход не ставитпреграды между соз-
нательным ибессознательным, для него существуют лишь разные
степениосознанности. Действительно, процесс осознания всег-
да происходит вформе динамики образов.  В поле сознаниятем
больше образов,чем больше оно структурировано, т.е. расчле-
нено  на элементы,  между которымиустановлены определенные
связи иотношения.  Таким образом,  чем сильнее опосредовано
восприятие черезструктуру значений,  чем сложнее этаструк-
тура,  тем больше степень осознаниявоспринимаемого  образа.
При этом субъектосознает не значения,  а сам образ,«струк-
туры  значения, опосредующие  восприятие,   непосредственно
вплетены  в ткани образа." «В тойстепени,  в какой восприя-
тие, память,мышление или иной психологический процесс опос-
редованы  значением,- пишет Петренко,- они являютсяпотенци-
альноосознаваемыми." Для иллюстрации этой гипотезы Петренко
и Кучеренко былипроведены опыты,  в которых испытуемомупод
гипнозомзапрещалось  видеть  некоторые объекты.  При  этом
воспринимались,  но  неосознавались не только «запрещенные»
объекты:предметы, семантически связанные с ними, также сли-
вались с фоном.
     Итак, для психосемантики категоризация(процесс отнесе-


                           — 9 -

ния единичногособытия, объекта, переживания к некоему клас-
су) фактическитождественна осознанию. Здесь подразумевается
осознание  объекта, который  категоризуется;  в современной
психологии вопросо сознании без  объекта  не ставится  или
считаетсяабсурдным.
     В то же время некоторые исследователиотделяют  процесс
осознания отпроцесса категоризации (не отрицая невозможнос-
ти одного бездругого).  Например,  Ч.Тарт настаивает на су-
ществовании  базового внимания-осознания (attention-aware-
ness),  направленность которого, его фокус, можетнаходиться
под  контролем воли.  Оно понимается Тартом как некая психи-
ческаяэнергия,  активирующая те или иныесистемы подсистемы
сознания.  Необходимость в постулировании существованиявни-
мания-осознанияосновывается на фактах наличия категоризации
без осознавания.В психологических системах психоаналитичес-
кого  направления бессознательное  психическое  чаще всего
рассматриваетсякак совокупность низших проявлений психики -
инстинктов,  автоматизмов, разного рода вытесненныхпроявле-
ний.  Но фактический материал истории науки, в частности о
деятельностикрупных ученых, свидетельствует о том, что нео-
сознаваемые  мыслительные процессы могут быть высшимипрояв-
лениямиинтеллектуального творчества.  Подобныепроцессы не-
возможны в рамкахнаглядно-образного мышления,  безопериро-
вания сложнымипонятиями, выражения одних понятий через дру-
гие.  Одним из существенных моментов продуктивного мышления
при решении новыхдля человека задач является перерыв в дея-
тельности,  который может смениться пониманием существенных
для даннойситуации связей и отношений ее составляющих (яв-


                           — 10 -

ление инсайта).
     На подобные процессы  частично проливают  свет  данные
нейропсихологическогои электрофизиологического анализа дея-
тельности.  По материалам В.Н.Пушкина показатели  реоэнцефа-
лографии(РЭГ),  регистрирующие кровоснабжениемозга, растут
в лобных областяхкоры при повышении  общеличностной  напря-
женности прирешении задачи, если испытуемый ориентирован на
людей,  оценивающих его  интеллектуальные  возможности. При
ориентациииспытуемого на сам процесс решения показатели РЭГ
растут в теменно-височнойобласти.  В случаях одновременного
личностного  и познавательного  напряженияпоказатели РЭГ в
этих областяхрастут синхронно. На основании этих и большого
количества другихданных (травмы,  патологии) Пушкинымдела-
ется вывод о том,что существуют два крупных блока психичес-
кой  саморегуляции -  личностный ипознавательный,  которые
анатомическипредставлены соответственно  лобными  долями и
теменнойобластью.

         ОбЫЧНОЕ СОЗНАНИЕ КАК ИЛЛЮЗОРНОЕСОСТОЯНИЕ.                 

     Итак, соэнание  воспринимает и  осмысливает реальность
так,  и в той мере, как это позволяют емуспособности, сфор-
мированные  этой же  реальностью,  в первую очередь- реаль-
ностью, социальнои культурно обусловленной.
     Восточные философско-психологическиеучения,  о которых
пойдет речь нижев связи с медитацией, в основе своей содер-
жат  идею о том, что обычное состояниечеловеческого сознания
есть нечто такое,что могло бы быть выражено как некая иллю-


                            — 11 -

зия, соннаяву, гипнотическое бодрствование, неведение.Индуис-
ты называют это«майа»,  буддисты-«самсара».Основной  целью
медитации, по ихмнению, является освобождение от этой иллю-
зии,  «просветление», «видение»мира таким, каков он есть на
самом деле.
     В свяэи с этим важно рассмотреть вопрос отом, насколь-
ко  соэнательное отражение соответствует действительности с
точки зрениясовременной науки.
     По Ч.Тарту, сознание  человека подвергается троякой де-
терминации.Во-первых,  оно детерминируется физическими зако-
нами, поскольку  процессы сознания протекают благодаря дейс-
твию нервнойсистемы.Кроме того, оно детерминируется специфи-
ческими законамисамого сознания,  не сводящимися кдействию
законовфизики, химии, физиологии.Наконец, происходит детерми-
нациясоциокультурного плана.
     Психологами и философами не разотмечалось,  что та ре-
альность, окоторой осведомлен индивид,  является«консенсус-
ной", тоесть это «реальность по соглашению», границы которой
совпадают сграницами языка. "… Такие понятия и формы восп-
риятия  действительности,   как  время, пространство, измене-
ние, причина, судьба, число...  в каждой культуре связаны между
собой,  образуя своего рода «модель мира»-ту «сетку коорди-
нат",  при посредстве которых люди воспринимаютдействитель-
ность и строятобраз мира,  существующий в ихсознании"- пи-
шет А.Я.Гуревич.
     Конечно, эта модель формируется вреальной  деятельнос-
ти,  а другие виды детерминации — в биологической эволюции,
поэтому отражениенаходится в прямой связи с теми аспектами


                           — 12 -

действительности,учет которых важен для выживания.Но наибо-
лее выгодное спрагматической точки зрения отражение не есть
наиболее точное,хотя бы из-за бесконечной сложности отража-
емой реальности.Онесоответствии реальности  нашего  «образа
мира" уже науровне перцептивных гештальтов лучше всего сви-
детельствуютданные современной физики,  для которойматерия
-  «всего лишь возбужденное состояние поля в данной точке»,
«пространственныеи временные  координаты  - лишь  элементы
языка,  которым пользуется наблюдатель, описывающийокружаю-
щую среду"(цит. по Ф.Капра).Гораздо ближе к концепциям сов-
ременной физикирезультаты медитативного «видения» в восточ-
ныхкультурах:  «В древние времена и всредневековье китайцы
воспринималифизический мир как протяженное целое. Согласно
ихпредставлениям,  ци,  конденсирующееся в виде  осязаемого
вещества,  не имеет какой бы то ни было самостоятельнойсущ-
ности вотдельности, напротив, — все отдельные предметы взаи-
модействуют  друг с  другом… при помощи волн,  или колеба-
ний...  следовательно,  отдельные предметы  обладают своими
собственнымиритмическими характеристиками,  которыевплета-
ются в общий узормировой гармонии"(цит.по Ф.Капра).
     Помимо элементов  детерминации, возникающих  с необходи-
мостью,  строение индивидуальной системы значенийзависит  и
от  опыта самого индивида.Он часто склонен делать синкрети-
ческиеобобщения, возникает и ряд других феноменов, связанных
с искаженнымвосприятием мира (установки, проецирование, когда
процессы, происходящиев  сознании, становятся  столь сильны-
ми, что начинаютпереноситься на внешние объекты, и затем уже
ошибочновоспринимаются как действительные раздражители).Еще


                           — 13 -

одно такоеявление — феномен «перцептуальной защиты», или вы-
борочностивосприятий.Он выражается в том,  что людив боль-
шей  степени готовы понимать и видеть то,  что они хотели бы
понимать ивидеть, и стремятся не видеть того, что они пола-
гают  нежелательным,  а  есливсе же нечто нежелательное уже
вопринято, тосознание стремится разрушить такого рода восп-
риятия,преобразуя их во что-то такое, что отвечало бы жела-
ниям человека.
     Вышеперечисленных процессов  вполне достаточно,  чтобы
сделать понятнойидею «самсары» для западного  человека.  С
этой  точки зрения резко возрастает ценностьнекоторых изме-
ненных состоянийсознания,  как попыток выхода  из самсары,
или хотя быосознания нашего образа мира как одной из многих
возможныхинтерпретаций реальности.



               ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ.

     Попытки научного осмысления необычныхпсихических  спо-
собностей  и состояний  сознания  предпренимались со времен
Месмера.  Однако до недавнего  времени «экстравертированное
сознание",  состояние «нормального»бодрствования рассматри-
валосьбольшинством ученых как единственное состояние, дос-
тойное  изучения. Согласно  классической концепциислабость
активацииприводит к дремоте и сну,  а слишкомсильная акти-
вация — кдезорганизации поведения, рассматриваемой уже как
патологическоеявление, если человек оказывается неспособным


                           — 14 -

восстановитьравновесие.

     До сих пор большинством западныхинтеллектуалов молчали-
во признаетсяшкала ценностей, изображенная на рисунке 1 (по
данным Ч.Тарта).

 ш1
наиболее ценныесостояния сознания                 Рис.1
     │   ┌─────────────────┐
     │          полная
     │   │  рациональность │
     │
     │   │                 │
     │
     │   │     обычная     │
     │       рациональность
     │   │  (невротические│ ┌───────────────────────┐
     │        искажения)       │ творческие состояния: │
     │   └─────────────────┘  │ обращение к  внутрен- │
     │                         │ ним импульсамличнос- │
     │   ┌─────────────────┐  │ ти                    │
     │   │      сон        │ └───────────────────────┘
     │   │                │ ┌───────────────────────┐
     │   └─────────────────┘  │ интоксикация марихуа- │
     │                         │ ной                   │
     │                        └───────────────────────┘
     │
     │   ┌─────────────────┐ ┌───────────────────────┐
     │   │ психопатические │ │ состояния, вызываемые │
     │   │    состояния    │ │ галлюцинативными нар- │
     │   │                │  │ котиками              │
     │   └─────────────────┘ └───────────────────────┘
     │   ┌─────────────────┐
     │   │ токсикогенный   │
     │   │     психоз      │
     │   └─────────────────┘
наименее ценныесостояния сознания
 ш0
     Однако многих привлекает возможностьвыбирать те состо-
яния, в  которых они чувствуют себя «поднявшимися» на более
высокий уровеньбытия,  или, просто, избавленными отдиском-
форта,доставляемого повседневной реальностью.
     Этот подход  нашел свое выражение в работах психологов
гуманистическогонаправления.  Вслед за Юнгом, придавшимог-
ромное  значение духовным измерениям психики, Р.Ассаджиоли


                           — 15 -

интерпретировалмногие из явлений, которые официальная меди-
цина считаетпсихопатологическими,  как сопутствующиедухов-
ному раскрытию.А.Мэслоу на основе широких исследований мно-
гих мистических(или «пиковых», «вершинных» по его определе-
нию) переживанийопроверг традиционное психиарическое возз-
рение,  приравнивавшее их к психозам,  признал их ведущими к
самоактуализации.  Подобные «положительные»состояния


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.