Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Мужской и женский стили общения

Содержание.  
1.Введение……………………………………………………………………....3
2.Значимость общения для мужчин и женщин……………………………….4
3. Половые особенности социальнойперцепции…………………….……….4                 
4. Отношение к противоположному полу…………………………………...6
5. Половые особенности выбора партнера общения детьми……………….9
6. Круг общения у женщин и мужчин………………………………………11
7. Теснота общения и пол……………………………………………………12
8. Мужской и женский стили общения……………………………………..15
9.Список литературы………………………………………………………….27









Введение.
В этой  работе обсуждаютсярезультаты исследований особенностей общения муж­чин и женщин.Говорится о том, каких партнеров выбирают дети и взрослые муж­ского и женского пола для общения, какие оценки даются лицами мужскогои женского пола представителям своего и чужого пола, между представителями какого пола выше сплоченность, для кого из них выше значимость общения,ка­ковы особенности восприятия других людей мужчинами и женщинами.
Особое место в работеуделяется мужскому и женскому стилю общения, сходствам, различиям междумужчинами  и женщинами.
Цель работызаключается в освещении современных подходов к пониманию мужчин и женщин другдругом, для ее достижения  использовалисьисследования разных авторов, занимающихся этим вопросом.
Тема, безусловно,актуальна, так как  человек-существосугубо социальное и существовать вне общества не может, поэтому каждый должен уметь общаться, учитываяособенности окружающих. Так же  оченьбольшое и важное место в нашей жизни занимает общение с противоположнымполом. 
Работа разбита навосемь пунктов, каждый из которых освещает вопросы, обозначенные в  цели работы.





1. Значимость общения для мужчин иженщин.
Многие авторы подчеркивают, чтоженщины во главу угла ставят отношения меж­ду людьми (N. Chodorow, 1989; J. Miller, 1986; С. Gilligan, 1990), что проявляется и в большей дляженщин значимости общения.
Имеющаяся уже удетей младшего ясельного возраста (1,5 года) половая эмо­циональнаядифференциация (большая эмоциональность девочек) и различие в интересах влияети на различия общения детей мужского и женского пола. Так, играя в детскомсаду, мальчики проявляют интерес к предметам, а девочки — к личностнымвзаимоотношениям. Девочки обнаруживают больше ответственно­сти и «материнского поведения» по отношению к другим детям. В любомвозрасте девочки чаще мальчиков бываютзадействованы в «социальных» играх с участи­ем других детей. Большаяозабоченность девочек своей внешностью и манерами поведения является косвеннымпроявлением их интереса к мнению о себе окру­жающих. Девочкизадают родителям больше вопросов о социальных отношениях (W.Johnson, L. Termal, 1940; L. Terman, L. Tyler, 1954). Вследствие этого девочки больше готовы кобщению, чем мальчики. О. А. Тырнов (1996), например, выявил, что юноши чаще, чем девушки, используют шаблонные типы взаимодействия.Они в меньшей степени владеют приемами испособами общения. Девушки же более гибки и вариативны в общении.
Большеестремление девочек к общению показано и другими исследователями. Такая же закономерность была обнаружена и для взрослых(Психологические..., 1977; С. М. Петрова, 1995). А. А.Бодалевым (1983), например, установлено, что объем общения умужчин в полтора раза меньше, чем у женщин. Большая значимость общениядля женщин подчеркивается и тем фактом, что у людей в возрасте от 70 до 90 летобщительность дает высокую положительную корреляциюс переживанием счастья именно женщинами, но не обнаруживает такой же связи умужчин (W. Johnson, L. Termal, 1940).
2. Половыеособенности социальной перцепции.
Большая субъективная значимостьвзаимодействия с другим человеком и вооб­ще взаимоотношений имеет своимследствием сравнительно большее развитие у женщин,чем у мужчин, социально перцептивных способностей: женщины тоньше улавливаютсостояние другого человека по изменениям в тембре голоса и в дру­гих экспрессивных проявлениях, точнее определяютэффект своего собственного воздействия на другого человека.
Так, по данным А. А. Бодалева (1976),девушки-студентки все основные сто­роны, в которых выражается внешний обликчеловека, фиксировали чаще, чем юноши-студенты.При этом различия в частоте фиксирования таких характерис­тикфизической наружности, как рост и глаза, оказались достоверными.
Преимущество девушек было выявлено поточности фиксирования таких харак­теристик, какоформление внешности воспринимаемых людей, пропорциональ­ностьтелосложения, цвет волос и глаз и некоторых других.
   В. С. Агеев (1985) показал,что, несмотря на кросскультурные различия между русскими и вьетнамскимистудентами при оценке деловых, коммуникативных и личностныхкачеств незнакомого человека оценка представителей своего пола об­наруживаетменьше различий, чем представителя про­тивоположногопола (табл.)
Объект восприятия
Юноши
Девушки
Вьетнамская девушка
16,2
5,4
Русская девушка
12,6
5,4
Вьетнамский юноша
5,4
16,2
Русский юноша
7,2
12,6

Лица женского пола дают болеедетализированное описание другого человека, чем лица мужского пола. Это выявилось, в частности, в исследовании А. А. Бода­лева.Девушки отмечали все качества личности (за ис­ключениемотношения к труду) чаще, чем юноши, при этом половые различия в частоте фиксирования коммуникативных чертхарактера и интеллектуальных качеств были достоверными. В то же время характеристику личности в целом юноши давали в 2 разачаще, чем девушки.
Та же закономерность показана А. И.Донцовым и Ш. В. Саркисяном (1980). Испытуемымпредъявлялось по одной фотографии мужчины и женщины с нейтральным выражениемлица. Мужчины при индивидуальном составлении портрета использовали меньшеэлементов, чем женщины. При этом при создании мужского портрета мужчиныиспользовали больше элементов, чем при создании женского, независимо ототношения к описываемому объекту; женщины же при индивиду­альном описанииженщины использовали больше элементов, чем при описании мужчины, если отношениек ней было положительным, и меньше элементов, если отношение к женщине,изображенной на фотографии, было отрицательным.
Лица женского пола приоценке людей более «добрые», чем лица мужского по­ла. Это следует из данных Ж.Лендел (1978): при оценке любимого учителя почти в каждом классе (с 8-го по10-й) девочки указали больше позитивных качеств, чем мальчики (на 15,2 %), апри оценке нелюбимого учителя мальчики на 14,5 % ука­зали больше негативныхкачеств, чем девочки.
Для мужчин привосприятии женщин решающее значение имеют физические признакипривлекательности. Высокоэкспрессивные женщины воспринимаются как болеедружелюбные, чем низкоэкспрессивные (J. Tucker, H. Friedman, 1993).
А. А. Бодалев (1983)приводит данные, согласно которым низкие и высокие голоса у мужчин и женщинвызывают совершенно разные ассоциации по поводу личностных качеств владельцевголосов у слушающих их впервые людей. Напря­женность в голосе женщины непривела к приписыванию ей негативных характе­ристик, в то время какнапряженность в голосе мужчин обычно заставляла людей думать, что он не оченьвладеет собой, обладает невысоким интеллектом, уязвим и т. д.
Многословие мужчин быловоспринято как недостаток в их личности, а у жен­щин — как норма.
3. Отношение к противоположному полу.
Во многих работахпоказано, что оценки представителей своего пола оказывают­ся более высокими,чем представителей противоположного пола. И эта тенденция начинает проявлятьсяуже у детей дошкольного возраста. При изучении Т. А. Ре­пинойэмоционально-личностных отношений дошкольников выявилось, что вза­имные выборымежду детьми одного пола составили 84,8 %, а между детьми раз­ного пола —только 15,2 %. При этом устойчивость выборов у девочек была боль­шей, чем умальчиков.
Как отмечает В. Е.Каган (2000), дети обоего пола 4-6 лет считают, что девочки лучше мальчиков, стой разницей, что у мальчиков имеется эмоциональная уста­новка «мальчики хужедевочек, и я плохой», а у девочек — «девочки лучше маль­чиков, и я хорошая».
Эта же тенденциявыявлена и у школьников. Д. Хартли (D. Hartley, 1981) изу­чал, как мальчики идевочки оценивают поведение в школе представителей своего и противоположногопола. Выявилось, что мальчики оценивают поведение девочек только сположительной стороны, а свое собственное — как с положительной, так и сотрицательной. Девочки же определяют свое поведение как хорошее, а пове­дениемальчиков — как плохое. Авторская интерпретация этих фактов сводится к тому,что роль школьника и школьницы по-разному соотносится с полоролевыми.стереотипами. Представления о «хорошей» школьнице и «настоящей» женщине непротиворечат друг другу, в то время как быть хорошим (прилежным) школь­ником ив то же время «настоящим» мужчиной в сознании учащихся выступают какпротиворечивые представления.
Группы нередко укрепляют свою внутреннюю солидарность за счет подчеркивания негативных качеств представителей других групп и создания образа внешнего вра­га. Это свойственно как мужчинам, так и женщинам: и те и другие охотно отпуска­ют острые шутки и делают уничижительные комментарии по адресу представите­лей противоположного пола (Ш. Берн, 2001, с. 226).
  В исследовании Н. А. Васильева с соавторами(1979) на большой выборке школьников было выявлено, что эмоционально-личностнаяоценка представите­лей своего и противоположного пола существенно разнится умальчиков и дево­чек. Во всех классах (с 1-го по 10-й) девочки в абсолютномбольшинстве случаев выше оценивали девочек, чем мальчиков.
У мальчиков возрастнаядинамика оценок была сложнее. В младших классах они примерно одинаково частоэмоционально-положительно оценивали как маль­чиков, так и девочек. В среднихклассах симпатии мальчиков явно были на сторо­не представителей своего пола. В старшихклассах картина резко меняется: сим­патия к представителям своего полавстречалась редко, а частота проявления сим­патий к девочкам даже превышалачисло симпатий, относимых к представителям того и другого пола в одинаковойстепени (рис.).
Более положительноеотношение к представителям своего пола сохраняется, по данным А. Г. Шестакова

выше оценивались девочки 
выше оценивались мальчики
мальчики и девочки оценивались одинаково






1-4 классы          5-8 классы        9-10 классы
Рис.Эмоционально-положительная оценка школьниками разных классов своиходноклассников одинакового и противоположного пола.


4.Половыеособенности выбора партнера общения детьми.
Различия в отношениидетей к сверстникам противоположного пола сказывают­ся и на выборе имипартнеров по общению и играм.
Игры  девочек происходят в меньших по размеругруппах. В этих играх меньше агрессивности, больше взаимности, дети чаще  подражают взаимоотношениям взрослых. Темсамым для девочек  становится болееприемлемой  взаимозависимость: ониприобретают собственную индивидуальность в социальных связях. Для игр мальчиковхарактерна совместная целеполагающая деятельность в больших группах. Вовзрослых взаимоотношениях эти гендерные  различия  становятся глубже. В разговорах  мужчины чаще  концентрируются на задачах,женщины — на отношениях между людьми. Считается, что разговоры  мужчин скорее информативны, женщинам важнееподелиться переживаниями, получить или оказать поддержку. 
Разницапроявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости: они утверждаютсвою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя, обычно от матери.
 Подобные тенденции имеют­ся, по данным Е. Р.Слободской (1980), уже у ясельных детей 3 лет при игре со сверстниками. Стольраннее проявление половой дифференциации в общении, по мнению автора, позволяетставить вопрос о вкладе в проявление данного феноме­на генетического фактора.
По данным Е. Р.Слободской и Ю. М. Плюснина (1987), при пространственной близости детей (когдарасстояние между ними меньше метра) отмечается отчет­ливое предпочтениемальчиков мальчиками, отсутствие взаимных предпочтений у девочек и меньшееожидаемого число предпочтений друг друга детьми разного пола.
Аналогичный характерпредпочтений отмечается и во взаимодействиях во вре­мя предметной игры иотбирания предмета: мальчики предпочитают играть друг
с другом и чащеотбирают предметы друг у друга; девочки взаимных предпочте­ний недемонстрируют, а частота контактов между мальчиками и девочками мень­шеожидаемой.
Выбирая партнеров дляобщения и игр, дети ориентируются на те личностные качества и модели поведения,которые соответствуют женскому и мужскому полу. Отношения между мальчикамистроятся, как правило, на признании умений орга­низовать, достичьположительного результата, отстоять свое мнение, защитить себя. Девочек вотношениях с девочками привлекают, прежде всего, душевные качества, внешность.
Отечественные изарубежные исследователи отмечают роль различий в инте­ресах и предпочитаемыхзанятиях, которые во многом обусловливают объедине­ние дошкольников длясюжетно-ролевых игр со сверстниками своего пола (J. Camp­bell, 1964; S.Golberg, M. Lewis, 1969; W. Hartup, A. Zook, 1960; Т. А. Репина, 1984; И. В.Тельнюк, 1999).
Половая консолидация,наблюдающаяся у младших дошкольников, в преддо-школьном возрасте не толькоукрепляется, но даже возрастает: 91 % избиратель­ных контактов ребенокустанавливает со сверстниками своего пола и только 9 % -с детьми противоположногопола. Из всех игровых объединений 75 % были одно­родными по полу, а еслиучитывать только устойчивые объединения, то их число увеличивается до 91 % (Т.А. Репина).
Поданным И. В. Тельнюк,контакты и игровое взаимодействие детей дошколь­ного возраста одного пола вбольшинстве случаев более продолжительны, и при этом меньше возникаетконфликтных ситуаций. Игровые контакты не нарушают­ся, если среди девочекиграет один мальчик. Появление второго мальчика влечет за собой соперничество ирассогласованность в игровых действиях детей. Маль­чики в свои игры тожепринимают девочек, но не любят, когда их много и не при­нимают девочек, которыхотвергают эмоционально.
Л. Кох (L. Koch et al.,1956) отмечает, что для мальчиков сверстники своего пола имеют большее значение,так как мальчики меньше тяготеют к взрослым, к семье, они более чувствительны ксоциальному давлению со стороны сверстни­ков при неприемлемом для их полаповедении. Л. Вейцман (L. Weitzman, 1979) полагает, что одна из функций группысверстников своего пола для мальчика со­стоит в том, что в ней он приобретаетмужские черты и необходимую ему незави­симость от матери через солидарность сосверстниками и путем соревнования с ними. Поэтому для игр мальчиков болеехарактерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в группах меньших поразмеру, в них меньше агрессив­ности, больше взаимности и доверительности(Lever, 1978).
Оценка приемлемостидругого человека связана с представлением о подобной же высокой взаимной оценкесо стороны этого человека (Н. В. Бахарева, 1976). Эта связь выше у девочек, чему мальчиков независимо от возраста. Следователь­но, у девочек рольпредставлений о себе со стороны других имеет большее значе­ние для установленияс ними отношений, чем у мальчиков.
В силу более высокойконкурентности мальчики чаще, чем девочки, предпо­читают дружить с теми, ктодобивается меньших успехов и дистанцируются от тех
сверстников, кто имеетлучшие учебные или спортивные показатели (S. Cross, L. Madson, 1997). Студенткиже, наоборот, дружили с теми, кто добивался лучших результатов, чем они сами.
5. Круг общения у женщин и мужчин.
А. А. Бодалев показал,что в круг непосредственного общения у женщин разновоз­растных лиц входитбольше, чем у мужчин. Это подтверждается и данными, по­лученными И. С. Коном(1973). Если юноши в общении с представителями про­тивоположного полаориентируются в основном на сверстниц, то девушки в зна­чительной их части — наболее старших представителей мужского пола. Так, по данным И. С. Кона, навопрос: «Друга какого возраста вы бы предпочли?» юноши в 80 % отдалипредпочтение сверстнику, в 20 % — старшему и лишь в редких слу­чаях — младшему.Девушки же отдают предпочтение старшим в 40-50 % и нико­го не выбирают моложесебя. При этом их позиция в отношении общения с лица­ми разного возраста крайнепротиворечива. Так, они охотно попечительствуют (помогают, наставляют,ухаживают) именно над младшими детьми.
Поданным А. А. Бодалева(1983), в круге ближайшего общения мужчин людей, занимавшихся одинаковой с нимидеятельностью, оказалось на 21-34 % больше,
чем у женщин. У мужчин,по сравнению с женщинами, среди субъективно значи­мых для них людей, с которымиони непосредственно общались, оказалось также больше лиц с более высокимсоциальным статусом (на 24-27 %).
Основанием для включениятого или иного человека в круг общения у муж­чин является возможность полученияот этих лиц различного рода помощи, а так­же участие их в удовлетворенииповседневных бытовых потребностей. С возрас­том причины формирования круганепосредственного общения меняются. Если у детей предпочтение отдается поэмоционально-половому признаку, то у взрослых главным фактором в выборепартеров общения является прагматизм.
Интересные фактывыявили Р. Хаген и А. Кан (R. Hagen, A. Kahn, 1975): в ре­альном межличностномвзаимодействии и в чисто личностном плане высококом­петентные женщины непользуются расположением не только мужчин, но и жен­щин. Авторыэкспериментально установили, что и те и другие стремятся исклю­чить из своейгруппы компетентных женщин. Авторы объясняют это тем, что высокаякомпетентность женщин нарушает существующие полоролевые стерео­типы. Проигрышмужчины женщине почти всегда означает снижение его само­оценки, поскольку«настоящий» мужчина должен всегда обыгрывать женщину (очевидно, по этой причинепроводятся отдельные для мужчин и женщин сорев­нования на первенство мира пошахматам, хотя некоторые выдающиеся предста­вительницы «слабого пола»неоднократно доказывали, что они не слабее многих международныхгроссмейстеров).
В пожилом возрастеженщины склонны к активному расширению межличност­ных контактов, в то время какмужчины ограничивают свои контакты рамками
семьи (И. В. Панина, Н.Н. Сачук, 1985)..
6. Теснота общения ипол.
Среди дружащих девочекотношения более доверительные, чем среди мальчиков (К. Rubin, 1983). У девочекблизкие дружеские отношения с противоположным полом завязываются раньше, чем умальчиков (R. Sharabany, R. Gershony, J. Hoff­man, 1981).
Эта же тенденциясохраняется и у взрослых. Согласно данным М. Арджайла и других авторов (М.Caldwell, L. Peplau, 1982; К. Dolginetal., 1991), женщины име­ют более тесныедружеские взаимоотношения, чем мужчины, они более склонны к самораскрытию иведут более интимные разговоры.
Причем интимность отно­шенийсильно проявляется уже у девочек-подростков, что побуждает их к уста­новлениюконтактов с лицами противоположного пола. А. А. Бодалев (1979) от­мечает, чтокосвенным свидетельством большей значимости сферы межличност­ных, в частностиинтимных, коммуникаций для женщин и меньшей — для мужчин являются причинымужских и женских неврозов. По данным психоневрологиче­ского института им. В.М. Бехтерева, около 80 % неврозов женщин является след­ствием такого развитиявзаимоотношений в семейной сфере, которое расходится с их желаниями, с ихпритязаниями, а у мужчин этот фактор имеет отношение к неврозам только в 20 %случаев. Отсутствие интимных отношений женщины пе­реживают сильнее, чеммужчины, но при этом они способны лучше маскировать­ся и сублимироваться.
И мужчины, и женщиныописывают свои дружеские отношения с женщинами как более близкие, приносящиерадость и взаимную заботу.
Хотя мужчины болеесклонны к совместной деятельности и совместным играм с друзьями, они имеютбольше «секретов», чем женщины, менее откровенны и неохотно делятся с другими интимнойинформацией. Даже испытывая достаточ­но сильное чувство привязанности, онибоятся его проявлять, так как саморас­крытие считается признаком слабости иприводит к потере уважения со стороны других мужчин. Поэтому мужчины болееодиноки, чем женщины. Несмотря на то что круг общения у мужчин может быть шире,общение носит более поверхност­ный характер, чем у женщин. От мужчин редко ждутэмоциональной поддержки, так как они реагируют на раскрытие перед ними чувствдругого человека настоль­ко логично и безэмоционально, что это можно принять заотвержение. В свою оче­редь мужчины, избегающие самораскрытия, тем самымуменьшают возможность получить поддержку от других, поскольку окружающие могути не догадываться, что им требуется такая поддержка (М. Saurer, R. Eisler,1990).
Женщины считают своеобщение с близкими им людьми более тесным и ста­бильным, чем мужчины. Пятьдесятсемь процентов женщин отмечали увеличение с возрастом близости с другимилюдьми, и лишь 7 % из них говорили об уменьше­нии. У мужчин только 20 %обследованных подтвердили ее увеличение, а 51 % — уменьшение; 29 % мужчиноценили свои коммуникативные контакты с женщина­ми как более близкие и вместе стем как более неустойчивые. Сплоченность. По данным В. Н. Васильевой и Н. А.Васильева (1979), в младших классах сплоченность девочек выше, чем мальчиков,однако с 5-го класса мальчи­ки становятся более сплоченными, чем девочки(табл.). Большая сплоченность мужчин по сравнению с женщинами подтвердилась ина студенческих учебных группах: в мужских группах коэффициент сплоченности былв пределах 0,28-0,53, а в женских — 0,08-0,11.
Эти данныесвидетельствуют о том, что девочки, придя в школу, быстрее уста­навливаютконтакты друг с другом, чем мальчики, но эти контакты у них менее прочные илегко разрушаются в средних и старших классах. Отсутствие контак­тов междумальчиками и девочками приводит к тому, что общая сплоченность в 1-8-х классахпрактически была нулевой (от 0,09 до 0,16) и только в 9-10-х клас­сах выросладо 0,59-0,27.
По данным В. А. Гончарова(2001), число «изгоев» среди школьников 7-8-х классов значительно выше удевочек, хотя часто они не осознают своего положе­ния в классе. Девочкиотвергаются из-за особенностей темперамента или интеллек­та, а мальчики — из-заособенностей характера. Число школьников, получивших большое числоположительных выборов, больше у мальчиков (41 -54 %), чем у де­вочек (37-42 %),что подтверждает большую сплоченность среди мальчиков, чем среди девочек.
Как отмечает Я. Л.Коломинский (А. А. Реан, Я. Л. Коломинский, 1999), чаще всего представителейпротивоположного пола выбирают те ученики младших и средних классов, которыезанимают неблагоприятное положение в системе лич­ных взаимоотношений. Так, если«звезды» выбирали представителей противопо­ложного пола в 30 %, то отвергаемые— в 75%.
По данным зарубежныхавторов, отношения между мужчинами характеризу­ются большей конфликтностью исоревновательностью (Е. Aries, E. Johnson,1983; R. Aucket et al., 1988; К. Farr, 1988). Конфликтные отношения между собой маль­чики выясняютпосредством силы, отвергая более слабого. Конфликтные ситуа­ции между девочкамирешаются на эмоциональном уровне, в спорах, бойкотиро­вании. Они чаще«наговаривают» друг на друга. Среди девочек распространены нежные прозвища,тогда как мальчики за основу кличек берут физические особен­ности илифамилии.[6]
7. Мужской и женскийстили общения.
Манере общения мужчин иженщин придавали большое значение еще в Древней Греции. Отдельныепредставители мужского пола могут демонстрировать свой взгляд на жизнь и стильповедения в диапазоне от жесточайшей конкуренции до нежной заботы. То же самоеверно и для женщин. [1]
Например, мужчинеполагалось держать голову высоко поднятой, в про­тивном случае его моглипринять за гомосексуалиста. Женщинам, наоборот, не полагалось смотретьсобеседнику прямо в глаза. Отведенный в сторону взгляд свидетельствовал остыдливости» скромности, покорности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.