Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Краткие ответы на вопросы к зачёту по психологии

объект психологии
(объект- направление деятельности)
житейской- конкретные люди; научной — закономерности поведения, общения, взаимодействиялюдей, их внутренней жизни.
предмет психологии
(предмет- объект изучения)
вразное время разный: душа, психика, сознание, поведение, деятельность,познание; современной: когнитивной — память, психологические аспекты языка иречи, восприятие, мышление, внимание; гуманистической — психотерапия;логотерапии — смысл жизни и помощь человеку в его поиске; в целом — применениенакопленных теоретических знаний на практике.
отрасли психологии
общаяпсихология (раздел психологии, обобщающий психологические знания), социальнаяпсихология, клиническая психология, и многие другие. Есть даже зоопсихология.
место психологии в системенаук
психологиятесным образом связана с философией, в меньшей степени — с социологией,педагогикой и в целом общественными науками а также эргономикой и медицинойвследствие существования психосоматической взаимосвязи
роль психологии в современноммире
практическоеприменение психологии для помощи людям и эргономичных разработок
значение психологии впрофессиональной деятельности политолога
помочьполитологу разобраться в причинах тех или иных политических событий. (Разбиратьсяв политике, влиять на нее нельзя без учета состояния психологических факторов:политического массового сознания, общественного мнения, чувств и эмоций,проявляющихся в социально-политическом поведении и деятельности групп ииндивидов).
методологическая основапсихологии
методология- учение о способах организации и построения теоретической и практическойдеятельности человека.
трудымировых психологов
знания,накопленные в результате кооперации психологов в психологических организациях
методы психологии
вербально-коммуникативныеметоды (группа методов на основе речевого (устного или письменного) общения)(анкетирования, беседы, интервью, опроса, ненаправленного интервью (интервью,когда опрашиваемому предоставляется самому выбрать тему для разговора)
наблюденияметод
праксиметрическийметод (метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности изучаемых, тоесть например дневников, архивных материалов, художественных текстов)
интроспекция(методо психологического исследования, заключающийся в наблюдении собственныхвнутренних психологических процессов)
графологическийметод (метод изучения психологии личности на основе её почерка)
ощущение и восприятие какпознавательные процессы
восприятие- упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей исобытий
ощущение- реакция отдельных органов чувств на раздражители.
Особенностивосприятия: предметность (соответствие объекта понятию о нём), целостность(объект воспринимается целостно на основе ощущений нескольких органов чувств),структурность (не является простой суммой ощущений на данный момент времени, воспринимаетсяабстрагированная, обобщенная структура в продолжительном времени),контрастность (предметы воспринимаются как нечто постоянное по своимхарактеристикам. (Цвет не меняется от освещённости)) и осмысленность (пониманиесущности предмета, обобщение в слове).
Видыощущения: зрительное (90%), слуховое (9%), осязательное, обонятельное, вкусовоеи кинестетическое (1%). Ощущение — простейшее из всех психических явлений.
внимание и память какпознавательные процессы
внимание- способность человека сконцентрировать свои познавательные процессы наопределённом объекте с целю его изучения
внимание- процесс отбора одной информации и отсеивания другой
свойствавнимания: Устойчивость (способность в течение длительного времени сохранятьсостояние внимания на каком – либо объекте), сосредоточенность (способностьсконцентрировать свое внимание на одном объекте при этом отвлечении от других),переключаемость (перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельностина иной), распределение (способность рассредоточить внимание на значительномпространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности) и объем(размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенноговнимания)
память- способность к воспроизведению прошлого опыта
видыпамяти:
мгновенная(до 0.5с), кратковременная (до 20с), оперативная (до нескольких дней),долговременная (неограничено), генетическая, зрительная, слуховая,двигательная, эмоциональная, осязательная, обонятельная, вкусовая,непроизвольное запоминание и произвольное запоминание.
представление и воображениекак познавательные процессы
воображение- способность психики мысленно представлять сиутуации, никогда ранее целиком непережитые
видывоображения: активное (возникает по собственному желанию человека), пассивное(возникает спонтанно), продуктивное (действительность сознательноконструируется человеком) и репродуктивное (воспроизведение реальности в том жевиде, в каком она есть)
представление- образ предмета, созданного воображением
видыпредставления: зрительное, двигательное и т.п. а так же художественное,топографическое и т.п.
мышление и речь какпознавательные процессы
считается,что мышление есть порождение новых знаний.
мышлениеможет возникать в связи с проблемной сиутуацией.
мышлениеявляется высшим познавательным процессом.
видымышления: теоретическое понятийное (научные теоретические исследования),теоретическое образное (писатели), наглядно-образное (образное мышление вприсутствии внешних образов), наглядно-действительное (ручной труд).
речь- вид комуникативной деятельности.
формыречи: внешняя (средство общения), внутренняя (средство мышления), письменная(один из способов запоминания информации), диалог (двусторонний обменинформацией) и монолог (процесс рассуждения).
эмоции и чувства человека
эмоции- поведение человека, выражающее его отношение к происходящему. (особый класспсихических явлений, выражающих в виде пристрастного субъективного переживаниязначение отражаемых предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живогосущества)
чувства- ощущения человека, возникающие как ответная реакция на происходящее (чувства- высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениямдействительности
функцииэмоций и чувств: сигнальная (сигнализирующая изменения в окружающей среде илиорганизме человека) и регулирующая (влияние эмоций и чувств на поведение атакже разрядка чрезмерного эмоционального напряжения)
эмоциональныепереживания обусловлены нервным возбуждением подкорковых центров и физиологическимипроцессами, происходящими в вегетативной нервной системе
воля и основные волевыекачества
воля- свойство человеческой психики, проявляющееся в активной самодетерминации исаморегуляции человеком своей деятельности и поведения вопреки внешним ивнутренним препятствиям, влияниям и воздействиям.
функцииволи: побудительная (к началу волевого акта, определение, выбор цели),тормозная, регулирующая (основная).
основныеволевые качества — настойчивость (связано в большей степени с мотивацией, в меньшейстепени – с особенностями нервной системы), упорство (нервная система +мотивация), терпение (особенности нервной системы)
психические состояния испособы их регуляции
профессиональнаязаинтересованность, творческое вдохновление, решительность, психическаянапряжённость, стресс, беспокойство, тревога, фрустрация (обескураженность), персеверация(навязчивое поведение) и ригидность (затрудненность (вплоть до полнойнеспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности вусловиях, объективно требующих ее перестройки), бодрствование, сон, медитация,гипноз, боль, анальгезия, вера, эйфория и дисфория.
способырегуляции психических состояний: физическая нагрузка, аутогенная тренировка.
понятие личности в психологии
личность- роль человека в общественной жизни
Понятиеличности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность»обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, затем- самого актёра иего роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначатьреальную роль человека в общественной жизни. (личность — человек как субъектсоциальных отношений и сознательной деятельности; определяемое включенностью всоциальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместнойдеятельности и общении)
Психологияличности интересуется индивидуальными различиями. Хотя все люди похожи,психологов, занимающихся изучением личности, особенно интересует то, в чём ониразличаются. Психология личности занимается также вопросом каким образом разныеаспекты функционирования индивида связаны между собой.
структураличности (по Ковалёву):
·  темперамент(структура природных свойств)
·  направленность(система потребностей, интересов, идеалов)
·  способности(система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств)
основойлюбой личности является темперамент. Темперамент — это индивидуальныеособенности человека, определяющие динамику протекания его психическихпроцессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность,интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, атакже некоторые внешние особенности поведения человека — подвижность,активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темпераментхарактеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений,взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценностиличности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойстватемперамента со свойствами характера или способностями).
направленность какпсихологическое свойство личности
направленностьличности это — её мотивация
компонентынаправленности: потребности, интересы, идеалы и убеждения.
основные подходы к изучениюличности
экспериментальный(тесты) и описательный (наблюдаешь и описываешь)
мотивационно-потребностнаясфера личности
мотивация- побуждение к действию
видымотивации: внешняя (обусловленная внешними обстоятельствами) и внутренняя(связанная с содержанием деятельности); индивидуальные (голод, жажда, избеганиеболи, стремление к температурному оптимуму), групповые (забота о потомстве, поискместа в групповой иерархии, поддержание присущей данному виду структурыобщества) и познавательные (исследовательское поведение, игровая деятельность).
потребность- состояние нужды или недостатка в чём-то.
иерархияпотребностей по Маслоу:
·  физиологические
·  безопасности изащиты
·  принадлежности илюбви
·  самоуважения
·  самоактуализации,личностного совершенствования
темперамент какпсихологическое свойство личности
темперамент- врождённый характер личности, определяющий реакцию на жизненные сиутуации итип поведения.
типытемперамента: сангвиник (энергичный, жизнерадостный), холерик (раздражённый),флегматик (спокойный) и меланхолик (грусный, впечатлительный, легко уязвимый).
характер как психологическоесвойство личности
характер- совокупность врождённых свойств (темперамента) и приобретённого опыта.
типыхарактера (по Кречмеру) (зависят от телосложения):
·        астеники (худые,тонкие) — шизотимики (замкнутые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям)
·        атлетики(высокие, широкоплечие, мускулистые) — иксотимики (спокойные,невпечатлительные)
·        пикники (среднегороста, склонные к полноте) — циклотимики (общительные, легко приспосабливаютсяк новым переменам).
глобальныечерты характера: уверенность/неуверенность, дружелюбность/враждебность,сознательность/импульсивность, эмоциональная стабильность/тревожность,интеллектуальная гибкость/ригидность.
частныесвойства характера: общительность/замкнутость, лидерство/подчинённость,оптимизм/уныние, совестливость/бессовестность, смелость/осторожность,деликатность/грубость, самостоятельность/конформизм (зависимость от группы),самоконтроль/импульсивность и т. д.
способности какпсихологические свойства личности
способности– это либо свойства личности, либо
структурыэтих свойств, определяющие возможность личности более или менее качественно
выполнятьопределенную деятельность и совершенствоваться в ней.
способностиво многом определяются задатками (строением внутренних органов и мозга),которые формируются при рождении.
Уровеньспособностей зависит от трёх факторов: от качества отдельных знаний и умений,которыми распологает индивид (верные-неверные, твёрдые-нетвёрдые), от природныхзадатков человека и от большей или меньшей тренированности самих мозговыхклеток, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов.
способностиделятся на общие и специальные. Как общие так и специальные подразделяются наэлементарные и сложные.
общиеэлементарные — способности, присущие в той или иной степени всем людям(способность ощущать, воспринимать, запоминать, мыслить, переживать,воображать, принимать и осуществлять решения).
специальныеэлементарные — способности, развивающиеся на основе задатков при обучении(глазомер, например).
общиесложные — общие способности, присущие в той или иной степени всем людям (учение,игра, общение).
специальныесложные — способности к определённым видам профессиональной деятельности.
я-концепция как компонентсамосознания личности
я-концепция- целостное представление человека о себе как о личности, биологическоморганизме, члене общества и т. д. Я-концепция выступает как установка поотношению к самому себе.
структурая-концепции: (модальности самоустановок)
1.      Реальное Я — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальныеспособности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том,каков он на самом дело.
2.      Зеркальное(социальное) Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, как еговидят другие.
3.      Идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
Я-концепциявключает в себя следующие компоненты:
когнитивная(обучаемая)(образ своих качеств), эмоциональная (эмоциональное отношение ксамому себе) и оценочно-волевая (стремление завоевать уважение).
самооценка как компонентсамосознания личности
самооценка- оценка человеком себя самого, своих качеств, возможностей, способностей,своего места среди других людей.
самооценка- ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам.
Самооценкавлияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие еголичности.
Вкачестве основного критерия оценивания выступает система личностных смысловиндивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, —регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, изащитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности идостижений индивида.
механизмы психологическойзащиты и способы их преодоления
поФрейду:
вытеснение(процесс удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдание),проэкция (возложение вины за проступок на других), замещение (вытеснение злобына атакующего на других объектах), рационализация (ложная аргументация,благодаря которому промахи приобретают как кажется рациональный смысл),реактивное образование (обратное действие, атака в других тех действий, скоторыми человек борется), сублимация (механизм психологической защиты,приводящий к положительным результатам) и отрицание (отказ верить во что-то).
способыпреодоления психологических защит:
               Важнейшим правилом впсихотерапевтической тактике при работе с защитными механизмами больногоявляется признание врачом определенного позитивного значения психологическойзащиты, проявление уважения к «Я» пациента, которое осуществляет центральнуюрегулирующую функцию в системе психической адаптации. Следующим, также важнымправилом является постепенная, пошаговая работа с выявлением, осознанием иистолкованием способа защиты. В моменты выраженного сопротивления пациентапсихотерапии врач может показать очевидность этого защитного противодействия, апациент будет в состоянии осознать и признать факт действия этих неосознаваемыхим прежде сил. Только тогда можно приступить к истолкованию механизмапроявления конкретного способа психологической защиты, его адаптивных идезадаптивных функций.
               Психотерапевтические воздействияв отношении психологической защиты могут осуществляться на различных уровнях.Конструктивное изменение психотравмирующей жизненной ситуации, симптоматическоеснижение тревоги, укрепление «Я» и повышение самооценки могут способствоватьснижению дезадаптивной защитной деятельности пациента. Создание эмпатическогообщения (сопереживания и эмоциональной поддержки) с пациентом также приводит куменьшению защитного сопротивления больного. При целенаправленной работе смеханизмами психологической защиты осуществляется изменение нарушенныхотношений личности, осознание и разрешение конфликта. В ходе психотерапииследует стремиться к замене примитивных, незрелых защитных реакций вытесненияболее избирательными и сознательными адаптивными способами подавления иобладания. Тем самым достигается вербальный контроль, и пациент начинаетиспользовать более совершенные, сознательные механизмы психической адаптации.Раскрытие и переработка одних защитных механизмов (замещение, идентификация)проводится в целях укрепления «Я» пациента, других (рационализация,интеллектуализация, фантазирование, реализация в действии, вытеснение) —для обучения контролю и управлению ими, третьих (уход в болезнь,регрессия) — для устранения их.
(Ташлыков, Психологическая защита у больных неврозами ипсихосоматическими расстройствами)
итак,способы:
— признание определённого позитивного значения психологической защиты
— проявление уважения к «я» человека, применяющего их
— создание эмпатического общения (сопереживания и эмоциональной поддержки)
влияние условий семейноговоспитания на развитие личности
формывоспитания: гиперопека, гипоопека, доверительное отношение.
Ещена рубеже XIX-XX веков разносторонний ученый, известный анатом и врач,крупнейший российский педагог П.Ф.Лесгафт в своей статье «Антропология ипедагогика» (1889 г.) отмечал, что главными признаками, определяющимистепень развития и нравственные качества общества, могут служить степеньпроизвола, проявляемого при воспитании, степень распространения в данной средепонятия о личности, а также степень признания этой личности. В своемкапитальном исследовании «Семейное воспитание ребенка и его значение» он определилв качестве одного из существенных условий воспитания ребенка признание еголичности: «Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, – чтобы дать ребенкувозможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должнызабегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, авсегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как кчеловеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности».
возрастные особенностиразвития личности
ощущения- физическая тренировка
восприятие- совершенство органов чувств и приобретение опыта
мышление- накопление опыта
внимание- чисто возрастное,
Этапыразвития:
Первыедве недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как объективного,врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
Конецпервого года жизни – возникновение ориентировочно — исследовательскойдеятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
Началовторого года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевыхинструкция взрослого.
Второй– третий год жизни – развитие произвольного внимания.
Четырес половиной – пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого.
Пять– шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влияниемсамоинструкций.
Школьныйвозраст – развитие и совершенствование произвольного внимания.
память- в зависимости от трудовой деятельности
профессиональное и личностноесамоопределение личности
самоопределение- те цели, которые человек перед собой ставит, и те средства, которые онпредпочитает в достижении цели.
этапысамоопределения личности: до года: эмоциональное общение со взрослыми, 1-3 лет- деятельность с предметами, усвоение общественно выработанных способов этойдеятельности, 3-7 лет — игра (моделирование социальных сиутуаций), освоениесоциальных ролей, до 11 лет — учебно-познавательная деятельность, подростковыйпериод (11-14 лет) в большей степени связан с общением со сверстниками иосвоением социальных норм и взаимоотношений между людьми, до 18 лет на этапесамоопределения вновь на передний план выходит учебно-профессиональнаядеятельность, 18-25 лет — овладевание профессионально-трудовыми умениями.
Личностноесамоопределение — определение себя относительно выработанных в обществе иосознанно принятых человеком критериев становления личности и дальнейшаяреализация себя на основе этих критериев. На основе личностного самоопределенияскладываются требования к профессии.
нарушения психическогоздоровья личности
— психопатии (болезнь, не нарушающая интеллекта человека, резко портящаяотношения с людьми)
— акцентуации (гипертрофированное развитие некоторых свойств характера в ущербдругим в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими)
типыповедения обусловленные различными акцентуациями:
гипертимичекий(гиперактивный), дистимический (постоянно пониженное настроение), циклоидный(мера общительности резко меняется в зависимости от фазы настроения:общительный в период поднятого настроения и замкнутый в период подавленности)
эмотивный(эмоциональный) — эмо, демонстративный (стремятся быть в центре внимания любойценой), возбудимый, застревающий (злопамятный)
педантичный,тревожный, экзальтированный (изменчивое настроение), интровертированный(необщительный, холодный и ранимый), экстравертированный (словоохотливый,несамостоятельный).
фамилии отечественныхпсихологов
Павлов(разработка проблем психопатологии (сигнальные системы, учение о типах высшейнервной деятельности))
Бехтерев(огромнейший материал по психопатологическим исследованиям. Исследовал проблемугаллюцинаций, слуховые иллюзии)
Выготский(создатель культурно-исторической концепции развития высших психическихфункций)
Рубинштейн(философские и методологические проблемы психологии, проблемы сознания,деятельности и личности)
Адлер


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.