Реферат по предмету "Психология"


Ян Амос Коменский как выдающийся педагог и психолог эпохи Возрождения

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
 
Подисциплине «История психологии»
 
На тему:
«Я. А. Коменскийкак выдающийся педагог и психолог эпохи Возрождения»
 
Выполнила:
Студенткагруппы ПС-41
Рязанова Е.В.
Проверила:Валиулина
г.Астрахань 2007 год

Оглавление
 
Введение
1. Мир в понимании Я. А.Коменского
2. Место родного языка в философско-дидактичесой концепции Я. А. Коменского
3. Концепция пансофии у Я. А. Коменского
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Все мыстоим на одной сцене великого
 мира, ичто бы в нем не совершилось,
 касаетсявсех нас.
 Я. А.Коменский (1668)
 Значениетрудов Яна Амоса Коменского наиболее полно выявляются лишь в нашу эпоху.Универсальный гений Коменского трудно классифицировать. При изучениитеоретических трудов и практических результатов деятельности Яна АмосаКоменского можно отметить такие определения, как «учитель народов», «Коперникпедагогики», «классик мировой педагогики» и «Галилей педагогики».
 Это и оригинальный философ, и великий педагог, ивыдающийся писатель, и филолог, видный религиозный и политический деятель,Коменский сочетал в себе эти сферы деятельности как органическое единство, каксинкретизм высшего порядка, ориентированный на достижение блага всегочеловечества.
 Поэтому высшим достижением Коменского сталаПансофия — не только принципиальный синтез всех имеющихся знаний, но и ихвсеединство, имеющее своей основой Божественную Истину. На основе истинноговсеобщего знания у человека формируется со-знание как понимание своего места вмироздании и проникновение в суть вещей. Оно ведет к единому со-знанию всегочеловечества. Принцип всеединства, отстаиваемый Коменским, обусловил вприкладных областях его деятельности подчиненность их общегуманитарным задачам.
 Многие идеи Коменского остались непонятыми егосовременниками. Последующие эпохи признавали Коменского главным образом каквеликого педагога. |Актуальность Коменского выходит далеко за рамкисреднеарифметического значения творчества классиков науки. Коменский являетсобой классический образец единства патриотизма и космополитизма, это лишькажущиеся противоположности, которые сливаются в стройной иерархической системебытия человека и человечества в историческом времени и географическомпространстве, которые понимались им как мнимые величины в свете конечнойбожественной истины и божественной истины и Христовой любви.
 Другими словами для Коменского на первый планвыдвинулись проблемы человека, что позволяет нам рассматривать Коменского какзавершающую фигуру европейского христианского гуманизма.
 Наряду со всеобщей мудростью – Пансофией – вучении Коменского основное место занимала проблема совершенствования человека ичеловечества. Она сводилась к совершенствованию человеческой души и характеру. Кпервому были устремлены богословские сочинения Коменского. Второму посвященаего педагогическая деятельность, снискавшая ему общеевропейскую славу.
 Проблемы морального совершенствования, возрожденияэтических ценностей в нашем обществе сейчас чрезвычайно актуальны. Если прижизни Коменского они не были восприняты европейским обществом, вступившим вобщий кризис, ознаменованный Тридцатилетней войной и последующим периодомстагнации, если в последующие два века они были чужды европейскомуиндивидуализму, то, начиная Льва Толстого, моральная проповедь Коменского сталапривлекать к себе внимание. Некоторые ее положения впитала и русскаяпедагогическая мысль.

1. Мир в понимании Я. А. Коменского
 Мир Коменского не является лишьпросто разнообразием, т. е. суммой всех предметов, всех фактовдействительности. Мир в его понимании – это величайшее единство органическоготипа. Каждое существо, так или иначе, связано с иными существами, живетблагодаря им, подобно тому, как дерево может быть только единством всего в немзаключающегося: корней, стволов и ветвей. Именно эта взаимозависимость, этаобъединенное через взаимные отправления являются выражением тех надежд, которыеТворец вложил в свое создание. Единый есть Бог, а в силу этого единым являетсяи мир, единым как в актуальности своей формы, так и в единстве своей жизни. Мири каждый существующий в нем предмет являются выражением этой жизни; тот факт,что отдельные индивиды направлены на иные, что одни существуют благодаря другими через них, также то, что все они являются участниками и свидетелясудьбоносных событий, является доказательством особой жизненной линии, способностиотдать себя в руки жизни. Тем самым Бог становится основой всего существующего,а «жизненность» и есть его истинное, собственное участие в пространстве,называемом «мир». Это и есть тот самый незамечаемый и забытый нами знак,«авторская подпись» невидимой Божественной силы. Существуют различия проявлениясущностной Божественной силы, поэтому действительность раскрывает ее в рамкахсвоего собственного назначения.
 Мир, в понимании Коменского, был создан и создаетсяс тем, чтобы он стал видимым знамением Божьего замысла, чтобы возниклопространство для высокой роли человека, чтобы разыгрывалась удивительная драмаборьбы за лучший мир. Именно это «чтобы», и характеризует жизнь Божьего мира вовсей ее наполненности смыслом, т. е. в зависимости одних от других и в заботахо ближних, и следует назвать жизненность. Понимание жизни идет в самом широкомсмысле этого слова — это, прежде всего основное назначение всего существующего.
 Внутреннюю жизненность следует понимать вкатегории сущности мира. Необходимо видеть внутреннюю связь между предметами, иновое воссоединение, в котором эти предметы соединяются друг с другом такимобразом, что каждый из них раскрывает не только самого себя, но и остальныепредметы, в силу чего эссенции составляют такое органичное целое, из которогонельзя ничего исключить.
 Для подобного понимания человек обладает тремяисточниками, тремя Божественными книгами — это природа, Священное Писание ичеловеческая душа.
 Бог — это и есть начальный образ существования,или же экзистования, т. е. восхождения из-за… для…. Бытие «для»восхождения и проявления, именно это Божье проявление и откровение, т. е.епифаническое движение, в конечном счете и является основой тринитаризма.Божественная данность этого мира проявляется в епифанической сущности каждогосуществования: прежде чем предъявить себя в качестве откровения всё должновступить в мир как определенное существо, как форма, как некая креация, какличность, как нечто сосредоточенное на своей идее.
 Коменский не раз подчеркивает, что существуетлишь единый мир, созданный для вершины творения — человека, созданный на основечисла, мер и весов в течение шести дней, как об этом свидетельствует Библия,причем Бог и в дальнейшем им управляет, ибо Бог — это центр всегосуществующего. Естественно, что каждое из Божьих творений тоже являетсясобственным центром — ведь иначе каждое из этих существ именно так и в такомпроявлении не могло бы быть единым; однако само существование, эта абсолютнаяжизнь, проявляющая себя через мир, становится возможной лишь как круговоедвижение в направлении к абсолютному центру.
 Бог понимается им как всеобщий центр, каждое изсуществ со своим центром, мир и жизнь как движение вокруг абсолютного центра,самость и стремление идти иным путем, мешающие слиянию; каждое из существ нетолько как собственный центр, но и как лучи, идущие от центра к контуруокружности (спицы колеса).
 Главной задачей каждого существа, и прежде всегочеловека, по мнению Я. А. Коменского, является его участие в этом процессетворения и завершения драмы «Мир» через его наполненность смыслом.
2. Место родного языка в философско-дидактичесой концепции Я. А. Коменского
 В многогранном творчестве Я. А. Коменскоговажное место занимали вопросы языка и языкознания. Более 40 лет он посвятил созданиюфундаментального труда «Сокровищница чешского языка». Языковая проблематикадовольно обстоятельно рассматривалась им и в знаменитой «Великой дидактике»(1656), и в новаторском труде, принесшем ему мировую известность, — «Открытаядверь языков» (1631). Это было ценное руководство для изучения латинского ивсякого другого языка одновременно с основами всех наук и искусств.
 B основных трудах Коменского, как правило, тесно переплеталисьфилософские, религиозные, дидактические и организационно-практические аспекты иподходы в освещении языковой проблематики. В разработанной Коменским целостнойфилософско-дидактической системе взглядов и представлений о принципах испособах обучения и образования, направленной на решение глобальных задач поисправлению пороков общества и совершенствованию личности, большое значениепридавалось изучению языков, развитию; языковой культуры человека и общества,как составной части пансофического образования и непременной предпосылкиповышения общей культуры.
 Доказывая необходимость организации качественнонового, пансофического образования («учить всех всему»), Коменский подчеркивал,что его основой должна стать «школа родного языка», которая должнапредшествовать латинской школе. В «Великой дидактике» он писал: «… Всю молодежьсперва нужно посылать в школу родного языка»1. Такие школы, по мыслиКоменского, должны быть в каждой общине, местечке и селении. Уже эти положенияговорят о том, что Коменский стремился реализовать свою глубоко демократическуюидею обучения всех детей, независимо от происхождения, пола, национальности,знатности, богатства, поскольку каждый человек имеет равное право наобразование, на раскрытие заложенных в нем способностей. В «Великой дидактике»читаем: «Ведь не только дети богатых или знатных или должностных лиц рождаютсядля высоких званий, чтобы для них одних была открыта латинская школа. Такаядемократическая направленность школы родного языка была обусловлена общимифилософско-мировоззренческими основами и социальными ориентирами дидактикиКоменского.
 Обучение на родном языке представлялось Коменскомуодним из эффективных способов преодоления бессмысленней зубрежки, натаскивания,схоластики, характерных для средневековой школы.
 ДляКоменского было характерно понимание и подчеркивание роли языка (и прежде всегородного языка) как орудия познания человеком самою себя и окружающего его мира.В «Великой дидактики» он пишет: «Языки изучаются не как часть образования илиучености, но как орудие для того, чтобы почерпать знамя и сообщить их другим». Коменскийстремился показать тесную взаимосвязь действительности, мышления и языка. Наэто он обращал внимание и в других своих трудах: в «Предвестнике всеобщеймудрости» и в сочинении «О культуре природных дарований». Подобные взглядыКоменского находили отражение в предлагаемой им методике обучения, в егодидактических принципах: «Изучение языков должно идти параллельно с изучениемвещей, особенно в молодости, чтобы мы усваивали речь постольку, поскольку мы:изучаем вещи, чтобы мы учились выражать мысль постольку, поскольку мы понимаемпредметы». Коменский подчеркивал важность родного языка, его органическую связьс умственным и духовным развитием ребенка.
 Являясь, горячим патриотом, Коменский вместе стем последовательно выступал и за право на развитие других народных языков —«родных языков всех народов, чтобы всякое дыхание все более и более хвалилоГоспода». Вежде была заложена глубокая мысль о целесообразности и важности развитияи расцвета различных национальных языков и культур. Поэтому и пансофия, по егомнению, должна преподаваться не только на латинском языке, но и«насобственном (родном) языке каждого народа» писал Коменский в «Прелестникевсеобщей мудрости».
 Мысли о родном языке, о его широкой функциональнойнагрузке составляют неотъемлемую и существенную часть общей пансофическойфилософско-дидактической концепции Я А. Коменского. Они тесно смыкаются ипереплетаются с его общими мировоззренческими, богословскими, социальными идидактическими положениями и принципами: познаваемость мира; роль образования вразвитии общества и личности; принцип природосообразности в обучении,включающий в сей учет национальности ученика; последовательность этапов обучения— школа родного языка как база и предпосылка дальнейшего образования на латынии изучения иностранных языков; демократизм и гуманизм; сочетание патриотизма иобщечеловеческих интересов.
 Он стремится уничтожить пороки тогдашнейсистемы: догматизм, вербализм, схоластическое мышление, зубрежку. Принципуниверсального обучения «всех всему» носил у Коменского гуманистическийхарактер. Придерживаясь этого принципа, он требовал, чтобы в школе царил духдоброжелательного отношения к учащимся, для которых пребывание в школе должнодоставлять радость, а учение должно быть «успешным, легким, кратким и основательным».
 Эти требования составляют сердцевину стройнойсистемы дидактики Коменского. Он обосновал преимущество школьного обучения посравнению с семейным. Являясь «мастерской гуманности», школа, по Коменскому,включает четыре ступени обучения с учетом возрастных способностей детей:
1) материнская школа (воспитание в семье до 6 летпод руководством матери; школа родного языка, или элементарная школа);
2) с 6 до 12 лет — школа с изучением родногоязыка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтениемСвященного Писания, знакомством с важнейшими ремеслами;
3) в возрасте с 12 до 18 лет способные учащиесяпосещают латинскую школу или гимназию;
4) академия, высшая ступень обучения, в которойучатся с 18 до 24 лет.
Академия должна иметь три факультета:богословский, юридический и медицинский. Вся система школьного образования уКоменского характеризуется четкостью и завершенностью. Он осуществляет принципединой школы, которая должна приносить людям счастье и радость.
 Существенное внимание уделяется Коменскимфилософии. У Коменского «всеобщая мудрость», или пансофия, являясь сердцевиноймировоззрения, дает исчерпывающее знание всей предметной действительности, указываетна ее органическую и логическую связь. Философия должна «служить живым отражениеммира, где всё было бы одно с другим связано». Философские проблемы Коменскийтесно связывал с теорией и практикой педагогики, в частности с вопросамивоспитания, методики, дидактики. Будучи «царицей наук», философия у Коменскоговыступает «матерью педагогики», «альфой и омегой» всей его педагогическойсистемы.
 Подготовка детей в процессе обучения ивоспитания тесно взаимосвязана, с содержанием и методами обучения. Оно должно,согласно Коменскому, быть последовательным, постепенным, легким, основательным,проходить быстро, в точно установленные сроки. Методы обучения должны быть повозможности простыми и ясными, все «темные» и догматические способы обучениядолжны быть отринуты. Материал должен излагаться в простых формах, без лишнегомногословия. Коменского принято считать отцом славянской педагогики.
 Исходя из основных принципов обучения, учитываяразные возрастные особенности детей, Коменский в «Великой дидактике» даетстройную систему дидактических приемов школьной практики, которыми должен руководствоватьсяв своей работе учитель. Коменский настаивал на необходимости познания реальныхпредметов окружающей действительности в целях ее совершенствования,отталкиваясь от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от фактов квыводам и т. д. Отсюда вытекает принцип природосообразности в воспитании иобразовании. Коменский стремился построить его на основании знания законовразвития человека, рассматривая его как часть природы. Рассматривая чувственноевосприятие окружающего мира как исходный момент познания, Коменский придавалбольшое значение процессу наблюдения, сравнения. В связи с этим Коменскийустанавливает «золотое правило дидактики», согласно которому предъявляетсоответствующие требования к наглядности в обучении.
 Важным моментом в системе обучения Коменскогоявляется впервые детально им разработанная классно-урочная система.
 В связи с этим Коменским ставится вопрос одисциплине в школе. Следуя за Аристотелем, он исходит в своей педагогике изобщего назначения дисциплины в обществе, условием существования которойявляется порядок, излагаемый в «законах» и «уставах». По Коменскому, такоесоблюдение является основной целью самой школы: «Школа без дисциплины естьмельница без воды». Он разрабатывает статут «Законов хорошо организованной школы»,который оказал влияние на статут Львовской братской школы (1658).
 По окончании обучения юноши, согласно Коменскомуи Крижаничу, должны стать образованными, морально воспитанными людьми. Особеннозначительное место отводится нравственному воспитанию. Задачу эту они восновном возлагают на школу, которая, по Каменскому, должна нравственно влиятьна общество и быть общественной мастерской «добродетели». В системунравственности Коменский включает «всю внутреннюю и внешнюю основу побуждений»,т. е. культуру воспитуемого.
 На уровень норм нравственности Коменский возводиттрудовое воспитание в школе и вообще трудовую деятельность в обществе. Онуказывает на высокую роль труда в воспитании, на его роль в развитии моральных,физических и эстетических сил человека. «Без труда — нет счастья», у человека«деятельность» должна быть ведущей, — заключает Коменский. Необходимо, чтобы вшколе господствовала атмосфера радостного, доброго труда. Коменский осуждаетпраздность, тунеядство, безделье.
 Существенным демократическим требованиемКоменского было введение обучения на родном языке. Считая родной язык«вратами», через которые народ познает мудрость, великий дидактик создает народном языке «Материнскую школу» (1628), «Чешскую дидактику» (1632) дляулучшения воспитания и обучения чешских детей.
 Развивая и совершенствуя свойродной язык, Коменский предпринял попытку создания языка типа эсперанто:всеобщий универсальный язык.
 Подводя итоги, можно сказать, что педагогическоенаследие Коменского благодаря своей гуманистической направленности получиломеждународное признанье. Оно явилось образцом выражения общечеловеческого внациональном.
3. Концепция пансофии у Я. А.Коменского
 В своих трудах Коменский первый убедительным образом выразилпередовые педагогические стремления новой эпохи, открыл дорогу самостоятельномуразвитию педагогики как науки.
 Концепция пансофии возникла как реакция насхоластическое учение и схоластическую школу. Он считал, что необходимопостроить новую школу, в противовес существующей средневековой, в которой быусваивались знания, умения, навыки, необходимые для жизни. Новые идеалытребуют, чтобы молодежь воспитывалась и обучалась так, что ничто не могло бы еезастать врасплох, к чему она не оказалась бы подготовленной. Такую подготовку,по мнению Коменского, может обеспечить только пансофия, наука обо всем,покоящаяся на единых началах, преследующих извечную истину и гармонию.
 Термин «пансофия» греческого происхождения («pansophia»: pan = весь + sophia = мудрость), буквальноезначение — всеобщая мудрость, вся мудрость, премудрость, всезнание, всеобщаянаука, познание всего. Его сочинил Я. А. Коменский, желая в одном труде,выпущенном под общим заглавием «Пансофия», изложить результаты всехчеловеческих знаний. Средневековой философии он противопоставляет пансофию:новую философию, энциклопедию знаний. Пансофия должна была быть живымотображением вселенной, должна была подходящим образом охватить все, что, было,есть и будет – все знания о Боге, природе, человеческом обществе и внутреннейжизни человека, все, что является содержанием общего образования. Коменскийпользуется понятием «пансофия» в понимании общей мудрости, знания всегосуществующего, разузнавания причин, целей и пользы. Она должна была бытьнастолько исчерпывающей, чтобы за ее рамками ничего не оставалось. Она должнабыла дать широкий философский синтез знаний, стать всеобъемлющей, универсальнойнаукой наук.
 Коменский питал надежду, что его концепцияпансофии устранит раздробленность и столкновения между отдельными науками и научнымиотраслями, которые были замкнутыми в самих себе и несоединимы с органическимединством мира. Поэтому он пытался обнаружить единые методологические принципывсех наук и своей пансофией охватить и объективно изложить результаты идостижения всех наук и всех ученых, несмотря на их религиозную, национальнуюили политическую принадлежность.
 Пансофическая концепция Коменского являетсяпоследовательно демократичной и исходит из требований полного равноправияполучения образования для всех людей. Он многие годы направлял усилия на то,чтобы общие научные результаты стали достоянием каждого человека. Он отстаивалреформу человеческого общества, право на образование всех людей, несмотря напол, расу, национальность и социальное положение.
 Пансофия была всезнанием не только тем, что она должнабыла охватить все достижения человеческого ума, но и тем, что онапредназначалась всем людям. Поскольку все люди, одаренные умом, стремятся кзнаниям, всем им должен быть гарантирован беспрепятственный доступ к знаниям инаукам — это один из устоев пансофии, которым она устраняет многовековоепонимание науки как привилегии избранных.
 Коменский верил в то, что распространение пансофииубудет способствовать духовному возрождению человечества. Она должна былаустранить все недоразумения и заблуждения между людьми. С ее помощью он хотелоблегчить участь порабощенному чешскому народу и всему человечеству. Оннадеялся, что пансофия как общая мудрость будет содействовать быстромуповышению образовательного уровня, препятствовать схоластическим распрям,способствовать лучшему взаимопониманию и сближению людей, в результате чегопоследует общее согласие, единодушие и мир.
 Стремясь к истреблению пороков в современном емуобществе, Коменский придавал особое значение общему образованию, формированиюновой школы, воспитывающей детей в духе гуманизма. В своей «Великой дидактике»он писал, что на Земле нет более деятельного пути к преодолению пороков, чемправильное воспитание и образование.
 Он подчеркивал, что цель воспитания — подготовитьчеловека к вечной жизни, он призывал людей не к пассивному ее ожиданию, а кактивному преобразованию всего существующего, к уничтожению всех пороков вобщественной жизни, к созданию «царства мира» и «рая земного». В этомсказывается его огромное доверие к человеку и к его возможностям.
 Своим учением он показал, что находится подсильным влиянием гуманизма и Возрождения. Оттуда он почерпнул жизненныйоптимизм, веру в человека, восхищение жизнью и природой. Коменский учил, чточеловек — это «совершенное, прекрасное существо», «наиотличнейшее создание»,дивный микрокосм, гармония тела и духа. Воспитание должно формировать человекав «цельности его существа». В этом смысле Коменский называет школу мастерскойчеловечности.
 В отличие от педагогов-гуманистов эпохиВозрождения, Коменский создал систему воспитания не для избранных,аристократических слоев общества, а согласно принципам демократии — для всехобщественных группировок. Он первым выразил идею общего образования, общихоснов обучения для всех детей, детей богатых и неимущих, известных и неизвестныхродителей, мужского и женского пола, городских и деревенских. Он провозгласилдемократический принцип единой школы и учебной системы, что также теснейшимобразом связано с его концепцией пансофии.
 Идею о пансофии породила потребность определитьсодержание образования, то, что нужно изучать в школе. На этот вопрос в«Великой дидактике» автор отвечает: «всё во всём», но он понимает, что это«всё» и во «всём» необходимо точнее определить. Стремясь к более широкомуобразованию, он разработал план, по которому нужно написать сочинение«Пансофия», в котором излагалась бы наука, должная в своих рамках охватить всето, что люди знают. Коменский до конца своей жизни старался выявить ее главныепринципы. Работая над дидактикой, он пришел к идее концепции пансофии какответа на вопрос о содержании образования в школе. Потом идея пансофиираспространилась на всех людей, несмотря на их возраст.
 Идея учебника о всех вещах в течение дальнейшейработы переросла в план создания таких книг, которые знакомили бы человека совсеми знаниями и достижениями наук того времени. Пансофия в отличие отлатинских учебников, предназначавшихся только определенным группам учащихся,должна была быть доступной всем людям мира. Эту демократическую мысль болееинтенсивно Коменский разрабатывает с 1633г.
 Теперь он прилагает все усилия к тому, чтобы вмире образовались такие условия, при которых любой человек мог бы освоить тезнания, которые в жизни ему более всего понадобятся.
 Он немедленно приступил к составлению наброскаидейного замысла пансофии, который был им в 1636 г. отправлен в Лондон С.Хартлибу в качестве материала для обсуждения. Этот первичный текст, не сразувызвал значительный интерес. Лишь немного расширенная и дополненная версиявоодушевила лондонских друзей. Рукопись возбудила не только интерес, но ивоодушевление в Англии и других европейских странах. Рецензенты отмечали, чтоэто божественный свет и доброта, показывающие путь в будущее, что такиегениальные мысли появляются раз в сто лет, что они могут раскрыть глаза многимлюдям, обратить их к научному пониманию и таким способом дать начало новомупериоду в жизни школы, церкви, государства и всего человеческого рода.
 Хотя Коменский подчеркивал, что пансофия недолжна замкнуться в рамках школы, что она должна быть открытой для всех людей,она оказала сильнейшее влияние как раз на учебную работу в средних и начальныхшколах. Этому в значительной степени способствовало то, что сам Коменскийорганизовал и теоретически обосновал пансофическую школу, а также его учение,что задача школы — «учить всех всему». Обучение должно быть всесторонним. Онодолжно предоставлять основные сведения обо всем, окружающем человека, чтобыникто не мог встретиться с чем-нибудь, ему неизвестным. Поэтому он искал новыеучебные методы, которые сделали бы возможным простым и удобным способом всехлюдей обучить всему. Эта и является настоящим смыслом его пансофической,общеобразовательной школы. Она должна ознакомить учеников с основами всегосуществующего в мире.
 Пансофическая школа должна была внести свойвклад в дело преобразования мира с помощью пансофического образования. Поэтомуона и не носила сословный характер, а предназначалась всем, т. е. имела впрямом смысле этого слова общеобразовательный характер.
 Коменский возложил на нее несколько конкретныхзадач. В первую очередь, задачу всестороннего образования детей, затем —развития их интеллектуальных способностей, нравственных качеств и религиозногочувства.
 Пансофическая школа в Шарошпатаке должна былаиметь семь классов, но в начале открыли первых три. Школа начала работать в 1650г., а уже в 1654 г. Коменский вернулся в Лешно. Вскоре первая пансофическаяшкола перестала следовать идеям своего учредителя.
 Во время третьего пребывания в Лешно (1654—1656гг.) Коменский главное внимание уделял своим пансофическим трудам, в первуюочередь «Всеобщему совету». Он должен был стать кардинальным произведением,которому Коменский посвятил всё последнее десятилетие своей жизни. Всоответствии с концепцией этого труда уже в Лешно, и еще в большей мере чутьпозже в Амстердаме, он интенсивно занимался изучением проблемы установлениямира между народами в духе христианства, поскольку в этом центральном труде онхотел изложить план реформы человеческого общества.
 «Всеобщий совет» — объемистый труд в семичастях, симметрично распределенных по отношению к центральной части,озаглавленной «Pampaedia». Вводная часть «Всеобщего совета» называлась «Panegeisia» — общее пробуждение,пробуждение всех во всем, она должна была подтолкнуть мир к общественнымреформам. За ней следует «Panaugia» — общее понимание, осознание всех во всем,общее осознание. Затем «Pansophia» или «Pantaxia» — общая мудрость, всесторонняяподготовка всех, всезнание. Центральную часть занимает «Pampaedia» — общее воспитание,воспитание всех во всем. Это книга о воспитании, которая в отличие от «Великойдидактики» распространяет воспитательное воздействие на всю жизнь человекавплоть до его смерти, «Panglottia» — общий язык, символизирующий договор всех совсеми. Следующая часть «Panortosia» — посвящена общему улучшению всех во всем ивыражает мысль о реформе общества с конкретными предложениями об организациинаучной, политической и религиозной жизни. «Pannuthesia» — общее совещаниеявляется исключительной частью, в которой показан способ осуществления реформ.
 В настоящее время, пансофическая мысль онеобходимости всестороннего общего образования для всех людей все еще не толькожива, но и сугубо злободневна. Ведь именно теперь, в период научно-техническойреволюции, педагогика на первый план выдвигает проблематику общего образованияи общей культуры для всех категорий населения. Без такой культуры и образованиясовременный человек чувствовал бы себя потерянным и изуродованным в условияхтехнической цивилизации.
 Коменский с помощью пансофии хотел устранитьнедоразумения между людьми и народами, искоренить пороки, изжить заблуждения,установить общее взаимопонимание, согласие и мир. Ее дух терпимости ивзаимопонимания между людьми и народами и в настоящее время затрагивает сутьобщественных процессов.

Заключение
 Личность великого европейца,«учителя народов», философа, педагога и писателя Я. А. Коменского и его труды,бесспорно, принадлежат к самому значительному и непреходящему, что далиславянские народы Европе и человечеству, а также самим себе. Теория и практикаобучения и воспитания, литературное и философское наследие Коменского до сихпор служат мощным импульсом развития европейского общества и вновь приобретаютактуальность в процессе создания новых международных и культурных отношений,становятся идеей, которую следует понимать не только символически, но такжеисторически и практически. Он всегда стремился служить международномусообществу, указывая ему путь совершенствования дел человеческих. Послесмерти Я. А. Коменского из европейской политики на несколько столетий как быисчез чешский вопрос и его произведения оставались в тени. Рациональноепросвещение XVIII в. Из мнгочисленых трудов Коменскогопризнало только его педагогическое наследие, и то с определенными претензиями иоговорками. И только в ХIХ в.Возобновился интерес к жизни и творчеству Коменского, но глубокое изучение еготрудов началось лишь в ХХ в. Только в этом век были высоко оценены философскиеи социально-исправительные идеи Коменского, его стремление к гармоничномуобразованию всех людей и призыву к миру, терпимости и справедливости. ТрудыКоменского возникли в условиях ХVII в.и, естественно отражали противоречия того времени и сложный путь человеческогопознания. Он во многом опередил свое время, по своей общечеловеческойзначимости его творчество является ценным наследием во всей мировой культуре.
 «Наступит то время, Коменский, когда
 множество образованных людей будутпочитать все
 сделанное Вами, уважать будут мечты  инадежды Ваши»
 В. Г. Лейбниц. Стихотворение о Коменском

Список использованной литературы
1.  Ждан А. Н.История психологии. Екатеринбург, 2002.
2.  Коменский Я. А.,Локк Д., Руссо Ж. Педагогическое наследие. Сост.: В. М, Кларин, А. Н.Джуринская. М., 1988.
3.  Кроль В. М.Психология и педагогика. М., 2004.
4.  Ломов Б. Ф.Тенденции развития психологической науки. М., 1989.
5.  Марцинковская Т.Д. История психологии М., 2004
6.  Петровский А.В,Вопросы истории и теории психологии. М., 1984.
7.  Человек –культура – общество в концепции Я. А. Коменского. Под ред. М.Н. Кузьмина, Г. П.Мельникова, Д. Ф. Поплыко. М., 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.