Реферат по предмету "Психология"


Эрик Берн Транзактный анализ ТА Игры взрослых социально психологические аспекты изучения

--PAGE_BREAK--«Веди себя прилично!»
«Не капризничай!»
«Будь хорошей девочкой!»
«Много работай!»
«Ты должен быть лучшим в классе!»
«Врать плохо»
«Не выноси сор из избы»
      Каждая из них дает о себе знать определенной совокупностью слов, интонаций, жестов, положения тела и выражения лица.  Я. Стюарт и                    В. Джойнс подробно описывают как, и по каким конкретно действиям,  можно научиться распознавать эти директивы.
    Таким образом, умея распознавать пять форм директивного поведения, за короткое время можно много узнать о человеке. От каждой директивы имеется противоядие, которое называется дозволением. Если вам повезло с родителями, некоторые из этих дозволений вы получили от них. Если нет, то можно дать их себе сами.
    
    
       Каждый раз, когда вы сознательно останавливаете свое директивное поведение и ведете себя независимо от директивы, вы невербально утверждаете соответствующее дозволение.
       Следуя директиве, человек считает, что «Я ОК до тех пор, пока я… совершенен, нравлюсь другим и т.д.». До тех пор, пока я слушаюсь заключенного в директиве контрсценарного указания, я считаю, что мне не нужно слушаться запрета. Бывает, однако, и так, что я не в силах действовать согласно директиве. Мне не удается быть совершенным, нравиться другим и т.д. в той мере, которая бы удовлетворила моего Родителя. А из этого, согласно моим сценарным убеждениям, следует, что я должен слушаться запрета.
      В результате человек начинает испытывать отрицательные чувства, так как соприкасается с ранним решением, принятым в связи с данным запретом. Проделывая эти шаги, он каждый раз воспроизводит свой сценарий в миниатюре. Тем самым, подкрепляя его.
    Тейби Кейлер представил этот процесс в форме модели, которую он назвал минисценарием.
1.     ДИРЕКТИВА (Я+ЕСЛИ) Никаких чувств
2.     СТОПОР (Я-Т+) Типичные формы вымогательства:
Чувство вины, обиды, беспокойства, озадаченности, смущения, сконфуженности
3.     ОБВИНЕНИЕ (Я+Т-) Типичные формы вымогательства:
Чувство осуждения, торжества, восторженности, язвительности, безупречности, ярости
4.     ОТЧАЯНИЕ (Я-Т-) Типичные формы вымогательства:
Чувство никчемности, ненужности, безнадежности, загнанности в угол, «никто меня не любит», «все тщетно»
    
     Выполняя директиву человек не испытывает никаких эмоций. Его Приспосабливающийся ребенок считает, что пока он руководствуется директивой, он ОК.
    Если человек не удовлетворяет условиям ОКейности, которые выдвигает его внутренний Родитель, — внутренне он судит себя: «Мне не удалось быть совершенным. Значит я не-ОК». В терминах минисценария этот запрет, который он слышит, переходя от директивы в позицию 2, называется стопором. При переходе из директивы в стопор человек меняет жизненную позицию. Он переходит от директивного  «Я ОК, если…»  к   «Я не-ОК, ты ОК».
     Допустим, в детстве человек решил, что за не-ОКейные происшествия удобнее винить других, а не себя. В этом случае человек может быстро перейти в третью позицию минисценария, позицию обвинения.
 
 
 
    
     Если жизненный опыт в раннем детстве привел человека к выводу, что «Я не-ОК, и ты тоже», в ходе минисценария я могу перейти в жизненную позицию Я-Т-. В этом случае я оказываюсь в четвертой позиции минисценария – позиции отчаяния. Я могу попасть в нее прямо из позиции 2 или в обход, через позицию 3.
     Теория минисценария не предполагает какой-то определенной последовательности шагов при перемещении из одной позиции в другую. Каждый человек имеет свою собственную, типичную для него схему такого перемещения.                                  
 
Запреты
       Психотерапевты Боб и Мери Гулдинг обратили внимание, что в основе ранних отрицательных решений у разных людей вновь и вновь обнаруживаются двенадцать запретительных тем.
12 родительских запретов (с частичкой НЕ):
— не будь
— не делай
— не расти
— не будь ребенком
— не будь самим собой
— не будь значимым (не высовывайся)
— не принадлежи (не связывайся)
— не будь близким
— не достигай успеха
— не думай
— не чувствуй
— не будь здоровым
        Сценарий является результатом компульсивного повторения – люди стремятся снова и снова пережить несчастливые события своего детства.
                
           Типы сценариев: Победители, Непобедители, Неудачники.
                                                      (Э. Берн)
Разновидности сценариев:
— сценарий «Никогда» (миф о Тантале)
— сценарий «Всегда» (миф об Арахне)
— сценарий «До тех пор пока» и «Перед тем как» (миф о Язоне)
— сценарий «После» (миф о Дамокле)
— сценарий «Снова и снова» (миф о Сизифе)
— сценарий «Рай в небесах» (история Филемона и Бавкиды)
       
    
       Клод Штайнер в своей книге «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна», выделяет три основных жизненных сценария и освобождения от них:
— «Без любви» (депрессия) –  нужно уметь принимать и отдавать поглаживания
— «Без разума» (сумасшествие) — нужно познавать мир избегать игнорирования и ложной информации.
— «Без радости» (пристрастие к наркотическим веществам) — нужно найти потерянный контакт с собственным телом, научиться получать естественное удовольствие.
      Феномен игнорирования представляет собой искажение реальности: обесценивание или преувеличение информации/ситуации, пассивное поведение.
    
    В.В. Макаров приводит много примеров игр и сценариев, установок присущих именно России. Подробное описание этих аспектов описано в его книге «Игры,  в которые играют… в России. Психологические игры новой России». Это такие игры как: «Игры городских улиц», «Приходите завтра», «Я прекращаю в любой момент», Игры «Нищих», «Игры маленьких детей».
5.           Анализ психологических игр
      Йохан Хейзинга в своей книге «Homo Ludens» пишет: «одна старая мысль гласит, что если проанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов нашего познания, она покажется не более чем игрой».
 В ТА игрой называется последовательность действий, часто заученных, на первый взгляд очевидных, но со скрытой мотивацией. Два важнейших признака игры:
— скрытые мотивы
— наличие выигрыша
      Главное, что отличает игры от других видов человеческой деятельности, — это не лживость эмоций, а то, что их проявление подчиняется правилам.
     Хейзинга пишет, что у каждой игры свои правила, стоит нарушить правила, и все здание игры тотчас же рушится. Свисток спортивного судьи. 
   В мире высокой серьезности шулерам, мошенникам и лицемерам всегда доставалось меньше, нежели тем, кто нарушал игру: вероотступникам, еретикам, неофитам, узникам совести.
     Антитезисы – внешнее освобождение от игры. Этим освобождением является избегание лжи.
      У Т. Харриса — все игры ведут происхождение от простой детской игры «Мое лучше, чем твое», «У меня лучше»,  которую легко наблюдать в любой группе четырехлетних детей.
    Тогда, как и теперь, эта игра заводилась ради мимолетного мига высвобождения из-под гнета неблагополучия.
                                         Формула игры:                                 
                                                                                                       Схема 1
      Слабость → Ловушка →  Ответ → Удар → Расплата → Вознаграждение
                                                                                                                                                                                           
                                                                                                                                              
                                                                                                         Схема 2
                                      Преследователь («я-ок, вы-не ок»)
                                                           
   Жертва                                                         Спаситель («я-ок, вы-не ок»)
(«я-не ок, вы-ок»;
«я-не ок, вы-не ок»)
Или:    Крючок + Клев… = Реакция – Переключение + Смущение + Расплата
    
     К. Штайнер рассматривает игру в «Спасение» — в это игру играют почти все («Игры на всю жизнь). Это треугольник: Спаситель, Преследователь и Жертва. Ребенку с детства навязывают роль Жертвы, а роли Спасителя и Преследователя он усваивает на примере родителей. Эти роли неизбежно меняются, передвигаются.
        Большинство семей программируют мальчиков и девочек по-разному: мальчиков учат не знать себя и не уметь выразить чувство любви, а девочек – не уметь логически мыслить.
      Отказавшись от трех ролей, люди обнаруживают у себя новые способности, о существовании которых они даже не подозревали.
       Особый интерес представляют игры человека с самим собой. Человек заявляет окружающим или себе, будто он в любой момент прекратит или начнет… на место многоточия можно поставить то, от чего человек, пусть неосознанно, не собирается отказываться или наоборот то, что он не собирается делать (бросить курить, пить, сесть на диету или начать учить иностранный язык, заниматься спортом).
       Антитезис в этих ситуациях: — важно начать без промедления и откладывания. Нужно стимулировать человека в попытке осуществления задуманного. И если такая попытка даже окажется неудачной, то человек все же осознает свою проблему. А это значит, что игра с самим собой будет осознана и разрушена.         
       По мнению Берна, когда в игре общественная полезность перевешивает сложность ее мотивов, когда игра идет на благо всем игрокам – такую игру можно назвать хорошей.
      Автономия – выход из сценария, достигается при раскрытии и восстановлении трех способностей: к осознанию, спонтанности и близости. Автономным считаются поведение, мышление или чувства, которые являются реакцией на реальность «здесь и теперь». Уход от игры:
– выравнивание тела
— обратная связь
— отказ от пренебрежения
III. Отчет о психологических Центрах по ТА
      Специалистов по ТА в Москве найти трудно. Их очень мало. Есть много психологических центров, где наряду с другими психологами, консультируют транзактные аналитики, осуществляются тренинги по ТА для организаций, но это не комплексный подход, не целая серьезная терапия именно по Берну, с методами ТА. Существуют институты по Транзактному Анализу в Санкт-Петербурге и Украине (многие специалисты из С-П часто проводят семинары, тренинги в Москве).
     В Москве же наиболее ярко ТА отражен двумя представителями учения Берна.
     Первый представитель — это профессор В.В.Макаров заведующий кафедрой психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования. Автор множества работ по ТА. 
    Второй представитель — это психотерапевт, позиционирующий себя как единственного в Москве специалиста по ТА, прошедшего полное обучение ТА в Англии. И являющегося сертифицированным международным специалистом. В России всего 6 специалистов — по информации с его сайта.  Имеет свой  Психологический кабинет ТА. 
    В качестве клиента я прошла несколько сессий, в том числе групповых.    
     Психологический кабинет ТА — как протекает сессия:
Запись беседы ведется на диктофон,  плюс документально.
   Заключаются два договора между терапевтом и клиентом. Первый как гражданско-правовой, второй определяет цель, задачи, поставленные перед терапевтом клиентом, условия-критерии, по которым будет определяться выполнены ли они. Также, в зависимости от цели, определяется количество сессий (посещений), которое понадобится для решения проблемы.
    В Транзактной Терапии есть также этический кодекс.
     Итак, заключается первый договор на оказание услуг – как обычный гражданско-правовой договор. Где предусмотрены права и обязанности клиента с терапевтом, литература, которую должен читать клиент и регламент.
      После определения цели-проблемы терапии, составляется контракт, в котором определяется, сколько потребуется занятий для ее решения, и по каким критериям будет определяться решена задача или нет. Документально эта цель может просто быть записана в первый гражданско-правовой договор. Все это может быть также оговорено и устно.
    В работах В.В. Макарова, например, предлагается такая схема контракта:    
    
                                                                                               Диаграмма № 1
                                                                                       (контракт на изменение)  
 
Область А                          Область перехода                     Область В
Существующее
положение:                                    Решение                     Положение после изменений:
1.                                                                                                          1.
2.                                                                                                          2.
3.                                                                                                          3.
 
 
     Работа с диаграммой позволяет определить область В, сравнить ее с областью А, оговорить условия Перехода и принять ответственность Клиенту за Решение сделать эти изменения в своей жизни.
      После  определения  проблемы  и  заключения   контракта  человек  может
составить   программу   поведения   своего  Взрослого   с  помощью  вопроса,
соответствующего  этой  проблеме. Затем, в  критический  момент, когда может использоваться тип поведения, который человек решил изменить, он задает себе вопрос. Этот вопрос активизирует Взрослого.
     Активизация Взрослого эго состояния, необходимого для заключения контракта, происходит при использовании схем, диаграмм, графиков. Полезно рисовать диаграммы на период принятия контракта на изменение.
Сессии (посещения):
    Сессия 1. Первоначально ведется блиц-опрос по главным анкетным вопросам. Вопросов много. Выясняется цель запроса, проблема. Рассматриваются предписания по Берну. Эго состояния.
    Сессия 2. В соответствии с запросом, спрашивается (Как в Сценарном вопроснике Э. Берна)
 Как человек видит себя с осуществившейся целью через:
-  10 лет
-  20 лет
-  30 лет
-  40 лет  
-  перед смертью
-  после смерти
-  что написано на могильной плите
-  и кто стоял у постели умирающего, и как все было
    Сессия 3-4. Дается задание вспомнить любимую сказку в детстве до 5 лет. И любимых героев  из истории вообще.
     Также, необходимо начиная от первой любви, перечислить все последующие отношения.
— почему расставались, причины
— как протекали отношения
 Даются задания до следующего посещения.
   Сессия № 5.
Задаются вопросы о том, как:
— протекала беременность мамы
— что читалось во время беременности
— как происходили роды
 - кормление
-  чувства мамы
-  детали
 - происшествия
Все, что связанно с момента зачатия и после родов.
   Сессия  6.  Анализ сценария.
   Сессия 7. Я записываюсь в терапевтическую группу. Для этого существует отдельный контракт с регламентом. И также формулируется цель моего группового посещения, которая будет оглашаться в группе. Групповая терапия длится 2 часа. Берется обязательство (по крайней мере, это желательно исполнять) посещать ее не менее полугода. При пропуске место в группе оплачивается.
Всего в группе около 6 человек.
    Сначала все представились и рассказали о цели, с которой они здесь, можно задавать вопросы. Атмосфера легкая, приятная. Лидер помогает, но вмешивается редко, в основном молчит, наблюдает.
      Потом нужно рассказать о своей проблеме, все высказывают свое мнение, свои реакции. Есть занятия, которые посвящаются кому-либо одному, но затрагивает и помогает всем, все рассуждают о его проблеме, спрашивают, дают советы, делают выводы. Человек чувствует себя значимым, его понимают. Говорится о своих Состояниях Я. Сценарных запретах. Чувства нужно высказывать сразу. Прямо. Спрашивается, чего я хочу от группы, что решить.   
    продолжение
--PAGE_BREAK--     Сессии 8-10. Следующее посещение группы: все организационные вопросы решаются и  обсуждаются на группе. После групповой сессии чувствуется большой энергетический заряд, взаимное понимание, начинаю понимать, почему это считается самым эффективным из терапий. В группе тебя наблюдают сразу несколько человек, и человек может наблюдать других, видеть их искренность, сравнивать свои проблемы, анализирует, идет постоянная интеллектуальная и особенно эмоциональная работа, переживается множество чувств. Разыгрываются сцены из жизни. Перенос в прошлое. Психодрама. Работа со своими Состояниями Родитель, Ребенок, Взрослый и с этими Состояниями уже реальных своих родителей.
       Сессии 11-12. Если человек прекращает работу в группе, это решение оглашается за два занятия. В последний день на группе, каждый участник говорит о своих мыслях и чувствах в адрес уходящего из группы. Делается акцент на том, что все должно быть искренне. Нельзя утаивать чувства, все говорится открыто.
         Подводя итоги посещения терапии по ТА, в целом складывается положительное и надежное ощущение. Многих привлекает контракт, которой является гарантией. В ТА также ставятся конкретные цели, есть четкая структура действий. Клиент обязан читать литературу по ТА, говорит с терапевтом на одном языке.
       Вообще, когда есть четкая, понимаемая и принимаемая структура лечения, видно направление и ясно, как к нему идти – клиент начинает доверять и помогать терапевту, участвует в процессе, — он не пациент, он равный участник терапии.
IV. Система общества как игра
 
      Сценарий есть неосознанный план нашей жизни. Большую часть своей жизни мы живем осознанно, однако генеральный проект может не осознаваться. Например, почему мне нужно родиться, затем идти в школу, потом в институт, потом работать и создавать семью, заводить детей, а в конце концов стареть и умирать? Почему такой порядок, а не другой?
     Существует одна игра, в которую играют все без исключения, и кто не хочет играть, автоматически исключается. Это игра в систему. Собственно она объединяет все игры и сценарии в один организм.
      Передаваясь из поколения в поколение, это программа одна на всех. Четкие правила, оправданные меры обеспечения, выполнение всеми. Система настолько обладает жесткой привязанностью к каждому, что даже во времена, когда какая-то часть общества восстает (и это называется революцией, например) и все меняет, через какое-то время в новых условиях начинает существовать все этаже страшная система.
      Заключается она в следующем, основные  аспекты: семья, работа, досуг. 
           1. Семья:
       Клод Штайнер и Ходжи Викофф пишут, что два основных препятствия, которые стоят на пути к достижению удовлетворяющих отношений между мужчиной и женщиной, состоят в том, что, во-первых, мужчина и женщина не в состоянии построить близкие любовные отношения друг с другом и, во-вторых, мужчина и женщина часто не умеют построить равные отношения в сфере совместной деятельности. 
       Структурный анализ мужской роли: мужчин принуждают соответствовать определенному сценарию. От них требуется развить своего Взрослого: они должны вести себя логично, хорошо успевать в точных науках, уметь мыслить логически. Им не рекомендуется развивать своего Заботливого Родителя –
учиться заботиться о других или самом себе.
     Структурный анализ женской роли: женщину программируют быть дополняющей второй половиной мужчины. Развивать Заботливого Родителя и Маленького Профессора (интуиция). Зато от женщины никто не ожидает, что у нее будет сильный Взрослый. Общая идея женского сценария – беспомощность.
        Одно из нездоровых следствий полоролевой социализации – то, что она создает «пробелы» в личности, которые ограничивают ее потенциал, не давая человеку возможность стать целостным.
       По указанной причине многие мужчины и женщины чувствуют себя неполноценными, когда у них нет партнера противоположного пола, поэтому стремятся дополнить себя до целого с помощью другого человека. Кроме чувства неполноценности они также ощущают, что они «не в порядке», потому что ни с кем не состоят в близких отношениях. Как два фрагмента паззла или две половинки целого, мужчины и женщины часто стремятся найти кого-то, чтобы заполнить внутреннюю пустоту и компенсировать свои недостатки.
       Поэтому, как только они находят кого-то мало-мальски подходящего на роль «компенсатора», то стремглав несутся навстречу заранее определенным отношениям зависимости.
     Самая распространенная игра в семьях – это «Треугольник спасения»:  Преследователь, Спаситель и Жертва. Причем муж, жена и дети в нем могут постоянно меняться ролями.
     Отдавая и делясь, человек тем самым естественно проявляет свои лучшие чувства, а не следует общественно запрограммированным ритуалам.
     Близость становится возможной, когда отсутствие страха позволяет наиболее полно воспринимать мир, когда красота может быть увидена вне зависимости от практической пользы, когда стремление к собственности становится ненужным вследствие реальности обладания.
        Корабль, не имеющий цели, носится по волнам без руля и без ветрил; в бурю, он трещит по всем швам, а в штиль он неподвижен. Он весь во власти стихии. Многие семьи похожи на такой корабль. Они держатся на плаву, но не имеют цели. Принимая решения, они главным образом руководствуются принципом: "А как поступают другие?" Они подражают своему кругу в одежде, ведении хозяйства, воспитании детей, в системе ценностей и образе мыслей. «Раз все так делают, значит так и надо» — вот их жизненный стандарт. Если «все» покупают определенную модель роскошной автомашины, то и они сделают эту покупку, хотя она и не по средствам. У них нет собственной независимой системы ценностей, основанной на реалиях их жизни, и потому дело для них часто кончается разочарованием и долгами.
        В социальной психологии это называется Эффект «Фургон с оркестром» — один из приемов манипуляции сознанием, при котором используют стремления человека поступать «как все».
      Взаимоотношения во многих парах представляют собой сложное переплетение игр, поскольку накопившиеся раздражение и отчаяние породили изощренные повторяющиеся варианты сценариев «Скандал», «Все из-за тебя», «Как тебе не стыдно», «Ты как твой папаша» и «Если бы не ты, я бы мог...»
          2. Работа:
      Беспомощность граждан – требование авторитарного общества, поэтому семья и лишает ребенка силы и самостоятельности, делая его дисциплинированным и послушным.
      Ожидания родителей относительно детей сконцентрированы на школьной успеваемости, то есть на подготовке новой рабочей силы для рынка труда, поэтому они не требуют от детей  ничего, кроме дисциплины и хороших оценок, которые отбирают почти всю энергию детей. Родители готовят новых работников, которых будут эксплуатировать индустрия и коммерция.      
       Культ интеллектуального труда как престижного, и физического как второсортного — Социальная стратификация, замкнутый социальный организм.
      Главное, что усваивают дети в результате такого воспитания, — это три роли треугольника спасения: Спаситель, Преследователь и Жертва. Усвоение этих ролей готовит их к участию во властной иерархии, где каждый человек по положению выше кого-то одного и ниже кого-то другого.    
    Треугольник Спасения не предполагает равенства между людьми: в нем они могут быть только выше или ниже друг друга. Мы как будто живем на лестнице, где одни люди идут вверх по нашим головам, а мы сами карабкаемся вверх еще по чьим-нибудь головам.
     Райх ясно указал, как структура общества отражается в структуре характеров ее отдельных членов (проницательность, которая прояснила иррациональные аспекты политики).
     3. Досуг.
      Любовь, отдых, увлечения, хобби. Даже это строго регламентировано, как нас научили так мы это  и делаем. Запрограммированность всего, даже счастья (по Берну Упорядочивание времени).
      Как пишет Берн: упорядочивание времени – это объективный термин для обозначения экзистенциональных проблем, связанных с вопросом: что делать после того, как вы сказали «Здравствуйте».
   
 
Заключение
 
      Заключение я хочу представить как свод общих практических выводов, отражающие все преимущества Транзактного Анализа, его эффективность и работоспособность.
Цель, которую преследует транзактная терапия:
1.        Выход на позицию «Я – ОК, Вы – ОК»
2.        Активация Взрослого состояния для руководства своей жизнью
3.        Устранение Неблагополучного Дитя в человеке
4.        Развитее главнейших качеств Осознанности, Спонтанности, Близости
5.        Отказ от Сценариев и Игр
6.        Автономность личности – чувства и мысли «здесь и теперь»
7.        Избегания всех ролей треугольника Спаситель, Жертва, Преследователь
8.        Аутентичность
Что предлагает ТА для осуществления этих целей:
1.     Освоение структурного анализа Родитель-Взрослый-Ребенок
2.     Терапевтический контракт
3.     Равноправные отношения клиента и терапевта
4.     Простой, понятный и общий язык
5.     Четко разработанные порядок действий в терапии; методики, техники и упражнения ТА для выявления и решения проблем                 (Приложение № 1)
6.     Систему накопления поглаживаний
7.     Эффективную групповую психотерапию
     
     Йохан Хейзинга приводит слова Платона: «Человек – это какая-то выдуманная игрушка Бога… Каждый мужчина и каждая женщина пусть проводят свою жизнь, играя в прекраснейшие игры».
       Но Хейзинга рассматривает те игры, которые Берн назвал бы продуктивные, свободные игры.
      На взгляд Хейзинга, использование хитрости и обмана со всей очевидностью ломает игру и отметает игровой характер соревнования. Игру не по правилам, с тайным умыслом Хейезинга называет псевдоигрой.
     Дух свободной игры это радостное воодушевление, а не истерическая взвинченность.
       На мой взгляд, Транзактный анализ является тем методом в психологии, который может объединить сразу несколько направлений в науке. Тем самым создается единый метод психотерапии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЛИТЕРАТУРА
1. Берн Э. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ. Психология человеческих  
    взаимоотношений. ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ИГРАЮТ В ИГРЫ, или ВЫ
    СКАЗАЛИ «ЗДРАВСТВУЙТЕ». ЧТО ДАЛЬШЕ? Психология   
     человеческой судьбы. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. – 576 с.
2. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения: Теория и практика. 
   (Библиотека психологии и психотерапии; Вып. 22) / Пер. с англ. В.М. 
    Сариной. – М.: Класс, 1997.
3. Джеймс М. Джонгвард Д.  Рожденные выигрывать.
4.  Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ТК ВЕЛБИ, Изд-во Проспект,
     2004. – 536 с.
5. Макаров В.В., Макарова Г.А. Транзактный анализ – восточная версия – М.:
    Академический проект, ОППЛ, 2002. – 496 с.
6. Макаров В.В. Психология каждого дня и всей жизни. – М.: ПЕР СЭ;
    Профессиональная психотерапевтическая лига, 2001. – 191 с.
7. Макаров В.В., Макарова Г.А. Игры, в которые играют… в России.  
    Психологические игры новой России. – М.: Академический проект; 2004. –
    112 с.
8.  Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники 
    транзактного анализа и психосинтеза. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 352 с.
9. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. – СПб.:
    Социально-психологический центр, 1996.
10. Харрис Т.А. Я – ОК, Ты – ОК.
11. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. Пер. с нидерланд.
     В. Ошиса. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 539 с. – (Philosophy).
                                      
                                                                                                                                             
 
                                                                                                                                              Приложение №1
                                              
 
                                         Техники в ТА терапии 
                                 (все техники приводятся в сжатом виде)                    
 
Техника 1.
Определение эго-состояния.
Упражнения:
    Напишите по одному примеру на каждый из трех способов (Родитель-Взрослый-Ребенок) своего поведения, мыслей и чувств за последние сутки. Вспомните случаи, когда вы вели себя по отношению к другим из какого-либо эго-состоянии. Составьте свою эгограмму. Нарисуйте столбик над названием каждого эго-состояния, высота столбика указывает, в каком состоянии вы находитесь чаще всего. Запишите пять новых типов поведения, которые можно использовать для увеличения желаемого эго-состояния, и начните практиковать со следующей недели. Можно также отразить поведенческие факторы эго-состояний. Наблюдайте за проявлениями эго-состояний других людей. Учитесь распознавать их.
     Возьмите лист бумаги и озаглавьте его: «Я человек, который…» Затем за 2 минуты опишите себя.  На другом листе напишите все девизы и убеждения, которые вы слышали от своих родителей. А теперь, с позиции Взрослого, посмотрите ваши списки и решите какие варианты нуждаются в изменении в соответствии со взрослой реальностью, вычеркните их и замените на новые.
  Техника 2.
Определение транзакций.
Упражнения:
Нарисуйте параллельные и пересекающиеся транзакции из вашей жизни.
Техника 3.
Поглаживания.
Упражнения: Заполните таблицу индивидуального профиля поглаживания.
(Приложение № 4)
 
 
 
 
 
 
Техника 4.
Структурирование времени.
Упражнения:
Составьте схему структурирования времени. Для этого нарисуйте круг и поделите его на части времени, которое вы обычно каждый день тратите на шесть способов структурирования времени.
Техника 5.
Определение жизненного сценария.
Упражнения:
   Напишите на бумаге какое название у вашего сценария? Что это за сценарий? Веселый или печальный? Победный или трагический? Интересный или скучный? Чем заканчивается ваш сценарий? Неплохо записать ваши ответы на пленку и прослушать после. Вспомните стрессовые ситуации постепенно от недавних до самых ранних, это поможет понять связь между вашими повседневными переживаниями и детскими переживаниями из прошлого.
Нарисуйте свою сценарную матрицу. 1. Приказания. Просмотрев список из 12 приказаний, отметьте важные для вас. 2. Контрсценарий. Вспомните фразы «делай…», «не делай…» (указания и запреты), а также девизы и лозунги, которые родители вам часто говорили в детстве. 3. Программа. Вспомните, как в детстве вам показывали пример, как нужно достичь определенного сценарного результата. «Вот как…».
    Подумайте и напишите ответ на вопрос: Что случается с людьми вроде меня?
Техника 6.
Работа с игнорированием.
Упражнения:
     Вспомните последнюю ситуацию, которая закончилась для вас неблагоприятным образом. Такая ситуация представляет собой проблему, которую вы не решили. Попробуйте выявить аспекты реальности, которые вы игнорировали. Были ли в этой ситуации пути разрешения, которые вы не использовали? Можете ли вы определить, в чем выразилось преувеличение? Можете ли вы определить пассивные типы поведения, используемые вами в этой ситуации?
 
 
 
 
Техника 7.
Работа с мировосприятием и искажением.
Упражнения:
    Вместе с другим участником проиграйте роли с применением отклоняющихся и блокирующихся трансакций. Упражнение дает практические навыки распознавания и борьбы с этими трансакциями, которые люди применяют неосознанно.
Техника 8.
Работа с симбиозом.
Упражнения:
     Первая часть упражнения предназначена для того, чтобы человек почувствовал симбиоз. Когда два человека опираются друг на друга, то она чувствуют себя удобно, так как ощущают поддержку. Однако некоторые могут также испытывать страх, когда другой человек выходит из контакта и позволяет им упасть. Человек боится, что без партнера он не сможет стоять на ногах.
Техника 9.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.