Реферат по предмету "Психология"


Человек как субъект, индивидуальность, личность

План:
Введение
1. Человек как субъект, индивидуальность,личность
1.1 Понимание человека как субъекта
1.2 Человек как индивидуальность
1.3 Личность, ее формирование,свойства и потенциал
2 Соотношение субъектного,индивидуального и личностного в человеке
2.1 Индивидуальность и личность
2.2 Отличие понятия «субъект» отпонятий «индивидуальность» и «личность»
Заключение
Список использованных источников илитературы

Введение
Проблема личности – однаиз центральных в психологии. Но изучение личности и ее понимание тесно связанос осмыслением таких категорий, как субъект и индивидуальность.
Современное общество вовлекает человека в круговоротразнообразных процессов, связей, отношений, навязывая ему определенные образцы,стандарты жизни и деятельности. В этих условиях очень важно защитить и развитьдальше уникальность, самобытность человеческой личности, сохранитьиндивидуальность человека. Личность — этосоциализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенныхсоциально значимых свойств. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаясячастица общества, главнейшей функцией которой является осуществлениеиндивидуального способа общественного бытия.
Проблема изучения человека как субъекта,индивидуальности и личности позволяет не только обозначить суть данных понятий,но и определить их взаимосвязь, отличия и значение этих категорий впрактической психологии. В частности, изучение данной темы неразрывно связано сосуществлением управленческой деятельности, ведь она всегда связана свзаимодействием, общением и координацией деятельности людей. Каждый человекобладает устойчивым набором черт и характеристик, определяющих его действия иповедение. Данные черты проявляют себя в достаточно длительном промежуткевремени, благодаря чему можно зафиксировать и почувствовать индивидуальностьчеловека. Существует большое количество тестов и других инструментов,позволяющих определить характеристики индивидуальности и личности человека. Всовременном менеджменте данным вопросам и данному виду деятельности уделяетсяогромное внимание. И связано это в первую очередь с тем, что успех организациинапрямую зависит от того, насколько успешно она может задействовать весьимеющийся у нее в распоряжении человеческий потенциал.
Необходимость изучения индивидуальности и личностичеловека вызывается также и тем, что обычно делается множество неверныхзаключений о людях, об их характеристиках, их индивидуальности. Связано это стем, что люди при познании других опираются на стереотипы, предубеждения,необоснованные обобщения. Делая неверные выводы об индивидуальности людей, мысоздаем основу для вредных конфликтов, скандалов, трудностей в общении ивзаимодействии людей. Это все наносит ущерб отдельным людям и организации вцелом. Факт необходимости тщательного и регулярного изучения индивидуальных иличностных характеристик членов организации не вызывает сомнения.
Конечно, говоря об актуальности изучения данной темы,нельзя ограничиваться лишь необходимостью ее осмысления в деятельностименеджера. Оценивая себя и других людей, мы часто задаемся вопросом: «Что значитьбыть личностью и являюсь ли я личностью?». Личность предстает не только какактивная, целеустремленная, но и как саморазвивающаяся система. Человек нерождается личностью, он становится ею в процессе взаимодействия с социальной иприродной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни идеятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется, ираскрывается и проявляет себя как личность.
Таким образом, основными задачами при написанииданной курсовой работы были: определить понятия «субъект», «индивидуальность»,«личность», их особенности, структуру; осознать, каким образом эти понятиясоотносятся в человеке, какова их взаимосвязь. Ведь понятия «субъект»,«индивидуальность», «личность» не тождественны: каждое из них раскрываетспецифический аспект бытия человека. Личность может быть понятна только всистеме устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием,ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти связипроявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих вколлектив.
Следует отметить, что наиболее проработанной всовременной литературе является проблема личности человека, ее формирования иразвития. Менее всего изучено понимание человека как субъекта, что придаетосознанию данной темы особую значимость. При написании курсовой работы были проработанытруды таких авторов, как Гиппенрейтер Ю.Б., Маклаков А.Г., Радугин А.А., НемовР.С., Брушлинский А.В., Рогов Е.И. и других.
Изучение данной темыпозволило получить полное представление о сочетании в человеке субъектного,индивидуального и личностного.

1. Человек как субъект,индивидуальность, личность
1.1 Понимание человекакак субъекта
Субъект в психологии –это человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяютему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки,деятельность и поведение в целом. Также существует трактовка субъекта какучастника исторического процесса.
Одним из самыхраспространенных является подход к человеку как к субъекту деятельности. Впсихологии понятие субъекта деятельности очень часто непосредственно связано стем содержанием деятельности, которое разрабатывается в той или иной концепции.Но в любом случае, независимо от содержательной позиции исследователей,деятельность в психологии понимается иначе, нежели предметная деятельность вфилософии. В основном психологическое содержание деятельности сводится ксубъект-объектному отношению.
Причём различие концептуальных позиций по поводу деятельности, восновном, сводится к различному значению цели и процедуры целеполагания вструктуре деятельности.
С точки зренияцелеполагания, субъект деятельности определяется как человек, способныйсамостоятельно целеполагать. То есть критерий самостоятельного генерированияцелей является главным критерием в определении человека как субъектадеятельности.
Для решения проблемы человека как субъекта особое значение имеет принципдеятельности, в том числе, и для раскрытия человека как субъекта истории.Именно на его основе выясняется, каким образом человек в процессематериального, предметно-преобразующего взаимодействия с природой выступает темсамым и в качестве субъекта своего собственного развития как существаобщественного, в качестве субъекта истории. [22] Но в то же время принципдеятельности позволяет рассматривать в качестве субъекта истории не толькосовокупного субъекта (общество в целом), но и отдельного человеческогоиндивида. Субъект, созидающий схемы, нормы и идеалы своей собственнойдеятельности в процессе культурного выбора – это человек, задающий перспективусвоего развития, строящий свою историю.
В «психологиисубъекта» бесспорным лидером и одним из ее основателей был АндрейВладимирович Брушлинский.
Брушлинский субъектомназывал человека, рассматриваемого на высшем для него уровне активности,целостности, автономности: «Важнейшее из всех качеств человека — бытьсубъектом, т.е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути. Этозначит инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность,общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфическичеловеческой активности (творческой, нравственной, свободной) и добиватьсянеобходимых результатов. [2]
Человек не рождаетсясубъектом, а становится им в процессе деятельности, общения и других видовактивности. В этой связи научно значимым оказывается вопрос о критериях, всоответствии с которыми можно утверждать, что речь идет именно о субъекте, а неиндивиде, индивидуальности и т.п.
Первый существенныйкритерий становления субъекта — это выделение ребенком в возрасте 1-2 лет врезультате предшествующих сенсорных и практических контактов с реальностьюнаиболее значимых для него людей, предметов, событий и т.д. путем обозначенияих простейшими значениями слов.
Следующий наиболее важныйкритерий-это выделение детьми в возрасте 6-9 лет на основе деятельности иобщения объектов благодаря их обобщению в форме простейших понятий (числа ит.д.).
Третьим критериемсубъекта следует считать сформированность у человека способности осознаватьсовершаемые им поступки как свободные нравственные деяния, за которые он несетответственность перед собой и обществом. Субъектом можно назвать тольковнутренне свободного человека, принимающего решения о способах своеговзаимодействия с другими людьми, прежде всего на основании сознательныхнравственных убеждений. Говорить о человеке как субъекте можно только при такомпонимании им собственного бытия, при котором он, осознавая объективность исложность своих проблем, в то же время обладает ответственностью и силой для ихрешения.
Четвертый критерий — развитость навыков самопознания, самопонимания и рефлексии, обеспечивающиечеловеку взгляд на себя со стороны. В отличие от остального сущего человеквсегда соотнесен со своим бытием. Соотнесенность проявляется, прежде всего, внаправленности познавательной, этической и эстетической активностивзаимодействующих людей не только друг на друга, но и на себя. Именнорефлексивное отношение каждого из нас к себе наиболее рельефно выражаетотношение к бытию. Способность к рефлексии, направленной на себя, — ключ кпревращению человека в субъекта. Субъект — это тот, кто обладает свободойвыбора и принимает решения о совершении нравственных поступков, основываясь нарезультатах самопознания, самоанализа, самопонимания.
1.2 Человек какиндивидуальность
Индивидуальность обычно рассматривается как совокупность физиологических и психических особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.
Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит человек как личность. [14]
Индивидуальность человека складываетсяиз трех начал. Во-первых, каждый человек в чем-то сходен со всеми остальными.Во-вторых, каждый человек в чем-то одинаков с некоторыми другими индивидами. Инаконец, в-третьих, каждый человек в чем-то не похож ни на кого. В зависимостиот того, как сочетаются эти начала, формируется индивидуальность каждогоконкретного человека. При этом, как бы ни строилось это сочетание, нужно всегдапомнить, что человек всегда одновременно имеет общее с остальными и не похож наостальных.
Каждый человек обладает устойчивым набором черт ихарактеристик, определяющих его действия и поведение. Данные черты проявляютсебя в достаточно длительном промежутке времени, благодаря чему можнозафиксировать и почувствовать индивидуальность человека.
Конкретный человек фиксируется окружением по егоиндивидуальности, так как индивидуальность человека обладает определеннойустойчивостью, люди узнают друг друга и сохраняют определенное отношение друг кдругу. В то же время следует отметить, что под влиянием опыта, общения сдругими людьми, воспитания и образования происходит изменение индивидуальностичеловека, иногда очень существенное. [10]
Индивидуальность человека формируется под влияниемтрех групп факторов.
Первую группу составляют наследственностьи физиологические особенности человека. Наследственность сохраняет и передаетвнешние черты человека. Но не только. Исследования, проводимые с близнецами,показывают, что наследственность может нести в себе и передачу некоторыхповеденческих черт. Физиология человека говорит о том, что в людях очень многообщего, определяющего их поведение. В частности, одинаковым для всех являетсяобщий синдром адаптации, отражающий физиологическую реакцию на раздражение.
Вторую группу факторов,формирующих индивидуальность человека, составляют факторы, проистекающие из окружениячеловека. В общем виде влияние этих факторов можно рассматривать как влияниеокружения на формирование индивидуальности. Во-первых, сильное влияние наиндивидуальность человека оказывает культура, в которой он формируется. Человекполучает от общества нормы поведения, усваивает под влиянием культурыопределенные ценности и верования. Во-вторых, индивидуальность человека сильноопределяется семьей, в которой он воспитывался. В семье дети усваиваютопределенные поведенческие стереотипы, вырабатываются их жизненные установки,отношение к труду, людям, своим обязанностям и т.п. В-третьих, на индивидуальностьчеловека оказывает сильное влияние принадлежность к определенным группам иорганизациям. У человека вырабатываются определенная идентификация, задающаядля него некий тип индивида, с которым он себя олицетворяет, а также устойчивыеформы поведения и, в частности, реакции на воздействие со стороны окружения.В-четвертых, формирование индивидуальности происходит под влиянием жизненногоопыта, отдельных обстоятельств, случайных событий и т.п. Иногда именно этагруппа факторов может приводить к существенному изменению индивидуальностичеловека.
Третью группу факторов,влияющих на формирование индивидуальности человека, составляют черты иособенности характера человека, его индивидуальность. То есть в данном случаеситуация с формированием индивидуальности выглядит следующим образом:индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование и развитие.Связано это с тем, что человек играет активную роль в собственном развитии и неявляется только исключительно продуктом наследственности и окружения.
Понятие индивидуальности (от лат. individuum – неделимое) в современной психологии представляют системную организацию человека как единую целостность, включающую различные уровни его психологической организации. Все его сложности психологической природы человека при изучении индивидуальности делается акцент на разных признаках (индикаторах) индивидуальности.
Выделяется одно свойство и изучается его проявление на разных уровнях психической организации человека, например, уникальность, неповторимость: от кожных рисунков пальцев до неповторимости в поведении и деятельности. В качестве индикатора может рассматриваться связь как внутри отдельного уровня, так и между уровнями. Чем теснее эта связь, тем более единой целостностью выступает индивидуальность. Например, связь свойств нервной системы с индивидуальной динамикой психических процессов, состояний и личностных свойств человека. [8]
Наконец признаком индивидуальности могут выступить более крупные аспекты характеристик человека, определяемые как факторы развития индивидуальности: биологические, психологические и социальные. Их взаимосвязь определяет формирование индивидуальности.
Наиболее полное понятие индивидуальности раскрывается в трудах Б.Г.Ананьева. Компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных отношений, экономических, политических, правовых и др.) и субъекта деятельности (совокупности деятельности и меры их продуктивности). Каждая из этих групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни, созданной людьми в их общественном развитии, искусственной среде обитания, географической среде и биогеносфере в целом, Вселенной. В постоянном активном взаимодействии человека с миром, природой и обществом осуществляется индивидуальное развитие человека. В каждой из подструктур – индивид, личность, субъект деятельности – имеются индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности, неповторимости. Но такие индивидуальные различия не могут быть критериями индивидуальности как целостного образования, т.к. она не только открытая внешнему миру система, но и система закрытая, со сложной структурой внутреннего мира. В этой структуре формируется взаимное соответствие потенциалов и способов их проявления, самосознания и рефлексивных свойств личности, складываются компоненты ценностей, притязаний и самооценок.
В индивидуальности объединяются в единое целое три формы развития. Основная форма развития индивидных свойств – онтогенез. Основная форма развития личностных свойств – жизненный путь человека в обществе. Для субъектных свойств, (т.е. человека, познающего мир) – история производственной деятельности человека в обществе, в частности, история формирования его профессиональной деятельности. Начало, кульминация и конец индивидных, личностных и субъектных свойств не совпадением в возрастном развитии. Индивидуальность генетически формируется позже, являясь результатом противоречивой динамике развития, взаимодействия и взаимопроникновения целостной системы ее свойств в процессе онтогенеза и жизненного пути.
Изучение индивидуальности требует рассмотрения ее как многомерной системы, развитие и формирование которой подчиняется определенным закономерностям. Важным признаком человеческой индивидуальности является активность созидающей творческой деятельности человека. Мера активности, напряженности работы внутреннего мира является показателем духовности индивидуальности. Эффекты внутренней работы проявляются в поведении и деятельности как результат творчества, производящие ценности для общества. Одним из проявлений активности индивидуальности могут являться поступки человека, которые могут проявляться как устойчивый стиль поведения.
Критерием сформированности индивидуальности является вклад человека в материальную и духовную культуру своего общества и человечества, то есть неповторимый вклад личности в общественное развитие.
В психологии существует несколько традиций понимания индивидуальности.
Первая традиция связана с пониманием индивидуальности как единичности. Индивидуальность в этом случае понимается как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения людям, то есть общих личностных черт. Однако очень ярко выраженная черта – это гипертрофия, приближение к границе нормы и патологии, в потенции – патология. С этой точки зрения, чем ярче выражена индивидуальность, тем ближе человек к патологии. Как считают психиатры: нет акцентуации (выделение одной гипертрофированной черты в человеческом характере) – нет характера. Описание индивидуальности с этой точки зрения – это определение линии потенциальных патологических изменений личности. Конечно, в промежутке между нормой и патологией ярко выраженные индивидуальные особенности могут приводить к нестандартному восприятию и понимаю окружающего мира, к нестандартным, нетривиальным способам деятельности, которые в зависимости от результата могут оцениваться и как творчество и как отсутствие адаптации.
Вторая традиция – понимание индивидуальности как дополнения общих личностных черт, характерных для популяции и выражающих общие тенденции ее развития, таким, которые обнаруживаются только у отдельного конкретного человека и генетически связаны с конкретными, не закономерными, случайными обстоятельствами его развития. В этом случае индивидуальные черты приобретают статус чего-то второстепенного, незначительного, маловажного с точки зрения понимания общих законов развития личности и существенны только с точки зрения психологической практики, работы с этим конкретным человеком. Индивидуальность в этом смысле есть некое дополнение к личности как носителю существенных черт и определяется как совокупность индивидных и личностных черт, отличающих конкретного человека от других людей.
Третья традиция – понимание индивидуальности как целостности и как принципиально нового уровня рассмотрения личности. Следовательно, в этом смысле можно рассматривать индивидуальность как принципиально новое образование в структуре человека. Если рассматривать ряд «индивид – субъект деятельности – личность», то в этом ряду целостности каждого уровня является предпосылками, возможностями и одновременно формой проявления психического образования следующего уровня.
Таким образом, исходным пунктом в рассмотрении сложившейся индивидуальности должна быть более или менее сложившаяся, зрелая личность, то есть человек, интегрированный в общество и являющийся полноценным субъектом деятельности, обладающий сформированным интеллектом.
 
1.3 Личность, ее формирование, свойства и потенциал
 
Понятие «личность» используется во многих науках, но значения их схожи. Личиной в древнем театре называли маску, которую актер надевал на лицо. Сейчас говоря о человеке как о личности, также имеют в виду его роль, но в более широком значении – роль в «театре жизни», в обществе, среди людей. [17]
Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. [12]
Личность можно рассматривать как конкретного человека, представителя определенного общественного класса, коллектива, осознающего свое отношение к окружающей действительности и занимающегося общественно полезной деятельностью, наделенного индивидуальными, только ему присущими психическими чертами и свойствами.
Понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.
Психология, в согласии со своим предметом, связывает достоинства человека как личности с присущими ему психологическими свойствами, качествами. Личность в психологии означает системное социальное качество человека, это главная целостная характеристика внутреннего мира человека, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей. [19]
Педагогику личность интересует как объект и субъект педагогического процесса, обучения, воспитания и развития. Психологию же личность интересует с точки зрения ее внутреннего строения, закономерностей возникновения, формирования, развития, особенностей социально-психологических проявлений.
Наформирование личности оказывает влияние целый ряд факторов. (Приложение А). Ведущуюроль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которыхотносятся прежде всего следующие:
— макросоциосреда- общественный строй,государственное устройство, уровень развития общества и его возможности дня обеспеченияжизни и деятельности людей, особенности идеологического и другого воздействияна них средств массовой информации, пропаганды, агитации,социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе и т.д.;
— микросоциосреда — этосреда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружескаякомпания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовойколлектив, другие ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека ссоциальной средой;
— воспитание— специальноорганизованный процесс формирования и развития человека, прежде всего егодуховной сферы.
— деятельность— игра, учебная, производственно-трудовая,научная. В процессе деятельности, включаясь разнообразные ее виды, социальныесвязи и отношения, человек овладевает социальным опытом и наращивает его,развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения инавыки предметно-практических действий, поведения;
— социальноевзаимодействие во всеммногообразии его разновидностей, и прежде всего общение с другими людьми.
Наряду ссоциальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании иразвитии личности играет биологический фактор, физиологические особенностичеловека, особенности общих и специфических типов высшей нервной деятельности,своеобразие морфологии мозга и т.п. Особую роль в формировании и становленииличности, ее отдельных структур играют общение, другие виды взаимодействиичеловека с непосредственным социальным окружением и деятельность. Вначале черезобщение с родителями, другими людьми, а затем и через разнообразные видысовместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладеваетнормами, правилами, способами поведении и деятельности, отдельных действий —происходит социализация личности, формируется и развивается ее субъектность.
Социализацияличности — это процессовладении человеком социальными и социально-психологическими нормами,правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывныйпроцесс становления и развития личности через освоение человеком материальной идуховной культуры, социальных и личностных отношений, характерных дликонкретных условий его жизни и деятельности. [13]
Социализацияличности осуществляется через взаимодействие ее со средой, в ходе которого человекне только овладевает социальным опытом, но и наращивает его, производитсоответствующие изменения в социальной и природной среде. Процесс социализацииличности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человекприсваивает социальный опыт. С другой — проявляется индивидуальность человека.
Основными свойствами личности являются: направленность, способности, характер, темперамент.
Под направленностью понимают психологическое свойство личности, систему ее побуждений, взглядов, выражающееся в потребностях, мировоззрении, установках, целях жизни и деятельность личности.
Потребность– это испытываемая человеком устойчивая и сильная нужда в чем-либо. Они направляютего интересы, мысли, движения. Удовлетворение потребности вызывает чувство удовольствия,неудача — плохое настроение и самочувствие, недовольство и даже гнев, ярость,агрессию. Стремление к удовлетворению потребностей — основа целенаправленнойдеятельности, а успешные результаты удовлетворения той или иной потребностиусиливают ее роль в направленности личности.
Потребностичеловека делятся на две группы: материальные (социализированные) и духовные.
Жизненныецели — долгосрочные исреднесрочные результаты, намеченные личностью для реализации в планах жизни идеятельности.
Мотивы — осознаваемые личностьюпобудительные силы конкретных выборов, решений и действий. Цель — то, к чему стремится человек,мотив — ради чего, для чего это ему нужно. Мотивы характеризуют типичные дляличности, преобладающие внутренние причины выборов ею целей, способов,поступков и действий. Одни и те же проявления активности могут порождатьсяразными мотивами.
Мировоззрение – совокупность идей, мнений, убеждений, взглядов личности на мир, жизнь, общество, это ценностные ориентации конкретного человека.
Способности– свойство личности, связанное с качествами личностями, которыеблагоприятствуют овладению каким-либо делом, эффективному его осуществлению. Различаютчастные способности и способности к определенному виду деятельности. К частнымспособностям относятся: интеллектуальные, творческие, деловые, организаторские,художественные, к наблюдению, к запоминанию, к выносливости, музыкальный слух идр. Они обусловлены, как правило, особым развитием отдельных качеств. Второйвид способностей — способности к определенной профессии, специальности, видудеятельности. Такая способность — всегда личностный комплекс. Она включает отдельныечастные способности и качества, относящиеся к другим свойствам —направленности, характеру, психофизиологии. [7]
Характер – свойство личности, определяющее линию поведения человека, сложившаяся система устойчивых отношений к труду, другим людям, к окружающему миру и к самому себе. Эти отношения во многом зависят от направленности личности, но связаны и со специальными знаниями, ценностными ориентациями, умениями, навыками, привычками и качествами. Отношения к труду выражены в знаниях личности, соответствующих трудовых ориентациях, навыках, умениях, привычках и качествах целеустремленности, предприимчивости, трудолюбия, ответственности, добросовестности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативности и других. Отношения к людям выражены в уважительности личности, гуманности, вежливости, доброжелательности, справедливости, доброте, альтруистичности, общительности, конфликтности и др. Отношение к себе характеризуется самовосприятием и самооценкой личностью себя и своих особенностей. Отношение к себе в психологии связывается с явлением рефлексии – умением и привычкой смотреть на себя со стороны, видеть глазами других людей, считаться с оценкой ими себя. Уровень развитости рефлексии у конкретной личности во многом характеризует уровень ее развития в целом, определяет ее отношение к самосовершенствованию и достойному поведению среди людей. Характер воплощает в себе морально-психологические особенности личности.
Темперамент– свойство личности, характеризующее динамику протекания психических процессов(возбуждения и торможения), зависящую от особенностей высшей нервнойдеятельности данного человека. Комплексы различных психофизиологическихособенностей служат основанием для выделения типов темперамента. Есть четыреобщих типа, обусловленных особенностями нервной системы:
• сангвинический.Наиболее распространенный среди людей тип. Человек, обладающий им, — сангвиник —отличается активностью, выраженностью и силой всех процессов, эмоциональностью,легкой переключаемостью, гибкостью, склонностью к разнообразию видовактивности, устойчивостью, работоспособностью. Он уравновешен, оптимистичен,обладает веселостью и отходчивостью. Оборотная сторона этих особенностей —заниженная усидчивость, нелюбовь к монотонной работе, порой склонность кпеременам там, где надо быть постоянным;
• холерический.Человек, обладающий им, — холерик — тоже отличается высокой активностью,повышенной эмоциональностью, легкой переключаемостью, работоспособностью,подвижностью, скоростью реакций, их силой, интенсивностью, быстрой адаптацией кновым условиям. Обладает быстрой речью, выразительной мимикой, жестикуляцией.Недостатки — неуравновешенность, быстрые смены настроения, раздражительность,импульсивность. В целом же, по оценке И.П. Павлова, это боевой тип;
• флегматический.В основе его — сильный, уравновешенный, но малоподвижный тип нервной системы.Флегматик работоспособен, обычно спокоен, сдержан, упорен, усидчив, устойчив,но медлителен, вяловат, а поэтому избегает перемен и ситуаций, где надо быстрореагировать, осторожен, долго обдумывает предстоящие действия, бываетнерешителен, склонен к консерватизму;
• меланхолический. Наиболее характерная для меланхолика природная предпосылка — слабость нервных процессов. Поэтому он повышенно сензитивен, эмоционален и из-за этого недостаточно уравновешен, малоустойчив, психологически раним. Склонен к отрицательным настроениям, грустным переживаниям, пессимистичен, подвержен растерянности, бывает плаксив. Работоспособность понижена. Эти особенности имеют другой стороной плюсы: хорошая наблюдательность, внимание к бедам других и отзывчивость, повышенная самокритичность.
Личность— это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество исамого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временныхориентации, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей,уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободусамоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия передприродой. Личность получает свою структуру из видового строения человеческойдеятельности и характеризуется поэтому пятью потенциалами.
Гносеологический(познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагаетличность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире и самопознания.Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связанапознавательная деятельность человека.
Аксиологический(ценностный) потенциал личностиопределяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностныхориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т.е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идетздесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов,сознания личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощьюэмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в еемироощущении, мировоззрении и мироустремлении.
Творческийпотенциал личностиопределяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками,способностями к действию созидательному или разрушительному, продуктивному илирепродуктивному, и мерой их реализации в той или иной сфере труда,социально-организаторской и критической деятельности.
Коммуникативныйпотенциал личностиопределяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностьюконтактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержаниюмежличностное общение выражается в системе социальных ролей.
Художественныйпотенциал личностиопределяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностейи тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личностиразвертывается и в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в«потреблении» произведений искусства.

2. Соотношениесубъектного, индивидуального и личностного в человеке
2.1 Индивидуальность иличность
В психологической наукекатегория личности относится к числу базовых категорий. Проблема личностивыступает в науке как самостоятельная. И при этом в разных планах изучаетсяразличными отраслями психологической науки. Важнейшая теоретическая задачасостоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психологических свойств,которые характеризуют человека как индивида, индивидуальность и как личность.
Личность каждого человеканаделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ееиндивидуальность. Понятия «личность» и «индивидуальность» образуют единство, ноне тождество. Если черты индивидуальности не представлены в системемежличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личностииндивида и не получают условий развития, подобно тому как в качестве личностныхвыступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени «втянутые» в ведущуюдля данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенностичеловека могут никак не проявляться, пока они не станут необходимыми в системемежличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек какличность. Отметим снова, как это было сделано выше, что индивидуальностьявляется лишь одной из сторон личности конкретного человека.
Тот факт, что понятияиндивидуальность и личность не совпадают, не позволяет представить строениеличности лишь как некую конфигурацию индивидуально-психологических свойств икачеств человека. Структура личности человека гораздо шире структуры егоиндивидуальности. С позиции отечественной психологии данные, получены врезультате исследования личности как индивидуальности, не могут бытьнепосредственно перенесены на характеристики личности. [23]. Различие указанныхпонятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихсяпроцесса становления личности и индивидуальности.
Становление личности есть процесс социализациичеловека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Этоосвоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизничеловека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществесоциальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированиемумений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъектсвободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
Становление индивидуальности есть процессиндивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения иобособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности,уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный,активно и творчески проявивший себя в жизни человек. [24]
Процесс развития личности значительно болеемедленный, чем процесс становления индивидуальности, проходит немало времени,пока человек станет зрелой, сформировавшейся личностью. Причем для этогопроцесса нужно не только время, но и иные факторы, рассмотренные в первойглаве.
В личности необходиморазличать индивидуальность и индивидуализм. Индивидуализм представляет собойособый тип мировоззрения, ставящего безоговорочно интересы отдельного индивидапревыше всего. Отличительная особенность психологии индивидуалиста – эгоизм,самовлюбленность, преувеличенное мнение о себе, своих достоинствах и значении,убежденность в необходимости жить только ради себя, игнорируя интересы другихлюдей и общества. Индивидуальность ценна, а индивидуализм аморален.
Также необходиморазграничивать понятия индивид и индивидуальность. Понятие «индивид» означаетотдельного человека, который рассматривается с точки зрения его родовойпринадлежности, тогда как индивидуальность характеризует своеобразие человека,его психические и физиологические особенности, отличающие данного человека отдругих людей. Природные особенности индивида самипо себе не формируют человеческую индивидуальность, ибо не делают егосамостоятельным субъектом деятельности. Понятиеиндивидуальность раскрывает человека как целостное существо, в единстве егоединичных и общих, природных и социальных свойств и определяет его какконкретного индивида. [14]
В отличие от индивида ииндивидуальности, сущность которых основывается преимущественно набиологической природе человека, сущность личности опирается главным образом наеё социальные качества.
Личность ииндивидуальность не только взаимосвязаны, но и взаимообусловливают друг друга.Формирование личностных качеств человека находится в тесной связи с егоиндивидуальным самосознанием. [8]
Следует сказать о том,что существуют и иные подходы к соотношению личности и индивидуальности.Согласно одному из них индивидуальность рассматривается как зрелая личность, интегрированнаяв общество, реализующаяся в нем во всем своем многообразии и являющаясяполноценным субъектом деятельности. Этой точки зрения придерживаются Хьелл иЗиглер.
Таким образом, личность, взятая вне связи синдивидуальностью, является абстракцией и реально не существует. Есличеловеческий индивид не сможет стать личностью, не усвоив своей социальнойсущности, то личность не сможет обрести свое индивидуальное бытие, не ставиндивидуальностью. Таким образом, личность социальна по своей сущности, но индивидуальнапо способу своего существования. Она представляет собой единство социального ииндивидуального, сущности и существования.

2.2 Отличие понятия«субъект» от понятий «индивидуальность» и «личность»
Понятие«субъект» менее разработано по сравнению с понятием «личность». Для категориисубъекта не свойственна главная проблема личности – соотношение природного исоциального, тогда как при анализе понятия «личность»,акцент в определении личности ставится именно на примате социального. Но, сдругой стороны, для категории личности не типична, по крайней мере, вотечественной традиции, проблема сознательного и бессознательного, которая длясубъекта стоит достаточно остро.
Дляобеих категорий существует общий идеал – целостность человека, хотя пути достиженияего у них разные. Если в контексте личности достижение целостности реализуетсяпосредством поиска структуры, объединяющей ее элементы, то относительносубъекта оно выступает в аспекте полисубъектности. Обе эти категории претендуютна интегрирующую роль в общей и социальной психологии, хотя для них характерныпротивоположные процессы. [1]
Категория«личность» имеет 3 уровня (индивидуальный, метаиндивидуальный исверхиндивидуальный), отображающие движение от единой сущности к раздробленности.Категория «субъект» развивается в другом направлении: восхождение на все болееобобщенные уровни (индивид, группа, человечество в целом), чем подчеркиваетсяединство как основная характеристика совокупного субъекта. И здесьпрослеживается та же тенденция: в категории личности акцент ставится наобщественные отношения (центр тяжести как бы переносится вовне человека). Вкатегории субъекта наблюдается обратное движение: от формирования активнойпозиции до непосредственного воздействия на действительность. [2]
Принципиальныеразличия категорий личности и субъекта наблюдаются и в моделях их развития: приописании личностного развития доминируют внешние социальные воздействия(влияние социума, общностей, групп), а что касается субъекта, то центр тяжестиперемещается на те внутренние изменения, которые происходят в результате любыхвоздействий, значимых для человека. Если для личности свойственна проблемазависимости – независимости от общества и социума, то для категории субъектазадача состоит в том, чтобы определить границы свободы человека. Но в целом,сопоставительный анализ категорий личности и субъекта приводит к следующемувыводу: их пространства значений имеют пересечения, или, лучше сказать,проекции.
Присравнении понятий индивидуальности и субъекта обнаруживается большое сходство.Во-первых, эти понятия выполняют в отечественной психологии интегрирующуюфункцию. Главная тенденция отечественной психологии – стремление к целостности– представлена и в категории индивидуальности, и в категории субъекта, хотя и по-разному:в категории индивидуальности – через объединение индивидуальных свойств исвязей разных уровней, а в категории субъекта – через интеграцию разныхаспектов активности. Во-вторых, многие авторы относят указанные категории квнутренней стороне структуры человека, характеризующейся известнойавтономностью от внешнего. Хотя в то же время в индивидуальности, как и вличности, выделяется внешний аспект (при анализе метаиндивидуальности). Прианализе понятия субъекта одной из важных характеристик выступает сознательность,в индивидуальности же на первый план выходит проблема осознания своейнеповторимости и уникальности.
Вконтексте развития категория индивидуальности менее разработана. В рамкахкатегории субъекта в отечественной психологии исследуются и субъектогенез, исаморазвитие как результат активности самого человека, в категории жеиндивидуальности лишь в общих чертах намечен процесс индивидуализации. [1]
Дляобеих категорий свойственно понимание их как уровней развития человека, каквысшего этапа утверждения его творческой природы (ведь творчество выходит зарамки социального, нормативного; оно по своей природе носит уникальный характери предполагает активность).

Заключение
Человека можнорассматривать как минимум с трех позиций: как субъекта, индивидуальность и какличность. Каждое из этих понятий раскрывает специфический аспект бытиячеловека.
Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
В понятии «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Поэтому индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, которое данного человека отличает от других людей.
Понятие личности выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность является целостность, обусловленная генетически: личностью не рождаются, личностью становятся.
Если принять во внимание, что личность всегда выступает как субъект своих действительных отношений с конкретным социальным окружением, в ее структуру с необходимостью должны войти эти действительные отношения и связи, складывающиеся в деятельности и общении конкретных социальных групп и коллективов. Структура личности человека шире структуры его индивидуальности.
Субъект — это человек всовокупности таких психических характеристик, которые позволяют емуосуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки,деятельность и поведение в целом. Субъект также можно рассматривать какучастника исторического процесса.
Индивидуальность — это совокупность физиологических и психических особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие, его отличие от других людей.
Личность — конкретный человек, представитель определенного общественного класса, коллектива, осознающий свое отношение к окружающей действительности, занимающийся общественно полезной деятельностью, наделенный индивидуальными, только ему присущими психическими чертами и свойствами. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.
Слово«личность», как и многие психологические понятия, широко используется вповседневном общении. Однако при использовании этого термина обычно непроводится какого-то строгого различения с понятиями «человек», «субъект»,«индивид», «индивидуальность». Однако очевидно, что эти понятия как-торазличаются. Можно ли сказать, что всякий человек есть личность? Вероятно, нет.Личностями не рождаются, личностями становятся. Для того чтобы отразить процессстановления личности, зафиксировать особенности личностных качеств человека, необходимопровести разграничение понятий «субъект», «индивид», «личность» и«индивидуальность», что и было сделано в ходе написания данной курсовой работы.
Хотелось бы в очередной раз подчеркнуть практическую значимость этих понятий, как в повседневной жизни, так и в конкретной профессиональной деятельности, в том числе в деятельности менеджера. Ведь в условиях развития российского общества необходимо углубление представлений о закономерностях функционирования субъектов и объектов деятельности в организации, совершенствование деятельности субъекта управления в рамках управленческого воздействия. Успех организации всегда напрямую зависит от того, насколько успешно она может задействовать весь имеющийся у нее в распоряжении человеческий потенциал. Свойства личности оказывают непосредственное влияние на успех в профессиональной деятельности. Характер, темперамент, способности играют очень важную роль при выборе профессии. Менеджер должен формировать такие черты характера, как инициативность, предприимчивость, трудолюбие, ответственность, целеустремленность, справедливость, корпоративность, самокритичность, стремление к самосовершенствованию и многие другие качества, которые позволят добиваться поставленных целей и быть не только формальным, но и неформальным лидером в организации.
Личность постепенновыступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляютсявнешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплавнаследственно-биологических и социально обусловленных качеств, которыесформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мереформирования личности внешние условия становятся более глубокими, в результатечего одно и то же социальное воздействие может оказывать на разных людей разноевлияние. Таким образом, личность — это не только объект, продукт общественныхотношений, но и активный субъект.

Список использованныхисточников и литературы:
1.        Большунова Н.Я.Субъектность и условия ее развития // Проблемы интерпретации в лингвистике илитературоведении. Материалы вторых Филологических чтений. — Новосибирск:Изд-во НГПУ, 2002. – С. 19-23.
2.        Брушлинский А.В.О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта.- М.:ПЕР СЭ, 2002. — С. 9-33.
3.        Брушлинский А.В.Психология субъекта.- СПб.: Алетейя, 2003. –С. 30-34.
4.        Гальперин П.Я.Введение в психологию. – М., 2001. – С. 163-166.
5.        Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2002. – 336 с. – С.244-287.
6.        Грановская Р.М.Элементы практической психологии. – М., 2001.–С.87 – 92.
7.        Дружинин В.Н.Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2003.- С. 23-27.
8.        Егорова М.С.Психология индивидуальных различий. – М., 2003. – С. 43-48.
9.        Коваль Н.А.,Родионова Е.В. Методика исследования индивидуального духовного пространства. — М., 2001. – С. 14-15.
10.      Колесников В.Н.Лекции по психологии индивидуальности. – М., 2000. – С. 48-52, 59-62.
11.      Лысенко Е.Е.,Коваленок Т.П. Общая психология. Учебно-практическое пособие. – М.: МГАУ им.В.П. Горячкина, 2001. – 100 с. – С. 57-60, 76-94.
12.      Маклаков А.Г.Общая психология: ответы на экзаменационные билеты. – СПб.: Питер, 2007. – 224с. – С. 178-210.
13.      Немов Р.С.Психология. Кн.1 Основы общей психологии. – М., 2006.- С. 389-397.
14.      Общая психология:Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2001. – 448 с. – С.312-334.
15.      Петровский А.В.,Ярошевский М.Г. Психология. – М., 2000. – С. 328 – 331.
16.      Психологияличности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2000.– С. 153-156.
17.      Психология /Подобщ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – С. 447-454.
18.      Психология / Подред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2002. – С. 310 – 318.
19.      Радугин А.А.Психология: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2003. – С.180-221.
20.      Реан А.А.,Бордовская Н.В., Розум С.И., Психология и педагогика.- СПб.: Питер, 2002. – С.231-234.
21.      Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – С. 190-199.
22.      Сергиенко Е.А.Природа субъекта: онтогенетический аспект. // Проблема субъекта впсихологической науке. М., ИПРАН, 2000, с. 13- 27.
23.      Сластенин В.А.,Каширин В.П. Психология и педагогика. – М.: Академия, 2003. – С. 340-359.
24.      Смысловое полекатегории «индивидуальность » // История психологии в Беларуси: состояние и перспективы развития (Материалы ІІМеждународной научной конференции ) / Отв. ред. Л.А. Кандыбович: в 2-х частях, Минск: Учебно-издательскийцентр БГУ, 2003. — С. 19-21.
25.      Смысловое полекатегории «личность» // Личность и проблемы развития: Сборник работ молодых ученых / Отв. ред. Е.А. Чудина. – М.:Издательство Института психологии РАН, 2003. – С. 5-9.
26.      Столяренко Л.Д.Основы психологии: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – С.264-281.
27.      Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности. – СПб. – 2000. – С. 26-29.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.