Реферат по предмету "Психология"


Характер как психологический феномен

--PAGE_BREAK--Новое толкование данного феномена основывается на динамической теории характера, основы которой разработаны 3. Фрейдом. Он полагал, что в основе характера лежат глубинные источники психической энергии. Характер, по 3. Фрейду, представляет особую форму психической энергии. Он объяснил динамический потенциал характерологических черт сублимацией различных форм либидо. Фрейд также показал, что фундаментальная сущность характера строится не на единичных свойствах, а является целостной структурой.
Черты характера следует понимать как синдром, являющийся специфическим выражением этой особой структуры.
Современные подходы к феномену характера представлены в исследованиях В.С. Мерлина, Б.И. Додонова — в контексте гуманистических и духовно ориентированных теорий личности. Отечественные авторы разделяют понятия направленности и характера. Первые — это инициативные образования личности, выражающие отношение к проявлениям окружающего мира.
Свойства характера[7] — реактивные образования, показывающие отношение к социально-типическим ситуациям.
В.С. Мерлин определяет характер как устойчивые индивидуальные свойства, которые проявляются в способах поведения и выражают отношение к социально-типическим ситуациям. При этом он показывает, что характер складывается, формируется на почве глубинных автоматизмов и отношений личности. К автоматизмам В.С. Мерлин относит генотипические характерологические предпосылки, их комплексы — как глубоко усвоенные поведенческие установки и привычки. Процесс развития, формирования характера направляется механизмами индивидуализации, или подчинения жизненных ситуаций природным личностным свойствам, и социализации, или «подтягивания» поведенческих установок и способов к наиболее активным, динамичным отношениям»[8].
«По отношению человека к другим людям различают характеры:
— замкнутые,
— общительные.
Замкнутость в себе, ограниченность контакта с другими людьми может основываться в одном случае на безразличии к людям, на равнодушии холодной и опустошенной натуры, которой другие люди не нужны, потому что ей нечего им дать, а в другом – на большой и сосредоточенной внутренней жизни, которая в иных условиях не находит себе путей для приобщения к ней других людей и для своего приобщения к ним.
Точно так же и общительность может быть различной: у одних – широкая и поверхностная, с легко завязывающимися и неглубокими связями, у других – более узкая и более глубокая, сугубо избирательная. Общительность людей, которые в равной мере являются приятелями каждого встречного, без всякого различия, свидетельствует иногда лишь о легкости и подвижности и о таком же по существу безразличии к людям, как и необщительность других людей. Решающее значение имеет внутреннее отношение человека к человеку. Наличие общего дела, общих интересов, общей идеологии создает базу для общительности, одновременно и очень широкой, и сугубо избирательной. Тип общительности, имеющий широкую общественную основу, называют товарищеским.
Лишь в процессе общения и влияния на других людей формируется действенная сила характера, столь существенная в общественной жизни способность организовывать людей на совместную работу и борьбу; лишь в процессе общения, подвергаясь воздействиям со стороны других людей, формируется в человеке твердость характера.
Общение создает предпосылки и для самостоятельной работы человека над своим характером. В процессе общения, воздействуя на людей и подвергаясь воздействию с их стороны, человек познает других и испытывает на практике значение различных характерологических черт. Это познание других людей приводит к самопознанию, практической оценке характерологических свойств других людей, регулируемой моральными представлениями. А самопознание, сравнительная самооценка и самокритика служат предпосылкой и стимулом для сознательной работы человека над своим характером.
С отношением человека к человеку неразрывно связано тоже по существу своему общественное отношение к вещам – продуктам общественной практики – и собственному делу. В отношении к ним складывается и проявляется вторая важная группа характерологических черт. Таковы, например, щедрость или скупость, добросовестность, инициативность, мужество в отстаивании своего дела, смелость, храбрость, настойчивость и т. д.
Характер каждого человека включает черты, определяющие как его отношение к другим людям, так и его отношение к вещам – продуктам общественного труда – и к делу, которое он сам выполняет. Они взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Характерологически очень существенным является и то, какой из этих планов доминирует. Доминирование одного из этих друг друга опосредующих отношений выражает существенную черту характера и накладывает глубокий отпечаток на облик человека.
Опосредованно, через отношения к другим людям устанавливается у человека и отношение его к самому себе. С отношением к самому себе связана третья группа характерологических свойств личности. Таковы самообладание, чувство собственного достоинства, скромность, правильная или неправильная – преувеличенная или приуменьшенная – самооценка, уверенность в себе или мнительность, самолюбие, самомнение, гордость, обидчивость, тщеславие и т. д.
Каждая характерологическая черта в какой-то мере и каким-то образом выражает специфическое соотношение между отношением человека к окружающему миру и к самому себе. Это можно сказать и о таких, например, свойствах, как смелость, храбрость, мужество»[9].

Раздел 2. Типология и структура характеров
2.1 Структура характера
«Характер – элемент психического склада человека. Характер является целостным образованием, определяющим человеческое «Я». Понимание характера как единства черт человека не исключает выделения в нем отдельных составляющих с целью познания его сущности.
Определить структуру характера – значит выделить в нем ведущие компоненты, без которых целостность характера вообразить нельзя.
В структуре характера выделяются содержание и форма. Содержание характера человека определяется условиями жизни и воспитания.
В структуре характера выделяются следующие компоненты:
— направленность,
— убеждения,
— умственные черты,
— эмоции,
— воля,
— темперамент,
— полнота,
— целостность,
— определённость,
— сила.
Направленность является ведущей в структуре характера. Она проявляется в выборочном оценочном отношении к поступкам и деятельности людей и самому себе.
Убеждения – знания, идеи, взгляды, являющиеся мотивами поведения людей, становятся чертами его характера и определяют отношение к действительности. Убеждения проявляются в принципиальности, неподкупности, правдивости, требовательности.
Умственные черты характера проявляются в рассудительности, наблюдательности, умеренности.
Эмоции лежат в основе таких черт характера, как горячность, зажигательность, сочувствие, наглость, грубость, всепрощение, бесчувственность, невозможность сопереживать.
Воля в структуре характера обусловливает его силу и твердость. Воля – деятельная сторона разума. Сильная воля делает человека самостоятельным, стойким, непоколебимым, мужественным. Особенности волевой сферы, переходя в свойства личности, образуют существенные черты характера. Однако, как ни тесна связь воли и характера, они все же не тожественны. Воля непосредственно связана по преимуществу с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью. Но характер не исчерпывается своей силой; он имеет содержание, которое направляет эту силу. Характер включает те свойства и действенные установки личности, которые определяют, как в различных условиях будет функционировать воля. В волевых поступках характер, с одной стороны, складывается и, с другой, проявляется. Идейное содержание и направленность волевых поступков, особенно в очень значимых для личности ситуациях, переходят в характер человека, в его действенные установки, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств; эти свойства в свою очередь обусловливают поведение человека, его волевые поступки; решительные, смелые и т.п. действия и поступки человека обусловлены волевыми качествами личности, ее характера (ее уверенностью в себе, самообладанием, решительностью, настойчивостью и т.п.).
Необходимо иметь ввиду, что характер – это совокупность всех структурных компонент»[10].

2.2 Основные черты типичного характера
«Человек – носитель характера. Черты его характера отражаются в деятельности, отношениях, способах действия в широком их понимании – в семье, трудовом коллективе, в управлении производством, государством.
Типичное и индивидуальное в характере существуют в единстве. Типичное создает фон для индивидуальных проявлений черт характера, а проявление несвойственных человеку черт характера вызывает возражение, осуждение.
Особенности типичного характера проявляются и при положительном или негативном отношении к работе, к другим людям, к самому себе, к предметам и явлениям действительности.
Отношение к работе является одной из существенных черт характера человека. Она проявляется в уважении к работе, трудолюбии или же в пренебрежении к работе и сотрудникам. Важные черты в отношении к работе – аккуратность, добросовестность, дисциплинированность, организованность.
Отношение к другим людям возникает в контактах между людьми и обусловливается условиями жизни, созданными исторически и раскрытыми в коллективе. Чертам характера, в которых проявляется отношение к другим людям, свойственны значительная вариантность содержания и форм их проявления, зависимость от уровня культурного развития народа и духовного богатства человека.
Отношение к другим людям носит оценочный характер, причем интеллектуальная оценка зависит от эмоционального отношения к проявлениям характера. Оценочное отношение к людям выражается в разном проявлении граней характера. Одобрение и осуждение, поддержка и возражения могут быть высказаны в вежливой, тактичной, доброжелательной форме или же формально, в форме лести, а то и грубо, по-хамски, иронично, саркастически, оскорбительно.
Отношение к другим проявляется в зависимости от обстоятельств и характера оценки поступков как в положительных, так и в негативных чертах характера. К положительным чертам характера, свойственным культурному человеку, относится справедливость, обязательность, щедрость, доброжелательность, честность, принципиальность. В основе их лежат гуманистические моральные качества людей, идейные убеждения, прогрессивные стремления.
К негативным чертам характера относятся отчуждение, замкнутость, завистливость, скупость, пренебрежение к другим, хвастливость, гордыня, склонность к беспочвенным насмешкам и издевательствам, склонность к пустым спорам, мелочность. Негативные черты характера очень вредят созданию благоприятной атмосфере общения, стремлению людей к совместной борьбе с несправедливостью.
Так или иначе, относясь к поступкам и поведению других, человек формирует собственные черты характера по аналогии или по контрасту.
Отношение к самому себе – позитивное или негативное – зависит от уровня развития самосознания, возможности оценивать себя.
Такие черты характера, как скромность, чувство собственного достоинства, требовательность к себе, ответственность за дело, склонность отдавать себя, свои силы коллективу, государству, свидетельствуют о высоком уровне развития самосознания человека.
Вместе с тем, некоторым людям в отношении к себе свойственны негативные черты – нескромность, хвастливость, карьеризм, гордыня, самонадеянность, беспринципное подчинение, беспочвенное пренебрежение или обесценивание себя.
Среди черт характера особенно заметны те, которые определяют отношение к вещам, к природе. Экономность, рачительность, аккуратность, бережливость, заботливое отношение к природе поднимают достоинство человека.
Типичные черты характера имеют различную интенсивность. У некоторых людей отдельные черты характера проявляются настолько ярко, что это делает их оригинальными. Заостренность таких черт характера проявляется спонтанно, как только человек оказывается в адекватных им условиях жизни или деятельности. Такие условия провоцируют проявление ярко выраженной реакции человека. Крайнюю интенсивность определенных черт характера человека называют акцентуацией.
Хотя акцентуация особенностей характера человека своей заостренностью и своеобразием проявления выходит за пределы обычного, ее нельзя относить к патологическим проявлениям. Однако сложные условия, вызывающие акцентуацию черт характера, частота их проявления может обусловить невротические, исторические и другие патологические реакции.
Акцентуация черт характера проявляется только при определенных обстоятельствах. При других условиях люди с такими чертами действуют спокойно, без напряжения.
Акцентуация черт характера вырабатывается в условиях жизни под влиянием интересов, специфики контактов в коллективе, но, как свидетельствуют исследования, основными являются врожденные особенности, которые и создают почву для проявления акцентуации в соответствующих социальных условиях.
Рассмотрим наиболее характерные проявления акцентуализации.
Застревание в состоянии возбуждения, которое ведет к упрямству, нетерпимости к возражениям в дискуссиях. В спокойном состоянии такие люди проявляют ответственность и рассудительность в делах.
Педантизм проявляется в крайнем формализме при решении задач.
Демонстративные характеры проявляют себя безудержно, возражают очевидному. В обычных условиях такие люди способны сотрудничать, достигать значительных творческих успехов.
Экзальтированные чрезмерно захваливают себя, хвастаются тем, чего не заслуживают, легко возбуждаются в радости, отчаиваются даже при незначительных неприятностях. Их реакции на свои и чужие поступки крайне эмоциональны, аффективны.
Тревожные характеры во всем ожидают опасность, проявляют повышенную боязливость, застенчивость, растерянность, способны спрятаться от опасного.
Интроверты замкнуты, свои мнения и переживания направляют на самих себя, на свой внутренний мир, избегают контактов с другими, не приспособлены к обстоятельствам.
Экстраверты стремятся к общению, контактам с другими, много говорят о себе, хвастливы, сосредотачиваются преимущественно на внешних явлениях, а не на себе, склонны соглашаться во всем, что им предлагают»[11].
2.3 Классификации характеров
«Существует множество различных оснований классификации и типологий характеров. Большую известность приобрели классификации характеров Теофраста, Ж. де Лабрюйера, Ф. Галля, Ф. Джордано, Ф. Полана, Н. Лосского, К.Г. Юнге, А.Ф. Лазурского, Э. Фромма.
Д.Я. Райгородский объединяет современные классификации характеров в две большие группы:
— типологические модели социальных характеров;
— типологические модели индивидуальных характеров.
2.3.1 Типологические модели социальных характеров
Понятие о социальном характере введено К. Юнгом, разрабатывалось А.Ф. Лазурским, но заслуга создания основ современной типологии социальных характеров принадлежит Э. Фромму.
Фромм развивает общее представление о социальном характере, который охватывает лишь ту совокупность его черт, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникает в результате общих для них переживаний и общего образа жизни. Типология социальных характеров Э. Фромма, созданная в 1947 г. в США, давно стала широко принятой в западной психологии и обрела «второе дыхание» в настоящее время в России. Данная типология имеет выраженную морально-этическую направленность. Э. Фромм дает два типа характеров, которые анализирует как неплодотворные и плодотворные ориентации социальных типов.
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
Схема 1. Типы характеров по Фромму
I. Неплодотворная ориентация.
 SHAPE  \* MERGEFORMAT     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.