Реферат по предмету "Психология"


Характеристика тренингов, направленных на формирование имиджа

СодержаниеВведение1.Требования к тренингу2. Виды тренингов2.1 Тренинги телесной ориентации2.2Тренинг самосовершенствования2.3 Тренинги личностного роста2.4 Коммуникативные тренингиЗаключениеСписок литературы
/>Введение
В современноммире одной из главных проблем является проблема коммуникации. Бытует такое мнение,что общение – это улица с двусторонним движением, и в жизни удачлив более тот, ктогибок в общении[1].Общению можно научиться, не тратя на это много лет. Общение – это обязательное звенов формировании имиджа человека.
Имидж – (image – «образ») – целостное представлениеоб образе, которое остается в сознании людей, в их памяти. Точно слагаемые имиджаопределил А. П. Чехов: нужно быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятнымфизически.
Теоретики имиджавключают в него не только естественные свойства личности, но и специально выработанные.Навыки общения, необходимые в успешной профессиональной деятельности, а также вповседневной жизни, можно выработать на специальных тренингах.
Тренинг (отангл. train — тренировать, тренироваться) – это комплекс методов, направленных наразвитие навыков саморегуляции, самосовершенствования и коммуникации.
Цель работы– характеристика тренингов, направленных на формирование имиджа. В работе рассматриваютсяосновные виды тренингов, а также правила, которые должны использоваться при проведениигрупповых тренингов.
Сейчас проводитсявеликое множество различных тренингов. С другой стороны, каждый тренинг, каждоеиздание по имиджу, сулит большие личные выгоды. Но так ли это? Думаю, что не стоитсильно обольщаться. Очень часто этика имиджа сводится к откровенному манипулированию,почти шарлатанству, и предлагает арсенал средств, с помощью которых можно добитьсяхорошего отношения к себе со стороны других людей. Но человеческий характер красноречивеевсяких слов, как сказал Эмерсон: «Сущность твоя столь громко заявляет о себе, чтоя не слышу твоих речей»./> 
1.Требованияк тренингу
Очень популярнымистали групповые формы психологических занятий. Групповой процесс подчинен определеннымзаконам и правилам. В каждой тренинговой группе могут быть свои особые правила,но определенные правила должны лежать в основе ее работы. Существует множество правилгруппового поведения. Перечислим самые важные из них.
Правило персонифицированныхвысказываний. (обращайся не ко всей группе, а конкретно к кому-то, по имени).
Правило доверительности.(единаяформа обращения «на ты» уравнивает всех). искренность – непременное требование.
«Здесь и теперь»:говорите о том, что волнует именно теперь.
«Обратная связь»каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.
Правило конфиденциальности.Все,, что происходит во время занятий, не должно выноситься за пределы группы.
Правило недопустимостиперехода «на личности»: следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательныхкачествах человека, а о его действиях.
В случае, есликого-то не устраивают какие-либо правила, то нужно решить: принять их или уйти.Во время обсуждения дается возможность высказаться всем желающим, выслушать их предложения,а также обсудить их.
Тренинги, которыене предполагают групповую форму (например, различные аутотренинги), также имеютнеобходимые условия их эффективности. Так, необходима концентрация на том качестве,которое хочешь в себе воспитать, необходимо умение полного расслабления, а такжевозможность давать простор своему воображению.
/>2. Видытренингов
Формированиеимиджа с помощью тренингов происходит как бы поэтапно, так как имидж, можно сказать,– это целостность, гармония тела и духа. Этими этапами являются тренинги, каждыйиз которых преследует свою цель, направленность. Заметим, что названия тренинговмогут быть разными в трактовке различных авторов, но суть их одна. На первом этапемогут применяться тренинги телесной терапии, а также саморегуляции, затем – тренингисамосовершенствования, или «обретения себя», и на последнем этапе – тренинги «личностногороста», где используются различные методы самосовершенствования. Популярны такжебизнес – тренинги, которые в большинстве случаев включают в себя элементы всех трехгрупп и проводятся с целью совершенствования навыков, необходимых для конкретнойпрофессии или вида деятельности (тренинги продаж, тренинги переговорного процесса,тренинги для управляющего персонала и др.) Заметим, что эти группы тренингов в основномпредполагают групповую форму проведения. Исключением может быть только тренинг телеснойтерапии, здесь более подходит индивидуальная форма занятий.
Основным представителемгруппы тренингов саморегуляции является аутогенная тренировка (от греч. autos — сам, genos — происхождение). Данный метод позволяет снять эмоциональное напряжениеи достичь равновесия вегетативных механизмов регуляции функций организма, нарушенныхв результате стрессового воздействия. Аутотренинг удобен тем, что освоив техникуметода, человек может в дальнейшем применять его самостоятельно.
К группе тренинговсамосовершенствования относятся тренинги, направленные на совершенствованиеотдельных качеств, сторон личности и частично поведенческие тренинги. Поведенческиетренинги помогают развить навыки преодоления критических жизненных ситуаций в случаеих изначальной недостаточности. Граница между первыми и вторыми весьма условна.Другая часть поведенческих тренингов, проводимых, как правило, в групповом формате,а так же социально-психологические тренинги составляют группу коммуникативныхтренингов. Их целью является развитие навыков общения и взаимодействия с людьми./> 2.1 Тренингителесной ориентации
Мы зачастуюи не подозреваем о своих возможностях, о той силе, которую можно использовать воблаго себе и другим. В этом убеждает тренинг телесной ориентации. Все гении, утверждаетпсихолог Н. Энкельман, добились своих успехов только с помощью своего подсознания,силы которого определяют судьбу. «Жизнь, как чертово колесо — все зависит от того,где стоишь и как кружишься… Но оно может стать и колесом фортуны»[2]На чертовом колесе главное – это достичь центра, и тогда ты уже не будешь сброшеннымс него. Так для каждого человека важно достичь этого центра равновесия, т.е.обрести покой и внутреннюю уверенность. Кто сумеет найти такой центр, такуюзону внутри себя, тот даже в «сильный шторм» будет излучать спокойствие и уверенность.
Существует немалолюдей, которые ищут путь к собственному «центру» методами расслабления (например,буддистская йога). Практика йогов убеждает в том, что власть сознания над теломбезгранична и что мобилизовать свои духовные силы можно, владея своим телом и подчиняяего своей воле. Но в этом случае предполагается отрешенность от жизни. Но земнаяжизнь разворачивается здесь и теперь, потому здесь и теперь должна устраиваться.Эта жизнь — договор, который подлежит выполнению. Однако выполнить его можно толькотогда, когда есть четкое представление о цели и когда ее достижения добиваются,несмотря ни на что. Поэтому снятие напряжения, релаксация тела и духа должны бытьподчинены достижению большой личной цели.
Походка, характердвижений, жесты отражают особенности нашей личности. С переменой наших чувств меняетсяотношение к собственному телу, а с изменением отношения к телу изменяется наша личность.
Без представленияо работе нашего организма невозможно эффективно воздействовать на него. Известнотакже, что все, что нас окружает — есть энергия, которая пронизывает весь мир Ипсихическая энергия насыщает каждую точку нашего организма, подобно тому, как солнечнаяэнергия насыщает околоземное пространство.
Существуют разныеуровни энергетической организации человеческого организма, который существует внескольких энергетических планах одновременно, это: физический план; астральныйплан; ментальный план.
В организмеесть централизованная энергетическая система, координирующая всю нашу деятельность.Она состоит из семи энергетических центров, называемых чакрами. Наше тело представляетсобой универсальный контейнер, в котором накапливаются подавленные и вытесненныеэмоции, что оборачивается всевозможными «зажимами», блоками, преградами на путинормальной циркуляции энергии.
Каждая клетканашего организма реагирует на наши мысли и слова. И наше тело обычно ведет себяв соответствии с нашим образом мыслей. Но тело пытается говорить с нами, подсказыватьнам, а мы этого не замечаем и продолжаем создавать и накапливать болезни. Понявже язык тела, мы сможем обеспечить себе стабильное здоровье и долголетие. Задачачеловека – не позволить своему телу одержать верх над собой, и тогда появится возможностьдуховно возвыситься над материальным. Все это достигается с помощью соответствующихметодов. К таким методам относятся терапия Райха, биоэнергетика, рольфинг, первичнаятерапия, метод Александера, структурная интеграция и другие методы.
Вильгельм Райхвыявил, что защитная реакция организма выражается в напряжении мышц (создании «телеснойброни», например, сутулость, стесненном дыхании.
Нарушения вдвигательной системе диагностируются принятия напряженных поз, таких как арка Лоуэна.Упражнения по Лоуэну освобождают от примитивных эмоций и т.д.
Метод Александера— это исследование привычных поз осанки и изменение их путем соответствующих психическихустановок.
«Первичная терапия»,созданная Артуром Яновом, напра на освобождение от тех эмоций, которые были заблокирован!в раннем детстве.
Вообще говоря,телесная терапия — это альтернатива чрезмерно рассудочным групповым методам.[3]
Райх (1897-1957)считается основателем того, что можно назвать ориентированной на тело психотерапией.Он утверждал, что во всех живых организмах присутствует особая жизненная энергия,и эта энергия составляет биологическую основу фрейдовского либидо, и что посредствомвосстановления нормального тока энергии организма можно лечить различные болезни.Его терапия состоит в разрушении «панцирей», возникающих при отсутствии свободноготока энергии в теле. При этом используются средства трех видов — глубокое дыхание,прямое воздействие на хронические мышечные зажимы (яавление, защипывание, массаж),а также вербальный эмоциональный контакт (с органами тела). Таким образом, В. Райхпроводил определенную связь между болезнями, мышечными зажимами и скрытыми эмоциями.
По мнению Райха,несчастные случаи с нами не случайны, они провоцируются нами же. Подсознательныеимпульсы, формирующие систему наших убеждений, буквально притягивают к нам несчастья.Действительно, с одними постоянно случает что-то, в то время как другие проживаютжизнь без единой царапины. Несчастный случай- это всегда агрессия против самогосе
Итак, причинойтого, что происходит вокруг нас и внутри нас, всегда бывает наше Я.
Терапия по Райхуснимает сковывающий панцирь, заблокированная энергия обретает свободу, что активизируетнаши психологические ресурсы. Освобождение от панцирей делает личность «совершеннымпродуктом», что и определяет по сей день интерес к методам Райха.
В последнеевремя вновь усилился интерес к методу Александера как к части общей телесной терапии.Александер подчеркивал единство тела и психики, делая акцент на изучении привычныхпоз и осанки.Он утверждал, что человеческий организм есть единое целое, и деформацияодного органа негативно влияет на все тело. Лечение одного недуга принесет лишьвременное облегчение, так как многие наши беды обусловлены нашими плохими привычками.Привычка — это наш личный способ реагирования на все, что нас окружает, ипривычные нам позы не обязательно безупречны.
Описанный методнаправлен на торможение одних рефлексов и освобождение других, что изменяет позыи облегчает движение. Метод включает в себя коррекцию психических установок и физическихпривычек.
Наряду с описаннымиметодами телесной терапии может использоваться рольфинг (по имени основателяметода – Иды Рольф). В отличие от биоэнергетических методов рольфинг предполагаетскорее физические причины срывов и дисфункций в организме, чем психологические.Терапия здесь, в основном, — глубокий массаж, физическое вмешательство. Считается,что определенные части тела связаны с определенными видами эмоций. Поэтому эмоциональнаяразрядка обычно вызывается жестким массажем соответствующей части тела. Рольфингдолжны проводить только опытные специалисты./>2.2 Тренинг самосовершенствования
Кто делает утромзарядку, тот поддерживает свое тело в форме. Кто идет в поликлинику, тот хочет полечитьсвое тело. Кто ночью спит, тот дает ему отдых. А кто идет на тренинг личностногороста, тот стремится поддерживать в форме свою душу, наслаждаться игрой и богатствомдушевных движений в прямом согласии с заветом поэта:
Не позволяйдуше лениться, Чтоб в ступе воду не толочь. Душа обязана трудиться И день, и ночь…(Н.Заболоцкий)
Девиз этоготренинга: полюби себя, познай себя, измени себя!
Главное в этомтренинге не развитие отдельных психических качеств (памяти, внимания, воображения),а воспитание того внутреннего человека, который ими пользуется.
Тренинг даетвозможность изменить себя и свою жизнь с помощью синтеза методов и техник на уровнесознания и подсознания, перестать быть жертвой обстоятельств и стать творцом собственнойсудьбы. Тренинг проходит в различных формах – психологические и ролевые игры, упражнения,дискуссии, мини-лекции, управляемые визуализации и групповая деятельность.
Зачем приходятна тренинг личностного роста? Затем, чтобы получить ответы на вопросы: как спастисьот обыденности жизни? Как избавиться от скованности? Все есть, а счастья нет — почему?Почему болит душа?
Дело в том,что человек рано или поздно догадывается о своем назначении. Догадка о себе, предощущениесвоего истинного и есть, видимо, главное в нашей жизни. Оно проявляется в неосознанныхжеланиях, иногда очень сильно. Недаром фраза «Познай себя» была высечена над входомв святилище Апполона в Дельфах. Изотерические учения всегда пытались ответить наглавный вопрос – кто мы, в чем наша сущность, наше предназначение. Методы, используемыена тренингах личностного роста, могут открыть каналы интуитивного восприятия.
Л. К. Аверченкоприводит специальные упражнения, используемые на таких тренингах. Приведем некоторыеиз них. Например, упражнение «Мой герб». Суть его такова. В старину был обычайизображать на воротах замка. На щите рыцаря родовой герб и девиз – краткое изречение,которое выражает кредо или цель деятельности владельца. На занятиях, таким образом,предлагается нарисовать личный герб, отражающий его жизненное кредо, отношение ксебе и миру. Дается на это 10 минут.
После этоговсе рисунки раскладываются в круг, и каждый пытается угадать, кто и какой герб нарисовал.Затем собираются и обмениваются мнениями. Желательно по ходу тренинга работать надсовершенствованием гербов. Делая их более четкими и действительно отражающими главныежизненные установки каждого. Возможно, что в конце дня участники смогут создатьгерб своей группы, зафиксировав на нем принципы взаимоотношений в ней. Изображениегерба заставляет сконцентрироваться на главном: что я ценю в жизни, ради чего живу,чем дорожу. Ценность этого упражнения в том, что поиск ответов на эти вопросы позволяетучастникам более четко осознать цели своей жизни. Невербальный способ ответов наэти вопросы также способствует их осмыслению.
Упражнение«Оцени свои возможности».
Каждому участникутренинга предлагается трезво оценить свои возможности, выделить главные цели наданном этапе его жизни. Все результаты этих самоанализов должны обсуждаться в группе./> 2.3 Тренингиличностного роста
Живой человек— не здание, для которого сперва должен быть заложен фундамент, затем возведеныстены и, наконец, положена крыша. Выполнение широкой внутренней программы личностногороста можно начинать одновременно с разных сторон, а разные методы и действия можно,в зависимости от обстоятельств и внутреннего состояния, чередовать в течение болееили менее продолжительного времени.
Формирующаясяличность начинает настоящую жизнь, по сравнению с которой предшествующая может показатьсялишь подготовкой к жизни, едва ли не внутриутробным периодом развития.
Личностный росттребует применения множества методик психологического воздействия, нацеленных наразвитие и самосовершенствование личности и на гармонизацию ее отношений с Я и всеболее полное объединение с ним.
Интересен методХозе Сильвы, который сказал следующее:«Не позволяйте ни первой неудаче погубитьвас, ни первому успеху разорить вас».
Много вековлюди задавали вопрос: почему некоторые работают гораздо успешнее остальных? Ответна этот вопрос нашел Хозе Сильва из Ларедо в штате Техас, потратив на исследованияболее двадцати лет. Он установил, что каждый человек обладает внутренней силой,позволяющей достигнуть всего, что он пожелает
Особенностьметода Сильвы заключается в том, что он учит человека думать в расслабленном состояниии в том же состоянии использовать технику самопрограммирования на достижение поставленныхцелей. Человек находится в полном сознании и полностью контролирует себя, остаетсяментально активным, не зависящим ни от какого внешнего воздействия.
Как же людидобиваются преуспеяния? Все дело в том, что они умеют мобилизовать как левое, «логическое»,полушарие мозга, так и правое, «творческое и интуитивное», полушарие. Умеющие пользоватьсяобоими полушариями мозга начинает делать то, что раньше казалось чудом.
Для того чтобы«включить» полушария, необходимо мыслить на альфа-волнах, т.е. когда частота волнзамедляется на половину по сравнению с бодрствованием. Альфа-ритмы в десять разинтенсивнее, чем бета-ритмы.
Альфа-ритмыи так самые интенсивные среди мозговых волн, но они еще и наиболее действенны приперепрограммировании глубинных уровней сознания.
Бодрствующиймозг производит от 14 до 21 энергетической пульсации в секунду. Исследователи называютэто бета-уровнем. Большую часть дня мозг работает с частотой около 20 Герц. Когдачеловек засыпает, мозговые пульсации замедляются.
Оказывается,альфа-уровень идеален для мышления. Но обычный человек на этом уровне попросту засыпает.Вместе с тем человек сможет сознательно мыслить на альфа-уровне и мобилизовыватьнедостающую ему прежде мощь своего разума, если научится мыслить обоими полушариямимозга.
Мозг во многомпохож на компьютер, который накапливает информацию, чтобы затем выдавать ее. И еслимозг правильно запрограммировать, он может использовать всю информацию для решениялюбых задач.
Левое полушариемозга, «ведающее» логически рациональным мышлением, должно понимать все и находитьвсему объяснение, правое полушарие «ведает» воображением, интуицией, оно видит узорыи форму, оно ценит искусство и музыку, видит лес, тогда как левое — лишь деревья.
Большинстволюдей пользуются левым, логическим полушарием, практически игнорируя ментальныеощущения. И наша задача — научиться использовать оба полушария.
Метод предполагаетвыдачу ментальных команд в расслабленном состоянии, когда мозговые импульсы переходятна альфа-уровень и мозг пульсирует несколько раз в секунду.
Сильва обнаружил,что только один человек из десяти мыслит на альфа-уровне, а действует на бета. Единственныйспособ достичь высших результатов – научиться думать на альфа-уровне, как это делает«один из десяти».
Релаксация —это первый шаг к тому, чтобы заставить свой разум «пересечь среднюю точку». МетодСильва — это программа стимуляции мозга без каких-либо нежелательных эффектов.
Хозе Сильвапредлагает выполнить следующие упражнения:
Удобно сядьтев кресло и закройте глаза. Любая позиция хороша, если она удобна.
Сделайте глубокийвдох, и, выдыхая, расслабьте тело.
Считайте в обратномпорядке, медленно от 50 до 1.
Представьтесебе какое-нибудь тихое местечко, какое вы знаете.
Скажите мысленно:«День за днем во всех отношениях мне становится лучше, лучше и лучше».
Напомните себе,что, когда вы откроете глаза на счете 5, вы почувствуете себя очень бодрым, лучшечем прежде. Когда достигнете счета 3, повторите это, и когда откроете глаза, подтвердитеэто еще раз («Я в полном сознании, я чувствую себя лучше, чем прежде»).[4]/> 2.4 Коммуникативные тренинги
 
Широко используются коммуникативные тренинги.Коммуникативный тренинг — это процесс обучения, направленный на осознание, актуализацию, формирование исовершенствование личностных качеств, необходимых в ситуациях взаимодействия с партнерами.Это обучение умению строить процесс общения, учитывая состояние, интересы и целиклиента, коллеги, коллектива. На коммуникативном тренинге преследуются цели:
- Дать представление об основах коммуникации.
- Выявить, осознать, сформировать и практически отработать коммуникативныенавыки.
- Сформировать команду с целью повышения качества и эффективности ее последующеговзаимодействия.
- Осознание участниками закономерностей делового общения, определяющих егоэффективность при сотрудничестве с партнерами.
- Формирование и отработка навыков: установления контакта; активного слушания;аргументации; эмоциональной регуляции в процессе общения.
- Осознание каждым участником группы его сильных сторон и ресурсов в сфеределового общения.[5]
Коммуникативный тренинг может проходить по такой схеме:
Знакомство (объединениегруппы), обсуждение целей тренинга и правил групповой работы.
Речевой блок:отработка вербального аспекта коммуникации с партнерами.
Блок работына формирование необходимого доверия в процессе коммуникации.
Формированиемоделей поведения, гибкости в процессе коммуникации для достижения конечного результатав различных ситуациях.
Невербальныйблок: использование невербального аспекта коммуникации для повышения эффективностипроцесса общения.
Коммуникативный тренинг может проходить в формемини-лекции,дискуссии, специализированные игровые упражнения, деловые и ролевые игры, краткоеконсультирование в ходе специальных упражнений, релаксационные и ментальные сессии,рефлексия для осознания, приобретения и развития необходимых практических навыков.
Практические результаты тренинга:
Результаты тренингамогут быть значительными для организации в целом, так как могут иметь весомое практическоезначение:
— Отработкамоделей поведения в различных ситуациях взаимодействия с клиентами и внутри коллектива.
— Формированиеобщего видения и сплочение коллектива.
— Улучшениемежличностных отношений в среде участников, отношений с партнерами.
Участники тренингасмогут получить следующие результаты:
— Повышениеуспешности в профессиональных и личностных контактах.
— Осознанноеотношение к процессу и этапам контакта с партнерами.
- Отработка навыков активного слушания и ведения разговора.
Психологи утверждают,что в деле самосовершенствования необходимым является условие позитивного мышлениячеловека. Позитивность должна быть во всем: в наших мыслях, делах, манере общения.Позитивное утверждение – это утверждение о том, чего вы хотите, а не о том, чеговам не хотелось бы. Негативное мышление вызывает негативные эмоции как собственные,так и окружающих. Негативизм блокирует положительную энергию, приводит к неуспеху.Позитивный человек обязательно успешен. С такими людьми хочется иметь дело.
Заключение
В работе приведеныосновные правила, на которых базируется проведение тренингов, в первую очередь –групповых. Рассмотрены основные виды тренингов, их классификация проведена по ихсодержанию и цели.
Как уже былоотмечено, спектр различных тренингов, предлагаемых сейчас, чрезвычайно широк. Рынокобразовательных услуг предлагает различные курсы, тренинги, издана колоссальнаялитература по теории и практике формирования имиджа. И каждое из предложений – этоВаш путь к успеху!
Нет сомнения,что отдельные элементы этики имиджа – формирование личности, овладение искусствомобщения, выработка стратегии влияния и положительное мышление – полезны и важныдля достижения успеха. Но все-таки они вторичны. Нельзя целиком положиться на технику,во-первых, в формировании имиджа многое зависит от базовых качеств личности, которыеза время тренинга не выстроить. Без упорной, день за днем работы, нельзя приобрестиглубокие познания в интересующей области, развить ум, стать первоклассным специалистом,и, таким образом, создать положительный имидж.
Многочисленнаялитература и специальные тренинги, предлагаемые сейчас, почти целиком посвященысозданию социального имиджа, механизму действия и способам быстрого восстановления– своего рода скорой медицинской помощи. Эти средства хороши в качестве пожарныхмер, для временного решения проблемы: причина конфликта не устраняется, а толькозагоняется вглубь, готовая в любую минуту напомнить о себе. Таким образом, можнопоспорить о долгосрочной эффективности тренингов.
Особое вниманиедолжно уделяться фундаментальным свойствам личности, которые традиционно считаютсязалогом успеха – честность, скромность, верность, умеренность, справедливость, терпение,трудолюбие, и то, что получило название «золотого правила нравственности»: «Поступайс другими так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе».
/>Списоклитературы
1. Аверченко Л. К. Имидж и личностный рост: Учебное пособие. – Новосибирск:НГАЭиУ, 1999.- 147 с.
2. Займитесь собой: Пособие по саморегуляции и самосовершенствованию. М.: «ИздательскийДом МСП», 1996. – 534 с.
3. Ковальчук А. С. основы имиджелогии и делового общения: Учебное пособие длястудентов вузов. Ростов-н/Дону: Издательство «Феникс», 2004. – 256 с.
4. Коммуникативный тренинг www.efcom.ru/modules
5. Кузин Ф. А. Имидж бизнесмена. – М.: «Ось-89», 1996 – 304 с.
6. Свергун О. Психология успеха. Ростов-н/Дону: Издательство «Феникс», 2001.– 324 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Социально-психологические проблемы руководства и лидерства
Реферат Конвенции о труде в морском судоходстве
Реферат Баллистические ракеты с ядерными боеголовками для подводных лодок
Реферат Конституционно-правовой статус Российской Федерации
Реферат Українська музика невід ємна частина валеологічної культури підлітків
Реферат Химизация строительного производства
Реферат Фіскальна політика в Україні проблеми та перспективи
Реферат Флаг Миссисипи
Реферат Туризм в Эквадоре
Реферат Конституционное право Чехии
Реферат Изобретать по правилам
Реферат Конституционный статус Президента Республики Беларусь
Реферат Конституционное право на свободу слова в РФ
Реферат Конституционный статус союзной республики (на примере РСФСР)
Реферат Конституционные основы внешней политики Республики Беларусь