Реферат по предмету "Психология"


Характер и компьютерная зависимость

Содержание
Введение
1. Характер как основа формирования компьютерной зависимостиу подростков
1.1.Характер как психологическая категория
1.2. Формирование компьютерной зависимости у подростков
2. Влияние акцентуаций характера на формирование компьютернойзависимости
2.1. Программа эмпирического исследования
2.2. Анализ результатов исследования акцентуаций характера
2.3. Анализ результатов исследования компьютерной зависимости
2.4. Сравнительный анализ
Заключение
Библиографический список

Введение
Бурное развитиекомпьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток наразвитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации,применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игроказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей иподростков. Создание воспитательного пространства — это необходимое условиестановления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, нои за его пределами. Сегодня существенно изменяется структура досуга детей иподростков. Существенную роль в воспитательном процессе занимает компьютер. Он сочетает в себе возможности телевизора, DVDприставки, музыкального центра, книги. Человек же – существо мыслящее.Информация для него имеет гораздо большее значение, чем для любых других живыхсуществ. Компьютер является мощным инструментом обработки и храненияинформации, кроме того, благодаря компьютеру стали доступными различные видыинформации. Такие особенности компьютера порождают к зависимости.
Компьютерная зависимость- патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени закомпьютером. Изучали зависимость зарубежные психологи М. Шоттон, Ш. Текл, К.Янг, Т. Больбот. Исследования этих авторов указывают на то, что на формированиекомпьютерной зависимости влияют не только желание и острая необходимость вуходе от реальности, потребность в полном отождествлении себя с персонажемкомпьютерной игры или личные проблемы, но и индивидуальные особенностичеловека. К таким особенностям относят характер, который определяет устойчивоеповедение человека.
Понятие «характер» — одноиз самых противоречивых в современной психологии. В широкой практике оноиспользуется для описания устойчивых специфических проявлений индивидуальности:жизненного уклада, повторяющихся привычек, пристрастий, побуждений, а также дляобозначения конституциональных и других внешне выраженных отличительныхпризнаков индивида, особенностей речи, поведения.
Категорию характера широко изучали в психологическойлитературе. Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринималисьна протяжении всей истории психологии.
Одной из наиболееизвестных и ранних из них явилась та, которая была предложена немецкимпсихиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попыткупредпринял американский коллега У. Шелдон, а затем — Э. Фромм, К. Леонгард,А.Е. Личко, С.Л. Рубинштейн, Л.Н. Собчик и ряд других ученых. Наиболее распространеннаятипология Леондарда и Шмишека. Она позволяет не только определить типхарактера, но и выявить акцентуацию. Акцентуация — это крайние варианты, нормы,при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены.
Если на компьютернуюзависимость влияют индивидуальные особенности, то будет ли влиять тип характерана формирование зависимости. Эта проблема легла в основу нашего научного поиска.
Объектомисследования являются характер и компьютерная зависимость.
Предметомявляется содержание влияния характера на формирование компьютерной зависимости.
Цель: исследованиевлияния особенностей характера на компьютерную зависимость.
Задачи:
1.        Изучить психологическиеособенности характера.
2.        Выявить основы,факторы, стадии компьютерной зависимости.
3.        Исследоватьвлияние акцентуации характера как одной из его особенностей на уровеньформирования компьютерной зависимости.
В работе былииспользованы следующие методы исследования:
1.        Теоретические:анализ, синтез научных статей, обобщение исравнение.
2.        Эмпирические:тестирование.
3.        Математические:программа математической обработки «Microsoft Office Excel» и текстовыйредактор «Microsoft Office Word».
Работа состоит из теоретическойи исследовательской частей. В теоретической работе исследуются: понятие«характер», его структура, черты, акцентуации характера, взаимосвязьособенностей характера с формированием компьютерной зависимости, стадии развитиякомпьютерной зависимости, его признаки. В исследовательской работе можнопронаблюдать выявление типов акцентуации характера у подростков, их уровенькомпьютерной зависимости, влияние типов акцентуации на формированиекомпьютерной зависимости.
Практическая значимостьработы в том, что имеются рекомендации для родителей, подробно описаны правилапроведения тест-опросников.

1.Характер какоснова формирования компьютерной зависимости у подростков.
1.1.Характер какпсихологическая категория .
Людей отличают друг отдруга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии,связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какойсемье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в каком кругувращается. Два человека с натурами первоначально сходными, могут впоследствиииметь весьма мало общего между собой, а с другой стороны, сходство жизненныхобстоятельств может выработать сходные черты, реакции у людей в корнеразличных.
Люди отличаются друг отдруга независимо от того, каким путем такое отличие возникает. Точно так же какпо внешности один человек отличается от другого, так и психика каждого человекаотлична от психики других людей. Основой для отличительных черт для человекаслужит характер. Но это слово многозначно. Каждый человек имеет своепредставление о данном понятии.
Характер (от греч.charakter — отпечаток, признак, отличительная черта) — совокупность устойчивыхиндивидуальных особенностей личности человека, его «нрав»,проявляющийся в деятельности, общении, поведении, а также в его манерах,привычках, складе ума и свойственном ему круге эмоциональной жизни.
Характер — качестволичности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтомуотчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности.Характер — «каркас» и подструктура личности, наложенная на ееосновные подструктуры [3, с.88].
Структура характера.
Выступая как прижизненноеобразование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизничеловека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений,действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенныйобраз жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играютобщественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходитжизненный путь человека, на основе его природных свойством в результате егодеяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит вразличных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс,спортивная команда, трудовой коллектив и пр.).
Содержание характера,отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненнуюнаправленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы,убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненныйплан человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагаетналичие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависятмотивы его поступков, цели его действий, которые он себе ставит.
Направленность личностилежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственноотсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности- это не одной то же, добродушным и веселым может быть как порядочный,высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами.Направленность личности накладывает огромный отпечаток на все поведениечеловека. И хотя поведение определяется не одним побуждением, а целостнойсистемой отношений, в этой- системе всегда что-то выдвигается на первый план,доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.[7, с.37-39]
Люди со сходнойнаправленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей ииспользуя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходствоопределяет и специфику характера личности. Черты характера, обладаяопределенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий илиспособов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можнорассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения — его,потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людейхарактерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы,соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как длядругих более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от рискаи ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.д.).
Черты характера.
Наиболее объективные инеопровержимые данные о характере человека дают не его паспортные данные, нечерты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательноеповедение. Именно по тому, не из возможных действий выбирает человек в той илииной ситуации, оценивается его характер. Характер человека достаточномногогранен. Это видно уже в процессе деятельности: один делает все быстро,другой медленно и основательно, тщательно обдумывает, действуя наверняка, атретий сразу же хватается за работу, не подумав, и только через какой-то периодвремени, не решив проблему с наскока, осматривается и координирует своидействий с учетом обстоятельств. Эти особенности, выделяемые в поведениичеловека, называют чертами, или сторонами, характера. Любая черта естьнекоторый устойчивый стереотип поведения.
Однако черты характера немогут быть вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются, в некоторыхситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому любая чертахарактера — это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными дляданного вида поведения ситуациями. [15, с.88]
Черта характера включаетв себя определенный способ мышления, понимания. В совершении характерногопоступка включены волевые механизмы, задействованы чувства. Обуславливаяповедение человека, черта характера в поведении и формируется. Формированиечерт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведения. Мотивыповедения, реализуясь в действии, закрепляясь в нем, фиксируются в характере.Каждый действенный мотив, который приобретает устойчивость, по мнению С.Л.Рубинштейна, — это в потенции будущая черта характера в ее происхождении иразвитие, в мотивах черты характера выступают впервые еще в виде тенденций,действие приводит их затем в устойчивые свойства. Путь к формированию чертыхарактера лежит, поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения иорганизацию направленных на их закрепление поступков.[8, с.176]
Большое значение дляхарактерологических проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных чертличности. Глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и егорешения. Интеллектуальная инициатива, уверенность и самостоятельность мышления- все это составляет оригинальность ума как одну из сторон характера. Однакото, как человек использует свои умственные способности, будет существеннозависеть от характера. Нередко встречаются люди, имеющие высокоинтеллектуальные данные, но не дающие ничего ценного именно в силу своиххарактерологических особенностей.[6, с.44-45]
Реальные достижениячеловека зависят не от одних абстрактно взятых умственных возможностей, а отспецифического сочетания его особенностей и характерологических свойств.
Однако большинствоиндивидуальных проявлений, образующих характер человека, являются комплексным ипрактически не поддаются классификации по отдельным свойствам и состояниям(так, например, злопамятность, подозрительность, щедрость и пр.). В то же времяотдельные качества волевой (решительность, самостоятельность и т.д.) иинтеллектуальной (глубина ума, критичность и т.д.) сфер могут быть рассмотреныкак составляющие особенности характера человека и использованы для его анализа.Все черты характера имеют между собой закономерную зависимость.
Хотя всякая чертахарактера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности,это не означает, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторыеотношения в зависимости от условий становятся чертами характера.
Взаимоотношения человекас другими людьми выступают определяющими в отношении к деятельности, порождаяповышенную активность, напряжение, рационализаторство или, напротив,успокоенность, безынициативность. Отношение к другим людям и к деятельности всвою очередь обуславливает отношение человека к собственной личности, к самомусебе. Правильное, оценочное отношение к другому человеку, является основнымусловием самооценки. [15,с.89]
Отношение к другим людямне только выступает важной частью характера, но и составляет основуформирования сознания личности, обязательно включая и отношение к себе какдеятелю, зависящее, прежде всего, от самой формы деятельности. При изменениидеятельности меняется не только предмет, методы и операции этой деятельности,происходит вместе с тем и перестройка отношения к себе как деятелю.
Основные черты характеразадают направленность развитию всего комплекса черт, в том числе ивторостепенным чертам, которые определяются основными. Количественно каждая изчерт может достичь своего предела, пока еще являющегося нормальным проявлением.
Чрезмерная выраженностьчерт характера и их сочетание в крайних проявлениях нормы называетсяакцентуацией характера.
Акцентуация характера.
Сегодня ни однопсихологическое обследование не обходится без диагностики акцентуацийхарактера. Именно они, по мнению Л.Н. Собчик, помимо «ведущих тенденций»«составляют основной, устойчивый рисунок личности».
Знание акцентуацийпомогает человеку определить свои предрасположенности (в профессиональнойдеятельности, к алкоголизму и т.д.) и «сгладить углы» межличностных отношений.
Необходимость выявленияакцентуаций характера в подростковом возрасте тем сильнее, что это времясчитается наиболее сложным, критическим развитии человека. Именно в этот периодпо данным статистики совершается наибольшее количество суицидов, противоправныхдействий, именно здесь часто формируются зависимости (наркотическая,алкогольная и т.д.)
Акцентуация характера — это крайние варианты, нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерноусилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношенииопределенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышеннойустойчивости к другим[4, с.65].
Понятие«акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессорневрологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард. Им жеразработана и описана классификация акцентуаций личности.
В работах К. Леонгардаиспользуется как сочетание «акцентуированная личность», так и«акцентуированные черты характера» К. Леонгард заменил термин«психопат» на термин «акцентуированная личность». По его мнению,акцентуированные личности – это не больные люди, это здоровые индивиды сосвоими индивидуальными особенностями. [4, с.65].
Акцентуация всегда, в общем,предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, такимобразом, становится акцентуированной. Акцентуированные черты далеко не такмногочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация – это, в сущности,те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу впатологическое состояние. При большей выраженности они накладывают отпечаток наличность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер,разрушая структуру личности.[4, с.68]
Акцентуации представляютсобой хотя и крайние, но варианты нормы. Поэтому «акцентуацияхарактера» не может быть психиатрическим диагнозом.
Не всегда легко провестичеткую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность и чертами,определяющими вариации индивидуальности человека.
Таким образом, характер — качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные ипоэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойстваличности. Характер — «каркас» и подструктура личности, наложенная наее основные подструктуры. Он определяет поведение в социуме, а особенностихарактера определяются типами и крайней выраженностью некоторых свойств — акцентуации.
Наиболее распространеннаятипология акцентуация Шмишека и Леонгарда предлагает следующие типы:гипертимический, тревожно-боязливый, дистимический, педантичный, возбудимый,эмотивный, застревающий, демонстративный, циклотимический, экзальтированный.

2. Формированиекомпьютерной зависимости у подростков.
Подростковый возрастдолгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. Вэто время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.
Подростковый возраст —стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными споловым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. [16, с. 114]
Психологическиеособенности подросткового возраста получили название «подростковогокомплекса». Они имеют свойственные проявления: чувствительность к оценкепосторонних своей внешности, крайняя самонадеянность и безаппеляционныесуждения в отношении окружающих, внимательность порой уживается с поразительнойчерствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанными оцененным другими — с показной независимостью. Суть «подростковогокомплекса» составляют свои поведенческие модели, специфическиеподростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды .
Для подростков характернаполярность психики: целеустремленность, настойчивость и импульсивность, неустойчивостьможет смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать, потребностьв общении сменяется желанием уединиться, развязность в поведении поройсочетается с застенчивостью, романтические настроения нередко граничат сцинизмом.
Характерной чертой этоговозраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию иинформации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но,не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.
Кризис подростковоговозраста связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием(пубертатный период). Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста иполовых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.Появляются вторичные половые признаки (волосы на теле, растет грудь у девочек,ломается голос у мальчиков). Подростковый возраст иногда называют затянувшимсякризисом. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабженииголовного мозга, эмоциональный фон становится нестабильным. Поэтому можетпоявляться раздражительность, даже агрессивность, бурные всплески энергиисменяются упадком сил.
Появляетсячувство взрослости, родительский авторитет обесценивается. В семье возникаютчастые конфликты, нередко подросток реагирует протестом на любые попыткивмешаться в его жизнь. В это время ребенку уже хочется всего и сразу. Человекуже видит возможности, которые открыты перед ним, но фактически он еще не умеетуправлять своим поведением, желаниями, он еще ребенок.
Нуждаясь вродителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желаниебыть самостоятельным, равными с ними в правах. Зачастую после столкновения сэтими проблемами, подросток переходит из мира реального в мир виртуальный.Таким образом, он становится зависимым от компьютера. [14, с.154]
Компьютерная зависимостьявляется одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуетсястремлением уйти от повседневности методом трансформации собственногоэмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не толькоотбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа егопсихики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Такимобразом, люди уходят от решения различных проблем в своей жизни.
По данным российскихпсихологов от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, становятсязависимыми от них. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, нонаиболее подверженными этому являются подростки. [11, с.48]
Термин «компьютернаязависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе илипроведению времени за компьютером. В наше время термин «компьютернаязависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемамипсихических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связимежду человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.Помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные видызависимостей: интернет-зависимость и игромания, которые, так или иначе, связаныс проведением длительного времени за компьютером. Характерными особенностямизависимостей различного типа являются: синдром абстиненции, стремлениезаполучить объект зависимости, поведение, направленное на приобретение объектазависимости, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости,потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду,удовлетворению других потребностей.
Признаки компьютернойзависимости.
Понятно, что люди,подверженные компьютерной зависимости, отличаются от людей, адекватноотносящихся к компьютеру. С появлением признаков компьютерной зависимости сталипроводиться различные исследования, результаты которых должны были дать ответына несколько вопросов о том, как возникает компьютерная зависимость, в чем онавыражается и как ее лечить. Данные исследования проводили зарубежные психологиМ. Шоттон, Ш. Текл и К. Янг. Рассмотрим эти признаки:
• когда родители просятотвлечься от игры на компьютере, подросток выражает яркое нежелание делать это;
• если все же ребенкаотвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;
• ребенок расходует оченьмного денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые иновые игры;
• подросток забывает одомашних делах и обязанностях, об учебе;
• сбивается полностьюграфик питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственнымздоровьем;
• когда ребенок начинаетиграть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;
• ребенок испытываетчувство эйфории, когда находится за компьютером;
• он предвкушает ипродумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мирекомпьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватываетвсе помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.
Также со временем урастущего организма появляются нарушения в функционировании системы пищеваренияи болевые ощущения в области позвоночника, лопаток и запястий рук, а регулярноераздражение глазных яблок способствует появлению головных болей и проблем созрением.
Родителям, близким стоитнасторожиться и принять соответственные меры, если их ребенок:
• начинает пить и есть,учить урок, не отходя от компьютера;
• начал проводить ночи укомпьютера;
• начал прогуливать школудля того, чтобы посидеть за компьютером;
• как только заходит вквартиру, сразу же направляется к компьютеру;
• находится враздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютерсломался; [11, с.56]
Не сразу можноопределить, есть ли зависимость у подростка. Ученые выделяют несколько стадийформирования компьютерной зависимости.
1. Стадия увлеченности. Данныйпериод протекает достаточно долго, в силу своих индивидуальных особенностейподросток может остановиться в формировании тяги на одном из предшествующихпериодов ее возникновения, таким образом, потребность исчезает быстрее. Но еслиэтого не происходит и ребенок проходит все периоды формирования психологическойпотребности в виртуальной реальности, то, следовательно, данная стадия будетносить затяжной характер.
2. Стадия риска развитиязависимости.
Ребенок начинаетсравнивать мир реальный и виртуальный и отдает предпочтение последнему.Компьютерная реальность позволяет детям осуществить свои мечты. Один мечталбыть сильным, чтобы все его боялись, в игре он избивает, грабит или убиваетдругих людей. В реальном мире он давно бы был пойман милицией и посажен втюрьму. Но нет, здесь, в игре, ему все сошло с рук: он скрылся от преследованияполиции и может спокойно продолжать свою грабительскую деятельность. Многимиисследованиями доказано, что человек стремится постоянно получать положительныеэмоции, он готов постоянно повторять действия, которые доставляют емуудовольствие.
3. Стадия зависимости.
Здесь уже происходятсерьезные изменения в ценностно-смысловой сфере ребенка. Происходит изменениесамосознания и самооценки. Компьютер полностью вытесняет реальный мир.
Для таких детейкомпьютерная игра выступает в роли наркотика. Если в течение какого-товременного отрезка их тяга не замещается, то они впадают в состояние, близкое ксвоего рода ломке, испытывают отрицательные эмоции, становятся раздражительнымии агрессивными, впадают в прострацию. Такие явления с клинической точки зренияназываются психопатологией, или стилем существования, вызывающим даннуюпатологию.[12, с.133]
Причины возникновениякомпьютерной зависимости.
В основе формированияпатологического пристрастия к компьютеру лежит нарушение психических механизмоввосприятия мира и обработки информации. Уровень развития компьютерной техники ипрограммного обеспечения на данный момент создают иллюзию реальности, в которуюпогружается человек, работающий за компьютером. По не известным еще причинамнаш мозг «любит» решать различные логические задачи и выполнять различныепростые действия, моментально приносящие результат. Сама по себе работа закомпьютером это последовательность логических операции и действий, которыемогут полностью овладеть вниманием работающего и на время изолировать его отокружающего мира.
Просмотрев списокназваний современных, новых компьютерных игр, становится ясно, почемуразвивается компьютерная зависимость. Доказано, что зависимость развивается улиц с неустойчивой психикой (психопатиями), социофобией (социо – «общество»,фобия – «боязнь чего или кого-либо»). По мнению психологов, компьютернойзависимости подвержены неуверенные в себе люди, нерешительные, чрезмерностеснительные, испытывающие трудности в общении, имеющие низкую самооценку,комплексы или чрезмерно застенчивые. Таким людям сложно принять помощьокружающих. Компьютер же заменяет врача, собеседника, спутника жизни, играстановится частью жизни. [19, с.56]
Итак, подростковый возраст- сложный возраст, который может вызвать ряд затруднений у ребенка.Невозможность эти затруднения разрешить приводит к тому, что из мира реальногоребенок уходит в мир виртуальный, что может способствовать формированиюкомпьютерной зависимости, которая формируется в три стадии: стадияувлеченности, стадия развития и риск развития компьютерной зависимости. Выявитькомпьютерную зависимость можно с помощью следующих признаков:раздражительность, чувство эйфории от компьютера, полная отдача времени и средствдля общения с компьютером.

2. Влияниеакцентуаций характера на формирование компьютерной зависимости.
2.1.Программаэмпирического исследования.
Если накомпьютерную зависимость влияют индивидуальные особенности, то будет ли влиятьтип характера на формирование зависимости. Эта проблема легла в основу нашегонаучного поиска.
 Цель исследования: Исследовать влияние акцентуации характера как одной из егоособенностей на уровень формирования компьютерной зависимости.
Объектисследования: подростки.
Предметисследования: акцентуации характера, компьютерная зависимость.
Выборка: 23человека.
Возрастучащихся: 14-16 лет.
Базаисследования: 8 «г» класс Сыктывкарской школы№38.
Этапыисследования:
         I.            Исследовательскийэтап
       II.            Аналитическийэтап
Исследовательскийэтап:
Цель: исследовать особенности характера и уровень компьютернойзависимости.
Задачи:
1.исследовать типы акцентуаций характера.
 2. исследовать уровенькомпьютерной зависимости.
Для исследования типовакцентуации характера был использован опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека.Опросник составлен из 88 вопросов, ответы на которые проставляются нарегистрационном бланке, соответственно «+», если ответ утвердительный (да) и«минус», если ответ отрицательный (нет). После обработки анкеты записываетсячисло баллов, полученное для каждого типа акцентуации. Максимально возможноечисло баллов равно 24.
18-24 балла – выраженная акцентуация по данному типу.
12-17 баллов – скрытая акцентуация.
Менее 12 баллов – отсутствие акцентуации по данному типу.
Дляисследования компьютерной зависимости использован «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости»[19, с.138]. Способ предлагает одиннадцать вопросов, на которые требуетсяотвечать в соответствии со шкалой. За ответ «никогда»- 1 балл, за ответ «редко» — 2 балла, за ответ «часто» — 3 балла, за ответ«очень часто» — 4 балла. Таким образом, метод выделяет четыре уровнякомпьютерной зависимости:
 До15 баллов — 0 % риска развития компьютерной зависимости;
16-22балла —стадия увлеченности;
23-37баллов— риск развития компьютерной зависимости.
более38 баллов — наличие компьютерной зависимости.
На стадии увлеченности подростокможет остановиться в формировании тяги на одном из предшествующих периодов еевозникновения, таким образом, потребность исчезает быстрее. Но если этого непроисходит и ребенок проходит все периоды формирования психологическойпотребности в виртуальной реальности, то, следовательно, данная стадия будетносить затяжной характер.
Вовремя стадии риска развития зависимости ребенок начинает сравнивать мирреальный и виртуальный и отдает предпочтение последнему. Компьютернаяреальность позволяет детям осуществить свои мечты. На этой стадии необходимопровести профилактические программы.
Еслиболее 38 баллов, то уже происходят серьезные изменения вценностно-смысловой сфере ребенка. Происходит изменение самосознания исамооценки. Такие детивсегда, часто подолгу, играют без свидетелей, их потребность не изменяется и неисчезает с удовлетворением базовых физиологических потребностей. Для нихкомпьютерная игра выступает в роли наркотика. Если в течение какого-товременного отрезка их тяга не замещается, то они впадают в состояние, близкое ксвоего рода ломке, испытывают отрицательные эмоции, становятся раздражительнымии агрессивными, впадают в прострацию. Такие явления с клинической точки зренияназываются психопатологией, или стилем существования, вызывающим даннуюпатологию. Аналитическийэтап:
 Цель: с учетомполученных результатов выявить, какие акцентуации или их сочетание влияют наформирование компьютерной зависимости.
 Задачи:
 1. проанализироватьрезультаты исследования типов акцентуации .
 2. проанализироватьрезультаты исследования уровня компьютерной зависимости.
 3. сопоставитьполученные результаты.
 
2.2.Анализ результатовисследования влияния акцентуаций характера.
 
Для того, чтобы выявитьакцентуации характера, было проведено исследование по опросникуЛеонгарда-Шмишека. Получены следующие результаты (Рис. 1).
Рис.1.
Результаты исследования типовакцентуаций характера
/>
Ввыборке ярко представлены следующие виды акцентуаций:
52 % учащихся с эмотивнымтипом акцентуации. Такие люди предпочитают общение в узком кругу избранных, скоторыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова».
48 % — с гипертимическимтипом.
Характеризуется хорошим,слегка повышенным настроением, контактностью, словоохотливостью, оптимизмом.
У него высокий тонус, онэнергичен, активен и проявляет стремление быть лидером, легко адаптируется внезнакомой обстановке.
39% — с циклотимическимтипом.
Эти подростки склонны кчастой смене настроения, перемене манеры общения с окружающими людьми.
У них периодически падаетработоспособность, утрачивается интерес к работе и к окружающим людям.
39 % — с экзальтированнымтипом. Подростков данного типа акцентуации характера можно узнать посвойственной им высокой контактности, словоохотливости, влюбчивости. Такие людичасто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов.
22 % — с возбудимым типомакцентуации. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленностьвербальных и невербальных реакций.
13 % учащихся с тревожнымтипом акцентуации. Такие подростки нерешительны, мало контактны, робки,неуверенны в себе, склонны к минорному настроению.
4.3 % — с демонстративнымтипом. Этому типу акцентуации характера присуща легкость установленияконтактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы.
4.3 % учащихся с дистимическимтипом. Эти подростки мало контактны, немногословны, с доминирующимпессимистическим настроением. Они обычно домоседы, тяготятся шумным обществом.

2.3.Анализ результатовисследования компьютерной зависимости.
 
вторым шагом стало исследованиекомпьютерной зависимости. После проведения теста-опросника получены следующиерезультаты. (Рис. 2) .
Рис.2.
Результаты исследованиякомпьютерной зависимости                      
/>
По данным исследования компьютернойзависимости, следующие результаты:
1.        52 % на стадииувлеченности. На этом этапе можно пронаблюдать сильную утомляемость подростка,но, тем не менее, уже существует тяга к компьютеру.
2.        39 % с рискомразвития компьютерной зависимости. На этой стадии необходимо провести профилактические программы.
3.        9 % отсутствиекомпьютерной зависимости. То есть, подростку не угрожает «общение» скомпьютером, он может ограничивать свое время.
Таким образом, уровенькомпьютерной зависимости определяется стадией увлеченности.
2.4. Сравнительный анализ.
 
Последним этапом в работестал сравнительный анализ. То есть, необходимо просмотреть, имеется ли уакцентуированных личностей компьютерная зависимость и при каких акцентуациях,какой уровень зависимости. Были получены следующие результаты (Рис.3)
Рис.3.
Влияние типов акцентуацийна формирование увлеченности
/>
Из них мы видим, что развитиекомпьютерной зависимости на стадии увлеченности определяют следующие типыакцентуации:
26% — гипертимный тип;
22% — эмотивный ициклоидный типы;
18% — экзальтированныйтип;
9% — возбудимый тип;
7% — демонстративный тип.
Данный период протекаетдостаточно долго, в силу своих индивидуальных особенностей подросток можетостановиться в формировании тяги на одном из предшествующих периодов еевозникновения, таким образом, потребность исчезает быстрее. Но если этого непроисходит и ребенок проходит все периоды формирования психологическойпотребности в виртуальной реальности, то, следовательно, данная стадия будетносить затяжной характер.
Какие типы акцентуациивлияют на высокий риск развития компьютерной зависимости, можем пронаблюдать вследующей диаграмме. (Рис.4)

Рис.4.
Влияние типов акцентуацийна компьютерную зависимость
 />
30% — эмотивный тип;
22% — гипертимный тип;
21% — экзальтированныйтип;
17% — циклоидный тип;
13% — возбудимый тип;
6% — демонстративный тип.
На стадии высокого рискаразвития компьютерной зависимости ребенок начинает сравнивать мир реальный ивиртуальный и отдает предпочтение последнему. Компьютерная реальность позволяетдетям осуществить свои мечты. Один мечтал быть сильным, чтобы все его боялись,в игре он избивает, грабит или убивает других людей. В реальном мире он давнобы был пойман милицией и посажен в тюрьму. Но нет, здесь, в игре, ему все сошлос рук: он скрылся от преследования полиции и может спокойно продолжать своюграбительскую деятельность. Многими исследованиями доказано, что человекстремится постоянно получать положительные эмоции, он готов постоянно повторятьдействия, которые доставляют ему удовольствие.

Заключение.
Работа была построена издвух частей: теоретического исследования и экспериментальной части. Теоретическоеисследование позволяет сформулировать следующие выводы.
Характер — качестволичности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтомуотчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности.Характер — «каркас» и подструктура личности, наложенная на ееосновные подструктуры. Основные черты характера задают направленность развитиювсего комплекса черт, в том числе и второстепенным чертам, которые определяютсяосновными. Количественно каждая из черт может достичь своего предела, пока ещеявляющегося нормальным проявлением.
Чрезмерная выраженностьчерт характера и их сочетание в крайних проявлениях нормы называетсяакцентуацией характера.
Акцентуация характера — это крайние варианты, нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерноусилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношенииопределенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышеннойустойчивости к другим. В работе взяты за основу акцентуации по Леонгарду иШмишеку, которые рассматривают десять типов:
1.        Гипертимическийтип
Характеризуется хорошим,слегка повышенным настроением, контактностью, словоохотливостью, оптимизмом. Унего высокий тонус, он энергичен, активен и проявляет стремление быть лидером,легко адаптируется в незнакомой обстановке.
Однако он неустойчив поинтересам, недостаточно разборчив в знакомствах, плохо переносит одиночество,не любит однообразие, дисциплину, вынужденное безделье, монотонную работу,часто переоценивает свои возможности, может являться инициатором конфликтов,бурно реагируя на события, отличается повышенной раздражительностью.
2. Тревожно-боязливый тип
Нерешителен, малоконтактен, робок, неуверен в себе, склонен к минорному настроению. Он редковступает в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, вконфликтных ситуациях ищет поддержки и опоры. Склонен к углубленномусамоанализу и появлению навязчивых состояний.
3. Дистимический тип
Мало контактен,немногословен, с доминирующим пессимистическим настроением. Он обычно домосед,тяготится шумным обществом, редко вступает в конфликты с окружающими, ведетзамкнутый образ жизни.
Люди с такой акцентуациейхарактера высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться. Чертыличности, привлекательные для партнеров по общению: серьезность,добросовестность, обостренное чувство справедливости. Отрицательные черты —пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.
4. Педантичный тип
В конфликты вступаетредко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе —бюрократ, предъявляет окружающим много формальных требований, но охотноуступает лидерство другим людям. Данному типу акцентуации характера свойственноизводить домашних чрезмерными претензиями на аккуратность.
5. Возбудимый тип
Данному типу присущанизкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций.Люди этого типа нередко занудливы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, вкоторых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы вколлективе, властны в семье.
6. Эмотивный тип.
Имея выраженнуюакцентуацию характера по данному типу, люди предпочитают общение в узком кругуизбранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «сполуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обидыносят в себе, «не выплескивают» наружу.
7. Застревающий тип.
Его характеризуетумеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям,неразговорчивость, В конфликтах обычно выступает инициатором, активнойстороной. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за котороеберется, предъявляет повышенные требования к себе.
8. Демонстративный тип.
Этому типу акцентуациихарактера присуща легкость установления контактов, стремлением к лидерству,жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям ивместе с тем склонность к интригам.
9. Циклотимический тип.
Склонен к частой смененастроения, перемене манеры общения с окружающими людьми. У него периодическипадает работоспособность, утрачивается интерес к работе и к окружающим людям.Более того, люди циклотимического типа акцентуации характера, тяжело переживаютнеудачи, часто думают о собственных недостатках, ненужности, испытывают чувствоодиночества, становятся замкнутыми.
10. Экзальтированный тип.
Человека данного типаакцентуации характера можно узнать по свойственной ему высокой контактности,словоохотливости, влюбчивости. Такие люди часто спорят, но не доводят дело дооткрытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так ипассивной стороной. Вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям и близким.
Подростковый возраст — сложный возраст, который может вызвать ряд затруднений у ребенка. Невозможностьэти затруднения разрешить приводит к тому, что из мира реального ребенок уходитв мир виртуальный, что может способствовать формированию компьютернойзависимости.
Термин «компьютернаязависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе илипроведению времени за компьютером. В наше время термин «компьютернаязависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемамипсихических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связимежду человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.Признаки компьютерной зависимости: ребенок начинает пить и есть, учить урок, неотходя от компьютера; начал проводить ночи у компьютера; начал прогуливатьшколу для того, чтобы посидеть за компьютером; как только заходит в квартиру,сразу же направляется к компьютеру; находится в раздраженном, агрессивномсостоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался. Доказано, чтозависимость развивается у лиц с неустойчивой психикой (психопатиями),социофобией (социо – «общество», фобия – «боязнь чего или кого-либо»). Помнению психологов, компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди,нерешительные, чрезмерно стеснительные, испытывающие трудности в общении,имеющие низкую самооценку, комплексы или чрезмерно застенчивые.
В процессе экспериментамы пришли к следующему выводу, что на формирование компьютерной зависимостивлияют следующие типы акцентуаций: эмотивный тип, гипертимный тип,экзальтированный тип, циклоидный тип, возбудимый тип, демонстративный тип.Отсюда следует рекомендация, что существует необходимость учитывать типыакцентуации при работе с подростками.

Библиографический список
 
1.   Ахмед, Ю. И.Чатовая зависимость как психосоциальная проблема [Текст] / Ю. И. Ахмед. – М.,1991.
2.   Берн, Э. Игры, вкоторые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений [Текст] / Э. Берн.– М.: 2002.- 400 с.
3.   Бурлачук, Л. Ф.Морозов, С. М. Словарь – справочник по психодиагностике [Текст] / Л. Ф.Бурлачук, С. М. Морозов. – СПб.: Изд-во Питер, 2000. – 355 с.
4.   Виртуальнаябиблиотека текстов, учебной и научной литературы по психологии (адрес: www.psychology.ru/Library).
5.  Виртуальнаябиблиотека научной литературы по информатике (адрес: www.informatics.ru/Library).
6.   Виртуальнаябиблиотека текстов, учебной и научной литературы (адрес: bookivedi.ru)
7.   Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология индивидуальных различий [Текст] / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В. Я. Романова – М.: Изд-во МГУ,1987. – 466 с.
8.   Еникеев, М. И.Общая и социальная психология [Текст] / М. И. Еникеев. — М.: Издательскийцентр «Академия», 2000. – 512 с.
9.   Коррин, С.Соскочить с крючка: Как избавиться от вредных привычек и пристрастий [Текст] /С. Коррин. – Спб.: Питер, 1997
10. Леонгард К.Акцентуированные личности [Текст] / К. Леонгард. – СПб.: Питер, 2000. – 272 с.
11. Личко А. Е.Подростковая психиатрия [Текст] / А. Е. Личко. – М.: Просвещение, 1999. – 430с.
12. Карелина, А. А.Психологические тесты [Текст] / Под ред. А.А. Карелина: В 2т.- М.: Гуманит.изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 322 с.
13. Михайлов, А. Изистории характера // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры[Текст] / А. Михайлов. – М.: 1990.
14. Москаленко, В. Д.Зависимость: Семейная болезнь [Текст] / В. Д. Москаленко. – М.: ПЕР СЭ, 2002
15. Немов, Р. С.Психология [Текст]: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. – 4-еизд. Центр ВЛАДОС, 2001
16. Ожегов, С. И.Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. – М.: Азбуковик, 1999.-944 с.
17. Рогов, Е. И.Общая психология [Текст] / Состав. Е. И. Рогов – М.: ВЛАДОС, 1995. – 400 с.
18. Столяренко, Л. Д.Основы психологии [Текст]: учеб. пособие / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д:Феникс, 2003. – 672
19. Юрьева, Л. Н.Больбот, Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция ипрофилактика: Монография [Текст] / Т. Ю. Больбот, Л. Н. Юрьева. –Днепропетровск: Пороги, 2006. – 196с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Швейцарская банковская система
Реферат Электромагнитные реле железнодорожной автоматики
Реферат Великий немецкий поэт и мыслитель (Иоганн Вольфганг Гете)
Реферат Автокорректор
Реферат Потребительское кредитование в РБ современное состояние, проблемы и перспективы развития
Реферат А. В. Масляков и Сергеев Нюргун
Реферат А) Автограф с правкой. 58 лл. (1 ч
Реферат Культура, общество, человек
Реферат Образ Петра I в поэме Пушкина Полтава
Реферат Формы пользования и владения землей в России
Реферат Методы и средства передачи информации в новых устройствах железнодорожной автоматики и телемеханики
Реферат Особенности проведения деловых бесед
Реферат Divorce And Family Mediation Essay Research Paper
Реферат Изготовление литых деталей из металлических сплавов
Реферат Различные классификации юридических лиц Понятие и виды вещных прав