Реферат по предмету "Психология"


Характер как составляющая личности

C о д е р ж а н и е :

1.Понятие характер”
1.1.Определение характера
1.2.Характер, общественные отношения и социальные группы
2.Структура характера
2.1.Связи черт характера
2.2.Черты характера и отношение личности
2.3.Акцентуация черт характера
3.Природа и проявления характера





1. Понятие “характер”
1.1. Определение характера
Впереводе с греческого “характер”- это ”чеканка”, “примета”. Действительно,характер- это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе.Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностяхпротекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительностьи т.д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.
Определяяпонятие можно установить, чтохарактер — это совокупность устойчивыхиндивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся вдеятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения.
Индивидуальныеособенности, образующие характер человека, относятся в первую очередь к воле(например, решительность или неуверенность, боязливость) и к чувствам(например, жизнерадостность или угнетенность), но в известной мере и к уму(например, легкомысленность или вдумчивость). Впрочем проявления характераявляются комплексными образованиями и в ряде случаев практически не поддаютсяразнесению по разрядам волевых, эмоциональных или интеллектуальных процессов( кпримеру подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятность и др.).
 
1.2. Характер, общественные отношения и социальныегруппы.
Характеробнаруживает зависимость от общественных отношений, определяющих направленностьличности человека.
Становлениехарактера происходит в условиях  включения личности в различные по уровнюразвития социальные группы (семья, трудовой коллектив, дружеская компания ит.д.). В зависимости от того, как происходит индивидуализация личности вреферентной для нее группе и каков уровень развития межличностных отношений вней, у подростка могут формироваться в одном случае прямота, открытость,смелость, принципиальность, а другом случае — скрытность, лживость и трусость.В коллективе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятныевозможности развития и закрепления лучших черт характера. Этот процессспособствует оптимальной интеграции личности в группе.
Знаяхарактер человека, можно предвидеть. как он поведет себя в тех или иныхобстоятельствах, а следовательно, и направлять его поведение.
Такимобразом, знание характера, как и темперамента индивида, является условиемэффективности индивидуального подхода к человеку.
2. Структура характера.
2.1. Связи черт характера.
Характерчеловеческой личности многогранен; хотя в нем могут быть выделены отдельныечерты или стороны, но они, однако, не существуют изолированно друг от друга, аявляются связанными воедино, образуя более или менее цельную структурухарактера.
Структураже характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными егочертами.
Средичерт характера некоторые из них выступают как основные, ведущие, задающие общуюнаправленность развитию всего комплекса его проявлений. Наряду с нимисуществуют и второстепенные черты, которые в одних случаях определяютсяосновными, а в других могут и не гармонировать с ними. Так и в жизни — нам встречаются более цельные характеры и более противоречивые.
Существованиецельных характеров обуславливает возможность среди громадного разнообразияхарактеров выделять определенные их типы, наделенные общими чертами.
Цельностьхарактера не исключает полностью его противоречивости: доброта иногда вступаетв конфликт с принципиальностью, чувство юмора — с ответственностью.
Чертыхарактера не могут быть отождествлены с убеждениями, взглядами на жизнь идругими особенностями направленности личности. Один добродушный и веселыйчеловек может быть высоконравственным и порядочным, а другой — тоже добродушныйи веселый — но при этом не брезгующий никакими, в том числе и нечистоплотными,поступками для достижения своих целей.
2.2. Черты характера и отношение личности.
Проявляясьв действиях и поступках, в том, в какой мере активно субъект включается всовместную деятельность, характер оказывается зависимым как от содержаниядеятельности,  так и от успешного или неуспешного преодоления трудностей, отдальних и ближних перспектив и достижения основных жизненных целей.
Такимобразом, важнейший момент в формировании характера — то, как человек относитсяк окружающей среде и к самому себе — как к другому. Эти отношения являютсявместе с тем основанием для классификации важнейших черт характера.
Характерчеловека проявляется, во-первых, в том, как он относитсяк другим людям:родным и близким, знакомым и малознакомым людям. Устойчивая и неустойчиваяпривязанность, принципиальность и беспринципиальность, общительность изамкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживаютотношение человека к другим людям.
Во-вторых,показательно для характера  отношение человекак себе: самолюбие ичувство собственного достоинства или приниженность, или неуверенность в своихсилах. У одних людей на первый план выступают себялюбие и эгоизм, у других — самоотверженность в борьбе за общее дело.
В-третьих,характер обнаруживается в отношении человека к делу. Так, к числунаиболее ценных черт характера относятся добросовестность и исполнительность,серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность егорезультатами.
В-четвертых,характер проявляется в отношении человека к вещам: не только отношениевообще к собственности, но и аккуратное или небрежное обращение со своимивещами, с одеждой, обувью, книгами и т.д.
Всевышеперечисленные проявления дают возможность в некоторой мере составить такназываемые “портреты” характеров людей.
2.3. Акцентуация черт характера.
Числочерт характера, которые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение вязыке, чрезвычайно велико.  Вариативность черт характера проявляется не тольков их качественном многообразии и своеобразии, но и количественной выраженности.Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигаетпредельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает такназываемая акцентуация характера.
Акцентуацияхарактера — это крайние варианты нормы характера как результатусиления его отдельных черт.
Акцентуацияхарактера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести кпатологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатологии(патологии характера, препятствующей адекватной социальной адаптации личности ипрактически необратимой, хотя в условиях правильного лечения поддающейсянекоторой коррекции), но сведение ее к патологии неправомерно.
Классификациятипов акцентуации характера представляет значительную сложность и не совпадаетпо номенклатуре наименований у разных авторов ( К. Леонгард, А. Личко). Однакоописание акцентуированных черт в значительной степени оказывается идентичным.
Можновыделить следующие важнейшие типы акцентуации характера:
— интровертный тип характера, для него свойственна замкнутость в общении иналаживании контактов с окружающими и уход в себя;
— экстравертный тип — эмоциональная взвинченность, жажда общения идеятельности, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности,говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность,конформность (не оказаться “белой вороной”);
— неуправляемый тип — импульсивность, конфликтность,нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность;
— неврастенический тип, его преобладающие черты-  это раздражительность,повышенная утомляемость, мнительность;
— сензитивный тип, ему свойственны пугливость, замкнутость, застенчивость;
— демонстрационному типу акцентуации характера присущ эгоцентризм,потребность в постоянном внимании к своей особе, восхищении и сочувствии,склонность к позерству и рисовке ( одним словом, демонстрационность характера).
Следуетеще раз подчеркнуть, что в связи с многообразием характеров, вышеперечисленноеделение на типы акцентуации выведены с большой степенью обобщенности.

3. Природа и проявления характера.
Характер,как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностейчеловека, и прежде всего от типа нервной системы. Свойства темпераментанакладывают свой отпечаток на проявления характера, определяя динамические особенности их возникновения и протекания. В конечном счете черты темпераментаи характера образуют облик человека, интегральную характеристику егоиндивидуальности.
Особенноститемперамента могут противодействовать или способствовать развитию определенныхсторон характера.
Формированиехарактера, осуществляющееся в группе высокого уровня развития, создает наиболееблагоприятные условия для сглаживания так называемых “порочных” черт у разныхтипов характера.
Возникновениесвойств характера, его природа, возможность или невозможность его измененияявляются предметом давних дискуссий психологов и нередко поводом длякатегорических суждений, свойственных обыденному сознанию.
Социальнойзрелости индивид достигает, обладая системой сложившихся черт характера. Этотпроцесс протекает неприметно и человеку кажется, что таким, как сейчас. он былвсегда. Так возникает мнение, что черты человеческого характера даны ему отприроды, являются врожденными.
Этомнение неверное… Человек рождается с различными особенностямифункционирования головного мозга, эндокринной системы. Эти особенности непсихологические, а физиологические, но они выступают в качестве первых причинтого, что одни и те же воздействия на людей могут вызвать различныйпсихологический эффект. Они определяют условия, в которых будет развиватьсяпсихика личности.
Этиразличия в физиологических условиях — лишь первая причина различий характеровлюдей.
Необходимоиметь в виду, что “сходные условия жизни” — понятие весьма относительное, и чтосуществует много других, неявляющихся идентичными, условий, которые в большоймере способствуют зарождению различных качеств и особенностей личности.
Характер- во многом и результат самовоспитания. В характере аккумулируются привычкичеловека. Характер проявляется в деятельности людей,  но в ней же иформируется. Таким образом мы небезосновательно можем сделать вывод, что быт,условия жизни в семье, а также и в коллективе — являются школой человеческиххарактеров...
Итак,характер не дан человеку от природы. Нет характера, которого нельзя было быскорректировать. Ссылки на то, что “у меня такой характер, и я ничего с собойподелать не могу”, психологически совершенно несостоятельны. Каждый человекотвечает за все проявления своего характера, и в состоянии занятьсясамовоспитанием.
Еслинет оснований выводить особенности характера из физиологической, природнойпредрасположенности к их проявлению (хотя, безусловно, следует принимать вовнимание и природные предпосылки формирования характера), то тем меньшевозможностей утверждать его наследственное происхождение.
Изучениеоднояйцевых близнецов, у которых наследственный фонд анатомно-физиологическихсвойств идентичен, свидетельствует о ярко выраженной тождественноститемперамента близнецов, но не характеров. Случаи воспитания однояйцовыхблизнецов в разных семьях свидетельствуют о нетождественности их характеров.
Проникшиев массовую печать сведения о том, что вне зависимости от пожизненноскладывающихся, любых и существенно различающихся условий у однояйцовыхблизнецов якобы возникают заведомо одинаковые вкусы, пристрастия и чертыхарактера, являются весьма сомнительными. В разных условиях и обстоятельствахпри одних и тех же наследственных предпосылках могут сложиться не только разные,но и прямо противоположные свойства характера.
Итак,характер — это прижизненное приобретение личности, включающейся в системуобщественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, итем самым обретающей свою индивидуальность.    
Л и т е р а т у р а
 
 
1.Личко А.Е. “Психопатии и акцентуации характера у подростков” — Москва:«Педагогическая книга», 1992. — 287 с.
2.Петровский А.В.  Введение в психологию.- Москва: Издательский центр “Академия”,1995. — 496 с.
3.«Характеры и судьбы». Учительская газета, 1994, №№ 34,35,36


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Расчет поточно-цеховой технологии производства свинины
Реферат Налогооблагаемая прибыль. Коэффициент текущей ликвидности
Реферат Саморегулируемые организации на рынке ценных бумаг в РФ
Реферат Профиль для металлических конструкций
Реферат «национальная безопасность»
Реферат Вредители почек и цветков на плодовых культурах. Вирусные болезни семечковых и агротехнические меры борьбы с ними
Реферат Мифологическое и фольклорное в рассказах Бунина
Реферат Банковская система Франции 2
Реферат Источники мусульманского права
Реферат Охрана товарных знаков и авторских прав
Реферат Денежно кредитная политика Республики Беларусь
Реферат 1. Вопросы развития
Реферат Особенности безработицы в России
Реферат 1. Сучасний стан соціально-культурних проблем сільської молоді…
Реферат Онтогенез: понятие, типы и основные атрибуты