Реферат по предмету "Психология"


Функционирование эмоций в процессе целеобразования

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Влияние эмоций на процесс целеобразования
1.1 Определение понятий «эмоция», «цель», «целеобразование»
1.2 Цель и целеобразование в психологии
1.2.1 Механизмы целеобразования
1.2.2 Роль эмоциональных механизмов в процессе целеобразования
Глава II. Методологические принципы и подход к организацииисследования
2.1 Цель, гипотеза, задачи, объект, предмет
2.2 Методы и методология
2.3 Методологические принципы и подходы
Выводы
Заключение
Литература

Введение
В настоящее время в мире происходят постоянные изменениястратегий, методов и подходов в изучении функционирования эмоций в процессецелеобразования. Нам представляется, что анализ данной тематики достаточноактуален и представляет научный и практический интерес.
Целеобразование — одно из важных направлений психологическихисследований. Изучаются зависимость целеобразования мотивации деятельности,оценка достижимости результата, роль эмоции в актах целеобразования,соотношение общих и конкретных целей.
Роль эмоций в управлении поведением и деятельностью человекавесьма многообразна. Это и сигнализация о возникшей потребности и испытываемыхощущениях от внешних раздражителей (здесь играет роль эмоциональный тонощущений), и сигнализация об имеющейся в момент принятия решения ситуации(опасная — неопасная, и т. п.), и реакция на прогноз удовлетворения потребностии на само это удовлетворение, способствующая угасанию имевшейся потребности.Эмоциональное реагирование также способствует регуляции энергетического потока,подпитывая им мотивационный процесс и способствуя подготовке организма кдействию в той или иной значимой ситуации. Изучая условия возникновенияэмоциональных процессов в ходе мыслительной деятельности и их влияние наструктуру этой деятельности, Ю.Е. Виноградов (1972) пишет, что в мышлениичеловека мотивы и эмоции выполняют регулирующую роль, при этом, мотивыосуществляют структурирующую функцию, а эмоции — эвристическую. Влияние эмоцийтакже можно увидеть и в процессе целеполагания.
В психологии многие ученые занимались данной проблематикой,так например, в экспериментальном исследовании Т.Г.Богдановой (1978) показано,что мотивация включена в структуру мыслительной деятельности и такого ее звена,как процесс целеобразования, причем, на всех его этапах и уровнях.
Так же процесс целеобразования рассматривался О.К.Тихомировым(1977), он говорил, что целеобразование — это образование некоего образабудущего результата и принятие этого образа за точку отсчета для последующихдействий. Сам по себе образ будущего результата еще не образует цели, онстановится ею, лишь связываясь с мотивом. В зависимости от мотивов, с которымисвязывается цель она приобретает различный личностный смысл.
Целью настоящей работы является исследование функционированияэмоций в процессе целеобразования.
Гипотеза исследования: в процессе целеобразования эмоциипредвосхищают возможности достижения цели и констатируют реальные результатыпроцесса.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующиезадачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по заданнойпроблематике;
2. Дать обзор различных подходов в изучении функционированияэмоций в процессе целеполагания;
3. Определить роль эмоциональных механизмов в процессецелеобразования.
Объектом исследования являются эмоции и процесс целеполагания.
Предмет исследования: функционирование эмоций в процессецелеобразования
Метод исследования:
библиографический
Методологическими принципами послужили:
принцип детерминизма (Рубинштейн С. Л. 1930);
принцип развития (Выготский Л. С., 1924);
принцип системности (Ломов М.В.,1975).

Глава I. Влияние эмоций на процесс целеобразования
1.1 Определение понятий «эмоция», «цель», «целеобразование»
Наш раздел мы начнем с определений основных понятий «эмоции»,«цели» и «целеобразования».
Эмоция (от лат. Emorve — возбуждать, волновать) —многогранная реакция организма на воздействие раздражителей внешней ивнутренней среды, проявляющейся в субъективных переживаниях, экспрессивномповедении и физиологическом возбуждении (Краткий психологический словарь.-М.:Проспект, 2009.-512с.).
Теория дифференциальных эмоций определяет эмоцию как сложныйпроцесс, имеющий нейрофизиологический, нервно-мышечный и феноменологическийаспекты. На нейрофизиологическом уровне эмоция определяется поэлектрохимической активности нервной системы, в частности, коры, гипоталамуса,базальных ганглиев, лимбической системы, лицевого и тройничного нервов. Нанервномышечном уровне эмоция— это прежде всего мимическая деятельность, авторично — пантомимические, висцерально — эндокринные и иногда голосовыереакции. На феноменологическом уровне эмоция проявляется либо как сильномотивированное переживание, либо как переживание которое имеет непосредственнуюзначимость для субъекта. Переживание эмоции может создавать в сознании процесссовершенно независимый от познавательных процессов.          Цель впсихологической литературе описывается как конечный, желаемый результаткакого-либо действия или деятельности. Человек направляет и регулирует своюдеятельность в соответствии с особенностями цели, стоящей перед ним. Цель можеттак же выступать в качестве непосредственного и главного мотива той или инойдеятельности. (Краткий психологический словарь.-М.: Проспект, 2009.-512с.). Аформирование образа будущего результата действий (в процессе общения или самостоятельно)и принятие этого образа в качестве основы для практических или умственныхдействий – называется целеобразованием.(Краткий психологический словарь.-М.:Проспект, 2009.-512с.) Также целеобразование — это процесс порождения новыхцелей в деятельности человека, одно из проявлений мышления. Бывает инепроизвольным и произвольным, характеризуется временной динамикой. Основаформирования цели у человека его предметно-материальная, трудовая деятельность,направленная на преобразование окружения. (Краткий психологический словарь.-М.:Проспект, 2009.-512с.)
1.2 Цель и целеобразование в психологии
Понятие цель становится одним из центральных понятий лишь тойпсихологической науки, которая рассматривает сознательную деятельность человекав качестве основного объекта изучения, что характерно для отечественнойпсихологической науки.
Природа целенаправленного действия длительное время былапредметом размышления философов. Борьба механицизма и идеализма, фатализма иволюнтаризма образуют историю философских учений о природе сознательнойдеятельности человека.
Марксизм впервые позволил преодолеть ложную альтернативуфатализма и волюнтаризма и заложил методологические основы для конкретногопсихологического изучения целенаправленных сознательных действий человека.
Однако в зарубежной психологии механистические тенденцииостаются весьма значительными и имеют разные формы своего проявления. Во-первыхимели место попытки вообще объявить категорию «цель» ненаучной. Такую позициюотстаивал американский психолог Б. Скиннер (1971). Он описывал поведениечеловека в терминах «стимул», «реакция», «подкрепление». При этом подходеповедение теряет свойство целенаправленности. Во-вторых, понятие «цель» иногдаиспользуется лишь в рамках натуралистического подхода к поведению человека, какэто имеет место в теории «целевого бихевиоризма» Э. Толмена (1932), называющегоцелью любой полезный результат, ради достижения которого развертываетсяповедение. В-третьих термин «цель» используется для обозначения конечнойситуации, заданной формальным описанием в технических системах.
Таким образом, необходимо четко дифференцировать троякоеиспользование термина «цель»:
·    осознанный образ будущих результатов;
·    предвосхищение будущих полезных для организма результатов;
·    формальное описание конечных ситуаций, задаваемых любойсистеме.
Таким образом, один из путей разработки целеобразованиязаключается в синтезе знаний, накопленных в различных разделах психологическойнауки.
Например, А.Н. Леонтьев (1975) в своей книге «Деятельность.Сознание. Личность» высказал мнение о том, что зачатки психологии творчестваменее всего вскрыты психологическим анализом действия. Ключ к пониманиюпсихологии творчества лежит, по мнению исследователей в понимании творческойприроды действия. Попытка систематизировать основные характеристики действия,значимые в контексте проблемы «цели» и «целеобразования» привела к следующимрезультатам:
Продуктивность (результативность) действия. Действие вноситизменение в предмет, порождает новые предметы. Предметность означает не толькоиспользование предметов в качестве объектов, но и преобразование их в созданииновых предметов. Прямыми результатами действий могут быть создание новыхматериальных предметов (например, орудий труда), получение знаний, изменениефункционального состояния, воздействие на другого человека, воздействие насамого себя.
Целенаправленность действия. Реальному преобразованиюпредмета, достижению некоторого результата предшествует сознательный образэтого результата, то есть цель.
Соотношение цели и результатов. Предвосхищаемый результатнеобязательно достигается, поэтому действия классифицируются на успешные и неуспешные. В успешном действии имеет место процесс порождения результатов, невходивших в поставленную и реализованную цель, результат действия всегдасодержит новое по отношению к цели. Необходимо дифференцировать по крайней меретри вида новых результатов: реализованная цель, побочный продуктцеленаправленного действия, результаты непроизвольной активности (например,изменение позы как результат непроизвольного движения организма).Предвосхищаемые побочные результаты могут иметь разную временную локализацию:близкие и отдаленные.
Характеристики психического отражения будущих результатов.Чаще всего цель описывают как представление будущего результата. Однакопредставление не является единственной формой психического отражения будущегорезультата. При выполнении таких действий, как копирование предмета,изображение, повторение показанного движения, будущий результат представлен науровне перцептивного образа. Часто будущий результат выступает в формесловесного описания, в речевых значениях (понятиях разной степени конкретностиили абстрактности).
Психическое отражение будущих результатов характеризуетсяразной степенью ясности. Это относится и к перцептивным образам, ипредставлениям, и понятиям. При неоднозначности словесного описания целинеобходимо различать значение цели, то есть то конкретное значение, котороевыбирает сам испытуемый из множества возможных значений.
Результат действия предвосхищается разной степеньюопределенности. Цели поисковых проб ( «посмотрим, что получится...») частоотносятся к классу неопределенных предвосхищений.
Связь цели с мотивами. Осознание мотива может иметь двоякиеследствия: возникновение мотивов-целей, направленность деятельности при этом неменяется; возникновение целей — «антимотивов». Активность субъекта направленаздесь на нейтрализацию или подавление действия осознанного мотива. В этомслучае возникают новые мотивы или происходит изменение в иерархии мотивов.Именно иерархические отношения в потребностно-мотивационной сфере создаютвозможность появления целей направленных против актуальных потребностей.
Цели усвоения общественного опыта. Общественно-историческаяобусловленность целей индивидуальной деятельности определяется усвоениемобщественных целей (цель «пойти в школу» не может, естественно возникнуть допоявления школьного образования), обусловленностью социальными закономерностямиформирование индивидуальных потребностей, овладение языком, как средством фиксациидостигнутых и предвосхищаемых результатов практических действий, позволяющимосуществлять специальный класс внутренних, умственных действий.
Цели и осознание. Осознанность целенаправленного действияможет быть охарактеризована по нескольким параметрам: осознание достигнутогопредметного результата, осознанный характер предвосхищение будущего результата,дополнительное осознание некоторых побочных последствий, осознание отношенияцелей к объективной ситуации, осознание цели отношения к потребностям,осознание отношения цели к способностям, осознание самого процессацелеобразования. При совместной кооперативной деятельности, а особенно вситуациях борьбы объектом осознания становится цели другого человека. Пониманиечеловека человеком включает в себя и понимание целей.
Осознанное соотнесение целей ситуации осуществляется нетолько по отношению к наличной ситуации, но и по отношению к воображаемой,представляемой ситуации.
8. Функциональный план возникновения новых целей.
Необходимо различать стандартные и оригинальные цели. Такоеразличение заставляет внести уточнение в характеристику продуктивностидействия: продукт, полученный при реализации стандартных целей (например,постройка по типовому проекту), и продукт, полученный при реализацииоригинальной цели. Во втором случае действие имеет как бы двойнуюпродуктивность: созданию материального продукта предшествует созданиеидеального продукта.
Новые результаты достигаются и при повторной реализации ужедостигавшихся целей, и при осуществлении усвоенных стандартных целей, так какновый предмет деятельности и (или) новые способы и орудия деятельности такжевносят свой вклад.
9. Биологическая предыстория целей.
Цели человеческих действий и процессы их образования имеютбиологическую предысторию. Процессы предвосхищения будущих результатовповеденческих актов описываются в терминах «акцептор действия», «установка»,«ожидание», «модель потребного будущего», «экстраполяция», «прогнозирование»,«антиципация». Иногда используется и понятие «цель» в его биологическомсодержании. Например, в хорошо известных опытах с «ожиданием награды» уживотных формируется готовность к получению определённого корма и тогда вслучае его подмены вместо пищевого наблюдается поисковое поведение.
Результаты поведенческих актов часто имеют неоднородноесодержание. Кроме прямого приспособительного эффекта можно выделить побочныеэффекты, связанные с преобразованием среды, её обследование, запечатлениемсвойств объектов. Спасаясь от преследования волка, заяц оставляет следы напеске. Пробегая через лабиринт, крыса запечатлевает пространственные отношениямежду элементами ситуации. Эффекты подобного рода хорошо демонстрируют опыты слатентным научением навыков манипулирования объектами для решения собственноинтеллектуальных задач животными.
Таким образом, диалектическое противоречие между целью ирезультатом в человеческом действии имеет в качестве своей предысториинесовпадения прямых приспособительных и побочных эффектов в любом поведенческомакте.
10. Историческое, онтогенетическое и филогенетическоеформирование целей.
Исторически возникновение сознательных человеческих действийи, следовательно целей связанно с появлением коллективного труда, снеобходимостью изготовления орудий, то есть осуществлением актов, которые самипо себе не ведут к удовлетворению потребности (то есть с разведением мотива ицели). Последующее усложнение технического разделения труда, выделение функцийуправления, разделение умственного и физического труда способствовали тому, чтопроцессы целеобразования, самостоятельные действия по постановке целей и,наконец, целеобразование как самостоятельная деятельность начинают играть всёбольшую роль. Процесс исторического развития целей человеческой деятельностипродолжается и в настоящее время.
В онтогенезе формирование цели идёт в направлении отпостановки цели и образования намерений в деятельности совместной с другимилюдьми к постановке цели перед собой.
Как филогенетические предпосылки появления осознаваемых целейу человека выступают две формы предвосхищения в жизнедеятельности животных:
1. предвосхищение полезного результата — потребного будущего,достижение коего дает прямой приспособительный эффект;
2. предвосхищение средств, использование коих приведёт кдостижению полезного результата (возникает на относительно высоких уровняхэволюции).
Таким образом, основной закон онтогенетического развитияцелеобразования может быть сформулирован так: постановка цели и её достижение,первоначально разделённые между людьми, затем объединяется в деятельностиодного человека. Постановку цели перед другим человеком можно, с известнойусловностью, назвать «внешним» целеобразованием, а постановку цели перед собой- «внутренним» целеобразованием. Тогда закон онтогенетического развитияпереформируется как переход от внешнего целеобразования к внутреннему.Естественно, что имеет место и противоположный процесс перехода внутреннегоцелеобразования во внешнее: обращение за помощью при столкновении спрепятствиями. Превращение внешнего целеполагания во внутреннее есть вместе стем возникновение внутренних действий. Совместная практика, практическаядеятельность, общение, овладение языком являются условиями развитияцелеобразования.
1.2.1 Механизмы целеобразования
О.К. Тихомиров (1977) выделил следующие механизмы целеобразования:
преобразование побочного результата действия в цель на основеего осознания и связывания с мотивом;
превращение неосознанных предвосхищений в цель на стадииподготовки практического действия;
смена (переформулирование) целей при недостижениипервоначального предвосхищавшегося результата;
усвоение заданной цели путём связывания её с мотивом;
выбор одной из множества задаваемых целей;
превращение мотива в мотив-цель;
выделение промежуточных целей как функции препятствия,совместной практической деятельности, соотнесённости предмета с несколькимипотребностями, частичного удовлетворения потребности предметом;
переход от предварительных к окончательным целям;
образование иерархии и временной последовательности целей.
Таким образом, человек направляет и регулирует свою деятельностьв соответствии с особенностями цели, стоящей перед ним.
1.2.2 Роль эмоциональных механизмов в процессецелеобразования
С самого начала экспериментальных исследований целеполаганиянаметилось несколько основных подходов, различие между которыми неисчерпывалось методологией, но восходило к исходным теоретическим посылкам.
Наиболее распространена в настоящее время система О.К.Тихомирова (1977), делающая упор на исследование процессов целеобразования.
О.К. Тихомиров (1977) и его соавторы проводили экспериментальныеисследования эмоциональной активации в структуре мыслительной деятельностичеловека. Конкретно ими решались следующие исследовательские задачи:
Раскрыть роль эмоций в формировании общего замысла решения;
Проследить процесс эмоционального развития элементов ситуациии действий с этими элементами;
Установить роль эмоциональных механизмов в переходе отнеопознания к опознанию объективно значимых действий;
Проследить взаимосвязь вербальных и эмоциональных оценок;
Установить степень совпадения субъективной и объективной шкалценностных характеристик.
После проведённых исследований были сделаны следующие выводы:
Эмоциональное закрепление определённого элемента ситуацииприводит к применению его субъективной значимости в ценностных шкалах испытуемых,вследствие чего наблюдается предпочтение этого элемента в дальнейшейдеятельности.
Возвращение испытуемых к действиям с эмоциональнозакреплённым элементом ситуации наблюдалось так же в тех случаях, когда этидействия получали от них отрицательную вербально-логическую оценку.
Перенос элемента, эмоционально закреплённого в предваряющейзадаче, на основную задачу осуществлялся испытуемыми на неосозноваемом уровне.
Процесс целеобразования подчиняется действиям с эмоциональнозакреплённым элементом.
Для понимания механизмов целеобразования важно учитыватьвлияние аффективных следов на процесс поиска решения субъективно сложныхмыслительных задач.
Необходимо также отметить, что существует закономерная связьэмоциональных процессов с компонентами мыслительной деятельности во всехзвеньях её осуществления. Это относится и к наиболее важному звенуцелеобразования, то есть к формированию смысла конечной цели и смыслапромежуточной цели. Такая же связь прослеживается и при реализации подцелей,невербализованных замыслов и гипотез. Наблюдается так же постоянная связьэмоций успеха-неуспеха с положительными результатами попыток достиженияконечной цели, то есть в звене получения промежуточных результатов мыслительнойдеятельности.
Формирование смысла конечной цели проходит ряд этаповконкретизации. На каждом из них смысл конечной цели представлен своим болееопределённым содержанием и эмоциональной составляющей. Периоды развития смысласитуации заканчивается формированием вербализованного смысла ситуации, имеющегоопределённое содержание и эмоциональную составляющую.
Процесс формирования смысла конечной цели заканчиваетсятолько тогда, когда испытуемый принимает определенный смысл. Немалую роль вэтом заключительном акте «принятия» смысла цели опять-таки выполняют эмоции,поскольку именно они сигнализируют соответствие принятого смысла конечной целиличностным образованиям субъекта и прежде всего его мотивам. Вслед за«принятием» смысла конечной цели испытуемый приступает к решению задачи, даннойв определённых условиях, а как цели, самостоятельно поставленной в конкретных иуже достаточно проанализированных условиях.
Значительный интерес исследователей к эмоциональной сферечеловека резко контрастирует с реальными результатами, достигнутыми в изученииэтой сферы. Принципиальный критический анализ различных форм редукционизма впсихологии представлен в работе А.Н. Леонтьева (1975), поэтому исследователиограничиваются анализом эмоциональных процессов, их места в процессецелеобразования и психической деятельности в целом. Под эмоциональным процессомпонимают переживание в узком, специфическом смысле слова, которое формируетсяпо мере того, как индивид становится личностью.
В качестве критериев процесса оценки «эмоциогенного»предметного содержания, как правило, используются:
1. гедонистические и целевые критерии — как нечтовоздействующее относится к удовлетворению актуальной потребности, к достижениюситуативной цели, к личности в целом ( «валентность» по Д. Аткинсону, «силапотребности» — по П.В. Симонову);
2. «критерии достижения» — можно ли и как использовать(преодолеть или избегнуть) это нечто ( «субъективная вероятность успеха илинеуспеха» — по К. Левину и Д. Аткинсону, «субъективная вероятность удовлетворенияпотребности» — По П.В. Симонову).
«Информационная» теория эмоций П.В. Симонова (1981) хорошоизвестна и распространена как в России, так и за рубежом. Эмоциирассматриваются в этой теории как «специальный мозговой аппарат, отражающийвеличину потребности и вероятность её удовлетворения в данный момент».Последний показатель выражается в «формуле эмоций» через разность субъективнопотребной и наличной информации. В попытке создать общий закон порожденияэмоций, что привело к снятию специфики развития человеческих потребностей, В.П. Симонов вынужден предположить наличие врождённых духовных потребностей(«инстинкт любопытства», «рефлекс свободы» и так далее), которые названыинформационным потребностями, что, естественно, не приближает нас к пониманиюих генезиса и механизма. В этом плане значительный интерес представляютисследования Л.И. Божович (1968). процесса формирования познавательнойпотребности, которые подтверждают основные положения А.Н. Леонтьева. Считается,что впервые процесс целеобразования вошёл в контекст психологическихисследований мотивационной сферы человека в школе Курта Левина, в частности вработе Ф. Хоппе. В целях раскрытия структуры процесса целеобразованиянеобходимо прежде всего раскрыть субъективный полюс полюс деятельности, еёличностный смысл. Чтобы выделить аспект личностного смысла деятельности былвведён рабочий термин «деятельностный смысловой регулятор». Этим терминомобозначают относительно автономное регуляторное звено, релевантное и«прижизненное» конкретной деятельности.
Как в зарубежной так и в советской психологии доминирует точказрения, согласно которой эмоции рассматриваются лишь как эпизодический элементсистемы регуляции деятельности, включающийся в силу повышенной мотивации,конфликта и так далее. Если допустить такую традиционную трактовку, тонепонятным становится механизм обеспечения избирательности психическойдеятельности, её субъектности.
Таким образом, именно благодаря эмоциям смысловой регуляторприобретает «гражданство» в деятельности. Подчёркивается не только центральноеположение эмоций и их двойственная функция, но и системность, неотъемлемостьзвена эмоциональной регуляции. Эмоциональные процессы как внутренние сигналывыступают конкретным «механизмом» общей регуляции деятельности, включая и еёведущий процесс — целеобразование.
Даже такое чрезвычайно упрощённое и схематическоепредставление процесса целеобразования указывает на значительную сложность ипротиворечивость этого процесса.

Глава II. Методологические принципы и подход к организацииисследования
2.1 Цель, гипотеза, задачи, объект, предмет
Целью настоящей работы является исследование функционированияэмоций в процессе целеобразования.
Гипотеза исследования: в процессе целеобразования эмоциипредвосхищают возможности достижения цели и констатируют реальные результатыпроцесса.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующиезадачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по заданнойпроблематике;
2. Дать обзор различных подходов в изучении функционированияэмоций в процессе целеполагания;
3. Определить роль эмоциональных механизмов в процессецелеобразования.
Объектом исследования являются эмоции и процессцелеполагания.
Предмет исследования: функционирование эмоций в процессецелеобразования.
2.2 Методы и методология исследования
Методология, в широком смысле этого слова, есть учение оструктуре, логической организации, методах и средствах деятельности. В такомпонимании методология образует необходимый компонент всякой деятельности,поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации.Основной функцией методологического знания является внутренняя организация ирегулирование процесса познания или практического преобразования того или иногообъекта.
Методология — формулировка систематических и логическипоследовательных методов поиска знания. Фактически процедуры, используемые вконкретном исследовании. Методика — довольно определенная, усвоенная процедураили набор процедур для достижения некоторой специфической цели. Метод — способвыполнения чего-либо, работы с фактами и концепциями в систематическом режиме;Процедура — любая методика, предназначенная для контролирования релевантныхфакторов с целью исследования некоторого явления (Юдин Э.Г., 1978).
2.3 Методологические принципы и подходы исследования
Принцип детерминизма (Рубинштейн С. Л., 1930 г.) – является одним из главных объяснительных принципов научного познания, которыйподразумевает объяснение изучаемых феноменов в закономерном взаимодействиифакторов, доступных эмпирическому контролю. Этот принцип выступает в формепричинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времениданному событию и вызывают его. Принцип детерминизма, будучи общенаучным,ориентирует различное построение знания в конкретных науках.
В данной работе принцип детерминизма находит свое отражение втом, что эмоция рассматривается как один из детерминирующих факторовцелеполагания. Эмоция влияет на достижение цели, присутствует при констатацииреального результата.
Принцип развития (Выготский Л.С., 1924 г.). Развитие как философский и общенаучный способ объяснения явлений, принцип развитиянаправляет работу психологической мысли на протяжении всей его истории.
Принцип развития связан с другими регуляторами научногопознания – принципами детерминизма и системности. Он предполагает рассмотрениетого, как явления изменяются в процессе развития под действием производящих ихпричин, и вместе с тем включает постулат об обусловленности преобразования этихявлений, их включенностью в целостную систему, образуемую их взаимоориентацией.Принцип развития предполагает, что изменения проходят закономерно, что переходыот одних форм к другим не носят хаотического характера даже тогда, когдавключают элементы случайности и вариативности.
В данной работе принцип развития находит свое отражение впопытке определить рубежи воздействия эмоций на появление и протекание цели.
Принцип системности (Ломов М.В., 1975)– направлениеметодологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта, какцелостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними. Применениепринципа системности в данной работе обусловлено тем, что эмоции и цель образуютсвоего рода систему. Интеграция системных объектов в данной работе помогаетпоказать влияние биологических и социальных предпосылок на эмоциональнуюокраску решения задачи.

Выводы
В ходе данного исследования был проведён теоретический анализлитературы по заданной проблематике, который показал, что существует множестворазличных подходов в изучении функционирования эмоций в процессе целеполагания.
Было показано, что эмоции целеполагании играют совсемнемаловажную роль. Как мы уже увидели ранее, они не только окрашивают теми илииными чувствами постановку и достижение цели, но и также оказывают влияние напроцесс поиска решения задачи. Мы определили, что независимо от формыначального поиска (активной или пассивной, то есть с акцентом на чистоисследовательских действиях или на действиях попытках) эмоции выделяют то илииное предметное содержание только на основании наиболее общего критерия –основной идеи преобразований, необходимых для достижения конечной(субъективной) цели. Предметное содержание «полезных» поисковых действий(элемент, действие с ним или зона поиска) переводится соответствующими эмоциямив содержание смыслового регулятора, закрепляя имеющиеся там целевые образованияи создавая предпосылки для формирования более локальной цели.
Заключение
Целеобразование — одно из важных направлений психологическихисследований. Целеобразование — это образование некоего образа будущегорезультата и принятие этого образа за точку отсчета для последующих действий.Сам по себе образ будущего результата еще не образует цели, он становится ею,лишь связываясь с мотивом. В зависимости от мотивов, с которыми связываетсяцель она приобретает различный личностный смысл.
Роль эмоций в управлении поведением и деятельностью человекавесьма многообразна. Существует закономерная связь эмоциональных процессов скомпонентами мыслительной деятельности во всех звеньях её осуществления. Этоотносится и к наиболее важному звену целеобразования, то есть к формированиюсмысла конечной цели и смысла промежуточной цели. Такая же связь прослеживаетсяи при реализации подцелей, невербализованных замыслов и гипотез. Наблюдаетсятак же постоянная связь эмоций успеха-неуспеха с положительными результатамипопыток достижения конечной цели, то есть в звене получения промежуточныхрезультатов мыслительной деятельности.
Немалую роль в этом заключительном акте «принятия» смыслацели опять-таки выполняют эмоции, поскольку именно они сигнализируютсоответствие принятого смысла конечной цели личностным образованиям субъекта ипрежде всего его мотивам. Благодаря эмоциям смысловой регулятор приобретает«гражданство» в деятельности. Подчёркивается не только центральное положениеэмоций и их двойственная функция, но и системность, неотъемлемость звенаэмоциональной регуляции. Эмоциональные процессы как внутренние сигналывыступают конкретным «механизмом» общей регуляции деятельности, включая и еёведущий процесс — целеобразование.
Таким образом, можно сказать, что гипотеза о том, что впроцессе целеобразования эмоции предвосхищают возможности достижения цели иконстатируют реальные результаты процесса, нашла свое отражение.

Литература
1.        Анохин П.К. Механизмы и принципы целенаправленного поведения.М., 1972.
2.        Изард И. Эмоции человека. М., 1980.
3.        Ильин Е.П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001.
4.        Клочко В.Е. Целеобразование и динамика оценок в ходе решениямыслительных задач// Психологические исследования интеллектуальнойдеятельности. — М.: Изд-во МГУ, 1979.
5.        Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.:Политиздат, 1975.
6.        Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспектыцеленаправленного поведения. — М.: Наука, 1988.
7.        Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю. Б.Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
8.        Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. M.,1979.
9.        Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека.Мотивационно-эмоциональные аспекты. Мю, 1975.
10.     Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.
11.     Тихомиров О.К. Психологические исследования творческойдеятельности. – М.: Наука, 1975 г.
12.     Тихомиров О.К., Телегина Э.Д., Волкова Т.К. и др.Психологические проблемы целеобразования.- М.: Наука, 1977.
13.     Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московскиелекции и интервью: Пер. с нем. — М.,1995.
14.     Швалб Ю.М. Психологические модели целеполагания. — К.:Стилос, 1997.
15.     Ясперс К. Духовная ситуация времени // В кн.: Смысл иназначение истории: Пер. с нем. — М.: Республика, 1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.