Реферат по предмету "Психология"


Функциональная автономия: заблуждение или реальность

факультетпсихологии
Эссе по психологии личности
на тему: «Функциональная автономия:заблуждение или реальность?»
Санкт-Петербург
2004 г.

Концепция функциональнойавтономии мотивов является одним из ключевых элементов теории личности ГордонаОлпорта. В соответствии с его теорией, принципиальной особенностью личностиявляется ее активность, проактивность (активность, связанная своздействием на среду), названная таким образом в противовес постулату реактивности(активности в ответ на воздействия среды), на котором строится весьбихевиоризм. В своих построениях Олпорт не соглашается с утверждениями,приписывающими человеку стремление к гомеостазу, редукции напряжения. Для негочеловек – существо, стремящееся к установлению и сохранению определенногоуровня напряжения, а стремление к сокращению напряжения – признак нездоровья.
Именно такой подход лежитв основе концепции мотивации Олпорта. К тому же, не стоит упускать из виду тотфакт, что особое внимание Олпорт уделял проблемам индивидуальности впсихологии, широкому разнообразию личностных черт (или диспозиций) и,следовательно, моделей поведения человека. В этой связи показательны его отзывыо литературных персонажах как о великолепно представленных характерах, длякоторых нет необходимости доказывать их истинность: Логика построения описанийхарактера и поведения в литературном произведении основана на самоконфронтации– таком методе, при котором один элемент описания поддерживает другой, чтообеспечивает целостное восприятие компонентов ([2], с 208-212). Таким образом,признавая качественные различия характеров, моделей поведения человека, трудносогласиться с ограниченностью количества мотивов, обеспечивающих такое(признанное и наблюдаемое!) разнообразие.
Олпорт не спорит спсихоаналитическим взглядом на корни человеческой мотивации, но вводитпринципиальное дополнение. В процессе развития происходит трансформацияисходных либидозных энергий, формируются разные мотивы, пусть из одних и тех жекорней. «Одни мотивы возникают из других, отпочковываются, отделяются от них(это происходит путем их дифференциации и интеграции) и становятсяфункционально автономными, то есть независимыми от исходных базовых побуждений»([3], с. 8). Именно идея функциональной автономии позволяет объяснить, почему увзрослых людей достаточно широкий и разнообразный спектр мотивов, при том, чтобазовые изначальные биологические потребности одинаковы. Это противоречиеснимается, и, следовательно, можно избежать редукции всей мотивации взрослогочеловека, зрелой личности, к одним и тем же ограниченным наборам нужд. Всоответствии с теорией Олпорта, мотивация всегда локализована в настоящем инаправлена не в прошлое, а в будущее, потому что от прошлого она ужефункционально независима.
Прежде всего, отметим,что под мотивом в теории Олпорта имеется в виду «любое внутреннее состояниечеловека, вызывающее действие или мысль» ([3], с.285). В противовесфункциональной автономии, традиционные теории мотивации Олпорт называеттеориями «неизменных мотивов», и в работе «Структура и развитие личности» (в[3]) рассматривает основные их преимущества и недостатки. Главным ихнедостатком (по Олпорту) является ограниченность их применения и невозможностьс их помощью объяснить все поведение человека. Этот тезис не остается бездоказательства. Например, усомниться во всеобъемлющем гедонистическом принципе(т.е. постоянном стремлении человека к положительным эмоциям, или какэквивалент – желание просто быть счастливым) позволяет весьма показательныйэксперимент, который дает основания полагать, что социальный статус длячеловека может оказаться более сильным мотивом, чем просто счастье. С другойстороны, в соответствии с теориями инстинктов, у всех личностей «мыобнаруживаем одни и те же коренные мотивы с рождения и до смерти, а взрослаяличность – это, фактически смесь канализированных, неменяющихся мотивов» ([3],с. 290), поскольку теории инстинктов утверждают, что (1) действиями всех людейуправляют по существу одни и те же движущие силы, (2) они врожденны, (3) ониспособны связываться с разными объектами и, следовательно, канализироваться(сосредотачивать энергию на объекте, замещаться, сублимироваться). В теорияхпотребностей как основы мотивации нет жесткого требования их врожденности(базовые мотивы могут быть инстинктивными в строгом смысле или подобныинстинктам в том смысле, что они столь же фундаментальны и широко распространены).К тому же, эти теории предусматривают развитие потребностей в чувства ирассматривают гораздо больше базовых мотивов. Однако такие теории фактическиутверждают: «желаемые объекты могут меняться от человека к человеку, базовыевиды желаний – нет. Люди хотят разного, но есть только несколько причин, покоторым они этого хотят» ([3], с. 291). Не признает Олпорт и всеобъемлющегохарактера теории «надежных мотивов», содержащей лишь биологические влечения,удовлетворение которых необходимо для биологического выживания. В пользу оправданностиприменения (в ограниченном диапазоне) теории влечений выступают дваобстоятельства. Во-первых, все люди во всем мире действительно обладаютвлечениями и этим влечениям свойственно доминировать; во-вторых, так какбольшую часть детского поведения можно проследить до влечений, это значит, чтоони являются первоначальным (но не обязательно постоянным) фундаментоммотивационной жизни человека. Таким образом, теория влечения «выглядитадекватной (или почти адекватной) для объяснения мотивации в течение первыхдвух лет жизни (и в ограниченной степени на протяжении всей жизни)» ([3], с.292).
Критику теорий неизменныхмотивов (в том числе и S-R теорий) можно представить последующим направлениям.
1. Согласно теориився мотивация давит в направлении снижения напряжения первичных влечений. Еслинапряжение не снижается, то в конечном счете ценность подкрепленияутрачивается, а привычка или инструментальная активности исчезает. Но это невыполняется в поведении человека: то, что сначала могло быть средством дляудовлетворения определенной потребности (например, деньги как платежноесредство), затем может становиться целью само по себе (деньги, в качествепредмета накопления, как страсть к накопительству). (Другим примером можетслужить «тяга к морю» у отставного моряка, для которого уже много лет море неявляется источником заработка, как это было при его первом плавании.) С другойстороны, в экспериментах с животными было установлено, что даже в отсутствиепервичного подкрепления инструментальный рефлекс сохраняется, но только вслучаях если это рефлекс избегания (например, избегание удара электрическоготока); в остальных случаях при отсутствии первичного подкрепления происходитугасание инструментальных привычек. Таким образом, избегание становитсямотивом, который теряет свою зависимость от первичного поощрения. Этот примерОлпорт называет разновидностью функциональной автономии мотива.
2. Согласно теории,нынешние интересы личности – это остатки прошлого удовлетворения. «Эта теорияфактически утверждает, что я сейчас люблю рыбалку, потому что много лет томуназад мой отец (который брал меня с собой на рыбалку) поддерживал меня. Этоутверждение имеет некоторый смысл в качестве исторического, но нефункционального факта» ([3], с. 296). Стремление пойти на рыбалку находится внастоящем, здесь и сейчас, скорее простирается в будущее, а не в прошлое.Взрослые мотивы – это бесконечно разнообразные, самоподдерживающиеся,современные системы.
3. Многие мотивы неимеют обнаруживаемой связи с первичными влечениями. Легко опознать голод,жажду, усталость как мотивы, вырастающие из изменений тканей тела, изнедостатка или избытка стимуляции нервных окончаний. Но у многих сложныхмотивов взрослых нет никакой видимой связи ни с этими влечениями, ни с«инстинктивными энергиями» Фрейда. Можно лишь утверждать, что интересывзрослого прослеживаются до его предпочитаемых неизменных энергий, но нетвозможности доказать, что это так.
Различные теорииизменяющихся мотивов постулируют, что базовыми чертами человеческой мотивацииявляются компетентность, исследовательская активность, самоактуализация иавтономия эго. Такие предположения, хотя и являются значительным шагом вперед втеории мотивации, но все же не достаточны по отдельности для полного всестороннегообъяснения поведения человека.
Олпорт называет следующиетребования к адекватной теории мотивации.
1. Признаниесовременности мотивов. То, что движет человеком, должно двигать сейчас.Следовательно, мотивационная теория должна смотреть на настоящее состояниеорганизма. Прошлое несущественно, если нельзя показать, что оно как-тодинамически активно в настоящем. В динамическом смысле нет вторичных мотивов.Можно говорить о мотивах, вторичных по времени (поскольку все нынешние мотивывырастают из предыдущих), или о мотивах, имеющих вторичную важность дляличности. Но с точки зрения энергии или динамики все мотивы первичны. Ни одинне черпает свою энергию из прошлого, а всегда только из настоящего.
2. Необходимостьучитывать мотивы многих типов. Мотивы столь разнообразны, что трудно раскрытьто, что их объединяет. Мотивы человека включают все, что он пытается(сознательно или бессознательно, рефлекторно или намеренно) делать.
3. теория должнаприписывать динамическую силу когнитивным процессам, то есть планированию инамерению, поскольку намерение – форма мотивации, которая имеет центральноезначение для понимания личности. Понятие намерения позволяет преодолетьпротивопоставление мотива и мысли.
4. Такая теориядолжна учитывать конкретную уникальность мотива.
Функциональную автономиюОлпорт позиционирует как общий закон мотивации, полностью учитывающийконкретную уникальность личных мотивов и соответствующий всем другим критериямадекватной теории мотивации. Это не единственный валидный принцип, подходящий кразвитию человеческих мотивов, не объясняет он и всю мотивацию. Но это попыткаизбежать ограничений единообразных, негибких, абстрактных, ориентированныхназад теорий и признать спонтанность, изменчивость, направленность вперед,конкретный характер большей части мотивации взрослых.
Функциональная автономиярассматривает взрослые мотивы как разнообразные, самоподдерживающиесяактуальные системы, вырастающие из предшествующих систем, но функциональнонезависимые от них. Со многими мотивами происходит то же, что с ребенком,который постепенно перерастает зависимость от своих родителей становитсянезависимым и переживает своих родителей. Переход может быть постепенным, но,тем не менее радикальным. Когда индивидуум (или мотив) созревает, его функциональнаясвязь с прошлым рвется. Историческая связь остается. Очевидно, что такая теорияпротивостоит всем концепциям «неизменных энергий». Она отказывается от взглядана энергии взрослых как на инфантильные или архаичные по природе. Мотивациявсегда современна. Жизнь современных Афин – это непрерывное продолжение жизнидревнего города, но эта жизнь (в своем нынешнем движении) ни в каком отношениине зависит от той жизни. Жизнь дерева – это непрерывное продолжение жизнисемени, но семя больше не поддерживает и не питает полностью выросшее дерево.Более ранние цели ведут к более поздним целям, но люди отказываются от первых впользу последних.
Таким образом,функциональная автономия относится к любой приобретенной системе мотивации, вкоторой напряжения носят иной характер, чем предшествовавшие напряжения, изкоторых выросла эта сформировавшаяся система.

Литература
олпорт теориявлечение мотивация
1. Мадди С. Теорииличности. Сравнительный анализ. СПб., «Речь», 2002.
2. Олпорт Г.Личность: проблема науки или искусства?/ Психология личности: тексты. Под ред.Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1982.
3. Олпорт Г.Становление личности. Избранные труды. М., «Смысл», 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.