Реферат по предмету "Психология"


Формы и причины возникновения тревоги

Содержание
Введение
1  Понятие тревожности
2  Классификация видов тревожности
3  Формы тревожности
4  Стадии развития тревоги
5  Экзистенциальная тревога
6  Особенности тревожных личностей
7  Причины возникновения тревоги
Вывод
Список литературы

Введение
 
Эмоции ичувства представляют собой отражение реальной действительности в формепереживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения,стрессы, страсти и д. р. ) образуют в совокупности эмоциональную сферучеловека.
Выделяюттакие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. Поклассификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные ипроизводные.
Изсоединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональноесостояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, ивину, и интерес-возбуждение.

1 Понятиетревожности
 
Впсихологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследованийсходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – какситуативное явление и как личностную характеристику.
А.М.Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоциональногодискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство,черту личности или темперамента.[2]
В.В.Суворова определяет тревожность, как психическое состояние внутреннегобеспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметнойи зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в контекстеиндивидуального опыта. Она относит тревожность к отрицательному комплексуэмоций, в которых доминирует физиологический аспект.[1]
Поопределению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно- или ситуативно-проявляемоесвойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытыватьстрах и тревогу в специфических социальных ситуациях».[1]
Карен Хорнитревожность является неотъемлемым компонентом психики. Она считала, чтотревожность формируется в самых ранних отношениях с родителями. В случае, еслиродители недостаточно внимательны к ребёнку, проявляют к нему недостаточнолюбви и заботы, у ребёнка возникает враждебное отношение к ним. Это отношениеребенок вынужден вытеснять, так как он зависим от них. Позже эти подавленныечувства негодования и враждебности распространяются на отношения с другимилюдьми.
Также Хорнивыделяла в своей концепции «базальную тревогу»- это интенсивное ивсепроникающее ощущение отсутствия безопасности.
Рассмотрениетревожности как предмета психологического исследования берет начало впсихоанализе Зигмунда Фрейда. Изначально он предположил что тревога являетсяследствием неадекватной разрядки энергии либидо. Позже Фрейд пересмотрел этопредположение и пришел к выводу, что тревога является функцией Эго и назначениееё состоит в том, чтобы предупреждать индивидуум о надвигающейся угрозе,которую надо встретить или избежать.[8]
В своихработах Вильгельм Райх расширил психодинамическую теорию Фрейда, включив в нее,помимо либидо, все основные биологические и психологические процессы. Райхрассматривал удовольствия, как свободное движение энергии из сердцевиныорганизма к периферии и во внешний мир. Тревожность же понималась им, какпрепятствие контакта этой энергии с внешним миром, возвращение ее внутрь, чтовызывает “мышечные зажимы”, искажает и разрушает естественное чувствование, вчастности сексуальное. Райх внес в описание феноменологии тревожности важныйаспект — ригидность и мышечная зажатость, отказ от выполнения действия путемблокады телесных органов.[8]
Центральнаякатегория теории Адлера — комплекс неполноценности – также вбирает в себятревожность. Тревожность возникает в связи с необходимостью восстановитьутраченное социальное чувство (чувство единства с социумом), когда социальноеокружение ставит перед индивидом задачи. Даже в том случае, если задача оченьпроста она воспринимается им как проверка полноценности, что приводит кчрезмерному эмоциональному реагированию на нее, излишнему напряжению при еёрешении.[8]
Все авторырассматривают тревожность по-разному, но можно придти к общему выводу, чтотревожность- это состояние опасения, беспокойства, испытываемое человеком вусловиях ожидания неприятностей. Обычно тревожность ведет к возникновениюзащитных реакций.
2 Классификация видов тревожности
Ч.Спилбергер выделяет два вида тревожности:
— первая изних – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторойконкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данноесостояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностейи жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, нои играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующиммеханизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решениювозникающих проблем.
Ненормальнымявляется скорее снижение ситуативной тревожности, когда
человекперед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность ибезответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненнойпозиции, недостаточной сформулированности самосознания.
— второйвид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться какличностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревогив самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективнок этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха,неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие какнеблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постояннонаходится в настороженном и подавленном настроении, у
негозатруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающийи враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированиюзаниженной самооценки и мрачного пессимизма.[5]
А.М.Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:
-спроцессом обучения – учебная тревожность;
-спредставлениями о себе – самооценочная тревожность;
-с общением– межличностная тревожность.[7]
ЗигмундФрейд говорил о наличии двух видов тревоги первичной и сигнальной. Каждый изэтих видов есть ответ Эго на возрастание инстинктивного или эмоциональногонапряжения.
При этомсигнальная тревога есть сторожевой механизм, предупреждающий ЭГО онадвигающейся угрозе его равновесию. Первичная тревога – предупреждает эмоцию,сопровождающую распад Эго. Функция сигнальной тревоги — не допустить первичнуютревогу, давая возможность Эго принять меры предосторожности (защиты), поэтомуеё можно рассматривать как направленную вовнутрь форму бдительности.
Фрейдвыделял следующие типы тревоги.
1.Реалистическая — является ответом на объективную внешнюю угрозу, при чрезмерномпроявлении такая тревожность ослабляет способность индивида эффективносправиться с источником опасности. Переходя во внутренний план в процессеформирования личности, она служит основой для двух типов тревожности, которыеразличаются по характеру осознания.
2.Невротическая тревога обусловлена боязнью оказаться неспособным контролироватьсвои внутренние побуждения, и является видоизмененной формой реалистическойтревожности, когда страх перед внешним наказанием не обусловлен объективнойситуацией. Говоря языком психоанализа, это эмоциональный ответ на угрозу, чтонеприемлемые импульсы со стороны ИД станут осознанными.
3.Моральная тревога возникает, когда безнравственные побуждения блокируютсявоспринятыми индивидом социальными и культурными нормами. Факт возникновениятаких побуждений вызывает самообвинение (чувства стыда и вины, вплоть доненависти к себе).
К числу другихвидов тревоги, описанных в психоанализе относятся:
а)кастрационная тревога, вызываемая реальными или воображаемыми угрозами поотношению к сексуальной функции;
б)сепарационная тревога, вызываемая угрозой разлучения с объектами, ощущаемымикак необходимые для выживания;
в)депрессивная тревога, спровоцированная страхом собственной враждебности к“хорошим объектам”;
г)параноидная тревога (преследования), в основе которой лежит страх переднападением со стороны “плохих объектов”;
д)объективная тревога, при которой страх вызывается реальной внешней угрозой;
е)невротическая тревога — термин, охватывающий все перечисленные выше видытревоги, за исключением объективной, т.е. а) и б) по контрасту с в) и г),которые охватываются случаем ж);
ж)психотическая тревога, которая иногда относится к угрозам собственнойидентичности.[8]
3 Формы тревожности
Под формойтревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознания,вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения идеятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающих способах еепреодоления и компенсации, а также в отношении человека к этому переживанию.
А.М.Прихожанвыделяет такие формы тревожности:
1. Открытаятревожность — сознательно переживаемая и проявляющаяся в деятельности в видесостояния тревоги. Она может существовать в различных формах, например:
— какострая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность, чаще всегодезорганизующая деятельность человека;
— регулируемая и компенсируемая тревожность, которая может использоваться вкачестве стимула для выполнения соответствующей деятельности, что, впрочем,возможно преимущественно в стабильных, привычных ситуациях;
— культивируемая тревожность, связанная с поиском «вторичных выгод» отсобственной тревожности, что требует определенной личностной зрелости(соответственно, эта форма тревожности появляется только в подростковомвозрасте).
2. Скрытаятревожность — в разной степени несознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерномспокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицанииего, либо косвенным путем через специфические формы поведения (тереблениеволос, расхаживание из стороны в сторону, постукивание по столу и тд.):
— неадекватное спокойствие (реакции по принципу «У меня все в порядке!»,связанные с компенсаторно-защитной попыткой поддержать самооценку; низкаясамооценка в сознание не допускается);
— уход изситуации.
Также можновыделить «замаскированную тревожность». «Масками» тревожности называются такиеформы поведения, которые имеют вид ярко выраженных проявлений личностныхособенностей, порождаемых тревожностью, позволяют человеку вместе с темпереживать ее в смягченном виде и не проявлять вовне. В качестве таких «масок» чаще всегоописываются агрессивность, зависимость, апатия, чрезмерная мечтательность и др.Выделяют агрессивно-тревожный и зависимо-тревожный типы (с разной степеньюосознания тревоги). [7]
4 Стадии развития тревоги
Выделяют 6стадий (уровней) развития тревоги по мере нарастания ее интенсивности.
На первойстадии наименьшую интенсивность тревоги выражает ощущение внутреннейнапряженности, выражающееся в переживаниях напряжения, настороженности,дискомфорта. Оно не несет еще в себе признака угрозы, а служит лишь сигналомприближения более выраженных тревожных явлений.
На второйстадии появляются гиперестезические реакции, которые либо присоединяются кощущению внутреннего напряжения, либо сменяют его. Ранее нейтральные стимулыприобретают значимость, а при усилении — отрицательную эмоциональную окраску.Это недифференцированное реагирование, характеризуемое как раздражительность.
На третьейстадии — собственно тревоги — человек начинает переживать неопределеннуюугрозу, чувство неясной опасности.
Начетвертой стадии при нарастании тревоги появляется страх, когда человекконкретизирует бывшую ранее неопределенной опасность. При этом объекты,связываемые со страхом, не обязательно представляют действительную угрозу.
На пятойстадии у человека возникает ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы.Человек переживает ужас. При этом данное переживание связано не с содержаниемстраха, а лишь с нарастанием тревоги, так как подобное переживание можетвызывать и неопределенная, бессодержательная, но очень сильная тревога.
Наконец, нашестой стадии появляется тревожно-боязливое возбуждение, выражающееся впаническом поиске помощи, в потребности в двигательной разрядке. Дезорганизацияповедения и деятельности на этой стадии достигает максимума.[3]
5 Экзистенциальная тревога
ФилософПауль Тиллих, утверждал, что тревога естьосознание угрозы нашему бытию. Он различал три вида тревоги: тревога судьбы исмерти, тревога пустоты и смыслоутраты и тревога вины и осуждения. Всё этоформы экзистенциальной тревоги потому, что они присущи существованию кактаковому.
УченикТиллиха, Ролло Мэй определял тревогу как «субъективное состояние личности,понимающей, что ее существование может быть разрушено, что она можетпревратиться в ничто».
Человекиспытывает тревогу, когда осознает, что его существование или какие-тоценности, отождествляемые с ним, могут быть уничтожены.
В болеепоздней работе он выдвинул другое определение тревоги — как ощущения угрозы,направленной на важные для человека ценности. Тревога, писал Мэй, это«опасение, вызванное угрозой каким-то ценностям, которые человек считаетважными для своего существования как личности».
Тревогаможет происходить как из осознания возможности нашего небытия, так и из угрозынеким жизненно важным ценностям. Она возникает и тогда, когда мы сталкиваемся спрепятствиями на пути реализации своих планов и возможностей. Это сопротивлениеможет стать причиной застоя и упадка, но оно же может стимулировать изменения ирост.
Мэйговорил, что свобода не может существовать без тревоги, также как и тревога неможет существовать без осознания возможности свободы. Становясь болеесвободным, человек неизбежно испытывает тревогу.
Он выделялдва вида тревоги нормальную и невротическую.
Нормальнаятревога.
Расти ипересматривать свои ценности — значит испытывать нормальную или конструктивнуютревогу.
Мэйопределял нормальную тревогу как «пропорциональную угрозе, не вызывающуюподавления, которой можно конструктивно противостоять на сознательном уровне».
По мерероста и развития индивида от младенчества до старости его ценности меняются, икаждый раз, поднимаясь на новую ступеньку, он испытывает нормальную тревогу.
Нормальнаятревога приходит также в моменты, когда художник, ученый, философ внезапнодостигают озарения, эйфория от которого сопровождается трепетом передоткрывающимися в перспективе изменениями.
Нормальнаятревога, испытываемая в периоды роста или непредсказуемых изменений,свойственна каждому человеку. Она может быть конструктивной, пока остаетсяпропорциональной угрозе. В противном случае тревога превращается в болезненную,невротическую.
Невротическаятревога.
Мэй определялневротическую тревогу как «реакцию, непропорциональную угрозе, вызывающуюподавление и другие формы внутрипсихических конфликтов и управляемуюразнообразными формами блокирования действий и понимания».
Еслинормальная тревога ощущается всегда, когда ценности подвергаются угрозе, тоневротическая тревога посещает нас в том случае, если поставленные под сомнениеценности на деле являются догмами, отказ от которых лишит наше существованиесмысла. Необходимость сознания своей абсолютной правоты ограничивает личностьнастолько, что ее потребности в конечном счете сводятся к регулярномуподтверждению незыблемости существующего порядка. Каков бы ни был этот порядок,он дает нам чувство иллюзорной безопасности, «приобретенной ценой отказа отсвободного познания и нового роста».
Чувствотревоги возрастает, когда человек стоит перед проблемой реализации своихвозможностей. В случае, когда он отрицает сами возможности, когда у него неполучается правильно распознавать нужды близких ему людей или когда он пренебрегаетсвоей зависимостью от окружающего мира, нарастает чувство вины.[6]
Конструктивнаясторона тревоги получила дальнейшее раскрытие в теории экзистенциального выбораСальваторе Мадди.
Маддиотмечает, что выборы, которые человек делает, это, в конечном счете, – выбормежду двумя альтернативами: либо в пользу будущего либо прошлого. В будущемвсегда присутствует неизвестность. Его нельзя предсказать, даже если человекчто-то планирует. Это риск, с которым сопряжено любое действие. И устранитьэтот риск нельзя, как бы человек ни пытался, потому что нельзя предвидетьбудущее.
Выбираябудущее, говорит Мадди, мы выбираем неизвестность. И в этом содержитсянеустранимый корень человеческой тревоги, потому что, выбирая направленность вбудущее, человек тем самым принимает на себя тревогу.
Тревога –это своего рода эмоциональный аккомпанемент неустранимой неопределенностибудущего. Альтернатива, по Мадди, – выбор прошлого, выбор неизменности. Есличеловек выбирает прошлое, возникает другой эмоциональный аккомпанемент: вина заупущенные возможности.
Однако этидва выбора не равноценны с точки зрения личностного развития. Выбор прошлого,что означает уход от осознания, не может привести к успеху, тогда как выборбудущего, выбор неизвестности и тревоги, сопровождающей эту ориентацию, создаетопределенный потенциал и перспективу для развития личности.
6 Особенности тревожных личностей
Специфическаяособенность тревожности как личностного свойства заключается в том, что онаимеет собственную побудительную силу. Возникновение и закрепление тревожностиво многом обусловлено неудовлетворением актуальных потребностей человека,которые приобретают гипертрофированный характер.
Личности,относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своейсамооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагироватьвесьма напряженно, с выраженным состоянием тревожности. Для них характернасклонность в широком диапазоне ситуаций воспринимать любое проявление качествих личности, любую заинтересованность в них как возможную угрозу их престижу,самооценке. Усложненные ситуации они склонны воспринимать как угрожающие,катастрофические. Соответственно восприятию проявляется и сила эмоциональнойреакции. Такие люди вспыльчивы, раздражительны и находятся в постоянной готовностик конфликту и готовности к защите, даже если в этом объективно нет надобности.Для них, как правило, характерна неадекватная реакция на замечания, советы ипросьбы. Особенно велика возможность нервных срывов, аффективных реакций вситуациях, где речь идет об их компетенции в тех или иных вопросах, ихпрестиже, самооценке, их отношении. Излишнее подчеркивание результатов ихдеятельности или способов поведения как в лучшую, так и в худшую сторону,категоричный по отношению к ним тон, или тон, выражающий сомнение, — все этонеизбежно ведет к срывам, конфликтам, к созданию различного родапсихологических барьеров, препятствующих эффективному взаимодействию с такимилюдьми.
К высокотревожным людям опасно предъявлять категорично высокие требования, даже вситуациях, когда объективно они выполнимы для них, неадекватная реакция натакие требования может задержать, а то и вообще отодвинуть на долгое времявыполнение требуемого результата
Поведениеповышенно тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов,имеет следующие особенности:
Высокотревожныеиндивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения онеудаче.
Высокотревожныелюди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условияхдефицита времени, отведенного на решение задачи.
Боязньнеудачи — характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминируетнад стремлением к достижению успеха.
Мотивациядостижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешиваетопасение возможной неудачи.
Длявысокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе,чем о неудаче.
Низкотревожныхлюдей больше стимулирует сообщение о неудаче. Для таких людей характерно ярко выраженное спокойствие. Они невсегда склонны воспринимать угрозу своему престижу, самооценке в самом широкомдиапазоне ситуаций, даже когда она реально существует. Возникновение состояниятревоги у них может наблюдаться лишь в особо важных и личностно значимыхситуациях (экзамен, стрессовые ситуации, реальная угроза семейному положению идр.). В личностном плане такие люди спокойны, считают, что лично у них нетповодов и причин волноваться за свою жизнь, репутацию, поведение идеятельность. Вероятность возникновения конфликтов, срывов, аффективных вспышеккрайне мала.
Личностнаятревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективнобезопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.
Высокийуровень тревожности создает угрозу психическому здоровью личности испособствует развитию предневротических состояний.
Деятельностьчеловека в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, от наличияили отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационнойтревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влияниемскладывающихся обстоятельств.
Впсихологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязанийличности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе. Личностнаятревожность влияет на мотивацию. Кроме того, отмечается обратная связьтревожности с такими особенностями личности, как: социальная активность,принципиальность, добросовестность, стремление к лидерству, решительность,независимость, эмоциональная устойчивость, уверенность, работоспособность,степень невротизма и интровертированности.
Тревожностьв числе некоторых индивидуально-психологических особенностей личности оказываетсущественное влияние на профессиональную направленность. Учащиеся,характеризующиеся высоким уровнем тревожности, избегают ориентации напрофессии, связанные с техникой и знаковыми системами, предпочитая профессиитипа «человек – природа», «человек – художественный образ».
Высокийуровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социальногофункционирования личности. Так, тревожность рассматривается как источникагрессивного поведения. Кроме того, исследования ряда авторов показали, чтотревожность ведет к отсутствию у человека уверенности в своих возможностях вобщении, связана с отрицательным социальным статусом, формирует конфликтныеотношения.
Для каждогочеловека характерен свой оптимальный уровень тревожности, так называемаяполезная тревожность, которая является необходимым условием развития личности.[2][7][4]
7 Причины возникновения тревоги
Причины,вызывающие тревогу и влияющие на изменение ее уровня, многообразны и могутлежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют насубъективные и объективные причины. К субъективным относят причиныинформационного характера, связанные с неверным представлением об исходепредстоящего события, и причины психологического характера, приводящие кзавышению субъективной значимости исхода предстоящего события.
Средиобъективных причин, вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия,предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные снеопределенностью исхода ситуации; утомление; беспокойство по поводу здоровья;нарушения психики; влияние фармакологических средств и других препаратов,которые могут оказывать воздействие на психическое состояние.
Также можновыделить немотивированную тревожность. Она характеризуется беспричинными илиплохо объяснимыми ожиданиями неприятностей, предчувствием беды, возможныхутрат. Психика таких людей постоянно находится в состоянии напряжения.Тревожность оказывает также влияние на эффективность в общении, насоциально-психологические показатели эффективности деятельности руководителя,на взаимоотношения с руководителем, на взаимоотношения с товарищами, порождаяконфликты.
Карен Хорниисточник тревожности видела в отсутствии чувства безопасности в межличностныхотношениях.[8]
Источникомразвития тревожности Гарри Стек Салливен считал социальное окружение, а именнородителей как первых людей, с которыми взаимодействует ребенок. Эмпатия какмеханизм эмоционального заражения сообщает ребенку чувство тревожности, еслиродители часто переживают беспокойство. Та же эмпатия, по Салливану, помогаетребенку понимать эмоциональные состояния родителей, относящиеся кудовлетворению и к обеспечению безопасности, к одобрению и порицанию.
А. И.Захаров считает, что тревога зарождается уже в раннем детском возрасте иотражает «… тревогу, основанную на угрозе потери принадлежности к группе(вначале это мать, затем — другие взрослые и сверстники)».[5]
Причинойтревожности на психологическом уровне может быть неадекватное восприятиесубъектом самого себя. В. А. Пинчук утверждает, что тревожность обусловленаконфликтным строением самооценки, когда одновременно актуализируются двепротивоположные тенденции – потребность оценить себя высоко, с одной стороны, ичувство неуверенности – с другой. То, что эффект неадекватности, являясьвыражением конфликтного строения самооценки, провоцирует развитие неадекватнойтревожности.
Причинойвозникновения тревоги может быть внутренний конфликт, противоречивостьстремлений человека, когда одно его желание противоречит другому, однапотребность мешает другой.[5]
Напсихофизиологическом уровне причины тревожности связывают с особенностямистроения и функционирования центральной нервной системы (ЦНС). Существует точказрения на детерминацию тревожности врожденными психодинамическимиособенностями, особенностями конституции, рассогласованием в деятельностиотделов ЦНС, слабостью или неуравновешенностью нервных процессов, различнымизаболеваниями, например гипертонией, наличием очага патологии в коре головногомозга. Тревожность часто сопровождается физиологическими симптомами, такими,как сердцебиение, учащенное дыхание и т.д. В ряде работ раскрывается связь сэнергетикой организма, активностью биологически активных точек кожи, развитиемпсиховегетативных заболеваний.
Карен Хорнивыделяла четыре основных способа избегания тревоги:
Рационализация– наилучший способ оправдать свое уклонение от ответственности. Он заключаетсяв превращении тревоги в рациональный страх. Вместо того чтобы изменить себя,человек будет продолжать переносить ответственность на внешний мир и такимобразом уходить от сознания собственных мотивов тревоги.
Второйспособ избежать тревоги состоит в отрицании ее существования, то есть в устраненииее из сознания.
Третийспособ избавления от тревоги Хорни связывает с наркотизацией. К ней могутприбегать сознательно, в буквальном смысле, принимая алкоголь или наркотики.Однако имеется множество путей и не столь очевидных. Одним из них являетсяпогружение в социальную деятельность под влиянием страха одиночества.Чрезмерная погруженность в работу, преувеличенная потребность в сне и т.д.
Четвертыйспособ уйти от тревоги наиболее радикален: он заключается в том, чтобы избегатьвсех ситуаций, мыслей и чувств, которые могут ее пробудить. Это может бытьсознательный процесс.[8]

Вывод
Тревожность— постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояниеповышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальныхситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или c повышеннойэмоциональной или физической нагруженностью, порожденной причинами разногохарактера.
Тревоганесет в себе адаптивные функции, предупреждая о внешней или внутреннейопасности, подсказывает организму, что надо принять необходимые меры дляпредупреждения опасности или смягчения её последствий.
Впсихологии большое количество определений этого понятия. Но все же многиепсихологи сходятся на том, что его необходимо рассматривать дифференцированно –как ситуативное явление и как личностную характеристику.
Самаяраспространенная классификация тревожности выделена Ч. Спилбергером:
— ситуативная тревожность;
— личностная тревожность.
Прихожанвыделяет три формы тревожности:
— открытая
— скрытая
— замаскированная
С точкизрения экзистенциального подхода Ролло Мэй определял тревогу как «субъективноесостояние личности, понимающей, что ее существование может быть разрушено, чтоона может превратиться в ничто».
Он выделялдва вида тревоги нормальную и невротическую.
Причины,вызывающие тревогу и влияющие на изменение ее уровня, многообразны и могутлежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют насубъективные и объективные.
Тревожностьоказывает также влияние на эффективность в общении, насоциально-психологические показатели эффективности деятельности. Высокаятревожность порождает конфликты.
Источникомвозникновения тревожности могут быть: отсутствии чувства безопасности вмежличностных отношениях, социальное окружение, неадекватное восприятиесубъектом самого себя, внутренний конфликт и т.д.
Такжеисточником тревожности могут быть психофизиологические причины.
Карен Хорнивыделила четыре способа избегания тревоги.
Существуютметоды борьбы с тревожностью, разнообразные коррекционные программы для детей,но для каждого человека характерен свой оптимальный уровень тревожности, такназываемая полезная тревожность, которая является необходимым условием развитияличности.

Списоклитературы
 
1.  Немов Р.С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед.учеб. Заведений/ – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998.
2.  Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодолениетревожности.//Ж.«Психологическая наука и образование» 1998, №2.
3.  Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги//Психологический журнал. – 1992. — №5. Астапов В.М. Функциональный подход кизучению состояния тревоги// Психологический журнал. – 1992. — №5.
4.  Изард К. Эмоции человека. – СПб., 1999.
5.  Левитов Н.Д. Психологическое состояние беспокойства, тревоги //Вопросы психологии. – 1969.
6.  Мэй Р. Смысл тревоги. М., «Класс», 2001.
7.  Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности надеятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Под ред. В.М.Астапова. – СПб., 2001.
8.  Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.-3-е изд.-СПб.: Питер,2009.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.