Реферат по предмету "Психология"


Формы тревожности

/>/>/>/>/>/>СодержаниеТревожность, как проявление эмоциональной сферы Формы тревожности Данные исследований Педагогические рекомендации Опросник Ж. Тейлора Список литературыТревожность, какпроявление эмоциональной сферы
Эмоции и чувства представляют собой отражение реальнойдействительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств(эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р. ) образуют всовокупности эмоциональную сферу человека.
Выделяют такие видычувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации,предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. Кфундаментальным относят: 1)интерес-волнение, 2)радость, 3)удивление,4)горе-страдание, 5)гнев, 6)отвращение, 7) презрение, 8)страх, 9)стыд, 10)вину.
Остальные – производные.Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональноесостояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, ивину, и интерес-возбуждение.
«Тревожность – этосклонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогомвозникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальныхразличий».
Определенный уровеньтревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельностиличности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательныйуровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человекомсвоего состояния в этом отношении является для него существенным компонентомсамоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности являетсясубъективным проявление неблагополучия личности.
Проявления тревожности вразличных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себятревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь времяот времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.
Ситуативно устойчивыепроявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием учеловека соответствующей личностной черты (так называемая «личностнаятревожность»). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающаяпредрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у неготенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий,отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность,личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов,расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациямиугрозы его престижу, самооценке, самоуважению.
Ситуативно изменчивыепроявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющейтакого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Этосостояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением,беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает какэмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным поинтенсивности и динамичным во времени.
Личности, относимые ккатегории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельностив обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженнымсостоянием тревожности.
Поведение повышеннотревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеетследующие особенности:
1.    Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чемнизкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче.
2.    Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные,работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного нарешение задачи.
3.    Боязнь неудачи — характерная черта высокотревожныхлюдей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.
4.    Мотивация достижения успехов преобладает унизкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.
5.    Для высокотревожных людей большей стимулирующейсилой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.
6.    Низкотревожных людей больше стимулирует сообщениео неудаче.
7.    Личностная тревожность предрасполагает индивида квосприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которыенесут в себе угрозу.
Деятельность человека вконкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, от наличия илиотсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности,возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихсяобстоятельств.
Воздействие сложившейсяситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности еготревожности как личностной тревожности определяют когнитивную оценку имвозникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции(активизация работы автономной нервной системы и усиление состоянияситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обовсем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головногомозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства.
Та же когнитивная оценкаситуации одновременно и автоматически вызывает реакцию организма на угрожающиестимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций,направленных на понижение возникшей ситуационной тревожности. Итог всего этогонепосредственно сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельностьнаходится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое неудалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а такжеадекватной когнитивной оценки ситуации.
Таким образом,деятельность человека в порождающей тревожность ситуации непосредственнозависит от силы ситуационной тревожности, действенности контрмер, предпринятыхдля ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации.
Формы тревожности
Под формой тревожности мы понимаем особое сочетание характерапереживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристикахповедения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийноскладывающих способах ее преодоления и компенсации, а также в отношенииребенка, подростка к этому переживанию.
Изучение форм тревожности проводилось в процессеиндивидуальной и групповой практической психологической работы с детьми иподростками. Известно, что существует 2 категории тревожности: 1. открытая –сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в видесостояния тревоги; 2. скрытая – в разной степени не осознаваемая, проявляющаясялибо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию идаже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способыповедения.
Внутри этих категорий были выявлены и подверглисьспециальному анализу различные формы тревожности. Выделяются три формы открытойтревожности.Острая,  нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность – сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с ней индивид не может. регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой дети самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с имеющейся у них тревожностью. По характеристикам используемых для этих целей способов внутри этой формы выделились две субформы: а) снижение уровня тревожности и б) использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности. Эта форма тревожности  встречается преимущественно в младшем школьном и раннем юношеском возрастах, т.е. в периодах, характеризуемых как стабильные.
Важной характеристикой обеих форм является то, чтотревожность оценивается  детьми как неприятное, тяжелое переживание, откоторого они хотели бы избавится. культивируемая тревожность – в этом случае, в отличие от изложенных выше, тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого. Культивируемая тревожность выступает в нескольких вариантах. Во-первых, она может признаться индивидом как основной регулятор его активности, обеспечивающий его организованность, ответственность. В этом она совпадает с формой 2.б, различия касаются, как отмечалось, лишь оценки этого переживания. Во-вторых, она может выступать как некая мировоззренческая и ценностная установка. В-третьих, она нередко проявляется в поиске определенной «условной выгоде от наличия тревожности и выражается через усиление симптомов. В некоторых случаях у одного испытуемого встречались одновременно два или даже все три варианта.
Как разновидность культивируемой тревожности может бытьрассмотрена форма, которую мы условно назвали «магической». В этом случаеребенок, подросток как бы «заклинает злые силы» с помощью постоянногопроигрывания в уме наиболее тревожащих его событий, постоянных разговоров оних, не освобождаясь, однако, от страха перед ними, а еще более усиливая  егопо механизму «заколдованного психологического круга».
Говоря о формах тревожности, нельзя не коснуться такжепроблемы так называемой «замаскированной» тревожности. «Масками» тревожностиназываются такие формы поведения, которые имеют вид ярко выраженных проявленийличностных особенностей, порождаемых тревожностью, позволяют человеку вместе стем переживать ее в смягченном виде и не проявлять вовне. В качестве таких«масок» чаще всего описываются агрессивность, зависимость, апатия, чрезмернаямечтательность и др. Выделяют агрессивно-тревожный и зависимо-тревожный типы (сразной степенью осознания тревоги). Агрессивно-тревожный тип наиболее частовстречаетсяв дошкольном и подростковом возрастах и при открытых, и при скрытых формахтревожности как в виде прямого выражения агрессивных форм поведения.Тревожно-зависимый тип наиболее часто встречается при открытых формахтревожности, особенно при острой, нерегулируемой и культивируемой формах.
/> 
Данные исследований.
Характерпереживания страхов и тревог выявлялся с помощью экспериментальной беседы.Работа проводилась с каждым испытуемым индивидуально, в ней приняли участиедети в возрасте от 5 до 16 лет.
Таблица № 1содержит данные о симптомах тревожности, полученные в ходе наблюдений. Дляоценки степени выраженности симптома использовалось 10-бальная шкала.Представлены средние показатели по каждой возрастной группе. В выборке в целомнаиболее выраженными оказываются такие признаки, как «легко краснеет(бледнеет)»-п.13, «пот в руках»-п.4 и «дрожат руки»-п.5. таким образом,наиболее частым проявлением тревоги является симптом вегетативного характера итак называемый «симптом беспокойных рук».
Таблица  №1.  Наблюдаемыеформы проявления состояния тревоги в тревогогенных ситуациях у детей разноговозраста.Симптомы тревоги Степень выраженности симптома, балл 6-7 лет 11-12 лет 14-15 лет 16-17 лет
Поведенческие проявления
1. Постоянно крутит что-то в руках, теребит бумагу, одежду, волосы. 5,2 5,4 6,6 5,9 2. Потирает руки, крутит пальцы, теребит кончик носа. 5,5 5,8 6,1 6,3 3. Сосет палец, ручку, волосы, одежду и пр. 6,7 5,3 4,4 4,4 4. Грызет ногти. 2,2 2,0 3,1 1,8 5. Изо всех сил грызет карандаш, ручку. 4,1 4,8 5,2 4,6 6. Напряжен, скован, не может расслабиться. 5,8 5,3 4,7 4,6 7. Повышенная суетливость, много лишних жестов, все время что-то роняет, теряет. 5,8 5,3 5,1 4,3 8. Теряется, когда обращаются внезапно, задают дополнительный вопрос. 2,6 2,9 3,3 3,6 9. Сбивчивая, неровная речь. 2,4 3,2 3,1 2,8 10. Постоянно исправляет ответ, работу, без существенного улучшения ее качества, постоянно извиняется. 3,9 2,2 2,6 2,1 11. Напряженно следит за реакцией педагогов, улавливает малейшие изменения лица и др. 4,6 3,7 2,4 3,4 12. Часто плачет. 3,5 4,2 1,6 0,9
Наблюдаемые физиологические реакции
13. Легко краснеет (бледнеет), лицо покрывается пятнами 6,3 6,4 6,6 5,9 14. В значимых ситуациях сильно потеет. 2,1 2,4 3,0 2,9 15. Сильно дрожит, дрожат руки. 2,6 1,8 2,7 1,8 16. Сильно вздрагивает при неожиданном обращении, неожиданных звуках. 2,9 2,4 3,3 2,0
В таблице № 2представлены данные, характеризующие частоту проявлений тревожности порезультатам бесед и ретроспективных отчетов. Результаты представлены впрцентном отношении к числу испытуемых в возрастной выборке. По данным самоотчетов, различия обнаружены между группой 6-7 летних детей и другимивозрастными группами.
Таблица  № 2.  Формыпроявления тревоги у детей разного возраста.Симптомы тревоги
Степень выраженности симптома, %
Возрастные выборки, лет 6-7 лет 11-12 лет 14-15 лет 16-17 лет
Физиологические симптомы:
1. Учащенное сердцебиение 30 70 80 65 2. Затрудненность дыхания 35 65 55 65 3. «Пустота и холод внутри» 15 75 45 35 4. «Сердце куда-то проваливается», все обрывается 20 65 35 45 5. Соматические жалобы: боль в животе, позывы к мочеиспусканию пульсация в висках, головная боль и т. п. 65 65 25 20 6. Нарушение сна 54 65 70 70 7. Нарушение питания (не может есть или ест очень много) 40 45 35 70
Переживания, чувства
8. Позитивные, мобилизующие 20 65 70 70 9. Ярко выраженная боязнь неудачи, катастрофического провала 30 60 65 65 10. Непереносимость ожидания 75 25 30 25 11. Желание убежать, скрыться, исчезнуть 15 20 30 30 12. Чувство одиночества, покинутости, незащищенности - 35 60 65 13. «Сумбур в голове», «пустая голова», «все сразу забыл» 35 35 60 55 14. Чувство неполноценности 10 25 45 40 15. Ощущение беспомощности - 20 25 30 16. Чувство стыда, вины 15 55 60 45
Педагогические  рекомендации
1.    Чтобы существенно снизить тревожность ребенка, необходимо педагогам иродителям, воспитывающим ребенка, обеспечить реальный успех ребенка вкакой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.). Ребенка нужноменьше ругать и больше хвалить, причем  не сравнивая его с другими, а только сним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня нарисоваллучше чем вчера; быстрее убрал игрушки и т.д.);
2.    Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехиребенка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постояннофиксировать на этом его внимание. Однако, если появился хотя бы малейший успех,обязательно нужно его отметить;
3.    Больше обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и вдетском саду. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт совзрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребенка.
4.    Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для тогочтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждогоребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.
5.    Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить иразвить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровеньпритязаний, чтобы улучшить их положение в системе  межличностных отношений.Также необходимо воспитателю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.
Опросник Ж. Тейлор
(личностная шкала проявления тревожности)
Опросникразработан Ж. Тейлор в 1953 году. Он входит в состав ММРI в качестве дополнительной шкалы. Адаптирован в России Т. А. Немчиным в1966 году.
Цель:выявление уровня  личностной тревожности испытуемого.
Материал:бланк-опросник, содержащий 50 утверждений.
Инструкция.Вам предлагается ответить на опросник, в котором содержатся утверждения, касающиесянекоторых свойств личности. Здесь не может быть хороших и плохих ответов,поэтому свободно выражайте свое мнение, не тратьте время на размышления.Давайте первый пришедший в голову ответ. Если Вы согласны с данным утверждениемпо отношению к Вам, напишите рядом с его номером «Да”, если не согласны –»Нет", если не можете четко определить – «не знаю».
Обработкаданных производится с помощью ключа.
Ключ: утверждения 1 – 37 за  ответ «Да» –1балл, «Нет» – 0 баллов;
             утверждения 38 – 50 за ответ «Нет» – 1балл, «Да» – 0баллов.
Всоответствии с ключом подсчитывается сумма баллов и к ней прибавляется числоответов «Не знаю», деленное на два. Полученный итоговый результат соотноситсяс критериями  оценки.
Критерииоценки:
0 – 5баллов – низкий уровень тревожности;
5 – 15баллов – средний уровень с тенденцией к низкому;
15 – 25баллов средний уровень с тенденцией к высокому;
25 – 40баллов высокий уровень;
40 – 50баллов – очень высокий уровень.
Психологический  портрет  высокотревожных   лиц
Для них характерна склонность в широком диапазоне ситуацийвоспринимать любое проявление качеств их личности, любую заинтересованность вних как возможную угрозу их престижу, самооценке. Усложненные ситуации онисклонны воспринимать как угрожающие, катастрофические. Соответственновосприятию проявляется и сила эмоциональной реакции.
Такие люди вспыльчивы, раздражительны и находятся впостоянной готовности к конфликту и готовности к защите, даже если  в этомобъективно нет надобности. Для них, как правило, характерна неадекватнаяреакция на замечания, советы и просьбы. Особенно велика возможность нервныхсрывов, аффективных реакций в ситуациях, где речь идет об их компетенции в техили иных вопросах, их престиже, самооценке, их отношении. Излишнееподчеркивание результатов их деятельности или способов поведения как в лучшую,так и в худшую сторону, категоричный по отношению к ним тон или тон, выражающийсомнение, — все это неизбежно ведет к срывам, конфликтам, к созданию различногорода психологических барьеров, препятствующих эффективному взаимодействию стакими людьми.
К высоко тревожным людям опасно предъявлять категоричновысокие требования, даже в ситуациях, когда объективно они выполнимы для них,неадекватная реакция на такие требования может задержать, а то и вообщеотодвинуть на долгое время выполнение требуемого результата.
Психологический портрет  низкотревожных  лиц
Характерно ярко выраженное спокойствие. Они не всегдасклонны воспринимать угрозу своему престижу, самооценке в самом широкомдиапазоне ситуаций, даже когда она реально существует. Возникновение состояниятревоги у них может наблюдаться лишь в особо важных и личностно значимых ситуациях(экзамен, стрессовые ситуации, реальная угроза семейному положению и др.).  Вличностном плане такие люди спокойны, считают, что  лично у них нет поводов ипричин волноваться за свою жизнь, репутацию, поведение и деятельность.Вероятность возникновения конфликтов, срывов, аффективных вспышек крайне мала.
Начинать писать заключение лучше с анализа личностнойтревожности, как более устойчивой черты  личности, проанализировав совместныеданные по опросникам Тейлор и Спилбергера. Далее перейти  к анализуситуационной тревожности. После этого дается краткое обобщение. При написании заключенияможно использовать портреты высоко- и низкотревожных  лиц. 
Рекомендательная часть заключения должна содержатьконкретные рекомендации по коррекции выявленного уровня тревожности.
Рекомендации для высокотревожных  людей: полезно сместитьакцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости впостановке задач на содержательное осмысление деятельности, стоит формироватьчувство уверенности в успехе.
Для низкотревожных: требуется пробуждение активности,подчеркивание мотивационных компанентов деятельности, возбуждениезаинтересованности и чувства ответственности в решении тех или иных задач.
Различие между личностной и ситуационной (реактивной)тревожностью было введено Кеттеллом и Шейером.
Под личностной тревожностью понимается относительноустойчивая характеристика, черта, дающая представление о предрасположенностичеловека к проявлению тревожности, т.е. о его склонности или тенденции:
а) воспринимать достаточно широкий круг ситуаций какугрожающий;
б) реагировать на эти ситуации проявлением состояниятревожности различного уровня.
Тревожность как состояние, т.е. ситуационная, характеризуется объективно переживаемым эмоциональным напряжением,беспокойством, озабоченностью, нервозностью, сопровождающимися активациейвегетативной  НС.
Вопросы.
1.       Обычно я работаю с большим напряжением.
2.       Ночью  я засыпаю с трудом.
3.       Для меня неприятны неожиданные изменения в привычной обстановке.
4.       Мне нередко снятся кошмарные сны.
5.       Мне трудно сосредоточится на каком-либо задании или работе.
6.       У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
7.       Я хотел бы быть таким же счастливым, как, на мой взгляд, счастливыдругие.
8.       Безусловно, мне не хватает уверенности в себе.
9.       Моё здоровье сильно беспокоит меня.
10.    По временам ячувствую себя совершенно бесполезным.
11.    Я часто плачу, уменя «глаза на мокром месте».
12.    Я замечаю, чтомои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь сделать что-либо трудное или опасное.
13.    Временами, когдая нахожусь в замешательстве, у меня появляется потливость и это чрезвычайнобеспокоит и смущает меня.
14.    Я часто ловлюсебя на том, что меня что-то беспокоит и тревожит.
15.    Нередко я думаюо таких вещах, о которых не хотелось бы говорить.
16.    Даже в холодныедни я легко потею.
17.    У меня бываютпериоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
18.    Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением.
19.    Я гораздочувствительнее, чем большинство людей.
20.    Я легко прихожув замешательство.
21.    Моё положениесреди окружающих сильно беспокоит меня.
22.    Мне очень труднососредоточиться на чем-либо.
23.    Почти все времяя испытываю тревогу из-за кого-нибудь или из-за чего-нибудь.
24.    Временами ястановлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.
25.    Мне приходилосьиспытывать страх даже в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничего не угрожает.
26.    Я склоненпринимать все слишком всерьез.
27.    Мне кажетсяпорой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.
28.    Порой мнекажется, что я ни на что не годен.
29.    Я почти всевремя чувствую неуверенность в своих силах.
30.    Меня весьматревожат возможные неудачи.
31.    Ожидание всегданервирует меня.
32.    Бывали периоды,когда тревога лишала меня сна.
33.    Иногда ярасстраиваюсь из-за пустяков.
34.    Я человек легковозбудимый.
35.    Я часто боюсь,что вот-вот покраснею.
36.    У меня нехватает духа вынести все предстоящие трудности.
37.    Порой мнекажется, что моя нервная система расшатана и я вот-вот выйду из строя.
38.    Обычно мои ногии руки достаточно теплые.
39.    У меня обычноровное и хорошее настроение.
40.    Я почти всегдачувствую себя вполне счастливым.
41.    Когда нужночего-либо долго ждать, я могу делать это спокойно.
42.    У меня редкобывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей.
43.    У меня бываетсердцебиение при ожидании чего-либо нового или трудного.
44.    Мои нервырасстроены не больше, чем у других людей.
45.    Я уверен в себе.
46.    По сравнению смоими друзьями я считаю себя вполне смелым.
47.    Я застенчив неболее, чем другие.
48.    Обычно я спокоени вывести меня из себя нелегко.
49.    Практически яникогда не краснею.
50.    Я могу спокойноспать после любых неприятностей.
Список литературы


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.