Реферат по предмету "Психология"


Физиологические основы поведения человека

Физиологическиеосновы поведения человека

Содержание
Введение
1. Сенсорные системы
1.1 Сенсорные системы, ихроль и место в организации поведения человека
1.2 Строение сенсорныхсистем
1.3 Характеристикасенсорных систем
1.4 Свойства сенсорныхсистем, регуляция их деятельности
2. Эмоции – элемент жизничеловека
2.1 Значение эмоций вжизни, их роль в организации поведения человека
2.2 Определение понятия,функции эмоций
2.3 Физиологическиемеханизмы эмоций
2.4 Эмоциональный стресс.Стадии стресса. Особенности эмоционального стресса в современном обществе.Некоторые механизмы уклонения от стресса
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
В наш век информационныхтехнологий, постоянного движения и взаимодействия изучение и понимание механизмовповедения человека является насущной необходимостью для каждого индивидуума,особенно же актуальным этот вопрос был и остается в сфере делового общения.
Большой вкладв понимание того, как связана работа мозга и организма человека спсихологическими явлениями и поведением, внес И.М. Сеченов. Позднее егоидеи развил в своей теории физиологических коррелятов психических явлений И.П. Павлов,открывший явление условнорефлекторного научения. В наши дни его идеи послужилиоснованием для создания новых, более современных психофизиологических теорий,объясняющих научение и поведение в целом (Н.А. Бернштейн, К. Халл, П.К. Анохин),а также механизмы условнорефлекторного приобретения опыта (Е.Н. Соколов).
По мысли И.М. Сеченова,психические явления входят как обязательный компонент в любой поведенческий акти сами представляют собой своеобразные сложные рефлексы. Психическое, считалСеченов, столь же объяснимо естественнонаучным путем, как и физиологическое,так как оно имеет ту же самую рефлекторную природу.
Изучениеоснов поведения человека находится на стыке физиологии и психологии, т.к.оперирует понятиями как той, так и другой дисциплины.

1. Сенсорные системы организма человека
 
1.1Сенсорные системы, их роль и место в организации поведения человека
Организм какединое целое может существовать только при условии, когда составляющие егоорганы и ткани функционируют с такой интенсивностью и в таком объеме, которыеобеспечивают адекватное уравновешивание со средой обитания. По словам И.П. Павлова,живой организм – сложная обособленная система, внутренние силы которойпостоянно уравновешиваются с внешними силами окружающей среды. В основеуравновешивания лежат процессы регуляции, управления физиологическимифункциями. [4, с. 78]
Одним из «организационных подразделений», обеспечивающихосуществление процессов регуляции, являются сенсорные системы, или анализаторы.
Сенсорная система (анализатор, по И.П. Павлову) – частьнервной системы, состоящая из воспринимающих элементов – рецепторов – получающихстимулы из внешней или внутренней среды, нервных путей, передающих информациюот рецепторов в мозг, и тех частей мозга, которые перерабатывают этуинформацию. Таким образом, сенсорная система вводит информацию в мозг ианализирует ее. Работа любой сенсорной системы начинается с восприятиярецепторами внешней для мозга физической или химической энергии, трансформацииее в нервные сигналы и передачи их в мозг через цепи нейронов. Процесс передачисенсорных сигналов сопровождается многократным их преобразованием и перекодированиеми завершается высшим анализом и синтезом (опознанием образа), после чегоформируется ответная реакция организма.
Информация, поступающая в мозг, необходима для простых и сложныхрефлекторных актов вплоть до психической деятельности человека. И.М. Сеченовписал, что «психический акт не может явиться в сознании без внешнегочувственного возбуждения». [4, с. 216]
 
1.2Строение сенсорных систем
И.П. Павлов считал анализатором совокупность рецепторов (периферическийотдел анализатора), путей проведения возбуждения (проводниковый отдел),а также нейронов, анализирующих раздражитель в коре мозга (центральныйотдел анализатора).[4, с. 217]
Основными общими принципами построения сенсорных систем высшихпозвоночных животных и человека являются следующие:
1) многослойность, т.е. наличие нескольких слоев нервных клеток,первый из которых связан с рецепторами, а последний – с нейронами моторныхобластей коры большого мозга. Это свойство дает возможность специализироватьнейронные слои на переработке разных видов сенсорной информации, что позволяеторганизму быстро реагировать на простые сигналы, анализируемые уже на первыхуровнях сенсорной системы. Создаются также условия для избирательногорегулирования свойств нейронных слоев путем восходящих влияний из других отделовмозга;
2) многоканальность сенсорной системы, т.е. наличие в каждом слоемножества (от десятков тысяч до миллионов) нервных клеток, связанных смножеством клеток следующего слоя. Наличие множества таких параллельных каналовобработки и передачи информации обеспечивает сенсорной системе точность идетальность анализа сигналов и большую надежность;
3) разное число элементов в соседних слоях, что формирует«сенсорные воронки». Физиологический смысл «суживающейся воронки» заключается вуменьшении избыточности информации, а «расширяющейся» – в обеспечении дробногои сложного анализа разных признаков сигнала; дифференциация сенсорной системыпо вертикали и по горизонтали. Дифференциация по вертикали заключается вобразовании отделов, каждый из которых состоит из нескольких нейронных слоев.Каждый отдел осуществляет определенную функцию. Дифференциация по горизонтали заключаетсяв различных свойствах рецепторов, нейронов и связей между ними в пределахкаждого из слоев. [4, с. 217–218]
Согласно И.П. Павловукаждый анализатор, или сенсорная система, состоит из воспринимающего органа – рецептора, проводящих нервных путей и центрального отдела, находящегося в коре большихполушарий мозга. Нервные импульсы, возникающие в рецепторе под влияниемраздражения, передаются по нервному проводнику, состоящему из нескольких нейронов,в кору больших полушарий. Первичный анализ возможен уже в самом рецепторе или водном из нейронов (например, в промежуточном мозге), Высший анализ происходит вкорковом отделе сенсорных систем.
Разделяютдве категории рецепторов: внутренние и внешние. Внутренние рецепторы(интерорецепторы) воспринимают раздражение от внутренних органов, мышц. Онирасположены в глубине тела.
Внешниерецепторы (экстерорецепторы) воспринимают раздражение из внешней среды. Онисигнализируют о свойствах предметов, их удаленности ивоздействиях на организм внешних факторов. [5, с. 54–55]
1.3 Характеристикасенсорных систем
Для каждойсенсорной системы присущи определенные параметры, соответственно которым ееможно охарактеризовать определенным образом.
1. Модальность,качество, специфические сенсорные стимулы.
Модальность –совокупность сходных сенсорных впечатлений, обеспечиваемых определенныморганом. В число модальностей входят «пять чувств»: зрение, слух, обоняние,вкус, осязание. Однако сюда легко доюавить и другие модальности. Так, например,кожа воспринимает не только прикосновение, но и холод и тепло, вибрацию и боль.Кроме того, есть модальности, порождаемые внешней средой (см. выше), имодальности, обеспечиваемые сенсорными системами внутри тела и отражающие егособственное состояние (чувство равновесия, чувство мышечной нагрузки,представление относительного положения частей тела и пр.). Т.о., числомодальностей значительно больше пяти.
Внутри каждойотдельной модальности можно провести дальнейшее разделение в соответствии свидом сенсорного впечатления, или его качеством. Так, например, модальность«зрение» может быть охарактеризована качествами: светлота, краснота, зелень исинева. Соответственно может быть охарактеризована каждая модальность.
Сенсорноевпечатление определенного качества возбуждается тогда, когда на данныйсенсорный орган воздействует соответствующий фактор среды. Факторы, которыевозбуждают сенсорные впечатления определенного качества, называютсяспецифическими сенсорными стимулами.
2.Количество, порог.
Интенсивностьсенсорного впечатления можно назвать его количеством. Количественнаяхарактеристика сенсорного впечатления соответствует силе стимула.
Самый малый сигнал,который едва способен вызвать реакцию, называется пороговым стимулом, илипорогом восприятия.
3. Сенсорноевосприятие, впечатление.
Терминсенсорное восприятие применяется для обозначения простейших единиц, элементовсенсорного опыта. Так, например, воспринимаемы цвет «синий» или вкус «сладкий» будутсенсорными впечатлениями. Комбинации сенсорных впечатлений такого рода называютощущением. Как правило, чистое ощущение сопровождается некоторой интерпретацией,и результат называется восприятием. [3, с. 8–12]

1.4Свойства сенсорных систем, регуляция их деятельности
 
Свойствасенсорных систем.
1.Одним из важных свойств сенсорной системы является сенсорная адаптация – общее свойство сенсорных систем,заключающееся в приспособлении к длительно действующему (фоновому) раздражителю. Приспособительный процессможет проявляться как в повышении, так и в понижении возбудимости.
Адаптационные процессы начинаются на уровне рецепторов, охватываяи все нейронные уровни сенсорной системы. Возникновение адаптации связывают с тем, что припродолжительном действии раздражителя снижается величина рецепторногопотенциала и частота импульсов, проходящих по афферентным нервам. Поэтомураздражения прежней силы оказываются недостаточными, чтобы вызвать ту же самуюинтенсивность нервного процесса.
Различныерецепторы обладают неодинаковой способностью к адаптации. [4, с. 218, 5, с. 55]
2.Сенсорным системам также присуще явление иррадиации. При наличиииррадиации восприятие предметов может быть нечетким (неконтрастным),расплывчатым.
3.Индукция характеризуется тем, что возбуждение одних нервных клеток вызываетторможение других нервных клеток. Этот вид индукции называется одновременнойиндукцией. Другая разновидность – последовательная индукция. В этом случаеторможение возникает в тех же нервных клетках после прекращения возбуждения.Индукция, например, проявляется при явлении контраста. Так, черный цветощущается сильнее после белого, горячая вода – после холодной.
4.Явление последействия. Благодаря последействию при высокой частоте прерывистыхраздражений они могут восприниматься слитно. На следовых процессах основанокино. В этом случае отдельные кадры киноленты воспринимаются как непрерывноедействие. [5,с. 55–56]
Регуляциядеятельности сенсорных систем.
Взаимодействие сенсорных систем осуществляется на спинальном,ретикулярном, таламическом и корковом уровнях. В коре большого мозга происходитинтеграция сигналов высшего порядка. В результате образования множественныхсвязей с другими сенсорными и неспецифическими системами многие корковыенейроны приобретают способность отвечать на сложные комбинации сигналов разноймодальности. Это особенно свойственно нервным клеткам ассоциативных областейкоры больших полушарий, обладающих высокой пластичностью, что обеспечиваетперестройку их свойств в процессе непрерывного обучения опознанию новыхраздражителей. Межсенсорное (кроссмодальное) взаимодействие на корковом уровнесоздает условия для формирования «схемы (или карты) мира» и непрерывнойкоординации с ней собственной «схемы тела». [4, с. 218–219]

2. Эмоции– элемент жизни человека
 
2.1Значение эмоций в жизни, их роль в организации поведения человека
 
Вжизни человека практически нельзя выделить ни одного состояния, которое бы непереживалось субъективно.
Эмоциипронизывают всю жизнь человека – от инстинктивных порывов до высших формсоциальной деятельности. Гаммы ощущений сопровождают многочисленные потребностиживых существ и разные формы их удовлетворения, практически все поведение. Всепоступки человека связаны с ощущениями самого себя и своего отношения кокружающему миру. Эмоции позволяют оценивать свое состояние и воздействиефакторов окружающей среды, а так же предвидеть эти воздействия. Общееблагосостояние человека и различные недомогания также тесно связаны схарактерными эмоциональными ощущениями.
Эмоциональныйстатус влияет на направленность действия человека в определенный момент,принятие решений. Крайней степенью проявления эмоций и влияния на поведениеявляется эмоциональный аффект.
2.2Определение понятия, функции эмоций
Эмоция – особая форма психического отражения, которая в форменепосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное кним отношение. [6, с. 98]
Функцииэмоций
1.Отражательная функция: выражается в обобщенной оценки событий. Эмоцияохватывает весь организм и производит почти мгновенную интеграцию, обобщениевсех видов деятельности, что позволяет определить полезность и вредностьвоздействующих на него факторов и реагировать прежде, чем будет определеналокализация вредного воздействия. Эмоциональные оценочные способности человекаформируются не только на основе опыта его индивидуальных переживаний, но и врезультате эмоциональных сопереживаний.
2.Побуждающая функция: согласно Оксфордскому словарю слово «эмоция» произошло отфранцузского глагола «mouvoir», означающего «приводить в движение». Его началиупотреблять в 17 веке, говоря о чувствах, в отличие от мыслей. Эмоция выявляетзону поиска, где будет найдено решение задачи, удовлетворение потребности. В.К. Вилюнасвыделял две формы эмоционального переживания: ведущее – направленное на предмет– цель поведение, удовлетворяющего потребность, индуцирует само адаптивноеповедение; и ситуативное, возникающие в результате оценок результатов отдельныхэтапов поведения, также побуждает субъект действовать в прежнем направлении илименять тактику поведения.
3.Регулирующая функция: в результате неуспеха происходит изменения тактикиповедения.
4.Подкрепляющая функция: эмоции принимают непосредственное участие в процессахобучения и памяти. Достижение определенной цели согласующегося судовлетворением доминирующей потребности сопровождается формированиемположительных эмоций, следовательно, данный поведенческий акт будет закреплен впамяти, и для удовлетворения этой же потребности кванты поведения буду извлекатьсяиз памяти в будущем.
5.Переключательная функция эмоций: особенно ярко обнаруживается при конкуренциимотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Исходзависит от силы побуждений, от личностных установок.
6.Коммуникативная функция эмоций: мимические и пантомимические движения позволяютчеловеку передавать свои переживания другим людям. Мимика, жесты, позы,выразительные вздохи, изменение интонации – является «языком человеческихчувств». [8, с. 287]
 
2.3Физиологические механизмы эмоций
1. Физиологическое выражение эмоций
Эмоциивыражаются в уровне тонического напряжения мышц. В клинике мышечный тонус частоиспользуется как мера аффекта. Многие рассматривают мышечный тонус какпоказатель отрицательного эмоционального состояния, состояния тревоги(напряжение мышц плечевого пояса). Лица, страдающие от различных конфликтов и,особенно, с невротическими отклонениями, характеризуются большей скованностьюдвижений. Мальмо показал, что мышечная напряженность у психических больных выше,чем у здоровых лиц. Многие психотерапевтические приемы связаны со снятием этойнапряженности: психотерапевтическая десенсибилизация и аутогенная тренировка.
Однимиз наиболее чувствительных индикаторов изменения эмоционального состояниячеловека является его голос. По мере возрастания эмоционального напряженияширина частотного спектра произносимых слов и звуков расширяется и сдвигается вобласть более высокочастотных составляющих. Для отрицательных эмоцийспектральная энергия имеет тенденцию концентрироваться в более низкочастотнойчасти, а для положительных эмоций – в его высокочастотной зоне.
Важнымкомпонентом эмоций являются изменения активности вегетативной нервной системы:изменения сопротивления кожи (кожно-гальваническая реакция, или рефлекс), ЧСС,артериальное давление, диаметр просвета сосудов, гормональный и химическийсостав крови и другие реакции. Известно, что во время повышенной тревогиколичество адреналина в крови увеличивается, повышается артериальное давление,увеличивается диаметр зрачков, ЧСС. [2, с. 132]
2. Нейроанатомияэмоций
В1937 году Пейпец выдвинул гипотезу о том, что различные структуры мозгаобразуют функциональный синцитий для формирования эмоций. Эта система – замкнутаяцепь: гипоталамус – передневентральное ядро таламуса, поясная извилина – гиппокамп– мамиллярные ядра гипоталамуса. Мак-Лин в 1952 году предложил назвать этиобразования лимибической системой (от limbus – край, так как поясная извилинаокаймляет основание переднего мозга). Источником возбуждения является гипоталамус.Сигналы от него следуют в средний мозг и нижележащие отделы для инициациивегетативных и психомоторных реакций. Одновременно сигналы посылаются вталамус, далее к поясной извилине. Поясная извилина по Пейпицу являетсясубстратом осознанных эмоций. Далее сигналы через гиппокамп возвращаются вгипоталамус. Другие структуры мозга, как известно, так же участвуют вформировании эмоций: миндалина, лобная и височная кора. Миндалина взвешиваетконкурирующие потребности, порожденные конкурирующими потребностями, и темсамым определяет выбор поведения. По данным других авторов миндалина так жеосуществляет выбор доминирующей потребности из множества субдоминантных. Ввисочной коре располагаются нейроны детекторы, настроенные на выделениеэмоциональных выражений лиц, от них информация поступает к миндалине (далее кгипоталамусу) и формируется соответствующее эмоциональное поведение.
Поражениелобной коры приводит к глубоким нарушениям эмоциональной сферы. [7, с. 613–615;6, с. 78]
3. Нейробиохимияэмоций
Модальностьэмоций определяется взаимоотношением норадренергической, дофаминергической,серотонинергической, холинергической систем и целым рядом нейропептидов. Сростом серотонина в мозге настроение у человека поднимается, а его истощениевызывает состояние депрессии. Известно, что дефицит норадреналина проявляется депрессиейтоски, а недостаток серотонина – депрессией тревоги.
Также известно, что триггерный механизм агрессии – холинергический, а заэффекторные проявления агрессии ответственен норадреналин. Повышениеагрессивности связано с ростом норадреналина и снижением тормозной функциисеротонинергической системы. [7, с. 613–615]
 
2.4Эмоциональный стресс. Стадии стресса. Механизмы уклонения от стресса. Некоторыеособенности эмоционального стресса в современном обществе
Спозиций теории функциональных систем, эмоциональная окраска поведенческого актаопределяется отношением субъекта к доминирующей потребности и достигнутомурезультату. В случае достижения потребного приспособительного результатавозникает эмоция положительного качества. В случае отсутствия достиженияприспособительного результата, на основе ориентировочно-исследовательскойреакции нарастает общая отрицательная эмоция неудовлетворенности, котораяпозволяет субъекту преодолевать препятствия или строить другие формырезультативной деятельности. При длительном отсутствии возможности достиженияпотребного результата возникает эмоциональный стресс. [7, с. 611]
Эмоциональныйстресс запускается стресс-факторами. К ним относятся воздействия, ситуации, которыемозг оценивает как негативные, если нет возможности от них защищаться,избавляться. Таким образом, причиной эмоционального стресса является отношениек соответствующему воздействию. Характер реакции поэтому зависит от личностногоотношения человека к ситуации, воздействию и, следовательно, от еготипологических, индивидуальных особенностей, особенностей осознаниясоциально-значимых сигналов или комплексов сигналов.
Всилу социальных мотивов поведения у современного человека большоераспространение получили так называемые эмоциональные стрессы напряжения,вызываемые психогенными факторами, такими, как конфликтные отношения междулюдьми (в коллективе, на улице, в семье).
Г. Сельев свое время разработал теорию стресса, согласно которой при реализации стрессаорганизм проходит ряд последовательных стадий.
1.Стадия тревоги.
Приосуществлении стресса через систему посредников активируется гипофиз, которыйвыбрасывает гормон АКТГ – активатор надпочечников. Одновременно повышаетсяактивность симпатической нервной системы, ведущая к усилению работы сердца,повышению уровня артериального давления, увеличению свертываемости крови и т.д.В конечном итоге и гормоны, и нервная система постепенно поднимаютработоспособность человека. Эту начальную стадию стресса называют «тревогой»,так как она мобилизует организм на действие против стрессора, – это стадияперестройки. Она характеризуется эмоциональным возбуждением, когда различныемеханизмы организма начинают работать с большим напряжением, причемвзаимодействие между ними часто нарушается, что может привести к временномуснижению работоспособности. Кроме того, в случае патологии или функциональныхнарушений в какой-либо системе органов соответствующая часть организма может невыдержать (например, при увеличении артериального давления может лопнутькровеносный сосуд, если его стенки поражены склеротическими изменениями).
2.Стадия устойчивости.
Навторой стадии – «устойчивости» – секреция гормонов стабилизируется, активациясимпатической системы сохраняется на высоком уровне. Это позволяет справиться снеблагоприятным воздействием и поддерживать высокую умственную и физическуюработоспособность.
Обепервые стадии стресса объединяют в единое целое – эустресс. Это адаптивная,физиологически нормальная часть стресса. Эустресс повышает возможностичеловека.
3.Стадия истощения.
Однакоесли стрессовая ситуация длится очень долго или стрессовый фактор оказалсяочень мощным, то адаптивные механизмы организма оказываются исчерпанными. Этотретья стадия – «истощения», когда снижается работоспособность, падаетиммунитет, образуются язвы желудка и кишечника. Третья стадия стресса являетсяпатологической, ее обозначают как дистресс. Это фактически дезаптацияорганизма. Чаще всего развитие негативных последствий определяется возникающимив ответ на стрессовую ситуацию отрицательными эмоциональными реакциями.Негативные эмоции в свою очередь усиливают протекание стресса, поэтому для этойстадии характерно состояние психической дезаптации.
Длясовременного человека важнейшими стрессовыми факторами являются эмоциональные.Мозг постоянно перевозбуждается, и напряжение накапливается. Если человеквыполняет тонкую работу или занимается умственным трудом, стресс эмоциональный,особенно длительный, может дезорганизовать его деятельность. Это означает, чтостресс, точнее эустресс, теряет свое адаптивное значение и становится в рядеслучаев даже вредным для человека, его деятельности. Поэтому эмоции становятсяочень важным фактором здоровых условий жизни человека.
Уменьшитьстресс или его нежелательные последствия могла бы двигательная активность,которая оптимизирует взаимоотношения между различными вегетативными системами, иявляется адекватным «приложением» стрессовых механизмов.
Всилу системной организации человеческого организма движение тесно сопряжено сдеятельностью внутренних органов. Это сопряжение в значительной степениопосредовано через мозг. Поэтому исключение такого естественного биологическогокомпонента, как движение, заметно сказывается на состоянии нервной системы – нарушаетсянормальное течение процессов возбуждения и торможения, и возбуждение начинаетпреобладать. Поскольку во время эмоционального напряжения возбуждение в ЦНСдостигает большой силы и не находит «выхода» в движении, оно дезорганизуетнормальную работу мозга и течение психических процессов. Кроме того, появляетсяизбыточное количество гормонов, которые вызывают сдвиги обмена веществ,целесообразные только при высоком уровне двигательной активности.
Другимспособом защиты от негативных последствий стресса является изменение отношенияк ситуации. Главное здесь – понижение значимости стрессового события в глазахчеловека. По сути дела этот способ позволяет создать новый доминантный очагвозбуждения в мозгу, который затормозит стрессовый.
Особуюразновидность эмоционального стресса в современном обществе представляетинформационный стресс. Научно-технический прогресс оказывает мощноевоздействие, которое превосходит любое другое влияние окружающей среды. Количествоинформации, накопленной человечеством, каждое десятилетие примерно удваивается,что означает необходимость усвоения каждому очередному поколению значительнобольшего объема информации, чем предыдущему. При этом время для усвоенияинформации остается прежним, что провоцирует сильное нервно-психическоенапряжение – информационный стресс. Иными словами, нежелательное напряжениевозникает при несоответствии скорости поступления информации в мозгбиологическим и социальным возможностям человека. [1, с. 312–314]

Заключение
Поведениечеловека является сложной функцией, оно регулируется как волевыми механизмами,так и механизмами, от воли человека не зависящими.
Психофизиологическимпроявлением взаимодействия человека с внешней средой являются эмоции,биологическим субстратом которых является лимбическая система и индуцируемые нейрогуморальныеи биохимические реакции в организме. Первичная информация о состоянии внешнейсреды воспринимается и обрабатывается сенсорными системами, или анализаторами.Результатом обработки полученной информации является впечатление и восприятие,и, как следствие, эмоция.
Положительнаяроль эмоций заключается в возможности оценки достигнутого результата и, принеобходимости, реакции перестройки деятельности, отрицательная – в возможностивозникновения длительной эмоциональной напряженности, т.е. эмоциональногостресса, который может иметь негативные соматические последствия, если неприменять механизмы борьбы со стрессом.

Списокиспользованной литературы
1. Вайенр Э.Н. Валеология:Учебник для ВУЗов. М.: Издательство «Флинта» 2002 – 416 с.
2. Данилова Н.Н. Физиологиявысшей нервной деятельности – М., 1997. – 432 с.
3. Основы сенсорнойфизиологии. Пер. с англ. Под ред. Р. Шмидта. – М.: Мир, 1984 – 287 с.,ил.
4. Покровский В.М., Коротько Г.Ф.,Авдеев С.Н. и др. Физиология человека: Учебник для медицинских вузов. М.:Медицина, 2003 – 656 с.
5. Серопегин И.М., Волков В.М,Синайский М.М. Физиология человека. М.: Физкультура и спорт, 1979 –287 с., ил.
6. Симонов П.В. Лекциио работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервнойдеятельности. М.: Институт психологии РАН, 1998. – 98 с.
7. Судаков К.В. Нормальнаяфизиология: Курс физиологии функциональных систем. М.: Медицинскоеинформационное агентство, 1999 – 718 с.
8. Сэдок. Психиатрия:Пер. с англ. – М.: 2000. – 513 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :