Реферат по предмету "Психология"


Феноменология конфликта. Структурные характеристики конфликта

Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический
университет имени М. Танка»Факультет психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Конфликтология»
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КОНФЛИКТА.
СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИКОНФЛИКТА
Выполнила: студентка 4 курса
заочного отделения
группы 046 (ППД-3)
Кузьмич Анастасия Валерьевна
Минск 2007

СОДЕРЖАНИЕ
Введение                                                                                                 3
1. Понятие конфликта                                                                             4
2. Специфика сущности конфликта                                                                 6
3. Структура конфликта                                                                         9
4. Характеристика основных элементов конфликта                           11
Заключение                                                                                           16
Список использованных источников                                                  17

ВВЕДЕНИЕ
Слово конфликт происходит от латинскогоглагола, который в переводе на русский означает противостоять,противоборствовать.
Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни.Жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят кстолкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальныхгрупп.
История человечества сдревних времен до настоящего времени показала, что конфликты неизбежны,существовали всегда и будут существовать до тех пор, пока существуетвзаимодействие людей между собой. Исследованию конфликтов в становлении иразвитии общества, коллектива посвящено множество работ ученых различныхнаправлений: психологов, философов, социологов, управленцев.
Конфликты в жизниотдельных людей, коллективов, общества в целом играют значительную роль. Дляснижения негативных последствий конфликта необходимо уметь правильно выявлятьих причины, управлять протеканием и разрешением, снижать уровень конфликтногопротивостояния.
И важно помнить, что все конфликты имеютобщие элементы и общие образцы развития и что именно изучение этих общихэлементов может представить феномен конфликта в любом его специфическом проявлении.

Понятие конфликта
Сегодня в конфликтологической литературесуществуют самые различные определения конфликта. Так, на Западе широкораспространено понятие конфликта, сформулированное известным американскимтеоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания наопределенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являютсянейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника. Это определениераскрывает конфликт в большей степени с социологической точки зрения, ибо егосущностью, по мнению автора, выступает столкновение ценностей и интересовразличных социальных групп [ 6 ].
В отечественной литературе большинствоопределений конфликта носит также социологический характер. Их достоинствосостоит в том, что авторы выделяют различные необходимые признаки социальногоконфликта, представленного многообразными формами противоборства междуиндивидуумами и социальными общностями, направленными на достижениеопределенных инте­ресов и целей.
Существуют различные точки зрения вопределении понятия конфликт и его классификации. В отечественной психологииразработана понятийная схема описания конфликта. Схема, которая была предложенаЛ.А. Петровской, содержит четыре категориальных группы: структура конфликта,его динамика, функции и типология. А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым выделяются:сущность конфликта, его генезис, эволюция конфликта, классификация, структура,динамика, функции, информация в конфликте, предупреждение, разрешениеконфликта, методы диагностики и исследования конфликта [ 2 ].
А.А. Ершов определяет конфликт как«действие противоположных, несовместимых в данной ситуации мотивов,интересов, типов поведения» [ 4, с. 64]
А.Г. Ковалев считает, что конфликт — этоявление межличностных и групповых отношений, это проявление противоборства,активного столкновения оценок, принципов, мнений, характеров, эталоновповедения. Конфликт представляет собой деструкцию этих отношений наэмоциональном, когнитивном или поведенческом уровнях. С точки зренияпсихического состояния противоборствующих сторон, конфликт выступаетодновременно и как защитная реакция, и как ответная эмоционально окрашеннаяреакция [ 5 ].
В психологии пока не сложилось общепринятогопонимания конфликта. Одни авторы трактуют его как столкновение, противодействие,противоречие. Другие понимают конфликт как вид общения, ситуационнуюнесовместимость, ситуацию ненайденного выхода, тип конкурентноговзаимодействия. Среди сущностных черт конфликта выделяют: «наличиепротиворечия между субъектами, их противодействие, негативные эмоции поотношению друг к другу» [ 8, с. 13 ].
Существуют различные определенияконфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимаетформу разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут бытьскрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтомуопределим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.
Конфликт — «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг сдругом тенденций в осознании отдельно взятого индивида, в межличностныхвзаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей,связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями» [ 7, с.152 ].
Отсутствие согласия обусловлено наличиемразнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения. Однако оно, какуже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта.Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласиянарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленныхцелей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолетьразногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессеконфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражатьразличные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно вэтом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, неозначает, что конфликт всегда носит положительный характер.
Несмотря на все достоинства, выражающиесяв фиксации многообразных атрибутов социального конфликта, в приведенныхопределениях есть один нюанс. Они не включают внутриличностный конфликт и неоставляют для него «места». Речь идет лишь о сторонах конфликта, начиная от«борьбы между индивидами» и выше. Но существует борьба и на уровне отдельногоиндивида, противоборство между элементами внутренней структуры личности,которое и находит свое выражение во внутриличностном конфликте. Этот конфликт — проявление противоречий не на уровне социальных групп или целых народов, а наличностном уровне, но от этого он не делается менее актуальным.
Конфликт — есть качество взаимодействиямежду людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся впротивоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. В данномопределении отражены необходимые свойства вся­кого конфликта [ 3 ].

2. Специфика сущности конфликта
В соответствии с природой конфликтавыделяют четыре уровня наличия этого феномена [ 5 ]:
1. Нервно — психический уровень конфликтасоставляют психические явления человека как индивида. Сюда относятся различныевиды фрустраций: континуум психических напряжений от неустойчивости илификсированности напряжения, переживаемого субъективно как неудобство,неприятное состояние, до неврозов, нарушения процессов ВНД, приводящих порой кпсихогенным заболеваниям отдельных органов, например, к инфаркту миокарда, язвежелудка, к развитию гипертонии.
2. Внутриличностный уровень конфликтасоставляют социально — психологическиe явления, присущие человеку какличности и индивидуальности, толкователю и исполнителю определенного комплексаролей в момент их столкновения друг с другом. Континуум развития конфликта наэтом уровне своим началом может иметь выбор, отсрочку или исключение одного издвух — положительных или отрицательных мотивов, целей, способов деятельности исоответствующих им ролей и заканчиваться крайней стадией, что может привести кдеперсонализации, разрушению целостной картины «Я» и«мира», раздвоению, распаду личности.
3. Межличностный уровень конфликтапредполагает конфликтную ситуацию, дающую в себя определенное состояние микро-и макросреды, деятельности, коммуникаций, распределение ролей и статусов,взаимоотношение и взаимодействие личностей, групп; столкновение разных тенденцийучастников общения при достижении общих или разных несовместимых целей исредств.
4. Социальный уровень конфликта — объективно обусловленное противоречие интересов, реализуемое в поведении и всоответствующих социально — психологических формах взаимоотношенийконфликтующих групп, личностей как носителей социальных ролей.
Следует отметить, что основой всех конфликтов являются противоречия,возникающие между людьми или внутри структуры самой личности. Именнопротиворечия и вызывают противоборство между сторонами конфликта. При этомобъективные, не зависящие от сознания людей противоречия, коренящиеся всущественных различиях социально-экономических условий их жизни, играютключевую роль в возникновении конфликтов в обществе. Социально-экономическоеположение индивида в обществе во многом определяет не только линию егоповедения и действия, но и само его сознание, интересы и цели.
Но не стоит забывать, что противоречия, вызывающие конфликт, необязательно носят объективный характер. Они могут быть и субъективными,обусловленными субъективными личностными факторами, более того они могут бытьдаже мнимыми. Однако если они имеют для человека существенное значение, томогут порождать конфликтную ситуацию.
Понимая всю важность роли противоречий для понимания конфликта, часто самконфликт определяют как предельное обострение противоречий между участникамивзаимодействия, проявляющееся в их противоборстве. При этом речь идет именно орезком обострении противоречий, поскольку не всякое противоречие вызываетконфликт. На ранней стадии развития противоречия оно может разрешиться ибесконфликтным образом. Кроме того, противоречия могут вообще существовать вбесконфликтной форме. Примером может служить противоречие между мужчиной иженщиной. Это противоречие было и будет всегда, но лишь в определеннойсоциальной ситуации оно может приобретать конфликтную форму. Наконец,существует множество противоречий, которые к конфликту вообще не имеют никакогоотношения. Таковы, например, противоречия между человеком и природой, производствоми потреблением [ 9 ].
Всякий конфликт — это всегда взаимодействие социальных субъектов. Однаконе всякое взаимодействие является конфликтом. Там, где нет противоборства,отсутствуют острые противоречия, сопровождающиеся отрицательными эмоциями, тамнет и конфликта. К таким взаимодействиям относятся отношения товарищеского,дружеского сотрудничества, любовные отношения, коллективистские связи [ 4 ].
Выяснение сущности конфликта позволяет также говорить о том, что конфликт- это явление социальное, в нем действуют субъекты, одаренные сознанием,преследующие свои цели и интересы. И простого взаимодействия каких-либо сторондля наличия конфликта, конечно, еще недостаточно.
Следующий аспект рассмотрения специфики сущности конфликта касается егосоотношения с такими близкими по форме явлениями, как различного родасоревнования: спортивные, культурные, рациональные. По форме вроде бы конфликт,потому что здесь налицо такие его атрибуты, как взаимодействие, конкуренция,стремление к достижению своих целей. Однако назвать эти явления конфликтом  всёже нельзя. Всякое соревнование изначально предполагает определенные условия егопроведения и строгие временные рамки. Оно регулируется различного родаправилами. Его процесс и результат контролируем в рамках установленных правил,процедур и соглашений. И с этими, заранее установленными, правилами согласнывсе участники соревнования. В этом состоит существенное отличие последнего отконфликта. Однако если правила соревнования нарушаются, оно может перерасти вконфликт, сопровождающийся негативными эмоциями. Но это (конфликтное)взаимодействие возникнет уже совсем по другому поводу [ 7, 9 ].

3. Структура конфликта
Любой конфликт представляет собой целостную динамическую систему (динамическуюцелостность). Конфликт — это всегда процесс, переход от одной ситуации кдругой, каждая из которых характеризуется своей степенью напряженности междуучастниками противоборства. Но, несмотря на эту динамику, любой конфликтхарактеризуется определенным инвариантом его элементов, образующих внутреннююструктуру конфликта как целостного явления.
Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей,элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность.Основными элементами конфликтного взаимодействия являются [ 9 ]:
1) объект конфликта;
2) субъекты (участники) конфликта;
3) социальная среда, условия конфликта;
4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.
По своему характеру и природе все элементы конфликта могут быть разделенына два вида: 1) объективные (внеличностные) и 2) личностные.
К объективным элементам конфликта относятся такие его составляющие,которые не зависят от воли и сознания человека, от его личностных качеств(психологических, нравственных, ценностных ориентаций и т.д.). Такимиэлементами являются: объект конфликта, участники конфликта, среда конфликта.
К личностным элементам конфликта относятся психофизиологические,психологические, этические и поведенческие свойства отдельной личности, которыеоказывают влияние на возникновение и развитие конфликтной ситуации.
Черты характера личности, ее привычки, чувства, воля, интересы и мотивы — все эта и многие другие ее качества играют огромную роль в динамике любогоконфликта. Но в наибольшей степени их влияние обнаруживается на микроуровне, вмежличностном конфликте и в конфликте внутри организации.
Среди личностных элементов конфликта, прежде всего, следует назвать:
1) основные психологические доминанты поведения;
2) черты характера и типы личностей;
3) установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности;
4) неадекватные оценки и восприятия;
5) манеры поведения;
6) этические ценности.
Различия названных характеристик людей, их несовпадение и противоположныйхарактер могут служить основанием конфликта [ 2 ].

4.Характеристика основныхэлементов конфликта
Объект конфликта. Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводунеобходимости удовлетворения какой-либо потребности. Та ценность, котораяспособна удовлетворить эту потребность и из-за овладения которой возникает конфликт,и является его объектом. Его основными характеристиками  являются:
1) эта та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересовучастников конфликта;
2) объектами конфликта могут быть ценности самого различного вида:материальные, духовные, объективные, субъективные, статусные, ресурсные,религиозные, политические и т.д.;
3) объект конфликта не существует безотносительно его субъектов.Напротив, он всегда связан с интересами участников конфликта, причем этиинтересы находятся в противоречии;
4) объект конфликта всегда имеется в ограниченном (дефицитном) количествеили качестве и не способен одновременно удовлетворить обе стороны, участвующиев конфликте;
5) объект конфликта может быть явным и латентным.
Субъекты (участники) конфликта. Участниками, или сторонами конфликта,могут быть отдельные индивиды, социальные группы и организации, государства ит. д. Например, с точки зрения специальных интересов социальной психологии,исследующей внутриличностные (интраперсональные), межличностные(интерперсональные), групповые (интергрупповые конфликты), наиболее типичнымисторонами конфликта являются, по-видимому, отдельные аспекты личности, самиличности и социальные группы. В плане такой классификации сторон возможныконфликты типа: аспект личности — аспект личности, личность — личность,личность — группа, группа — группа. Участники конфликта характеризуются широкимнабором существенных в том или ином отношении навыков. В социально — психологическомотношении участники конфликта характеризуются в первую очередь мотивами,целями, ценностями, установками и пр.
Современная конфликтология подразделяют всех участников конфликта наосновных (прямых) и неосновных (косвенных) [ 3 ].
Основные участники конфликта — это всегда прямые, непосредственные стороны,участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наиболее активная рольв его возникновении и развитии. Основные участники конфликта являются егоглавными действующими лицами, и противоречие именно их интересов лежит в основепротивоборства. Поэтому основных участников именуют субъектами, или оппонентами(от лат. opponents — возражающий) конфликта.
К неосновным участникам конфликта относятся все остальные участникиконфликта. Их часто именуют также косвенными участниками конфликта. Поопределению им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитииконфликта. Часто неосновных участников конфликта называют еще третьей стороной.
В реальной динамике конфликта грань между основными и неосновнымиучастниками часто оказывается подвижной и относительной. Диалектика состоит втом, что в процессе развития конфликта основные и неосновные действующие лицамогут меняться местами.
Роли неосновных участников конфликта могут быть как существенными, так ималозначимыми, вплоть до ролей так называемых «людей из толпы». Роли участниковконфликта неодинаковы. Роль неосновных участников конфликта может быть какконструктивной (положительной), так и деструктивной (отрицательной) — они могутспособствовать не только разрешению или пре­дупреждению конфликта, но и егообострению и дальнейшему развитию. Роли участников различаются как ссоциологической, так и с психологической точек зрения.
С социологической точки зрения они могут существенно различаться по своейсоциальной значимости, силе, влиянию. По своей социальной значимости ролиучастников конфликта располагаются в следующем порядке:
1) отдельные индивиды, выступающие от собственного имени,
2) коллективы,
3) социальные слои,
4) государство.
Однако значимость, влияние участников конфликта не всегда соответствуютуказанной последовательности.
Неодинакова роль отдельных участников конфликта и с психологической точкизрения; в этом отношении она может быть возвышенной, даже героической, а можетбыть и низменной, неприглядной. Каждый участник может руководствоваться в ходеразвития противоборства своими мотивами, целями, интересами, ценностями иустановками.
Как социальная значимость участников, так и их цели, установкипроявляются особенно четко лишь тогда, когда конфликт достигает высокой степениразвития. Именно в это время наступает «момент истины» в развитии конфликта,выясняется, кто есть кто среди его участников [ 1, 5 ].
Среда и условия конфликта. Еще одинобъективный элемент конфликта — его среда, включающая совокупность объективныхусловий конфликта. Среда конфликта оказывает существенное влияние на причиныего возникновения и всю динамику.
Важной составной частью этого контекставыступает социально — психологическая среда, представленная обычно различнымисоциальными группа с их специфической структурой, динамикой, нормами,ценностями и т.д.
Понятием социальной среды определяется тапочва, на которой возникает и развивается конфликт. В это понятие включается нетолько ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон,те большие социальные группы, к которым они принадлежат, национальные иликлассовые, а также общество в целом [ 5 ].
С точки зрения уровней социальной системыразличают микро- и макросреду конфликта.
Микросреда конфликта — это совокупностьусловий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный имежгрупповой конфликт. Масштаб микросреды — это малая социальная группа.
Макросреда конфликта включает в себя теусловия, которые влияют на развитие конфликтов между большими социальнымигруппами и государствами. Хотя опосредствовано макросреда влияет, конечно, и наразвитие конфликтов на уровне отдельных личностей и малых групп.
По природе составляющих ее компонентовможно выделить три вида среды конфликта:
1) физическую,
2) общественно-психологическую и
3) социальную.
Все они проявляются как на микро-, так ина макроуровнях социальной системы и могут служить не только условиямипротекания конфликта, но его объектом.
Личностные элементы конфликта. Характер конфликта зависит не только отобъективных условий в данной стране, большой или малой группе, но и отсубъективного восприятия или образа конфликта, который создается у действующихв данной конфликтной ситуации лиц или групп. Этот образ или восприятия необязательно соответствуют истинному положению дел, действительной ситуации. Этиобразы, восприятия людей могут быть трех видов:
1) представления о самих себе,
2) восприятие других участников конфликта,
3) образы внешней среды, большой и малой, в которой развертываетсяконфликт.
Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не самаобъективная реальность являются непосредственной детерминантой поведенияконфликтантов. Важнейшую роль среди личностных факторов конфликта играютосновные психологические доминанты поведения личности: ценностные ориентации,цели, мотивы, интересы, потребности. Все они имеют внутреннюю взаимосвязь ивытекают один из другого.
Конечно, в целом эти образы и картины порождаются объективнойреальностью. Однако, как заметил еще И. Кант, наше познание отражает не толькообъективную природу, но включает в себя в качестве своей неотъемлемой составнойчасти и нашу собственную человеческую природу. Поэтому отношения между нашимиобразами, представлениями и реальностью очень сложны и не только никогда ейполностью не соответствуют, но и могут с ней весьма серьезно расходиться, чтослужит еще одним из источников конфликтов.
При этом следует иметь в виду, что каковы бы ни были наши образы,восприятия, представления о конфликтной ситуации, конфликт все же не начнетсяпока они не реализуются в соответствующих обоюдных действиях. Объективные исубъективные причины конфликта, возникающие как на его ближних, так и надальних подступах, а также состав участников определяют и набор возможныхспособов действий, поведения сторон. Поскольку каждое действие одного изучастников конфликта вызывает соответствующее противодействие, они влияют другна друга, взаимодействуют. Определение временных, пространственных и системныхграниц конфликта является важной предпосылкой успешного регулирования, предотвращенияего деструктивного результата [ 3, 9 ].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ различных подходов к понятию конфликта позволяет сделать вывод отом, что изучение этого феномена очень актуально. На современном этапе развитияпсихологической науки не существует общепринятого определения понятия конфликтаи ведущего подхода к его изучению. Существует множество работ, посвященныхизучению различных аспектов конфликта. Вопределении понятия «конфликт» имеется достаточно большое разнообразие мнений.
Без сомнения остается то, что конфликты — частьчеловеческого существования.  Конфликтнеизбежен и универсален; он представляет собой один из важнейших динамическихфакторов, лежащих в основе человеческого поведения.
Конфликт как социальное действие дает, без сомнения, известный яркоокрашенный негативный эффект. Но он выполняет важную позитивную функцию.Конфликт служит выражению неудовлетворенности или протеста, информированиюконфликтующих сторон об их интересах и потребностях. В определенных ситуациях,когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайнеймере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересыв целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум нарешение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климатв коллективе.
Знания о феномене конфликта позволят минимизировать негатив, которыйнесет с собой конфликт. Для разрешенияконфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибкопользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать,поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать конфликт какисточник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.        Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 1998.
2.        Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.:ЮНИТИ, 2000.
3.        Громова О. Н. Конфликтология. – М., 2000.
4.        Ершов А. А. Личность и коллектив: Межличностныеконфликты в коллективе, их разрешение. – Л., 1976.
5.        Зайцев А. К. Социальный конфликт. – М., 2001.
6.        Козер Л. Функции социального конфликта. – М.:Изд-во “Идея-пресс”, 2000.
7.        Корякин Н. М., Бородкин Ф. М. Внимание: конфликт. –М., 1989.
8.        Скотт Г. Джинни. Конфликты: пути их преодоления. /пер.с англ. – Киев, 1991.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Источники римского права древнейшего классического и постклассического периодов
Реферат Gullivers Travels Essay Research Paper Jonathan Swift
Реферат Men And How Advertizing Deminishes Them Essay
Реферат Штрафной бросок в баскетболе
Реферат Frankenstein Essay Research Paper Frankensteinby Mary ShelleyVictor
Реферат Компенсация морального вреда как способ защиты гражданских прав 2
Реферат Международная экономика кон.раб N3 по теме Организация и планирование научно-исследовательской и
Реферат СССР, реформы 50-60 годов
Реферат Фельдмаршал Вермахта Эрвин Роммель
Реферат Столыпин П.А. и его реформы
Реферат Исследование толерантности и ксенофобии в социокультурной ситуации современного российского мегаполиса
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины особенности кормления и обмена веществ у молодняка животных для направления подготовки 111100 Зоотехния
Реферат Понятие времени и проблема континуума (к истории вопроса)
Реферат Оценка надежности и ремонтопригодности электрооборудования
Реферат Панель керування в ОС Windows Панель управління пристороями Пк у середовищі Windows