Реферат по предмету "Психология"


Удовлетворенность жизнью в старости

ВВЕДЕНИЕ
Старение – неизбежный процесс,сопровождающийся определенными возрастными изменениями.
В современном мире наблюдается ростсредней продолжительности жизни, что приводит к усилению роли пожилых истарческих людей во всех сферах жизни общества, что и определяет актуальностьданного исследования.
Проблеме психосоциального развитиялиц пожилого возраста посвящены исследования И.И. Мечникова [23], П.А.Богомольца [6], В.В. Болтенко [], А.Г. Нагорного [25], Э. Эриксона [46], Г.Крайга [16], В.Д. Шапиро [43].
Однако данная область проблемыпсихологии развития и возрастной психологии изучена недостаточно, что требуетболее глубокого анализа сущностных характеристик, особенно в переходный период.
Методологической основой исследованияявляется философское положение о роли социальных условий в формировании социальногостатуса и его изменение.
Научная новизна исследования заключается в определении условийудовлетворенности жизнью в пожилом возрасте.
Практическая значимость заключается в возможности применятьматериал исследования в самостоятельной деятельности.
Объект исследования – удовлетворенность жизнью в пожиломвозрасте как психосоциальное явление.
Предмет исследования – условия удовлетворенности жизнью впожилом возрасте.
Цель исследования – изучить особенностиудовлетворенности жизнью лиц пожилого возраста.
Задачи исследования:
1. Изучитьтеоретические источники по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущностьусловий удовлетворенности жизнью в период поздней взрослости.
3. Разработатьметодические рекомендации, позволяющие адаптироваться людям к меняющимсяусловиям в период геронтогенеза.
Методы исследования:
1. Анализлитературы.
2. Опросник«Удовлетворены ли вы жизнью».
3. Количественная икачественная интерпретация результатов.
Структура работы: введение, основная часть (3 главы),психологические рекомендации, заключение, приложения, список используемойлитературы.
Объем курсовой работы – страниц.

1.Личность и старение в современном мире
Период поздней взрослости частоназывают геронтогенезом или периодом старения и старости, который связан с целымкомплексом биологических, социально–экономических, психологических причин,поэтому данный возраст изучается различными дисциплинами – биологией,нейрофизиологией, демографией, психологией и т.д. Большинство исследователейподразделяют людей, достигших данного возраста на три группы: пожилой возраст(для мужчин – 60-74 года, для женщин – 55-74 года), старческий возраст (75-90лет) и долгожители (90 лет и старше). Однако данная классификация является неединственной. Например, Бернсайд с соавторами разбили этот возраст на четырепериода: предстарческий (60 – 69 лет), старческий (70 – 79 лет),позднестарческий (80 -89 лет), дряхлость (90 -99 лет) [33, с 547].
Во всем мире наблюдается увеличениесредней продолжительности жизни. Это означает, что пожилой и старческий возрастпревращается в самостоятельный и продолжительный период жизни со своимисоциальными и психологическими особенностями. Общее постарение населенияявляется современным демографическим феноменом: доля групп людей старше 60-65лет составляет 1/6 или 1/8 всей мировой популяции.
Эти демографические тенденцииприводят к усилению роли пожилых и старческих людей во всех сферах жизниобщества, и требует анализа сущностных характеристик развития человека в этотпериод жизни.
 
1.1Чувство удовлетворенности жизнью
Чувство удовлетворенности жизнью встарости является важным показателем психологического здоровья человека,которое проявляется в наличии у него интереса к жизни и потребности житьдальше.
Как показали психологическиеисследования, удовлетворенность человека жизнью в пожилом возрасте и успешностьприспособления к ней зависят от множества факторов. К ним относятся: здоровье,экономическое и семейное положение, позитивное функционирование, уровеньобщения с окружающими и даже возможность пользоваться транспортными средствами(см. приложение 1).
Среди всех факторов, влияющих наудовлетворенность человека жизнью и успешность приспособления к ней, самымважным считается здоровье.
Огромное количество пожилых людей,независимо от собственного желания, оставляют работу из-за проблем создоровьем. Внезапное ухудшение здоровья не позволяет человеку реализовыватьсвои планы, вынуждает ограничить сферы своей деятельности. Часто это приводитпожилого человека к ощущению своей беспомощности и бесполезности дальнейшейжизни, особенно если проблемы со здоровьем оказались глобальными, и привели кинвалидности. В этом случае человек испытывает резкое ослабление силыпотребностей, отсутствие желания не только что-либо делать, но и жить дальше.
По результатам психологическихисследований удовлетворенность собственным здоровьем в очень слабой степенизависит от возраста. И в 60, и в 80 лет пожилые люди могут испытыватьудовлетворение просто от того, что их организм продолжает исправнофункционировать. Желание как можно дольше сохранить полноценное здоровьеявляется мощным стимулом, побуждающим человека пожилого возраста вести здоровыйобраз жизни (заниматься физкультурой, культурой питания, увлекатьсяразнообразными теориями питания и т.д.).
Другим важным фактором, влияющим настепень удовлетворенности пенсионера своей жизнью является экономическоеположение.
Под экономическим положениемпонимается удовлетворительное материальное состояние (достаточное количестводенег для удовлетворения человеком основных потребностей), наличие социальных ижилищных условий, которые подготавливаются человеком заранее. Человек впреклонном возрасте рассчитывает на внимание и заботу со стороны государства.Возможность льготного пользования транспортными средствами, выплата социальныхпособий, помощь в социальном обслуживании и т.д. – все эти факторы создаютопределенную атмосферу в обществе, позволяющую людям чувствовать себя нужными ипродолжать позитивно функционировать.
Позитивное функционирование в периодпоздней взрослости определяет удовлетворенность человека своей жизнью с тойточки зрения, что старые люди во многом разделяют свою жизнь на время до пенсиии после нее. Пользуясь механизмом социального сравнения, старики сравниваютсвое положение в эти два периода, а также с тем, как жили пенсионеры тогда,когда человек еще работал, или с тем, на что он рассчитывал, готовясь выйти напенсию. Степень удовлетворенности зависит от результата этого сравнения.
Негативный сравнительный результатотражает невозможность в полной мере удовлетворить имеющиеся в пожилом возрастепотребности. Возникший диссонанс побуждает человека к его устранению за счетизменения собственного поведения, пересмотра потребностей, модификации своихцелей, сравнения своего положения с положением других пожилых людей (всегданайдется тот человек, который живет или чувствует себя хуже).
Психологические исследованияпоказывают, что такой механизм психологической защиты как социальное сравнениесвоего положения с положением других пожилых людей позволяет человеку сохранитьоптимизм во взглядах на будущее и лучше адаптироваться к болезням. Более того,социальное сравнение в сочетании с социальной интегрированностью (сохранениечеловеком значимых ролей, социальных ориентиров и референтных групп) смягчаетнегативный эффект слабого физического здоровья и оказывает позитивноевоздействие на чувство удовлетворенности жизнью, уменьшая психологическиестрадания, связанные со старением и способствуя достижению целей дальнейшегоразвития.
1.2 Стабильность, перемены и этапы жизни в пожилом возрасте
Большинство современных ученыхсчитают, что развитие личности продолжается всю жизнь, и потому рассматриваютприспособление к старению как развитие более ранних стилей жизни. Сторонникистадиального развития считают, что в этом возрасте появляются новые структурыили образования, которые основываются на структурах и образованиях предыдущихстадий.
Левинсон рассматривает наступлениестарости по аналогии с наступлением ранней взрослости и среднего возраста, таккак в этом случае имеет место период от 60 до 65 лет, который связываетструктуру предыдущей жизни (в средней взрослости) с начальной стадиейорганизации жизни в поздней взрослости [, с. ].
Э. Эриксон рассматривает периодстарения личности в контексте его целостного жизненного пути, на которомвыстраивается последовательность стадий развития личности, характеризующихсяособым новообразованием. Каждое из них формируется в процессе разрешенияличностью психосоциального конфликта между двумя противоположными тенденциями(целостность эго против отчаяния), одна из которых способствует поступательномуразвитию личности, другая – тормозит его. Эти тенденции в определенной формевключают и черту личности, и отношения человека к миру, к своей жизни, к себе.
У личности, благополучно разрешающейнормативные кризисы, баланс нарушается в сторону положительных качеств. Принеблагополучном исходе кризисов у человека происходит перевес негативныхсвойств [46, с. 201].
Эпигенетические образования каждойстадии Э. Эриксон называет Надеждой, Волей, Намерением, Компетентностью,Верностью, Любовью, Заботой и Мудростью. Каждое из них включает двапротивоположных качества. Противоположности качества в структуре «Я» обозначаютхарактеристики идеального и реального «Я» (см. приложение 2).
Как отмечает Л.И. Анциферова, задачастадии интегративности мудрости состоит в отыскании человеком смысла своейжизни, в интеграции всех пройденных стадий и в обретении целостности своего«Я». Решение этой задачи должно опираться на способность человека бытькомпетентным в построении собственной жизни, в выработке осуществимых жизненныхпрограмм, организации своего будущего времени, адекватной оценке социальнойдействительности и т.д. стержнем мудрости является духовно-нравственноеотношение человека к миру и жизни [3, с. 83].
Я-концепцией в старости движетстремление человека интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понятьсвязи между событиями собственной жизни. К условиям, способствующим личностиэффективно интегрировать свою жизнь относятся: успешное разрешение индивидом нормативныхкризисов и конфликтов, выработка им адаптивных личностных свойств, умениеизвлекать полезные уроки из прошлых неудач, способность аккумулироватьэнергетический потенциал всех пройденных стадий [4, с. 591].
Как отмечают Дотченко Е.А., ТитаренкоТ.М. работа над своим прошлым развивает внутреннюю стабильность, гармоничность,целостность личности [, с. 62].
Пекк, развивая идеи Э. Эриксона,рассматривает старость с точки зрения разрешения таких конфликтов как:дифференциация эго против поглощенности ролями, транцеденции тела противпоглощенности телом, транцеденции эго против поглощенности эго (см. приложение3).
Ш. Бюлер в теории развития человекавыделяет пять фаз развития. Последняя фаза начинается в 60-65 лет. В этотпериод многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили передсобой в юности. Оставшиеся силы они тратят на досуг, спокойно проживаяпоследние годы. Люди обозревают прожитую жизнь, испытывая удовлетворение илиразочарование. Невротическая личность обычно испытывает разочарование, так какневротик вообще не умеет радоваться успехам, он никогда не бывает доволенсвоими достижениями, ему всегда кажется, что он что-то недополучил, что емучто-то недодали. К старости эти сомнения усиливаются [, с. ].
В.В. Болтенко выделяет пять этаповпсихологического старения, независящие от паспортного возраста (см. приложение4):
1. Сохранение связис тем видом деятельности, который был ведущим для человека до выхода на пенсию.Этот вид деятельности был непосредственно связан с профессией пенсионера. Этасвязь может быть либо непосредственной, в форме эпизодического участия ввыполнении прежней работы, либо опосредованной, через чтение специальнойлитературы, написание статей на профессиональные темы. Если же эта связьобрывается сразу же после выхода на пенсию, то, минуя первый этап, человекпопадает во второй.
2. Сужение кругаинтересов за счет выпадения профессиональных привязанностей. В общении сокружающими уже преобладают разговоры на бытовые темы, обсуждение телевизионныхновостей, семейных событий, успехов или неудач детей и внуков. В группах такихлюдей уже трудно различить, кто был инженером, а кто врачом, кто былсчетоводом, а кто был профессором философии.
3. Главнымстановится забота о личном здоровье. Оно становится любимой темой дляразговора: о лекарствах, о способах лечения, о травах… Наиболее значимым вжизни человеком становится участковый врач, его профессиональные и личныекачества.
4. Смыслом жизнистановится сохранение самой жизни. Круг общения сужен до предела: лечащий врач,социальный работник, те из членов семьи, которые поддерживают личный комфортпенсионера, соседи самого ближнего расстояния. Для приличия или по привычке –редкие телефонные разговоры со старыми знакомыми – ровесниками.
5. Обнажениепотребностей чисто витального характера (еда, покой, сон…). Эмоциональность иобщение почти отсутствуют [, с. ].
Эта схема, как и всяка другая,достаточно условна: на первом этапе присутствуют потребности всех пяти этапов,на втором – четырех, на третьем – трех, на четвертом – двух и только на пятомостаются одни витальные потребности.
Схема В.В. Болтенко являетсязеркальным отражением теории иерархии потребностей и самореализации А. Маслоу(см. приложение 5).
По А. Маслоу человек как быподнимается по ступеням вверх, от физиологических потребностей к потребностям вбезопасности и самосохранении, отсюда – к потребностям в любви и признании,выше – в самоуважении, и, наконец, вершина – потребность в самоактуализации.Каждая эпоха задает свою высоту для такой вершины. У различных людей в жизнисвой выбор вершин. Но за восхождением неизбежно следует спуск – не менеетрудная задача, провести его достойно, в этом и есть прелесть старости [22, с.180].
Таким образом. Чувствоудовлетворенности жизнью человека в пожилом возрасте зависит от ряда факторов.К ним относятся: здоровье, экономическое положение, семейные отношения, уровеньобщения с окружающими, позитивное функционирование.
К условиям, способствующим личностиэффективно интегрировать свою жизнь относятся: успешное разрешение индивидомнормативных кризисов и конфликтов, выработка им адаптивных личностных свойств,умение работать со своим прошлым, способность аккумулировать энергетическийпотенциал всех пройденных стадий.

2. ВЫХОДНА ПЕНСИЮ И СМЕНА СТАТУСА
Многие люди, приближаясь к этапупоздней зрелости, неявно предполагают, что отрезок их жизни после выхода напенсию не так велик, чтобы заранее и серьезно готовиться к новым для себяусловиям жизни. Это совершенно неверное предположение: период после выхода напенсию составляет в среднем 16 лет у мужчин и 24 года у женщин – срок,сопоставимый как с периодом молодости, так и с продолжительностью трудовойдеятельности [43, с. 181]. Приведенные цифры показывают, что это достаточнодлинный этап и не стоит жалеть усилий на фундаментальную подготовку к нему.
Томпсон считает, что подготовка квыходу на пенсию состоит из трех частей (см. приложение 6):
1. Сбрасываниеоборотов. Этотэтап характеризуется желанием человека освободиться от ряда трудовыхобязанностей и стремлением сузить сферу ответственности, чтобы избежатьвнезапного спада активности при выходе на пенсию.
2. Перспективноепланирование.Человек старается представить свою жизнь на пенсии, наметить некоторые планытех действий или занятий, которыми он будет заниматься в этот период времени.
3. Жизнь вожидании пенсии.Людьми овладевают заботы о завершении работы и оформлении пенсии. Онипрактически уже живут теми целями и потребностями, которые будут побуждать их кдействиям в оставшийся период жизни [, с. ].
С выходом на пенсию положение и рольлюдей изменяется. Они приобретают новый статус. Теперь из группы «поколениеруководителей» они переходят в группу людей «на заслуженном отдыхе»,предполагающую снижение социальной активности. Для большинства пожилых людейтакое изменение общественной роли оказывается одним из самых значительныхсобытий в этот период.
В связи с выходом на пенсию ипоявлением большого количества свободного времени у пожилых людей возникаетвопрос о его рациональном использовании. Оказалось, что отношение киспользованию свободного времени – это не только вопрос здравого смысла ипользы для окружающих, но и вопрос, имеющий отношение к личному здоровью: средипенсионеров, рационально использующих свободное время, хронических больныхтолько 7,26 %., среди же ведущих нездоровый образ жизни (пассивность, вредныепривычки и т.д.) – тяжелобольных 97 % [23, с. 43].
Каждый человек, вышедший на пенсию,по-разному переживает это событие. В связи с тем, какое отношение формируется унего в процессе осознания данного факта, происходят соответствующие изменения вего мотивационно-потребностной сфере.
Одни воспринимают свой выход напенсию как сигнал конца своей полезности. Поэтому такие люди изо всех силстараются остаться на рабочем месте и работать до тех пор, пока хватит сил. Длятаких людей работа – это стремление к определенным целям: от обычно поддержанияматериального благополучия до сохранения и приумножении карьерных достижений, атакже возможность перспективного планирования, во многом определяющего их желанияи потребности [32, с. 573].
Отсутствие работы приводит человека косознанию ослабления своей роли в обществе, а иногда и к ощущению ненужности ибесполезности. Иными словами, переход к жизни пенсионера служит для негосигналом «утраты власти, беспомощности и автономии» [16, с. 865]. В этом случаечеловек сосредотачивает свои усилия на поддержании социального интереса,выражающегося в целенаправленном поиске тех видов деятельности, которые даютему ощущение своей полезности и сопричастности с жизнью общества. Это можетбыть участие в акциях и организациях, ведение общественной работы и обычнаятрудовая деятельность.
По результатам многих социологическихисследований, большинство людей, чей возраст приближается к пенсионному,предпочитают продолжать трудиться хотя бы неполный рабочий день.
Для других людей, которыевоспринимали свою работу как обязанность или вынужденную необходимость, выходна пенсию означает освобождение от скучной, утомительной, рутинной работы,необходимости подчинения начальству и т.д. Теперь они имеют много свободноговремени, которое могут посвятить своим увлечениям или заботе о близких, помощидетям, внукам, правнукам.
К сожалению, российскаядействительность не позволяет пожилым людям в полной мере реализовать своипотребности в самоуважении и самореализации. Низкая социальная защищенность,общественная нестабильность, трудные материальные условия побуждают человекапожилого возраста сосредоточиться на удовлетворении своих физиологическихпотребностей, на создании для себя приемлемых бытовых условий [29, с. 73].
2.1 Потребностьв удовлетворении, которая раньше давала работа
Отношения человека к работе напротяжении всей жизни влияет на его отношение к выходу на пенсию. Многие людипроводили за работой столько времени, что их самоуважение было неразрывносвязано с их профессиональной деятельностью. Все, чем они занимались всвободное время, не имело для них такого значения, как работа. Выход на пенсиюдля таких людей означает отказ от тех планов и перспектив, которые былизаложены в период ранней и средней взрослости, т.е. от всего важного, ценного ипродуктивного в жизни.
Особенно тяжело приходится тем, ктоникогда не находил удовлетворения ни в чем, кроме работы: ни в чтении, ни вхобби, ни в получении дополнительного образования, ни в участии в каких-либоорганизациях. Поиск новых жизненных интересов, мотив дальнейшего развития,цельности существования, когда большая часть жизни уже прожита и впереди толькоунылая старость, может занимать у такого человека достаточно продолжительное времяи даже в некоторых случаях заканчивается трагически.
Однако исследования, проведенныеамериканскими психологами, показывают, что большая часть пенсионеров все женаходят новые жизненные стимулы, придающие им смысл жизни.
Как видно из таблицы (см. приложение7), семейные отношения находятся на третьем месте и имеют особое значение дляпожилого человека. Это связано с тем, что в поздней зрелости каждый человексталкивается с реальностью отрыва от самой жизни. Его пугает приближающаясястарость. Чтобы почувствовать себя неотъемлемой частью мира, человек нуждаетсяв корнях. По мнению Э. Фромма, эту потребность в корнях удовлетворяет семья,которая дает человеку ощущение защищенности, стабильности и прочности,позволяет чувствовать себя более устойчиво, во многом определяя радости,горести и заботы пожилого человека [38, с. 105].
2.2Семейные и личные отношения
Смена статуса, обусловленнаяизменением отношений с родными и близкими, не менее важна, чем выход на пенсию[15, с. 880].
В период поздней взрослости семейныеотношения приобретают особую актуальность, определяясь несколькими аспектами,среди которых наиболее значимыми являются супружеские отношения, отношения сдетьми и внуками, братьями и сестрами.
Наиболее оптимальным типом семьи вэтом возрасте является супружеская пара. При этом важным условием сохраненияблагоприятной эмоциональной атмосферы в семье является традиционноераспределение домашних обязанностей [23, с. 31].
Большинство пожилых супружеских парсообщают о большей удовлетворенности браком после того, как их выросшие детиначинают жить отдельно. Однако, в первое время во взаимоотношениях могутвозникать некоторые сложности. Потому как когда не отвлекают ни дети, ниработа, людям нужно заново учиться жить вдвоем, учитывая интересы друг друга инаходя общие занятия.
Согласно американским исследованиям,большинство пожилых пар, которые вырастили детей и сохранили брак, утверждают,что испытывают меньшее напряжение и более сильное чувство удовлетворенности игармонии. Кроме того, пары, демонстрирующие высокий уровень удовлетворенностибраком, утверждают, что их брак занимает более высокое место в их эмоциональнойжизни, и служит источником утешения, поддержки и душевной близости.
Пожилые люди продолжают чувствовать,что обязаны помогать своим детям при необходимости (от присмотра за детьми, досоветов и денежной поддержки). Внуки и правнуки обычно являются одной их самыхбольших радостей этого возрастного периода. У многих бабушек и дедушеквозникают с ними близкие и любящие отношения. Роли бабушек и дедушек даютощущение личного и семейного обновления, вносят разнообразие в их жизнь иодновременно являются признаком долголетия.
Бенгстон предположил, что у бабушек идедушек существуют четыре важные роли (см. приложение 8):
1. Присутствие, которое обусловливает стремлениебабушек и дедушек создать спокойную семейную обстановку, особенно при угрозераспада семьи. Они стремятся сохранить стабильность в семье, а иногда ипослужить сдерживающим фактором при разладе внутри нее.
2. Семейная«национальная гвардия». Некоторые бабушки и дедушки желают принимать активное участие в жизнисемьи и заботе о подрастающем поколении, часто выходя далеко за рамки простогоприсутствия.
3. Арбитры. Стремление бабушек и дедушексохранить семейные ценности, поддержать нерушимость семьи, помочь в сохранениисвязи между поколениями. Хотя у разных поколений бывают различные ценности,некоторые пожилые люди полагают, что им легче уладить конфликты между взрослымидетьми и внуками, поскольку они имеют больше опыта и могут посмотреть наконфликт со стороны.
4. Сохранениесемейной историипобуждает бабушек и дедушек к различным действиям, поддерживающимпреемственность между поколениями и передающим внукам семейное наследие итрадиции [, с. ].
Каждая из вышеперечисленных ролейможет быть как реальной, так и символической.
В преклонном возрасте нет ничегонеобычного в смерти супруга. Такая потеря обычно сопровождается горем ичувством утраты, а затем долгим периодом адаптации. Смерть брачного супругаприводит к приобретению человеком нового статуса и новой роли – вдовы иливдовца. Для многих это очень тяжелый переход, связанный с реальными переменамиобраза жизни и риском оказаться изолированным от окружающих. Для других этодолгожданная возможность распоряжаться собственной жизнью и освобождение оттягостного ухода за больным.
Вероятность овдоветь для женщин внесколько раз больше, чем для мужчин. Вдовы примерно в восемь раз реже вдовцовснова выходят замуж. Вероятно, это связано с тем, что женщины в течение всейжизни несут на себе основной груз бытовых проблем. вряд ли в старости имхочется снова обременять себя новыми проблемами, тем более ч то и выбранныйпартнер, скорее всего, окажется немолодым и имеющим проблемы со здоровьем.Значительная часть пожилых женщин предпочитают посвятить себя уходу за собой ипомощи детям и внукам. В результате большинство пожилых мужчин женаты, абольшинство пожилых женщин не замужем.
Как утверждает Г. Крайг, в среднемпожилые вдовы после смерти супруга живут на 50 % дольше, чем вдовцы того же возраста[15, с. 883].
Самоубийство пожилого человека почтивсегда происходит в результате тяжелых утрат, к которым относится невозможностьнайти работу, потрясение, вызванное внезапным выходом на пенсию и вдовство.Таким образом, овдовевшие пожилые мужчины и женщины попадают в группу риска какпотенциальные самоубийцы. К самоубийству в большей степени склонны хроническиодинокие или пережившие в прошлом эмоциональные кризисы пожилые люди, особенноте из них, которые отличаются тревожностью и чувством собственнойнеполноценности [15, с. 885].
В поздней взрослости многие людисообщают о возросшем интересе к жизни братьев и сестер, налаживанию связей сними. Братья и сестры проявляют интерес друг к другу, стремятся жить рядом,утешают и поддерживают друг друга в тяжелые минуты, ухаживают друг за другом вовремя болезни. Они становятся бесценными компаньонами в том, что касаетсявоспоминаний, способствующих достижению целостности эго.
Старики испытывают особую потребностьпроводить много времени в размышлениях о том, как прошла жизнь (включая брак,детей, внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и оценках того, чтоони оставят после себя людям. Это дает им возможность подготовиться кспокойному принятию смерти. Ее неотвратимость не будет пугать, если оглянувшисьназад, человек сможет твердо сказать себе: «Я доволен», так как в данном случаеон видит продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях.
Однако Э. Эриксон, определяяЭго-интеграцию как основную задачу поздней взрослости, считает, что для еедостижения пожилые люди не должны просто размышлять о своем прошлом, а должныпродолжать динамично развиваться [15, с. 886].
Для сохранения жизнеспособности встарости пожилому человеку необходимо активно участвовать в различных видахдеятельности – в воспитании внуков, в политике, в работе общественныхорганизаций, оздоровительных физкультурных программах и т.д.
Таким образом, этап поздней зрелости в среднемсоставляет 16 лет у мужчин и 24 года у женщин. Поэтому пожилым людям необходимафундаментальная подготовка к выходу на пенсию, которая состоит из трех частей:
а) сбрасывание оборотов,
б) перспективное планирование,
в) жизнь в ожидании пенсии.
Особое значение в период позднейвзрослости приобретают семейные отношения, которые дают человеку ощущениезащищенности, стабильности и прочности, позволяют почувствовать себя болееустойчиво, во многом определяя радости, горести и заботы пожилого человека.

3. СТЕПЕНЬУДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ
Удовлетворенность человека жизньюзависит от множества факторов: здоровья, экономического и семейного положения,позитивного функционирования, уровня общения с окружающими.
Был проведен опрос, выявляющийстепень удовлетворенности жизнью и успешность приспособления к ней в пожиломвозрасте.
Было опрошено 10 респондентов: 5мужчин и 5 женщин.
Для адекватной выборки испытуемыеопрашивались с учетом материального и семейного положения, состояния здоровья.
Цель исследования: выявление степени удовлетворенностижизнью в пожилом возрасте.
Ход исследования: текст опросника зачитываетсяэкспериментатором или предъявляется испытуемому на заранее приготовленныхбланках. Текст опросника состоит из семи шкал, раздельно оценивающих степеньудовлетворенности жизнью и успешность приспособления к ней.
Испытуемым предлагается инструкция:«Вам будет зачитан ряд утверждений. Не задумываясь, отвечаете «да» или «нет»».
Текст опросника
Здоровье.
1. Вы поддерживаетесвое здоровье физическими упражнениями?
2. Вы ведетеактивный образ жизни?
3. Ваша любимая темаразговора о лекарствах, о способах лечения и т.д.?
4. Наиболее значимымчеловеком в вашей жизни является участковый (лечащий) врач?
5. Сохранениездоровья является для вас смыслом жизни?
Выход на пенсию как смена статуса.
6. При выходе напенсию ваша ценность для окружающих снизилась?
7. Вы считаете, чтоесли бы до сих пор продолжали работать на прежнем месте, то принесли быощутимую пользу обществу?
8. Выйдя на пенсиювы приобрели много свободного времени, которое с удовольствием тратите наличные интересы?
9. С выходом напенсию круг ваших знакомых резко уменьшился?
10. С выходом напенсию ваша жизнь обрела новый смысл?
Взаимоотношения в семье
11. Вы чувствуете,что необходимы своим близким и родственникам?
12. Вас частопосещают дети, внуки, братья, сестры (если есть)?
13. Вы все большеобщаетесь с родными по телефону?
14. Вы активноучаствуете в воспитании своих внуков?
Взаимоотношения с окружающим миром
15. Вы неприветствуете технические новшества и считаете, что они вредны обществу?
16. При общении смолодым поколением вы находите точки соприкосновения и хорошо понимаете другдруга?
17. У вас возникаетжелание поучать молодое поколение?
18. Вы избегаетеобщения с людьми, которые постоянно жалуются на жизнь?
19. Вы читаетелитературу, включая периодические издания (газеты, журналы)?
20. Вы с энтузиазмомпомогаете нуждающимся в вашей помощи?
21. Вера в Богапомогает вам жить дальше, справляться со сложностями и ударами судьбы?
Экономическое положение
22. Ваше материальноесостояние влияет на ваше душевное равновесие?
23. Вам хватает денегна необходимые нужды?
24. Вы до сих порищете способ заработать?
25. Вы считаете, чтонаходитесь под защитой государства?
Самооценка
26. Вы скрываете свойвозраст всевозможными способами (подкрашивание волос и зачесывание их налысину)?
27. Вам близкоутверждение «Старость не радость»?
28. Вы позволяетесвоим домашним обращаться с вами невежливо, называть вас старухой, стариком ит.д.?
29. Вы стары и уже нина что не годитесь?
30. Вы полны сил ипланов на будущее?
Самореализация
31. Большую частьвремени вы занимаетесь воспоминаниями о прошлой жизни?
32. Вы реализовалисебя в жизни?
33. У вас естьжизненные задачи, которые вам необходимо выполнить?
34. В старости естьсвои положительные стороны?
35. При возможностизаново прожить жизнь, вы прожили бы ее также?
36. Состарившись, выпочти все потеряли?
37. Вы удовлетвореныпрожитой жизнью?
38. Вы вполнесчастливы?
Интерпретация результатов.
Удовлетворенность собственнымздоровьем в очень слабой степени зависит от возраста. И в 60 и в 80 лет пожилыелюди могут быть удовлетворены просто от того, что их организм продолжаетисправно функционировать.
Физкультурой занимаются 60 %опрашиваемых пожилых людей и такое же количество считает, что ведет активный образжизни.
Наиболее значимым человеком впенсионном возрасте является участковый врач, и так считают 60 % из опрошенныхпенсионеров. Для 50 % пенсионеров любимой темой разговора является тема олекарствах и способах лечения (30 % из них — женщины), а смыслом жизнистановится сохранение здоровья для 70 % пожилых людей (40 % из них – мужчины).
При проведенном опросе большинствопенсионеров утверждают, что их ценность для окружающих снизилась после выходана пенсию (30 % мужчин, 40 % женщин) и они принесли бы ощутимую пользуобществу, если бы до сих пор работали на прежнем месте (50 % мужчин, 30 %женщин).
Приобретенное свободное время впенсионном возрасте большинство с удовольствием тратит на личные интересы (30 %мужчин, 40 % женщин). в пенсионном возрасте круг знакомых резко уменьшился (40% мужчин, 40 % женщин).
Не все пенсионеры считают, чтоприобрели новый смысл в этом возрасте (всего 60 % опрошенных, из них 30 %мужчин, 30 % женщин).
70 % опрошенных считают, чтонеобходимы своим близким и родственникам и принимают активное участие ввоспитании своих внуков (60 %).
Близкие родственники (дети, внуки ит.д.) в 100 % опрошенных посещают своих престарелых родителей, бабушек идедушек. Но тем не менее многие их них утверждают, что все больше общаются потелефону (80 %, из них 40 % мужчин, 40 % женщин). Многие поясняют это тем, чтоих дети давно живут в ближнем зарубежье (Россия, Украина) или находятся назаработках в связи с тяжелым материальным положением и для них затруднительночасто приезжать к своим престарелым родителям.
50 % пожилых людей приветствуюттехнический прогресс, но другие 50 % против и считают, что он вреден обществу ив большей степени их внукам, так как наблюдается повальное влечение молодыхлюдей к компьютерным играм, что приводит к отходу от реальности.
80 % опрошенных пожилых людейпонимают молодое поколение и находят с ними общий язык.
Мужчины пожилого возраста большестараются избегать людей, постоянно жалующихся на жизнь (40 % мужчин). Женщиныже менее склонны избегать общения с такими людьми и объясняют это тем, что самилюбят жаловаться.
Все респонденты пожилого возрасталюбят читать литературу, посещают библиотеки и постоянно читают периодическиеиздания. Люди пожилого возраста стараются помогать друг другу, нуждающимся впомощи (80 %). Люди этого возраста больше склонны испытывать жалость.
Как утверждают Л.Г. Новикова, К.Каариайнен, Д.Е. Фурман, верующих среди лиц старше 60 лет от 53 % до 65,8 %.
Как полагают ученые, усилениерелигиозности в пожилом возрасте является реакция на обострение «вечныхвопросов» о конце жизни. Проведенный опрос показал, что 90 % считают, что верав Бога помогает им жить дальше. Однако не все из опрошенных пожилых людейотносятся к православной церкви. В последние годы увеличился наплыв секстантов(баптисты, пятидесятники и т.д.). Завербовывая больше пенсионеров, онипредлагают им материальные блага, что является острым вопросом в нашей стране.
Практически все престарелые люди изчисла опрошенных (90 %) считают, что материальное положение влияет на их душевноеравновесие. Им далеко не хватает денег на необходимые нужды (70 %) и до сих порищут способ заработать (80 %).
60 % людей периода поздней взрослостиполагают, что находятся под защитой государства, испытывая благодарность хотябы за то, что в течение последних нескольких лет пенсионерам увеличили размерпенсии и выплачивают ее вовремя (это для наших пенсионеров уже «радость»).
Положительная самооценка влияет набодрость и уверенность в своих силах.
Положительная самооценка в пожиломвозрасте наблюдается в большинстве (80 %) опрошенных. Все набрали не менее 3-хбаллов (см. приложение…).
Все пожилые люди не скрывают свойвозраст (100 %), не позволяют своим домашним обращаться с ними невежливо (80%).
60 % не считают себя старыми и ни начто не годными, 70 % полны сил и планов на будущее, тем не менее утверждают,что «старость не радость» (90 % опрошенных), но в ней есть положительныестороны (90 %).
Большую часть времени пенсионерызанимаются воспоминаниями о прошлой жизни (90 %). Такое же количество утверждают,что реализовали себя в жизни и считают, что у них есть жизненные задачи,которые им необходимо выполнить (80 %, из них 50 % мужчин, 30 % женщин). Однаконе все готовы прожить жизнь также, если бы была такая возможность (мненияразделились 50 % на 50 %). Пожилые люди утверждают, что если бы представиласьвозможность прожить жизнь заново, то они не боялись бы делать ошибки, большерисковали и путешествовали и меньше думали о завтрашнем дне.
Всего 40 % пенсионеров (из них 30 %мужчин) удовлетворены прожитой жизнью и всего 30 % мужчин считают себя вполнесчастливыми. Счастливых же женщин при опросе не выявилось. Это объясняетсяскорее тем, что женщины пронесли на себе через всю жизнь груз бытовых проблем ине ко всем из них приходит спокойная старость.
Психологические рекомендации,позволяющие адаптироваться к меняющимся условиям в пожилом возрасте:
1. Осознайтереальность выхода на пенсию как данность бытия.
2. Постарайтесьсмириться с новым положением и выразить в словах охватившие вас чувства.
3. Сумейте оценитьпоявившееся свободное время, которое можно использовать в личных интересах.
4. Попробуйтеосмыслить положительные стороны того, что было в прошлом.
5. Постарайтесьнаметить цели и принимайтесь за их выполнение.
6. Радуйтесьсегодняшнему дню и верьте в завтрашний.
7. Считайте толькоудачи и успехи и не вспоминайте обиды, промахи и удары судьбы.
8. Подумайте о том,что если вы дожили до такого возраста – это уже удача.
9. Забота и любовь кродным и близким отодвигает старение.
10. Избегайте мрачныхлюдей, кинофильмов, романов.
11. Смех – одно изсамых сильных лекарств, продлевающих жизнь.
12. Постарайтесьвести активный образ жизни, будь то умственный или физический труд.
13. Не забывайте, чтоесть люди, находящиеся в еще худшем положении, чем вы.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пожилой возраст – это возраст«социальных потерь», обусловленный сменой статуса и ролей.
К проблеме психосоциального развитияличности в пожилом возрасте подходили такие ученые как И.И. Мечников, А.А.Богомолец, В.В. Болтенко, А.Г. Нагорный, Э. Эриксон, Г. Крайг, В.Д. Шапиро.
По мнению ученых, развитие личностипродолжается всю жизнь, но в период поздней взрослости оно обретает особуюзначимость, в связи с образованием новых структур.
- Доля групп людейстарше 60-65 лет составляет 1/6 или 1/8 всей мировой популяции.
- В пожиломвозрасте удовлетворенность жизнью и успешность приспособления к ней зависит отряда факторов. К ним относятся: здоровье, экономическое и семейное положение,позитивное функционирование, уровень общения с окружающими и потребность вудовлетворении, которая раньше давала работа.
- Целостностьличности достигается путем успешного разрешения нормативных кризисов пройденныхстадий развития.
- Период послевыхода на пенсию составляет в среднем 16 лет у мужчин и 24 года у женщин.
- Подготовка квыходу на пенсию состоит из трех частей: сбрасывание оборотов, перспективноепланирование, жизнь в ожидании пенсии.
- Выход на пенсиюпредполагает приобретение нового социального статуса.
- Выход на пенсиюможет сопровождаться как позитивным, так и негативным эмоциональным состоянием.Это зависит от отношения к работе на протяжении всей жизни.
- Семейныеотношения в период поздней взрослости дают человеку чувство защищенности,стабильности и прочности.
- Большинство пожилыхпар, вырастивших детей, показывают более сильное чувство удовлетворенности игармонии.
- Существуют такиероли бабушек и дедушек как: присутствие, семейная «национальная гвардия»,арбитры, сохранение семейных традиций и истории.
- Смерть брачногосупруга приводит к приобретению нового статуса – вдовы или вдовца.
- Вероятностьовдоветь для женщин в несколько раз больше, чем для мужчин.
- Вдовы режевдовцов снова выходят замуж.
- Старикииспытывают особую потребность проводить много времени в размышлениях о прошлойжизни.

СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.АлександроваМ.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. –Л.: Изд-воЛенинградского ун-та, 1974. –194 с.
2.АльперовичВ.Д. Геронтология. Старость: Социокультурный портрет. –М., 1998. –113 с.
3. АнцыфероваЛ.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможность поступательногостарения личности//Психологический журнал. 1996. № 6. С. 80-89.
4. БогомолецА.А. Продление жизни. –К., 1940. –185 с.
5. БолтенкоВ.В. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. М., 1984. –195 с.
6.ДементьеваН.Ф. Методологические аспекты социально-психологической адаптации лиц пожилоговозраста в стационарных учреждениях социального обслуживания//Психологиязрелости и старения. 1998. № 2. С. 31-39.
7. ДотченкоЕ.А., Титаренко Т.М. Личность, конфликты, гармония. –К., 1989. –163 с.
8. КаариайненК., Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие // Вопросы философии. 1997. № 6. 101с.
9. Калиш Р.Пожилые люди и горе//Психология зрелости и старения. 1997. Осень. С. 16-31.
10.Карпенкова Т.В. Основы социально-правовой защиты пожилых людей//Психологиязрелости и старения. 1998. № 2. С. 29-45.
11. Кемпер И.Легко ли не стареть? –М., 1996. –123 с.
12. Крайг Г.Психология развития. –СПб.: Питер, 2000. –960 с.
13. КрасноваО.Г. Исследование структуры социальной поддержки пожилых людей//Психологиязрелости и старения. 1998. № 2. С. 5-16.
14. КрасноваО.В. Социально-психологические аспекты старения//Клиническая геронтология.1997. № 3. С. 19-26.
15. КроникА.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности//Психология личности втрудах отечественных психологов/Составитель Л.В. Куликов. –СПб., 2000. –645 с.
16. КуликовЛ.В. Психология настроения. –СПб., 1997. –200 с.
17. КурцменДж., Гордон Ф. Да сгинет смерть! Победа над старением и продление человеческойжизни. –М., 1982. –123 с.
18. Маслоу А.Мотивация и личность. –М., 1998. –350 с.
19. МечниковИ.И. Этюды оптимизма. –М., 1987. –158 с.
20. НагорныйА.Г., Никиктин В.Н., Булавкин И.Н. Проблемы старения и долголетия. –М.: Медгиз,1963. –133 с.
21. НовиковЛ.Г. Основные характеристики динамики религиозности населения // СоцИС:Социологические исследования. 1998. № 9. С.
22. ПанинаН.В., Сачук Н.Н. Социально-психологические особенности образа жизни стареющихлюдей//Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1985. № 9.
23. ПатрушевВ.Д. Пенсионер: его труд, быт и отдых//Социологические исследования. 1998. №10. С. 16-27.
24. Пожилойчеловек: проблемы возраста и аспекты социальной защиты. –Ульяновск, 1995. –156с.
25. ПолищукЮ.И. и др. Состояние одиночества и ассоциированные с ним расстройствадепрессивного спектра у лиц пожилого возраста//Клиническая геронтология. 1999.№ 8. С. 36-46.
26. Популярнаяэнциклопедия пожилого возраста. –Самара, 1996. –300 с.
27.Психология человека от рождения до старости//Психологическая энциклопедия/Подред. А.А. Реана. –М.: Олма-пресс, 2002. –850 с.
28. ПотанинаЮ.А. Адресная поддержка пенсионеров в условиях переходной экономики//НаселениеРоссии сегодня. –М., 1999. С. 40-80.
29. РыбалкоЕ.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. –Л.: Изд-воЛенинградского ун-та., 1990. –456 с.
30. Смит Э.Д.Стареть можно красиво. –М., 1995. –174 с.
31. ТолстыхА.В. Возрасты жизни. –М.: Молодая гвардия, 1988. –268 с.
32. Франкл В.Человек в поисках смысла. –М.: Прогресс, 1990. –301 с.
33. Фромм Э.Бегство от свободы. –М., 1998.
34. Фромм Э.Человек для себя. –Минск, 1992.
35. ФролькисВ.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. –Л.: Наука, 1988. –211 с.
36. Ханна Т.Искусство не стареть. –СПб., 1996.
37. ШапироВ.Д. Человек на пенсии. –М., 1980. –181 с.
38.Шаповаленко И.В. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте//Психологиязрелости и старения. 1999. № 6. С. 36-49.
39. ШахматовН.Ф. Психологическое старение: счастливое и болезненное. –М.: Медицина, 1996.–405 с.
40. ЭлкиндД., Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни//Эриксон Э. Детство иобщество. –СПб., 1999. –302 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Принципы проектирования автобусной станции
Реферат Anna Karenina Essay Research Paper
Реферат Проект создания компании-оператора ООО Трансмет
Реферат Проектирование АТП КамАЗ с аккумуляторным участком
Реферат Проект модернізації колії
Реферат Bio Notebook Essay Research Paper PHOTOSYNTHESISGeneral InfoDefn
Реферат "Счастье не в счастье, а в его достижении..." Ф.М.Достоевский. (По одному из произведений русской литературы)
Реферат Проектирование козлового крана
Реферат Проектирование АТП 3
Реферат Производственная система OPТ логистика на транспорте
Реферат Проект промежуточной станции
Реферат Состав и функционирование ИС построенной по принципу "клиент-сервер" для численного обоснования решений
Реферат Проектирование автотранспортного предприятия 5
Реферат Производственно-финансовое планирование на предприятиях автосервиса
Реферат Прокладка нефтепровода через водные преграды