Реферат по предмету "Психология"


Типы темперамента и их психологическая характеристика

ТОГОУ СПО
Тамбовский педагогическийколледж №1 имени К.Д. Ушинского
Реферат
по психологии
на тему:
Типы темперамента и ихпсихологическая характеристика

Работу выполнила
студентка 2 «А»
Земцова Елена

Оглавление
темперамент поведениеиндивидуальный психологический
Введение
1. Типы высшей нервной деятельности
2. Особенности и воспитаниетемперамента
3. Типы темперамента
3.1. Холерический
3.2. Сангвинический
3.3. Флегматический
3.4. Меланхолический

Введение
Посмотрите на школьников во время перемены- они не только разговаривают, но и играют по-разному: одни -  возбуждены, порывисты, быстры, подвижны, другие –  спокойны, сдержаны, даже медлительны.
Если на уроке все учащиеся внимательны, токаждый внимателен по-своему. Своеобразие ребят проявляется во всем: как онисмотрят, слушают, когда им объясняют урок, как запоминают и как воспроизводятучебный материал.
И все же, если пристальнее понаблюдать заучащимися, у некоторых из них можно пойти наряду с различиями и что-то общее;например, как они работают, как они отвечают на вопросы.
Мы затронули очень интересную проблему –об индивидуально – психологических особенностях детей, о темпераменте. Этиособенности проявляются в деятельности учащихся (игровой, трудовой, учебной,творческой) и придают ей своеобразную окраску.
Совокупность индивидуально –психологических особенностей человека, проявляющаяся в его поведении идеятельности, называется темпераментом.
Пытливый ум человека уже давно обратилвнимание на то, что люди по-разному отвечают на одни и те же жизненныевоздействия (раздражители), по-разному ведут себя в одних и тех же жизненныхситуациях, в то же время в поведении разных людей можно отметить что-то общее.Почему?
Древнегреческий ученый Гиппократ, живший вV веке до нашей эры, утверждал, что особенности каждого человека определяютсяпреобладанием и надлежащим смешением жидкостей организма (слизи, желчи, крови).Отсюда и произошел термин  «темперамент», в переводе с латинского «tempero» — смешиваю в надлежащем соотношении.
На подлинно научную основу изучениетемпераментов дали исследования высшей нервной деятельности животных,проведенное И.П. Павловым и его сотрудниками. Исследования И.П. Павловаявляются научно – физиологической основой учения о темпераменте. Только сейчас,изучая высшую нервную деятельность методом условных рефлексов, ученые подвелинаучный физиологический фундамент под учение о темпераментах.

1. Типы высшей нервной деятельности.
 
Экспериментируянад собаками, И.П. Павлов заметил, что каждое животное имеет своииндивидуальные способности. Одна собака – живая, подвижная; у нее быстровырабатываются условные рефлексы, как положительные, так и тормозные,относительно происходит переделка стереотипа. Другая собака отличается своимспокойствием и медлительностью; у нее медленно вырабатываются положительныеусловные рефлексы и относительно легко – тормозные, переделка динамическогостереотипа нелегко дается собаке этого типа. Из попытки выяснить причины этихразличий и возникло учение И.П. Павлова о типах  высшей нервной деятельности.
Тип высшейнервной деятельности по Павлову – это своеобразный комплекс основных свойствнервных процессов возбуждения и торможения – силы, равновесия и подвижности.
Под силойИ.П. Павлов понимал работоспособность нервных клеток, их способность выноситьнапряжение, не впадая в тормозное состояние (запредельное торможение). Силанервных процессов зависит от запаса реактивного, или функционального, веществав нервных клетках.
Силанервного процесса характеризуется адекватной реакцией на сильные раздражители:сильные раздражения у сильной нервной системы вызывают и сильные процессывозбуждения. Чем сильнее нервная система, тем более ярко проявляется даннаязакономерность. Изменение силы раздражителя влечет за собой изменение силыреакции. Время реакции уменьшается при увеличении силы раздражителя.
Сильнаянервная система отличается способностью нервной клетки сопротивлятьсядлительному действию посторонних раздражителей.
Слабаянервная система характеризуется неспособностью нервных клеток воздерживатьдлительное и концентрированное возбуждение или торможение при действии сильныхраздражителей – нервные клетки переходят в состояние запредельного торможения.
Следующимважным свойствами высшей нервной деятельности является уравновешенность нервныхпроцессов возбуждения и торможения, то есть пропорциональное соотношение этихпроцессов.
Показателипреобладания процессов возбуждения над процессами торможения является быстроеобразование условных рефлексов и медленное угасание ориентированного рефлекса.Показатели преобладания процессов торможения является медленное образованиеусловных рефлексов и быстрое их угасание.
Равновесиевытекает из соотношения процессов возбуждения и торможения по их силе. Если обанервных процесса примерно одной и той же силы, то они уравновешивают другдруга. Такая нервная система называется уравновешенной. Если же один из нервныхпроцессов (обычно возбуждение) по силе преобладает над другим (торможеним), тотакая нервная система будет неуравновешенной.
Третьимсвойством, положенным И.П.Павловым в определение типа высшей нервной деятельности,является подвижность (лабильность) основных нервных процессов – возбуждения иторможения.
Нервнаясистема человека и животного постоянно подвергается воздействием окружающейсреды, для которой характерны постоянство и изменчивость. Уравновешенность организмасо средой достигается только при условии, если оба нервных процесса –возбуждение и торможение – по скорости протекания и быстроте смены поспевают заколебаниями среды.
Подвижностьнервной системы характеризуется сменностью процессов возбуждения и торможения,скоростью начала и прекращения их  ( когда этого требует условия жизни),скоростью движения нервных процессов (их иррадиация и концентрация), скоростьюпоявления нервного процесса в ответ на раздражение, скоростью образования новыхусловных связей, выработкой и изменением динамического стереотипа (скорость ипрочность образования динамических стереотипов, а если требует жизнь, то иломка их).
Взависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессоввозбуждения и торможения образуются четыре основных типа высшей нервнойдеятельности.
Попризнаку силы нервных процессов И.П.Павлов различал сильных и слабых животных.Сильный в свою очередь он подразделял на сильных уравновешенных и сильныхнеуравновешенных. Сильные уравновешенные могут быть быстрыми (живыми) имедлительными (спокойными). Так была создана классификация типов,  высшейнервной деятельности.
Типывысшей нервной деятельности
/> 

/>/>Сильный                                                                         Слабый
 
 
Уравновешенный                  Неуравновешенный
/>/>(безудержный)
 
 
Подвижный           Спокойный
(лабильный)         (инертный)
 
Слабыйтип. Животные со слабой нервнойсистемой не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированныераздражители. Под действием сильных раздражителей задерживается выработкаусловных рефлексов или они разрушаются. Нарушения приводят к заболеваниюнервной системы. Слабыми являются процесс торможения и возбуждения, особеннослабыми являются тормозные процессы (только 15-30 секунд нервная система слабыхживотных может переносить сильные торможения).
Придействии сильных раздражителей происходит задерживание выработки условныхрефлексов и вообще отмечается низкая способность к их выработке. Одновременно сэтим отмечается высокая чувствительность (то есть низкий порог) на действияпосторонних раздражителей.
Сильныйнеуравновешенный тип, отличаясьсильной нервной системой, характеризуется неуравновешенностью основных нервныхпроцессов – преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Всвязи с этим у животных сильного неуравновешенного типа быстро образуютсяположительные условные рефлексы и медленно – тормозные.
Сильныйуравновешенный подвижный тип. Сильноераздражение вызывает сильное возбуждение. Процессы торможения и возбужденияуравновешены, но быстрота, подвижность, ведут к неустойчивости нервных связей,быстрой сменяемости нервных процессов.
Сильныйуравновешенный спокойный тип. Нервныепроцессы отличаются малой подвижностью. Животные внешне всегда спокойны, ровны,трудно возбудимы.
На основеизучения типов высшей нервной деятельности животных И.П. Павлов пришёл к выводуо том, что установленные на собаках типы нервной системы можно перенести и начеловека.
Но нельзядумать, что указанные четыре типа нервной деятельности могут исчерпать всёмногообразие форм поведения индивида. И.П. Павлов считал, что эти типы,наиболее частые и резкие, которые действительность отчётливо выдвигает,являются основными; между ними располагаются промежуточные формы и переходные типы.Среди людей можно встретить многочисленные вариации основных типов. Павловсчитал, что нужно знать эти переходные и промежуточные формы и типы нервнойдеятельности для того, чтобы правильно ориентироваться в человеческомповедении.

2. Особенностии воспитание темперамента
Особенностипсихической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение,привычки, интересы,  знания, формируются в процессе индивидуальной жизничеловека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразиеповедению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека –определяет подвижность нервных процессов, их устойчивость (динамика процессавосприятия, переключение и устойчивость внимания, диапазон мыслительнойдеятельности) – но не определяет ни поведения и поступков человека, ни егоубеждений, ни моральных устоев.
Установлениетипа высшей нервной деятельности людей связано с большими трудностями. Врезультате своих исследований Б.М.Теплов пришел к важным выводам, имеющимбольшое значение для педагогической практики. Он указывает, что в процессевоспитания следует искать не пути изменения нервной системы учащегося,  (этотпроцесс протекает очень медленно и пути  его еще не достаточно изучены), аследует находить наилучшие формы, пути и методы воспитания с учетомособенностей нервной системы воспитанника.
Особенностинервной системы человека, полученные им при рождении, называются генотипом. Втечение жизни человека эти врожденные особенности не остаются неизменными: подвлиянием среды, в результате воспитания происходит значительное изменение идаже перестройка врожденного типа нервной системы.
Особенностинервной системы человека, развивающиеся в течение его жизни, называется фенотипом.Фактически, сталкиваясь с людьми, мы всегда имеем дело не с генотипом, а сфенотипом их нервной системы.
В связи сизменением типа нервной системы меняется и темперамент человека. Под влияниемвоспитания наблюдается большая изменчивость особенностей темперамента. Задачавоспитания темперамента заключается в том, чтобы постепенно развитьположительные черты темперамента и приучить их сдерживать отрицательные егопроявления. Воспитание темперамента неразрывно связано с формированием волевыхчерт характера человека. Только научившись сознательно управлять своимповедением, человек может выработать у себя положительные черты темперамента.
И.П. Павловэксперементально доказал возможность изменения отдельных свойств типа нервнойдеятельности. Так, у безудержного типа, у которого сильный процесс возбужденияне уравновешен менее сильным процессом торможения, оказалось возможным путемтренировки добиться значительного увеличения силы тормозного процесса ипривести его в равновесие с процессами возбуждения. Отсюда И.П. Павлов делаетвывод: у сильного возбудимого типа можно тренировкой добиться сильноготорможения, достаточного для уравновешивания процесса возбуждения.
Это дало основание говорить, например, о нескольких вариантах безудержного типа. Так,возможен тип, у которого процесс возбуждения достиг крайней силы, а процессторможения ослаблен.
Или другойвариант: сильны оба процесса, но процесс возбуждения превышает обычный уровень.И, наконец, третий, вариант, когда сила процессов торможения и возбуждениядостигает почти одного уровня.
Павловприводил примеры, показывающие, что первоначальная неуравновешенность стечением времени посредством медленных и повторных упражнений могла быть взначительной мере выравнена.
И.П.Павлов считал, что путем, длительной посильной, тренировки можно укрепитьнервную систему слабого типа. Человек с выраженными свойствами слабого типанервной деятельности впоследствии, в благоприятных условиях жизни и воспитания,может с успехом решать любые жизненные задачи.
Последующиеисследования показали, что подвижность нервных процессов является наиболееизменчивым в онтогенезе свойством нервных процессов.
3. Типы темперамента
И.П.Павлов отождествлял тип нервной деятельности и темперамент. Последующиеисследования показали, что тип нервной деятельности не всегда совпадает с типомтемперамента. Очевидно, что на темпераменте сказываются не только свойстванервной системы, но и соматическая организация личности в целом. Типнервной деятельности следует рассматривать в качестве задатка темперамента.Так, установлено, что при прочих равных условиях пассивно-оборонительноеповедение преимущественно наблюдается у животных со слабым типом нервнойсистемы, а агрессивное поведение – у сильных неуравновешенных особей.
В прошломмногие психологи сводили проявление темперамента к эмоциональной сфере. Насамом деле темперамент проявляется не только в эмоциональных, но и вмыслительных и волевых процессах. Когда говорят о темпераменте человека, тоимеют в виду не динамику изолированных психологических процессов, а весьсиндром (систему) динамических особенностей целостного поведения личности.Виды темпераментов Типы нервной системы Особенности нервных процессов По силе По уравновешенности По подвижности Холерический Безудержный Сильный Неуравновешенный - Сангвинический Живой Сильный Уравновешенный Подвижный Флегматический Спокойный Сильный Уравновешенный Инертный Меланхолический Слабый Слабый - -
3.1 Холерическийтемперамент
 
Холерический темперамент.Желчь — одна из самых своеобразных элементов в человеческом организме. В химическомотношении это вещество горючее, белковое, пенящееся. С точки зрения физиолога,это очень подвижная жидкость сильно возбуждающая и действующая подобно дрожжам.
Душевные свойства: повышеннаявпечатлительность, движения резкие, порывистые. Пламя, пожирающее человека желчноготемперамента, порождает мысли и влечения самодовлеющие и исключительные. Онопридаёт ему почти постоянное чувство тревоги. Без труда дающееся сангвиникучувство душевного благополучия ему совершенно не знакомо: он обретает покойтолько в самой напряжённой деятельности. Человек холерического темперамента предназначен к великим делам своей телесной организацией. Холериками, по мнениюСтендаля, были Юлий II, Карл V Кромвель.
Люди этоготемперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, всепсихологические процессы протекают у них быстро, интенсивно. И.П.Павловназывает людей этого темперамента быстрыми, легко и быстро возбуждающимися.
Отличаетсямалой сензитивностью, высокой реактивностью и активностью. Но реактивностьпреобладает над активностью. Поэтому холерик необуздан, несдержан, нетерпелив,вспыльчив. Менее пластичен и более ригиден, чем сангвиник. Отсюда большаяустойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, затруднения впереключении внимания. Быстрый психический темп.
Преобладаниевозбуждения над торможением, свойственно  этому типу нервной деятельности, яркопроявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительностихолерика. Отсюда – и выразительная мимика, быстрая речь, резкие жесты,несдержанные движения.
Чувствачеловека холерического темперамента – сильные, обычно ярко проявляются, быстровозникают, настроение резко меняется.
Неуравновешенность,свойственная этому темпераменту, ярко проявляется и деятельности холерика: он сувлечением берется за дело, показывая при этом порывистость, быстроту движения,работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическимтемпераментом запас нервной энергии быстро истощается в процессе работы и можетнаступить резкий спад деятельности,  подъем и воодушевление исчезают,настроение резко падает, ухудшается.
В общениис людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональнуюнесдержанность, что не дает ему возможности объективно расценивать поступкилюдей и часто создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняяпрямолинейность, вспыльчивость, резкость порой делают тяжелым и неприятным требование в коллективе таких людей.
3.2 Сангвиническийтемперамент
Сангвинический темперамент.Сангвиник –человек с ослепительным цветом лица, довольно полный, веселый, с широкойгрудью, которая заключает в себе  вместительные легкие, и свидетельствуют одеятельном сердце, следовательно, быстром кровообращении и высокой температуре.
Душевные свойства: приподнятое состояниедуха, приятные и блестящие мысли, благожелательные и нежные чувства; нопривычки отличаются непостоянством; есть что-то легковесное и изменчивое вдушевных движениях; уму не достает глубины и силы. Сангвинику нельзя поручитьзащиту важной крепости, зато его следует пригласить на роль любезногоцаредворца. Подавляющая масса французов – сангвиники, и поэтому в их армии вовремя отступления из России  не было никакого порядка.
Труднопонять особенности сангвиника без учета указаний И.П.Павлова о некоторойдвойственности этого темперамента. Если раздражители быстро меняются, все времяподдерживается новизна и интерес впечатлений – у сангвиника создается состояниеактивного возбуждения,  и он проявляет себя как человек деятельный, активный,энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, не поддерживают егосостояния активности, возбуждения, тогда сангвиник теряет интерес к делу, унего появляется безразличие, скука, вялость.
Повышеннаяреактивность. По незначительному поводу громко хохочет. Несущественный фактможет сильно рассердить. Живо и с большим возбуждением откликается на все,привлекающее его внимание. Живая мимика и выразительные движения. По его лицулегко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету иличеловеку. Быстро сосредотачивает внимание.
Пониженнаясензитивность. Высокий порог чувствительности. Очень слабые звуки и световыераздражители не замечает.
Повышеннаяактивность. Очень энергичный и работоспособный, часто тянет руку на уроке,может долго работать, не утомляясь, энергично принимается за новое дело.
Активностьи реактивность уравновешены.  Его  легко дисциплинировать. Он хорошо сдерживаетпроявления своих чувств и непроизвольные реакции. Быстрые движения, быстрыйтемп речи, быстро включается в новую работу. Быстрота ума, находчивость.
Высокаяпластичность. Чувства, настроения, интересы и стремления очень изменчивы. Онлегко сходится с новыми людьми. Легко привыкает к новым требованиям иобстановке. Быстро переключается с одной работы на другую. Быстрое усвоение иперестройка навыков. Гибкость ума.
Экстравертирован.В большей степени откликается на внешние впечатления, чем на образы ипредставления о прошлом и будущем
Большаяподвижность нервных процессов, наблюдаемая у сангвиников, способствует быстромупротеканию процесса возбуждения, быстрой сменяемости процессов возбуждения  иторможения. Отсюда становится понятным, почему у людей сангвиническоготемперамента ярко проявляется эмоциональная живость, быстрая смена чувств.
Усангвиника быстро возникают чувства радости, горя, симпатии и антипатии,привязанности и ненависти – но все эти проявления его чувств неустойчивы, онибыстро возникают, исчезают, замедляются противоположными, не отличаясьдлительностью и глубиной.
У людейсангвинического темперамента чувства обычно ярко выражены внешне: живая мимика,резкая жестикуляция, быстрые движения, быстрая речь, непоседливость,подвижность, живость. Все это проявляется, когда сангвиник деятелен, активен.Настроение сангвиника быстро меняется: то он радостен, беззаботен, то печален иозабочен, но, как правило, преобладает хорошее настроение; от всего гнетущего инеприятного сангвиник освобождается быстро.
Легкий ибыстрый отклик на окружающие раздражения и воздействия объясняет активностьсангвиника и легкое приспособление его к изменяющимся условиям жизни. Сангвиникобщителен, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения, вколлективе всегда жизнерадостен, общителен.
Особенностисангвинического темперамента заметно проявляются в учебной работе учащихся,принадлежащих к этому типу нервной деятельности. Подвижность и уравновешенностьнервных процессов сангвиника способствуют быстрому возникновению новых условныхсвязей, актуализации старых и образованию новых условных связей, актуализациистарых и образованию подвижных и гибких динамических стереотипов.
Еслиучебный материал интересен, доступен школьнику сангвинического темперамента,вызывает у него эмоциональный отклик, то он быстро усваивает новый материал,быстро соображает, запоминает, легко переключает внимание. Если же учебныйматериал неинтересен и для его изучения требуется длительная, напряженная,однообразная работа, не вызывающая эмоционального отклика, то он пассивен иплохо усваивает новый материал, не проявляет активности и желания усваиватьобъясняемый учителем новый материал.
Усангвиника легко воспитать и поддерживать живность, отзывчивость, активноеотношение к учебной работе, активность в труде и общественной жизни. На такойоснове следует вырабатывать и закреплять у детей этого темперамента привычныеформы поведения, для чего нужно создавать им определенные условия: задания,уроки должны быть интересными, вызывать эмоциональный подъем.
Принеблагоприятных условиях у сангвиника могут проявляться неустойчивость чувств,легкомысленное отношение к делу, переоценка себя и своих возможностей,несерьезное (подчас легкомысленное) отношение к учению, к людям, к труду.
Учащегосясангвинического темперамента нужно всегда держать в поле зрения, не разрешатьим отвлекаться, нагружать их посильной работой и требовать от них активности вучении и труде.
3.3 Флегматическийтемперамент
Флегматический темпераментприсущгораздо больше северным народам, например голландцам. Посетите Роттердам, и выих увидите. Вот вам на встречу идёт толстый, рослый блондин с необыкновенноширокой грудью. Вы можете заключить, что у него сильные легкие, большое сердце,хорошее кровообращение. Нет, эти объемистые легкие сдавлены излишками жира. Ониполучают и перерабатывают лишь небольшое количество воздуха. Движенияфлегматика вялы и медлительны. В результате маленький и подвижный гасконецпобивает огромного грендера-голландца.
Душевные свойства: флегматику совершенночужда тревога, из которой возникают великие дела, манящие холерика. Его обычноесостояние — спокойное, тихое благополучие. Ему свойственна мягкость,медлительность, лень, тусклость существования.
Человекэтого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельностипроявляет основательность, продуманность, упорство. Он как правило, доводитначатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бызамедленно. И.П. Павлов назвал людей этого темперамента «спокойными, ровнымитружениками жизни».
Чувствафлегматика внешне выражаются слабо, невыразительны. Причина этого –уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов.
Малаясензитивность. Мало эмоционален. Трудно рассмешить, разгневать или опечалить.Когда в классе громко смеются по какому-либо поводу, остается невозмутимым. Прибольших неприятностях остается спокойным. Мимика бедная. Движенияневыразительны. Энергичен,  отличается работоспособностью. Высокая активностьзначительно преобладает над малой реактивностью. Отличается терпеливостью,выдержкой, самообладанием. Медленный темп движений и речи, находчив. Медленнососредотачивает внимание. Ригиден. С трудом переключает внимание, с трудомприспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки.Интровертирован. С трудом сходится с  новыми людьми, с трудом откликается навнешние впечатления.
Вотношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен,настроение устойчивое. Спокойствие человека флегматического темпераментапроявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни – флегматика нелегковывести из себя и задеть эмоционально.
У человекафлегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие,спокойствие. У флегматика следует развивать недостающие ему качества – большуюподвижность, активность, не допускать в деятельности проявления безразличия,вялости, инертности, которые очень легко могут воспитываться в определенныхусловиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличноеотношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже самому себе.
В учебнойдеятельности учащемуся флегматического темперамента может мешать егомедлительность, особенно в тех случаях, где требуется быстро запомнить, быстропонять, сообразить, быстро сделать; в подобных случаях флегматик может проявитьполную беспомощность, но зато запомнить все надолго, основательно и прочно.
В своихработах по изучению психологических особенностей нервной деятельности человекаБ.М. Теплов неоднократно указывал, что если бы нервные клетки не обладалиинертностью, мы жили бы секундами, моментами, у нас не было бы ни какой памяти,не было бы ни какой выучки, не существовало бы никаких привычек.
Поэтомуинертность надо считать самым основным свойством нервной клетки. Прочностьусловных связей и образование стереотипа, (т.е. системность) являетсявыражением инертности.
Учителюнеобходимо больше активизировать деятельность учеников-флегматиков, изживатьравнодушие, безразличие, которое может возникнуть у них, чаще заставлять такихучащихся не только работать на уроке в определенном темпе; но и вызывать у нихэмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их товарищи.
3.4 Меланхолическийтемперамент
Меланхолический темперамент.Меланхоликаотличают стеснительность в движениях, колебания и осторожность в решениях.Чувства его лишены непосредственности. Когда он входит в гостиную топробирается вдоль стен. Самую простую веешь, эти люди умудряются высказать сзатаенной и мрачной страстностью. Любовь для них дело серьезное. Один юноша –меланхолик пустил себе пулю в лоб из-за любви, но не потому, что она быланесчастной а потому, что он не нашёл в себе сил признаться предмету своегочувства. И смерть показалась ему менее тягостной, чем это  объяснение.
Упредставителей этого типа нервной деятельности отмечается медленное течениепсихических процессов, они с затруднением (усилием) реагируют на сильныераздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этоготемперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее.
Высокаясензитивность. Повышенная чувствительность (невысокие пороги ощущений).Незначительный повод может вызвать слезы на глазах. Чрезмерно обидчив.Болезненно чувствителен. Малая реактивность. Мимика и движения невыразительны.Голос тихий. Движения бедны. Плачет тихо. Редко смеется во весь голос.Пониженная активность. Очень редко поднимает руку на уроке, неуверен в себе,робок, малейшая трудность заставляет опускать руки, неэнергичен, ненастойчив,легко утомляется и малоработоспособен. Легко отвлекаемое и неустойчивоевнимание. Медленный психический темп. Ригиден. Интровертирован.
Чувства иэмоциональное состояние у людей меланхолического темперамента возникают медленно,но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легкоуязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживаниявыражаются у них слабо.
Людимеланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегаютобщения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большуюнеловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликовтормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с такимтемпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно.
В основемеланхолического темперамента  лежит слабый тип нервной деятельности и сильныхвоздействий люди с такой нервной системой не переносят.
В учебнойработе школьники – меланхолики не в состоянии переносить сильные и длительныенапряжения, так как клетки их мозга быстро переходят в состояние охранительноготорможения. При частом повторении сильных воздействий, при утомленииохранительное торможение может стать у таких учащихся привычной формойповедения.
Важно недопускать проявления у таких учащихся тормозного состояния, а постепенноприучать учащихся-меланхоликов к более напряженной работе и к умению делатьусилия, преодолевая состояние торможения.
Умеланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину иустойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям, поэтомунередко люди этого темперамента склонны к работе в области искусства.
У учащихсямеланхолического темперамента необходимо развивать общительность, черезобщественную деятельность постепенно вводить их в коллектив, в совместнойколлективной работе воспитывать коллективистические чувства, чувства дружбы итоварищества. Если школьник меланхолического темперамента чуждается детскогоколлектива, уклоняется от общественного труда, он легко может замкнуться ипогрузиться в собственные переживания, ил, отойдя от коллектива, может попастьпод отрицательное влияние.
Б.М.Тепловна основе своих исследований утверждал, что понятие слабой нервной системы неявляется отрицательным. Сильная нервная система лучше справляется с однимижизненными задачами, а слабая – с другими. Слабая нервная система – это нервнаясистема высокой чувствительности и в этом заключается ее известноепреимущество.

Приложение
 
Опросник Б.Н. Смирнова
1. Вы любите часто бывать в компании?
2. Вы избегаете иметь вещи, которыененадёжны, непрочны, хотя и красивы?
3. Часто ли у вас бывает подъём испад настроения?
4. Во время беседы вы очень быстроговорите?
5. Вам нравится работа, требующаяполного напряжения сил и способностей?
6. Бывает ли, что вы передаёте слухи?
7. Считаете ли вы себя человекомвесёлым и жизнерадостным?
8. Вы очень привыкаете к определённойодежде, ее цвету и покрою, так что неохотно менять её на что-нибудь другое?
9. Часто ли вы чувствуете, чтонуждаетесь в людях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?
10. У вас очень быстрый подчерк?
11. Ищите ли вы сами себе работу,занятие, хотя можно было бы отдохнуть?
12. Бывает ли так, что вы невыполняете своих обещаний?
13. У вас очень много хороших друзей?
14. Трудно ли вам оторваться от дела,которым вы поглощены, и переключиться на другое?
15. Часто ли вас терзает чувство вины?
16. Обычно вы ходите очень быстро,независимо спешите или нет?
17. В школе вы бились над труднымизаданиями до тех пор, пока не решите их?
18. Бывает ли что, иногда высоображаете хуже, чем обычно?
19. Вам легко  найти общий язык снезнакомым человеком?
20. Часто ли вы планируете, как выбудите вести себя при встречи, беседе и т.д.?
21. Вы вспыльчивы и легко ранимы намеками шуткам над вами?
22. Во время беседы вы обычно быстрожестикулируете?
23. Часто всего вы просыпаетесь  утромсвежим и хорошо выспавшимся?
24. Бывает ли у вас такие мысли, чтовы не хотели бы, чтобы о них знали другие?
25. Вы любите подшучивать над другими?
26. Склонны ли вы к тому, чтобыосновательно подумать, прежде чем сообщить свои мысли кому-либо?
27. Часто ли вам сняться кошмары?
28. Обычно вы легко запоминаете иусваиваете новый учебный материал?
29. Вы настолько активны, что вамтрудно даже несколько часов быть без дела?
30. Бывало ли, что, разозлившись, вывыходили из себя?
31. Вам не трудно внести оживление  вдовольно скучную кампанию?
32. Вы обычно довольно малораздумываете, принимая какое-то даже важное решение?
33. Вам говорили, что вы принимаетевсё слишком близко к сердцу?
34. Вам нравится играть в игры,требующие быстроты и хорошей реакции?
35. Если у вас что-то долго неполучается, то обычно вы всё же пытаетесь сделать это?
36. Возникало ли у вас, хотя икратковременное, чувство раздражения к родителям?
37. Считаете ли вы себя открытым иобщительным человеком?
38. Обычно вам трудно взяться за новоедело?
39. Беспокоит ли вас чувство, что вычем-то хуже других?
40. Обычно вам трудно что — то делатьс  медлительными и неторопливыми людьми?
41. В течение дня вы можете долго ипродуктивно заниматься, чем — либо, не чувствуя усталости?
42. У вас есть привычки, от которыхследовало бы избавиться?
43. Вас принимают иногда забеззаботного человека?
44. Считаете ли вы хорошим другомтого, чья симпатия к вам надёжна и проверена?
45. Вас можно быстро рассердить?
46. Во время дискуссий вы быстронаходите подходящий ответ?
47. Вы можете заставить себя долго ипродуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо?
48. Бывает, что вы говорите о вещах, вкоторых совсем не разбираетесь?
Обработка и интерпретация результатовтестирования
Проверка результатов тестированияначинается с определения достоверности ответов испытуемого по показателюискренности. Для этой цели по данному показателю на поставленные вопросыподсчитываются ответы «Да» и «Нет», совпадающих с ключом к опроснику. Подсчетэтих чисел производится построчно, числа умножаются нВ соответствующиекоэффициенты (1 ,2 или3), после чего подсчитывается общая сумма баллов попоказателю искренности. К примеру, испытуемый ответил « Да» на следующиевопросы, совпадающие с ключом: 30, 42, 48, 6, 12, 18.Отает  «Нет « дал навопрос 23.В первой строке 3 ответа «Да»  совпали с ключом (3 х 3=9).Во второйстроке 2 ответа совпало с ключом  (2 х 2=4).В 3-й строке — один ответ совпал сключом (1 х 1=1).Общая сумма баллов по показателю искренности будет:9+4+!+1=15.
Если общая сумма составит 13-23 баллов, тоэто означает, что ответы вполне достоверны. При  8-12 баллах ответы считаютсясомнительными, при 0-7 баллов ответы – недостоверны.
Ключ к опроснику Б.Н.СмирноваСвойства темперамента
«Да»
№ вопроса Коэффициент
«Нет»
№ вопроса Коэффициент
1.Экстраверсия
1,7, 13,19, 25,31,37
4,43
3
2
2
1
2.Регидность*
8, 26, 32
2, 14, 20, 38, 44
3
2
37
19,46
2
1
3.Эмоциональная возбудимость
15, 21, 33, 39, 45
3, 9
27
 
3
2
1
 
4.Темп реакции
4, 16, 28
10, 22, 34, 40, 46
17, 29, 37
3
2
1
 
 
5.Активность
5,11,17,23,29,35,41 47
10
3
1
38
1
6.Искренность
30, 36, 42, 48
6, 12
18, 24, 25
3
2
1
23
1
 
*Ригидность означает состояние, прикотором наблюдается снижение приспособляемости, переключаемости психическихпроцессов к меняющимся условиям среды.
В последнем случае дальнейшая обработкарезультатов тестирования не производится.
Аналогично описанному выше производитсяподсчет общих сумм баллов по остальным показателям (свойствам темперамента).
Затем руководствуясь табл. 2, определяютстепень  выраженности каждого из свойства темперамента испытуемого.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.