Реферат по предмету "Психология"


Теория когнитивного диссонанса

План
Введение
1. Теория когнитивногодиссонанса
2. Когнитивный диссонанспо Фестингеру
2.1 Общие положения
2.2 Диссонанс и консонанс
2.3 «Полезное самоуспокоение»
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Многочисленныетеории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее времятаких теорий насчитывается уже не один десяток. В новейших психологических концепцияхмотивации, претендующих на объяснение поведения человека, преобладающим в настоящеевремя является когнитивный подход к мотивации, в русле которого особое значениепридается феноменам, связанным с осознанием и знаниями человека.
В классической работе Л. Фестингера,оказавшей огромное влияние на развитие мировой социальной психологии, проанализированытакие ключевые вопросы, как: теория когнитивного диссонанса, теория принятия решения,приемы психологического влияния, особенности массовидных социально-психологическихявлений.
«Давно замечено, что любойчеловек стремится к сохранению достигнутой им внутренней гармонии. Его взгляды иустановки имеют свойство объединяться в систему, характеризующуюся согласованностьювходящих в нее элементов. Конечно, не трудно найти исключения из этого правила».(Л.Фестингер)

1. Теория когнитивногодиссонанса
Теория когнитивного диссонанса (от англ. cognition — знание, dissonance– несоответствие) — социально–психологическая теория, созданная американским психологомЛ. Фестингером, в которой логически противоречивым знаниям об одном и том же предметеприписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего пристолкновении с противоречиями чувства дискомфорта за счет изменения существовавшихзнаний или социальных установок. В теории когнитивного диссонанса считается, чтосуществует комплекс знаний об объектах и людях, названный когнитивной системой,который может быть разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности.При этом сложность когнитивной системы зависит от количества и разнообразия включенныхв нее знаний.
Под термином когнитивный диссонанс понимается любое несоответствие междукогнициями (т.е. между любыми знаниями, мнениями или убеждениями, относящимися кокружению, кому-либо или чьему-либо поведению). Появление диссонанса, являясь психологическидискомфортным, заставляет человека пытаться уменьшить его и добиться консонанса(соответствия когниций). Помимо этого при наличии диссонанса человек активно избегаетситуаций и информации, которые могут привести к его возрастанию.
Говоря о теории диссонансаЛеона Фестингера, принято приводить пример с курильщиком: человек курит, но вместес тем знает, что курение вредно. У него возникает когнитивный диссонанс, выйти изкоторого можно тремя путями:
1.  Изменить своё поведение, то есть броситькурить;
2.  Изменить знание, то есть убедить себя,что все рассуждения о вреде курения как минимум преувеличивают опасность, а то ивовсе недостоверны;
3.  Игнорировать информацию о вреде курения.
В современной психологии теориякогнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступкичеловека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваютсяв качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основекогнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большаяроль, чем органическим изменениям.
Доминирующая когнитивистскаяориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качествеэмоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человекдает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоциональногопереживания.

2. Когнитивный диссонанспо Фестингеру
2.1  Общие положения
Когниция трактуется Фестингером достаточно широко:когниция – это любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственногоповедения. Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта. Она стремитсяот него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. И именно это стремлениеявляется мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к миру.
Состояние диссонанса междукогнициями Х и Y возникает тогда, когда из когниции Х следуетне Y. Состояние консонанса между Х и Y, с другой стороны, существует тогда,когда из Х следует Y. Человек стремитсяк внутренней непротиворечивости, к состоянию консонанса. Например, склонный к полнотечеловек решил сесть на диету (когниция Х), но не может отказать себе в любимом шоколаде(когниция Y). Человек, стремящийся похудеть, не долженесть шоколад. Налицо диссонанс. Его возникновение мотивирует человека на редукцию,снятие, уменьшение диссонанса. Для этого, по мнению Фестингера, у человека естьтри основных способа: изменить одну из когниций (в данном случае — перестать естьшоколад или прекратить диету); снизить значимость входящих в диссонансные отношениякогниций (решить, что полнота — не такой уж большой грех или что шоколад не даетзначительной прибавки веса); добавить новую когницию (например, что хотя шоколади увеличивает вес, зато благотворно влияет на умственную деятельность).
Когнитивный диссонанс мотивирует,требует своего уменьшения, приводит к изменению отношений, а в итоге — к изменениюповедения. Рассмотрим два наиболее известных эффекта, связанных с возникновениеми снятием когнитивного диссонанса. Один из них возникает в ситуации поведения, противоречащегооценочному отношению человека к чему-либо (аттитюду). Если человек добровольно (безпринуждения) соглашается сделать что-либо, несколько несоответствующее его убеждениям,мнению, и если это поведение не имеет достаточного внешнего оправдания (скажем,вознаграждения), то в дальнейшем убеждения и мнения меняются в сторону большегосоответствия поведению. Если, например, человек согласился на поведение, идущеенесколько вразрез с его нравственными установками, то следствием этого будет диссонансмежду знанием о поведении и нравственными установками, а в дальнейшем последниеизменятся в сторону понижения нравственности.
Другой хорошо изученный эффект,полученный в исследованиях когнитивного диссонанса, – диссонанс после трудного решения.Трудным решением называется тот случай, когда альтернативные варианты, из которыхнеобходимо сделать выбор, близки по привлекательности. В таких случаях, как правило,после принятия решения, после того, как выбор сделан, человек переживает когнитивныйдиссонанс, являющийся результатом следующих противоречий: с одной стороны, в избранномварианте есть негативные черты, а с другой стороны, в отвергнутом варианте естьнечто положительное. Принятое частично плохо, но оно принято. Отвергнутое частичнохорошо, но оно отвергнуто.
Экспериментальные исследованияпоследствий трудного решения показали, что после принятия такого решения (со временем)повышается субъективная привлекательность избранного варианта и понижается субъективнаяпривлекательность отвергнутого. Человек, таким образом, избавляется от когнитивногодиссонанса: он убеждает себя в том, что то, что он выбрал, не просто слегка лучшеотвергнутого, а значительно лучше, он как бы раздвигает альтернативные варианты:избранное тянет вверх по шкале привлекательности, отвергнутое – вниз. Исходя изэтого, можно полагать, что трудные решения увеличивают вероятность поведения, соответствующегоизбранному варианту. Например, если человек долго мучился выбором между автомобилями«А» и «Б», а в итоге предпочел «Б», то в дальнейшемвероятность выбора автомобилей типа «Б» будет выше, чем до покупки, таккак относительная привлекательность последних вырастет.
Экспериментальное исследованиеодного из учеников Фестингера — Брема [Festinger, 1957] показало, что после принятиятрудного решения повышается субъективная привлекательность избранного варианта ипонижается субъективная привлекательность отвергнутого. Эксперимент был построенследующим образом. Испытуемых (женщин) просили оценить привлекательность различныхпредметов домашнего обихода таких, как секундомер, радиоприемник, настольная лампаи т. д. После этого контрольной группе один из предметов был преподнесен в качествеподарка. Первой экспериментальной группе (группа трудного решения) был предоставленвыбор между близкими по привлекательности предметами; второй (группа легкого решения)дали возможность выбрать предмет из двух сильно различающихся между собой по привлекательности.После этого испытуемых всех трех групп попросили вновь оценить предметы по их привлекательности.Результаты показали, что испытуемые экспериментальных групп (те, у которых былоправо выбора) изменили свои оценки привлекательности предметов, которые предоставлялисьим на выбор: по сравнению с первоначальными оценками отвергнутый предмет воспринималсякак относительно менее привлекательный, а избранный — как более привлекательный.Иначе говоря, привлекательность отвергнутого варианта уменьшилась, а избранного— возросла. Причем изменение в оценках привлекательности было более существеннымв случае трудного решения.
Фестингер следующим образомобъясняет описанный факт. После принятия трудного решения человек испытывает эмоциональныйдискомфорт, который вызван тем, что, с одной стороны, в избранном варианте естьнегативные черты, а с другой стороны, в отвергнутом варианте есть нечто положительное:принятое частично плохо, но оно принято; отвергнутое частично хорошо, но оно отвергнуто.Стремясь избавится от переживаемого противоречия, человек убеждает себя в том, чтото, что он выбрал, не просто слегка лучше отвергнутого, а значительно лучше, онкак бы раздвигает альтернативные варианты: избранное тянет вверх по шкале привлекательности,отвергнутое — вниз. Следствием этого являются изменения оценочных суждений, касающихсяпривлекательности альтернативных вариантов поведения.
2.2 Диссонанс и консонанс
27 августа 1957 года вышлаиз печати книга Леона Фестингера, называвшаяся «Теория когнитивного диссонанса».
Достаточно сказать, что концепциялидера гуманистов — сугубо умозрительная, а теория когнитивного диссонанса построенана экспериментальных данных и многократно ими подтверждена. Тут, правда, возникаетодно подозрение: похоже, отечественный читатель больше любит рассуждения, чем эксперименты.По крайней мере, блиц-опрос нескольких десятков молодых коллег показал: с концепциейМаслоу хотя бы в реферативном ее изложении знакомы почти все, тогда как Фестингерамало кто читал, а многие по сей день о нем даже не слышали. Перелистывая на исходелета страницы историко-психологического календаря, попробуем восполнить этот пробелхотя бы отчасти.
Ученик Левина, Фестингер всвоих изысканиях опирался на принцип равновесия, используя его и при анализе мироощущениячеловека. Сам он начинает изложение своей теории с такого рассуждения: замечено,что люди стремятся к некоторой согласованности как желаемому внутреннему состоянию.Если возникает противоречие между тем, что человек знает, и тем, что он делает,то это противоречие он стремится как-то объяснить и, скорее всего, представить егокак непротиворечие ради того, чтобы вновь достичь состояния внутренней когнитивнойсогласованности.
Далее Фестингер предлагаетзаменить термин «противоречие» на «диссонанс», а «согласованность» на «консонанс»,поскольку эта пара терминов кажется ему более нейтральной, и теперь сформулироватьосновные положения теории. Она может быть изложена в трех основных пунктах:
а) между когнитивными элементамиможет возникнуть диссонанс;
б) существование диссонансавызывает стремление уменьшить его или воспрепятствовать его росту;
в) проявление этого стремлениявключает: или изменение поведения, или изменение знаний, или осторожное, избирательноеотношение к новой информации.
В качестве иллюстрации приводитсяставший уже нарицательным пример с курильщиком: человек курит, но вместе с тем знает,что курение вредно; у него возникает диссонанс, выйти из которого можно тремя путями:
а) изменить поведение, тоесть бросить курить;
б) изменить знание, в данномслучае — убедить себя, что все рассуждения о вреде курения как минимум преувеличиваютопасность, а то и вовсе недостоверны;
в) осторожно восприниматьновую информацию о вреде курения, то есть попросту игнорировать ее.
2.3 «Полезное самоуспокоение»
Главный практический вывод,вытекающий из теории Фестингера, состоит в том, что любой психологический элементсубъекта может быть изменен: подвергая сомнению то, что человек думает о самом себе,можно вызвать изменения в его поведении, а меняя поведение, человек изменяет и мнениео себе. Подвергая себя самоконтролю и самоанализу, работая над самооценкой, человекразвивается, растет личностно. В противном случае он отдает свою душевную работудругим, становясь жертвой (или орудием) чужого влияния. Именно об этом говорят результатывеликолепно выстроенных экспериментов и его коллег.
Один из первых экспериментовпо проверке теории когнитивного диссонанса был проведен Дж. Бремом. Он предлагалиспытуемым сначала оценить несколько бытовых электроприборов — тостер, фен и т.п.Затем Брем показывал испытуемым два предмета из тех, что они внимательно осмотрели,и говорил, что им разрешается взять любой из них на выбор.
Позднее, когда от испытуемыхтребовалось дать повторную оценку тем же предметам, они с большей похвалой отзывалисьо выбранном ими изделии и с меньшей — об отклоненном.
В свете теории Фестингерапричина подобного поведения ясна. Осуществив трудный выбор, люди испытывают диссонанс:знание негативных характеристик выбранного предмета диссонирует с фактом его выбора;знание позитивных характеристик отвергнутого предмета диссонирует с тем, что предметне был выбран. Для уменьшения диссонанса люди подчеркивают позитивные аспекты ипреуменьшают значение негативных аспектов выбранных предметов и напротив — подчеркиваютнегативные стороны и преуменьшают значение позитивных сторон невыбранного предмета.

Заключение
«Среди психологических светилХХ века имя Л. Фестингера — одно из самых ярких. Его остроумные эксперименты изменилиоблик социальной психологии. Но самое главное его достижение — теория когнитивногодиссонанса». (В.М. Аллахвердов, доктор психол. наук, СПбГУ)

Список использованной литературы
1. Тайны сознанияи бессознательного: Хрестоматия //Сост. К.В. Сельченок Мн., 1998.
2. Росс Ли, НисбеттЛ. Человек и ситуация. – М.: 2000
3. Когнитивная психология//Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова.-М.: ПЕР СЭ, 2002.-480 с.
4. www.medvrach.com Психическиепроцессы >> Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вызов современной эпохи - в каком образовании мы нуждаемся
Реферат Imperalism Essay Research Paper imperialism Colonialism is
Реферат Организация оперативной финансовой работы на предприятии
Реферат Разбой - как вид преступления против собственности
Реферат Cloning Essay Research Paper Today there are
Реферат Cекції за фаховим напрямом 21 «Літературознавство, мовознавство, мистецтвознавство, соціальні комунікації» Наукової ради мон
Реферат Аппаратное обеспечение персональных компьютеров
Реферат «Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребёнка»
Реферат Описание усадьбы как средство характеристики помещика в "Мертвых душах" Н.В. Гоголя
Реферат Маркетинговых исследований рынка телекоммуникационных услуг г. Оренбург
Реферат Huckleberry Finn Essay Research Paper When the
Реферат Проблема Другого в философской герменевтике
Реферат 1. 1 Индукция и напряженность м п
Реферат Вертикальная интеграция ее направленность протяженность ширина и степень
Реферат Ангел Хранитель. Праздник Архистратига Михаила и всех Небесных Сил. Обучающие задачи