Реферат по предмету "Психология"


Теории массовой коммуникации

Введение
Коммуникация– процесс обмена информацией между системами. Массовая коммуникация — исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованныйпроцесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятияинформации и обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом(коммуникантом).[1] Понятия«массовая коммуникация», «массовая информация» активно вошли в язык в конце XXстолетия. Что связано с осмыслением социологами особенностей поведения в рамкахспецифического вида социальной общности «масса», «толпа», «публика», и стехногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачиинформации. Средства коммуникации выступают вещественным, материальнымкомпонентом коммуникативного процесса и всегда выражают собой способ передачи,сохранения, производства и распространения культурных ценностей в обществе. Средствамассовой коммуникации (СМК) — технические средства (печать, радио,кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которыхосуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей,моральных и правовых норм и т. п.) на количественно большиерассредоточенные аудитории. Актуальность темы заключается в том,что массовая коммуникация — это одно из тех важных явлений общества, котороезаметно сказывается, на развитии общественных отношений, она активно участвуетв процессе становления общественного мнения.

 
Глава IСредства массовой коммуникации какфактор социализации и результат воздействия на сознание аудитории.
 
1.1. Средствамассовой коммуникации, их воздействие, роль в социализации.
Если СМКрассматривать как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственнымобъектом воздействия потока сообщений является сознание и поведение большихгрупп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средствамассовой коммуникации — читателей одной газеты, слушателей определеннойрадиостанции, зрителей тех или иных телеканалов, пользователей тех или иныхкомпьютерных сетей. В связи с этим вопрос о том, к какой группе факторовсоциализации относятся СМК, не имеет однозначного ответа
Влияние СМКна стихийную социализацию определяется несколькими обстоятельствами.[2]СМК выполняют в первую очередь рекреативную роль, поскольку во многомопределяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так ииндивидуальное. Она реализуется по отношению ко всем людям так, как отдых надосуге с книгой, в кино, перед телевизором, с компьютером отвлекает их отповседневных забот и обязанностей.
Срекреативной связана релаксационная роль СМК. Для большой части людейсмотрение телевизора, прослушивание музыкальных записей, работа с компьютером,а для некоторых и чтение становятся своеобразной компенсацией дефицитамежличностных контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений вобщении со сверстниками. Нередко ребенок, находясь один в квартире, включаетмагнитофон, телевизор, видео, компьютер для того, чтобы снять ощущениеодиночества. Большую роль играют СМК в развитии человека. Появлениекаждого кардинально нового вида коммуникации вызывает споры о благе или вредедля человека. С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегдасвязывали падение интереса к чтению. Исследования показывают, что влияние СМКна развитие человека хотя и неоднозначно, но в целом позитивно. Так, американскиеученые Шрам, Лайл и Паркер в 1961 г. пришли к выводу о том, что телесмотрениеускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к тому времени, когда онидет в школу, ибо учит его рассуждать, дает знания, расширяет кругозор.Исследования, проводившиеся во Франции, показали, что телесмотрение влияет напредставления и кругозор малообразованных слоев населения.
Особую роль всоциализации подрастающих поколений играют компьютерные сети. Работа скомпьютером, с одной стороны, приводит к расширению контактов, возможностейобмена социокультурными ценностями, порождению и реализации новых формсимволического опыта, развитию процессов воображения, интенсификации изученияиностранных языков и ряду других позитивных эффектов. Но, с другой стороны, онаможет привести к «синдрому зависимости» от компьютерной сети,способствуя сужению интересов, уходу от реальности, поглощенности компьютернымииграми, социальной изоляции, ослаблению эмоциональных реакций и другимнегативным эффектам (Ю. О. Бабаева, А. Е. Войскунский)
СМК, будучиодним из социальных институтов, в той или иной мере выполняют заказ общества иотдельных социальных групп на определенное влияние на население в целом и наотдельные социальные слои. Это и позволяет считать, что СМК оказывают относительнонаправляемое влияние на социализацию. Отметим лишь два аспекта этого влияния.Во-первых, СМК существенно влияют на усвоение людьми широкого спектрасоциальных норм и на формирование у них ценностных ориентации в сфере политики,экономики, идеологии, права и пр. Во-вторых, средства массовой коммуникациифактически представляют собой систему неформального образования, просвещенияразличных слоев населения. Как источник информации и просвещения СМК наиболееинтенсивно используют люди более старших возрастов. Но все пользователи СМКприобретают весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированныесведения по самым разнообразным вопросам общественной и политической жизни.
1.2. Результатывоздействия массовых коммуникаций
По мнению С.Болл – Рокич и М. ДеФлюер, можно говорить о следующих результатах воздействияна индивидуальное и массовое сознание[3]:поведенческий эффект, активация (провоцирование тех или иных действий),деактивация (прекращение некоторых действий), эмоциональный эффект — влияние настрасти человека, появление страха и отчуждения, познавательный (когнитивный)эффект, включающий разрешение неопределенности (посредством массовойкоммуникации поставляется дополнительная информация, позволяющая составитьпредставление о новых, неоднозначных явлениях и процессах); формированиеустановок, т.е. системы когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций вотношении объектов внешней среды (физических, социальных, политических и др.);задание набора обсуждаемых людьми тем; распространение новых систем мнений(идеологических, религиозных, экономических); уточнение ценностных ориентацийнаселения
Социальныеинституты и СМИ, взаимодействуя с аудиторией, формируют у людей разнообразныепотребности, интересы и влечения. Сформировавшись, данная мотивационная системаначинает в свою очередь влиять на то, где, в какой области человек станетискать источники удовлетворения потребностей. Выбрав те или иные источники,человек может в дальнейшем оказаться в определенной зависимости от них.
Формы и средстваповышения эффективности средств массовой информации.
Средства массовойинформации – мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативногодонесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средствовлияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом.Особенно четко это проявляется в отношении электронных СМИ. По мере расширениятехнических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию начувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самуюбольшую аудиторию.
В средствах массовойинформации, а особенно на телевидении вопросы повышения эффективностивыступлений тесно связаны с уровнем организации творческого процесса, форм исредств социально-политического воспитания журналистского, художественного итехнического персонала. Прежде всего, это отбор проблем, решение которых можетбыть поддержано и подсказано аудиторией, и создание перспективных планов работыСМИ, их включающих.
Важное место в арсеналесредств, активно содействующих росту эффективности выступлений СМИ, занимаютвопросы подбора и расстановки кадров. Хорошо подготовленные и профессиональныевыступления СМИ, несомненно, более действенны и эффективны, нежели материалы снизким профессиональным уровнем подготовки.
Одним из наиболееважных путей повышения действенности СМИ является вовлечение в творческуюработу аудитории. Её участие в формировании информационного пространства – этовысокая степень обоснованности, реальности и правдивости продукции СМИ, этоглубина и эмоциональность, острота и неординарность мышления, изложения материала.
В результате поискапутей вовлечения человека в формирование единого информационного пространстварождаются новые формы работы СМИ. Журналист, получив отзыв, включает автора визучение поднятой проблемы, помогает ему удостовериться в правоте или ошибочностисвоих заключений. Общение в рамках информационного пространства журналиста иаудитории позволяет вскрыть всю глубину и сложность проблемы, не обходя приэтом «острых углов». Подобного рода сотрудничество тонко и ненавязчивовоздействует на решение важнейших социальных, экономических и политическихзадач.
Таким образом, изучениекорреспонденции, привлечение к широкому участию в выступлениях СМИпредставителей аудитории – надежный путь повышения действенности, а,следовательно, и эффективности средств массовой информации.
СМИ и информационныепотребности аудитории.
Эффективностьдеятельности СМИ может быть изучена и оценена только в сопоставлении с целями,которые ставит общество перед этими средствами[4].
Осуществление этойзадачи неразрывно связано с более точным учетом
потребностей людей, ихвозросших социальных, духовных и политических запросов. Внимание социологов кэтому аспекту эффективности в последнее время заметно возросло. Удовлетворениеинформационных потребностей аудитории необходимо включать в число целейкоммуникатора как цель-средство для достижения других, управленческих задачмассового воздействия.
Исследованиеинформационных потребностей исходит из их типологии: общепсихологические,коммуникативные, науковедческие, информативные.
Выявление степени ихудовлетворения – первоочередная задача. Информационные потребности следуетрассматривать как потребности в сообщениях определенного содержания и формы, которыенужны людям для
ориентации в окружающейдействительности, уточнения сложившейся у них картины мира, для выбора линииповедения и решения проблемных ситуаций, для достижения внутреннего равновесияи согласованности с социальной средой.
Без удовлетворения этихпотребностей невозможна целенаправленная разумная деятельность человека.Поэтому степень развития информационных потребностей и их удовлетворения тесносвязаны с социальной активностью человека. Как показывают данныесоциологических исследований, наиболее интенсивно развиты и осознаныинформационные потребности у групп аудитории с высшей степенью социальнойактивности: членов выборных органов, общественных организаций, внештатныхавторов СМИ и т.п. Это еще раз подтверждает важность включения в числокритериев эффективности СМИ их роль в удовлетворении информационных потребностейнаселения. При этом необходимо различать понятия информационные потребности и тематическиеинтересы аудитории. Потребности в информации социальны по своей природе иобусловлены в первую очередь содержанием, структурой повседневной деятельностииндивида, в том числе объективными характеристиками его профессиональной иобщественной деятельности.
Тематические жеинтересы являются субъективным отражением и выражением информационныхпотребностей. Они зависят от содержания предлагаемой информации и отситуативных социально-психологических факторов (таких, как популярность,злободневность, престижность определенных тем, лиц, явлений и др.). Далеко невсе информационные потребности осознаны самим субъектом и выражены в еготематических интересах и коммуникационном поведении; часть из них остаетсянеосознанной и потому нереализованной из-за отсутствия необходимых сведений,недостаточности источников информации, неразвитости коммуникативных навыков ит.д. Некоторые сведения об информационных потребностях аудитории можно получитьпутем опроса. Опрос дает только картину тематических интересов аудитории. Еёнеобходимо дополнить анализом характера ролевой деятельности представителейразличных групп населения в труде, сфере общественной и духовной жизни, быту исемье.
Природа и содержаниеинформационных потребностей глубоко связаны со всей жизнедеятельностьючеловека. Поэтому их анализ должен исходить не только из сферы общения (как притематических интересах). Необходимо принимать во внимание целостную системудеятельности, в которую включена личность. Как и любые другие потребности,информационные являются побудителем активности людей. Если они неудовлетворяются сообщениями, переданными СМИ, то аудитория, либо ищет нужнуюинформацию в других каналах, либо подавляет потребность в такого родаинформации, а, следовательно, и свою активность в этой сфере. Поэтому важнознать, каким образом удовлетворение или неудовлетворение определенных информационныхпотребностей может повлиять на характер и эффективность повседневнойдеятельности людей, на их активность в различных сферах общественной жизни.Ведь воздействие радио, печати и телевидения на общественное сознаниеизмеряется не числом (или даже качеством) «заботливо обрамленных» картинок, аспособностью этих средств побудить личность, социальную группу включиться вдеятельность общества на различных уровнях – от непосредственного, ближайшегоокружения до общественных движений мирового масштаба.
Анализируя содержаниеинформационных потребностей и их удовлетворение разными, в том числе имассовыми, средствами общения, следует учитывать образ жизни населения. Этопозволяет объяснить закономерности формирования аудитории СМИ, а также причинынеодинаковой эффективности использования отдельных каналов информацииопределенными группами населения. Проведенные социологические исследованияпоказывают, что увеличение роли телевидения в удовлетворении информационных икультурных запросов особенно заметно в группах, чей образ жизнихарактеризуется, во-первых, повышением степени урбанизированности срединаселения малых городов и сел, во-вторых, большим количеством свободноговремени, в-третьих, большей ориентацией на домашнее времяпрепровождение,в-четвертых, ограниченными объективными и субъективными возможностями участия вактивных формах духовной и общественной жизни. В то же время такиехарактеристики образа жизни, как проживание в культурных центрах, меньшаявключенность в бытовые заботы, повышенная активность участия в общественнойработе, трудовая деятельность, связанная с решением управленческих,общественных и творческих проблем, порождают специфический комплексинформационных потребностей, которые удовлетворяются чтением книг, газет ижурналов. Таким образом, если эффективность телевидения зависит от факторов нетрудовойсферы, то обращение человека к газетам, журналам, книгам связано в первуюочередь с характером их профессиональной деятельности, статусом личности, т.е.с его трудовой сферой. Это обуславливает выбор целей деятельности СМИ икритериев эффективности. Функции, которые выполняют СМИ, оказываются различнымидля разных групп населения в зависимости от образа жизни, информационных потребностейаудитории.
Всеобщей тенденцией,которая сопутствует распространению урбанизированного образа жизни и внедрениювсеобщего среднего образования в нашей стране, является увеличение разнообразияинформационных потребностей, и обращение все большей части населения кразличным СМИ. С одной стороны, это создает предпосылки для возрастанияэффективности системы массовых коммуникаций, а с другой, повышаются требованияк содержанию и оперативности передаваемых сообщений.
Рассмотрение проблемыэффективности СМИ с точки зрения удовлетворения и развития информационныхпотребностей аудитории дает возможность более точно определить роль каждогоконкретного канала массовой информации в едином информационном пространстве,выявить резервы и недостатки, которые мешают слаженной и эффективнойдеятельности всей информационной системы.
Массоваякоммуникация оказывает формирующее и закрепляющее воздействие на социальныестереотипы (схематичные и упрощенные представления о социальных объектах,широко распространенные в обществе).[5]Стереотипы могут касаться других национальностей, классов, групп и т. п.Восприятие чужой группы через стереотип имеет две стороны: позитивную(стереотип дает относительно быстрое знание, позволяет отнести группу к болееширокому классу явлений) и негативную (наполнение стереотипа негативнымихарактеристиками приводит к формированию межгрупповой враждебности).Существование стереотипов также может влиять на формирование общественногомнения.
 
1.3. Манипуляцияв средствах массовой коммуникации.
Информационнаякоммуникация осуществляется кем-то и для кого-то, или чего-то. Все, чтопроисходит в рамках информационной коммуникации, так или иначе связано сдостижением некоторых целей индивидами или социальными группами.Последовательность этапов взаимодействия можно представить в виде следующихдруг за другом фаз, в основе каждой из них лежит состояние информации ихарактер реализации отношений.
1 фаза, накоторой происходит контакт с базовым фактом, появляющимся в процессечеловеческой деятельности — необходимое условие для начала информационнойкоммуникации. 2 фаза (производящая), в которой производитель информации придаетсведениям, выступающим в роли содержания, ту или иную знаковую форму, тем самымсоздавая сообщение. В ней же осуществляются все процедуры, связанные супорядочением информации и формированием массивов информации, предназначенныхдля передачи. 3 фаза (передача), здесь происходит передача информации припомощи соответствующей системы технических средств. 4 фаза (потребление) представляетвесьма сложный процесс, характеризующийся активным включением психологическихмеханизмов. Лишь на фазе потребления начинаются изменения в системе установок иценностных ориентаций. 5 фаза, где воздействие информации на сознание объектаможет происходить не только однократно, сиюминутно, но и обладать временнойпротяженностью без осознания, данного процесс.
Характерно,что включение механизмов реализующих манипулятивное воздействие приходится нафазы передачи и потребления. На постфазе происходит накопление непроизвольноусвоенной информации, способной влиять на сознание и являющейся хорошимфундаментом для следующих серий манипулятивного воздействия.
Пользуясьградацией, предложенной А. Моулз можно выделить такое понятие как эстетическаяинформация, которая в отличие от семантической информации не подчиняется общимзаконам логики. Семантическая информация настраивает людей действовать всоответствии со своими убеждениями и интересами. Семантическая информация воткрытую побуждает человека к определенным действиям. Она обращена к логике издравому смыслу человека. Эстетическая информация, исходящая от средствмассовой информации, не столько отражает реальное положение вещей, скольковызывает у аудитории определенные душевные состояния, реакции и эмоции.
Информация,переданная таким образом, становиться более устойчивой для аудитории. Объектомэстетической информации являются те ценности людей, на которых базируются ихубеждения. Эстетическая информация в данном случае служит как бы«клеем» между однажды выработанным коллективным опытом иэмоциональным настроем аудитории, способным направить массы в нужномнаправлении. Эстетическая информация при этом должна быть созвучнаэмоционально-психологическим переживаниям реципиента.
Впрактическом смысле эстетическая информация выглядит предпочтительнейсемантической, так как она способна подготавливать действия, противоречащиелогике и реальному положению дел, но выгодные для властвующей элиты. Впередаче, по преимуществу, эстетической информации и заключен смысл политизациисредств массовой коммуникации, так как эстетическая информация нацелена не напонимание, а на внушение устойчивых символов посредством различных техническихэффектов.
Массовуюкоммуникацию стоит рассматривать в качестве социального явления, основнойфункцией которого является воздействие на аудиторию через смысловую и оценочнуюинформацию, которая передается по каналам СМК, но также и механизм актуализацииинформации при помощи различных коммуникативных средств. Существуют общиеусловия необходимые для функционирования средств массовой коммуникации К нимможно отнести условия:
а) Аудиторияявляется необходимым условием для функционирования средств массовойкоммуникации, без нее само существование СМК теряет всякий смысл. Подаудиторией понимается совокупность индивидов, характеризующаясянеоднородностью, анонимностью, рассредоточенностью. Аудитория — это индивиды,включенные в сеть реальных общественных отношений и связей. При помощи средствмассовой коммуникации аудитория поддерживает отношения не только внутри своейсоциальной группы, но и с более широкой социальной средой.
б) Социальнаязначимость передаваемой информации, т.е.содержание информации,передаваемой по средствам массовой коммуникации, оказывает большое влияние намассовую аудиторию в самых разнообразных формах. " Надо отметить, чтотеперь средства массовой информации сами способны формировать и культивироватьсоциальные запросы аудитории«Наряду с социальной актуальностью смысловойинформации большое значение имеет оценочная информация. Получатель информациивольно или невольно ожидает оценочную информацию, которая во многомспособствует формированию общественного мнения.
в) Наличиетехнических средств, которые должны обеспечивать регулярность итиражированность массовой коммуникации. У аудитории есть возможность заполнитьокружающий мир информацией, поступающей из средств массовой коммуникации, в этом,прежде всего заслуга технических возможностей средств массовой коммуникации.
Телевидение — наиболее популярный источник информации для аудитории. Именно телевидениеявляется основным инструментом политического влияния на аудиторию в силуобъективных технических качеств.
Эстетикателевидения воплощает в себя два принципа: мозаичность и резонанс.»Человек может контролировать, «фильтровать» сообщения, которыеон получает по одному каналу, например, через слово и через зрительные образы.Когда эти каналы соединяются, эффективность внедрения в сознание резковозрастает – «фильтры» рвутся. Текст, читаемый диктором, воспринимается какочевидная истина, если дается на фоне видеоряда – образов, снятых «наместе событий». Критическое осмысление резко затрудняется, даже есливидеоряд не имеет никакой связи с текстом".
Свойманипулятивный потенциал телевидение развивает именно за счет того, что оно искусноскрывает различие между фикцией и реальностью. И именно поэтому информация,преподнесенная из телевизора оказывается куда более убедительной для публики,чем аргументы теоретического или идеологического свойства.
Одним изсамых часто встречающихся приемов манипуляции в СМИ является искажениеинформации. В то время как Е. Доценко исследует такие конкретные приемы какподтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия, С. Кара-Мурзавыделяет: фабрикацию фактов, манипулятивную семантику (изменение смысла слов ипонятий), упрощение, стереотипизацию. Почти всегда искаженная информацияиспользуется вместе с соответствующим способом подачи: утверждение, повторение,дробление, срочность, сенсационность отсутствие альтернативных источниковинформации (или отсутствие у них альтернативной информации).
Давно было сформулированотакое правило: «Сообщение всегда должно иметь уровень понятности,соответствующий коэффициенту интеллектуальности примерно на десять пунктов нижесреднего коэффициента того социального слоя, на который рассчитано сообщение». Подним лежит психологическое оправдание, согласно которому человек подсознательнотяготеет к примитивным объяснениям.
Упрощениепозволяет высказывать главную мысль, которую требуется внушить аудитории, вформе утверждения, что означает отказ от обсуждения, поскольку власть человекаили идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие.
Повторениепридает утверждениям вес дополнительного убеждения и превращает их в навязчивыеидеи. Слыша их вновь и вновь, в различных версиях и по самому разному поводу, вконце концов, начинаешь проникаться ими. Оно сводит к минимуму рассуждения ибыстро превращает мысль в действие, на которое у массы уже сформировалсяусловный рефлекс, как у знаменитых собак Павлова.
Разделениецелостной проблемы на отдельные фрагменты – так, чтобы читатель или зритель несмог связать их воедино и осмыслить проблему – одна из особых и важных сторонупрощения. Это – фундаментальный принцип мозаичной культуры. Дроблению служит множествотехнических приемов: статьи в газете разбиваются на части и помещаются наразных страницах, текст или телепередача разбиваются рекламой.
Одним изусловий успешной и как бы оправданной фрагментации проблем является срочность,немедленность информации, придание ей характера незамедлительности инеотложности сообщения. Считается, что нагнетаемое ощущение срочности резкоусиливает их манипулятивные возможности. Г. Шиллер пишет: «Ложное чувствосрочности, возникающее в силу упора на немедленность, создает ощущениенеобычайной важности предмета информации, которое также быстро рассеивается».
Обеспечиватьфрагментацию проблем и дробить информацию так, чтобы человек никогда не получалполного, завершающего знания, позволяет использование сенсаций. Это – сообщенияо событиях, которым придается столь высокая важность и уникальность, что на нихконцентрируется и нужное время удерживается почти все внимание публики. Подприкрытием сенсации можно или умолчать о важных событиях, которых публика недолжна заметить, или прекратить скандал или психоз, который уже пора прекратить– но так, чтобы о нем не вспомнили.
 
1.4. Воздействиямассовой коммуникации на сознание и поведение аудитории.
К негативнымпоследствиям можно отнести формирование у аудитории потребности в немедленномудовлетворении собственных желаний и потребностей, а также ослабление навыковчтения и снижение творческого потенциала[6].
Массивноевоздействие массовой коммуникации может отрицательно влиять на качествомежличностного общения. Мультфильмы, с их быстрой сменой визуальных иаудиальных стимулов, особенно привлекают внимание детей и способны существенноуменьшить межличностные контакты. Герои теле- и видеофильмов некоторым людям, вкакой – то мере заменяют семью. Погружение в «дневные сны» телефильмовпозволяет скрыться от проблем и трудностей реальной жизни, что усугубляетсоциальную дезадаптацию, усиливает одиночество.
Насилие всредствах массовой информации встречается крайне часто. Просмотр агрессивныхфильмов, как правило, вызывает агрессивное поведение. Влияние насилия в СМИ наагрессивность людей опосредуется множеством промежуточных переменных. К нимотносятся: особенности реципиента (пол, возраст, отношение к агрессии); степеньсоциальной и познавательной зрелости телезрителя; контекст, в котором предстаетакт насилия (манера подачи, жанр передачи); особенности внешней среды(возможности социального контроля, семейные отношения).
Массоваякоммуникация оказывает не только негативное влияние на массовое ииндивидуальное сознание. Она может противодействовать этническим и половымстереотипам. К ее позитивным результатам относятся и повышение осведомленности,любознательности, улучшение речевых навыков. Массовая коммуникация способствуетвозрастанию великодушия, дружелюбия, кооперации и сдержанности, строгомусоблюдению социальных норм, а также уменьшению тревоги и страхов. Послепросмотра гуманистически ориентированных фильмов у детей улучшаются навыкиобщения со сверстниками, взаимопонимание с ними, активизируется стремлениепомогать другим людям.

 
ГлаваII Эффекты и эффективность массовой коммуникации. Исследования способовизмерения эффектов и эффективности коммуникации.
 
2.1. Эффекты и эффективностьвоздействия массовой коммуникации.
ЭффективностьСМК есть отношение достигнутого результата и предварительно намеченной цели.Если в результатедеятельности СМК имеется, пусть самое малое, продвижение к намеченной цели, кположительному результату, то можно говорить об их эффективности[7].Основными целями адресанта (СМК) являются: возможность влияния на общественныепроцессы, формирование общественного мнения, соответствующих взглядов насоциальную действительность, на оценку возникающих в обществе проблем испособов их решения, информирование, социализация молодежи, мобилизацияаудитории на определенные действия, участие в социальном саморегулировании идр.
Можновыделить две основные группы критериев эффективности деятельности СМК:
— критериидуховного плана, отражающие изменения сознания человека (знания, познавательнаяактивность, убеждения, социально-психологическое состояние людей,направленность их ценностей, идеалов, ориентации, установок и др.);
— критериипрактического плана, свидетельствующие об изменении поведения, деятельности,участия, образа жизни, степени активности отдельных людей, коллективов,социальных групп.
СМК оказываютвлияние на разные компоненты сознания человека и его поведения, однако главнымостается их воздействие на систему ценностей личности, превращение информации вчасть этой системы. Эта проблема приобретает особое значение в современныхусловиях, когда в обществе идет процесс коренного пересмотра сложившихсяценностей и от деятельности СМК в значительной степени зависит формированиенового видения социальной действительности. Общепризнанной характеристикойэффективности СМК считается численность аудитории, которую данное средствоохватывает своим информационным воздействием. Для печатного издания этахарактеристика условно оценивается через тираж, а для телевидения, радиоканалов- через число жителей, проживающих на охватываемой ими территории вещания.Оценивая те или иные СМК, необходимо учитывать не только возможности по охватунаселения, но и потенциальные возможности этого населения (например,возможности включиться в коммуникационный процесс, потребность в общении иинтерес аудитории к данному печатному материалу или передаче и т.д.).
СМК обладаютвозможностью комплексного воздействия на личность, социальную группу,организацию. Это выражается в том что:
— распространяемая СМК информация фокусирует внимание аудитории на тех темах ипроблемах, которые с точки зрения социальной системы, владельцев СМК,коммуникаторов являются наиболее важными. Таким образом, формируютсяинформационные интересы и потребности, которые могут стать реальными дляреципиентов;
— СМК могутоказывать и оказывают влияние на формирование эмоциональной сферы личности ичерез содержание информации влияют на систему ценностей, идеалов,мировоззрения;
— используяразличные способы влияния на личность (внушение, убеждение, подражание,заражение), СМК могут оказывать прямое воздействие на поведение людей;
— СМК влияютна структуру и содержание свободного времени, досуга.
Мераэффективности — степень реализации целей, соответствующих потребностямаудитории в информации и коммуникации с учетом возможностей, которымирасполагают и СМК, и аудитория.
Уровеньэффективности СМК и их конкретное проявление обусловлены:
— характеромисходных целей, задач, идей, их реальностью;
— технической, технологической, научной и интеллектуальной возможностью процессаих распространения, формирования ценностей, идеалов, воззрений;
— степеньюпринятия или непринятия целей, глубиной усвоения аудиторией содержанияпередаваемой информации, степенью воплощения идей, задач, теоретическихустановок в практику, социальную реальность. Это, в конечном счете, ипредставляет собой результат деятельности (влияния) СМК, выступающий в формедуховного и практического эффектов.
Результатами,которых обычно добиваются СМК, являются эффекты -конкретные изменения всознании и поведении аудитории. Эффекты проявляются как:
— возникновение каких-то новых «образований» (знаний, настроений, идей,стремлений и др.);
— коррекция,дополнение, развитие уже имеющихся «образований» у аудитории;
— переоценка,опровержение, вытеснение осознанного состояния как ложного, вредного для нее.
Именносистема эффектов, которых желает добиться то или иное СМК, и определяют задачии совокупность целей коммуникатора.
К числуэффектов относятся: утилитарный, эмоциональный, эффект удовлетворенияпознавательного интереса, эффект усиления позиции, престижный, эстетическийэффект, эффект комфорта.
ЭффективностьСМК — явление подвижное, динамичное.[8] Подвоздействием информационного потока, всего комплекса коммуникативных отношенийпроисходят обновление и изменение общественного сознания и поведения человека,социальной группы, организации, своеобразный сдвиг его взглядов, убеждений,поступков. Следовательно, эффективность СМК необходимо рассматривать в двухпараметрах: изменение в массовом, групповом и индивидуальном сознании, а такжеизменение в поведении социальных групп под воздействием той или инойинформации; удовлетворение потребности в социальной информации аудитории ивозможность практического применения данной информации.
В связи сэтим выделяются критерии эффективности на личностном уровней уровне социальныхгрупп, которые отражают степень пользы, приносимой данной социальнойинформацией конкретным отдельно взятым людям. К таким критериям следуетотнести:
— приобретение информации, необходимой для жизнедеятельности;
— изменение впознавательной активности индивида (стремление расширять кругозор, приобретатьзнания и др.);
— приобретение личностью особых морально-нравственных и духовных ориентиров;
— социализация индивида, приобщение его к жизни в данной социальной среде;
— осуществление эмоционально-психологической релаксации и др.
Критерииэффективности СМК на уровне социальных групп, прежде всего, показывают,насколько успешно достигнута цель, которую поставили перед собой коммуникаторы,и насколько успешно им удалось изменить сознание и поведение общественныхгрупп. На уровне социальных групп важным критерием выступает изменениеобщественного мнения (а возможно, и всего общественного сознания) подвоздействием социальной информации. «Оптимисты», например, Белл, считают, чтосовременное общество объединяет индивидов, прежде всего на основе «новойнародной культуры», поскольку с появлением радио, телевидения, газет, другихСМИ и увеличением доступа аудиторий к ним в современном обществе появляетсяединая система идей, образов и развлечений, предоставляемых вниманию широкихнародных масс. Понятие «культура», означавшее когда-то моральную иинтеллектуальную утонченность и высокий уровень развития искусств, сегоднясущественно расширилось и стало означать общий кодекс или иной группы или всегосоциума. В настоящее время, согласно Беллу, к СМИ перешла воспитательнаяфункция, теперь «хорошим манерам» большинство населения учится не в элитарныхшколах, а с помощью кино и телевидения. Именно СМИ способствуют формированиюособых манер, вкусов, моды и развлечений у современных людей. Поэтому СМИделают свои аудитории полноправными участниками культурных, социальных иполитических процессов, приближая обывателей к выдающимся личностям современнойэпохи и делая их участниками многих событий.
«Пессимисты»обычно приводят следующие аргументы:
— вследствиефункционирования массово-коммуникационных процессов в обществе осуществляется«массовизация культуры, результатом чего являются частичная или полная утратамногих образцов и установок высокой элитарной культуры и духовное обеднениеобщества;
— CMKнавязывают чуждые большинству модели поведения, что опасно для психики человекаи социальной организации. Причем, согласно Розенбергу, даже если СМИ пытаютсявоспитывать и образовывать общество, они предлагают в качестве идеальныхобразцов поведения нереальные модели и нереальных персонажей, которые уводятаудиторию из обыденной жизни в мир грез;
— слепоекопирование ценностей, пропагандируемых СМИ, приводит к утрате традиции, когдана смену испокон веков существовавших в данной социальной системе ценностейприходят суррогатные идеи. Розенберг утверждает, что никакое общество вдействительности не готово к простому копированию или искусственному переносуна свою почву ценностей, создаваемых СМК в угоду своей собственной выгоде.
Прямо иликосвенно СМК изменяют не только общество как социальную систему, егомногочисленные связи и отношения, но и саму человеческую личность, и не простокак социальную единицу, а во многом и как психологический и биологическийорганизм. Подобные трансформации в наши дни еще невозможно оценить однозначно,но уже сегодня становится понятно, что проблема информационно-психологическойбезопасности личности в эпоху господства массовой коммуникации в обществеактуальна не только для политиков, ученых-обществоведов, журналистов илимедиков, но и для каждого современного человека.
 
2.2. Исследованиепоследствий воздействия массовой коммуникации
Вероятно, наиболеераспространенным подходом к исследованию СМИ является изучение последствий воздействиямассовой коммуникации. Беспокойство широкой общественности в отношении СМИсвязано в основном именно с этими последствиями, характер которых можетпринимать различные формы. Наиболееупрощенной формой модели влияния является теория унифицированных последствий.Согласно этой теории, люди в современном обществе воспринимают сообщения СМИодинаковым образом, и последние вызывают у них интенсивные и очень схожиереакции. То есть сообщения СМИ – это некое волшебное средство, пронизывающеесознание населения. Подобная модель использовалась после Первой мировой войныдля описания пропагандистских эффектов. Лассуэлл сравнил СМИ со «шприцем дляподкожных впрыскиваний» (имея в виду, что зрителям навязывают какое-то сообщениесомнительного характера, которое пробуждает в них все самое худшее). Гипотеза,что поставщики массовой информации управляют нашими порочными мыслями и могутзаставить любого человека в пассивном и беспомощном обществе действовать схожимобразом, более не принимается всерьез исследователями массовой коммуникации, нопо-прежнему скрыто поддерживается некоторыми критиками СМИ, обвиняющими массмедиав большинстве социальных зол. Считается,что CMИ могут оказыватьзначительное влияние на общество, но что это влияние проявляется лишь вопределенных условиях и принимает менее драматичную форму, чем та, о которойговорят наиболее громогласные критики. Люди воспринимают одно и то же сообщениепо-разному и реагируют на него различным образом. Например, после просмотрателевизионной программы с элементами насилия зрители не повалят на улицу и неначнут причинять увечья окружающим, но такая программа может подкрепитьнасильственные тенденции, уже существующие у небольшой части зрителей, и слегкапритупить чувствительность у многих других.
Некоторые позитивныеили негативные аспекты телевидения способны повлиять скорее на отклоняющихся отнормы, чем на здоровых детей. Значительная часть усилий в исследованиях этоготипа направляется на выявление других взаимодействующих между собой переменных,которые усиливают или уменьшают подобные эффекты. Эти переменные могут иметьдемографический характер, позволяя отнести индивидуумов к определеннымкатегориям, или же они могут быть связаны с содержанием сообщения илиусловиями, в которых его принимают. Тот факт, что эти эффекты не являютсяединообразными, не снижает их значимости. К примеру, даже если какая-тотелепрограмма оказывает определенное воздействие всего лишь на 0,1 % зрителей,но при этом ее аудитория составляет 40 миллионов человек, то это влияние распространитсяна 4 тысячи зрителей. Определяя последствия воздействия СМИ,мы должны также постоянно помнить о совокупном (кумулятивном) эффекте.Большинство сообщений или образов, появляющихся в СМИ, мы видим или слышим десятки,если не сотни и тысячи раз. Хотя такое продолжительное воздействие трудноимитировать в лабораторных условиях и проконтролировать в ходе полевыхэкспериментов, имеются методы, позволяющие его исследовать.
Поведенческиепоследствия. Существует четыре основных классаподдающихся оценкам последствий. Вероятно, поведенческие последствия – это тоттип эффектов воздействия СМИ, о котором большинство людей вспоминает, преждевсего. В этом случае человек совершает некоторые действия, например, проявляетнасилие, покупает какой-то товар, голосует на выборах или смеется надкомедийным эпизодом, после того как он видит, что кто-то ведет себя аналогичнымобразом.Хотя в концептуальном отношении поведение может представлять собой наиболеезримый тип последствий, его зачастую бывает очень трудно измерить; еще сложнеесо всей определенностью показать, что его причиной является воздействие СМИ. Кпримеру, мы можем знать, что какой-то человек посмотрел определенный рекламныйролик, и проверить, купил ли он рекламируемый товар, но очень сложнопродемонстрировать, что он купил этот товар потому, что увидел рекламу,а не по каким-то иным посторонним причинам. Или, например, когда подростокустраивает в школе стрельбу, увидев незадолго до этого похожую сцену в фильме,очень трудно, как с правовой, так и с научной точки зрения, установитьпричинно-следственную связь между просмотром фильма и последующими трагическимисобытиями. В качестве примера можно привести репортажтелепрограммы «Новости»:
«Молодой человек,устроивший, стрельбу в финской школе скончался в больнице.
По словам врачей, юношапустил пулю себе в голову до приезда полиции, и у него не было шансов выжить.Жертвами нападения стали 8 человек — семеро подростков и женщина-директоршколы. По всей Финляндии сегодня объявлен траур. Ничего подобного в странепрежде не случалось. Следствие пока не спешит выдвигать версии, пытаясь во всемразобраться. Нападавший, как выясняется, был из хорошей семьи и пистолетомвладел легально — лицензию ему продал местный стрелковый клуб. Учителярассказали, что молодой человек чрезмерно увлекался не только оружием, но иисторией экстремистских движений. Не исключено, что преступника«вдохновила» серия убийств в американских школах[9].»
Установочныепоследствия.Второйкласс последствий воздействия СМИ связан с установками людей. Например,посмотрев рекламу, вы можете стать более высокого мнения о каком-то товаре («4 августа на всех отечественных телеканалах появилсяновый рекламный ролик дезодоранта Rexona в главной роли с ЖаннойФриске. Как стало известно Sostav.ru, концерн Unilever заключив контракт с известной певицей и актрисой, объявив, чтоона стала лицом рекламной кампании Rexona в России», это должно заметно повысить продажи продукции компанииRexona) илиполитическом кандидате; приведет ли эта установка к фактической покупке иликонкретным действиям во время голосования, уже другой вопрос. К примеру,американцы и японцы, посмотревшие фильм Rogerandте («Роджери я»), демонстрировали более негативное отношение к компании «Дженерал моторс»и американскому бизнесу в целом, но это не сказалось заметным образом напокупке ими автомобилей. Хотя установки включают в себя интеллектуальныйкомпонент, или компонент доверия (например, обоснование того, почему вы предпочитаетепрограмму одного кандидата программе другого), значительная частьпсихологической динамики в установках носит эмоциональный характер (например,большая симпатия к одному кандидату по сравнению с другим). Иногдаинтеллектуальный и эмоциональный компоненты могут приходить в противоречие другс другом, как это произошло в 1984 году, когда почти все американскиеизбиратели не соглашались с позицией президента Рональда Рейгана по многимважнейшим вопросам, но переизбрали его абсолютным большинством голосов,поскольку симпатизировали и доверяли ему. Позитивные чувства по отношению ктоварам и кандидатам можно внушить с помощью процесса классическогообусловливания, посредством которого устанавливается связь между обусловленнымстимулом (товаром) и необусловленным стимулом, автоматически вызывающимнекоторую позитивную реакцию. Например, красивая фотомодель, рекламирующаякакой-то товар, может вызвать у человека позитивные установки, главную роль вкоторых будет играть эмоциональный компонент. Товар начинает ассоциироваться ссексуальной моделью, автоматически пробуждая позитивную реакцию. СМИ могутпривить нам целый комплекс установок по отношению к какому-то объекту. Кпримеру, посмотрев волнующий художественный или документальный телефильм оСПИДе, рекламу люди могут принять ближе к сердцу эту проблему и начнут большесострадать жертвам болезни, или различные рекламные акции в помощь детям,сиротам, инвалидам. В качестве примера, здесь можно привести рекламную акцию «Pampers– забота о двоих»: «В январе 2008 года в рамках благотворительнойакции «Pampers – забота о двоих» состоялись первыемероприятия по передаче одноразовых подгузников Pampers одиноким малышам.
Акция«Pampers – забота о двоих!», стартовавшая 1 декабря 2007 года, быстро сталапопулярной среди российских мам и пап. В течение трех зимних месяцев, онизаботились не только о своем малыше, но и о крохе из дома ребенка. Для многихиз них особенно важным стало то, что оказать реальную помощь одиноким детямбыло просто: прийти в магазин и купить упаковку подгузников для своего малышаили другие товары, участвующие в акции. Часть средств, вырученных от продаж вэтот период, в виде конкретных продуктов – одноразовых подгузников,стирально-моющих средств – будет доставлена в 100 домов ребенка по всей Россиив январе-апреле 2008 года. Многие мамы хотят помогать детям, оставшимся безродительской заботы и внимания, но часто не могут этого сделать. Во время благотворительнойакции Pampers, которая будет проводиться ежегодно, помочь одиноким малышамсможет каждая мама.
В ходеопроса посетителей сайта kp.ru, проходившего в начале акции «Pampers – забота одвоих!», выяснилось, что около 70% опрошенных никогда не оказывали помощи домамребенка, при этом более трети респондентов заявили, что именно дети-сиротыбольше других нуждаются в помощи и заботе. Несмотря на эту статистику, акция«Pampers – забота о двоих!» получила всестороннюю поддержку».[10]
 Установкиоценить легче, чем поступки, и иногда они приобретают огромное значение,поскольку влияют на последующее поведение и на то, как мы станем в дальнейшемобрабатывать информацию. Воздействие установок не ограничивается формированиемнашего мнения о том или ином объекте. Под влиянием набора установок можетсложиться образ мышления, который будет определять все наше мировоззрение.Такие установки накладывают отпечаток на наше восприятие мира и то, как мы егоинтерпретируем. Взаимодействие знаний, полученных из СМИ, с нашим жизненнымопытом может привести к тому, что называют культивированием. Например,если мы принимаем на веру созданный в полицейском сериале образ большогогорода, таящего в себе множество опасностей, это представление не тольконакладывает отпечаток на наши установки по отношению к городам, но также можеткосвенно повлиять на наши когнитивные и поведенческие модели. Это влияниетрудно оценить экспериментально, хотя и разработаны методы, позволяющиеустановить существование таких последствий.
Когнитивныепоследствия. Третийкласс последствий – когнитивные эффекты (т. е. такие последствия, которыеизменяют наши знания и мышление). Наиболее ярким примером здесь будет усвоениеновой информации из СМИ (например, сведений о шимпанзе, почерпнутых из статьи вжурнале National Geographic). Существуют и другие, более завуалированные,когнитивные эффекты. Например, СМИ «навязывают повестку дня» — «Установление повестки дня превратилось в эффективнуюэлекторальную технологию едва ли не с того момента, как создатели теорииустановления повестки дня М. Маккоумз и Д. Шоу доказали, что средства массовойинформации, хотя и не могут предопределить отношение аудитории к той или инойтеме или проблеме, могут ранжировать эти темы и проблемы в сознании аудиториипо степени важности, так что медиа-повестка задает публичную повестку. Исследованияустановления повестки дня развиваются в двух основных направлениях:исследования эффекта установления повестки дня и исследования процессовустановления повестки дня. В первом случае изучается, каким именно образомсредства массовой информации формируют представления аудитории о том, чтоважно, а что не важно на текущий момент, т.е. исследуется становление публичнойповестки. Во втором случае изучается, каким образом в процессе функционированияСМИ как социального и политического института происходит отбор тем и проблем,которые считаются важными, т.е. исследуется становление медиа-повестки. И то, идругое направление исследований весьма эффективно для изучения современногоэлекторального цикла. Что касается первого направления, то в его рамках былсделан вывод о том, что средства массовой информации эффективно воздействуют нааудиторию только, когда работают с «ненавязанными» проблемами и сюжетами. Втеории установления повестки дня «навязанными» называются те проблемы,«относительно которых люди имеют непосредственный и постоянный опыт, такие какинфляция и безработица, и которые приобретают общественную значимостьвследствие личного опыта», а «ненавязанными» – те, по отношению к которым улюдей нет личного опыта, и «средства массовой информации выступают в качествеединственного учителя и источника сведений об этих проблемах». Данный тезис вполной мере подтвердился в ходе очередного электорального цикла, который принесуспех именно тем партиям и движениям, которые обращались к проблемам, волнующимлюдей на повседневном уровне. Именно этим объясняется успех блока «Родина»,апеллировавшего к вполне реальному факту резкого социального расслоенияобщества и стремившегося превратить проблему социального неравенства вповесткообразующую (что им, до определенной степени, и удалось). Этим жеобъясняется и провал правых партий, которые вели пропагандистскую кампаниюисключительно в сфере «ненавязанных» проблем. Не менее характерен и явный, хотявызвавший заметно меньшей резонанс провал партий «православного направления»(«Народная партия», общероссийская партия «Русь», «Русь святая» и др.), которыепопытались сделать повесткообразующими религиозные темы, однако потерпелиочевидную неудачу.»[11]
Различные СМИмогут способствовать различным типам когнитивных действий. В замечательнойсерии исследований, в которых сравнивались когнитивные эффекты радио ителевидения, связанные с умением рассказывать истории, дети придумывали болееоригинальные окончания к незавершенным историям в тех случаях, когда онислышали их по радио, чем тогда, когда они видели и слышали их по телевизору.Эти результаты в какой-то мере служат подтверждением интуитивномупредположению, что радио способствует развитию воображения в большей степени,чем телевидение. Дети лучше запоминали вербальную информацию, переданную порадио, но визуальная, событийная и общая информация воспринималась ими лучше,когда ее передавали по телевидению. Хотя когнитивные последствия чаше всегооценивают с помощью анализа почерпнутой информации, используются и другиеметоды. Например, то, насколько внимательно человек смотрит телевизор, можноопределить, оценив время, в течение которого глаза прикованы к экрану.Интенсивность требуемых когнитивных усилий можно оценить косвенным образом, измерив,время, необходимое для запоминания какой-то информации и отклика на нее или длясовершения каких-то вторичных действий.
Физиологическиепоследствия. Четвертыйкласс эффектов массмедиа, которые, вероятно, измеряют наименее часто, нокоторым начинают уделять все большее внимание, – это физиологические измененияв нашем организме, вызванные воздействием СМИ. Просмотр фильма ужасов илизахватывающего спортивного матча вызывает такие физические изменения, как учащениедыхания и сердцебиения. Даже такой обыденный материал, как телевизионнаяреклама, может привести к изменениям в частоте сердцебиения и ориентировочномрефлексе, реакциям кожных покровов и блокированию альфа-волн, испускаемыхмозгом. В качестве примера физиологический последствий можно привести статью обисследовании Британских ученых о влиянии на организм просмотра футбольногоматча:
«До сих порпринято было считать, что пребывание перед телевизором, транслирующимфутбольные матчи, крайне отрицательно сказывается на фигуре фанатов. Во-первых,от сидения на диване физическая форма приходит в плачевное состояние.Во-вторых, в процессе просмотра и активного сопереживания игрокам любимойкоманды у болельщиков принято подбадривать свой дух истинно мужскими напиткамии закусками — пивом, сухариками, колбасками, чипсами и прочим пищевым мусором.Сочетание всех этих факторов якобы дает результат, который часто становитсясюжетом карикатур: мышцы превращаются в жировые складки, а подтянутый силуэтисчезает под гнетом растущего пивного животика. Но британские специалистыопровергли это заблуждение.
Исследователиобратили внимание на то, что до сих пор никто ни разу не удосужился как следуетподсчитать, сколько калорий затрачивают активные болельщики, когда в эмоциональномпорыве вскакивают с диванов, ликуя по поводу забитого гола, или рьяножестикулируют, не будучи в силах выразить словами свое мнение по поводуотдельных моментов матча. Когда спортивные медики произвели соответствующиевычисления, то оказалось, что затрата энергии футбольных фанатов передтелевизором в разы превышает количество калорий, исчезающих во время занятийспортом.
Причем британские эксперты ухитрились даже уловить разницу между тем,болельщики каких команд тратят больше энергии во время трансляции матчей, акаких — меньше. Лидерами в этом списке стали почитатели «МанчестерЮнайтед» и «Блэкберн». Спортивный врач-диетолог Адам Кэри, одиниз руководителей научного проекта, заявил: «Все футбольные фанаты могутпохудеть, если будут регулярно и активно болеть за своих кумиров и при этом нестанут слишком налегать на пиво и пончики».[12]
Также в миреидут различные споры по поводу исследований о влиянии фильмов ужасов. Допустим,существуют мнения о том, что надо запретить показывать фильмы ужасов, так какони плохо сказываются на психике детей. Но исследовательская статья из газеты«День» частично опровергает эту точку зрения: «В профессиональной литературеописано немало исследований влияния информации с элементами агрессии и насилияна психику детей и подростков, но специальных исследований, посвященныхизучению влияния на детей фильмов ужасов, практически нет. На сегодняшний деньуверенно можно говорить лишь о том, что информация с элементами ужасов вызовету человека, особенно у ребенка, специфические ощущения экзистенциальногохарактера, способные существенным образом трансформировать его эмоциональноесостояние и оставить определенный след в его психической жизни. Однако при этомневозможно дать однозначный ответ касательно как особенностей этихтрансформаций, так и того, насколько конструктивными или деструктивными ониявляются. В конце концов, остается невыясненным сугубо практический вопрос:разрешать ли детям смотреть фильмы ужасов?
В фильмахужасов, которые представляют собой специальный жанр киноискусства, событияпроисходят в «символическом» мире, существующем лишь на экране телевидения.Персонажей этих фильмов невозможно встретить в реальной жизни. Они являютсяжителями другого, «альтернативного», потустороннего, ирреального мира. Этот мирсуществует по другим законам, он непознанный, таинственный и потому опасный иугрожающий. Его персонажи «щекочут нервы», возбуждают, влекут, вызывают сложнуюсмесь ощущений, а также напоминают о том, что где-то рядом всегда находитсяСмерть. От них «несет могилой». В этом состоит особенность фильмов ужасов, ихотличие от других фильмов.
Как говорилН. Бердяев, «высочайший, истинный страх, или экзистенциальный ужас, человекспособен ощущать не перед реальными опасностями обычной, повседневной жизни, алишь перед вечной тайной бытия. Страх смерти — это один из наиболее глобальныхи вечных страхов человека. По мнению М.Хайдеггера, без осознания этого страхачеловек как высоко развитая личность не может состояться. Осознание смерти какграницы существования дает человеку возможность трансформировать энергиюэкзистенциального страха в стремление к самоопределению и самореализации всоответствии со своим предназначением в мире. Осознание реальности смертиозначает осознание собственной абсолютной свободы, своей абсолютнойответственности перед собою за выбор своей судьбы».
Так что неслучайно информация, содержащая элементы ужасов, практически всегдабессознательно и невольно используется взрослыми в воспитании детей с первыхлет их жизни. Эти элементы можно наблюдать уже в детских колыбельных песнях(например, про серого волчка), которые поют матери своим грудным детям.Несколько позднее подобные элементы ужасов встречаются в детскихстихотвореньицах и сказках, которые взрослые читают дошкольникам. Страшныесказки и истории нашли свое воплощение и в детском фольклоре, в частности, втак называемых «страшилках», которые на протяжении столетий передавались изпоколения в поколение детям устным путем. Эта информация выполняет важную рольв формировании внутреннего мира ребенка и содержит в себе важныйпедагогически-воспитательный момент. Существует немало свидетельств того, чтодовольно часто любимые детские фантазии способны действовать в «долгосрочном»плане, то есть уже в детском возрасте они способны программировать будущийжизненный путь взрослого человека.
Какпоказывают реальная жизнь и педагогически-воспитательная практика, «страшныеистории» («страшилки») актуальны практически для всех детей от 6 — 7 до 11 — 12лет. Большинство специалистов в области психологии убеждены, что так называемые«детские страхи» должны быть «прожиты» и рационализированы именно в детстве.
Детские«страшилки», разнообразные сказки и истории «страшного» содержания принадлежатк средствам, с помощью которых ребенок получает возможность наиболее эффективнои наиболее безболезненно преодолевать свои страхи. Это своеобразная тренировкахрабрости, мужества, силы воли и т.п. Вместе с тем, большинство взрослых,окружающих детей в их повседневной жизни, как правило, не одобряют детскойзаинтересованности фильмами ужасов, поскольку убеждены в их вредности.Педагоги, воспитатели и родители уверены в том, что фильмы с элементами ужасовсерьезно травмируют незрелую детскую психику, которая находится на стадииформирования, и считают, что не следует разрешать детям их смотреть. Такимобразом, недооценивается значение этой информации в жизни детей. Детиоказываются лишенными части жизненно важных интересов и функций, и этосущественным образом обедняет их эмоциональную жизнь, приводит к ранней иодносторонней интеллектуализации психики.
Специальныеисследования киноинтересов школьников дали возможность констатировать, чтофильмы ужасов надежно занимают по популярности среди детей вторые-третьипозиции. Потребность подростков в зрелищности, в переживании ярких эмоций и«острых ощущений», абсолютно естественная для «нормальных», психически здоровыхдетей, вопреки всем стараниям взрослых, делает их стойкими приверженцами этогожанра киноискусства.
Справедливостиради следует признать, что количество сторонников противоположного взгляда наэту проблему оказывается значительно большим. Но не следует делать однозначныхзаявлений. Даже наиболее рьяные противники фильмов ужасов, по крайней мере, невозражают против того факта, что их просмотр имеет на детей и подростковвыборочное влияние.
А вот статьяс сайта www. Vitaminovnet.ru в своих исследованиях выражает еще одну точку зрения, что спомощью фильмов ужасов можно лечить определенные психологические заболевания,эта статья приводит в пример клинического ученого Дэвида Радда из Техасскогоуниверситета, который при помощи фильмов ужасов избавляет своих пациентов отразличных фобий. Доктор Радд считает, что если человека регулярно подвергатьодному и тому же испытанию, вызывающему страх, то мозг привыкает к нему иперестает осознавать его как опасность. Это, по мнению психолога может помочь влечении таких расстройств психики, которые сопровождаются беспокойством, и втех случаях, когда человеческая психика реагирует на угрозу, даже когда ее нет.
Также то, чтофильм ужасов как культурно-психологический феномен сложился в США временневиданного экономического спада тридцатых годов прошлого века. И кинематографпри этом выступил в роли врачевателя, психотерапевта масс.
Ибо во времяпросмотра, особенно группового, включается мощная цепь психологическихмеханизмов – например, ожидания, отождествления с героем. А умереть вместе сним и столь же неожиданно воскреснуть, победив зло – это важный положительныйпсихологический опыт, не всегда доступный нам в реальности. Это – и стимул ксовершению подвига, и преодоление страха смерти, и постижение неведомого. Такчто и «Терминатор», и «Дракула» несут в себе не столько запугивание и насилие,сколько мощную психотерапевтическую энергию. Нужно лишь рассмотреть ее подправильным ракурсом.[13]
Вот ещестатья об этом исследовании: «Новое исследование, проведенное западнымиучеными, утверждает, что фильмы ужасов могут понизить иммунную системучеловека. Эти же специалисты утверждают, что повседневный стресс для памятиможет наоборот оказать благотворное влияние на организм человека.
 Исследованиевозглавлял Джос Бош (Jos Bosch), работающий в Государственном университетеОхио. В нем также принимали участие европейские ученые. Бош обнаружил, чтоуровень SIgA – секретного иммуноглобулина был выше после теста на память и нижепосле просмотра фильма ужаса на видео.[14]
Конечно же, многиеученые, психологи, исследователи сходятся в одном мнении, что постоянныйпросмотр фильмов ужасов нежелателен как для детей, так и для взрослых. Нофильмы ужасов люди все равно любят смотреть, и исследователи задаются и этимвопросом тоже: «Почему люди любят фильмы ужасов?»
«Психологи изУниверситета Беркли и Университета Флориды предложили новую теорию,объясняющую, почему люди любят смотреть фильмы ужасов. До сих пор считались,что основной причиной популярности фильмов ужасов является желание человекаиспытать сильные ощущения.
Одна из теорий гласила,что во время просмотра ленты зритель на самом деле не пугается, а лишьиспытывает чувство приятного возбуждения. Другая, — что два часа страханеобходимы для того, чтобы в конце фильма — вне зависимости от развязки – зритель,освободившись от ужасного зрелища и кошмарных звуков, испытал эйфорию, сообщаетWashington Profile.
Авторы новой теориисчитают, что обе версии неверны. По их мнению, люди, любящие смотреть фильмыужасов, счастливы оттого, что чувствуют себя несчастными. Им просто нравитсяпугаться, причем наиболее страшные моменты фильма доставляют им наибольшеенаслаждение. По мнению исследователей, люди, которые любят фильмы ужасовпсихологически отличаются от тех, кто подобные фильмы не любит.
Первым литературным произведениемв жанре ужасов считается роман, написанный британским аристократом ХорасомВолполом в 1764 году — »Замок Отранто". В 1818 году Мэри Шеллиопубликовала повесть «Франкенштейн», ставшую классикой жанра.
Первым фильмом ужасовпринято считать немецкий «Голем», снятый режиссером Паулем Вегенеромв 1915 году. Первой популярной картиной этого жанра можно назвать «КабинетДоктора Калигари», вышедший на экраны в 1920 году. В 1922 году в Германиибыл снят первый фильм про вампиров — «Носферату». В 1931 году в СШАпоявились первые ленты о Франкенштейне и Дракуле.
С тех пор киноиндустрияпроизвела множество картин такого рода. Многие исследователи отмечают, чтофильмы ужасов часто были не просто «пугалками» — в них отражалисьподспудные страхи людей перед войной, голодом, тайными обществами,преступниками, эпидемиями, инопланетянами и пр. Популярный американскийписатель Стивен Кинг, в книге «Данс-Макабр» рассказал о своихвзглядах на жанр ужасов, отметив: «Если фильмы — это сны массовой культуры,то фильмы ужасов — ее кошмары».
Как напоминаетФактNews, фильмы ужасов являются довольно популярным объектом исследованиясреди психологов. Однако интерес к лентам этого жанра проявляют и ученые издругих областей. Так, математики объяснили языком цифр, почему самые лучшиефильмы ужасов — такие, как «Психо», «Изгоняющий дьявола» и«Ведьма из Блэр» — имели и имеют до сих пор такой грандиозный успех.[15]
Сайт www.aeterna.ru приводитстатистический опрос «любите ли вы смотреть ужасы?»[16]Ответ человек % да 75 70% да, только днем 10 9% нет 22 21%
 
Таковы исследованияодного из критериев последствия воздействия СМИ на сознание и поведениеаудитории, вызывающие физиологические изменения в нашем организме. На кого-товоздействие СМИ очень велико и может вызвать негативные изменения в организме,на кого-то не очень, но СМИ всегда будет скрыто или явно воздействовать нааудиторию и этого никогда не избежать.

 
Заключение
Коммуникациямежду людьми существовала во все эпохи, а в наше время просто появилисьтехнические средства ее реализации. Эволюция средств массовой коммуникации,рассматривая сквозь призму развития человеческой культуры, показывает, какпостепенно увеличивалась скорость обмена информацией, с тем, чтобы сохранитьпуть к овладению человеком знаний, добытых предшествующими поколениями людей.
ФункционированиеСМК немыслимо без соответствующего технического обеспечения в отличие,например, от средств устной агитации, связанных в первую очередь с живым,естественным, непосредственным общением между людьми. Научно-техническаяреволюция создает оптимальные условия для технического развития средствмассовой информации
— Массоваякоммуникация — процесс распространения информации с помощью технических средств(пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенныеаудитории. Средства массовой коммуникации — это специальные каналы ипередатчики, благодаря которым происходит распространение информационныхсообщений на большие территории.
— Структурамассовой коммуникации в современном обществе представляет собой сложнуюсистему, соединяющую индивидов и технические средства массовой коммуникации.Данная система выполняет ряд важнейших социально значимых функций, средикоторых выделяются интеграция и поступательное развитие современнойцивилизации.
— Социальнаясущность массовой коммуникации, находящая выражение в функциях ихарактеристиках, состоит в том, что это -мощное средство воздействия наобщество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида иинтеграции общества.
— Эффективность СМК есть отношение достигнутого результата к предварительнонамеченной цели. Если в результате деятельности СМК имеется, пусть самое малое,продвижение к намеченной цели, к положительному результату, то можно говоритьоб их эффективности.
— Теориимассовой коммуникации при всей их вариативности главным образом ориентированына исследование социальной роли СМК. Одни ученые прогнозируют, что увеличениеразнообразия СМК приведет к упадку культурного уровня общества и ослаблению егоинтеграции. Другие, напротив, подчеркивают преимущество СМК в условияхсвободного выбора информации, поскольку это дает возможность избежатьцентрализованного контроля над СМК, а интеграция в новых условиях будет болееглубокой и прочной.

Списокиспользованной литературы
 
1. АртемоваВ.Л. Массоваякоммуникация и массовое сознание. Сборник научных статей, выпуск 4, Изд-во«Эксмо», 2006г.
2. БогомоловаН. Н. Массовая коммуникация и общение. М., Знание. 2004г.
3. Борее В.Ю.,Коваленко А.В. Культураи массовая коммуникация. — М., Эксмо 2006г.
4. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. — М.,Изд-во «Наука»2005г.
5.  ЕвгеньеваТ.В. Установки и стереотипы массового сознания,Изд-во: Элитариум, 2005г.
6.  Ершов В.В. Современное общество икоммуникативная семантика. – Томск, 2003г.
7.  КореннойА. А. Информация и коммуникация, Киев, Знание,2004г.
8.  КопьевВ.В. Средства массовой коммуникации в контексте глобализации мировой экономикии развитие информационного пространства России, Изд-во: М., Научная книга,2005г.
9. КореннойА. А. Массоваяинформация и общественное мнение молодежи. Киев. 2004г.
10. КашкинВ.Б., Основы теории коммуникации, Изд-во: М.: АСТ, 2007г.
11. Моль. Теория информациии эстетическое восприятие. М.: АСТ,2003г.
12.  НазаровМ.М. Эффективность средств массовой коммуникации, Изд-во: М.: Знание, 2007.
13.  ПетровичА. Поговорим о информации, Изд-во: М.: АСТ, 2003г.
14.  ПочепцовГ. Г Коммуникативные технологии двадцатого века, М, 2002г.
15.  ПочепцовГ.Г. Теория коммуникации. — М.; Киев, 2001.
16.  ПрутченковА.С. Тренинг коммуникативных умений. — М., 2003.
17. ПочепцовГ.Г.Эффективностьсредств массовой информации. Минск. 2003г.
18.  РоджерсК. Эмпатия, Психология эмоций. — М., 2002г.
19.  СергеевА.М. Коммуникации в культуре. — Петрозаводск, 2006г.
20. ТеринВ.П. Массовая коммуникация и ее исследования: формирование и развитие, МГИМОМИД РФ, Москва, 2000г.
21.  УилкоксЛ. Эффективное взаимодействие со СМИ, Изд-во: Имидж-Контакт, 2004г.
22. Федотова Л. Н.Социология Массовой Коммуникации, Питер, 2004г.
23.  1-ыйwww.rostovmama.ruканал, новости.
24. www.espi.ru/Content
25.  www.medinfo.ru
26.  Школажизни. ру. Журнал вопросов и ответов.
27. Medicus.ru
28.  newsru.com
29. www.aeterna.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.