Реферат по предмету "Психология"


Сценическое волнение учащихся класса эстрадного пения

АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ       ИНСТИТУТ ИСКУССТВ
Кафедра теории, истории музыки и методикимузыкального воспитания
РЕФЕРАТ
СЦЕНИЧЕСКОЕВОЛНЕНИЕ УЧАЩИХСЯ КЛАССА ЭСТРАДНОГО ПЕНИЯ
студентка 4 курса заочного отделения
СУХОМЛИНОВА АНАСТАСИЯ ГЕННАДЬЕВНА
Научныйруководитель:
кандидат педагогических наук, доценткафедры теории, истории музыки и методики музыкального воспитания
И.В. Митус
Майкоп 2009г.

ВВЕДЕНИЕ
Актуальностьисследования. Успешное выступления на сцене артиста является результатомсочетания многих факторов, среди которых необходимо отметить сценическоеволнение. Этот аспект зависит от уровня предконцертной психологическойподготовки и умения контролировать свое состояние во время выступления. Эмоциипевца должны повиноваться его воле, он никогда не должен терять контроль надсобой, над своим голосом, действиями. Об этом писали выдающие мастера сцены:Ф.И. Шаляпин, К.С. Станиславский и др. Очень часто психическое состояние певцаоказывает решающее влияние на его пение. Поэтому певец должен иметь устойчивуюпсихику, или владеть приемами психологической регуляции своего состояния. Деятельностьпо укреплению и тренировке психического состояния, выработке умений и навыковпреодоления нервного перенапряжения перед ответственным выступлением имеет для будущихэстрадных певцов первоочередное значение. Рассмотрение истоков сценическоговолнения учащихся класса эстрадного пения в детской музыкальной школе (ДМШ) иопределение путей его преодоления составляет актуальность нашего исследования.
Объектисследования – комплекс причин сценического волнения учащихся эстрадногоотделения.
Предметисследования – приемы преодоления сценического волнения учащимися в классеэстрадного пения в ДМШ.
Цельисследования – выявление приемов преодоления сценического волнения у учащихся классаэстрадного пения ДМШ г. Белореченска.
Длядостижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
1. Датьсущностную характеристику понятию «сценическое волнение».
2. Рассмотретьвзаимозависимость типа темперамента и форм проявления сценического волнения вмузыкальной психологии.
3. Проанализироватьиспользование приемов преодоления сценического волнения учащихся классаэстрадного пения в практике педагогов ДМШ г. Белореченска.
В процессе написанияквалификационной работы использовались следующие методы:
теоретические – анализ изученнойлитературы, обобщение;
эмпирические –педагогическое наблюдение, интервьюирование.
Теоретической основойисследования служат идеи о – Фридмана, Леонтьева, Л.С. Выготского опсихологических механизмах развития и обучения личности.
База исследования – МОУДОД ДМШ г. Белореченска.
Практическая значимостьданной работы заключается в обобщении педагогического опыта по определению формпреодоления сценического волнения учащихся класса эстрадного пения ДМШ.
Апробация результатовквалификационной работы осуществлялась в выступлениях на заседаниях кафедрытеории, истории музыки и методики музыкального воспитания.
Структура работы.Квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения, спискалитературы, включающего 51 наименований. В Приложении размещены копии Грамот иДипломов.

Сценическое эстрадноеволнение – одна из форм психического состояния личности до и вовремяконцертного выступления
Дефицит научных сведенийо природе и сущности сценического волнения как одной из форм психическогосостояния личности обрекает исполнителей на эмпирические поиски эффективныхприёмов психологической подготовки к концертному выступлению. Многиемузыкальные педагоги предлагают ученикам рекомендации, основанные на личном опыте,на субъективных ощущениях. Часто учащиеся получают от преподавателя единый длявсех рецепт аутотренинга, данный без учёта индивидуальных особенностейличности. Зачастую рекомендации преподносятся в ультимативной форме: «Делай,как я!».
Ценные советы попсихологической подготовке исполнителя к концертному выступлению содержатся вкнигах, статьях, воспоминаниях, методических разработках выдающихся музыкантови педагогов – Л.А. Баренбойма, Д.Д. Благого, Г.М. Когана, Г.Г. Нейгауза, С.И.Савшинского, С.Е. Фейнберга и др. Но эти рекомендации не систематизированы и необъединены в самостоятельный раздел методики.
Большинством авторовнаучных работ о природе и саморегуляции сценического состояния являютсяисполнители-пианисты. Это привело к явной однобокости исследования проблемы.Способы устранения неконтролируемых, деструктивных форм сценического волненияравно интересуют музыкантов всех исполнительских специальностей. Поэтому даннаяпроблема требует рассмотрения и обсуждения музыкантами всех специальностей.
В период обучения вклассе эстрадного пения ученику приходится на протяжении всех лет выступатьперед аудиторией на зачетах, экзаменах, открытых концертах. И здесь одним изсамых существенных моментов является поведение поющего на сцене, егосценическое самочувствие, степень волнения на эстраде.
Как показывает практика,волнение имеет место у всех. Но у одних певцов волнение, будучи контролируемым,является стимулом для большего вдохновения, у других – выйдя за рамки контроля– вызывает полную депрессию, скованность всего тела, в том числе и голосовогоаппарата, результатом чего является низкая позиция звучания, потеря опорыдыхания, вялое сценическое и эмоциональное выражение. У третьих волнениевызывает непомерную возбудимость и суетливость, которые также мешают нормальнойработе всех компонентов певческой координации, что выражается в повышенииинтонации, чрезмерном напряжении, излишней жестикуляции и мимике.
Волнение ученика на сцененередко уничтожает всю предварительную работу педагога в классе. О такихучениках говорят, что они непригодны для исполнительской деятельности.
Вопросы волнениянепосредственно связаны с индивидуальной структурой его нервной системы, типомнервной деятельности. По данным психологии природные свойства нервной системы –и в том числе волнение – поддаются изменению и развитию путем специальнойпсихофизической тренировки.
Разработкапсихофизической тренировки относится к актуальным дидактическим задачам. Цельее – сделать стрессовое состояние певца на сцене его обычным, рабочим.Адаптация к волнению является ведущим педагогическим условием, имеющим силу,равнозначную подготовке профессиональных навыков и являетсяпсихолого-педагогической задачей обучения.
Следует изучатьличностные особенности ребенка, его отрицательных и положительных сторонпсихики, характера, эмоционально-волевой сферы, а также его профессиональныхуспехов, поведения на сцене, уровня профессиональной выносливости, в результатечего составляется план индивидуальных занятий.
Педагог долженвоспитывать, формировать на уроках положительные черты характера и устранятьотрицательные, формировать высокий уровень психологической Устойчивости.
Освоение этих основныхкомпонентов создает предпосылки для регулирования эмоционального состоянияорганизма. Вокальное исполнительство – это обмен эмоциями со зрителем и онорассчитано на эмоциональное восприятие.
Эмоциями называютсяпсихические процессы, в которых человек переживает свое отношение к явлениямвнешней окружающей среды и внутреннему миру (организма и психики) человека.Стенические эмоции повышают жизнедеятельность организма (радость, восторг идр.). Астенические – угнетают (печаль, досада). Отдельно выделяются эмоциинастроения и чувства, которые сопровождаются сложными эмоциональнымипереживаниями.
Исследования К.В. Вундтапоказали, что тончайшие оттенки эмоций, возникающие в ответ на мысли,представления, воображения, ощущения также находят свое выражение на мышцахтела, внутренних органах, сосудах, обмене веществ, концентрации уровня гормонови т. д. Эти реакции зависят от типа личности, характера и темпераментачеловека.
Эмоции сводятся к тремизмерениям: 1) удовольствие – неудовольствие, 2) возбуждение – успокоение, 3)напряжение – разряжение (по К.В. Вундту).
Импульсы головного мозга,идущие к гортани с большой частотой (особенно на высоких нотах) требуют большойзатраты нервной энергии и полной сосредоточенности. При положительных эмоцияхрезультативность урока возрастает во много раз. Поэтому в классе вокала оченьважна обстановка, в которой воспитывается ученик.
Спокойствие,благожелательность, оптимизм педагога, внушение им уверенности в своих силахдает гораздо более быстрые положительные результаты, чем окрики,передразнивания, менторский тон.
Положительныеэмоциональные реакции, связанные с певческой деятельностью, можноклассифицировать на следующие:
1) группа эмоциональныхпереживаний, связанных со значительными изменениями, наступающими вжизнедеятельности организма в процессе певческой деятельности. Нужностремиться, чтобы они стали положительными и стеническими. Ученику следуетвнушить, что певческая деятельность улучшает функциональные возможности егоорганизма, делает его более выносливым, работоспособным;
2) группа эмоцийсвязана свысоким уровнем совершенства в овладении профессиональными навыками. Ребенкуследует внушить мысль о правильности методических приемов, что трудности,возникающие в процессе обучения, временны и совершенно закономерны, что толькоэтапное их преодоление может дать в итоге настоящие результаты. Это являетсяоснованием для утверждения его личных достоинств;
3) группа эстетическихэмоций. У ученика необходимо постоянно развивать чувство прекрасного, красотыповедения на сцене и в жизни. Ему нужно внушить, что каждое выступление его –это праздник, что эти выступления вызывают у слушателей эстетическоенаслаждение;
4) группа эмоций,связанных с нравственными чувствами – с глубоким сознанием общественногозначения ответственности за то, что дано ему его педагогами. Певец долженпредставлять себе, что результаты его профессиональной деятельности служатпримером для других учащихся и педагогов, которые следят за его выступлениями иуспехами.
Все эти эмоциональныереакции должны быть использованы в практике вокальных уроков в той или инойстепени по мере вокально-музыкального развития ученика.
Анализируя проблемусценического волнения, педагоги-музыканты отмечают, что многое зависит здесь отпсихофизиологической конституции исполнителя, типа его нервной системы.Сценическое волнение на всех действует по-разному. Один ученик ничего не боится,другой испытывает чрезмерное нервно-мышечное возбуждение, третий впадает впрострацию, четвертый не может совладать с чрезмерным эмоциональнымвозбуждением и т.д. Вообще, бывают ученики, которые хорошо поют в классе, номногое утрачивают на эстраде. Бывает и наоборот: ученик, на которого вы невозлагаете особых надежд на эстраде, настраивается и поет значительно лучше,чем в классе. Многое зависит тут от типа нервной системы, умения на строитьсебя на успех, силы воли.
Среди спортсменовраспространено мнение, что успехи в спорте легче достигаются людьми,обладающими сильным типом нервной системы – флегматиками, холериками,сангвиниками. Лицам же со слабым типом высшей нервной деятельности, чья нервнаясистема отличается слабо выраженными возбудительными и тормозными процессами(меланхоликам) дорога к победам закрыта.
В музыкальномисполнительстве успеха могут добиться люди с любым типом высшей нервнойдеятельности, в том числе и меланхолики. Если музыкант, обладающиймеланхолическим типом темперамента, постоянно нацелен на преодоление негативныхсвойств своей психики, то со временем его нервная система приспосабливается кусловиям творческой работы. Тип темперамента не является роком, данным человекураз и навсегда.
Исполнители-флегматики. Уних относительно небогатая шкала динамических оттенков, им часто недостаётартистизма в исполнении; иногда они незаметно для себя замедляют темп.Чувствуют себя скованно, когда вынуждены обращаться к непривычномукомпозиторскому языку. Не проявляют инициативу в организации своих выступлений.Предпочитают не менять партнёров по ансамблю. Работают методично, спокойно.Охотно опираются на ранее приобретённые исполнительские навыки. Менее другихподвержены негативным формам эстрадного волнения.
Исполнители-холерики.Изучая произведения, им приходится прилагать усилия для достиженияорганического единства эмоционального и рационального начал. В исполнительскойинтерпретации ярко проявляется волевое начало. Пение холериков, как правило,отличается высоким артистизмом. Они стремятся петь ярко и выразительно. Частоиспытывают трудности при ритмической организации музыкального материала: имеютсклонность к ускорению темпа, сокращению пауз, недосчитыванию крупныхдлительностей. Тяжело переживают неудачи.
Исполнители-сангвиники. Внекоторых случаях эмоциональное начало превалирует над рациональным, приходитсяобуздывать неуправляемые эмоции. Работают неровно – перед ответственнымвыступлением много и увлечённо занимаются, после выступления с трудомпреодолевают своё нерабочее состояние. Сангвиники охотно ищут применение своимтворческим силам, проявляют инициативу в организации своих выступлений, но имбыстро приедается музыкальное сочинение, даже то, которое сами выбрали. Гибкоадаптируются к непривычным условиям работы. Неудачи переносят относительнолегко.
Исполнители-меланхолики.Как правило, очень тщательно прорабатывают детали исполнения, много вниманияуделяют подробностям интерпретации. Часто недостаёт масштабности исполнения,артистической раскрепощённости, творческой смелости. Медленно адаптируются кнепривычным условиям работы. Особенно тяжело страдают от негативных формсценического волнения. Неудачи переживают чрезвычайно болезненно.
Известно, что в чистомвиде темпераменты встречаются относительно редко. И хотя в творческой работемузыканта преобладают черты какого-либо одного темперамента, могут наблюдатьсятакже отдельные особенности, свойственные другому. Ежедневное решение схожихисполнительских проблем, постоянное выполнение одних и тех же творческих задачпостепенно меняет психику человека.
Итак, универсальных«рецептов» для преодоления негативных форм сценического волнения не существует.Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитыватьиндивидуальные особенности психики ученика. Успех достигается легче, еслипедагог знает и учитывает структуру сторон личности ребенка, формирующихсценическое состояние.
Известно, сколь полезнапредварительная «обкатка» программы на людях, в присутствии посторонних. Методпривыкания к условиям публичного выступления, выработки необходимых условий инавыков по-прежнему остается в числе наиболее актуальных и действенных.
Формы преодоленияпредконцертного волнения
1. Эмоциональная встряска(. много и оживлённоразговаривают на отвлечённые темы,
2. Аутосуггестия в тишине.
3. Расслабление в тишине.
4. Концентрация вниманияна предстоящем выступлении.
5. Размышления, несвязанные с предстоящим концертом.
6. Перемещения впространстве.
Чтобы успешновоздействовать на то или иное эмоциональное состояние, музыканту необходимо егоосознать, дать ему название, оценить.
Невозможно объяснитьвозникновение того или иного сценического состояния исполнителя, принимая врасчёт лишь особенности нервной системы или одни лишьинтеллектуально-творческие качества. Необходимо учитывать все стороныдинамической структуры личности.
Разработкой динамическойструктуры личности занимались многие психологи. Наибольшее распространениеполучила концепция К.К. Платонова, согласно которой все особенности каждойличности укладываются в четыре подструктуры, обобщённо названные автором — направленность, опыт, психические процессы, биопсихические свойства ().
Опираясь на концепциюК.К. Платонова, необходимо выявить все стороны личности, влияющие наособенности того или иного сценического состояния музыканта. Структура такихсторон личности выглядит следующим образом:
1) психологическаяустановка на музыкально-исполнительскую деятельность, потребность в такойдеятельности;
2) творческий опытисполнителя, его профессиональные знания;
3) особенности психическихпроцессов (в том числе исполнительское внимание, воля, слуховые представления,оптимальный для творчества уровень эмоционального возбуждения, гибкостьпсихологической адаптации и др.);
4) типологическиесвойства высшей нервной деятельности, темперамент.
Все стороны личности,перечисленные в этой структуре, взаимосвязаны и взаимозависимы. Некоторые изних могут быть отнесены одновременно к различным подгруппам. Надо полагать, чтосценическое состояние исполнителя формируется под воздействием всех четырёхподструктур.
Работу по формированию умузыканта-исполнителя психологической устойчивости на сцене необходимоосуществлять с самого начала обучения. Существует точка зрения, чтомузыкант-исполнитель, часто и успешно выступавший в детские годы, обладаетбольшей профессионально-психологической устойчивостью и в дальнейшем обладаетспособностью к преодолению эстрадного волнения.
Педагог должен учитыватьв своей педагогической работе общие закономерности нервной деятельности. Так,нервные клетки работают продуктивно только 15 минут (по Павлову И.П.), а далееони отключаются на несколько секунд, вызывая отдых в определенной группе мышц.Поэтому очень важно на уроке чередовать различные приемы, которые быпереключали внимание с одной группы мышц на другие. Это необходимо использоватьв работе с детьми, которые не могут долго концентрировать свое внимание наодной установке.

Понятие сценическоговолнения в психолого-педагогической литературе
Некоторые музыкантырассматривают сценическое состояние исполнителя как следствие особенностей егонервной системы и рекомендуют исполнителям, страдающим от вредных формэстрадного волнения, аутосуггестивные упражнения, заимствованные из спортивнойпсихологии. Спортивные психологи установили, что предстартовые реакцииспортсмена проявляются в трёх основных формах — состояние «боевая готовность»,состояние «предстартовая лихорадка» и состояние «предстартовая апатия».Сценическое волнение музыканта-исполнителя проходит, как правило, на фонефизиологических процессов, сходных с одной из этих форм.
Так, чувство творческогоподъёма во время удачного концертного выступления сопровождается изменениями ворганизме, характерными для спортсмена в состоянии «боевая готовность». В этомсостоянии возрастает быстрота реакций, обостряется мысль и внимание, повышаетсяуровень помехоустойчивости и адаптивных возможностей.
Ощущение тревоги ибеспокойства, испытываемое некоторыми музыкантами во время выхода насценическую площадку, сопровождается изменениями в организме, характерными для«предстартовой лихорадки». Тормозные процессы в коре головного мозга не могутсдерживать возбуждение, поведение становится суетливым, вниманиерассредоточивается, уровень помехоустойчивости и адаптивных возможностейснижается, эмоциональное напряжение быстро возрастает и не всегда адекватноситуации.
Иногдамузыкант-исполнитель жалуется, что у него пропало всякое желание к творчеству,что всё ему стало безразлично и хочется лишь одного — чтобы его оставили впокое. Такая форма сценического волнения имеет схожие черты с состоянием«предстартовая апатия». При этом тормозные процессы в коре головного мозгапревалируют над возбуждением, ощущается вялость, нежелание действовать, реакциизамедляются, уровень помехоустойчивости и адаптивных возможностей снижается, эмоциональноевозбуждение не велико.
Из всего этого следует,что предстартовое волнение спортсмена и сценическое волнение артиста имеютнемало схожих черт. Но то общее, что их объединяет, не распространяется наглубинные особенности профессиональной деятельности. Случается, что музыканты,желая обрести способность исполнять музыкальное произведение без ошибок и сбоевпри любом состоянии организма, применяют в репетиционной работе системуспециальных упражнений, заимствованную из спорта. Перед началом репетиции онисовершают повороты вокруг оси, проделывают прыжки с приседаниями и после этогопытаются исполнять музыкальное сочинение в состоянии физического иэмоционального напряжения.
Пока что нетисследований, подтверждающих или отрицающих полезность такого рода упражнений вдостижении высокого художественного результата. Рекомендации спортивныхпсихологов не имеют прямой направленности на творчество, не нацелены настимулирование исполнительской фантазии и слуховых представлений, не обостряютмузыкальное мышление, не могут и, безусловно, не помогают музыканту обрестисостояние творческого вдохновения и сохранить на всем протяжении выступления.Музыканту важнее тренировать устойчивость к тем психическим помехам, которыехарактерны для исполнительской деятельности.
Известныймузыкант-исполнитель Д.Д. Благой утверждал, что увлечённость художественнымиобразами благотворно влияет на особенности сценического состояния. Но интерес копределенной музыке не является фактором, освобождающим исполнителя от сомненийо том, достоин ли он прикасаться к таким произведениям (Савшинский). Восхищениеличностью композитора не всегда устраняет страх перед возможной ошибкой. Нетрудно сказать ученику, что увлечённость творческими задачами – лучшее«лекарство» от негативных видов эстрадного волнения, но порой сложно объяснить,как, каким образом обрести на сцене увлечённость тому, кто не можетсосредоточить внимание на исполнительском процессе из-за эстрадного волнения.
Нет двух артистов,которые испытывают одинаковое психологическое состояние в момент выхода наконцертную площадку. Один исполнитель испытывает боязнь ошибиться, забытьтекст, другой сковывается эмоциогеннойобстановкой концертного зала. Отдельные исполнители испытывают дискомфортвследствие большого числа зрителей, другие мучаются, чувствуя своюнедостаточную подготовку, кто-то начинает понимать несоответствие своих способностейи притязаний. Часть музыкантов испытывают состояние творческого подъёма и срадостью, с нетерпением ждут общения с публикой.
Взаимозависимостьтипа темперамента и форм проявления сценического волнения в музыкальнойпсихологии
Проблема психологическойподготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению – одна их важнейшихв музыкально-исполнительском искусстве. Нет артиста, который ни разу непострадал от негативных форм сценического волнения.
Первая подструктура –психологическая установка на музыкально-исполнительскую деятельность, потребностьв такой деятельности.
Психологическая установкана музыкально-исполнительскую деятельность мобилизует все творческиеспособности, но не всегда осознаётся музыкантом. Эта мобилизация, поиски тогоили иного исполнительского решения могут осуществляться даже в те моменты,когда, казалось бы, музыкант и не думает о предстоящем концерте. Повседневные заботы,которые он переживает перед выступлением, проявляют себя на фоне главной задачи– мобилизации физических и душевных сил к предстоящему исполнению концертнойпрограммы.
Устойчиваяпсихологическая установка на периодически повторяющуюся творческую работу современем преобразуется в потребность.
Некоторые музыкантыстрадают от нездоровых форм сценического волнения, потому что не могутсосредоточиться на творческих задачах, но озабочены тем, к каким последствиямприведёт возможная ошибка, как они выглядят, какое впечатление производят наслушателей. Таким исполнителям полезно перед выходом на сцену методомаутосуггестии внушить себе желание как можно скорее выступить перед публикой –«я хочу петь, потому что моё исполнение будет интересно собравшимся людям!».
Исполнителю, ожидающемувыступления, легче обрести сценическое состояние, способствующее успеху.
Вторая подструктура ––творческий опыт, профессиональные знания. Чем больше исполнительский опыт, чемчаще музыкант выходит на концертную эстраду, тем реже страдает он от недуговастенических форм сценического волнения. Однако опыт нельзя путать с привычкой.Привычное выполнение музыкантом своих служебных обязанностей, каждодневноепребывание на сцене зачастую «убивает» не только вредное волнение, но и чувствотворческой окрылённости.
Боязнь забыть текст –распространённая болезнь среди неопытных музыкантов. Они волнуются оттого, чтобоятся забыть, забывают же оттого, что волнуются. Успешнаямузыкально-исполнительская деятельность возможна лишь в том случае, еслисогласованно, слаженно «работают» интеллектуальная, эмоциональная идвигательная стороны его личности. Ни одна из названных сторон не должнаподавлять другие.
Третья подструктура – особенностипсихических процессов. На сценическое состояние артиста оказывают влияние всепсихические процессы, протекающие в момент исполнения музыкальногопроизведения. Мы выделяем, как наиболее важные, – исполнительское внимание,волю, слуховые представления, оптимальный для творчества уровень эмоциональноговозбуждения, гибкость психологической адаптации, художественное истолкованиесочинения.
Исполнительскаядеятельность, безусловно, относится к числу волевых актов. Исполнительская воляпозволяет музыканту снимать импульсивность во время выступления, достигатьорганического единства эмоционального и рационального начал в творчестве. Ипроизвольное внимание, возникшее как результат усилия воли, и непроизвольное,сформировавшееся как результат заинтересованности, снижают возможностьпоявления негативных форм эстрадного волнения.
Важную роль впсихологической подготовке музыканта к концертному выступлению играют егослуховые представления. Мысленно «пропевая» фрагменты сочинения, представляясебя на концертной эстраде и внушив себе соответствующее психологическоесостояние, исполнитель тренирует свою способность эмоционально переживать иистолковывать музыку в условиях эстрадного волнения. Музыкально-слуховыепредставления не только обеспечивают творческое отношение к исполняемомусочинению и помогают выбрать исполнительский вариант, но и участвуют в контролеза качеством исполнения.
Эмоциональное возбуждение– важнейшее условие для успешного выступления музыканта. Важно, однако, чтобыоно не переходило за оптимальные для данной личности границы.
У каждогомузыканта-исполнителя имеется собственный оптимальный уровень эмоциональноговозбуждения, который позволяет ему наиболее успешно реализовывать творческийзамысел. Если возбуждение выше этого уровня, наступает дискоординация мыслей,ослабевает воля, снижается способность контролировать и анализироватьрезультаты исполнительского процесса, а в тех случаях, когда возбуждение недостигает оптимальных границ, выступление, как правило, проходит бесцветно,неинтересно.
Когда эмоциональноевозбуждение музыканта достигает оптимального уровня, создаются предпосылки длявозникновения особого состояния души, особого чувства окрылённости итворческого подъёма, всего того, что принято называть вдохновением.
Музыканту-исполнителюважно вспомнить то самочувствие, то психическое состояние, при котором былидостигнуты творческие успехи, и, готовясь к новому выступлению, сделать попыткувновь испытать это ощущение. Так поступают многие исполнители. Но одноговолевого усилия здесь недостаточно.
Некоторые музыкантысклонны преувеличивать значение предстоящего концертного выступления. Имкажется, что концерт, к которому они так долго и тщательно готовятся, чуть лине самое важное событие в культурной жизни города, страны. Неумелый музыкальныйпедагог, работая с учеником, порой чрезмерно драматизирует ситуацию, нагнетаетизлишнюю тревогу за исход предстоящего выступления и к началу концерта учащийсякак бы «перегорает», он не в силах вынести на своих плечах внушённый ему грузогромной ответственности.
Творческий успех возможентолько в том случае, если эмоциональное напряжение музыканта адекватновозникшей ситуации. Однако регулировать и осуществлять психологический контрольсвоего эмоционального возбуждения удаётся не каждому. Нужно разумно чередоватьработу и отдых и, поддерживая в себе чувство ответственности, не поддаватьсятревоге.
Формирование сценическогосостояния артиста во многом определяется и адаптивными возможностями личности.Исполнитель адаптируется к образному языку композитора, к техническим ивыразительным средствам, которые необходимы для воплощения художественногосодержания исполняемой музыки, к собственному физическому и психическомусостоянию, к эмоциогенной обстановке зрительного зала, к неожиданностям,которые подстерегают его во время выступления. Чем быстрее и гибче адаптируетсяисполнитель к меняющимся условиям концерта, тем успешнее он управляет своимсценическим состоянием, тем легче обретает желанное чувство творческого подъёмаи окрыленности.
Эмоциональноепереживание, связанное с художественным истолкованием сочинения, не оказываетпрямого воздействия на характер эстрадного волнения, но, формируяпсихологическую установку на творчество, опосредованно влияет на особенностисценического состояния. Большое значение имеет то, как высоко оцениваетисполнитель собственную интерпретацию сочинения. Если музыкант верит, что егоинтерпретация представляет эстетическую ценность, что она непременно вызоветинтерес у публики, исполнение проходит с особым эмоциональным подъёмом.
Четвёртая подструктура –типологические свойства высшей нервной деятельности, темперамент. Исследуязависимость предстартовых состояний спортсмена от типа высшей нервнойдеятельности, А.В. Родионов пришёл к выводу, что спортсмены, обладающие сильнымнеуравновешенным типом нервной системы, чаще других испытывают состояние«предстартовая лихорадка», а спортсмены с сильной инертной нервной системойчаще других оказываются в состоянии «предстартовая апатия».
Вмузыкально-исполнительской деятельности наблюдается схожая зависимость –музыканты, имеющие сильный неуравновешенный тип нервной системы (холерики),чаще других испытывают сценическое состояние, напоминающее «предстартовуюлихорадку». Исполнители с сильной инертной системой высшей нервной деятельности(флегматики) чаще впадают в состояние творческой апатии. Труднее прочихпреодолевают нездоровые формы сценического волнения музыканты со слабым типомнервной системы (меланхолики).

Преодоление сценическоговолнения в музыкальной психологии
Многие музыканты,педагоги указывали на прямую зависимость успешности выступления артиста отуровня подготовки. Н.А. Римский-Корсаков часто повторял, что эстрадное волнениетем больше, чем хуже выучено сочинение. Однако сценическое состояниеисполнителя зависит не только от того, насколько надёжно и крепко разученомузыкальное произведение. Многие музыканты тщательнейшим образом изучаюттонкости нотного текста, обдумывают исполнительский план, бесконечно репетируютвсе фрагменты предстоящего выступления, но, выходя на сцену, теряют способностьконтролировать происходящее и не могут успешно реализовать выношенныехудожественные намерения.
Приёмы саморегуляциисценического состояния — важный компонент психологической подготовкиисполнителя к концертному выступлению, но, как это ни странно, методика такойсаморегуляции недостаточно изучена. Проблема заключается в том, что музыкантыредко пишут научные работы по проблемам сценического волнения вследствиенедостаточного объема знаний в области психологии, а психологи с опаскойобращаются к этой теме, потому что не имеют опыта в концертно-исполнительской имузыкально-педагогической деятельности.
Некоторые? музыкантыутверждают, что перед выступлением полезны самовнушение и аутотренинг.Существуют целые руководства, повествующие о том, как и в какойпоследовательности следует произносить заклинания с целью внушить себесостояние творческого подъёма. Иногда это помогает.
Подобное утверждениеневозможно считать педагогической нормой, так как в биографиях выдающихсяартистов столько же свидетельств «за» эту точку зрения, сколько и «против».
Дети-исполнители ивзрослые по-разному «ощущают» сцену, в разной степени переживают эстрадноеволнение. Психологи и педагоги-практики по-разному определяют возрастныеграницы, отмечающие первое появление симптомов сценического волнения у юныхисполнителей. Большинство специалистов все же сходится в том, что впервыеволнение дает о себе знать в возрасте 10-11 лет; у кого-то раньше, у кого-топозже, но в среднем эта возрастная «веха» может считаться типовой и наиболеераспространенной.
«У одаренных детей нервы,как канаты», – говорил Л.Н.Наумов. Возможно, это суждение не бесспорно,поскольку среди одаренных детей достаточно много хрупких, нервных натур,достаточно сильно и глубоко переживающих встречу с публикой. В дальнейшем, помере взросления исполнителей, сценическое волнение распространяется напредставителей самых различных нервно-физиологических типов – сангвиников ифлегматиков, и (в особенно большой мере) на холериков, и меланхоликов. Прямоеотношение к рассматриваемой проблеме имеет категория самооценки, т.е. оценкиисполнителем своей собственной персоны, своих возможностей и т.д. Можно считатьдоказанным, что в равней мере негативно воздействует на исполнителя какпереоценка своих возможностей, результатом чего являются нередко нервные срывы,ощущение неудачи и т.д., так и недооценка самого себя, ограничивающая горизонтыисполнителя профессиональные, лимитирующего его творческие потенции. Выявимпричины сценического волнения и их генетические истоки.
Есть все основанияговорить в данном случае о комплексе причин. Причем индивидуальные соотношенияв этом комплексе, всегда неодинаковы, всегда различны. Чаще всего волнениенавевается мыслями (или бессознательными ощущениями) типа: «Что обо мнескажут?», «Каковы будут оценки моего выступления?», «Какое место будет отведеномне в профессиональной иерархии?» др.
Надо прямо сказать, чтозабота музыканта-исполнителя о своем профессиональном реноме вполне закономернаи естественна; в них нет ровным счетом ничего предосудительного. В то же времябесспорно и другое: преувеличенное опасение заслужить критическую оценку состороны посторонних только лишь повышает планку волнения и усугубляет тем самымположение исполнителя.
Работана сцене также имеет свою специфику. Иногда приходится выступать в неудобных,сковывающих движения костюмах, что нередко приводит к перегреванию тела,усиленному потоотделению, затрудненному дыханию. Это отрицательно влияет накачество пения. В ходе спектакля певцу часто приходится петь сидя, лежа, иногдав неудобной позе. При этом нарушается постановка певческого дыхания, от певцатребуется больше сил и энергии для обеспечения звука достаточной силы ияркости. Это также требует дополнительных затрат физической и нервной энергии.
Чувство ответственностиисполнителя за свое выступление является важной составляющей в синдромесценического волнения. Оно, как показывают специальные наблюдения, возрастает сгодами и по мере продвижения исполнителя вверх по иерархической лестнице. Когдаэто волнение принимает излишне болезненные формы, оно не только неприятно дляисполнителя, но и чревато для него определенными потерями на эстраде.Характерно с другой стороны, что некоторые преподаватели считают, чтоотсутствие волнения еще более нежелательно для исполнителя, нежели присутствиеего в чрезмерно гипертрофированных формах. Если человек не волнуется передвыходом на сцену, – он не артист, и на сцене ему делать нечего. Ему все равно,что и как он будет исполнять.
Молодых исполнителей надоподготавливать к выходу на сцену – и подготавливать не только в профессионально-исполнительскомплане, но и психологическом.
Одежда исполнителя такжеимеет значение для выступающего – она может либо действовать на негоуспокаивающим образом, либо являться стрессогенным фактором.
При всей многообразнойатрибутике, так или иначе связанней с проблемой сценического волнения, главноезаключается в умении и способности исполнителя сосредоточиться на исполняемом.У детей музыкально одаренных, обладающих особыми сценическими способностями,этот дар самососредоточения проявляется в той или иной мере интуитивно. Это незначит, однако, что его не следует специально развивать. Следует иногдаговорить ученику на уроке: «Представь, что ты поешь на публике. Войди в этосостояние. Причем твоя основная и главная задача — сосредоточиться на исполняемомпроизведении. Присутствие большого числа людей, неожиданные шумы – кашель,упавшие ключи, сигнал телефона – ничто не должно тебя отвлекать. Требуетсяпредельная концентрация внимания на звучании голоса, на фразировке, на показеобраза и т.д. — вот твоя цель, и чем скорее ты достигнешь ее, тем скореестанешь артистом». Способность самососредоточения как наиболее эффективногометода борьбы со сценическим волнением можно и нужно развивать в процессепредконцертной подготовки учащегося.
От многих детей приходитсяслышать, что они любят сцену, любят то особое внутреннее состояние, котороевозникает у музыканта-исполнителя, остающегося один на один с публикой. Любовьк сцене, к публичному выступлению, к эстрадному самочувствию, следует всяческикультивировать у молодых музыкантов. Это мнение высказывают практически всепреподаватели. Именно любовь к сцене, эстетическое наслаждение, получаемоеисполнителем от пребывания на ней, и помогает в конечном счете преодолетьразрушительную силу эстрадного волнения, научиться его контролировать.
Музыканты-исполнители,располагающие достаточно большим опытом выступления, знают, что одна изпервопричин сценического волнения – боязнь музыканта забыть текст. Волнуются,исполняя песню публично, потому что боятся забыть; забывают, как правило,именно потому, что чрезмерно волнуются. Психологические корни этих явленийдостаточно очевидны и не составляют секрета для высококвалифицированныхпедагогов-музыкантов. Парадокс заключается в том, что провалы в памяти на сценене всегда являются результатом недостаточней выученности текста. И, тем неменее, произведение должно быть выучено не на 100, а на 150%; само ощущение«чистой совести» исполнителя («я все выучил с предельной тщательностью»)принесет ему уверенность в себе, повысит ее.
Cуществуют специальные приемыаутотренинга (самовнушения), которые при умелом использовании помогают ученикампреодолевать эстрадное волнение. Следует объяснить детям, что сила внушения исамовнушения – великая вещь. От нее больше пользы, чем от всех таблеток вместевзятых. Проблема самовнушения не может не интересовать профессиональногомузыканта – ведь освоение приемов самовнушения может помочь ученикам впреодолении неконтролируемого эстрадного волнения.
Трудно вывести одинаковыедля всех «рецепты» психологический подготовки к публичному выступлению. Такиеприемы есть обычно у каждого профессионального исполнителя, причем, число исостав их со временем увеличивается. Если же говорить о некоем универсальномприеме подготовки к концерту, то это предельная добросовестностьпредварительной работы, когда исполнитель делает на эстраде все, что ему нужно,даже находясь не в очень хорошем состоянии духа и плоти.
Еще один аспект проблемы.Имеет значение, как исполнитель проводит время перед выступлением. Объектом вниманияпедагога и учащегося должен быть режим дня накануне выступления. По этомувопросу существуют различные мнения. Кто-то в преддверии выступления занимаетсябольше, кто-то меньше обычного; одни ищут общения, контактов с близкими, длядругих важнее одиночество. Будущему исполнителю необходимо опробовать насобственном опыте различные варианты подготовки к публичному выступлению,отобрать для себя то, что наилучшим образом согласуется с егоиндивидуально-личностными особенностями и свойствами.
Некоторые певцы отмечаютнеобходимость соблюдения режима и в день концерта, другим необходимо поспать; укого активизируется аппетит, у кого он исчезает.
Вопрос о психологическойподготовке вокалиста к концертному выступлению не относится к числу нерешаемых, как иногда полагают. Он решается с учетом индивидуальнойнервно-психологической конституции ученика, знания о реакции организма ученикана различные ситуации, на те или иные приемы воздействия. Это становитсяважнейшим этапом в работе над музыкальным произведением в период подготовкиребенка к концертному выступлению.
Корни сценическоговолнения сами по себе достаточно очевидны; они в естественной для ученикабоязни неудачи, причем публичной, а потому особенно болезненной неудачи,которая к тому же может иметь самые неблагоприятные последствия попрофессиональной линии. Зачастую боязнь сцены воплощается для исполнителя вбоязнь забыть текст музыкального произведения либо допустить заметный«технический» брак и т.д. В этой связи, подчеркивают музыканты-практики, особенноважна предельная, тщательная и добросовестная «сделанность» программы, скоторой предстоит выйти на сцену. Причем дело не только в том, что прочная«выучка» достаточно надежно страхует исполнителя от возможной сценическойаварии, но и в том, что само внутреннее ощущение «все сделано наилучшим образоми с предельной добросовестностью» действует успокаивающе, снимает излишнююостроту волнения, является своего рода психологическим допингом.
Музыканты, которые вовремя концертного выступления не могут сосредоточиться на творческих задачах,нуждаются в аутосуггестии перед выходом на эстраду. Им важно обрести чувствонетерпения и желания петь. И если музыкант сумел в процессе изученияпроизведения и подготовки к выступлению обрести, осознать его как нечто интересное,эстетически ценное, все второстепенные мысли и заботы исчезнут сами собой.
Музыканты, которые неверят в свои возможности и панически боятся случайных ошибок, должны уяснить,что одна удачно спетая музыкальная фраза важнее десятка случайных ошибок. Можнослучайно ошибиться, но нельзя случайно достичь высоких творческих результатов,и поэтому оценивать художника следует не по его промахам, а по его достижениям.Если хоть что-то в выступлении получилось хорошо, то исполнителю можно проститьмногие «грехи», потому что творческие удачи — и есть то главное, ради чегоисполнитель вышел к публике. Понимание этих простых истин облегчаетпсихологическую подготовку к предстоящему выступлению.
Музыканты, которыежалуются, что перед выходом на сцену теряют интерес к концерту, должныпозаботиться о том, чтобы ощущение творческого подъёма, оптимальный уровеньвозбуждения возникли именно к началу выступления, и не раньше. Им очень важнорасчётливо беречь свои физические и духовные силы, разумно чередовать творческуюработу и отдых.
И, наконец, музыкантам,которые сетуют, что робеют в эмоциогенной обстановке концертного зала,рекомендуется особый приём психологической подготовки. Очень полезно, занимаясьв пустой комнате, силой воображения представить себя на сцене заполненногопубликой концертного зала, внушить себе состояние творческой взволнованности,праздника и в этом психологическом состоянии исполнить всю программу.Разумеется, такую репетицию следует проводить уже после того, как сочинениенадёжно выучено, и ни в коем случае не анализировать своё самочувствие во времяигры. Всё внимание должно быть сосредоточено на художественной интерпретациисочинения.
Вначале целесообразнотренировать, «осваивать» одну конкретную эмоцию, которая осваивается тембыстрее, если постоянно воспроизводится в мимике, движениях, во взгляде.

Приемы преодолениясценического волнения учеников в практике эстрадного отделения ДМШ г.Белореченска
Исходя из перечисленныхметодов и приемов преодоления сценического волнения, следует привести примерыпреодоления сценического волнения класса эстрадного вокала ДМШ г. Белореченска.
Эстрадное отделение в ДМШг. Белореченска открыто в 2004 году. Основателем открытия данного отделениябыла Васильева Ольга Борисовна. Работу на эстрадном отделении осуществляют трипедагога-вокалиста: И.Ю. Клям (с 2005 г.), А.Г. Сухомлинова (с 2006 г.), В.А. Кошубаева (с 2007 г.). В ода стала работать Клям И.Ю. (высшее). Опыт работы этихпедагогов позволил выявить наиболее часто встречающиеся проблемы сценическоговолнения учеников и рассмотреть приемы и формы его преодоления.
Рассмотрим методыпреодоления сценического волнения на примерах работы с некоторыми учащимисяэстрадного класса ДМШ г. Белореченска.
Дегтярева Катя, 3 класс(5 лет обучения), 12 лет. Тип темперамента – меланхолик. Девочка легко ранимая,склонная к постоянному переживанию различных событий, она мало реагирует навнешние факторы. Свои астенические переживания Катя не может сдерживать усилиемволи, она отличается повышенной впечатлительностью, легко эмоционально ранима.Эти черты эмоциональной слабости сильно мешают как в работе на уроке, так и висполнении произведений на сцене.
В первый год обученияКатя долго привыкала к педагогам, к специфике занятий и публичным выступлениям.Девочка эмоционально зажатая, медленно адаптировалась к непривычным условиямработы. Катя стеснялась петь даже на уроке, но старательно выполняла все, чтоей задавалось в силу своих способностей. Способ преодоления сценическоговолнения — индивидуализация поиска репертуара, вплоть до создания самимпедагогом произведений. Но трудно было понять, нравится ли ей данноепроизведение вследствие низкого уровня общительности. У Кати есть дефект речи(«р»), что является основанием для заниженной самооценки.
Второй год обучения.Способом раскрепощения служат движения во время исполнения песен. Подбираютсяподвижные произведения, ремиксовые обработки песен. Кате с большим трудомудавалось раскрепощено и весело исполнять песни. Работа осуществлялась в триэтапа. Вначале – повторение движений за учителем и вместе с ним. На второмэтапе самостоятельное выполнение движений – без педагога. Третий этап –выполнениедвижений самостоятельно в присутствии посторонних людей. Однако на сцене вовремя исполнения сценических движений у Кати чувствовалась эмоциональнаязажатость, на лице что было очень заметно со стороны. Но она двигалась! И этобыло большое продвижение в ее эмоциональном раскрепощении.
Концертные выступления в ансамблеявились фактором повышения общительности, формирования навыков работы вколлективе. На основе этого мы делаем вывод о прямой зависимости между формамиработы, количеством выступлений и уровнем психологической уверенности.
Технический прием –взаимосвязь диапазона и сценического волнения. Педагог письменные транспонировалмузыкальные произведения, чтобы Катя уверенней чувствовала себя во времяисполнения песни в удобном ей регистре.
Третий год обучения.Способом преодоления сценического волнения служит разнохарактерный репертуар.Так например, в этом учебном году Катя разучивала и исполняла песню «Гололед»А. Зацепина. Это разножанровая песня, требующая эмоциональной раскрепощенности,зажигательных движений под музыку припева в стиле шейк, глубокого осознанияпесни и различной манеры исполнения). Надо сказать, что Катюша с трудом, носправилась с поставленной задачей. Она научилась проявлять и показывать своичувства, эмоции, что было видно во время сценического выступления. Катя тщательнопроработала с педагогом все детали исполнения, даже одежду и декорации к песне.Она смогла сосредоточится на исполняемом произведении и не показала слушателямсвоего внутреннего волнения.
Еще одним способомпреодоления эстрадного волнения служила добросовестная «сделанность»произведения. Катя очень серьезно отнеслась к разучиванию данной песни.
Следующим способомраскрепощения служила психологическая подготовка – освобождение от страханаказания и опасения заслужить критическую оценку. Степень эмоциональнойоткрытости постепенно повышается благодаря исполнению в спектакле «Посвящение вюные музыканты» двух очень разнохарактерных ролей. Катя с успехом показываеткак тонкую натуру придворной дамы, так и разбойника. Конечно не хватает ейтворческой смелости, но с ее упорством, желанием, она не сразу, однакодостигнет и эту задачу. В первом полугодии третьего года заметен большой ростее раскрепощения на сцене, и из легко ранимой, эмоционально зажатой ученицы,Катя становится одной из самых ярких исполнителей эстрадного вокала класса СухомлиновойА.Г. на сцене.
Шабарова Анжелика, 4класс (5 лет обучения), 12 лет. Тип темперамента – сангвиник. Живая, горячаядевочка, с частой сменой настроения, впечатлительная, с быстрой реакцией на всесобытия, происходящие вокруг нее. Анжелика очень продуктивна в работе, когда ейинтересно, и приходит от этого в сильное возбуждение. Но если работа, песня ейне интересна, она относится к ней безразлично, ей становится скучно.
В третий год обученияАнжелику распределяют в класс Сухомлиновой А.Г. Девочка с некоторойэмоциональной сдержанностью на сцене, на уроке же она совершенно неуравновешенная, проявляет чрезмерную энергию и общение, которые, приходитсяиногда сдерживать. Работает неровно — перед ответственным выступлением много иувлечённо занимается, после выступления с трудом преодолевает своёнерасположение. Анжелика охотно ищет применение своим творческим силам,проявляет инициативу в организации своих выступлений, но ей быстро приедаетсямузыкальное сочинение, даже то, которое сама выбрала. Это затрудняет работу надпроизведениями.
Способом преодолениясценического волнения послужил метод привыкания к условиям публичноговыступления, выработки необходимых условий и навыков, который по-прежнемуостается в числе наиболее актуальных и действенных. Анжелика выступает вансамбле на различных концертах города и района. И чем больше таких публичныхвыступлений, тем легче ей выходить на сцену. Однако преодолеть сценическоеволнение на сцене одной, без коллектива, ей не удается.
Анжелика страдает отнездоровых форм сценического волнения, потому что не может сосредоточиться натворческих задачах, она озабочена тем, к каким последствиям приведёт возможнаяошибка, как она выглядят, какое впечатление производет на слушателей. Таким исполнителямполезно перед выходом на сцену внушить желание как можно скорее выступить передпубликой — «я хочу петь, потому что моё исполнение будет интересно собравшимсялюдям!». Так же педагогу приходилось ставить ее выступление в первых номерахконцерта.
Четвертый год обучения.Анжелика обладает слабым здоровьем и часто болеет. Способом преодолениясценического волнения в этом году послужило предельная добросовестностьпредварительной работы, когда она делала на эстраде все, что ей нужно, даженаходясь не в очень хорошем физическом состоянии, после болезни. У Анжеликибыло чувство ответственности за выступление, но она долго болела и программа небыла «доделана», что было заметно в интонировании и показе образа. Причем делоне только в том, что прочная «выучка» достаточно надежно страхует исполнителяот возможной сценической аварии, а в том, что само внутреннее ощущение «всесделано наилучшим образом и с предельной добросовестностью» действуетуспокаивающе, снимает излишнюю остроту волнения, является своего родапсихологическим допингом. Девочка очень тяжело переживала свою неудачу.Анжелика никак не может избавиться от опасения получить критическую оценку.
Имеет значение, какисполнитель проводит время перед выступлением. Объектом внимания педагога иучащегося должен быть режим дня накануне выступления. По этому вопросусуществуют различные мнения и точки зрения. Кто-то в преддверии выступлениязанимается больше, кто-то меньше обычного; одни ищут общения, контактов сблизкими, для других важнее одиночество. Ясно одно: будущему исполнителюнеобходимо опробовать на собственном опыте различные варианты подготовки кпубличному выступлению, отобрать для себя то, что наилучшим образом согласуетсяс его индивидуально-личностными особенностями и свойствами.
Хорошо, если удаетсяпоспать перед концертом; это успокаивает нервную систему и избавляет голову отненужных мыслей и забот. Именно этот метод помог собраться и психологическиподготовиться Анжелике перед техническим зачетом, который она сдала на отлично.
Ощущение тревоги ибеспокойства, испытываемое Анжеликой во время выхода на сценическую площадку,сопровождается изменениями в организме, характерными для «предстартовойлихорадки». Тормозные процессы в коре головного мозга не могут сдерживатьвозбуждение, поведение ее становится суетливым, внимание рассредоточивается,уровень помехоустойчивости и адаптивных возможностей снижается, эмоциональноенапряжение быстро возрастает и не всегда адекватно ситуации. Эта проблемаостается актуальной в преодолении сценического волнения, над которой еще стоитработать с Анжеликой.
Педагог рекомендуется длянее особый приём психологической подготовки. Очень полезно, занимаясь в пустойкомнате, силой воображения представить себя на сцене заполненного публикойконцертного зала, внушить себе состояние творческой взволнованности, праздникаи в этом психологическом состоянии исполнить всю программу. Разумеется, такие репетициипроводятся с Анжеликой уже после того, как сочинение надёжно выучено.Здесь всёее внимание должно быть сосредоточено на художественной интерпретациисочинения.
За прошедшие годыобучения у девочек заметно повышается степень эмоциональной открытости,уверенность в себе. Важно тренировать в них устойчивость к тем психическимпомехам, которые характерны для исполнительской деятельности. Педагог долженвоспитывать положительные черты характера и устранять отрицательные,формировать высокий уровень психологической направленности и устойчивости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема сценическоговолнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных длямузыкантов-исполнителей. Сталкиваясь с ней впервые в подростковом возрасте,представители сценических профессий не перестают ощущать ее остроту вплоть дозавершающих этапов своей сценической карьеры.
Есть определенные пути испособы, если не полной нейтрализации разного рода «издержек» эстрадныхстрессов, но, во всяком случае, ослабления их последствий. Умело и тщательнопроведенная подготовка музыканта к публичному выступлению, владение механизмамипсихологической саморегуляции, сценический опыт и прочие – все это имеетдостаточно большое значение в данном случае, позволяя утверждать, что попыткирешить проблему сценического волнения отнюдь не бесперспективны.
Психологическаяподготовка ученика к выступлению имеет не меньшее значение нежели профессионально-исполнительскаяподготовка как таковая — на этой позиции сходится подавляющая частьпреподавателей. Вся работа, которая велась учеником над музыкальным произведением в классе и дома, проходит «испытание на прочность» в условияхпубличного выступления; только оно определяет и меру выученности материала, истепень одаренности исполнителя, и его психологическую устойчивость, и многоедругое. Конечно, нельзя ставить знак равенства между успешностью того или иногооткрытого выступления музыканта-исполнителя и его профпригодностью. Возможныситуации, когда щедро одаренный ученик терпит в силу тех или иных причинсценическое фиаско; возможны и такие ситуации, когда неплохо показать себяможет и учащийся не слишком яркой одаренности, и, тем не менее, сценойпроверяется, как уже говорилось, решительно все: и комплекс природныхмузыкально-исполнительских данных, и «технический» потенциал, и устойчивостьпсихики, и др.
Работа по формированию умузыканта-исполнителя сценической устойчивости должна, в принципе, вестись сдетских лет. Существует точка зрения, что музыкант-исполнитель, часто и успешновыступавший в детские годы, обладает большей профессионально-психологическойустойчивостью в дальнейшем, проще справляется с эстрадным волнением.
К ощущению концертностиисполнения нужно стремиться с первых же уроков, с самого начала работы надмузыкальным произведением. Концертность – это прежде всего внутренняявзволнованность, душевный подъем, ощущение праздничности момента, радости оттого, что исполнителя слушают.
Ученики, как правило,волнуются в классе, принося первый раз произведение на урок педагогу. Вкаком-то смысле класс становится сценой выступления, а педагог – слушателем,причем самым строгим, компетентным, все понимающим слушателем. Волнение, охватывающееученика в этот момент, по сути дела, имеет то же психологическое содержание,психологическую природу, что и сценическое волнение. Другое дело, что важно не«перегореть» эмоционально и психологически до времени выхода ученика на сцену.Исполнение должно сочетаться с работой кропотливой и обстоятельной; моментыэмоционального парения с тщательным профессиональным анализом действий. Тольков этом случае не будет дисбаланса в ту или другую сторону, только при такомусловии исполнитель будет и эмоционально и профессионально-технически готов квстрече со слушателями.
Знание психических(индивидуально-личностных) и профессиональных свойств ученикат в ихвзаимосвязях и зависимостях абсолютно необходимы педагогу в выработкеоптимальных путей и способов поведения к концертным выступлениям. Диагностикахарактера ребенка, его внутренних состояний, его индивидуальных реакций на теили иные ситуации способствует правильному выбору психологической стратегии итактики педагога в наиболее важные для его подопечного моменты. Работа такогорода, должна вестись и в школах, и в училище, и в вузах, словом, на всех этапахпрофессиональной биографии будущего исполнителя.
Исходя из вышесказанного, мы определили комплекс происхождения (истоки) причин сценическоговолнения:
1.преувеличенное опасениезаслужить критическую оценку со стороны посторонних только лишь повышает планкуволнения и усугубляет тем самым положение исполнителя.
2. чувствоответственности исполнителя за свое выступление. Безусловно, когда это волнениепринимает излишне болезненные формы, оно не только неприятно для исполнителя,но и чревато для него определенными потерями на эстраде.
3. одежда исполнителяимеет значение для выступающего – она может либо действовать на негоуспокаивающим образом, либо, напротив, выводить в той или иной мере издушевного равновесия.
4. умение и способностиисполнителя сосредоточиться на исполняемом. Способность самососредоточения какнаиболее эффективного метода борьбы со сценическим волнением можно и нужноразвивать в процессе предконцертной подготовки учащегося.
5. любовь к сцене, ни счем не сравнимое наслаждение, получаемое исполнителем от пребывания на ней, ипомогает в конечном счете преодолеть разрушительную силу эстрадного волнения ивзять от него все то лучшее, что оно способно дать артисту.
6. боязнь музыкантазабыть текст. Волнуются, исполняя песню публично, потому что боятся забыть;забывают, как правило, именно потому, что чрезмерно волнуются. Провалы в памятина сцене не всегда являются результатом недостаточней выученности текста.
7.многое зависит здесь отпсихофизиологической конституции исполнителя, типа его нервной системы.Сценическое волнение на всех действует по-разному.
8. универсальный приемподготовки к концерту — это предельная добросовестность предварительной работы,когда исполнитель делает на эстраде все, что ему нужно, даже находясь не вочень хорошем состоянии духа и плоти.
9. аспект проблемы — какисполнитель проводит время перед выступлением. Объектом внимания педагога иучащегося должен быть режим дня накануне выступления. По этому вопросусуществуют различные мнения и точки зрения.
10. психологическаяподготовка вокалиста к концертному выступлению, не относится к числунерешаемых, как иногда полагают. Она решается в основном индивидуально, но дляэтого надо знать индивидуальные особенности его нервнопсихологическойконституции. Иметь представление о реакции организма ученика на различныеситуации, на те или иные приемы воздействия.
11. боязнь неудачи,причем публичной, «прилюдной». В этой связи, подчеркивают музыканты-практики,особенно важна предельная, тщательная и добросовестная «сделанность» программы,с которой предстоит выйти на сцену. Само внутреннее ощущение «все сделанонаилучшим образом и с предельной добросовестностью» действует успокаивающе,снимает излишнюю остроту волнения.
12. метод привыкания кусловиям публичного выступления, выработки необходимых условий и навыковпо-прежнему остается в числе наиболее актуальных и действенных.
Выступления полезны навсех этапах обучения (с посильным репертуаром). Выступления тонизируют певцов,активизируют самостоятельную работу, обнаруживают коллективно недостаткизанятий, учат исполнителей реализовываться художественно, преодолеваяконцертный стресс.
Формы преодолениисценического волнения:
Удобный дипазон
Использование движения
Репертуар
Выступления в ансамбле
Частота выступлений
Предконцерная психологическаяподготовка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вицлавик Г. Оценка поведения ихарактера учащихся / Г. Вицлавик – М.: Просвещение, 1978. – 153 с.
2. Возрастная психология. Хрестоматия. Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. –М.: Академия, 1999. – 380 с.
3 Волкова В.К. Лечебная педагогика вусловиях детского реабилита-ционного центра. – Тюмень: «Вектор-Бук», 2000. –152 с.
10. Фридман Л.М. Изучение личностиучащегося в ученических коллективах Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович— М.: 1988. – 247 с.
12. Климов Е.А. Психологияпрофессионала / Е.А. Климов – М.: Воронеж, 1996. – 141 с.
13. Буева Л.П. Человек: деятельностьи общение / Л.П. Буева – М.: Мысль, 1978. – 263 с.
14 Каган М.С. Человеческаядеятельность: сущность, структура, типы (социологический аспект) / М.С. Каган –Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1974. – 275 с.
15. Рубинштейн С.Л. Основы онтологии,логики и психологии / С.Л. Рубинштей. // Избранные философско-психологическиетруды. – М.: 1977. – С. 173-175.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев – М.: Политиздат, 1977. — 256 с.
17 Климов Е.А. Человек как субъекттруда и проблемы психологии // Вопросы психологии, 1984. – № 4. С. 43.
18. Немов Р.С. Психология. В З-х кн.Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. – С. 95-98.
С. 124.
19. Климов Е.А. Основы психологии / Е.А.Климов. – М.: Физкультура и спорт ЮНИТИ, 1977. — С. 78.
20. К.К. Платонов. Краткий словарьсистемы психологических понятий / К.К. Платонов. – М.: Высшая школа, 1984. – 166с.
22. Деркач А.А., Исаев А.А.Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. – М.:
Просвещение, 1985. С. 218 – 219. 222с.
24. Волков И.П. Учим творчеству. М.,Педагогика, 1982г.
25. Зубарева Н.С. Педагогическая технология:путь в дидактику и
практикуобучения//Психолого-педагогические проблемы повышения квали-
фикации работников образования.Межвуз. науч. труд Вып.3 в 2-х ч, Ч1
М., 1994г. С.36-41.
29. Маркова А.К., Матис Т.А., ОрловА.Б. Формирование мотивации
учения М., Просвещение, 1990г.
31. Машбиц Е.И. Психологические основыуправления учебной деятельностью К., 1987г.
32. Роджерс К. Взгляд напсихотерапию.Становление человека. М.,94г.
33. Талызина Н.Ф. Управлениепроцессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина. М.: 1984. — 152 с.
35. Фридман Л.Н. Педагогический опытглазами психолога / М.: Просвещение, 1987, — 265 с.
36. Сашинский С.И. Пианист и егоработа / С.И. Сашинский. – М.: Советский композитор, 1961. – 220 с.
37. Вундт К.В. Теория эмоций /
38. Павлов И.П. Физиологияценрральной нервной системы / И.П. Павлов. Изд. Академии наук СССР, 1951. – 392с.
39. Родионов А.В. Подросток инаркотики. Выявления факторов зависимости от психоактивных веществ в работе снесовершеннолетними / А.В. Родионов Изд: Академия Развития, 2004. – 192 с.
42. Петрушин В.И. Музыкальнаяпсихология / В.И. Петрушин. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 384 с.
43. Выготский Л.С. Психологияразвития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2003. – 136 с.
44. Выготский Л.С. Воображение итворчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 280 с.
45. Наумов Л.Н.Сценическое волнение [электронныйресурс] / Л. Н. Наумов. Режим доступа: htt//www/muzobozrenie@mail.ru
46. Дьюи Д. Психология и педагогикамышления / Д. Дьюи. – Пер. с англ. Н.М. Никольской. – М.: Совершенство, 1997. – 208 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Толстой Николай Палкин
Реферат Аннотация примерной программы дисциплины «Государственные и муниципальные финансы»
Реферат Поэтическое мироощущение Ксении Некрасовой и классическая культура Востока
Реферат Лиризм прозы И. А. Бунина
Реферат Технологии создания магистральных сетей: современное состояние и перспективы
Реферат Теория финансов 2
Реферат Газораспределительный механизм автомобиля ГАЗ 24-10 Волга
Реферат Логистический подход к сервисному обслуживанию
Реферат J Alfred Prufrock And The Dramatic Monologue
Реферат Сплавы с особым коэффициентом линейного расширения
Реферат Основные этапы становления и развития экономической теории
Реферат Глагол и вербоиды в русском и казахском языках, их значение и употребление в речи
Реферат Использование информационно-коммуникативных технологий при изучении темы "Показательной функции" в средней школе
Реферат Модифицированный метод Хука-Дживса
Реферат Социально-философские взгляды Гегеля