Реферат по предмету "Психология"


Террористический акт: к вопросу о психологических последствиях в юношеском возрасте

Плашко Р.В.
Научный руководитель: к.психол. н.,доцент Росина Н.Л.
 
ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ:
К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЯХВ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Террористический акт — особый видчрезвычайного события. Научный и практический интерес к особенностям переживаниялюдей, оказавшихся вовлеченными в подобныесобытия, неуклонно продолжает расти. В настоящее время проблематеррористических актов находится в фокусе внимания многих специалистов: политологов, социологов, психологов, юристов и т.д.Пси­хологические аспекты переживания террористического акта и егопоследст­вия изучаются, как правило, вконтексте общих проблем деятельности чело­века в экстремальных условиях,исследований адаптационных возможностей человека и его стресс-толерантности.
 Результаты подобных исследований как бы фокусируют социальные,природные, технологические, индивидуально-психологические, экологические имедицинские аспекты существования че­ловекав современном мире. При этом все специалисты сходятся в описании существенныхчерт данного типа события, оказывающих решающее влияние на состояниелюдей, переживших его. Это, прежде всего чрезвычайный, внезапный, угрожающийжизни характер события, ломающий, по мнению мно­гих авторов, практически все базовые иллюзии человека. Чаще всего этовле­чет за собой в той или иной степени дезориентацию человека как впсихоло­гическом, так и в социальномпространстве. Вторая характерная черта данного типа события состоит вего насильственности, в том, что оно произошло в силу «злого умыслаопределенных людей» [Aldwin, 1994].
Это серьезным образом отличает такие события от другихчрезвычайных событий — природныхкатаклизмов или несчастных случаев. Здесь чаще всего событие отличаетсямассовостью, есть группа людей, объединенная общими переживаниями. Эти людистановятся хорошей группой поддержки друг для друга. Чаще всего есть внешнийвраг (он может быть персонализирован или нет),на которого можно перенести всю возникшую агрессию. Кроме этого, все пережившие приобретают статус пострадавших, чтообеспечивает особый социальныйстатус и поддержку окружения. При этом психической травматизации особенно сильно подвержены беженцы из«горячих точек» [Тарабрина Н.В.,Агарков В.А., Хаскельберг М.Г.].
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работевыявляется влияние характеристик террористического акта на восприятие постра­давшимисвоих личностных черт в периоде преодоления. Предполагалось наличие у данныхлиц нарушения ряда личностных функций, обеспечиваю­щих успешную адаптацию к окружающему миру.
Исследование проводилось с молодыми людьми, пережившими террористические акты в зоне локальных военных конфликтов(Чечня, Таджики­стан), в настоящее время проживающими в г. Воркута иимеющими статус беженцев или участников боевых действий. Общее число испытуемых— 24 человека (11 юношей и 13 деву­шек),студенты 1-3 курсов ВФ СыктГУ. Возраст испытуемых 17-22 лет.
Использовались констатирующий и сравнительныйметоды исследования. В качестве эмпирического метода использована методика«Личностный дифференциал». Методика представляет собой адаптацию«Семантического дифференциала», которая была произведена вПсихоневрологическом институте им.Бехтерева. Она содержит соответственно три шкалы: Оценки, Силы и Активности.
В целом по фактору «Оценка» испытуемые демонстрируютвысокий уровень самоуважения, склонны в большей степени воспринимать себя какно­сителей позитивных, социально желательныххарактеристик. В определенном смысленаблюдается удовлетворенность собой. Столь высокие баллы по данному фактору(М=15,7; у юношей и девушек соответственно 17,2 и 14,2), вероятно, отражают защитный характер («мыпотерпевшие», «нам нечего стыдиться» и т.д.). При этом юноши идевушки значимо не отличаются друг отдруга.
Результаты, полученные по фактору «Силы», значимоотличаются от результатов по двум другимфакторам (М=4,1; 9,8 и 1,3, р≤0,05). Таким образом, испытуемыеотличаются недостаточностью самоконтроля, неспособно­стью держаться принятойлинии поведения, зависимостью от внешних обстоятельств и оценок. Во многом,вероятно, это связано с наличием у всех испытуемыхфизической травмы той или иной степени, полученной в момент террористического акта, и осложняющей их нынешнеесамочувствие. Осо­бый вклад в величину этого фактора вносит женскаячасть выборки. По фак­тору «Силы» девушки значимо (р≤0.01)отличаются от юношей. Их зависи­мость от внешних обстоятельств и оценок,неспособность к самоконтролю особенно велика. Возможно, девушки остреепереживают свои физические травмы, что осложняет преодоление последствийтравматического события.
По фактору «Активности» были получены среднеположительные результаты (М=8,3; 9,7 и7,6). При этом оценки юношей и девушек не отличаются значимо друг от друга. Для испытуемых характерендостаточно высокий уровень активности, потребность в наличииинтенсивного межличностного общения.
Таким образом, можно отметить, что по результатам самооценок,пережившим террористический акт, особенно свойственны потребность в обще­нии с окружающими, их поддержка,несамостоятельность и низкий самокон­троль, который они, вероятно, транслируютокружающим их близким людям.
Выявленные тенденции нарушаютсоциально-психологическую адаптацию лиц молодого возраста переживших террористическийакт или или служивших в «горячих точках», поэтому все это должно рассматриваться в качестве мишени длякомплексных мер в процессе психосоциальной реабилитации.
Хотя эмпирические данные показывают, что личность и преодоление выступают как модераторы отношений «стрессор —последствия» террористиче­ского акта, изучение характера и степенивоздействия индивидуальных особенностейличности на развитие этого состояния нуждается в продолжении. Дальнешее исследование должно показать, каким именно образомэто происходит и какие последствия имеет.

Список литературы
1. Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие длявузов. -М.: ПЕР СЭ, 2000.-352 с.
2.       Ребер А. Большой толковый психологический словарь. — М.:Вече, ACT; 2000.
3.       Тарабрина Н.В. Практикум по психологиипосттравматического стресса. — СПб: Питер, 2001. — 272 с: ил.
4.       Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Хаскельберг М.Г.Психологические последствия вынужденной миграции // Материалы V Международной конференции«Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф».Минск, Республика Беларусь, 1998.-Association, 1995.
5.       Aldwin С.М. Stress, сoping and development/An Integrative Perspective. The Gilford Press. New-York — London, 1994, 320 p.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.