Реферат по предмету "Психология"


Сущность девиаций и их причины

Содержание
 
Введение
Глава1. Понятие и типы девиации
§1.Социальные нормы и ценности
§2.Понятие и типы девиации
Глава2. Основные причины возникновения девиации
§1.Теории девиантного поведения
§2.Позитивная и негативная девиация
Заключение
Списоклитературы

Введение
 
В условиях социальнойнеопределенности, социальных рисков в российском обществе усугубились такиенегативные моменты, как отсутствие стабильности и кризис во всех сферахэкономической, социальной, психологической жизни. В соединении данные измененияв политико-экономической жизни и повышенная пошковая активность членовобщества, направленная на осмысление жизни в её индивидуалистичном проявлении,возродили интерес к эволюции человека не только как биологического вида, но и кпроцессу его становления как личности. Эта ситуация проявляется также вповышении поисковой активности отдельных членов общества, направленной на осмыслениеэкзистенциальных вопросов бытия.
Личность в своёмстановлении проходит два параллельных процесса: социализацию и индивидуацию,которые в моментах, важных для становления личности, входят в противоречие,ставя личность перед необходимостью экзистенциального выбора: пойти по путиудовлетворения биологической потребности в безопасности, выбрав соответствиесоциальным нормам, или выйти за данные рамки, следуя стремлению ксамоактуализации, реализации своего творческого потенциала. В процессеразрешения данного конфликта формируется социальная самость личности, обретениекоторой проявляется в достижении органического, целостного соединениябиологически, физиологически индивидуального с социальной системой, поднятогона уровень духовного.
Своевременноеобнаружение и разрешение психологических проблем имеет большое значение как дляобщего эмоцианального благополучия отдельно взятой личности, так и дляпрофилактики возникновения возможных психологических нарушений у населения вцелом. С этой целью в нашей стране создаются различные психологические службы,в том числе психологические консультативные центры. Кроме того знание основныхпричин формирования отклоняющегося поведения, механизмов развития и способовнивелирования нужды не только психологам, педагогам, медицинским и социальнымработникам, но прежде всего родителям, поскольку именно семья являетсяосновным, если не решающим фактором, провоцирующим возникновение отклонений напсихологическом и поведенческом уровнях.

Глава1. Понятие и типы девиации
 
§1.Социальные нормы и ценности
Наибольший интерес длясоциологии представляют поведенческие элементы — социальные ценности и нормы. Ониво многом определяют не только характер взаимоотношений людей, их нравственныеориентации, поведение, но и сам дух общества в целом, его своеобразии и отличиеот других социумов. Не это ли своеобразие имел в виду поэт, когда восклицал:«Там русский дух…там Русью пахнет!»
Социальные ценности — это такие жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данномобществе, следует стремиться достичь. Таковы в разных обществах могут быть,например, патриотизм, уважение к предкам, трудолюбие, ответственное отношение кделу, свобода предпринимательства, законопослушность, честность, брак по любви,верность в супружеской жизни, терпимость и доброжелательность вовзаимоотношениях людей, богатство, власть, образование, духовность, здоровье ит. д.
Подобные ценностиобщества вытекают из общепризнанных представлений о том, что хорошо и чтоплохо; что есть добро, а что — зло; чего следует добиваться, а чего- избегать ит.д. Укоренившись в сознании большинства людей, социальные ценности как быпредопределяют их отношение к тем или иным явлениям и служат своеобразнымориентиром в их поведении.
К примеру, если вобществе прочно утвердилась идея здорового образа жизни, то большая часть егопредставителей будет отрицательно относиться к производству заводами продуктовс высшим содержанием экира, к физической пассивности людей, к неправильномупитанию и увлечению алкоголем и табаком.
Разумеется, далеко невсе одинаково понимают благо, пользу, свободу равенство, справедливость и т.д. Дляодних, скажем, государственный патернализм (когда государство до мелочейопекает и контролирует своих граждан)- высшая справедливость, а для других-ущемление свободы и чиновничий произвол. Поэтому индивидуальные ценностныеориентиры могут быть различны. Но вместе с тем в каждом обществе складываются иобщие, превалирующие 2 оценки жизненных ситуаций. Они-то и формируютсоциальные ценности, которые, в свою очередь, служат основой для выработкисоциальных норм.
Превалировать (от лат. Praevaleo-преобладаю,превосхожу)- преобладать, иметь перевес, преимущество.ГилинскийЯ.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения.- СПб., 1993
В отличие от социальныхценностей социальные нормы носят не только ориентирующий характер. В однихслучаях они как бы рекомендуются, а в других прямо требуют соблюденияопределенных правил и тем самым регулируют поведение людей и их совместнуюжизнь в обществе. Всё многообразие социальных норм можно условно объединить вдве группы: неформальные и формальные нормы. Неформальные социальные нормы- этоестественно складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которых,как ожидается или рекомендуются, люди должны придерживаться без принуждения.Сюда могут быть отнесены такие элементы духовной культуры, как этикет3,обычаи и традиции, обряды ( скажем, крещение, посвящение в студенты, погребения),церемонии4, ритуалы5, хорошие привычки и манеры.
Этикет ( от франц. ѐtiguette-этикет, церемониал)- установленный порядок поведения; правила учтивости,принятые в обществе.
Церемония (от лат. Cerimonia,caerimonia-благоведение;культовый обряд)- установленный торжественный порядок совершения чего-либо.
 Ритуал( от лат. Ritualis- обрядовый)-порядок каких-либо обрядовых действий (венчания, погребения и т.д.);церемониал.
Манеры (от франц. Maniѐre-способ, образ действий)- внешние формы поведения (скажем,достойная уважения привычка доносить свой мусор до урны, как бы далеко она небыла и, главное, даже в том случае, когда вас никто не видит) и т.д.
Отдельно в этой группечасто выделяются нравы общества, или его нравственные, моральные7 нормы.Это наиболее хранимые и почитаемые народом образцы поведения, несоблюдениекоторых воспринимается окружающими особенно болезненно. К примеру, во многихобществах считается аморальным, когда мать бросает на произвол судьбы своегомаленького ребёнка; или когда так же поступают взрослые дети по отношению ксвоим родителям — старикам.
Соблюдение неформальныхсоциальных норм обеспечивается силой общественного мнения (неодобрение,осуждение, презрение, бойкот 8, остракизм9 и т.п.), атакже благодаря здравомыслию, самоограничению, совести и сознанию личного долгакаждого человека.
Моральные(от лат. Mores-обычаи,нравы, поведение)- относящийся к морали (нравственности).
Бойкот (от англ. Boycott-отимени управляющего имением англичанина Чарлза Бойкота(1832-1897), в отношениикоторого впервые в 1880г. была применена ирландскими арендаторами эта мера заего жесткое обращение с ними) — прекращение отношений с кем-либо в знакпротеста против чего-либо.
Остракизм (от греч. Ostrakon-черенок)-(1)в Древних Афинах изгнание из города отдельных(опасных) лиц(на черенках писалисьимена изгоняемых во время голосования по этому поводу)(2)изгнание, гонение.
Формальные социальныенормы представляют специально разработанные и установленные правилапользования( например, воинский устав или правила пользования метрополитеном).Особое место здесь принадлежит юридическим10, или правовым нормам-законам, указам, постановлениям правительства и другим нормативным документам.Они, в частности, защищают права и достоинство человека, его здоровье и жизнь,собственность, общественный порядок, безопасность страны. Формальные нормыобычно предусматривают и определенные санкции, т.е. либо вознаграждение(одобрение, награда, премия, почёт, слава и т.п.), либо наказание(неодобрение, понижение в должности, увольнение, штраф, арест, тюремноезаключение, смертная казнь и т.д.) за соблюдение или несоблюдение норм.
Юридический (от лат. Juridicus-судебный)-относящийсяк правоведению, правовой.
Санкция (от лат. Sanction-строжайшеепостановление)-утверждение чего-либо в высшей инстанции; мера противнарушителей правил.
§2.Понятие и типы девиации
Термин «девиация»,«девиатный» происходят от лат. Deviation-отклонение. Отсюда девиантным называют отклоняющееся поведение людей. Егорассматривают в широком и узком смыслах. В широком смысле девиантным поведениемможно назвать любые действия, которые не соответствуют сложившимся в общественормам и социальным стереотипам11. В узком смысле под девиантнымповедением понимают всякие негативные и неодобряемые отклонения от социальныхнорм. Они-то и интересуют социологию, поскольку именно отрицательная девиацияпредставляет определенный вызов обществу и требует от него адекватной13реакции.
Существует мнение, чтодевиантное поведение — это переходные, неразвёрнутые варианты поведенческойпсихической патологии. И основным принципом их диагностики следует признать, содной стороны, отсутствие качеств поведенческой нормы, с другой — отсутствиепсихологических свойств. Однако диагностика девиантного поведения имеетопределенные трудности, что обусловлено социокультурными особенностямитрактовки девиантного поведения, а игнорирование любой психодиагностическойсоставляющей неизбежно приводит к искажению и субъективизму.
Стереотипы (от греч. stereos-твёрдый+typos- отпечаток)-(1) типографскаяпечатная форма для повторной печати; (2) сложившиеся у людей неизменныерасхожие образцы суждений. Ассаджиоли Р.Духовное развитие и его кризисы/ Психология человеческих проблем.- Минск, 1998
Адекватный (от лат. Adaequatus-приравненный)-равный, тождественный, вполне соответствующий.

Глава2. Основные причины возникновения девиации
§1.Теории девиантного поведения
социальныйценность девиация поведение
Относительно причинвозникновения девиантного поведения существует три вида теорий. В основе каждойиз них лежат определенные теоретические концепции о сущности природы девиации.
К первому относяттеории физических типов (Ч. Ломброзо, В. Шелдон, Э. Кретчмер). Их общаяпредпосылка: люди, имеющие определенный тип физической конституции, имеют склонностьк антисоциальным поступкам. Однако как показывает история, даннаязакономерность не является стопроцентной, и в криминальной практике найдетсямного примеров, когда ужасающие преступления совершали люди с ангельскойвнешностью.
Второй вид: психоаналитическиетеории. В их основе работы З. Фрейда. Основная идея — возникновение девиацийявляется результатом нарушением защитного механизма между бессознательным исознанием. Нарушение защиты обусловлено внутриличностными конфликтами,происходящими в сознании индивида между Я и бессознательным или между сверх- Яи бессознательным.
См. Фрейд З. психологиябессознательного/ пер. с нем.-М., 1998-С.66
Третий: социологические(или культурологические) теории. Проблемы в адаптации возникают из-за нарушенияв процессе социализации индивида (социализация- процесс усвоения индивидовпотребностей, мотивов, ценностных ориентации, норм поведения, принятых вобществе, к которому он принадлежит). Если социализация прошла успешно, тонормы общества становятся нормами индивида. Э. Дюркгейм15, состояниеотсутствия норм. Суть данного явления заключается в том, что личность не имееториентиров в выборе линии нормативного поведения.
Роберт К. Мертондополнил и несколько изменил концепцию Э. Дюркгейма. Его нововведениявыразились в идее, что причиной возникновения девиаций является разрыв междукультурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения.Он также разработал типологию поведения личностей по их отношению к целям исредствам:
1) Конформист- принимает цели и средства общества;
2) Новатор- принимает цели общества, но стремится их достигнуть неинституциональнымисредствами;
3) Ритуалист-абсолютизирует средства, «забывая» при этом цели, для достижения которыхсобственно всё и начиналось;
4) Изолированныйтип- игнорирует как одобряемые обществом цели, так и средства( например,алкоголики, наркоманы, Бомби);
5) Мятежники-стремятся создать новую систему норм и новые средства их достижения;
Аномия (от греч. A-отрицательнаяприставка +nomos-закон), что буквальноозначает беззаконие Фролов С. С. Социология: учебник для высших учебных заведений / С. С. Фролов. – М., 2000. – 343 с.
В любой личности вразных пропорциях присутствуют все перечисленные типы. Соответственнопринадлежность к какому-либо из них должна осуществляться на основаниидоминирующей составляющей. Если же рассматривать значимость данных типов длясоциума, то выделить более важный практически невозможно, поскольку каждый изних играет свою роль. Например, конформисты обеспечивают стабильность общества,мятежники — его развитие.
Причины девиантногоповедения социологи ищут в самых разных направлениях:
1) Внесовершенстве человеческой природы и различных пороках людей (эгоизм,чрезмерная тяга к удовлетворению своих желаний, стремление выделиться, зависитьи т.д.);
2) Вих биологических и психологических особенностях ( особые свойства отдельныхорганизмов, генетическая16 предрасположенность некоторых индивидов кдевиантности, умственные дефекты, психопатия17 и т.д.);
3) Наконец,в сознательных условиях жизни( воспитание, образование, человеческое окружение,возможности работать, хорошо зарабатывать, культурно отдыхать и т.д.);
Генетический –(от греч.Genos-род,происхождение)-(1) относящийся к генезису, т.е. к происхождению, историизарождения чего-либо;(2) связанный с генетикой-наукой, изучающейнаследственность и изменчивость организмов(ген- материальный носительнаследственности; единица наследственной(генетической)информации)
Психопатия (от греч. Psyche-душа+pathos- болезнь,страдание)- расстройство психической деятельности.
Если взятьинтеллектуальные характеристики людей, то по ним население сегодняшней Россииученые распределяют следующим образом18. Характеристикаинтеллектуального уровня граждан современной России:
-высшаяинтеллектуальная элита ≈15%(% от всего населения)
-люди синтеллектуальными данными выше средних ≈33,5(% от всего населения)
-люди со средниминтеллектуальными данными ≈10%(% от всего населения)
-люди синтеллектуальными данными ниже средних ≈24,5%(% от всего населения)
-умственно неполноценны≈17%(% от всего населения)
Любопытны в связи сэтим и некоторые результаты исследований причин преступности. У подавляющегобольшинства преступников (почти 80%) ученые обнаружили один и тот же «дефектныйген». Это может означать, что истоки преступного поведения лежат главнымобразом на генетическом уровне и что наиболее негативную девиацию чаще всегопроявляют психически неполноценные люди с выраженной интеллектуальнойнедостаточностью. Если учесть, что 22% россиян страдают серьезными психическимиотклонениями или заболеваниями, то обществу есть надчем задуматься.
См. «Аргументы ифакты»- здоровье.-2006-№4
Ситуация аномиихарактерна и для российского общества с 1990-х гг. на трудном пути к свободе,рынку и демократии оно переживает сложный процесс (а) прозрения и разочарованияв прежних догмах19;(б) переосмысления и пересмотра социальных норм,ценностей, позиций;(в) процесс восприятия и усвоения новых, прогрессивныхэлементов человеческой культуры.
На этом пути людейчасто «заносит» в две крайности. С одной стороны, можно слишком много выбросить(как говорят, «с грязной водой выплеснуть и ребёнка»). А с другой — можновместе с «чистой водой» новых ценностей набрать в себя и «грязной водой» новыхценностей набрать в себя и «грязной пены». Так, участи россиян весьма заметнаутрата доброты, сочувствия, бескорыстия, тяги к взаимопомощи, заботы опроцветании Родины, честности, порядочности, наконец. Что это, как не«выплескивание ребёнка?» И примером «грязной пены», к сожалению, предостаточно.Это и взрыв преступности, мошенничества, обмана, продажности госслужащих всехмастей. Это и разгул пьянства, наркомании, проституции, курения среди девочек.Это и рост цинизма, жестокости, равнодушия и пренебрежения к интересамближнего, насилия в семье, социального сиротства и заброшенности детей и т.д.
Догма( от греч. Dogma-мнение,учение)- принимаемая на веру неизменная истина. ЗнановскаяЕ.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения).-М., 2001.
Особую тревогу удумающих людей вызывает ухудшение «детской статистики». Сегодня в России изобщего числа детей примерно в 37 млн. человек беспризорниками, по разнымоценкам, являются от 2 до 3 млн. человек(5-8%). Катастрофически увеличиваетсяколичество умственно отсталых детей: за последние 10 лет — в 20 раз. Нарастаети вал насилия над детьми. Только в 1996г. зарегистрировано 17 тысячпосягательств на их жизнь; 200 детей убиты родителями(!), 1500 подверглисьсексуальному насилию20.
Меняется к худшему дажехарактер общения между людьми: молодежь говорит на грубом, примитивно — матерном языке; встречаясь, люди спешат заговорить о своём, плохо слушаясобеседника; модными стали фразы типа «это твои проблемы», от которых так ивеет холодом отчуждения…
Итак, совместная жизньлюдей в обществе требует от них проявления тактичности 21 ивзаимного уважения, соблюдения определённых правил, моральных и правовых норм.
При этом, к сожалению,не все согласны считаться с подобными требованиями и склоняются к девиантномуповедению.
См: ВечерняяМосква.-1999-1 нояб.-С.3
Такт(от лат. Tactus-прикосновение, ощущение)- чувство, меры, подсказывающее наиболее деликатнуюлинию поведения по отношению к окружающим.
§2.Позитивная и негативная девиация
Однако, необходиморазличать, условно говоря, положительную, или отрицательную, или негативную (отлат. Negatives- отрицательный)девиацию.
Позитивная девиация-это такое отклоняющееся поведение, которое хотя и воспринимается многими какнеобычное, странное или даже, возможно, как «ненормальное», но в тоже время восновном не вызывает неодобрения. Это могут быть героические поступки,самопожертвование, сверхпреданность чему-либо или кому-либо, чрезмерноеусердие, обостренное чувство жалости и сочувствие и т.д.
Яркий пример-международные благотворительные акции американского предпринимателя иобщественного деятеля Джорджа Сороса( род. в 1930). Только в России фонд Соросаизрасходовал за десять лет (1987-1997) более 350 млн. долл. Или другой, менеемасштабный, но показательный пример — самоотверженное поведение человека,давшего приют в своей квартире бездомным животным.
Негативная девиация,напротив, представляет те поведенческие отклонения, которые вызывают убольшинства людей реакцию неодобрения и/или осуждения. Сюда можно отнеститеррорзм22, вандализм, воровство, предательство, жесткое обращение сживотными и т.д.
Оговоримся, чтоотклонение от норм не всегда означает что-то плохое (в Средневековье, например,все новое в большинстве своем было отклонением от норм и чаще всего жестококаралось.) если бы не было таких «положительных» отклонений, то не было бы иобщественного процесса.
Терроризм( от лат. Terror-страх,ужас)- подавление противников путём применения насилия.
Вместе с тем все, какизвестно, всегда относительно, а люди подчас субъективны и резки в оценках исклонны «навешивать ярлыки» на всех, кто не вписывается в их представлениях онорме. Поэтому в девиантах у части общества могут быть оказаться обыкновенными«моржи» (купальщики в проруби), джоггеры23, путешественники-одиночки (вроде отважного россиянина Федора Конюхова (род. в 1951)), активисты«Гринписа»24 или даже тот, кто не лишает себя пользы и удовольствияходить пяток- десяток километров на работу пешком.
Есть и индивидуальныеотклонения от норм, неопасные для окружающих. Например, вам захотелось надетьплатье кричащего цвета. Это вызывает порицание и негативные оценки окружающихвас людей ( особенно пожилых), но вреда им не принесёт.
Джоггер (от англ. Jog-двигаться подпрыгивая, трястись) человек, занимающийся бегом трусцой.
«Гринпис» (от англ. Green-зелёный+ peaсe-мир,покой, порядок =(Greenpeace)-международная экологическая организация, защищающая окружающую среду от вредныхвоздействий со стороны людей. Основана в городе Ванкувере( провинция БританскаяКолумбия, Канада) в 1971г. небольшой группой противников американскогоиспытания ядерного оружия на Аляске(США). Насчитывает около 3 млн. уплачивающихвзносы членов. Штаб- квартира в Амстердаме (Нидерланды).

Заключение
 
Человеческое поведениевообще можно определить как тот или иной образ жизни, действий и поступков людей.Иногда может казаться, что действия отдельного человека- сугубо его личноедело. Однако живя в обществе, любой индивид практически постоянно находится(физически или мысленно) в окружении других людей. Поэтому его индивидуальноеповедение очень часто взаимосвязано с окружающими и носит социальный характер.Люди «задевают» друг друга не только при непосредственном контакте, но и черезвещи, природу, через общую среду обитания. При этом взаимодействия людейчрезвычайно сложны и многообразны и могут быть разделены во времени ипространстве.
Так, к примеру,производитель недоброкачественных продуктов может повредить здоровье сотенлюдей, о существовании которых он, к сожалению, даже никогда не задумывался.Автомобилист, прогревающий во дворе мотор своего «железного коня», заставляет жильцоввокруг морщится и плотнее закрывать окна. А возьмите законодателей, заседающихв сотнях больших и малых парламентов повсюду в мире: жизнь скольких незнакомыхим людей могут облегчить или затруднить принимаемые ими решения?! И так далее…
По своему характерусоциальное поведение может быть самым разнообразным: альтуруистическим25или эгоистическим, законопослушным или противоправным, серьёзным.
Альтруизм (от лат. Alter-другой)- бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для другихсвоими личными интересами легкомысленным, мужественным илитрусливым, добродетельным или порочным, независимым или приспособленческим,деликатным26, корректным27 или грубым и неучтивым и т.д.Оно определяется очень многими факторами как общественного, так и личностногохарактера.
Существующие в обществеобычаи, традиции, социальные ценности и нормы, характер поведения социальнойэлиты (как образец для подражания), сложившиеся в обществе условия дляпозитивного или негативного поведения (скажем, чрезмерные налоги вызывают волнуукрывательства от них, раздутость госаппарата- злоупотребления и коррупциючиновников, слабый социальный контроль и безнаказанность нарушений — разгулненормативного поведения, отсутствия га улицах урн и общедоступных туалетов — рост загрязнения среды и т.д.).
Наконец, это то, чтоисходит от самого индивида. (1) врожденные инстинкты человека, состояние егопсихики, тип темперамента28.(2) личные жизненные цели и интересыиндивида, его ценностные ориентации и привычки. (3) Способность индивида к
Деликатный (от лат. Delicat(us)- изысканный, утонченный)- чуткий,вежливый, мягкий в обращении.
Корректный (от лат. Correctus-выправленный)- вежливый (иногда подчеркнуто), тактичный, учтивый.
Темперамент (от лат. Temperamentum-надлежащее соотношение частей)- психологические особенности человека в планепроявления его жизненной энергии( степень общей активности, сила чувств,эмоциональность и т.д.). честной и трезвой самооценке, ксамоконтролю, к сознанию и сдерживанию негативных тенденций в собственностиповедения. (4) Его умение жить в обществе и ладить с людьми: способностьподчиняться социальным нормам и ролевым предписаниям; умение быть свободным всвоих действиях, не мешая свободе других; терпимость (или толерантность) кособенностям других людей; умение следовать известному «золотому правилу»- неделай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе, и т.д. понятно, что вмире нет ничего совершенного. Поэтому и в социальном поведении людей, ксожалению, имеет место множество нежелательных отклонений.

Список литературы
1. Киреева О.П. Социология в вопросах иответах: учеб. пособие / О.П. Киреева. – М.: КноРус, 2006. – 264 с.
2. Радугин А.А. Социология: курс лекций/ А.А. Радугин, К.А. Радугин. – М.: Центр, 1999. – 157 с.
3. Социология: конспект лекций / сост.И.Г. Широкова. – М.: Издательство «ПРИОР», 2000. – 92 с.
4. Фролов С.С. Социология: учебник длявысших учебных заведений / С. С. Фролов. – М., 2000. – 343 с.
5. Адлер А. Практика и теория индивидуальнойпсихологии/ Пер. с нем.- М., 1995
6. Ассаджиоли Р. Духовное развитие и егокризисы/ Психология человеческих проблем.- Минск, 1998
7. Гилинский Я.И., Афанасьев В.С.Социология девиантного поведения.- СПб., 1993
8. Знановская Е.В. Девиантология: (Психологияотклоняющегося поведения).-М., 2001
9. Клейберг Ю.А. Психология девиантногоповедения: Учебное пособие для вузов. -М., 2001.
10. Кондрашенко В.Т. Девиантноеповедение подростков: социально- психологические и психиатрические аспекты.-Минск, 1988.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Значення об'єктивної сторони злочину для його кваліфікації
Реферат Робертс (Roberts) Эдвард
Реферат Социальная интеграция и реабилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе иппотерапии
Реферат Ііі. Ресурсне та інформаційне забезпечення, формування інфраструктури підтримки підприємництва
Реферат My Quiet Place Essay Research Paper My
Реферат Verhllung Des Reichstags Essay Research Paper CHRISTO
Реферат Тенденции развития конструкций электронных средств и факторы, определяющие их построение
Реферат Острый вторичный пиелонефрит
Реферат Вторая Армения
Реферат Шпаргалки по специальной педагогике и психологии
Реферат My Dog Skippy Essay Research Paper When
Реферат Статистичне прогнозування кон юнктури аграрного ринку в Україні
Реферат 17 мая Международный день электросвязи
Реферат Рефлексивность как профессионально значимое личностное качество учителя-логопеда
Реферат Harmonis Essay Research Paper UdfrelseVi startede med