Реферат по предмету "Психология"


Сущность и проблемы невербального общения

Содержание
 
Введение
1. Невербальные средства коммуникации
1.1 Специфика невербальнойкоммуникации
1.2 Невербальные элементыкоммуникации
1.2.1 Кинесика
1.2.2 Такесика
1.2.3 Сенсорика
1.2.4 Проксемика
1.2.5 Хронемика
2. Невербальная коммуникацияв ПР
2.1Сущность ПР
2.2 Роль невербальных средствкоммуникации в ПР
Заключение
Список литературы

Введение
Люди часто не могут найти слов,чтобы выразить свои чувства, или предпочитают не говорить о них. Любая коммуникация,осуществляемая без слов, считается невербальной коммуникацией. Чувства, также какинформация, могут быть переданы при помощи одного или нескольких невербальных способов. Это именно та часть коммуникации, которую мы не осознаем, но котораяявляется главной в любом общении.
Невербальное общение может либодополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотяневербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее времяоно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.Это наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собойпри помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда.Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов.
Невербальная коммуникация – нетак сильно структурирована, как вербальная. Не существуют общепринятые словари иправила компоновки жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянииоднозначно передать свои чувства. Такая передача зависит от очень многих факторови часто происходит неоднозначно.
Иллюзия важностислов связана с тем, что слова проще анализировать и констатировать, а восприятиеневербальной информации слишком субъективно. Наше сознание предпочитает работатьс точными категориями. Да и наша культура устроена так, что нас учат больше обращатьвнимание на содержание.
Условно, можноразделить всю невербальную коммуникацию на две большие части: это то, что мы передаемтелом и голос. В язык тела входят: движение рукой, покачивание ногой, поза, улыбка,нахмуренные брови, частое дыхание, покраснение кожи. К голосу относится все то,что вы можете передать при его помощи: крик, шепот, разные междометия (о-о-о, ух),цыканье, повышенный тон и т.д.
Актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Невербальная коммуникация»определяется тем, что она направлена на пополнение знаний о невербальном взаимодействиимежду людьми. А для специалиста в области ПР это важно вдвойне, так как мы должныуметь управлять своим невербальным языком для достижения желаемого результата. Выступаяперед аудиторией в качестве эксперта, нам следует вызвать образ компетентного, уверенногов себе специалиста. В противном случае нашему мнению никто не поверит.
Проблемы невербальнойкоммуникации привлекают особое внимание ученых, так как изучение поведения людейпомогает лучше понять других, понять самих себя и на основе полученных данных сделатьсвой образ наиболее обаятельным [14, с. 110].
Наиболее влиятельнойработой в исследованиях проблемы языка тела начала XX века была работа Чарльза Дарвина«Выражение эмоций у людей и у животных», опубликованная в 1872 году. Многиеидеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира. С тоговремени учеными были обнаружены и зарегистрированы более 1000 невербальных знакови сигналов.
Альберт Мейерабианустановил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (толькослов) на 7 %, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на38%, и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвиссл проделал аналогичныеисследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил,что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и чтокаждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил,что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передаетсяс помощью невербальных средств общения [2, с. 5].
Невербальная коммуникация в прошлом столетии привлекла внимание, преждевсего, ученых в области социальной и общей психологии (В.А. Лабунская, К.В. Судакови др.). Позднее к изучению проблем невербальной коммуникации обращаются психолингвистыи лингвисты (Г.В. Колшанский, И.Н. Горелов, СВ. Воронин и др.). Изучались различныесредства невербальной коммуникации и разрабатывались их возможные классификации.К началу нынешнего века появляется новая научная дисциплина «невербальная семиотика»,которая нацелена на систематическое изучение невербального поведения человека.
Объектом курсовойработы является процесс невербального общения между людьми, а предметом – содержание,виды, основные элементы, специфика невербальной коммуникации.
Цель данной курсовойработы – раскрытие сущности и проблем невербального общения.
Для достиженияцели необходимо выполнить следующие задачи:
1. дать понятиеневербальной коммуникации;
2. проанализироватьи объяснить значение основных элементов
невербальной коммуникации;
3. выделитьсущность процесса невербальной коммуникации;
4. объяснитьроль невербальной коммуникации в ПР.
В данной курсовой работе использованы общенаучные и частнонаучные методы.Общенаучными методами является совокупность исследовательских приёмов и процедур,которые широко применяются в социально-гуманитарных и естественнонаучных областяхнаучного знания. Частнонаучные методы – это способы, исследовательские приёмы ипроцедуры познания, применяемые в той или иной отрасли науки – механике, физике,а в данном случае в социально-гуманитарных науках.
Из общенаучных методов был использован анализ, который лежит в основесистемного подхода. Это разложение системного целого на разноуровневые по степенисложности составляющие.
Из частнонаучных был использован содержательный контент-анализ. Контент-анализ– это экспериментальный метод, в первую очередь рассчитанный на изучение деятельностиСМИ путем систематической числовой обработки, оценки и интерпретации формы и содержаниясообщения информационного источника. Принято различать содержательный и структурный.Содержательный контент-анализ сосредотачивает внимание на содержании сообщения,на том, о чем в нем говорится [8, с. 31-34].
Структура даннойкурсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованнойлитературы.
Во введении обосновываетсяактуальность, анализируется степень изученности, определяется объект, предмет, цельи задачи исследования, указываются методы исследования.
В первой главе- «Невербальные средства коммуникации» — рассматриваются специфика, основные элементыневербального взаимодействия и их интерпретация.
Во второй главе- «Невербальная коммуникация в ПР» — дается определение понятию ПР и объяснениезначимой роли невербального общения в ПР.
В Заключении подводятсяитоги проведенного исследования.

1.Невербальная коммуникация
 
1.1 Спецификаневербальной коммуникации
Люди могут обмениватьсяразными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что общение неисчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играютэмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами установлено, что в процессе взаимодействиялюдей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выраженияи только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляютнас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратитьособое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желаниеовладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем,даже не осознавая этого.
Особенностью невербальногоязыка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания,и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языкубольше, чем обычному, вербальному каналу общения [7, с. 120].
Характер и формывыражения различных средств общения позволяют нам говорить о существенных отличияхвербальной и невербальной коммуникации. Невербальные сообщения всегда ситуативны,по ним можно понять нынешнее состояние участников коммуникации, но нельзя получитьинформацию об отсутствующих предметах или происшедших в другом месте явлениях, чтоможно сделать в вербальном сообщении.
Невербальные сообщенияобычно непроизвольны и спонтанны. Даже если люди хотят скрыть свои намерения, онимогут хорошо контролировать свою речь, но невербальное поведение контролю практическине поддается.Поэтому очень часто в реальной практике коммуникации возникаютошибки из-за обобщения на основании лишь одного невербального действия. Например,один из партнеров во время общения почесал свой нос, а заметивший это другой партнерделает вывод, что его собеседник врет, хотя у того на самом деле чесался нос.
Таким образом,невербальная коммуникация представляет сложный процесс, протекающий в основном неосознанно.
1.2 Невербальныеэлементы коммуникации
Важнейшей особенностьюневербальной коммуникации является то, что она осуществляется с помощью всех органовчувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, каждый из которых образует свойканал коммуникации. На основе слуха возникает акустический канал невербальной коммуникации,по нему поступает паравербальная информация. На основе зрения складывается оптическийканал, по которому поступает информация о мимике и телодвижениях (кинесике) человека.Оно позволяет оценить позу и пространственную ориентацию коммуникации (проксемику).На основе осязания работает тактильный канал. К невербалике также относят пониманиеи использование времени — хронемику.Все элементы невербальной коммуникациитесно связаны друг с другом, они могут взаимно дополнять друг друга и вступать впротиворечие друг с другом [10, с. 123].
1.2.1 Кинесика
Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений, используемыхпри коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Кин — мельчайшая единица движения, из них складывается поведение. Хотя отдельный кин самостоятельногозначения не имеет, при его изменении изменяется вся структура. Из кинем образуютсякинеморфы (нечто подобное фразам), которые и воспринимаются в ситуации общения.Считывая кинемы, мы интерпретируем сообщения, передаваемые через жесты и другиетелодвижения [4, с. 98].
Жесты
Жесты — это различного рода движениятела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека ивыражающие отношение человека непосредственно к собеседнику к какому-то событию,другому лицу, какому-либо предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека.Большая часть жестов культурно обусловлена, они являются символами и носят договорной характер.
Жесты при общениинесут много информации. В языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения.Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на 5 групп:
1. Жесты-иллюстраторы— описательно-изобразительные и вырази тельные жесты, сопровождающие речь и внеречевого контекста теряющие смысл. С их помощью говорящий старается более глубокораскрыть смысл высказывания, сопровождают идущий в данный момент разговор, болееподробно раскрывая его содержание. Это жесты сообщения: указатели («указывающийперст»), пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигураций»);кинетографы — движения телом; жесты-«биты» (жесты-«отмашки»); идеографы, т. е. своеобразныедвижения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе;
2. Жесты-регуляторы— это жесты,выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направлениевзгляда, целенаправленные движения руками;
3. Жесты-эмблемы— это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместеруки по манере рукопожатия на уровне груди означают во многих случаях — «здравствуйте»,а поднятые над головой — «до свидания».
4. Жесты-адапторы— это специфическиепривычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть: а) почесывания, подергиванияотдельных частей тела; б) касания партнера; в) поглаживание, перебирание отдельныхпредметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т. п.);
5. Жесты-аффекторы— жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции [28,с. 22].
Жесты являютсянеотъемлемой частью общения между людьми. С их помощью мы более ярко и эмоциональновыражаем свои мысли.
Мимика
Мимика представляет собой все изменениявыражение лица человека, которые можно наблюдать в процессе общения. Она являетсяважнейшим элементом невербальной коммуникации. Лицо партнера по общению вольно илиневольно приковывает наше внимание, поскольку выражение лица позволяет получатьобратную связь о том, понимает нас партнер или нет. Ведь человеческое лицо оченьпластично и может принимать самые разные выражения. Именно мимика позволяет выразитьвсеуниверсальные эмоции: печаль, счастье, отвращение, гнев, удивление,страх и презрение.
Мимика складываетсяиз спонтанных и произвольных мимических реакций. Для усиления эмоций мы делаем нашумимику более вырази тельной и точной в соответствии с характером и содержанием процессакоммуникации [6, с. 135].
Чаще всего основным объектом исследования вы ступает лицо человека. Изучениеосновных мимических состояний, таких как радость,гнев, страх, отвращение, удивление, страдание,выработало единицу анализа лицевого выражения- мимический признак. Совокупность такихпризнаков образует структуру различныхлицевых экспрессии. Рассмотрим наиболеетипичные эмоциональные состояния [31, с. 167].
1. Удивление — это моментальная реакция.Всегда появляется внезапно. Если есть время обдумать то, что может удивить, удивлениена лице не зафиксируется.
Основные проявления реакции удивления: брови вздерну ты вверх;на лбу широкие морщины; глаза широко, расслаб ленно открыты, над радужнойоболочкой видна белая склера; соответственно, рот открыт.
2. Страх— эмоция, возникающая в предвосхищениичего-то исключительно пагубного для человека.Причиной страха может быть ожидание физической боли, каких-либо неприятныхсобытий, которые этот человек не в силах предотвратить.
Основные проявления реакции страха: брови подняты, растянутыи сведены; короткие морщины на лбу; глаза раскрыты, вверху видна белаясклера, нижнее веко очень напряжено; губы раздвинуты, сильно напряженыи оттянуты назад.
3. Негодование (злость) является результатом психического расстройства, физической угрозыили намерения нанести кому-то психологическийили физический ущерб. В состоянии гнева у человека поднимается кровяное давление,отчего краснеет лицо, на висках и шее вздуваютсявены, учащается дыхание, напрягаются мышцы.
Основные проявления гнева: брови сдвигаются, между ними появляютсявертикальные складки, внешние концы бровей поднимаются; лоб без горизонтальныхморщин; глаза сужаются, губы напряженно сжаты, иногда в гримасе обнажаются зубы.
4. Отвращениеявляется реакцией на ощущение вкуса, запаха, звука, прикосновения ивида некоторых объектов или людей.
Основныепризнаки этой реакции: брови опущены; отсутствие морщин на лбу; глаза сужены, почтизакрыты; уголки рта опущены. Иногда при сильной степени отвращения рот открыт инапряженно, как при тошноте, высунут язык; наносу морщины.
5. Радостьпереживаетсякак ощущение приятного, возбуждающего, поднимающегонастроение, — или как избавление от чего-тонеприятного или опасного. В некоторых случаях радость может сливаться с удивлением, при этом, как правило, реакцияудивления фиксируется лишь на мгновение. Довольно часто за проявлениями радости скрываются гнев и страх.
Основные признакирадости: брови и лоб почти не принимают участияв формировании экспрессии; глаза часто сужаются и блестят; уголки губ поднимаютсякверху; рот растягивается в улыбке.
6. Печаль (горе) чаще всего вызывается какими-то потерями.Она фиксируетсяна лице от нескольких минут до нескольких дней.Данная эмоция имеет довольно широкий диапазон — от состояния печали до горя и страдания.
Основные проявления реакции печали: брови сдвинуты вместе, ихвнешние концы опущены, между бровями небольшие вертикальные складки;на середине лба короткие морщины; глаза слегка приоткрыты, и междунижним и верхним веком образуется складка в виде треугольника; уголки рта опущенывниз [3, с. 106-108].
С помощью глазтакже можно выразить богатую гамму человеческих чувств и эмоций. Напри мер, визуальныйконтакт может обозначать начало разговора, в процессе беседы он является знакомвнимания, поддержки или, напротив прекращения общения, он также может указыватьна окончание реплики или беседы в целом.
Глаза и губы – наиболее подвижные и выразительные элементы лица. Исследования показывают, что человек смотрит на того собеседника, который ему нравится или которому он доверяет. Эффективно пользоваться глазами — черта хорошего психолога и тонкого дипломата. Согласно общепринятому мнению, глаза — зеркало души и они отражают состояние человека. Контакт глаз помогает повысить уверенность в себе и установить доверительное отношение с собеседником.
Визуальный контакт является исключительно частью общения. Человек зрительно фиксирует все изменения во внешности и выражении лица собеседник. Зрительная система может регистрировать все особенности объекта восприятия. Время от времени взгляды собеседников встречаются, в некоторых случаях собеседник воздерживается от пристального и прямого визуального контакта. В ситуации острого соперничества или враждебности люди избегают прямо смотреть друг на друга. В обычном разговоре контакт глазами помогает говорящему почувствовать, что он общается именно с вами, произвести благоприятное впечатление, лучше донести до собеседника смысл сказанного вами [9, с. 51].
Позы
Большое количествоинформации несет в себе поза человека. Поза — положение человеческого тела и движения,которые принимает человек в процессе коммуникации. Это одна из наименее подконтрольныхсознанию форм невербального поведения, поэтому при наблюдении заней можнополучить значимую информацию о состоянии человека [6, с. 153].
По позе можносудить о жизненной силе, степени усталости, самоуверенности и даже о социальномстатусе человека. По тому, как человек складывает руки и ноги, можно сделать выводыо его истинных эмоциях, намерениях, отношении к другим людям [3, с. 120].
Вертикальное,расслабленное и естественное положение тела создает впечатление уверенности и самоуважения.Если сидящий слегка наклонился к вам или повернул голову, он сигнализирует о готовностивступить с вами в общение. Руки, расположенные по направлению к другому человеку- это тоже проявление открытости и сердечности. Будьте внимательны, если во времяразговора ваш собеседник скрещивает на груди руки, значит, он не согласен с вами,а если он к тому же закидывает ногу на ногу, он защищается от ваших слов, недоволени готовится к возражениям. Если вы никак не можете найти общий язык, попробуйтеразвернуть руки ладонями вверх, это облегчит контакт с собеседником.
При общении принятовыделять три группы поз:
1) Включение илиисключение из ситуации, т.е. открытость или закрытость для контакта. Закрытостьдостигается скрещиванием на груди рук, сплетенными в замок пальцами, фиксирующимиколено в позе «нога на ногу», отклонение спины назад и др. При готовности к общениючеловек улыбается, голова и тело поверну ты к партнеру, туловище наклонено вперед.
2) Доминированиеили зависимость. Доминирование проявляется в «нависании» над партнером, похлопыванииего по плечу, руке на плече собеседника. Зависимость — взгляд снизу вверх, сутулость.
3) Противостояниеили гармония. Противостояние проявляется в следующей позе: сжатые кулаки, выставленноевперед плечо, руки на боках. Гармоничная поза всегда синхронизирована с позой партнера,открыта и свободна [17, с. 220].
Внешний вид
В современноммире очень большое значение имеет умение человека производить хорошее впечатление.Для делово го человека важно то, как он выглядитв глазах окружающих, какое производит впечатление на своих коллег и партнеров, т. к. от этого зависит эффективность и результативность его деятельности, поэтому он стремитсяк созданию определенного «привлекательного» имиджа.
Имидж — это целенаправленно сформированный об раз,с помощью которого человек представляет себя миру, своегорода форма самопрезентации, способствующая воздействию на окружающих. Этоискусство управлять впечатлением, которое производит человек на окружающих[27, с. 186].
Особенно многонам может сказать одежда человека. Она сообщает окружающим о настроении, чувствахи намерениях человека.
Мы привыкли ктому, что первая встреча с незнакомым человеком часто является определяющей, формируетдальнейшие отношения. При первой встрече наш внешний вид – это единственный источникинформации, из которого новый знакомый черпает сведения о нас. Одежда, прическа,состояние лица и рук, украшения способны много рассказать о нашем социальном положении,финансовом состоянии, возможной работе.
Очень многое оВашем собеседнике могут рассказать предпочитаемый цвет одежды, т.е. цвет наиболеечасто носимой одежды, его стиль, излюбленные украшения. По этим, казалось бы, малозначимымсигналам можно узнать о характере собеседника, его стремлениях, ценностях и т.д.
Типы украшений:
1. Если украшенияочень дорогие, то, как правило, человек притязает на особую значимость и престиж.
2. Если украшенийслишком много (больше трех днем, вечером можно позволить и больше), скорее всегочеловек также желает придать себе особую значимость или же просто отсутствие вкуса.
3. В том случаеесли украшения подобраны со вкусом, это означат, что человек чувствителен к другимлюдям и стремится к созданию гармоничных отношений.
Немного о кольцах:
1. Кольцо на безымянномпальце: в том случае, если украшение маленькое, то человек спокойный, гармоничные,уверенный в себе; если большое или яркое, то скорее всего это указывает на бурноеи даже истеричное поведение.
2. На среднемпальце, если маленькое, неброское кольцо указывает на развитое чувство собственногодостоинства, большое – гордыню.
3. Одетое на указательныйпалец, кольцо говорит о самонадеянности, надменности и властности.
4. На мизинцекольцо обычно у непостоянных людей.
О цветах в одеждеи аксессуарах:
Наиболее подходящимицветами для делового общения являются белый, серый, черный и синий. Подойдут такженеяркие оттенки зеленого цвета, но конечно же спектр цветов одежды, которую мы используемэтим не ограничивается:
1) Красный цветв одежде символизирует активность, энергичность, независимость, ответственность,стремление к самоутверждению, достижению высот, а также глубже и полнее переживатьмир.
2) Желтый – любознательность,склонность к творчеству, жизнерадостность, хорошая адаптируемость к обстоятельствам.
3) Зеленый частообозначает властность, стремление доминировать над окружающими, консерватизм, иногдасвидетельствует об усталости.
4) Синий цветсимволизирует признак внутренней гармонии, устойчивой психики, стремление к мируи покою.
5) Цвет фуксии,как правило, присутствует в одежде человека, который хочет быть в центре внимания,и может быть психологическую инфантильность.
6) Белый цветв одежде присутствует у людей склонных к религиозности, открытости с развитым воображениеми внутренней чистотой.
7) Серый цветозначает, что человек замкнут, скрытен, стремится произвести впечатление зрелогочеловека.
8) Приверженцыбежевого цвета зачастую умеют наслаждаться жизнью.
9) Коричневуюгамму используют внутренне неблагополучные, склонные к депрессии люди.
10) В черном ходятлюди склонные к агрессии, возможно с негативным отношением к жизни, или депрессивные.Но вполне может быть, что человек часто использующий черный цвет может быть с оченькрепкой психикой, обладающий упорством и готовностью к борьбе, способный испытыватьсильные и даже экстремальные чувства.
Одежда ахроматическойгаммы (белый, серый, черной) свидетельствует о том, что перед Вами человек, имеющийвысокий социальный статус. И вообще считается, что чем реже человек носит яркуюодежду, тем выше его социальный статус, правда есть и исключения, например в шоу-бизнесе[11, с. 419].
 
1.2.2 Такесика
Такесика изучаетприкосновения в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживаниеи т.п. Как показали наблюдения и исследования, с помощью разного рода прикосновенийпроцесс коммуникации может приобретать различный характер и протекать с различнойэффективностью [13, с. 159].
Объятия
По характеру объятий,их силе, длительности определяют значение выражаемых человеком чувств.
Закадычные друзья,находившиеся в долгой разлуке, при встрече чуть ли не душат друг друга в крепкихобъятиях. Влюбленные задерживаются в нежных объятиях продолжительное время. Объятиямежду дальними родственниками, в зависимости от поддерживаемых ранее контактов,могут быть как сдержанными, холодными, так и пылкими. Между близкими людьми ониносят мягкий задушевный смысл.
Такое средствоневербального общения как объятия чаще встречаются у представителей сильной половинычеловечества, между женщинами они встречаются немного реже. Сейчас можно на улицахувидеть двух девчонок-подростков, бегущих друг к другу с распростертыми объятиями.В этом возрасте частота подобных контактов, как между мальчиками, так и между девочкаминосит экспрессивный характер, когда хочется выплеснуть наружу избыток радости, восторгаи восхищения встречей. Если вы видите однополые пары, медленно прохаживающиеся потротуару в сплетенных объятиях, это невольно может навести на мысль о нетрадиционнойориентации.

Рукопожатия
Рукопожатия, какодно из средств невербального общения, тоже различаются по способу их совершения,силе и длительности. Крепкое, энергичное потряхивание руки собеседника вкупе с радостнымвосклицанием говорит об искренности партнера, его желании продолжить беседу. Обхватруки своими в виде «перчатки» также говорит о дружелюбии. Но если вам протягиваютнеживую руку, словно дохлую рыбу, с вами не хотят контактировать.
Холодная рукав пожатии может сигнализировать о том, что ее владелец либо замерз, либо сильноволнуется. О нервном переживании говорят запотевшие ладони. Рука, оказывающаясяладонью вниз в пожатии, свидетельствует о желании доминировать над другим человеком.Если наоборот, повернута ладонью вверх – ее обладатель бессознательно признает себяподчиненным собеседнику.
Похлопывания поспине или плечу
Похлопывания поспине или плечу в основном характерно для мужчин. Эти невербальные жесты часто интерпретируютсякак проявление дружеского расположения, участия или ободрения. Их можно увидетьпрактически во всех возрастных категориях. Похлопывание как бы демонстрирует мужскуюсилу и готовность его обладателя прийти на помощь.
Прикосновения
Прикосновенияшироко встречаются в мире невербального общения. В учебной деятельности оно помогаетостановить расшалившегося озорника, в случае с глухим человеком – обратить на себяего внимание. Различного характера прикосновения являются индикатором невысказанныхчувств партнера. Они могут быть нежными, ласковыми, легкими, сильными, грубыми,ранящими и т.д.

Поцелуи
Поцелуи, как разновидностьтактильного жеста, широко применяется во всех аспектах жизни человека. По отношениюк конкретному объекту меняется характер поцелуев. Мать целует ребенка нежно и слюбовью, между любящими людьми они могут варьировать от легкого прикосновения губдо страстного поцелуя. Поцелуи могут быть как искренними проявлениями чувств, таки формальными, холодными, традиционными [21].
 
1.2.3 Сенсорика
Сенсорика представляетсобой тип невербальной коммуникации, основывающийся на чувственном восприятии представителей других культур. Наряду со всеми другими сторонами невербальной коммуникацииотношение к партнеру формируется на основе ощущений органов чувств человека. В зависимостиот того, как мы чувствуем запахи, ощущаем вкус, воспринимаем цветовые и звуковыесочетания, ощущаем тепло тела собеседника, мы строим наше общение с этим собеседником[13, с. 187].
В процессе речевогообщения через слух передается та часть невербальной информации, которая представленав звуке голоса говорящего или поющего, т. е. в особенностях фонации (интонация,тембр и т.п.). Через зрительный анализатор передаются сопровождающие речь особенностикинесики, т.е. мимики, жестов, поз, телодвижений говорящего. Слух и зрение, называемыедистанционными сенсорными системами, являются важнейшими в процессе общения и ориентациичеловека во внешнем мире [20, с. 6].
Особенно большоезначение в общении имеют запахи. Это, прежде всего, запахи тела и используемой человекомкосметики. Мы можем отказаться от общения с человеком, если сочтем, что от негоплохо пахнет.
Все сенсорные факторы действуют совместнои в результате создают сенсорную картину той или иной культуры. Оценка, которуюмы даем этой культуре, зависит от соотношения числа приятных и неприятных сенсорныхощущений. Если приятных ощущений больше, мы оцениваем культуру положительно. Еслибольше негативных ощущений, культура нам не нравится.
1.2.4 Проксемика
Проксемика исследуетпространственные условия общения – взаиморасположение собеседников в момент их физического,визуального или иного контакта. Данный термин был введен американским психологомЭ. Холлом для анализа закономерностей про странственной организации коммуникации,а также влияния территорий, расстояний и дистанций между людьми на характер межличностногообщения [19, с. 192].
Каждый человекдля нормального своего существования считает, что определенный объем пространствавокруг него является его собственным и нарушение этого пространства рассматриваеткак вторжение в его внутренний мир. Поэтому общение людей всегда происходит на определенномрас стоянии друг от друга, и это расстояние является важным показателем типа, характераи широты отношений между людьми. Каждый человек подсознательно устанавливает границысвоего личного пространства.
Э. Холл в результатесвоих наблюдений выделил четыре зоны коммуникации:
1. Интимной является расстояние, на которое могут подходить друг к другу друзья,родственники, близкие люди. В среднем это расстояние между собеседниками составляетне более полуметра.
2. Личная зона — в среднем, от полуметра до метра. На таком расстоянии общаютсяхорошо знакомые друг с другом люди, а также люди, находящиеся в неформальных служебныхотношениях.
3. Социальная зона – это расстояние между собеседниками, равное от метра дотрех. На таком расстоянии могут общаться между собой коллеги, не находящиеся в дружескихотношениях, и малознакомые люди.
4. Общественная зона — расстояние между собеседниками, превышающее три метра.Это расстояние, достаточное для того, чтобы поздороваться и либо подойти друг кдругу ближе, либо разойтись. Обычно именно на таком расстоянии друг от друга предпочитаютнаходиться незнакомые люди, особенно в помещении [30].
Выбор межличностного пространства – дело трудное. Расстояние, на которое Выподходите к собеседнику, не должно быть ни слишком большим, ни слишком маленьким.
Обычно наша интимная зона нарушается тем или иным человеком по двум причинам.Первая, когда «нарушитель» является нашим близким родственником или другом,или же человеком, имеющим сексуальные намерения. Вторая, когда «нарушитель»проявляет враждебность и склонен атаковать нас. Если мы можем терпеть вторжениепосторонних людей в наши личные и социальные зоны, то вторжение постороннего человекав интимную зону вызывает внутри нашего организма различные физиологические реакциии изменения. Сердце начинает биться быстрее, происходит выброс адреналина в кровь,и она приливает к мозгу и мышцам как сигнал физической готовности нашего организмак бою, т.е. состояние боевой готовности.
Это означает, что если вы дружелюбно прикоснетесь к руке или обнимите человека,с которым вы только что познакомились, то это может вызвать у него отрицательнуюреакцию по отношению к вам, даже если он или она будет вам улыбаться и, чтобы васне обидеть, делать вид, что это ей нравится.
Социальная зона- это то расстояние, на котором мы держимся при общении с незнакомыми людьми. Например, только что принятый на работу служащийпервое время может подумать, что коллектив относится к нему очень прохладно, ноони просто держат его на дистанции социальной зоны, потому что мало его знают. Кактолько сослуживцы узнают его лучше, территориальное расстояние между ними сокращается,и в конце концов ему позволяют передвигаться в пределах личной зоны, а в некоторыхслучаях проникать и в интимную зону.
Исключением из правила, требующего строгого соблюдения дистанционной зоны,являются случаи, когда пространственная зона человека обусловлена его социальнымположением. Например, управляющий компанией и один из его подчиненных могут бытькомпаньонами по рыбной ловле, и, находясь на рыбалке, они пересекают и личную, иинтимную зону друг друга. На работе же управляющий будет держать его на расстояниисоциальной зоны, соблюдая неписанные, правила социальной стратификации.
Общественная зона- это расстояние, предпочтительное при коммуникации с большой группой людей, с массовойаудиторией.
Наиболее частообщественную зону коммуникации можно наблюдать во время совершения светскихилирелигиозных церемоний, когда глава государства или глава религиозного институтанаходится на почтительном расстоянии от большинства людей [22].
1.2.5 Хронемика
Хронемика — этоиспользование времени в невербальном коммуникационном процессе. Для общения времяявляется не менее важным фактором, чем слова, жесты, позы и дистанции. Восприятиеи использование времени является частью невербального общения [13, с. 237].
Исследования хронемикиразличных культур позволяют выделить две основные модели использования времени:монохроннуюи полихронную.
При монохронноймодели время представляется в видедорогиили длинной ленты, разделеннойна сегменты.Это разделениевремени на части приводит ктому,что человек в данной культуре предпочитает одновременно заниматься только однимделом, а также разделяет время для дела и для эмоциональных контактов.
В полихронноймодели нет такого строгого расписания, человек там может заниматься несколькимиделами сразу.Время здесь воспринимается в виде пересекающихся спиральныхтраекторий или в виде круга [32, с. 167].
В результате анализалитературы можно сделать вывод, что эффективность любых коммуникационных контактовопределяется не только тем, насколько понятны собеседнику слова, но и умением правильноинтерпретировать его взгляд, мимику и жесты, телодвижения, позу, дистанцию, темпи тембр речи. Ведь даже если язык является самым эффективным и продуктивным инструментомчеловеческого общения, все же он не является единственным инструментом.
Невербальные сообщенияспособны передавать обширную информацию. Во-первых, это информация о личности коммуникатора.Мы можем узнать о его темпераменте, эмоциональном состоянии в момент коммуникации,выяснить его личностные свойства и качества, коммуникативную компетентность, социальныйстатус, получить представление о его лице и самооценке.
Во-вторых, черезневербальные средства мы узнаем об отношении коммуникантов друг к другу, их близостиили отдаленности, типе их отношений (доминирование — зависимость, расположенность- нерасположенность), а также динамике их взаимоотношений.
И, наконец, этоинформация об отношениях участников коммуникации к самой ситуации: насколько оникомфортно чувствуют себя в ней, интересноли им общение или они хотят поскорее выйти из нее [9, с. 43].
Люди используютневербальное общение для того, чтобы полнее, точнее и понятнее выразить свои мысли,чувства, эмоции. Это является общим для всех культур, хотя тем или иным знакам вразличных культурах придаётся разное значение. Следовательно, для общения с представителямидругих культур необходимо знать и понимать невербальные формы общения, присущиеданной культуре.

2. Невербальнаякоммуникация в ПР
 
2.1 СущностьПР
Паблик рилейшнз как наука занимается организациейкоммуникативного пространства современного общества. Американское общество пабликрилейшнз так видит свои задачи: «ПР помогает комплексному, плюралистическому обществупринимать решения и функционировать более эффективно путем достижения взаимопониманиямежду группами и учреждениями. Она помогает гармоничному сочетанию частных и общественныхинтересов» [25, с. 28].
Паблик Рилейшнз— разновидность маркетинга, заключающаяся в стимулировании спроса на товар определеннойфирмы путем формирования благоприятного общественного мнения об организации и еепродукции в целом.
Изучением пиаракак особой сферы социальных отношений занимаются такие науки как социальная психология,логика, информатика, менеджмент и маркетинг.
Точное и исчерпывающееопределение PR дать крайне сложно из-за широты целей и действий, охватываемых этимпонятием. Поэтому до сих пор нет четкой общепринятой формулировки.
Например, Институтобщественных отношений в Великобритании считает, что ПР — это планируемые, продолжительныеусилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопониманиямежду организацией и ее общественностью, где под «общественностью» понимаются работникиданной организации, ее партнеры и потребители ее продукции. В Новом международномсловаре Уэбстера ПР определяется как «содействие установлению взаимопонимания идоброжелательности между личностью, организацией и другими людьми, группами людейили обществом в целом посредством распространения разъяснительного материала, развитияобмена информацией и оценки общественной реакции». Наиболее лаконичное определениепиара, предложенное английским социологом Сэмом Блэком, гласит: «ПР — искусствои наука достижения гармоний посредством взаимопонимания, основанного на правде иполной информированности».
Основным назначениемпиара является достижение высокой общественной репутации фирмы. Следует отличатьпиар от рекламы: хотя и то, и другое обеспечивает процесс деловых коммуникаций,однако реклама рассказывает о товаре, а пиар — о фирме-производителе.
Основные принципы,согласно которым должны строиться связи с общественностью, были сформулированы С.Блэком:
— открытость информации;
— опора на объективныезакономерности массового сознания, а также отношений между людьми, организациями,фирмами и общественностью;
— решительныйотказ от субъективизма, волюнтаристского подхода, нажима на общественность, манипулятивныхпопыток выдавать желаемое за действительное;
— уважение индивидуальности,ориентация на человека, его творческие возможности;
— привлечениена работу специалистов высшей квалификации с максимальным делегированием полномочийвплоть до самых низовых исполнителей [29, с. 16].
Конечно, в реальнойжизни далеко не всегда эти принципы реализуются в полной степени. Например, открытостьинформации редко означает желание поведать публике действительно всю информацию— ей сообщают то, что повышает имидж фирмы, но не спешат рассказывать о ее ошибкахи просчетах. Хотя формально специалисты пиара осуждают трюки и манипулирование,фактически они часто занимаются именно навязыванием общественности своей точки зрения.
Впервые официальносамо выражение «public relations» употребил американский президент Томас Джефферсонв 1807 в Седьмом обращении к Конгрессу. В 1830-е это понятие вошло в употреблениекак «relations for the general good» («отношения ради всеобщего блага»). Широкоераспространение прессы вызвало появление пресс-агентов, которые по сути являютсяпредшественниками будущих PR-менов.
В начале 20 в.происходит рождение профессиональной PR-специализации. Это связано с усилением «большогобизнеса», представители которого имели в глазах основной массы населения негативнуюрепутацию людей, готовых ради прибыли на любые нарушения законов и морали. Главнойзадачей пиара стало именно установление доброжелательных взаимоотношений между предпринимательскимсословием и остальной частью населения, преодоление непонимания между ними, недоверияи зависти.
Обычно «отцом»современного пиара называют американского журналиста Айви Ли. В 1906 он опубликовалДекларацию о принципах PR, своего рода первый моральный кодекс профессии. Основнойзадачей PR-специалистов Айви Ли назвал «побуждать людей верить в то, что правлениякорпораций преследуют искреннюю цель заручиться их доверием». Если ранее пиаромзанимались сотрудники фирм-производителей, то теперь появляются специальные PR-фирмы,выполняющие заказы различных коммерческих и некоммерческих организации.
Научные основыPR как дисциплины заложил в середине 20 в. Эдвард Бернейз: « Паблик Рилейшнз – этоусилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход илисвои действия, а также на гармонизацию деятельности организации в соответствии синтересами общественности и наоборот».
В 1970-х преподаваниеPR официально вошло в обязательные программы экономических колледжей и университетовАмерики. Одновременно она становится серьезным инструментом в достижении коммерческогоуспеха ведущих фирм США. В формирующемся информационном обществе возрастает спросна PR-технологии во всех сферах — в бизнесе, политике и социальной сфере. Связис общественностью распространяются вширь и вглубь, становятся необходимым направлениеммеждународной деятельности.
ПР за свою историюнаработала достаточный инструментарий, который в ряде ситуаций позволяет проделыватьбезошибочные действия. Целевая ориентация ПР — это изменения в общественном мнении,которые могут привнести определенные изменения в поведении [23].
 
2.2 Роль невербальныхсредств коммуникации в ПР
ПР– этосистема сложной разновидности делового общения, убеждения, искусства установлениянеобходимых контактов в целях повышения эффективности множества направлений коммерческойдеятельности. Ценный навык для любых специалистов маркетинга – это умение самостоятельноорганизовать и провести деловые переговоры, ярмарки, выставки, деловые приемы винтересах формирования позитивных отношений с общественностью [26, с. 25].
Главная задачаспециалиста по связям с общественностью – формирование общественного мнения. Общественноемнение – это совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающемугруппу людей [26, с. 37].
Формирование общественногомнения может быть успешным только при создании доброжелательной атмосферы. Ключевымэлементом данной атмосферы является доверие, без которого невозможно деловое сотрудничество,основанное на взаимопонимании и общности интересов.
Ключевым элементомсвязей с общественностью является деловое общение. Это такое искусство, котороепозволяет легко войти в контакт с другими людьми, партнерами по бизнесу для достижения,желаемого результата [26, с. 45].
Процесс взаимопониманияв деловом общении складывается из трех основных компонентов:
1. Умениевести себя – грамотно проявлять свои чувства, находить подходящие в данной ситуациивербальные и невербальные формы поведения, уметь быть понятным партнерам и участникамсвоей команды;
2. Умениепонимать партнера – способность читать по внешнему поведению его мысли и чувства,предугадывать его намерения, быть проницательным;
3. Умениевидеть и слышать партнера – быть внимательным к его поведению, словам, жестам, интонациям,замечать перемены во внешнем облике, внимательно слушать и понимать его [26, с.46].
При этом хотелось бы выделить важность учета именно не вербальных коммуникаций.Нередко жесты более достоверно передают информацию, по тому чтоони неосознанны и непроизвольны. В процессе личных коммуникацийважное значение имеют дистанционные зоны. Это — расстояние, на котором люди привыкли общаться.При чем в разных странах традиционно эти коммуникативно-дистанционные зоны различны.Нарушение привычной дистанции общения вызывает дискомфорт для участников.
Известно, что жесты ног и рук в большей степени передают подлинноесостояние партнера, его эмоциональный настрой. Так, открытые ладони партнераговорят о том, что он склонен доверять и наоборот. Перекрещенные руки или ноги создаютнекоторый барьер для собеседника и свидетельствуют о скованностии настороженности участника делового общения.
Для установления деловых контактов ПР-специалисты используютсовременные методы общения с учетом фактора куль туры, практического опыта, искусства диалога.
Для эффективного делового общения необходимо правильноориентироватьсяв ролях, состояниях и свойствах личности партнеров.Источником общения служат не только вербальнаясторона общения, но и более тонкие коммуникативные проявления, связанные с невербальной коммуникацией.
Невербальные проявления — это, как правило, неосознаваемые микродвижения мышц, возникающие в результатенервных импульсов, идущих от органов чувств.Чувствительность к этим малозаметныммикродвижениям при невербальных проявленияхпозволяет не только видеть эмоциональное состояние партнера, но и угадывать задуманное собеседником.Иначе говоря, невербальные акты при восприятиимогут выполнять не всегда осознаваемуюобратную связь, позволяющую определить ипредугадать поведение собеседника.
Таким образом, невербальные проявления выполняюткак осведомительную, так и саморегулирующую функции. Осведомительнаяфункция невербального общения имеет важнейшее значение для установления эмоциональногоконтакта между партнерами. Эмоции окрашивают поведение партнеров и замет но влияютна достижение целей делового общения. Именно эмоции наиболее яркосопровождаются внешними проявления ми: выразительная мимика лица,жестикуляция, поза, интонация речи, походка, расширение или сужениезрачков. Часто эти эмоции проявляются неосознанно, но в отдельных случаях под контролемсознания — стиснутые кулаки, угрожающие интонации, хмурое выражениелица [26, с. 48].
Знание и использованиекоммуникационных зон, невербальных знаков и символов увеличивает эффективность коммуникаций,использующих визуальные каналы и личное присутствие. К таким коммуникациям относятся:приемы, презентации, переговоры, беседы, круглые столы и другие формы делового общения.
Люди, занимающиесяPR, должны обладать такими личными и профессиональными качествами, как коммуникабельность,умение убеждать, эрудиция, умение выступать публично, умение понятно излагать мысли.
Необходимо помнить,что:
1. Успехлюбого делового контакта зависит от умения устанавливать доверительные отношенияс собеседником. Такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, сколькоот того, как вы себя держите. Именно поэтому особое внимание следует обращать наманеру, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует.
2. Пониманиеязыка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читаяжесты, вы осуществляете обратную связь, которая играет определяющую роль в процесседелового взаимодействия. Вы сможете понять, как встречено то, что вы говорите, — с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем илискучает.
3. Знаниеязыка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но ипредвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажетсяпо данному поводу. Такой язык тела может предупредить вас о том, следует ли изменитьсвое поведение, чтобы достичь нужного результата.
Все это позволяетсделать вывод о том, что если вы желаете достигнуть определенных результатов вовзаимоотношениях с собеседниками, то вам необходимо овладеть хотя бы азами невербальногообщения.

Заключение
 
За последние десятилетия заметно повысился интерес к невербальным способам общения.Стало ясно, что не вербальный компонент играетважную роль во взаимодействии между людьми. Язык тела порой даже лучше, чем слова (по крайней мере, правдивее,т.к. сознательно управлять не вербальными проявлениямидостаточно тяжело) дает нам информациюо физическом и психологическом состоянии партнера, об эмоциональном отношении человека к чему-либо и кому-либо; о возможных вариантах поведения втой или иной ситуации [18, с. 100].
Умение вести себя с людьми надлежащим образом является важнейшим фактором,определяющим шансы добиться успехов, облегчает установление контактов, способствуетдостижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
В заключении хотелось бы отметить, что невербальная коммуникация — это обмен и интерпретациялюдьми невербальных сообщений. Интерпретируя невербальные послания собеседника, необходимоучитывать ряд факторов:
1. национальнаяпринадлежность (так, одни и те же жесты могут означать разное у разных народов);
2. состояниездоровья (у человека в болезненном состоянии меняются взгляд, звучание голоса, жестыобычно более вялые, хотя есть заболевания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью,эмоциональностью);
3. профессиячеловека;
4. уровенькультуры;
5. статусчеловека;
6. актерскиеспособности (многие умеют играть не только словами, но и невербальными знаками);
7. возраст;
8. сочетаниеневербальных знаков;
9. возможностьпроявить и воспринять невербальные средства общения (физическая преграда между партнерамизатрудняет их полноценное восприятие, как например, при разговоре по телефону).
Интерпретация невербальных посланий — творческий процесс, который требуетот его участников наблюдательности, интереса и внимания к людям.
Итак, подводяитоги данного исследования, следует отметить, что невербальная коммуникация играетдалеко не последнюю роль в процессе взаимодействия людей. Средства невербальной коммуникациикак своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития,как и язык слов. Среди таких средств выделяют внешность, мимику,взгляды, позы,жесты, прикосновения, поведение человека в окружающем его пространстве, запахи и др. Все эти виды невербальных сообщенийнаходятся во взаимодействии, иногда дополняядруг друга, иногда противореча друг другу.

Список литературы
1.  Алешина И.В. Паблик рилейшнздля менеджеров и маркетеров. — М.: Гном-пресс, 1997. — 256 с.
2.  Аллан Пиз. Язык телодвижений (как читатьмысли по жестам)/ Пер. с англ. – Н. Новгород, 1994. – 107 с.
3.  Аминов И.И. Психология деловогообщения.- М.: Омега-Л, 2006. – 304 с.
4.  Андреева Г.М. Социальная психология.Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 376 с.
5.  Беленкова А.А. PRостой пиар. – М.: НТ Пресс,2006.- 256 с.
6.  Биркенбил В. Язык интонации,мимики, жестов. — С.-П.: «Питер», 1997. – 176 c.
7.  Бороздина Г.В. Психологияделового общения: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 224 с.
8.  Василик М.А. Основы теориикоммуникации: Учебник/ Под ред. проф. М.А. Василика.- М.: Гардарики, 2003.- 615с.
9.  Винокур Т. Г. Говорящий ислушающий. Варианты речевого поведения. – М.: «Наука», 1993. – 159 с.
10. ГореловИ. Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: «Наука», 1980. – 238 с.
11. КвиннВ.Н. Прикладная психология. СПб., 2000.- 549 с.
12. КибановА.Я. Этика деловыхотношений: Учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова — М.: ИНФРА-М,2006. — 368 с.
13. КнаппМ.Л. Невербальные коммуникации. – М.: «Наука», 1978. – 308 с.
14. КовальчукА.С. Основы делового общения: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Издательско-торговаякорпорация «Дашков и К0», 2007. – 300 с.
15. КондратьевЭ.В., Абрамов Р.Н./ Связи с общественностью: Учебное пособие для высшей школы/ Подобщ. ред. С.Д. Резника. – 3-е изд. –М.: Академический Проект, 2005.- 432 с.
16. ЛабунскаяВ. А. Невербальное поведение. – Ростов н/Д: «Феникс», 1988. – 246 с.
17. ЛеонтьевА. А. Психология общения. – М.: «Смысл», 1999. – 365 с.
18. МасюкевичН.В. Психология эффективного общения/ Н.В. Масюкевич, Л.С. Кожуховская. – Минск: Соврем. шк., 2007. – 384 с.
19. МоисеенкоЕ.А. Коммуникации в бизнесе/ Моисеенко Е.А. [и др.].- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.– 315 с.
20. МорозовВ. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. – М.: ИП РАН, Центр«Искусство и наука», 1998. – 189 с.
21. СтатьяЕгоровой Т. Невербальные средства общения [Электронный ресурс]. Режим доступа:
/>22. ОнлайнЭнциклопедия Кругосвет. Паблик Рилейшнз [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/PABLIK_RILESHNZ_RR.html [Дата обращения 10.05.2009]
23. ПочепцовГ.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века.- М.: «Рефл-бук», К.: «Валкер» — 2001.- 352 с.
24. ПочепцовГ.Г. Паблик Рилейшнз для профессионалов.- М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» — 2000. — 624с.
25. СиняеваИ.М. Паблик Рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник/ Под ред. проф. Г.А. Васильева.– М.: ЮНИТИ, 1998.- 287 с.
26. СорокинаА.В. Основы делового общения. Конспект лекций.- Ростов н/Д: «Феникс», 2004.- 224с.
27. СтоляренкоЛ.Д. Психология делового общения и управления. Серия «Учебники XXI века».- Ростов н/Д: «Феникс»,2001.- 401с.
28. Сэм Блэк.Введение в паблик рилейшнз.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998.- 320 с.
29. Фаст Дж.- Язык тела. Как понять иностранца без слов. [Электронный ресурс]. Режим доступа:lib.rin.ru/doc/i/3737p5.html [Дата обращения 8.05.2009]
30. ФоминЮ.А. Психология делового общения. – 2 изд., перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2000.-384 с.
31. Холл Э.Как понять иностранца без слов. – М.: «Наука», 1995. – 197 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Характеристика показателей сердечно-сосудистой системы и мышечной силы кисти у детей 11-14 лет, занимающихся дзюдо в ДЮЦ "Атлет"
Реферат Ресурсный потенциал Республики Коми: оценка и эффективность использования
Реферат Правоприменительная административная деятельность милиции
Реферат Проблемы внедрения европейских стандартов в Российской Федерации
Реферат Либерально-демократическая партия России
Реферат Hunger Of Memory Essay Research Paper The
Реферат Організація претензійно-позовної роботи на підприємстві
Реферат Царь Иван Грозный
Реферат Основные задачи, принципы и направления внешней политики Республики Казахстан
Реферат 2010 год
Реферат Совершенствование управления образовательным фактором экономического роста в условиях рынка (на материалах Павлодарской области)
Реферат Chaos In The Currency Markets Currency
Реферат Advertising in our Life
Реферат Султанмахмут Торайгыров
Реферат Релігійний ренесанс в сучасному суспільстві: його зміст, причини та основні напрямки